Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкина (Урок-размышление) (IX класс) Цели урок

ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА (Урок-размышление)(IX класс)Цели урока: Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А. С. Пушкина. Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с поэтом искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания жизни. Вернуться к некоторым страницам биографии поэта.Оборудование: Портрет поэта; газета, посвященная А.С. Пуш­кину; свечи, книги Пушкина, мультимедийный проектор, Романсы на слова А.С. Пушкина Аудифайл музыки Свиридова.Замечания к урокуУчащиеся получили заранее задание познакомиться со стихами поэта, биографическими материалами о нем, вышли в Интернет, нашли суждения критиков по творчеству Пушкина и подготовили самостоятельно творческий отчет в форме презентаций к уроку на тему «Любви и дружбы в лирике Пушкина».Урок строится как урок-размышление учителя и учеников, как об­мен мнениями. Учитель должен ввести их в урок. На уроке используются лирические произведения, изучаемые по программе.^ Вступительное слово учителя. Ребята, на уроке мы обратимся к некоторым страницам биографии Александра Сергеевича Пушкина, его лирическим произведениям, чтобы еще раз убедиться в непреходящей ценно­сти творчества поэта, задуматься над вечными вопросами бытия. Вам заранее было дано задание разделиться на две группы и подготовить материал к сегодняшнему уроку в форме презентаций. «Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собою некоторую великую тайну. И вот мы теперь без не­го эту тайну разгадываем», — писал в свое время Ф.М. Достоев­ский. Действительно, гений ушел, не договорив миру всего, что мог сказать. Но и то, что было сказано, не всегда было понято, потому что Пушкин опередил свой век «слишком надолго», как сказал один из критиков. Пророчески звучат слова Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского ду­ха; это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Кто-то из критиков выразился даже парадоксально: Пуш­кин — самый неизвестный поэт. Не так уж это далеко от исти­ны. Как и для Достоевского, для нас гений Пушкина, его поэзия остаются загадкой и тайной. И, думаю, еще в большей степени, чем для Достоевского.^ Беседа.Учитель. Одна из главных тайн Пушкина заключается в том, что прошло уже 170 лет после гибели поэта, а интерес к его поэзии не только не ослабевает, а возрастает. И особенно в последние годы. Почему это происходит? Как вы думаете?Ученик. Мне кажется, что в наш век всеобщей бездуховнос­ти, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защи­ту, опору, поддержку и находит ее в поэзии Пушкина. В стихо­творении нашего современника Анатолия Передреева я нашла много созвучного моим взглядам на это уникальное явление — поэзию Пушкина.^ Все беззащитнее душа В тисках расчетливого мира, Что сотворил себе кумира Из темной власти барыша.Все обнаженней его суть,Его продажная основа, Где стоит все чего-нибудь, Где ничего не стоит слово.И все дороже, все слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей,Твой гордый голос неподкупный.Звучи, божественный глагол,В своем величье непреложный, Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной...Ты светлым гением своимВозвысил душу человечью,И мир идет к тебе навстречу,Духовной жаждою томим!Мне кажется, что именно «духовной жаждою» томимы, идем навстречу Пушкину и мы.Ученик. Пушкин пришел ко мне в раннем детстве веселым, лукавым и добрым сказочником. Проник в душу совсем незатей­ливыми, казалось бы, стихами и напевами. И осталось от этого на всю жизнь теплое воспоминание, как о ласковой материнской руке. Когда я стала старше и сама читала Пушкина, то начала за­мечать в прозрачной чистоте пушкинского стиха такую глубину мыслей и чувств, что у меня появилось желание разгадать их и понять гения. На память приходят строки:^ Вращается весь мир вкруг человека.Ужель один недвижный будет он? Какой диапазон мыслей! Здесь и человек, и вселенная — це­лый мир. Действительно, хочется, «следуя за мыслью гения», открыть новые миры, имя которым — Человек.Учитель. Я согласна с вами. Читая Пушкина, мы открываем для себя многое... целые миры. И в первую очередь прекрасный мир человеческих чувств, таких, как любовь и дружба. Какие ли­рические произведения Пушкина о дружбе вас особен­но поразили и взволновали? Почему? На этот вопрос нам постарается ответить 1 группа учащихся.Ученик. Совсем недавно я прочитал совершенно необыкно­венные, нежные строки:^ Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался,И с песнями бокалов звон мешался, И тесною сидели мы толпой. Тогда душой беспечные невежды,Мы жили все и легче и смелей, Мы пили все за здравие надежды И юности и всех ее затей.Они заставили меня задуматься... А какую роль в нашей жиз­ни играет дружба? Нечего скрывать, что часто она бывает туск­лой, серой, не приносящей ни радости, ни вдохновения. У поэта совсем другое... Вероятно, потому, что он умел дру­жить и друзья платили ему взаимностью. Мне же этому еще предстоит учиться. Когда я стану взрослым, я хочу вслед за по­этом произнести следующие строки:^ И признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья,Где ум кипит, где в мыслях волен я,Где спорю вслух, где чувствую живее.Учитель. Кому посвятил поэт эти стихи?Ученик. Эти стихи посвящены друзьям-лицеистам, с кото­рыми его связывала тесная дружба. Пушкин настолько многогра­нен, что невозможно представить его творчество без стихов о любви и дружбе. Они отличаются глубокой искренностью, богат­ством переживаний, гуманностью. «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», — писал Белинский. Общительный, умевший ценить людей Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет лю­дей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел в Лицее, который открылся 19 октяб­ря 1811 года. Среди лицеистов были, конечно, и мелкие завист­ники, выскочки и подлизы, которых никто не любил и не ува­жал, — их имена давно забыты. Но живут имена тех, кто вместе с Пушкиным образовал в Царском Селе, рядом с император­ским дворцом, вольнолюбивую «лицейскую республику». Друзь­ями Пушкина становятся Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин.Учитель. Что объединяло этих молодых людей?Ученик. Общность интересов и духовное родство.Учитель. Да, Пушкин без Лицея, без Дельвига, «Кюхли», Пу­щина... это немыслимо. Для кого еще из наших художников яви­лось такое богатство столь мощным истоком и постоянной темой творчества? 19 октября, Лицей — это и есть, прежде всего, образ полно­кровной и, главное, одухотворенной юности. Здесь щедрость, щедрость богатства душевного. Здесь святая, чисто юношеская надежда, не надежда, вернее, а потребность отдать, а не взять, поделиться, а не утаить. Здесь и безоглядное озорство — от из­бытка сил. Здесь первичная прививка свободы и чести, совести и мужества. Здесь первоначальный запас идеалов и верность им... В конечном счете, культура, без которой нет чувства человече­ского достоинства, нет «самостоянья» человека, без которой трудно или невозможно ориентироваться в этом мире, зато лег­ко потерять себя в нем.^ Два чувства дивно близки нам —В них обретает сердце пищу —Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.(На них основано от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его.)«Пушкин — это наше все», — сказал Достоевский. И дело не только в поэзии, в литературе, в русском языке: как Лицей — Пушкину, так и Пушкин — России задал духовные ориентиры.Ученик. Я думаю, что неслучайно в одном из лучших своих стихотворений поэт пишет: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружбой освящены — иначе не скажешь — вся его жизнь и по­эзия. Вероятно, никто из русских поэтов не воспел дружбу так, как Пушкин. Пушкин прожил «19 октября», можно сказать, сполна. У каж­дого человека, у каждого из нас, должно быть свое «19 октября», хоть на час, хоть на минуту... А без этого человек духовно беден. Есть какое-то чувство родства между пушкинскими лицеис­тами и нами, есть, несмотря на эпохи, разделяющие нас, есть, несмотря на суетность, заставляющую не узнавать самое родное. А иначе не стала бы случайная дата — 19 октября — близкой не только им, лицеистам, но и нам. Иначе не стал бы Пушкин на­шим «вечным Лицеем».Учитель. Но всегда ли дружба была безмятежной и радост­ной для поэта?Ученик. Никто из русских поэтов не сказал и о неверной дружбе столько горьких слов. Я об этом узнал, читая биографи­ческие очерки. Пушкина больно ранило предательство друзей. Так случи­лось с Александром Раевским. Пушкин в период южной ссылки тайно был влюблен в Елизавету Воронцову. Раевский оказался его соперником и разглашал в гостиных тайны, которые поэт по­ведал ему. Узнав о предательстве друга — «злобного гения», Пушкин порывает с ним все отношения и пишет стихи:^ Когда твой друг на глас твоих речейОтветствует язвительным молчаньем;Когда свою он от руки твоей,Как от змеи, отдернет с содроганьем;Как, на тебя взор острый пригвоздя,Качает он с презреньем головою,Не говори: «Он болен, он дитя, —Он мучится безумною тоскою»;Не говори: «Неблагодарен он;Он слаб и зол, он дружбы недостоин;Вся жизнь его какой-то тяжкий сон...»Ужель ты прав? Ужели ты спокоен?Ах, если так, он в прах готов упасть,Чтоб вымолить у друга примиренье. Но вот проходит год, и что же? Пушкин уже без всякой оби­ды справляется о здоровье Александра Раевского. А после вос­стания декабристов беспокоится о судьбе бывшего друга. Я прочитал в книге, что некоторых пушкинистов ставило в тупик такое отношение Пушкина к Раевскому: они не могли се­бе представить, чтобы к одному и тому же человеку были обра­щены и горькие обличительные стихи, и теплые слова участия.Учитель. В этом — весь Пушкин. Его ранимость и всепроща­ющее великодушие, которых так порой нам не хватает. Иногда кажется, что все в поэте противоречиво... Но только ли в нем? Как вы думаете, человек целен или противоречив? Поделится с нами своими выводами 2 группа учащихся.Ученик. Я считаю, что человек по своей природе противоре­чив. Мы порой просто не замечаем всей сложности человеческих чувств и переживаний. Пушкин заставляет нас глубже заглянуть в самих себя. Когда я читал стихотворение «На холмах Грузии», не мог понять, как одновременно может быть и «грустно», и «легко». Казалось бы, чувства эти противоречивы. Я сделал для себя открытие: печаль может быть светлой, а уныние порой об­ходится без тревог и мучений.(Читает стихотворение «На холмах Грузии»)Это стихотворение — воспоминание о счастливых минутах жизни в период южной ссылки, окрашенное печалью уже сего­дняшнего дня.Ученик. Я тоже узнал, что это стихотворение было навеяно воспоминаниями. В годы южной ссылки поэт познакомился с семейством генерала Раевского. Его дочь, юная Мария Никола­евна, обворожила Пушкина. «Мой друг, — писал он младшему брату, — счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства почтенного Раевского!» Особенно радостными были для поэта часы, проведенные в обществе Марии Николаевны. Много лет спустя Мария Николаевна, ставшая впоследствии женой декабриста Волконского, вспоминала о днях, проведен­ных с поэтом на юге: «Увидя море, мы бросились любоваться им. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала для забавы бегать за волной и вновь убегать от нее, когда она меня настигала...» Пушкин нашел эту картину такой красивой, что воспел ее в прелестных стихах:^ Как я завидовал волнам,Бегущим бурной чередою,С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнамиКоснуться милых ног устами! Пройдут годы, и Пушкин вновь окажется на Кавказе, посе­тит те места, где провел «счастливые минуты жизни». На него нахлынут воспоминания, еще острее ощутит он боль разлуки с дорогим человеком. Вот тогда и родятся эти строки: «На холмах Грузии...».Ученик. Я прочитал в одной статье, что Мария Николаевна Раевская — это «утаенная любовь» поэта, необыкновенная по си­ле и влиянию на всю его жизнь.Учитель. Действительно, такая точка зрения существует. Она принадлежит литературоведу П.Е. Щеглову. Но существует и другое мнение. Писатель Ю.Н. Тынянов утверждал, что это Ека­терина Андреевна Карамзина. Оба исследователя посвятили этой теме по большому очерку, и оба приобрели страстных единомы­шленников, однако, спор не был разрешен. Ю.М. Лотман в кни­ге «Александр Сергеевич Пушкин» выступил с утверждением, что эта давняя полемика исходит из предположения о конкрет­ном адресате целого цикла стихов, но что в действительности это, может быть, было не более, чем лирико-романтическая ма­ска, за которой не нужно искать конкретное женское имя. Кто же прав? Это навсегда, вероятно, останется тайной Пушкина.^ Ученик. Меня поразило стихотворение «Я вас любил...» (чи­тает его). Сколько в нем поэзии, нежности, любви. Не сразу за­мечаешь, что оно о неразделенной любви. Неужели так можно писать... когда тебя не любят! Сколько благородства в чувстве поэта, ни капли эгоизма и зависти. Забота о любимой, которую он не хочет тревожить и печалить своими признаниями, но же­лает ей быть любимой другим так же, как он ее любит. Тайна пушкинской души не перестает удивлять меня.Учитель. Я согласна с тобой. Любовь — это очень противо­речивое чувство, поэтому одни в ней бывают мелкими и ничтож­ными, другие великими и благородными. Стихи Пушкина о люб­ви заставляют читателя быть внимательнее к себе и другим, они как бы говорят ему: «Смотри, как можешь ты быть велик и пре­красен. Не опускайся до мелочей и пошлости. Твоя душа — это музыка. Так пусть же эта музыка несет всем счастье».Ученик. Мне всегда в стихах Пушкина слышалась музыка, ме­лодия, поэтому я не удивилась, что многие стихи (более 100) по­эта положены на музыку. Одно из них — «Я помню чудное мгно­венье», где уже невозможно отделить пушкинские стихи от музы­ки Михаила Глинки. Стихи, посвященные Анне Петровне Керн, легли в основу романса, посвященного дочери А.П. Керн — Ека­терине, красотой которой был очарован композитор. Неувядающая прелесть этого стихотворения в том, что Пуш­кин показал не эпизод частной биографии, а выразил чувство, волнующее всех и всегда: женщина — «гений чистой красоты». Вероятно, в этом тоже секрет пушкинской поэзии: дать воз­можность каждому из нас воспринимать все, как личное, при­надлежащее только одному человеку.(Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье»-.)Учитель. Ребята, послушайте еще один романс Глинки на слова Пушкина — «Признание», посвященное Александре Ива­новне Осиповой: «Я вас люблю — хоть я бешусь...». Пушкин — увлекающаяся натура, но мы никогда не встре­тим в его стихах пошлости, грубости, бестактности. Чем старше он становился, тем больше и чаще задумывался о семье, о доме, о детях. Ему хотелось покоя, тепла, участия, домашнего уюта. А жизнь становилась все сложнее, появилось много завистников и недоброжелателей. Но судьба была к нему благосклонна, в его жизнь вошла Наталья Николаевна Гончарова.Ученик. Я прочитала в книге Генриха Волкова «Мир Пушки­на» о том, как поэт сватался к Наталье Николаевне Гончаровой. Ему не давали определенного ответа, но и не отказывали, не лиша­ли надежды. Пушкин сомневался, сможет ли он обеспечить семью? А главное — будет ли он любим? Невеста так молода и красива. Поэт пишет ее матери письмо, до предела обнажая все, что терзает его душу накануне женитьбы. Письмо это так много го­ворит о самом Пушкине, что я хочу зачитать его. «Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем ее привязанность, но ничем не могу ей понравиться; если она согласится отдать мне свою руку, я вижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца. Но, будучи всегда окружена восхищением, поклонением, соблаз­нами, надолго ли сохранит она это спокойствие? Ей станут гово­рить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более блестящий, более достойный ее союз... Не будет ли она тогда смотреть на меня как на помеху, как на коварного похити­теля? Не почувствует ли она ко мне отвращения? Бог мне свиде­тель, что я готов умереть за нее: но умереть для того, чтобы ос­тавить ее блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать се­бе нового мужа, — эта мысль для меня — ад».Учитель. Действительно, это документ бесподобный по ис­кренности, по беспощадной трезвости в описании опасений по­эта перед женитьбой. Можно только преклоняться перед муже­ством этого человека, его благородством. Пройдут годы, но чувства не утихнут, а станут глубже и силь­нее. В 1831 году он напишет в письме: «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу». Через три года после свадьбы: «Смотрелась ли ты в зеркало, уверилась ли ты, что с лицом твоим ничего нельзя сравнить?.. А душу твою я люблю еще более твоего лица». Пройдет еще год после свадьбы: «Я должен был на тебе же­ниться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастен».(Звучит музыка Свиридова.)Учитель. Мы заканчиваем урок, но разговор о Пушкине бу­дет продолжен, потому что, о чем бы поэт ни писал — о гении и злодействе, о смысле жизни и о человеке, о свободе и любви, о дружбе и природе, — он всегда пытался добраться до самой су­ти. Тайна безмерного обаяния его поэзии, вероятно, в том, что каждое мгновение жизни он переживал остро и возвышенно, ощущая себя причастным всему трагическому и прекрасному в мире. Он был велик в надеждах и заблуждениях, в любви к лю­дям, к природе, к Родине....Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идет тебе навстречу Духовной жаждою томим.Задание на дом. Продолжить знакомство с лирикой А.С. Пуш­кина. Подготовиться к урокам «Свободолюбивая лирика», «Фи­лософская лирика».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат BS01 Большое путешествие начинается с маленького шага Сингапур, о Сентоза + Индонезия, о. Бинтан Новогодний экскурсионный тур + отдых у океана: 21. 12. 2011-06. 01. 2012
Реферат Anxiety Disorders Essay Research Paper Anxiety Disorders
Реферат Военно-морская контрразведка на русском Севере 1914-1917
Реферат Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова
Реферат Кільчасті черви
Реферат ArabIsraeli Conflicts Essay Research Paper Since the
Реферат The Enviroment Is Going To Hell Essay
Реферат Субъекты гражданского права
Реферат The Crusades Essay Research Paper Crusades were
Реферат Святой Валентин
Реферат Александр Дмитриевич Прозоров Алексей Живой
Реферат Технология оценки эффективности организационного потенциала предприятия
Реферат Особенности судебной защиты чести и достоинства военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
Реферат Игромоделирование в системе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи
Реферат Правовая природа договора банковского счета