Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Стандартизация и сертификация продукции. Иностранные сертификаты качества

Содержание
1. Функции служб стандартизации предприятий
2. Технические условия. Порядок разработки иприменения
3. Правовые основы стандартизации
4. Функции метрологической службы предприятия
5. Правила и порядок проведения сертификации продукции
6. Порядок признания иностранных сертификатов напродукцию
7. Государственная гигиеническая регламентация ирегистрация продукции
Список использованных источников

1.Функции служб стандартизации предприятий
ПостановлениемПравительства утверждена следующая структура центрального аппарата Комитета постандартизации, метрологии и сертификации: управление стандартизации;управление метрологии; управление сертификации и государственного контролякачества; управление надзора за измерениями радиоактивного загрязнения;управление экономики, финансов и бухгалтерского учета.
Для рассмотрениянаучно-технических вопросов по стандартизации, метрологии, сертификации иаккредитации в Госстандарте (подчиненных ему организациях) могут создаватьсясовещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положения о нихутверждаются Председателем Госстандарта (руководителями организацийГосстандарта).
Безусловно, что всеработы в области стандартизации, метрологии и сертификации не могут выполнятьсятолько силами Госстандарта. Работами технического и практического характера поего поручению осуществляют организации, обладающие необходимым научнымпотенциалом, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Кроме того, влюбом учреждении и на любом предприятии существуют службы, которыефункционально подчиняются Госстандарту.
Службы стандартизации напредприятии могут быть организованы как отдел, лаборатория или бюростандартизации. Основными функциями службы стандартизации предприятия являются:
— планирование работ постандартизации (планирование разработки стандартов предприятия с осуществлениемвсех необходимых исследовательских и опытных работ, а также планированиевнедрения государственных и отраслевых заказов);
— разработка проектовгосударственных стандартов и отраслевых нормативных документов по заказамвышестоящих органов стандартизации (проводится в соответствии с планамигосударственной и отраслевой стандартизации и свидетельствует о признаниивысокой квалификации и возможностей соответствующей службы);
— осуществление контролявнедрения и соблюдения на предприятии, в том числе осуществление нормоконтроля(стандартизационного контроля) конструкторской и технологической документации;
— информационноеобеспечение предприятия нормативными документами по стандартизации, в том численормативными документами отраслевой и государственной стандартизации, а такжемеждународными стандартами;
— проведение исследованийи разработок в области стандартизации и управления качеством.
2.Технические условия. Порядок разработки и применения
Технические условия — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации,утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащийтехнические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой имипродукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.
Технические условияразрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальнымипредпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации.
Технические условиявводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами илииндивидуальными предпринимателями, их утвердившими.
Технические условия недолжны противоречить требованиям технических регламентов.
Технические условия разрабатывают:
-          на одноконкретное изделие, материал, вещество и т.п.;
-          на несколькоконкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые ТУ).
В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, чтопозволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект ТУ –продукция, в частности ее разновидности – конкретные марки, модели товаров.
Типичными объектами ТУ среди товаров являются:
-          изделия,выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов);
-          изделиясменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию);
-          изделия,осваиваемые промышленностью;
-          продукция,выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.
Технические условиядолжны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующейпоследовательности:
— технические требования;
— требованиябезопасности;
— требования охраныокружающей среды;
— правилаприемки;
— методыконтроля;
— транспортирование и хранение;
— указания поэксплуатации;
— гарантииизготовителя.
Требования,установленные в ТУ, не должны противоречить обязательным требованиямгосударственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.
ОбозначениеТУ формируется из:
— кода «ТУ»;
— кода группыпродукции по классификатору продукции (ОКП);
— трехразрядногорегистрационного номера;
— кодапредприятия – разработчика ТУ по классификатору предприятий и организаций(ОКПО);
— двухпоследних цифр года утверждения документа.
3.Правовые основы стандартизации
Правовым обеспечениемстандартизации является Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З о техническом нормировании и стандартизации, принятый Палатой представителей 26ноября 2003 года (одобрен Советом Республики 18 декабря 2003 года).
Настоящий Закон регулируетотношения, возникающие при:
— разработке, утверждениии применении технических требований к продукции, процессам ее разработки,производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации иутилизации или оказанию услуг,
— определяет правовые иорганизационные основы технического нормирования и стандартизации и направленна обеспечение единой государственной политики в этой области.
ЗаконодательствоРеспублики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации основывается наКонституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актовзаконодательства Республики Беларусь.
Целью стандартизацииявляется обеспечение:
— защиты жизни, здоровьяи наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
— повышения конкурентоспособностипродукции (услуг);
— технической иинформационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
— единства измерений;
— национальнойбезопасности;
— устранения техническихбарьеров в торговле;
— рациональногоиспользования ресурсов.
Стандартизацияосновываются на принципах:
— обязательностиприменения технических регламентов;
— доступности техническихрегламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации опорядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иныхзаинтересованных лиц;
— приоритетногоиспользования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
— использованиясовременных достижений науки и техники;
— обеспечения праваучастия юридических и физических лиц, включая иностранные, и техническихкомитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственныхстандартов;
— добровольногоприменения государственных стандартов.
4.Функции метрологической службы предприятия
Установлены следующиевиды государственного метрологического надзора за средствами и методамиизмерений:
— государственныеиспытания средств измерений;
— утверждение типасредств измерений;
— метрологическаяаттестация средств измерений;
— поверка средствизмерений;
— проверка состояния и использованияметодик выполнения измерений и средств измерений.
Правила выполненияуказанных видов надзора, а также порядок его проведения определяет Комитет постандартизации, метрологии и сертификации.
Устанавливаются следующиевиды метрологического контроля:
— испытания средствизмерений;
— метрологическаяаттестация средств измерений;
— поверка средствизмерений;
— калибровка средствизмерений;
— проверка состояния ииспользования методик выполнения измерений и средств измерений.
Проверку состояния и использованияметодик и средств измерений также осуществляют государственные контрольныеорганы в пределах своей компетенции.
Государственныйметрологический надзор и контроль, осуществляемые с целью проверки соблюденияметрологических правил и норм, распространяются на:
— здравоохранение иохрану окружающей среды, ветеринарию, обеспечение безопасности труда;
— торговые операции ивзаиморасчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции сиспользованием игровых автоматов и приспособлений;
— государственные учетныеоперации;
— обеспечение обороныгосударства;
— геодезические игидрометеорологические работы;
— банковские, налоговые,таможенные и почтовые операции;
— изготовление продукции,поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь;
— испытания и контролькачества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиямстандартов Республики Беларусь;
— обязательнуюсертификацию продукции, работ и услуг;
— измерения, проводимыепо поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственныхорганов управления Республики Беларусь;
— регистрациюнациональных и международных спортивных рекордов.
5.Правила и порядок проведения сертификации продукции
Отношения в областисертификации регулируются Законом о сертификации продукции, работ, услуг ииздаваемыми в соответствии с ним другими актами законодательства РеспубликиБеларусь.
Сертификация продукции — деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждениюсоответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами иконкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.
Продукция — результатдеятельности либо процессов.
Услуга — результатнепосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутреннейдеятельности поставщика по удовлетворению нужд потребителя.
Обязательная сертификация- деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования поподтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасностьдля жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, идругим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.
Добровольная сертификация- деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования поподтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательствомРеспублики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам системысертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции требованиямнормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов постандартизации.
Система сертификации — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления дляпроведения сертификации продукции.
Национальная системасертификации Республики Беларусь — система сертификации, установленнаяреспубликанским органом по стандартизации, метрологии и сертификации идействующая на территории республики.
Орган по сертификации — орган, осуществляющий сертификацию продукции в Национальной системесертификации Республики Беларусь.
Республиканский орган постандартизации, метрологии и сертификации — орган государственного управленияпо осуществлению единой государственной политики в области стандартизации,метрологии и сертификации, уполномоченный Президентом Республики Беларусь, всоответствии с Положением об это органе, утвержденным Кабинетом МинистровРеспублики Беларусь.
Сертификация продукцииосуществляется в целях:
— обеспечениябезопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а такжеохраны окружающей среды;
— подтверждениясоответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем(продавцом), конкретным нормативным актам и нормативным документам постандартизации;
— создания условий дляучастия изготовителей (продавцов) продукции в международной торговле иповышения конкурентоспособности продукции;
— защиты республиканскогорынка от некачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.
Обязательная сертификацияосуществляется в случаях, предусмотренных законодательством РеспубликиБеларусь.
Продукция, на которую внормативных актах и конкретных стандартах или других нормативных документах постандартизации установлены требования безопасности для жизни, здоровья иимущества граждан, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательнойсертификации исключительно в Национальной системе сертификации РеспубликиБеларусь.
Номенклатура продукции,подлежащей обязательной сертификации, и сроки введения сертификацииустанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров РеспубликиБеларусь.
Реализация на территорииРеспублики Беларусь и импорт продукции, подлежащей обязательной сертификации, вреспублику без сертификата и (либо) знака соответствия, подтверждающихсоответствие продукции указанным требованиям, запрещаются.
Организация и проведениеработ по обязательной сертификации возлагаются на республиканский орган постандартизации, метрологии и сертификации, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Республики Беларусь, в отношении отдельных видов продукцииили отдельных показателей могут быть возложены на другие органыгосударственного управления республики.
Участниками обязательнойсертификации являются республиканский орган по стандартизации, метрологии исертификации, органы по сертификации, аккредитованные испытательныелаборатории, изготовители (продавцы) продукции.
Органы по сертификации:
— проводят работы посертификации;
— представляют заявителюпо его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Аккредитованнаяиспытательная лаборатория (центр) осуществляет испытания конкретной продукциилибо проводит конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целейсертификации.
Изготовители (продавцы)продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории РеспубликиБеларусь обязаны:
— проводить работы посертификации продукции в соответствии с настоящим Законом;
— реализовывать продукциютолько при наличии сертификата, выданного либо признанного уполномоченным на тоорганом;
— обеспечиватьсоответствие реализуемой продукции и требованиям нормативных актов и конкретныхстандартов или других нормативных документов по стандартизации, по которым онабыла сертифицирована, и маркирование ее в установленном порядке знакомсоответствия;
— указывать всопроводительной документации сведения о сертификации, нормативных актах инормативных документах по стандартизации, которым должна соответствоватьпродукция, обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя,заказчика);
— приостанавливать либопрекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечаеттребованиям нормативных актов и нормативных документов по стандартизации, покоторым она была сертифицирована, а также после окончания срока действиясертификата либо в случае, если действие сертификата приостановлено илиотменено решением органа по сертификации;
— содействоватьдолжностным лицам республиканского органа по стандартизации, метрологии исертификации, других органов по сертификации в проведении работ по обязательнойсертификации и контролю за сертифицированной продукцией;
-извещать в установленномпорядке органы по сертификации об изменениях, внесенных в техническуюдокументацию либо в технологический процесс выпуска сертифицированнойпродукции.
Добровольная сертификацияпроводится как в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, так и вдругих системах сертификации, созданных юридическим лицами, зарегистрировавшимисистемы сертификации и знаки соответствия в республиканском органе постандартизации, метрологии и сертификации.
Продукция, прошедшаядобровольную сертификацию, маркируется знаком соответствия той системы, вкоторой она сертифицирована.
Контроль за продукцией,сертифицированной в Национальной системе сертификации Республики Беларусь,осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификациии органы по сертификации продукции.
Контроль за продукцией,сертифицированной в добровольной системе сертификации, осуществляетсоответствующий орган по сертификации продукции.
6.Порядок признания иностранных сертификатов на продукцию
Продукция, подлежащаяобязательной сертификации в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь, при ввозе в республику должна сопровождаться сертификатом и (либо)знаком соответствия, признанными либо выданными органами по сертификациипродукции.
В контрактах (договорах),заключаемых на поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации вРеспублике Беларусь, должно быть предусмотрено наличие сертификата и (либо)знака соответствия, подтверждающих ее соответствие требованиям безопасности дляжизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды,установленным в Республике Беларусь.
Сертификаты либосвидетельства об их признании представляются в таможенные органы РеспубликиБеларусь вместе с грузовой таможенной декларацией и являются обязательнымидокументами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию РеспубликиБеларусь. Порядок ввоза на территорию Республики Беларусь продукции, подлежащейобязательной сертификации, устанавливается органами государственногоуправления, ответственными за таможенный контроль и сертификацию.
Контроль за соблюдениеморганами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями правилобязательной сертификации осуществляют должностные лица республиканского органапо стандартизации, метрологии и сертификации.
Контроль засертифицированной продукцией осуществляют должностные лица республиканскогооргана по стандартизации, метрологии и сертификации, а также органов посертификации.
Контроль за выполнениемизготовителями (продавцами) продукции требований законодательства РеспубликиБеларусь об обязательной сертификации продукции осуществляют республиканскийорган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие органыгосударственного управления и общественные организации в пределах своейкомпетенции.
Органы, осуществляющиеконтроль за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукциейимеют право вносить предложения в республиканский орган по стандартизации,метрологии и сертификации о приостановлении либо запрещении деятельности вобласти сертификации и реализации сертифицированной продукции.
Республиканский орган постандартизации, метрологии и сертификации имеет право приостанавливать либозапрещать деятельность в области сертификации при нарушении правил Национальнойсистемы сертификации Республики Беларусь и реализацию сертифицированнойпродукции, не соответствующей требованиям нормативных актов и конкретныхстандартов или иных нормативных документов по стандартизации, по которым онасертифицирована.
Должностные лицареспубликанского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, органовпо сертификации продукции и других органов государственного управления,осуществляющие контроль за сертифицированной продукцией и выполнениемтребований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификациипродукции, имеют право беспрепятственно посещать предприятия и учреждения сучетом режима их работы.
Расходы по оплате трудаработников, проводящих государственный контроль за продукцией, подлежащейобязательной сертификации, осуществляются за счет средств республиканскогобюджета. Расходы по участию в работе международных (региональных) организаций посертификации регламентируются действующими в республике нормативными актами.
Оплата работ посертификации продукции производится изготовителем (продавцом). Сумма средств,израсходованных на проведение обязательной сертификации продукции, относится наее себестоимость.
7.Государственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции
В Республике Беларусьгосударственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции проводитсяна основании гигиенической оценки производства.
Правовую основу государственнойгигиенической регламентации и регистрации продукции обеспечивают:
1. Закон РеспубликиБеларусь от 23 ноября 1993 г. N 2583-ХII «О санитарно-эпидемическомблагополучии населения».
2. Положение №54 «Опорядке осуществления государственной гигиенической регламентации и регистрациихимических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукциипроизводственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд,продуктов питания на территории Республики Беларусь и перечня продукции,подлежащей государственной гигиенической регистрации», утвержденноеГлавным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 13 ноября 2000г.
3. Постановление Главногогосударственного санитарного врача Республики Беларусь от 19 декабря 2000 г. N85 «Об утверждении перечней продукции, государственную гигиеническуюрегистрацию которой осуществляют областные центры гигиены иэпидемиологии». Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца послеего официального опубликования. Контроль за исполнением постановления осуществляетпервый заместитель Главного государственного санитарного врача РеспубликиБеларусь, главные государственные санитарные врачи областей и г. Минска.

Списокиспользованных источников
1. Лифиц И. М. Стандартизация,метрология и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.
2. Соломахо В.Л., Цитович Б.В.,Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.:Вуз-Юнити, 2001. — 260 с.
3. Золотогоров В. Г. Организация ипланирование производства. Практическое пособие. — Мн.: ФУАинформ, 2001. – 528с.
4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2004. № 4. 2/1011.
5. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. №31. Ст. 409; № 32. Ст. 420; № 34. Ст. 439.
6. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «Отехническом нормировании и стандартизации».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.