Введение 4 Глава 1. Теоретический анализ проблем исследования агрессии. 1. Анализ определения понятия агрессии. 2. Теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека. 1. Психоаналитический подход. 2. Этологический подход. 3. Фрустрационная теория. 4. Когнитивный подход.
5. Теория социального научения. 16 Глава 2. Методы изучения агрессии. 1. Опросники. 2. Архивные исследования. 3. Анкеты. 4. Оценивание другими. 5. Проективные методы. 6. Методы с использованием наблюдения. 7. Лабораторные наблюдения. 23 Выводы. 27 Глоссарий.
30 Аннотация. 31 Список использованной литературы. 34 ВВЕДЕНИЕ Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. ( Бэрон Р Ричардсон Д. 1998.) Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований.
Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Статистика свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдание своим ближним. Сведения о проявлении насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем мире, нет ничего из ряда вон выходящего. Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков
и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии предложено
З.Фрейдом (1920), рассматривает агрессивное поведение как врожденное. В своих работах Лоренц (1966, 1964) писал что, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Согласно данным теориям агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление
агрессивных импульсов. Д.Доллард (1939) и его коллеги, считали, что у индивида пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Миллер (1948) предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к другим людям. В теории социального научения Бандуры(1973), агрессия форма поведения, усвоенного в процессе социального научения. Берковиц (1984) рассматривал эмоциональные и когнитивные процессы лежащие
в основе агрессивного поведения. Цель работы: теоретический анализ понятия агрессия, основных подходов к её изучению и методов её диагностики. Исследуемая проблема: агрессия, её влияние на жизнедеятельность человека. Задачи работы: 1. теоретический анализ понятия агрессии; 2. теоретический анализ подходов к изучению агрессии; 3. рассмотреть экспериментальные исследования агрессии;
4. ознакомится с основными методами диагностики агрессии. Структура работы: работа состоит из введения, 2 теоретических глав и заключения. Текст представлен на 35 страницах. Глава 1 Теоретический анализ проблем исследования агрессии. 1. Анализ определения понятия агрессии. Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое.
До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину "агрессия" являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.
Берковиц (1982) обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то, как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всё по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут
неразрешенных проблем. (Берковиц Л 2001) Басс (1961) предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Берковиц (1974) считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Зильманн(1979) его точка зрения, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. (
Бэрон Р Ричардсон Д. 1998.) В настоящее время принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. (
Психология, 2001) Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. (Немов Р.С 1994) “Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический
ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: - целевая агрессия; - инструментальная агрессия. Целевая агрессия выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения
некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. Агрессивные проявления различаются по своей структуре: 1. По направленности: - Агрессия, направленная вовне; - Аутоагрессия - направленная на себя. 2. По цели: - Интеллектуальная агрессия; - Враждебная агрессия. 3.
По методу выражения: - Физическая агрессия; - Вербальная агрессия. 4. По степени выраженности: - Прямая агрессия; - Косвенная агрессия. 5. По наличию инициативы: -Инициативная агрессия; -Оборонительная агрессия. 1.2. Теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека. Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто
в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Необходимо отметить, что без известной доли агрессивности людям не обойтись.
Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со
стремлением к справедливости. Реан А.А Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием. (Психология, 2001) Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически
целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Рассмотрим, какой акт поведения можно считать агрессивным. Румянцева Т.Р. (Психология, 2001) считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать
понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1. когда имеют место губительные для жертвы последствия; 2. когда нарушены нормы поведения. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение
и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные
оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. По мнению Й. Заграфовой, податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков
в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации: - усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения; - усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность. Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.
Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится: 1. Врожденным побуждениям и задаткам; 2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3. Познавательным и эмоциональным процессам; 4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением. Рассмотрим наиболее известные теоретические положения.
1.2.1. Психоаналитический подход. Основоположником теории влечения является Зигмунд Фрейд (1920). Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и в произведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни.
Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия
выводится наружу и направляется на других. (Фрейд З 1991) Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию. 1.2.2. Этологический подход. Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Ло-ренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно К.Лоренцу (1966,1964), агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта
борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: 1. количества накопленной агрессивной энергии. 2. наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно. Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем
животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления. (Лоренц К 1994) 1.2.3. Фрустрационная теория. Эта теория, предложенная
Д.Доллардом(1939), противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: - фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; - агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; 2. сила препятствия на пути достижения цели; 3. количества последовательных фрустраций. То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную
реакцию большей силы. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “сме-щение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания,
прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению, к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |