Реферат по предмету "Психология"


Эмоции и управление ими

Тема № 11 Эмоции и правление ими

План:
1.  Понятиеэмоций, их формы и функции…………………………………….…1-6
2.  Теорияэмоций. Личность и воспитание эмоций……………………………7-10
3.  Методикиопределения эмоциональной  сферы личности. Управление эмоциями…………………………………………………………………………11-15
1.ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ, ИХ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ
 
Эмоции- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форменепосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношениячеловека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Кклассу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это такназываемые «чистые» эмоции. Они вклю­чены во все психические процессы исостояния чело века. Любые проявления его активности сопровождаютсяэмоциональными переживаниями.
Учеловека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучшепонимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг другаи лучше пред настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным,например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам,способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица,определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль,страх, отвращение, удивление. Это, в част­ности, относится и к тем народам,которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данныйфакт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и ихэкспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к ихпониманию у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и человекспособны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояниядруг друга.
Сравнительнонедавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как ичеловек, способны не только «читать» по лицу эмоцио­нальные состояния своихсородичей, но и сопереживать им, испытывая, веро­ятно, при этом такие жеэмоции, как и то животное, которому они сопережива­ют. В одном изэкспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человеко­образная обезьянавынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказы­вают другую обезьяну,которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза.Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональныеизменения были обнаружены и в организме «наблюдателя» — той обезьяны, котораяпросто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую.
Однаковрожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения.Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результатеобучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам какспособу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний иаффективных отношений че­ловека к чему-либо.
Жизньбез эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитыйестествоиспытатель Ч Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, припомощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условиидля удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительныедвижения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения,т.е. сообщения человеку ин­формации о состоянии говорящего и его отношении ктому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказанияопределенного влияния на того, кто является субъектом восприятияэмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движенийвоспринимающим чело­веком происходит на основании соотнесения движения сконтекстом, в котором идет общение.
Увысших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонкодифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваютсяинформацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же яв­ляются важнейшимфактором регуляции процессов познания.
Эмоциивыступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которойсубъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоцийсостоит в том, что они непосредственно отражают отно­шения между мотивами иреализацией отвечающей этим мотивам деятельно­сти1. Эмоции вдеятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Ониорганизуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Вкритических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выходиз опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одноиз существенных проявлении аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъектустереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюцииспособ «аварийного» разрешения ситуа­ций, бегство, оцепенение, агрессию и т.п.»2.
Наважную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывалП.К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение вединое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередьмогут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм,часто даже раньше, чем определены локализация воздействии и конкретный механизмответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеетвозможность чрезвычай­но выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он всостоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, неопределив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Эмоциональныеощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способподдержания жизненного процесса в его опти­мальных границах и предупреждают оразрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Чемболее сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень наэволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможныхэмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Коли­чество икачество потребностей человека в общем и целом соответствует числу иразнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств,  причемчем выше потребность по своей социальной и нравственной значимо­сти, темвозвышеннее связанное с ней чувство.
Самаястарая по происхождению, простейшая и наиболее распространен­ая среди живыхсуществ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие получаемое отудовлетворения органических потребностей, и неудовольст­вие, связанное сневозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональныйтон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностьюорганизма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождаетсямногими физиологическими изменениями организма.
Попыткисвязать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно ибыли направлены на то, чтобы доказать, что ком­плексы органических изменений,которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональныесостояния, различны. Однако четко уста­новить, какие из субъективно данных намкак неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениямисопровождаются, так и не удалось.
Этообстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оноговорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным,прямым отражением собственных органических процессов. С особенностямипереживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столькосопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.
Темне менее определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений иорганическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей,получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральнойнервной системе расположен источник органических из­менений, связанных сэмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабеевозникающее при этом субъективное эмоциональное пе­реживание. Кроме того,искусственное понижение органической чувствитель­ности приводит к ослаблениюсилы эмоциональных переживаний.
Основныеэмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственноэмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхи­щают процесс,направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер инаходятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации длячеловека с точки зрения актуальной в данный момент по­требности, значение дляее удовлетворения предстоящего действия или дея­тельности. Эмоции могутвызываться как реальными, так и воображаемыми си­туациями. Они, как и чувства,воспринимаются человеком в качестве его собст­венных внутренних переживаний,передаются другим людям, сопереживаются.
Эмоцииотносительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообщенезаметны для постороннего лица если человек умеет хорошо скрывать своичувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегдаосознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено наудовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека  обычно гораздо шире,чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства че­ловека, напротив, внешневесьма заметны.
Эмоциии чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социальнопсихологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональныхпроцессов, В.К. Вилюнас пишет. «Эмоциональное событие может вызватьформирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам…Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причинаудовольствия-неудовольствия».
Эмоцииобычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватностиему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживаниесложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищатьситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи спредставлениями о пережитых ранее или вообра­жаемых ситуациях.
Чувстваже носят предметный характер, связываются с представлением или идеей онекотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что онисовершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная отнепосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовнымценностям и идеалам.
Чувстваносят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разномувыражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем женациям и культурам.
Виндивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль.Они выступают как значимый фактор в формировании лично­сти, в особенности еемотивационной сферы. На базе положительных эмоцио­нальных переживаний типачувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства- продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определеннымипредметами, видами деятельности и людьми, окружаю­щими человека.
Чувствавыполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьмимотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремитсядействовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они унего всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффекты- это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимымиизменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествуетповедению, а как бы сдвинут на его конец. Это реак­ция, которая возникает врезультате уже совершенного действия или поступка и выражает собой егосубъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итогесовершения данного поступка удалось достичь постав­ленной цели, удовлетворитьстимулировавшую его потребность.
Аффектыспособствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов,выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффектаподчиняется следующему закону: чем бо­лее сильным является исходныймотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то,чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого,тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекаютбурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями идвигательными реак­циями.
Аффекты,как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Ониспособны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Вотличие от аффектов работа эмоций и чувств связа­на по преимуществу скратковременной и оперативной памятью. Эмоциональ­ная напряженность,накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, можетсуммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести ксильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, частовлечет за собой ощущение усталости, подавленности, де­прессии.
Однимиз наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Онпредставляет собой состояние чрезмерно сильного и длительно­го психологическогонапряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получаетэмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушаетнормальный ход его поведения. Стрессы, осо­бенно если они часты и длительны,оказывают отрицательное влияние не толь­ко на психологическое состояние, но ина физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска»при появлении и обострении та­ких заболеваний, как сердечно-сосудистые изаболевания желудочно-кишечного тракта.
Страсть— еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только учеловека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций,мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности илипредмета. Объектом страсти может стать человек С.Л. Рубинштейн писал, что«страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, ихнаправленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентациювсех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их наединой составляющей. Из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, аони, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по сле­дующим:интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, проис­хождению,условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамикеразвития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее илибудущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экс­прессии) и понейрофизиологической основе.
         
2. Теории эмоций. Личность и воспитание эмоций
В1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных»,которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических ипсихологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано,что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но ипсихолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного ичеловека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнемвыражении разных эмоциональных состоянии, в экспрессивно-телесных движенияхмного общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли воснову теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласноэтой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важныеприспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям иситуациям его жизни.  Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джеме считал,что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответст­вующие телесныеизменения были названы органическими проявлениями эмо­ций. Именно органическиеизменения по теории Джемса-Ланге являются пер­вопричинами эмоций. Отражаясь вголове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональноепереживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимуловпроисходят харак­терные для эмоций изменения в организме и только затем — каких следствие — возникает сама эмоция.
Альтернативнуюточку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения,наблюдаемые при возникновении разных эмо­циональных состояний, весьма похожидруг на друга и по разнообразию недос­таточны для того, чтобы вполнеудовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональныхпереживаниях человека. Внутренние орга­ны, с изменениями состояний которыхДжеме и Ланге связывали возникнове­ние эмоциональных состояний, кроме того.представляют собой довольно ма­лочувствительные структуры, которые оченьмедленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают иразвиваются довольно быстро.
Самымсильным контраргументом Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался следующий:искусственно вызываемое прекращение поступления органи­ческих сигналов вголовной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
ПоложенияКеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесныеизменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почтиодновременно.
 Вболее поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозгасобственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, агипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах,проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями наэти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев,страх (X. Дельгадо).
Психоорганическаятеория эмоций (так условно можно назвать концеп­ции Джемса-Ланге иКеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влия­нием электрофизиологическихисследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба.Согласно этой теории эмоциональные состо­яния определяются влияниемретикулярной формации нижней части ствола го­ловного мозга. Эмоции возникаютвследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурахцентральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующихосновных положениях:
1.Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях,является выражением так называемого «комплекса активации», связанного сдеятельностью ретикулярной формации.
2.Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметрыэмоциональных состояний, их силу, продолжительность, изменчи­вость и ряддругих.
Учеловека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чеморганические и физические воздействия, играют когнитивно-психологическиефакторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим былипредложены новые концепции, объясняющие эмоции у чело­века динамическимиособенностями когнитивных процессов.
Однойиз первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда,когда его ожидания подтверждаются, а когнитив­ные представления воплощаются вжизнь, т.е. когда реальные результаты дея­тельности соответствуют намеченным,согласуются с ними, или, что то же са­мое, находятся в консонансе.Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда междуожидаемыми и действительными результатами дея­тельности имеется расхождение,несоответствие или диссонанс.
Субъективносостояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт,и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояниякогнитивного диссонанса может быть двояким: или из­менить когнитивные ожиданияи планы таким образом, чтобы они соответство­вали реально полученномурезультату, или попытаться получить новый резуль­тат, который бы согласовывалсяс прежними ожиданиями.
Всовременной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется длятого, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальныхситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основ­ного мотивасоответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторампридается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чеморганическим изменениям.
 Доминирующаякогнитивистская ориентация современных психологических исследований привела ктому, что в качестве эмоциогенных факторов ста­ли рассматривать также исознательные оценки, которые человек дает ситуа­ции. Полагают, что такие оценкинепосредственно влияют на характер эмоцио­нального переживания.
Ктому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и ихдинамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л.Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад вэмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций,предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.
Согласноэтой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулови порождаемых ими телесных изменений оказыва­ют воздействие прошлый опытчеловека и оценка им наличной ситуации с точ­ки зрения актуальных для негоинтересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивнойтеории эмоций является влияние на пе­реживания человека словесных инструкций, атакже той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена дляизменения оценки челове­ком возникшей ситуации.
Водном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положенийкогнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологическинейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае имговорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояниеэйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего«лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должнобыло начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что теэмоциональные переживания, о которых они рассказы­вали, соответствовалиожидаемым по данной им инструкции.
Отечественныйфизиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить своюсовокупность факторов, влияющих на возникно­вение и характер эмоции. Онпредложил для этого следующую формулу.
Э=Р(П,(Ин,-Ис,...)),
гдеЭ — эмоция, ее сила и качество, П — величина и специфика актуальной по­требности,(Ин, — Д.) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения дан­нойпотребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта, Ин ~информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворе­ниясуществующей потребности, Ис — информация о средствах, которыми рас­полагаетчеловек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В.Симоновым(его концепция имеет специальное название — информацион­ная), сила и качествовозникшей у человека эмоции в конечном счете опреде­ляются силой потребности иоценкой способности ее удовлетворения в сло­жившейся ситуации.
3. Методики определения эмоциональной сферыличности. Управление эмоциями.
 
Эмоции,какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. То, что радуетчеловека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляетсяему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер,индивидуальность.
С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить трисферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные,нравственные потребности. Он обозначил их соот­ветственно как органическую(аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенныемировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительностиотносятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия,преимущественно связанные с удовлетворени­ем органических потребностей.Предметные чувства связаны с обладанием оп­ределенными предметами и занятиямиотдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметамподразделяются на материальные, интел­лектуальные и эстетические. Онипроявляются в восхищении одними предме­тами, людьми и видами деятельности и вотвращении к другим. Мировоззрен­ческие чувства связаны с моралью и отношениямичеловека к миру, людям, со­циальным событиям, нравственным категориям иценностям.
Эмоциичеловека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние,процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивалипрактически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, какихтеорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить отом, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какиепотребности и интересы являются для него актуальными.
Людикак личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многимпараметрам, эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающиху них эмоциональных переживаний, доминированию поло­жительных (стенических) илиотрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфераразвитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по ихсодержанию и предметной отнесенности. Это обстоятель­ство, в частности,используется психологами при конструировании тестов, предназначенных дляизучения личности. По характеру эмоций, которые у че­ловека вызываютпредставленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об ихличностных качествах.
Экспериментальнымпутем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают нетолько сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная,субъективная интерпретация вероят­ных последствий воздействия на эмоции данногостимула. Через психологиче­ский настрой, когнитивный фактор оказалось возможнымв широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит воснове раз­нообразных систем психотерапевтических воздействий,распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство изних научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены).
Вопросо связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальныхпотребностей человека) представляется не таким простым, каким может показатьсяна первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживанийвряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они илинепосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, иливовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции,как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируяего, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании,влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Второйсущественный момент, связанный с личностным аспектом эмоции, заключается в том,что сама система и динамика типичных эмоций харак­теризует человека какличность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств,типичных для человека. Чувства одновременно содер­жат в себе и выражаютотношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческомчувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственноеначало.
Однимиз таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостьючеловека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми инеукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен иустойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовнымицелями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только всобственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычностыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно. Увы, ситуация в нашейстране, когда создавался данный учебник, такова, что бездуховность реальныхчеловеческих отношений по причине многолетних отклонений в нравственности,связанных с расхождениями в господствующей идеологии и реальном поведении тех,кто ее пропагандировал, стала нормой повседневной жизни.
Эмоциичеловека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно вхудожественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражаетсяв выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем исюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоциивходят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как ихорганическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление,отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сати­ра и сарказм, которые такжеможно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественнуюформу. Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или ккому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем,что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошегонастроения. Ирония — это соче­тание смеха и неуважительного отношения, чащевсего пренебрежительного.
 Такоеотношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляетсобой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, какправило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всегопроявляется в сарказме, который представляет собой прямую из­девку, насмешку надобъектом.
Кромеперечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Этоэмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победезла над добром.
Многоинтересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций вчеловеческих личных взаимоотношениях, сделал из­вестный философ Б. Спиноза. Снекоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, чтоони неплохо отражают реальную интим­ную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вотчто в свое время писал Спиноза.
«Природалюдей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание,а кому хорошо, тому завидуют и… относятся с тем боль­шей ненавистью, чембольше они любят что-либо, что воображают во владении другого...».
«Есликто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или ещеболее тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладеваетненависть к любимому им предмету и зависть к этому друго­му...»
«Этаненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие,которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, атакже чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по еговоображению вступает в связь с любимым предметом...»
«Есликто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенноуничтожается, то… он будет питать к нему большую ненависть, чем если быникогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь...»
«Есликто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет водно и то же время и ненавидеть, и любить его...»
«Есликто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал кэтому какой-либо повод… то он со своей стороны будет любить его...»
«Ненавистьувеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтоженалюбовью...»
«Ненависть,совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будетвследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»
Последнееособое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, — этолюбовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказалФ. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и пред­ставляет собой вступление вовзаимоотношения с другим человеком как духов­ным существом. Любовь являетсявхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с егосвоеобразием и неповторимостью.
 Человек,который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психическихили физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чемданный человек является для него в своей инди­видуальной неповторимости. Этотчеловек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам посебе этот «дубликат» ни был.
Развиваютсяли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения наэтот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку онисвязаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которыеявляются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — отом, что эмоциональная сфера челове­ка, как и многие другие присущие емупсихологические явления, развивается.
Насамом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречиймежду ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, дос­таточно связать каждую изпредставленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений.Элементарные эмоции, выступающие как субъектив­ные проявления органическихсостояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят кчислу врожденных и жизненно устойчи­вых личностных характеристик человека.
Ноуже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Всесвязываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек,кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и,следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может бытьподавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть пе­реключена надругое, более полезное дело.
Совершенствованиевысших эмоций и чувств означает личностное разви­тие их обладателя. Такоеразвитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении,связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новыхобъектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровнясознательного, волевого управления и контроля сво­их чувств со сторонычеловека. В-третьих, в направлении постепенного вклю­чения в нравственнуюрегуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга,ответственности и т.п.

ЛИТЕРАТУРА
 
1.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1983.
2.Гуревич К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. — М.:Высшая школа, 1989.
3.Изард К.Е. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980.
4.Муздыбаев Е. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983.
5.Немов Р.С. Психология. — М.-.Владос, 1999.
6.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
7.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. — М.: Знание, 1983.
8.Симонов П, В. Эмоциональный мозг. — М., 1981.
9.Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реформирование бухгалтерского учета в России
Реферат History Of Open Admissions Essay Research Paper
Реферат Компаративный анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
Реферат Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Реферат Стратегическое развитие экономических субъектов России в глобальном миропорядке
Реферат Сущность, назначение и функции бухгалтерской финансовой отчетности
Реферат Mammals Essay Research Paper Mammals have existed
Реферат The Life Of Emily Dickinson Essay Research
Реферат Особливості функціонування емоційної сфери у дітей що мешкають у зоні посиленого радіоекологічн
Реферат Авторитарное и демократическое в общественном договоре Ж.-Ж. Руссо
Реферат Philosophical Ethics Essay Research Paper Got CourageAristotle
Реферат Emily Dickinson Essay Research Paper Death in
Реферат Правление фараона Верхнего и Нижнего Египта – царицы Хатшепсут
Реферат Neuromancer Essay Research Paper The case against
Реферат Прожиточный минимум и потребительская корзина