Тема урока: «Зимнее утро – мажорное настроение» ( по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»)Цель урока: Ознакомление учащихся с пейзажной лирикой («Зимнее утро») с историей создания стихотворения, показать связь состояния природы и человека, совершенствование знаний об эпитете, сравнении, навыков выразительного чтения.Оборудование: фонохрестоматия, картины, открытки с изображением зимнего пейзажа. I. Cлово учителя о целях урока.II. Беседа с учащимися о зиме. 1. Какие времена года вы особенно любите? 2. Нравится ли вам зима? Почему? 3. Как выглядит лес зимой? (деревья, ветки, земля, снег, река…) 4. Какое настроение бывает у вас ненастным зимним вечером, и – в морозное солнечное утро?III.Чтение учащимися сочинений о зиме. (домашнее задание) IV.Я вижу, ребята, вы любите зиму так же, как любил её А.С.Пушкин и, конечно, свою любовь выразил в своих замечательных стихах о зиме. Одно из них мы уже знаем. Это «Зимний вечер». А сегодня познакомимся со стихотворением «Зимнее утро» - чтение учителем стихотворения; - словарная работа: дремлешь – спишь, прелестный – очаровательный, Аврора – утренняя заря, Вечор – вчера вечером, Мутное небо – туманное, темное небо, Мгла – темнота, мрак, тьма, Бледное пятно – т?ссез тап, Нынче – сегодня, сейчас, Прозрачный лес – деревья без листьев, Янтарный блеск – желтый, солнечный, Трещит -, треск –шытырдый, Лежанка – ятак (постель), кобылку запрячь – атны ?иг?, навестим – барыйк, й?реп кайтыйк. Мажор – д?ртлелек, к?т?ренке к??еллелек (бодрость, хорошее приподнятое настроение). - Чтение стихотворения самими учащимися(Чтение про себя, чтение вслух, жужжащее чтение) V. Работа над содержанием стихотворения. - Из скольких частей состоит стихотворение? - Наша задача: увидеть картины, уловить чувства, определить, что использовал автор, чтобы передать эти чувства. Для этого мы начертим вот такую таблицу и заполним его необходимым материалом из стихотворения. План Картины Чувства Эпитеты и сравнения 1. Зимнее утро Морозное солнечное утро. Чудесный день родился Радость, бодрость, мажор. Чудесный 2. Вчерашняя вьюга Вьюга злилась. Луны почти не видно. Темнота. Тоска, грусть. Как бледное пятно; мрачное, бледное 3. Вид из окна Зимнее утро. Под голубыми небесами, как ковер, снег лежит, лес чернеет, речка белеет. Радость, мажор Прозрачный .великолепными коврами 4. В комнате В комнате горит печка. Тепло, светло. Тихая, теплая домашняя радость Янтарный блеск Предстоящая прогулка Поля пустые, леса густые, берег, милый для меня Легкая грусть, и любовь к родной природе Пустые, милый Итак: - Каким настроением проникнуто стихотворение?( стихотворение проникнуто радостным, мажорным настроением. Хочется собраться и уйти на лыжную прогулку в поля «пустые» и леса «недавно столь густые») - При чтении что мы увидели, почувствовали и слышали ? (мы увидели поля, леса, печь, горящую, снег)(почувствовали радость, у нас появилось желание совершить лыжную прогулку по полям и лесам, появляется бодрое настроение) - В каких строчках звуки слышны? (трещат поленья в печи, треск) тр, с, ч, щ. - Как все эти чувства передать голосом? - О чём это стихотворение? (о зиме – тема) - Какую главную мысль выражает поэт этим стихотворением? (Любовь к родной природе, а значит и любовь к малой родине, к полям, лесам, рекам и озёрам).