Реферат по предмету "Разное"


А. В. Белоконь (отв редактор), Е. К. Айдаркин, В. В. Жуков, Н. В. Изотова, А. И. Нарежный, А. М. Юрков

Министерство образования и науки Российской ФедерацииГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Ростовский государственный университет»СПРАВОЧНИКдля поступающихРостов-на-Дону2005Редакционная коллегия:А.В.Белоконь (отв.редактор), Е.К.Айдаркин, В.В.Жуков, Н.В.Изотова, А.И.Нарежный, А.М.ЮрковСоставители:В.А.Алешин, А.Ю.Архипов, С.В.Березовская, Н.И.Бойко, Д.В.Вахненко, В.Т.Гайков, Е.В.Григорьева, Г.В.Драч, Я.М.Ерусалимский, П.Н.Ермаков, Т.Ф.Ермоленко, Н.С.Кащенко, К.П.Краковский, В.И.Курбатов, А.А.Лукьянцев, Г.Г.Мермельштейн, Л.В.Назаренко, А.Е.Панич, В.Г.Паршин, В.Н.Прядко, Е.М.Пушкарский, Л.М.Рабкин, Н.И.Рогожкина, А.А.Семин, И.Ю.Солдатова, И.М.Узнародов, Е.Б.Цупак.Печатается по решению приемной комиссии РГУ^ Дорогие абитуриенты! Приглашаю Вас в Ростовский государственный университет - крупнейший центр образования, науки и культуры на Юге России, которому в 2005 году исполняется 90 лет. Ростовский государственный университет - это фундаментальные научные исследования, современный образовательный процесс и интересная студенческая жизнь. Вы получите диплом классического университета и станете высококвалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда, поскольку университетское образование - это опережающие знания и умение самостоятельно, перспективно и профессионально мыслить. Мы ждем Вас в Ростовском государственном университете!Ректор РГУдоктор физико-математическихнаук, профессор А.В.БелоконьРостовский государственный университетРостовский государственный университет является крупнейшим на юге России центром образования, науки и культуры. Он был создан на базе Императорского Варшавского университета, эвакуированного в г. Ростов-на-Дону в годы первой мировой войны. Торжественное открытие Императорского Варшавского университета состоялось в Ростове-на-Дону 27 ноября 1915 года, а с 1 декабря начались занятия на четырех факультетах: историко-филологическом, медицинском, юридическом, физико-математическом. В мае 1917 года декретом Временного правительства Императорский Варшавский университет был преобразован в Донской, который в 1925 году получил название Северо-Кавказского университета. В 1931 году на базе трех факультетов университета в Ростове-на-Дону были созданы медицинский, педагогический и финансово-экономический институты, а Ростовский-на-Дону государственный университет, получив нынешнее название, начал учебный год, имея в составе физико-математический, химический и геолого-ботанический факультеты. К концу 30-х годов из последнего выделились геолого-почвенный и географический факультеты. К этому времени в структуре университета уже имелись первые научные подразделения: Ботанический сад и Научно-исследовательский институт биологии. Вторая мировая война прервала развитие Ростовского университета: в первые же месяцы на фронт ушли 66 сотрудников и более 600 студентов. Летом 1942 года университет был эвакуирован в Киргизию (город Ош) и возвращен в разрушенный Ростов в 1944 году. Немногим более 5 лет потребовалось коллективу университета для того, чтобы достичь, а по некоторым показателям и превзойти довоенный уровень в подготовке кадров и в научной работе. В конце 60-х - начале 70-х годов в основном завершается формирование современной структуры университета. В 1965 году образуется новый экономико-философский факультет, а на базе историко-филологического возникают исторический и филологический факультеты. В 1970 году открывается Научно-исследовательский институт физики, а в 1971 году - физической и органической химии (НИИ ФОХ) и механики и прикладной математики (НИИ М и ПМ). В 1972 году открывается НИИ нейрокибернетики. В настоящее время Ростовский государственный университет представляет собой учебно-научно-производственный комплекс, в который входят 16 факультетов (физический, механико-математический, факультет высоких технологий, химический, геолого-географический, биолого-почвенный, исторический, юридический, экономический, факультет психологии, факультет философии и культурологии, факультет социологии и политологии, факультет филологии и журналистики, отделение регионоведения, факультет военного обучения и открытый факультет); пять филиалов - Волгодонский институт экономики, управления и права, Карачаево-Черкесский филиал РГУ, филиал РГУ в Махачкале, Новошахтинский филиал РГУ, филиал РГУ в г.Кизляре; 10 научно-исследовательских институтов (НИИ физики, НИИ механики и прикладной математики, НИИ физической и органической химии, НИИ биологии, НИИ нейрокибернетики, НИИ геохимии биосферы, УНИИ валеологии, НИИ проблем углеводородного сырья, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, Институт геоэкологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций), научное конструкторско-технологическое бюро “Пьезоприбор”, 12 научно-исследовательских лабораторий, созданных совместно с учреждениями Российской Академии Наук, Технопарк РГУ, Бизнес-инкубатор, Институт права и управления, Институт экономики и внешнеэкономических связей, Бизнес-школа, Южно-Российский центр информатизации высшей школы (ЮГИНФО), Южно-Российский центр академической мобильности (ЮРЦАМ), зональная научная библиотека, издательство, Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук (ИППК), Учебно-опытное хозяйство, Ботанический сад, учебная база практики “Никель” (Республика Адыгея), спортивно-оздоровительный лагерь “Лиманчик” на берегу Черного моря и другие учебные и вспомогательные подразделения. В 1995 году в Ростовском университете создан музей истории РГУ. В экспозиции музея представлены интереснейшие материалы и документы, охватывающие период со времени приезда Императорского Варшавского университета в г. Ростов-на-Дону в 1915 году и по день сегодняшний. В РГУ сформирован высококвалифицированный научно-педагогический коллектив: на факультетах и в НИИ работают 1266 преподавателей и 700 научных сотрудников, в том числе 1 академик и 3 члена-корреспондента РАН, один член-корреспондент Российской академии образования, более 70 академиков и членов-корреспондентов отраслевых и международных академий, 223 профессора и 922 кандидата наук, 18 лауреатов Государственных премий, 20 заслуженных деятелей науки Российской Федерации. Среди Почетных докторов РГУ - писатели, ученые, общественные и государственные деятели с мировым именем: академик А.А.Самарский (Россия), писатель Чарльз П.Сноу (Великобритания), лауреаты Нобелевской премии И.П.Павлов, М.М.Шолохов и А.И.Солженицын (Россия), ректоры университетов Альберт Кляйн (Дортмунд, Германия), Максимилиан Паздан (Силезский, Польша), В.А. Садовничий (МГУ, Россия), канцлер университета Мюнстер (Германия) Клаус Андербрюге, секретарь Страйтклайдского университета Питер Вэст (Великобритания), лауреат Филдовской премии профессор Стивен Смайл (Гонконг), посол Югославии в России Данило Ж. Маркович, известный издатель Манфред Хугер (издательство ХУГЕР, Германия), член Конституционного суда РФ М.В. Баглай (Россия), профессор Гумбольдтского университета Адольф Жунке (Германия), профессор Марсельского университета Роберто Гуглиелметти (Франция) и другие. За годы своего существования Ростовский госуниверситет подготовил около 100 тысяч специалистов, многие из которых добились заметных успехов на профессиональном поприще. Диплом Ростовского университета имеют академики РАН В.И.Минкин, возглавляющий ныне НИИ физической и органической химии РГУ, Г.Г. Матишов, директор НИИ биологии моря (Мурманск), председатель Южного отделения Академии наук РФ, В.А.Бабешко, ректор Кубанского госуниверситета, писатель А.И.Солженицын, члены Конституционного суда Российской Федерации М.В. Баглай и Н.С. Бондарь, бывший Чрезвычайный и полномочный посол России в Израиле А.Е. Бовин, бывший председатель Центризбиркома РФ, Чрезвычайный и полномочный посол России в Югославии Н.Г. Рябов, известный политический деятель, бывший главный редактор еженедельника “Аргумента и факты” В.А. Старков, популярный ведущий авторских программ на ТВ Дмитрий Дибров, писатель Данил Корецкий, ректор Ростовского государственного педагогического университета А.А.Греков, ректор Волгоградского университета О.В.Иншаков и др. Международная деятельность Ростовского государственного университета направлена на развитие партнерских отношений с вузами зарубежных стран и включает в себя обучение иностранных студентов и стажеров, а также подготовку аспирантов и докторантов; проведение совместных научных исследований; академический обмен учащимися, преподавателями и научными сотрудниками. Управление этим видом деятельности университета осуществляют международные службы, включающие отдел международных связей и Центр международных образовательных программ. Сегодня университет сотрудничает с 216 зарубежными вузами и организациями, представляющими более 40 стран мира, в числе которых США, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Турция, Греция, Израиль, Китай, Болгария, Польша, Бразилия и другие страны. Подготовка специалистов для зарубежных стран в Ростовском государственном университете осуществляется более 50 лет. За это время учебу по различным формам (в качестве студентов полного срока обучения, аспирантов, научных стажеров, студентов "включенного обучения", слушателей курсов русского языка или повышения квалификации) прошли около 5000 иностранных граждан из 92 стран мира. В университете эффективно ведется подготовка кадров высшей квалификации через отделы послевузовского образования (аспирантура, докторантура, стажерство, ФПК). Признанием научных заслуг РГУ является наличие 26 специализированных советов, в том числе 16 по защите докторских диссертаций и 10 - по защите кандидатских диссертаций. Важное место в структуре университета занимает зональная научная библиотека. Это богатейшее собрание отечественной и зарубежной литературы по разнообразным отраслям знаний. Фонд библиотеки насчитывает около 3 миллионов книг и журналов, в том числе зарубежных – около 180 тыс., редких книг - 8070. Среди редких изданий - собрание старославянских рукописей, книг кириллической и гражданской печати, зарубежные издания ХУ1-Х1Х в.в. Библиотека располагает 7 абонементами и 6 читальными залами, в которых ежегодно обслуживается свыше 55 тысяч читателей, выдается около 1 млн. 800 тыс.книг. С 1990 г. в библиотеке функционирует автоматизированная информационно-библиотечная система: электронные каталоги книг, авторефератов и диссертаций, редких книг, зарубежных изданий, электронная картотека журнальных статей и периодики, трудов ученых РГУ. В настоящее время подготовка специалистов в университете осуществляется по 14 направлениям и 42 специальностям: Факультет Направления,Специальности Формы обучения Биолого-почвенный факультет Направления:- биология- почвоведениеСпециальности:- биология- почвоведение- биоэкология очнаяочнаяочная, вечерняя, заочнаяочнаязаочная ^ Геолого-географический факультет Специальности:- геология- гидрогеология и инженер ная геология- география- геология нефти и газа- геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых- океанологиягеоэкологиятуризм очнаяочнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочнаяочная, заочнаяочная ^ Исторический факультет Направление:- историяСпециальность:- история очнаяочная, заочная ^ Механико-математический факультет Направления:- математика- прикладная математика и информатика- математика, прикладная математикаСпециальности:- математика- механикаприкладная математика и информатикаинформационные системы и технологии очнаяочнаяочнаяочнаяочнаяочная, вечерняяочная, вечерняя ^ Факультет высоких технологий Направление:- системный анализ и управление Специальности:-информационно-измерительная техника и технологии- информационные системы и технологии- менеджмент высоких технологий очнаяочнаяочнаяочная ^ Факультет психологии Специальность:- психология очная, заочная Ф-т социологии и политологии Специальности:- политология- социологиясоциальная работаНаправление:- конфликтология (бакалавриат) очная, заочнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочная Физический факультет Направления:физика;телекоммуникации (бакалавриат)Специальности:- физика- радиофизика и электроникамикроэлектроника и твердотельная электроникамедицинская физика очнаяочнаяочнаяочная, вечерняяочнаяочнаяочная ^ Факультет филологии и журналистики Направления:- филология- журналистикаСпециальности:- филология (отечественная)- филология (романо-германская)- журналистика очнаяочнаяочная, заочнаяочнаяочная, заочная ^ Факультет философии и культурологии Специальности:- философия- культурология очная, заочнаяочная, заочная ^ Химический факультет Направление:- химияСпециальность:- химия очнаяочная, вечерняя ^ Экономический факультет Направления:- экономикаСпециальности:- экономическая теория- финансы и кредит- бухгалтерский учет, анализ и аудит- мировая экономика- менеджмент организации- математические методы в экономике- антикризисное управление- прикладная информатика (в экономике)- управление персоналом очнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочная, заочнаяочнаяочнаяочная, заочная ^ Юридический факультет Специальность:- юриспруденция очная, вечерняя, заочная Отделение регионоведения Специальность:- регионоведение очная, заочная ^ БИОЛОГО-ПОЧВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТДекан – доцент В.Г.ПаршинБиолого-почвенный факультет был образован в 1934 году. Основой его послужило ботаническое отделение геолого-ботанического факультета. Одновременно с этим к факультету (в те годы именовавшимся биологическим) были присоединены Новороссийская биологическая станция и Азово-Донская биологическая станция. Спектр специальностей существенно расширился – в составе факультета работали ботаники, зоологи, физиологи, микробиологи. В 1948 году в состав факультета вошла кафедра почвоведения, и с тех пор факультет носит название биолого-почвенный. В настоящее время на факультете ведется подготовка биологов, почвоведов и биоэкологов по многоуровневой системе. Студент может выбрать для себя один из 3-х уровней образования. Обучаясь по 4-х летней программе – получить диплом и квалификацию (академическую степень) бакалавра. Пятилетний цикл завершается получением диплома специалиста в избранной области. Наиболее подготовленные бакалавры, проявившие склонность к научной работе, могут продлить обучение по программе магистерской подготовки, таким образом, обучение длится 6 лет, и выпускник, защитив магистерскую диссертацию, получает диплом и квалификацию (академическую степень) магистра. На старших курсах студент, продолжая изучать базовые дисциплины, проходит углубленную подготовку по одной из специализаций, готовит курсовые и дипломную работы по заинтересовавшей его тематике. Кроме того, на факультете проводится (по желанию студентов) цикл занятий по педагогическому мастерству для обучающихся по специальностям «биология» и «почвоведение». Прошедшие этот цикл получают дополнительную квалификацию «преподаватель», что дает возможность работать на преподавательских должностях в учебных заведениях среднего, среднего специального и высшего образования. Факультет проводит обучение по дневной, вечерней и заочной формам. В частности, по специальности «биология» - дневная (срок обучения 4 – 6 лет), вечерняя (срок обучения – 6 лет) и заочная (срок обучения – 6 лет); по специальности «почвоведение» - дневная; по специальности «биоэкология» - заочная. Подготовка магистров проводится по дневной (очной) форме обучения. Учебно-научный комплекс биолого-почвенного факультета объединяет 8 кафедр: физиологии человека и животных, биохимии и микробиологии, ботаники, зоологии, генетики, экологии и природопользования, почвоведения и агрохимии, основы медицинских знаний и защиты населения в чрезвычайной обстановке. В комплекс входят также 3 научно-исследовательских института (биологии, нейрокибернетики, валеологии), Ботанический сад, Биологическая опытная станция РГУ. Занятия со студентами на факультете проводят 20 профессоров, докторов наук и 56 кандидатов наук (доцентов и ст. преподавателей). В настоящее время на факультете обучается более 1200 студентов, осуществляется подготовка кадров по 4 специальностям и 11 специализациям: физиологии человека, валеологии, генетике, биохимии, микробиологии, ботанике, зоологии, экологии, почвоведению и агрохимии, эколого-экономической оценке земель, фитодизайну в садово-парковом строительстве. Учебные и производственные практики – обязательная часть подготовки биологов и почвоведов. Учебная полевая практика в конце 1 и 2 курсов проходит на 2-х учебных базах университета: на Биологической опытной станции РГУ (пос. Недвиговка) и на базе практики «Белая речка» (пос. Никель) в горах Кавказа. Производственная практика на 3 и 4 курсах, выполнение экспериментальной части курсовых и дипломных работ проводятся в научных учреждениях г. Ростова-на-Дону и области, а также в лабораториях многих институтов Российсой Академии наук в Москве, Санкт-Петербурге, Пущино-на-Оке, и в других научных центрах, с которыми факультет поддерживает творческие связи. Научно-исследовательская работа – обязательная составляющая обучения студентов в университете. На каждой кафедре имеется аспирантура по основным специальностям, а на кафедре физиологии человека и животных – докторантура. На факультете функционирует три специализированных Совета: по докторским и кандидатским диссертациям.^ Кафедра биохимии и микробиологии (зав.кафедрой – профессор В.В.Внуков). Кафедра основана в 1939 году. В разное время кафедру возглавляли видные ученые: профессора Д.Е.Дионисьев, З.С.Гершенович, А.А. Кричевская. ^ Педагогическая работа: Базами для производственной практики, выполнения курсовых и дипломных работ, подготовки бакалавров и магистров являются НИИ Биологии РГУ, Азовский НИИ рыбного хозяйства (АЗНИИРХ), Ростовский противочумный институт, Ростовский онкологический институт, а также Институт Белка РАН (г. Пущино, Московской обл.), биохимические и микробиологические лаборатории медицинских и производственных учреждений. ^ Основные научные направления: исследование биохимических механизмов экстремальных и патологических состояний организма; исследования нейроспецифических белков и пептидов мозга; биохимические механизмы действия биологически активных пептидов; молекулярные механизмы старения белков; микробные трансформации.^ Основные научные достижения и свидетельства признания кафедры: выяснение биохимических механизмов действия на организм человека повышенного давления кислорода, на основе которых разработаны биохимические и биофизические тесты оптимизации режимов ГБО-терапии и предложены препараты, уменьшающие интенсивность окислительного стресса. Установлены молекулярные механизмы скорости катаболизма белков и старения организма. Разработаны биохимические способы диагностики темпов старения индивида и инактивации белковых препаратов при хранении. Установлена реакция основных физиологических групп микроорганизмов на внесение пестицидов разной химической природы, минеральных удобрений, тяжелых металлов. Показана возможность использования препаратов микробиологического синтеза для повышения биологической активности почв и детоксикации пестицидов. Получено более 10 авторских свидетельств об изобретении и патентов.^ Кафедра генетики (зав. кафедрой – профессор Е.П.Гуськов). Курс генетики в Ростовском университете впервые начал читать профессор А.Ф. Лебедев в 1919 году. Позже И.Ф. Лященко на факультете организовал кабинет «Генетики и дарвинизма», который перед началом Второй мировой войны был преобразован в кафедру физиологии растений и генетики. После сессии ВАСХНИЛ 1948 года название «генетика» было убрано. В 1963 г. благодаря поддержке ректора РГУ профессора Ю.А. Жданова на биологическом факультете была открыта кафедра генетики и цитологии, заведующим которой стал профессор И.Ф. Лященко. ^ Педагогическая работа. Кафедра проводит подготовку специалистов в области генетики растений, животных и человека – бакалавров, специалистов, магистров. Подготовка осуществляется как в лабораториях кафедры, так и на базе отдела молекулярной генетики в НИИ Биологии РГУ. Экспериментальной базой для реализации некоторых программ магистерской подготовки является Биологическая опытная станция РГУ (пос. Недвиговка). Кроме того, курсовые и дипломные работы выполняются в лабораториях Азовского НИИ рыбного хозяйства (АЗНИИРХ), Ростовского онкологического института, Ростовского НИИ Акушерства и педиатрии, других медицинских и производственных учреждениях.^ Основные научные направления: генетические механизмы реакции генома на окислительный стресс; исследование механизмов индукции и функционирования пластомных мутантов высших растений; анализ генетической структуры популяций Юга России и наследственных заболеваний.^ Основные научные достижения и свидетельства признания кафедры: прежде всего, это результаты работ, посвященных изучению хлорофильных мутантов подсолнечника. Основателем крупной школы исследователей неядерной наследственности был И.Ф. Лященко, подобно В. Корренсу в Австрии и Э. Бауэру в Германии. Выпускник и сотрудник кафедры Ю.Д. Белецкий впервые в мире открыл метод направленной индукции хлорофильных мутантов у растений, что повлияло на ход развития некоторых разделов генетики и физиологии растений. Существующая в НИИ Биологии коллекция хлорофильных мутантов подсолнечника является уникальной и создана коллективом сотрудников. После смерти Ю.Д. Белецкого это направление на кафедре возглавил доцент А.В. Усатов. Текущая исследовательская работа сосредоточена в области генетики окислительного стресса, в которой кафедра долгое время занимала лидирующее положение. Работы по изучению анализа генетической структуры популяций Юга России возглавляет профессор Т.П. Шкурат. Многие выпускники кафедры являются ведущими специалистами в области генетики онтогенеза, генной инженерии, популяционной генетики человека. Они успешно работают в Институте Биологии Развития РАН, Центре биоинженерии и биотехнологии РАСХН, а также за рубежом – в Германии, Израиле, Франции, США, Канаде и др. странах. ^ Кафедра зоологии (зав.кафедрой – профессор В.А.Миноранский). Кафедра зоологии была образована на биологическом факультете РГУ в 1938 году. В разное время кафедру возглавляли видные ученые профессора: Я.П. Щелкановцев, С.А. Спасский, С.Я. Вейсиг, В.А. Водяницкий, Н.Н. Архангельский, Ф.Д. Мордухай-Болтовской, Б.В. Добровольский, Ю.М. Ралль, Н.А. Пробатов, А.В. Пономаренко, доцент Н.С. Олейников. ^ Педагогическая работа. Подготовка специалистов на кафедре ведется по специальности биология и специализации зоология, экология. Студенты проходят учебную и производственную практику, выполняют полевые научные исследования на базах: Биологическая опытная станция РГУ (пос. Недвиговка), «Белая речка» (пос. Никель, респ. Адыгея), в лаборатории биомониторинга на территории спортивно-оздоровительного лагеря РГУ «Лиманчик» (пос Абрау, Краснодарский край), а также в заповедниках, заказниках, экспедициях противочумного отдела СКЖД, НИИ Медицинской паразитологии, Ростовском зоопарке и др. Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской работой, проходят стажировки в ведущих академических институтах и крупнейших университетах страны: НИИ Зоологии РАН (С.-Петербург), МГУ и МГПУ, и др. Ежегодно кафедра выпускает 8-12 человек. Кроме того, каждый год на кафедре обучается 2-5 магистрантов по специальным программам, большая часть которых реализуется совместно с кафедрами ботаники, почвоведения и агрохимии и другими.^ Основное научное направление: эколого-фаунистическое изучение животного мира юга Европейской части России, его охрана и рациональное использование.^ Основные научные достижения и свидетельства признания кафедры: работниками кафедры изучена фауна и экология беспозвоночных и позвоночных животных Нижнего Дона и Северного Кавказа. С их участием организованы заповедник «Ростовский», 3 заказника, 10 памятников природы, ряд других охраняемых природных территорий; проведены инвентаризация и кадастр особо охраняемых природных территорий, ведется их мониторинг. Изучен состав многих групп животных и описан ряд новых для науки фауны России видов. Выяснено влияние антропогенных факторов на животный мир и разработаны эффективные мероприятия регуляции численности и значения животных, сохранения и восстановления биоразнообразия донских степей. Только за последние 10 лет сотрудниками получено 8 авторских свидетельств и 3 патента на изобретения. Профессор В.А. Миноранский был награжден бронзовой медалью ВДНХ, в последнее десятилетие руководит НИР по ряду грантов, был лауреатом государственной стипендии.^ Кафедра экологии и природопользования (зав кафедрой – профессор В.Ф.Вальков). Кафедра была основана в 1974 году, и в то время ее возглавлял профессор Ю.Н. Куражковский. ^ Педагогическая работа. Сотрудниками кафедры ведутся разработки новых методов по экологизации обучения от дошкольного до высшего. Специализирующиеся на кафедре студенты проходят подготовку в лабораториях и на базе Ботанического сада РГУ, НИИ Биологии РГУ. Кафедра осуществляет подготовку магистров по направлению «экология». На кафедре подготовлена программа «Оценка экологической ситуации сельскохозяйственных и промышленных предприятий, населенных пунктов и проектируемых объектов». При кафедре в течение нескольких десятков лет работает факультет по повышению квалификации преподавателей Юга России.^ Основные научные направления: общая экология; экология микроорганизмов; экология растений и животных; биогеоценология; рациональное природопользование; токсикология; урбоэкология.^ Основные научные достижения и свидетельства признания кафедры: на кафедре получены результаты о состоянии городской и естественных экосистем, определены ПДК токсических веществ в водоемах города и Ростовской области, получены новые данные по экотоксикологии и популяциям птиц, по влиянию различных факторов среды на биологическую активность почв. Составлена экологическеая карта р. Дон и Аксайской поймы. Профессор В.Ф. Вальков – ности званиие Соросовского профессора; доктор биологических наук Н.В. Лебедева – академик РАЕН, Член международного орнитологического комитета, стипендиат Президиума РАН; доцент кафедры К.Ш. Казеев в 2003 г. получил грант В.В. Потанина. Кафедра физиологии человека и животных (зав. кафедрой – профессор Е.К.Айдаркин). Кафедра основана в 1935 году. В разное время кафедру возглавляли видные ученые: академик Н.А. Рожанский, профессора А.П. Шмагина, А.Б. Коган, Г.А.Кураев. Педагогическая работа. Подготовка специалистов по физиологии человека и животных осуществляется на экспериментальной базе кафедры, учебно-научно-исследовательского института валеологии и НИИ нейрокибернетики РГУ. Тематика дипломных работ студентов, специализирующихся на кафедре, определяется в рамках программы «Здоровье и образование» Министерства образования РФ, научно-технической программы «Научные исследования высшей школы по технологии живых систем», Федеральная целевая программа «Интеграция», программы «Университеты России» и других программ. Производственная практика студентов проходит на базе кафедры, учебно-научно-исследовательского института валеологии и НИИ нейрокибернетики РГУ. На кафедре подготовлено 6 магистров, реализуются 3 программы обучения магистров. Кафедра физиологии человека и животных РГУ возглавляет диссертационный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности «физиология». На кафедре работает аспирантура, докторантура, институт соискательства. Основные научные направления: физиологические, кибернетические механизмы нервной деятельности и межсистемных отношений; информационные процессы в биологических системах; психофизиологические основы естественного интеллекта; физиологические механизмы здоровья.^ Основные научные достижения и свидетельства признания кафедры: многочисленные патенты и свидетельства об изобретениях, монографии и учебники, пользующиеся спросом у студентов. Профессор А.Б.Коган был лауреатом премии и медали им.И.М.Сеченова и И.П.Павлова, заслуженным деятелем науки РФ. Профессор Г.А.Кураев был заслуженным деятелем науки РФ, чл.корр. РАО, академиком Нью-Йоркской академии наук, научным руководителем программы «Здоровье и образование» МО РФ. Профессор О.Г. Чораян – академик РАЕН, МАИ, заслуженный деятель науки РФ. В 1995 г. Российской академией естественных наук и Ассоциацией авторов научных открытий зарегистрировано открытие профессора О.Г.Чораяна в области информационных процессов в нервной клетке. Профессор В.Н.Думбай – чл.корр. МАН ВШ. Профессор Т.В.Алейникова – академик Нью-Йоркской академии наук. Профессор О.Г.Чораян – лауреат государственной научной стипендии, член Головного Совета по биологическим наукам МО РФ.^ Кафедра почвоведения и агрохимии (зав. кафедрой - профессор В.С. Крыщенко). Кафедра основана в 1935 году. Основатель кафедры, известный ученый профессор С.А. Захаров, возглавлял ее до 1949 года. Затем в разные годы кафедрой заведовали видные ученые, профессора В.В. Акимцев, Ф.Я. Гаврилюк, П.А. Садименко. ^ Педагогическая работа. На отделении почвоведение ежегодно проходят подготовку 25-30 студентов по трем образовательным уровням: бакалавр, специалист, магистр почвоведения. С 2002 года введена дополнительная квалификация «Преподаватель почвоведения». Магистры почвоведения готовятся по следующим направлениям: география и картография почв, химия почв, агрохимия почв. На кафедре осуществляется подготовка аспирантов по специальности «почвоведение». С 1999 года функционирует диссертационный Совет по защите кандидатских диссертаций. Экспериментальной базой для выполнения дипломных работ и диссертаций являются НИИ биологии, Ботанический сад при РГУ, Биологическая опытная станция (пос. Недвиговка), агрохимцентр «Ростовский», ЮжНИИгипрозем, НПО «Дон», Почвенный ин-т им. В.В. Докучаева, МГУ и др. учреждения. На кафедре работают студенческие научные проблемные группы. Занимающиеся в них студенты и аспиранты активно участвуют в научно-исследовательской работе. Многими студентами на конкурсной основе получены звания «Соросовский студент» и аспирантами кафедры – «Соросовский аспирант». Студенты-отличники, научно-исследовательская работа которых связана с проблемами экологии и охраны почв, выигрывали стипендии Неправительственного фонда им. В.И. Вернадского, стипендию фонда М. Потанина, поощрялись стипендиями губернатора области и Правительства России. Наиболее интересные работы аспирантов и студентов на конкурсной основе финансируются по линии Федеральная целевая программа «Интеграция», что дает им возможность стажироваться в ведущих вузах и НИИ страны: в Москве, Пущино-на-Оке и за границей (Германия). За последние 10 лет на кафедре подготовлено 2 доктора наук, 8 кандидатов наук, 5 магистров почвоведения.^ Основное научное направление: изучение генезиса, географии и эколого-экономическая оценка почв Нижнего Дона и Северного Кавказа.Основные научные достижения и свидетельства признания кафедры: на кафедре работали и рабо^ Специальность “геология” Специализации: геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых; литология.Квалификация в дипломе – «геолог». Выпускники этой специальности имеют право работать в научно-исследовательских и производственных организациях геологического профиля, а также вести преподавание геологических дисциплин в вузах и средних специальных учебных заведениях. Специальность “гидрогеология и инженерная геология” Специализации: гидрогеология; инженерная геология. Квалификация в дипломе – «гидрогеолог, инженер-геолог». Выпускники этой специальности занимаются поисками, разведкой и освоением месторождений питьевых, технических, лечебных, минеральных, промышленных и термальных вод, инженерно-геологическими изысканиями под различные виды строительства. Специальность “география” Специализации: физическая география; экономическая география; туризм и экскурсионное дело; Квалификация в дипломе - географ. Выпускники этой специальности имеют широкий спектр применения полученных знаний. Они выполняют исследования в учреждениях и организациях, занимающихся решением научных и прикладных задач физико-географической, экономической и экологической направленности, занимаются организацией туристко-экскурсионного обслуживания в соответствующих фирмах и бюро. Значительная часть выпускников-географов занята преподаванием географии в средних школах, лицеях и колледжах. Специальность “геоэкология” Специализации: экологическая геология; глобальные экологические проблемы Квалификация в дипломе – «геоэколог». Потребителями выпускников-геоэкологов являются региональные и отраслевые комитеты, отделы и другие организации, занимающиеся решением актуальных проблем обеспечения безопасной жизнедеятельности. Специальность “геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых“ Специализации: геология и разведка месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых; менеджмент минерально-сырьевого комплекса Квалификация в дипломе – «горный инженер». Выпускники этой специальности призваны решать задачи производственного характера, связанные с поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых. Основное их место работы – геологические экспедиции, специализированные партии и другие производственные организации геологического профиля. В то же время их подготовка включает возможность занятия научной деятельностью. Специальность “геология нефти и газа” Специализации: поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений; нефтегазопромысловая геология. Квалификация в дипломе – «горный инженер». Нефтяная геология – одна из ведущих отраслей современной экономики России. Благодаря многообразию решаемых ею задач выпускники-нефтяники геофака РГУ легко вписываются в эту отрасль, находя работу по призванию. Кроме дневной формы обучения на факультете имеется заочное отделение, где подготовка квалифицированных специалистов ведется без отрыва от раб


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Історія України, 9 клас
Реферат Модель вероятностей актуализации рекламного обращения
Реферат Захворювання серцево-судинної системи серед сільських жінок працездатного віку у зв язку з сімей
Реферат Мёрике, Эдуард
Реферат Взаимосвязь социальных программ и социальных проектов
Реферат Управление контрразведки "СМЕРШ" – история создания и деятельности
Реферат «Методика суспільно-географічного дослідження процесу ресурсозбереження з використанням індикативних показників»
Реферат Реорганизация схемы управления и оптимизация сегмента сети передачи данных
Реферат Общие тенденции развития и характерные черты русской идеалистической философии
Реферат Автоматизированная информационная система ALIS в ЦБС Беларуси функциональные технологические
Реферат Методы психодиагностики и их классификация 2
Реферат Необходимость денег. Концепция происхождения дене
Реферат Контрольная работа по Информационным системам в экономике
Реферат Финансовый потенциал предприятий бюджетной сферы
Реферат Неналоговые поступления в бюджет