«Исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время»Митина Тамара Геннадьевна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии № 2 г. Краснознаменска Московской области «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности» А.Дистервег В настоящее время в общеобразовательных учреждениях развивается перспективная образовательная технология – учебно-исследовательская деятельность учащихся. Ее суть в том, что в рамках различных форм образовательной работы (общеобразовательные дисциплины, творческие объединения, исследовательские лаборатории и т.д.) учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук. Руководителями этих работ являются школьные учителя и специалисты из профильных научных учреждений. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные на конкурсы и научно-практические конференции. Существует пять основных видов творческих и исследовательских работ школьников:Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо программы;Проблемно-реферативные – творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы;Экспериментальные – описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий;^ Натуралистические и описательные - направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительная особенность – отсутствие количественной методики исследования;Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Основной акцент при организации и выборе тем исследовательских работ учащимися делается на практическую значимость выполняемых заданий, уровень привлечения теоретических обоснований, а также возможность представления уже готовых работ для участия в различных образовательных и научно-социальных программах. Рассмотрим на примерах систему проектной работы по возрастным группам.Проектная работа «Математический алфавит»Методический паспорт проекта: Учебный предмет – математика; Класс – 5 или 6 гимназический класс; Тип проекта – прикладной краткосрочный проект; Цель проекта – способствовать развитию интереса к изучению предмета, развивать навыки работы в группе, работы с учебной и научно-популярной литературой; Практическое применение – на уроках, при проведении предметной недели математики, на Интеллектуальном марафоне, при проведении «Поезда знаний» для учащихся 1-4 классов; Результат проекта – презентация проекта, сборник проектных работ учащихся.Этапы выполнения проектной работы:1 этап – подготовка к выполнению проекта: Уточнить тему проектной работы; Разбить класс на 4 группы, в каждой группе выбрать капитана, оформителя и редактора, каждой группе выдать задание – составить алфавит из математических терминов, придумать и осуществить оформление для каждой буквы, придумать сценарий защиты своего проекта.2 этап – выполнение проекта: Выбор математических терминов; Подготовка и обсуждение эскизов; Окончательное утверждение подготовленных материалов.3 этап – оформление проектной работы: Оформление работы по ранее разработанным эскизам; Подготовка презентации для публичного выступления и защиты работы. 4 этап – защита работы: Подведение итогов работы; Публичное выступление с презентацией; Защита проектной работы.Проектно-исследовательская работа «Построения с помощью циркуля и линейки»Методический паспорт проекта: Учебный предмет – геометрия; Класс – 7 или 8 гимназический класс; Тип проекта – прикладной краткосрочный проект; Цель проекта – развитие исследовательских умений у учащихся, навыков работы с учебной и научно-популярной литературой, развитие интереса к изучению геометрии; Практическое применение – на уроках, при проведении предметной недели математики, на Интеллектуальном марафоне, при проведении «Поезда знаний» для учащихся 1-4 классов; на конференции научного общества учащихся; Результат проекта – презентация проекта, сборник проектных работ учащихся.Этапы выполнения проектной работы:1 этап – подготовка к выполнению проекта: Уточнить тему проектной работы; Выбор узкого направления исследования; Изучение литературы по теме проектной работы; Выбор методов исследования.2 этап – выполнение проекта: Выполнение черновых вариантов решения; Подготовка и обсуждение эскизов; Окончательное утверждение подготовленных материалов.3 этап – оформление проектной работы: Оформление работы по ранее разработанным эскизам; Описание выполненных чертежей; Подготовка слайдов; Подготовка презентации для публичного выступления и защиты работы; Составление списка литературы; Оформление титульного листа. 4 этап – защита работы: Подведение итогов работы; Публичное выступление с презентацией; Защита проектной работы.Проектно-исследовательская работа «Симметрия вокруг нас»Методический паспорт проекта: Учебный предмет – стереометрия; Класс – 10 физико-математический класс; Тип проекта – прикладной среднесрочный проект; Цель проекта – развитие исследовательской компетенции, систематизация знаний учащихся по заданной теме; развитие навыков анализа, синтеза, классификации, систематизации материала; Практическое применение – на уроках, при проведении предметной недели математики, на ученической конференции научного общества гимназии. Результат проекта – стендовые доклады учащихся.План проектно-исследовательской работы: Вступительная часть. Понятие симметрии. Виды симметрии. Основная часть. - симметрия в архитектуре; - симметрия в технике; - симметрия в живописи; - симметрия в живой природе; Заключение. Основные выводы. Симметрия в современной жизни.^ Проектно-исследовательская работа «Исследование графиков тригонометрических функций. Основные преобразования графиков функций. Построение графиков тригонометрических функций с помощью преобразований»Методический паспорт проекта: Учебный предмет – алгебра и начала анализа; Класс – 9 или 10 физико-математический класс; Тип проекта – прикладной среднесрочный проект; Цель проекта – систематизировать знания учащихся по заданной теме; способствовать развитию навыков построения графиков с помощью преобразований, развивать навыки анализа, синтеза, классификации, систематизации материала; Практическое применение – на уроках, при проведении предметной недели математики, на ученической конференции научного общества гимназии. Результат проекта – сборник проектно-исследовательских работ учащихся. В 9 -11 классах учащимся уже можно предложить выполнить исследовательскую работу. К работе следует предъявить более высокие требования, чем просто к проектной работе. А именно: Титульный лист (наименование конференции или другого мероприятия, на котором будет представлена работа, название работы, фамилия, имя, отчество автора, класс, полное название учебного заведения и его месторасположения); Краткая аннотация (объем не более 10 строк, представляет собой краткое описание работы на простом и понятном широкой публике языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов. Краткая аннотация печатается на отдельном стандартном листе А4); Аннотация (содержит наиболее важные сведения о работе: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные, выводы); Научная статья (описание работы) – статья в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии), которая представляет собой описание исследовательской (творческой) работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы, и список литературы, не должны превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Нумерация страниц текста статьи производится в правом верхнем углу арабскими цифрами. На первой странице статьи сначала печатается стандартный заголовок, далее следует текст статьи, список литературы в порядке упоминания в тексте, приложения.^ Исследовательская работа «Использование математических объектов как способ реализации принципов искусства»Методический паспорт проекта: Учебный предмет – алгебра и начала анализа, геометрия; Класс – 10 физико-математический класс; Тип проекта – прикладной долгосрочный проект; Цель проекта – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы, повышение культуры проектной деятельности учащихся путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования. Практическое применение – при проведении предметной недели математики, на ученической конференции научного общества гимназии, в качестве стендового доклада на конференции научно-социальной программы «Шаг в будущее». Результат проекта – стендовый доклад учащихся, презентация, публикация в сборнике исследовательских работ учащихся.Этапы организации научно-исследовательской работы: 1 этап – мотивация: Выбор темы научно-исследовательской работы; Выбор методов исследования. 2 этап – корректировка и конкретизация темы исследовательской работы: Формулировка темы исследовательской работы и круга вопросов для изучения; Знакомство с принципами научного исследования. 3 этап – определение круга изучаемых источников и литературы: Знакомство с методами исследования; Определение круга изучаемых источников и литературы. 4 этап – сбор материала по теме исследования и его систематизация: Работа с фондом библиотеки; Работа с Интернет; Составление конспектов и тезисов по изученной литературе; Систематизация собранного материала по теме исследования. 5 этап – проведение исследования: Выполнение сравнительных таблиц по теме исследования; Изготовление эскизов; Выполнение описания полученных работ. Формулирование основных выводов; 6 этап – оформление исследовательской работы: Корректировка текста полученных в ходе исследования материалов; Оформление работы в соответствии с требованиями; Подготовка электронной презентации работы; Оформление стендового доклада. 7 этап – защита исследовательской работы: Публичное выступление на конференции научного общества; Стендовый доклад; Показ электронной презентации. В заключении хочется акцентировать внимание читателей на двух замечаниях: Выполнение проектно-исследовательских работ учащимися и их деятельность в рамках научного общества развивают исследовательские компетенции, аналитические и прогностические способности учащихся; Проектно-исследовательская деятельность - это один из важнейших факторов самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.