Коняева В.Ю.А.С.Пушкин «Узник» и М.Ю.Лермонтов «Узник»: Сравнительный анализ стихотворений. Уроки словесности в 7 классе ( научно-методическая статья).В ФОГС полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный курс)». Под уроками словесности мы подразумеваем интегрированные уроки (русский язык и литература) на уровне различной интеграции: минимальной (межпредметной) и целостной. Возможность проведения данных занятий стала возможной за счёт корректировки программ как в курсе русского языка, так и литературы. Представленные уроки являются примером целостной интеграции. Основные задачи современного филологического образования в школе – это воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре; овладение учащимися умениями творческого чтения и анализа художественных произведений. На наш взгляд, достижения этих задач невозможно без выявления глубинных смыслов, без изучения духовной силы литературного произведения, без исследования ассоциативных рядов, вызванных прочтением произведения современного читателя, « чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет их мир…» [2]. В основе данных уроков лежит системно-деятельностный подход. Учащиеся под руководством учителя, исходя из собственных знаний и жизненного опыта анализируют поэтический текст, выделяя ключевые слова-образы и применяя лингвистические знания. При этом литературоведческие понятия вводятся «не насильственно», в процессе работы над текстами стихотворений. Данный материал рекомендуем использовать на уроках словесности в 6 или 7 классе при изучении творчества А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.1 В основе работы – лингвосмысловой анализ поэтического текста, что помогает раскрыть мир стихотворений, увидеть личность поэтов, понять их мироощущение и отражение окружающей действительности в творчестве. Такой анализ помогает ученикам научиться «расшифровывать словесную ткань». «Словесная ткань слова, сочетание слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге» - говорил А.Н.Толстой^ Цель уроков: активизация интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе освоения поэтического текста.Развитие компетенций(метапредметные): Лингвокультурологической: концепт воля-неволя, образное, ассоциативное мышление. Коммуникативной: создание речевых ситуаций, развитие словарного запаса. Личностной: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. (предметные): Языковой, лингвистической: наблюдение за функционированием языковых средств в образцах художественной литературы, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений, Литературоведческой: развитие способности понимать литературные художественные произведения, овладение смысловым и эстетическим анализом поэтического текстаЭтапы: Концептуальный анализ слова (подбор слов-ассоциаций, работа со словарной статьёй, создание визуальных образов-ассоциаций). Постановка проблемного вопроса. Лингвосмысловой анализ поэтического текста. Создание тематической сетки текста. Визуализация слов-образов. грамматический, лингвистический, синтаксический анализ слов-образов. Выход на идею стихотворения. Выход на творческий уровень через комплексный анализ слов образов – приращение смысла стихотворения, выход на индивидуальную интерпретацию.В начале работы обращаемся к ассоциативному мышлению учащихся, просим подобрать ассоциации к слову «узник». Это позволяет каждому ученику определить смысловой аспект разбираемого понятия. Приём создаёт творческую мотивацию, «разогревает» ребят и готовит к плодотворной работе. Следующий вопрос, «В какой ситуации человек может стать узником?» оживляет разговор, выводит на дискуссию. Так вариант «человек совершил преступление» вызывает спор между ребятами, ведь стать узником можно, не совершив преступления (!). Часто ребята говорят: совершил преступление, попал в плен, стал заложником, осудили за несогласие с властью. Прочитаем лексическое значение слова узник [3]. Узник (высок).1. Человек, который находится под стражей, в заключении. Узник фашистских застенков 2. Человек, осуждённый за свои убеждения. Узник совести 3. (перен) Человек, находящийся в плену мыслей, постоянно думающий. ^ Узник мыслей. Вопрос «куда могут быть направлены мысли пленника» предполагает подбор текстовых антонимов к словам-ассоциациям узника: воля, свобода, дом, природа и т.п. В результате подборов ассоциаций, ответа на проблемный вопрос на доске появляется чёрно-синяя таблица (слова «узника» записывали чёрным, а слова «воли» синим). узник, пленник, арестант заключённый, несвобода тюрьма, заключение, неволяплен, клетка, несвободный Воля, свобода, простор, свободный человекдействие, передвижение Предварительная работа позволила нам создать словарную картину концепта «узник». Теперь попросим учащихся нарисовать образы, возникшие в их воображении при подборе слов-ассоциаций, символы свободы и неволи (визуализация словесных образов). У каждого получилась «своя» картина. Анализ стихотворения А.С.Пушкина начинаем с истории создания стихотворения. Пушкин написал стихотворение, когда ему было 23 года, в 1822 году, во время южной ссылки в Кишинёве. «…Как полагают, стихотворение появилось вскоре после посещения Пушкиным кишинёвского острога, во дворе которого жили два ручных орла генерала Инзова. Чтобы они не могли улететь, у птиц были подрезаны крылья. Вид ютившихся в тесном тюремном дворе орлов поразил поэта…» [4. С.38]. После чтения стихотворения учителем, беседа на выявление первичного восприятия. Вопросы для беседы: какие картины вы представили, что увидели, почувствовали, каким настроением проникнуто стихотворение (тюрьма, темница, грусть, одиночество, орёл и герой похожи, стремление к свободе…). Проблемные вопросы «Почему стихотворение названо «Узник», в единственном числе, а узников двое? Кто заглавный герой стихотворения: человек или орёл?» становятся ключевыми в анализе стихотворения. Выделим слова, передающие мир узника-человека, чёрным цветом (решётка, темница, сырой). Мир лирического героя холодный, тёмный, сырой, пространство ограничено, а эмоциональное состояние мрачное, тяжёлое, безрадостное. Миру человека посвящено только одно первое предложение первой строфы. Остальные синтаксические конструкции – это орёл, его описание, его мир. Слова орла обведём коричневым цветом (грустный товарищ, вскормленный в неволе орел молодой, кровавую пищу). Этот мир также ограничен и безрадостен. Инверсия дополняет ощущение единства героев, ведь при первичном прочтении, кажется, что человек называет себя «орлом молодым» (невнимательные ученики выделяют эти слова чёрным – цветом узника-человека). Подлежащее «орёл» отделено от сказуемого приложением «мой грустный товарищ», деепричастным оборотом «махая крылом». «Вскормлённый в неволе орёл молодой» самостоятельная строка и выделяется непроизвольными интонационными и визуальными паузами: заглавная буква и запятая в конце. Поэтому читателю близка мысль о единении образов человека и орла. Лирический герой называет орла «мой (притяжательное местоимение) товарищ». И здесь возникает ассоциация «товарищ по несчастью». Первая строфа не оставляет надежды, у героев, словно, нет будущего. Время и несовершенный вид глаголов и глагольных форм (сижу, махая, клюёт) указывают на отсутствие развития действия. Движения орла скованы, он машет крылом (а не крыльями), машет, а улететь не может… Страдательное причастие совершенного вида «вскормлённый» показывает, что орёл вырос в неволе, его воспитали, «вскормили» в темнице. «Кровавая пища» у человека вызывает неприятные мысли о безысходности, о смерти. На первый взгляд, четверостишие проникнуто ощущением безнадёжности, в нём нет свободы. Но окно – это дорожка в мир, ведь из него можно видеть небо и орла. Обведём его синим цветом, это слово-символ свободы. И орёл – это символ свободолюбивой гордой птицы. По словам Вс. Рождественского, “орёл напоминает о том, что свобода естественное состояние каждого живого существа, и в первую очередь, конечно, человека» [5,С. 125]. Мы вспомним сказку об орле и вороне, рассказанную Е.Пугачёвым П.Гринёву в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Выделим слова орла во втором четверостишии и определим их морфологическую принадлежность. «Клюет, бросает, смотрит, задумал, зовет, вымолвить хочет, давай улетим» – это глаголы. И если первые три глагола несовершенного вида настоящего времени указывают на постоянство происходящего, то «задумал» – на уже свершившееся действие мысли-мечты. А мечта не имеет временных и пространственных ограничений. Глагол «зовёт» несовершенного вида настоящего времени также говорит о постоянстве, но о постоянстве «диалога» между орлом и человеком. В этой части стихотворения появляется движение. Многосоюзие (и) тоже усиливает динамику. Существительные «крик», «взгляд» позволяют услышать орла, увидеть его взгляд. Орёл очеловечен. Глаголы несовершенного вида рисуют повторяющееся действие, совершающееся часто. Орёл «смотрит» в окно, то есть на узника, товарища, собеседника и уже союзника («задумал одно»). Птица зовёт человека и передаёт ему свои мысли. Между героями взаимопонимание, они, словно, сливаются в одно целое, что и выражается в призыве повелительного предложения: «Давай улетим!...». Здесь прямая речь обрывается, отделяется автором от другой строфы, на наш взгляд, не случайно. Ведь здесь заканчивается тема неволи, темницы. В третьей части ребята самостоятельно выделяют ключевые слова – символы свободы: «вольные птицы», «гора», «морские края», «ветер». Слово «туча» – это образ свободы или неволи? Одни ребята выделяют «тучу» как символ свободы, другие решили, что «туча» темная, чёрная, значит, это темница. А разве свобода – это только радость, безмятежность? Решая этот вопрос, приходим к выводу, что свобода несёт не только радости, но и трудности, которые надо преодолевать. Туча – элемент романтического пейзажа, неспокойного, готового разорваться бурей. Свобода, как и пейзаж, созданный Пушкиным, не однозначна. Но, дети, которые отнесли тучу к темнице, тоже правы. Ведь «белеет гора» за тучей, и чтобы попасть на гору, надо перелететь тучу-темницу…. После выделения ключевых слов, приходим к выводу, что в третьей строфе главенствует чувство свободы. В первой строфе синий у нас только появлялся (напомню, орёл обведен двумя цветами, коричневым и синим. Синее только окно В.К.). Во второй строфе синего больше: окно, задумал, зовёт, давай улетим. А третья строфа почти вся синяя, в ней больше символов свободы: вольные, птицы, синеют, морские края, гуляем Продолжим работу со словом. О чувстве свободы уже сказано. Но как же ещё достигается ощущение торжества свободы? Герои объединены местоимением «мы». Они уже действительно одно целое «вольные птицы». Вольные птицы можно рассматривать как текстовой антоним к первой строфе «темница сырая». Повтор «пора» в значении сказуемого обозначает «настало время». И строфа наполняется жизнью. Синтаксический параллелизм и анафора «туда» усиливают значение пейзажа как символа свободы, каждый раз требуется конкретизация, описание романтической природы. «Туда» - обстоятельство места, места, где обитает свобода. Обратим внимание на обращение орла к человеку «брат» и на лексическое значение «Брат 1. Сын, тех же родителей, родственник по крови 2. (высок) Человек, близкий другому по духу, по деятельности 3. Монах, член религиозного братства» [3,С.58]. Если в начале стихотворения человек и орёл были товарищи по несчастью, то теперь они братья по крови, деятельности, духовные братья. Все значения слова словно слились воедино. И опять же приходит мысль о «Капитанской дочке», а точнее о Пугачёве и Гринёве. Ведь именно это обращение становится связующим звеном двух героев. «Что, брат, озяб?» обращается Петр Гринёв к вожатому… Глаголы цвета «синеет и белеет» наполняют картину красками и продолжают тему духовности. Синий цвет – символ духовности, вспомните синие купола соборов. Синий – лингвисты считают «цветовым этно приоритетом России», отмечая «романтическое чувство, испытываемое в русскоязычном ареоле к синему и голубому цвету» [1, С.33]. А белый цвет – символ духовной чистоты, целомудрия. Пейзаж, созданный в строфе, охватывает мир, созданный Богом. Туча – небо. Гора – твердыня. Море – вода. Ветер – символ природной стихи и непокорности. Приходим к выводу, что свобода – послана нам Богом, свобода может быть не только физическая, но и духовная, с чистыми помыслами. Тема свободы-воли в творчестве Пушкина имеет основные аспекты: социально-политическая свобода, гражданская свобода; личностная свобода; воля, никем и ничем не скованная свобода физическая. Можно остановиться на том, что это пейзаж романтический, а в период южной ссылки Пушкин – поэт-романтик. Пейзаж, которые видят узники, прекрасен. Он, словно, замер (глаголы настоящего времени белеет, синеют, гуляем), а значит, пейзаж, как и всё божественное, вечен. Человек – часть природы, творение Бога. Свобода для него естественное состояние, а неволя – противоестественна. Эпитеты (молодой, вольные, морские), повторы (и; пора; туда, где), фольклорные образы (орёл, птицы, ветер) придают стихотворению народно-песенный колорит. Чтобы ещё раз убедиться, что герои в своих мечах свободны, остановимся на значении глагола «гуляем». Гулять – перемещаться в разных направлениях, двигаться свободно, избирая путь по своему направлению. Время – настоящее. Герои уже переместились на «свободу», они уже не в темнице. Но второе лицо, множественное число глагола указывает на мы. Мы с тобой человек…Мы с тобой орёл…Ограничительная частица «лишь». Не каждому дана духовная свобода, свобода духа. И прежде чем сказать «я» поэт ставит многоточие. И читатель опять «спотыкается». Ведь монолог принадлежит орлу, значит, гуляют ветер и орёл. Но рассказ всё время вёлся от лица героя, и мы видим, что они соединились в своих мыслях-мечтах, горы, моря видят оба. Монолог трансформируется и становится мыслью героя. Человеку, чтобы оказаться среди гор, надо стать орлом, а орлу, чтобы высказывать свои мысли, - человеком. Многоточие после «я» - это что, размышление о недосягаемости реальной свободы. В основе стихотворения антитеза. Делаем вывод, что тон стихотворения от первой строфы к последней меняется, от грустного, тяжёлого – к радостному, возвышенному. Предельно ограниченному пространству “узника» – «темнице сырой” – в пушкинском стихотворении противопоставлены дали гор, морей и бескрайние просторы: “где гуляем лишь ветер… да я”. Обращаемся к таблице, созданной нами в начале урока, и видим, что таблица, созданная нами в начале урока, напоминают строение стихотворения. Д/З по итогам первого урока: Написать эссе «Кто герой стихотворения: человек или орёл?», «Пафос стихотворения А.С.Пушкина «Узник» (на выбор).^ 2-й урок. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Узник» В начале урока ученики делятся своими мыслями по поводу пафоса стихотворения А.С.Пушкина. Приём использования различных цветов, на мой взгляд, убедительный. И «синяя» 3-я строфа приведёт детей к мысли о торжестве свободы в стихотворении А.С.Пушкина. Восклицательный знак выражает торжественность свободы, полёта. А многоточие продолжает мысли героя о свободе. Пушкин-романтик в пору подъёма общественного сознания, надежд, рождённых победой в войне 1812 года, создал стихотворение «Узник», воплотив в нём веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может вырваться из темницы и что стремление к свободе для человека естественно. Тема тюрьмы, темницы характерна для поэзии 1-й пол. XIX века (В. Жуковский «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу 1813», баллада «Узник» 1819; К.Рылеев «Тюрьма мне в честь…» 1826). Стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова приобретают черты конкретно-биографического характера. «Узник» написан Лермонтовым во время сидения под арестом за стихотворение на смерть Пушкина (в феврале 1837 г.). Чтение стихотворения учителем. Предварительное задание – представить картину, изображённую в стихотворении. Словесное рисование. Что увидели, представили, почувствовали, когда слушали стихотворение. Эта работа обращена к миру ученика, развивает образное мышление, помогает читателю создать свой мир стихотворения и перейти к интерпретации текста. В стихотворении М.Ю.Лермонтова один узник и мир воли и темницы, поэтому понадобится два цвета: синий и чёрный. Прийти к этому выводу можно через проблемный вопрос: сколько цветов понадобится для выделения слов-образов в этом стихотворении, почему? Ведущие проблемные вопросы для анализа: Что свобода для героя М.Ю. Лермонтова? Каков пафос этого стихотворения? Предлагаем ребятам разделить стихотворение на части и определить тему каждой. Получается три части: 1. Желанья узника, свобода. 2. Свобода недосягаема 3. Темница. Стихотворение начинается с образа воли. Выделим ключевые слова 1-й части (обведём синим цветом): сиянье, день, девица, конь, ветер. Если в «Узнике» А.С. Пушкина в начале стиха мы увидели удвоение образа неволи (узник и орёл), то здесь некое удвоение свободы «сиянье дня». Сиянье – яркий свет, свечение, блеск; день – светлое время суток. С первых строк стихотворение наполнено жизнью, движением, желанием. На это указывают глаголы повелительного наклонения: отворите, дайте. Эти глаголы обвели чёрным («узник в темнице») и синим («желания, переносящие на волю») Выделим чёрным слова-узника (мне, темница, я). Рассказ ведётся от первого лица, все мысли образы мечты принадлежат герою стихотворения, узнику, в отличие от героев А.С.Пушкина. Обратим внимание на то, что слова «темница» и «сиянье дня» оказались рядом. Эти слова мы можем назвать текстовыми антонимами. Темница – сиянье дня, соотношение воля – неволя. Сразу видим приём антитезы. Контраст лежит в основе всего стихотворения. Впрочем, как и в нашем сознании (см. начало первого урока В.К.). Постоянные эпитеты «черноглазую, черногривого, младую» делают образы стиха народными, фольклорными. Иван-царевич, чтобы стать счастливым, добыл коня, Елену Прекрасную и жар-птицу. Герой стихотворения хочет улететь. Сравнивает себя с ветром. В фольклоре сон, в котором скачешь на прекрасном коне, предвещает исполнение желаний, возвышение. Обстоятельства времени действия (прежде, потом) указывают на последовательность событий, их реальность. Рифма последних строчек держится на глаголах, что усиливает полноту чувств (поцелую, вскачу, улечу) динамику, веру в мечту. Вторая часть стихотворения «Свобода недосягаема». Проследим как меняется настроение, мироощущение героя в этой части. Выделив слова темницы и свободы, увидим, что слов, концептуально связанных с темницей, стало больше: три в первой строфе (отворите, темницу, дайте), шесть во второй (тюрьма, дверь тяжёлая, замок, далёко, узда). Слова свободы остались прежними, народными, песенными. Они повторяются: черноокая, конь, ветер. Ощущение народной песни усиливают гласные и преобладание сонорных мягких согласных [н, н' к, м, ч', л, л' ] Строфа начинается противительным союзом «но». Он и задаёт идею всего стиха. Обстоятельства места «высоко», «далёко» делают мечты героя недосягаемыми. И даже окно – связь с миром – не становится таковым, оно «высоко». Значит, герой находится внизу, в подвале. Ему ничего не видно. Именное сказуемое (тяжёлая) и несогласованное определение (с замком) усиливают ощущение неволи, ограниченность пространства, в котором находится узник. Опять же темнице противопоставлена воля: «конь в поле», «по воле» «без узды», т.е. его движения ничего не сдерживает, нет ограничений (исходя из лексического значения слова). «Хвост распустив» – однокоренные слова пустить, отпустить также сочетаются с «на волю». Но конь один, как и герой стихотворения. Появляется мотив одиночества, характерный для всей лирики Лермонтова. На образе коня в этой строфе хочется остановиться особенно. Конь весел, игрив, «хвост по ветру распустив» Конь молод, беззаботен. Может быть, поэтому на воле. Если Пушкинский узник соединяется с орлом, то узник Лермонтова как бы противопоставляет себя коню. У героя Лермонтова нет «отрады». Ещё один фольклорный образ – терем. Представим его себе. Терем пышный, высокий, прочный, девичий. Туда нет входа мужчине. Притяжательное местоимение «свой» убеждает читателя в этом («Черноокая далёко, в пышном теремё своём»). Эта часть стихотворения безлична, здесь словно нет героя. Мир неволи в первом предложении: окно тюрьмы высоко. Всё остальное – прекрасный мир воли. Что же объединяет узника с миром свободы? Мечты и желания. Но они недосягаемы. 3-я строфа. Темница. Здесь мы опять видим «я» героя, его мир, его чувства. В этой части нет мира воли. Герой одинок, у него нет «отрады». Предложим ребятам создать словарь настроения строфы. Лексика создаёт ощущение одиночества, грусти, тяжести, безысходности: одинок я, нет отрады, стены голые, тускло, умирающий огонь. В первой строфе темница противопоставлена сиянью дня. И символы свободы сильные, яркие. В последней части стихотворения почти нет образов свободы. Третья строфа противопоставлена первой. И насколько сильны образы свободы вначале, настолько «давят» слова темницы. Составим таблицу текстовых антонимов: сиянье дня – умирающий огонь, черногривый конь – безответный часовой, степь – стены кругом. «Стены (множественное число) голые кругом». Круг замкнулся, замкнута дверь темницы, герой ходит по кругу и не может вырваться. И даже свет, луч не создают ощущения тепла и освёщенности: свет тусклый, а огонь умирает. Здесь появляется ещё один образ. Образ часового. Не к нему ли направлены призывы узника в начале стихотворенья «отворите, дайте». Но часовой безответен, безмолвен. Зловещую тишину и пустоту заполняет звук размеренных, выверенных, чётких шагов. Эти шаги словно отмеряют отведённое узнику время, часы (мерный шаг, часовой). (Стихотворение написано после смерти А.С.Пушкина.). Мир за дверями темницы – это не свобода (окно в «Узнике» А.С.Пушкина). Там третий мир часового-надзирателя, мир власти, силы. Всё это делает положение узника безнадёжным, свобода для него недостижима, хотя стремление к ней высоко и прекрасно. Но, несмотря на это, в последней строфе есть нотки умиротворения, спокойствия. «Луч лампады» – свет веры, духовности, молитвы, а значит, и мира в душе, надежды. Фонетический строй создаёт спокойный, нежно-песенный мотив (за исключением «за дверями звучно-мерными шагами»). Итак, Путь пушкинского героя – это путь от мрака к свету, от тоски – к радости, торжеству свободы, которая кажется реальностью. А герой Лермонтова, в начале повествования воспевая свободу, к финалу охвачен чувством безнадёжности, тоски и одиночества. Мечта о прекрасной воле сталкивается у Лермонтова с жестокой реальностью, разбивается о действительность. Список литературы.Василевич А.П. Исследование лексики в психологическом эксперименте. – М., 1987. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования) // РЯШ.– 2001. – №4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Винограадова. – 4е изд., дополненное. – М.Азбуковник,1999. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе (4–7 классы). Л., 1968. Рождественский Вс. Читая Пушкина. – Л., 1962. 1 Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Узник» в школьной программе нет.