Реферат по предмету "Разное"


А. В. Мудрик Взрослым о потаенной жизни подростков Содержание

А.В. МудрикВзрослым о потаеннойжизни подростковСодержаниеВместо предисловия Глава I. Внешняя жизнь подростков Глава II. Секретный (и не очень) мир подростков Глава III. Секретный (и не очень) мир подростково- юношеских субкультур Глава IV. Внутренняя жизнь подростков Вместо заключения Вместо предисловияВзрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающие поколения и пытаться определить, что несут они миру, чем схожи и в чем отличны от них самих. Это естественно: ведь молодежь — завтра любого общества. Поэтому, пытаясь узнать молодежь, люди пытаются как бы угадать, каким будет завтрашний день. Но иногда такое узнавание приобретает несколько своеобразный характер. Вот четыре точки зрения на молодежь. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Не правда ли, порой приходится слышать нечто подобное и даже читать о современной молодежи, напоминающее вышеприведенные высказывания? Первая точка зрения принадлежит Сократу (470–399 гг. до н.э.), вторая — Гесиоду (около 720 г. до н.э.). Однако и они не родоначальники подобной градиции: автор третьего высказывания — египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э. И наконец, четвертое обвинение-пророчество обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка — свыше 3000 лет! Итак, проходили века и тысячелетия, а молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, несмотря на «злокозненность» ее вечных продолжателей — молодых, но и достичь огромных успехов, свидетелями которых мы являемся. В чем же дело? Неужели старшее поколение всегда не понимало и не знало молодежь? Конечно, нет. Но тогда откуда разные по времени и довольно близкие по сути суждения? Очевидно, по разным причинам. Во-первых, молодежь не однородна и наряду с передовой частью в ней всегда были представлены и отрицательные типы, которые вели себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим. Это и давало основание некоторым представителям старших поколений делать неправомерные обобщения и объявлять «никуда не годной» молодежь в целом. Во-вторых, в среде старших поколений тоже были и есть люди различные: одни хулили молодежь, оправдывая таким образом собственную бесцельно растраченную молодость, другие — чтобы оправдать свое бездеятельное или не слишком нравственное настоящее, третьи — поддаваясь влиянию известного стереотипа: «Раньше и солнце ярче светило, и вода холоднее была», четвертые — в силу определенного возрастного консерватизма, привычки к стандартам поведения. Но в каждом поколении были и есть люди, и их большинство, которые прекрасно понимают, что каждое новое поколение, вбирая в себя опыт и культуру всех предыдущих, не может быть хуже своих предков. Но мало иметь общий оптимистический взгляд на подрастающее поколение. Необходимо знать его, знать его особенности, знать то, что отличает и что сближает его со взрослыми. В принципе, это должен знать каждый взрослый.^ Глава I. Внешняя жизнь подростков«Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес», — писал Стендаль. Это можно отнести и к проблеме подростков, ибо интерес к ней весьма велик. Сегодня большинство молодых людей в возрасте 14–17 лет продолжают получать образование в старших классах общеобразовательной средней школы. Почти все их сверстники, не учащиеся в школе, занимаются в учебных заведениях иных типов. В изучении подросткового и раннего юношеского возраста сделано немало. Есть работы, посвященные коренному элементу жизнедеятельности подростков, — их учению. Исследованы многие вопросы формирования мировоззрения подростков, юношей и девушек. Сегодня нам многое известно об интересах и любительских занятиях подростков, юношей и девушек (спортом, искусством, техническим творчеством). Изучено в некоторой мере их свободное времяпрепровождение, процесс формирования многих черт личности. Все эти знания — необходимое условие эффективного воспитания. Большую роль в его совершенствовании может сыграть и знание взрослыми ряда социально-педагогических и социально-психологических явлений в жизни подростков, юношей и девушек. Эти явления весьма разнообразны. Среди них — и общение юношей и девушек, и обособление их в процессе общения, и уединение как социальная потребность ранней юности. Изучать и знать все эти явления необходимо взрослым в связи с тем, что они играют существенную роль в формировании личности подростков, юношей и девушек и в становлении у них картины мира. Под картиной мира в данном случае я понимаю главным образом представление об окружающей социальной действительности, которое осознается в этом возрасте. Это представление возникает в результате познания мира вещей, идей и отношений. Какая картина мира сложится у подростков, юношей и девушек, прежде всего зависит от их мировоззрения, которое играет роль своеобразного «прожектора», высвечивающего те или иные явления и отношения. Вместе с тем становление картины мира в конечном счете само оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения. Человек живет в мире, который многолик, разнообразен и неоднозначен. Мир не является ему раз навсегда данным. С раннего детства человек осваивает его, у него формируется определенная картина мира, которая весьма различна у первоклассника и выпускника школы. У старших ребят существенно расширяется социальное пространство, на котором протекает их жизнедеятельность. Одновременно и отчасти в связи с этим увеличивается число институтов общества, оказывающих прямое и опосредствованное влияние на становление подростков, юношей и девушек. Все это приводит к тому, что растут, расширяются и углубляются связи личности с обществом. Социальная среда представляет перед ребятами во всем многообразии связей и отношений. Большую роль в восприятии мира подростками, юношами и девушками играет то социальное пространство, где они живут, — город или село. Здесь они непосредственно, в живом общении видят жизнь людей, видят деятельность взрослых. Сама архитектура, пространственная организация города и села, ритм и темп городской и сельской жизни определяют во многом, как и что воспринимают подростки, юноши и девушки в окружающем мире. Это особенно важно иметь в виду потому, что, несмотря на всю технизацию взаимодействия человека с миром, основой его восприятия мира остается непосредственное межличностное общение. Огромное влияние на ребят оказывает общество взрослых в целом. Общение с миром взрослых в целом. Общение с миром взрослых идет не только тогда, когда юноши и девушки вступают в коммуникативное взаимодействие с ними, но и тогда, когда они просто видят жизнь взрослых, слышат их разговоры между собой, наблюдают их взаимоотношения. И это оказывает подчас более сильное воздействие на восприятие мира, чем слова взрослых, обращенные непосредственно к ребятам. В жизни подростков, юношей и девушек, в восприятии ими мира осень много значит общество сверстников — в виде как организаций и коллективов (класс, спортивная секция), так и стихийных объединений. Причем они входят в общество сверстников через ряд коллективов и групп свободного общения, которые нередко не связаны между собой ни территориально, ни функционально. Современные подростки, юноши и девушки воспринимаю мир во всем его огромном многообразии. Их восприятие не ограничивается, во-первых, лишь теми аспектами действительности, с которыми хотели бы их познакомить взрослые, и, во-вторых, визуально воспринимаемым пространством. Это связано главным образом с коренным изменением средств коммуникации, через которые личность воспринимает мир. Сегодняшние ребята живут в окружении техносферы, которую они осваивают уже в детстве и через которую они во многом воспринимают мир, — жизнь страны в целом и даже всей планеты. Небывалые возможности восприятия окружающей действительности создает и резкое увеличение мобильности современного человека: миграция населения, развитие организованного и неорганизованного туризма и т.д. Современный городской старшеклассник, например, ежегодно бывает 60–65 раз в кино, до 50% юношей и девушек в течение месяца смотрят по телевидению от 20 до 30 фильмов, не считая других телепередач. Вся эта масса информации не только раздвигает стены квартир до границ планеты, но и сообщает весьма разнообразные и часто противоречивые сведения о типах поведения людей, образе жизни в различных странах, средах, семьях. Подростки, юноши и девушки постоянно растут и постоянно меняются, и живут они в постоянно меняющемся мире. Поэтому и становление картины мира в ранней юности не завершается. Ранняя юность — важный период формирования социальной зрелости личности. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, происходит осознание себя как субъекта общественных отношений, идут интенсивный процесс самоопределения, настойчивые поиски возможностей социального самоутверждения. Безусловно, это не завершается в ранней юности, ибо развитие личности — процесс в принципе незавершимый, что всегда оставляет и самой личности, и окружению надежду на ее возможное иное будущее, если сегодня что-либо в ней не устраивает самого человека или окружающих. У разных людей становление личности происходит с разной степенью интенсивности и в итоге — с различной мерой завершенности. Поскольку взрослость — качество не только психофизиологическое, но и социальное, постольку можно говорить о том, что в зависимости от определенных задатков и, главным образом, от условий среды, обучения и воспитания одни взрослеют больше, другие меньше, третьи с блеском совмещают вполне акселерированный «экстерьер» с инфантильным подростковым «интерьером». Однако не следует думать, что это явление непоправимое. У каждого свой темп развития, и вряд ли стоит всех мерить по одному стандарту (всегда сомнительному, когда речь идет о людях). Надо ждать и осторожно помогать подросткам, юношам и девушка. Развитие личности идет своим чередом, оно незавершенно и незавершимо…^ Предметно-практическая деятельностьРебята, говоря о содержании деятельности, в которую включаются, надо начинать с основного ее вида — познавательной. Познавательная деятельность — важнейший путь приобщения подростков, юношей и девушек к культуре общества. Познание происходит в виде как практического, повседневного освоения мира вещей, идей и отношений, так и научного — через все разнообразие научных дисциплин, доступных подросткам, юношам и девушкам. Причем с развитием общества все более решающим становится познание в виде получения, обработки, усвоения и определенной трансформации научных знаний. Познавательная деятельность протекает как в процессе обучения на уроке и вне его, так и во внеучебной работе. Его успешность зависит от того, как поставлено обучение в конкретной школе, от способностей и подготовленности подростков, юношей и девушек, от их установки. Под установкой понимается определенная направленность личности, состояние готовности к той или иной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности. Эффективность приобщения к интеллектуальной культуре общества во многом связана с тем, насколько широка и многообразна внеучебная познавательная деятельность, в которую включаются подростки, юноши и девушки. Речь идет о таких традиционных формах, как предметные и познавательные кружки, экскурсии, лекции, предметные вечера и недели и т.д. Важной задачей школы в наше время становится вооружение выпускников навыками самообразования, самостоятельной переработки информации. Объективные возможности для трудовой деятельности ребят довольно ограничены. Несмотря на это, на практике применяется весьма большой набор различных трудовых дел, в которые включают подростков, юношей и девушек. В учебное время это оборудование учебных кабинетов и возделывание пришкольных участков, ремонт мебели, благоустройство микрорайона, летом — ученические производственные бригады, строительные отряды, бригады для ремонта школ, лагеря труда и отдыха. Приобщение подростков, юношей и девушек к нравственной культуре общества идет в тесной связи с формированием у них направленности личности. Общественно полезная работа один из основных путей формирования и развития инициативы, активности ребят, формирования у них активной жизненной позиции. Богатый арсенал форм такой работы (школьные музеи, шефство над пенсионерами, над детскими садами, сельскими школами) позволяет решить важнейшую задачу — помочь каждому занять активную позицию в коллективе, придать общественно полезную направленность его индивидуальным увлечениям, знаниям, умениям. Насколько эффективно способствует деятельность приобщению ребят к общественной культуре, формированию направленности личности, развитию творческой индивидуальности, зависит от того, сколь многообразна эта деятельность по видам и формам, богата по содержанию. Большое значение имеет также и роль самих подростков, юношей и девушек в процессе организации деятельности. Речь идет о том, как в этом участвуют органы самоуправления, какие права им предоставлены, какие обязанности им поручены. Кроме того, чтобы деятельность эффективно влияла на становление личности и картины мира, необходимо, чтобы она удовлетворяла ряду дополнительных условий. Во-первых, она должна создавать подросткам, юношам и девушкам возможности для решения актуальных для них проблем — становления самосознания, самоопределения, самоутверждения. Во-вторых, деятельность должна создавать условия для формирования различных социально ценных потребностей. В-третьих, она должна учитывать общие тенденции моды. Это важно потому, что позволяет с минимальными затратами педагогической энергии сделать привлекательными для ребят предлагаемые им пути удовлетворения потребностей и решения стоящих перед ними проблем. При этом важно, чтобы деятельность позволяла подросткам, юношам и девушкам целесообразно удовлетворять те социально ценные потребности, которые у них уже имеются, такие, например, как потребность в познании, в достижении, в общении. Необходимо максимально «эксплуатировать» эти потребности в важных целях, создавать максимальные возможности для социально ценной реализации этих потребностей. Ведь в противном случае они все равно реализуются, но не всегда в социально ценных и социально приемлемых формах. Поскольку о других потребностях речь пойдет дальше, скажем здесь несколько слов о потребности в достижении. Она представляет собой систему мотивов, определяющих стремление человека к успеху в деятельности, к высокому качеству ее исполнения и достижению высоких результатов. Эта потребность формируется с детства. Поскольку ее реализация связана с успехом в соревновании с другими участниками деятельности, приобретают особое значение формы организации деятельности. От того, как организована деятельность, зависит, с одной стороны, какие возможности предоставляет она для самодеятельности подростков, юношей и девушек, с другой — насколько в ее процессе создаются условия для общения участников деятельности. Деятельность в воспитательных организациях организуется обычно в массовых, коллективных, групповых и индивидуальных формах. Естественно, что индивидуальные формы деятельности не предполагают общения ее участников. Но, как показывают экспериментальные исследования, если индивидуальная деятельность осуществляется в присутствии сверстников, она испытывает на себе воздействие так называемого «публичного эффекта», в результате чего ее производительность и поведение подростка, юноши или девушки несколько иные, чем тогда, когда они делают то же самое в одиночестве. Это относится почти ко всем видам деятельности. Так, решение индивидуального задания во время контрольной работы в классе в присутствии занятых тем же делом товарищей может быть более или менее эффективным, чем выполнение аналогичного задания в домашних условиях. Массовые формы организации деятельности (т.е. такие, в которых участвуют определенные общности, например, лекция, концерт) также не предполагают общения участников между собой в связи с этой деятельностью в процессе ее реализации и для достижения целей деятельности. Однако участие подростка, юноши или девушки в этих формах деятельности в непосредственном контакте со сверстниками не остается для них безразличным. В одних случаях этот контакт активизирует их участие (на уровне активности восприятия), в других — наоборот. Это зависит во многом от общего отношения всех участвующих в деятельности подростков, юношей и девушек к ее содержанию (положительного, пассивного или отрицательного). Между ребятами возникают и контакты, не предполагаемые самой формой деятельности, которые могут снижать ее эффективность (например, посторонние разговоры), но могут и повышать эффективность (контакты, вызванные сопереживанием по поводу концерта), хотя нарушать чисто организационные правил («В зале должно быть тихо»). Коллективными формами организации деятельности можно считать такие, которые предполагают вступление подростков, юношей и девушек в общение между собой по поводу деятельности в процессе ее реализации для достижения ее цели, в результате чего между ними возникают коллективные связи. Практически все виды деятельности могут иметь коллективные формы организации. Рассмотрим в качестве примера одну из таких форм организации познавательной деятельности старшеклассников — общественный смотр знаний. Он проводится по какому-либо учебному предмету. В нем могут участвовать либо два параллельных класса, либо две «команды» из одного класса. Программа смотра состоит из разных видов работ (письменные, устные, графические), выполнение которых в общей сложности занимает не более 40–60 минут. По окончании смотра специальное жюри объявляет среднюю оценку каждому участнику и «команде» в целом. Общение в данном случае начинается уже во время подготовки к смотру и интенсивно идет в процессе его проведения. Предварительные задания к смотру требуют обсудить план подготовки, распределить обязанности, совместно или группами проработать отдельные темы и проблемы. В процессе смотра общаются все его участники в связи с тем, что каждый, имея определенную роль, может успешно выполнять ее, лишь координируя свои действия с действиями товарищей. Задания жюри требуют коллективного обсуждения и выработки общего мнения. И наконец, создается много ситуаций, когда ребятам приходится при выполнении заданий общаться как попарно, так и небольшими группами. В коллективных формах деятельности возникают различные уровни контакта между членами коллектива: от эмоциональной заинтересованности совместной деятельностью до непосредственного сотрудничества в ее реализации. Очень важным является вопрос групповой организации деятельности. Групповая деятельность — один из видов коллективной деятельности, когда последняя осуществляется в небольших по составу общностях (до пяти-семи человек). Отличие деятельности в группе от индивидуальной, массовой и даже коллективной состоит в том, что в небольшой по составу группе все ее члены находятся в непосредственном контакте друг с другом и непосредственно оказывают то или иное влияние друг на друга. Организуется групповая деятельность по-разному. Применяется однородная групповая работа, при которой все группы, на которые разделен коллектив, выполняют одинаковые задания, и дифференцированная групповая работа, при которой группы имеют различные задания. Групповые формы организации используются во всех видах деятельности. Например, решено провести защиту фантастических проектов «Город будущего». Класс или отряд делится на несколько групп, каждая из которых создает свой проект и готовит его для защиты. В настоящее время в некоторых школах широко применяется групповая работа на уроке. Большие возможности для групповой организации содержит и общественно полезная деятельность. Примером коллективного поручения с ярко выраженной направленностью является создание школьного музея. Выполнение такой работы предполагает большое число групповых и индивидуальных поручений (сбор материалов, оформление собранного, оборудование музея и т.д.). Выполнение общественных поручений предполагает целенаправленное общение подростков, юношей и девушек с другими людьми — старшими, младшими, сверстниками своего и противоположного пола. Выполняя общественное поручение, подросток, юноша или девушка нередко оказывается в позиции организатора деятельности. Перед ним (ней) возникает необходимость привлечь к совместной работе товарищей. Здесь мы сталкиваемся с интересным явлением: подростки, юноши и девушки в реальном выборе «сотрудников» обращаются к тем, кого хорошо знают, с кем чаще и охотнее общаются. Очевидно, опираясь на свой круг общения, ребята гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции и реализовать любую деятельность не только в пределах этого круга, но и выходя за его рамки. Общение в групповой деятельности обычно очень интенсивно. Это вызвано тем, что группа получает определенное задание, своеобразную инструкцию, которая задает цели, приемлемые для членов группы (иначе задание не может быть выполнено), но до этого ею самой не выдвигавшиеся. Далее члены группы строят гипотезы о возможных способах достижения цели деятельности, планируют ход решения проблемы, анализируют различные его варианты. Общение в группе принимает нередко характер дискуссии, что требует от участников доказать выдвигаемые положения, быстро реагировать на попытки неверного решения проблемы, корректировать и дополнять друг друга. В дискуссии идет постоянная смена позиций общающихся, что также стимулирует их активность, выравнивает возможности. В результате объем выполненной группой работы часто оказывается больше, чем общий объем такой же работы, выполненной индивидуально ее членами.ОбщениеПотребность в общении имеет специфически человеческий характер и формируется у ребенка в процессе взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми. С возрастом потребность в общении углубляется и становится все более и более значимой в жизни детей, хотя нет оснований утверждать, что ее развитие идет только по восходящей линии и что ему не свойственны временные остановки и даже некоторый регресс. Очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является возраст 14–17 лет. Чем объясняется высокий уровень развития потребности в общении именно в ранней юности? Можно назвать несколько причин. Наиболее явная — постоянное физическое и умственное развитие подростка и в связи с этим расширение его интересов и рост интереса к миру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности; она во многом и находит свое удовлетворение в общении. Особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности, в интимной реакции. Это определяет рос потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уверенность в их признании. Во многом это осознается самими ребятами. Так, на вопрос: «Что, по твоему мнению, движет поступками твоих сверстников?» — 38% учащихся назвали «желание завоевать любовь и уважение окружающих», а 50% опрошенных видят в плохом отношении к себе товарищей наибольшую угрозу своему счастью. Конечно, и в других возрастах действуют все указанные факторы. Но в 14–17 лет они проявляются наиболее отчетливо и наиболее значимы в жизни человека. Рассматривая специфику общения в 14–17 лет, очень важно остановиться на вопросе о предмете общения. «Предметом общения можно считать те отношения и ценности, по поводу которых происходит волевой мотивированный обмен информацией и психологическое взаимовлияние индивидов» (В.М. Соковник). В 14–17 лет у человека выделяются в особые сферы его интереса социальное Я (т.е. Я в окружающем мире), психическое и физическое Я. Эти Я — предмет самого пристального его влияния в процессе самопознания и самоопределения; стремление познать их на некоторое (порой довольно длительное) время становится одной из важнейших задач личности. В связи с этим Я в 14–17 лет превращается в самостоятельный и существенный предмет общения с окружающими. Даже когда подросток, юноша и девушка обсуждают с собеседниками проблемы, прямо с этими феноменами не связанные, очень часто происходит исследование именно их (но, так сказать, в диалектически снятом виде). Таким образом, предмет общения определяется в основном проблемами своей личности, нахождения своего места в окружающем мире и взаимоотношений с ним. Это, очевидно, особенность именно подросткового и юношеского общения. До наступления этого возраста предмет общения принципиально иной. Исследование Н.Ф. Масловой и наши данные показывают, что он определяется действенно-деловыми и конкретно-практическими интересами ребят. Сильно развитая потребность в общении и специфика его предмета во многом объясняют ряд других особенностей общения в этом возрасте. Начнем с явления, которое можно назвать ожиданием общения. Ожидание общения — это разлитое душевное состояние, свойственное юности. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная необходимость разрешить проблемы настоящего и будущего, обуревающие подростков, юношей и девушек, — все это вместе взятое заставляет их более или менее осознанно надеяться, что в потоке людей, встречающихся на пути, их ждет много интересных, важных, необычных встреч. Ожидание общения реализуется в поиске общения. Подростки, юноши и девушки внимательно присматриваются к окружающим их людям. Интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения. Новый знакомый семьи, новый учитель, новичок в классе, новые ребята во дворе, в кружке, в секции — все вызывают пристальный интерес. Поиск общения свойствен и тем ребятам, у которых есть очень близкие друзья. Это может быть связано с неудовлетворенностью имеющимися дружескими связями подростков, юношей и девушек, стремлением найти более адекватный, по их представлениям, круг друзей. Косвенным подтверждением такого явления могут служить результаты исследования, в котором определялась устойчивость предпочтений в выборе друзей. Исследование показывает, что хотя в целом эта устойчивость с возрастом (от первого к десятому классу) повышается, но отнюдь не линейно и с серьезными различиями у юношей и девушек. У девочек, вопреки бытующим представлениям, устойчивость в выборе друзей выше, чем у мальчиков. У юношей наиболее устойчивы предпочтения в восьмом классе, а затем, к одиннадцатому их устойчивость снижается у девушек в 11-м классе — максимальная устойчивость, хотя и в восьмом она довольно велика. Но вот в девятом классе устойчивость выбора резко падает. Можно предположить, что у девушек поиск общения наиболее развит в девятом классе, а у юношей — в девятом и десятом. Поиск общения не ограничивается новыми людьми в окружении. Периодически происходит переоценка тех людей, с которыми подростки, юноши и девушки соприкасаются довольно длительное время. Тускнеют старые «кумиры», и неожиданно начинают сверкать новыми привлекательными гранями те сверстники и взрослые, которые ранее ничем не привлекали внимания. Обнаружив в уже знакомом человеке новые для себя черты, подросток, юноша или девушка может стремиться сблизиться с ним. В поисках общения ребята выходят далеко за рамки своего естественного круга общения в классе, во дворе, в семье. Они ищут партнеров и среди других социальных групп сверстников (рабочих, учащихся колледжей, ПТУ), и среди самых различных категорий взрослых. И реализация потребности в общении, и успешность поиска общения во многом зависят от важного личностного свойства — общительности, специфику которой в 14–17 лет мы сейчас и рассмотрим. Это — возраст довольно сильно развитой общительности. Более того, неоднократно приходилось наблюдать людей, которые в предподростковом и зрелом возрастах отличались крайне малой общительностью, а в ранней юности стремились к интенсивному общению с окружающими. Это, видимо, своеобразная особенность 14–17-летних. Но параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в этом возрасте у очень многих людей можно наблюдать повышенную застенчивость. При этом вопреки общепринятому мнению девушки не более застенчивы, чем юноши. Застенчивость может соседствовать не только с общительностью, но и с раскованностью и даже развязностью. Все дело в том, в какой ситуации, в какой позиции и в каком окружении оказывается тот или иной подросток, юноша, девушка. Застенчивость, если она очень сильна, может приводить к «уходу в себя», даже к депрессии. Психологи выделяют две большие группы людей — так называемых интровертов и экстравертов. Интроверт, т.е. обращенный внутрь, — человек замкнутый, склонный к самоконтролю, даже самокопанию, внутреннему беспокойству. Экстраверт, т.е. обращенный вовне, более активен в поведении и общении, у него слабее самоконтроль, больше внутренней свободы. Безусловно, крайние интроверты и крайние экстраверты встречаются редко; большинство людей располагается в континууме между ними (т.е. как бы на прямой между этими крайними точками). В 14–17 лет ситуация несколько осложняется. В этом возрасте проявления интро- и экстравертированности образуют не континуум, а скорее замкнутую кривую, ибо в соответствии с психологическими особенностями возраста нередко крайний интроверт может вести себя как крайний экстраверт. Общительность в 14–17 лет может быть ярко выраженной и устойчивой и проявляться везде и всегда, но может быть и ситуативной. Кроме того, общительность может в определенных случаях особенно обостряться. Ситуативное обострение общительности проявляется, например, в «эффекте финала». Ребята вдруг начинают интенсивно общаться за несколько дней до: окончания учебного года, окончания лагерной смены, отъезда с соревнований, возвращения из экскурсионной поездки. В это время можно наблюдать возникновение новых групп, которые проводят вместе все оставшееся время; те, которые общались и раньше, последние дни стремятся не разлучаться друг с другом и т.д. Вызывается это рядом причин. Во временных коллективах типа летнего лагеря — нежеланием терять ту новую группу, которую там нашли и с которой успели свыкнуться, тем более если эта группа воспринимается ими как более ценная, чем те, в которые они входят в своих постоянных коллективах. Играет роль неопределенность того, что ждет впереди, особенно когда речь идет об окончании школы. Немалое значение имеет эмоциональное напряжение, возникающее перед завершением определенного периода жизни. Напряженность приводит к необходимости разрядки; одним из способов ее и становится взрыв общительности. В предвидении близкой разлуки у некоторых может ослабевать скованностью, которая ранее сдерживала тяготение к тем людям, которые их интересовали, но с которыми в силу каких-то причин общение не сложилось. Встречается и такая любопытная категория подростков, юношей и девушек, как «любители публичного одиночества». «…Они, со всей своей необщительностью и стремлением быть в одиночестве, почти всегда хотят переживать его на фоне присутствия людей; они хотят иметь сознание, что они в человеческой среде и могут в любой момент прервать свою изолированность. Они держатся на расстоянии от людей, но все-таки почти никогда не хотят потерять их совсем из виду. Они таким образом как бы живут потенциальным общением, возможностью его…» (М.М. Рубинштейн, В.Е. Игнатьев). Но можно встретить и малообщительных. Причины самой малой общительности подростков, юношей и девушек различны. Ими могут быть, например, непривлекательная внешность, физические недостатки: хромота, заикание, плохое зрение. Это не значит, что эти недостатки обязательно влияют на общительность. Многое здесь зависит от среды. Если подросток, юноша или девушка выросли в среде, где на той или иной их особенности не фиксировалось внимание, то она не воспринимается ими как недостаток и не сказывается на общительности. Постоянная же фиксация внимания окружающих на особенностях внешности или физических недостатках приводит к ущербности в общении с людьми. В то же время подростки, юноши и девушки, имеющие какие-либо физические недостатки, могут отличаться и повышенной общительностью, ибо общение становится для них компенсацией дефицитов, порождаемых их физическим недостатком. Общение имеет значительный вес в суточном бюджете времени ребят. Разговоры по дороге в школу, в школе, встречи в свободное время — все это, вместе взятое, занимает до 3–4 часов в будни и до 7–9 часов в выходные и праздничные дни. При этом различная предметная деятельность, которой занимаются ребята, объективно является лишь поводом и фоном общения. Характерно, что до 40% ребят не дают ответа на вопрос, какая совместная деятельность связывает их с другом. Это свидетельствует о том, что дружба в 14–17 лет в первую очередь ассоциируется с разговорами, обменом мнениями, точками зрения. Поэтому если подростки ценят в своих товарищах в основном действенно-деловые качества, то старшеклассники на первый план выдвигают коммуникативные. Общение в 14–17 лет больше, чем когда-либо прежде и потом, отличается «разговорчивостью». Вот как одна группа юношей нарисовала обобщенную картину их вечерней прогулки: «Мы говорим. Говорим на самые различные темы, порой бросая на полуслове одну и начиная обсуждать другую, которая неожиданно всплыла в разговоре. О чем мы говорим? О многом, обо всем. В первую очередь, подробно обсуждаем последние хоккейные или футбольные матчи. Детально анализируем действия любимых игроков. Но спорт привлекает нас не только как зрелище. И от уже идет спор о достоинствах того или иного вида спорта, о постановке его в школе, о спортивных успехах нас самих. Порой разговор касается и того, как развить мускулы, — тут у каждого свои методы. Постепенно разговор о спорте затухает, и страсти вновь накаляются, когда речь заходит о музыкальных записях, которые мы недавно прослушали, о преимуществах одни группы перед другими. И разговор переходит не обсуждение сверстников, взаимоотношений в классе, но школьные дела, новости, курьезы. При этом, конечно, не остаются без внимания и учителя. А потом вдруг возникает спор о правде и лжи…». Общение подростков, юношей, девушек иерархизировано по степени интенсивности и доверительности. Их разговоры между собой имеют как бы несколько уровней: информационный, дискуссионный, исповедный. Информационный уровень общения — тот постоянный обменГлава II. Секретный (и не очень) мир подростковВ первой главе я хотел рассказать интересующимся взрослым о том, как видят подростков те, то профессионально занимается изучением этого непростого «контингента». Довольно разнообразные материал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ рентабельности предприятия ОАО Горизонт 25
Реферат Анализ хозяйственной деятельности ОАО Ростелеком
Реферат Антикризисное управление 4
Реферат Анализ использования основных фондов предприятия 2
Реферат Політизація національного руху в першій половині ХІХ століття
Реферат Фотоаппарат
Реферат Аналіз реалізації продукції та прибутку від реалізації
Реферат История развития третейского суда в России
Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой 10
Реферат Анализ результатов деятельности РУП РСТ Уд ПРБ 15
Реферат Анализ результатов деятельности РУП РСТ Уд ПРБ 11
Реферат Предпринимательская идея представляет собой. Контрольная работа
Реферат Анализ результатов деятельности РУП РСТ Уд ПРБ 14
Реферат Железо в почвах Методы определения железа
Реферат Электрохимический синтез низкоплотных углеродных материалов для очистки воды