А. Волобуев, профессор кафедры криминалистики Университета внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент (г. Харьков)Фиктивное предпринимательство как способ сокрытия тяжких экономических преступлений В современных условиях в странах СНГ значительное распространение получили преступления в сфере предпринимательства: хищения имущества в особо крупных размерах, уклонения от уплаты налогов, мошенничества с финансовыми ресурсами и многие другие преступления. Их общей чертой является то, что они совершаются с использованием статуса субъекта предпринимательской деятельности (атрибутов предприятия). Эти преступления в настоящее время – наиболее динамично развивающийся криминальный феномен стран содружества. Данный вид преступности наносит огромный материальный и моральный ущерб, хотя зачастую он и не воспринимается так остро как общеуголовные преступления. Но есть все основания полагать, что преступность в сфере предпринимательской деятельности наносит обществу гораздо более существенный ущерб, чем традиционные виды преступности. В структуре «предпринимательской» преступности особого внимания, на мой взгляд, требует фиктивное предпринимательство (лжепредпринимательство), которое получило в настоящее время массовое распространение. Эти преступления по действующему законодательству России и Украины не относятся к категории тяжких, но, как показывает анализ следственной практики, играют существенную роль в технологии преступной деятельности организованных преступных групп (ОПГ). В частности, ОПГ используют фиктивные предприятия-посредники для совершения тяжких экономических преступлений с целью завладения государственным, коллективным и частным имуществом с последующей легализацией незаконно полученных средств. Изучение опыта расследования экономических преступлений в ряде регионов Украины показывает, что технология преступной деятельности с использованием статуса субъектов предпринимательской деятельности имеет форму организационных и хозяйственных действий учредителей и руководителей коммерческих структур. Эти внешне законные действия направлены, с одной стороны, на образование благоприятных условий для совершения экономических преступлений, а с другой - на маскировку преступной деятельности с целью уклонения ее организаторов от ответственности. Будучи включенным в механизм совершения экономических преступлений, фиктивное предпринимательство существенно влияет на методику выявления и расследования этих преступлений. Анализ материалов уголовных дел, иной информации дает основание говорить об определенных стандартах поведения экономических преступников независимо от того, на территории какого государства СНГ они находятся. В механизме создания и использования фиктивных предприятий можно выделить несколько элементов, которые важны для понимания их сущности и роли в совершении многих экономических преступлений. Это имеет значение и для доказывания наличия составов преступлений данной категории.^ Цель образования фиктивных предприятий. При создании ОПГ фиктивных коммерческих структур могут преследоваться несколько целей: совершение хищения государственного или коллективного имущества; уклонение от уплаты налогов; незаконное получение и использование кредитов; незаконное обналичивание денежных средств, их конвертация в СКВ с перечислением ее на счета в зарубежных банках. С использованием фиктивных предприятий возможно проведение и других незаконных финансово-хозяйственных операций, которые могут квалифицироваться как легализация незаконно полученных денежных средств. Хищения имущества с использованием фиктивных предприятий совершается по следующей схеме. Предприятие «А» (чаще всего государственное) покупает у предприятия «Б» определенный товар по цене, завышенной по сравнению с рыночной. Для того чтобы завуалировать явно невыгодный для предприятия «А» характер сделки используется в качестве посредника фиктивное предприятие «В». Таким образом, сделка обретает следующий вид: «А» --- «В» --- «Б». Разница между уплаченной суммой и рыночной делится между руководителями предприятий, принимавших участие в сделке. При этом создается впечатление, что товар был куплен у посредника, который и завысил цену по сравнению с рыночной. Возможен и обратный вариант, когда государственное предприятие продает свою продукцию зарубежному партнеру через посредников, но по заниженной цене. По данным Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины 70% валютного дохода предприятий, работающих через посредников, в Украину не поступает, а оседает на зарубежных банковских счетах, открытых на подставных лиц. Использование фиктивных предприятий с целью уклонения от уплаты налогов субъектами хозяйствования осуществляется путем заключения с ними фиктивных хозяйственных договоров на выполнение работ или оказания услуг с перечислением на их счета определенных сумм. Поступившие на счета фиктивных предприятий денежные средства снимаются наличными с обоснованием - «на командировочные расходы». Полученные таким образом суммы распределяются между соучастниками и расходуются ими по своему усмотрению. При этом руководители фиктивного предприятия либо вовсе не подают в налоговые органы декларации, либо существенно занижают суммы, прошедшие через его счета (в 150-200 раз). Фиктивные предприятия используются и в процессе мошенничества с финансовыми ресурсами (обманного получения кредитов). Чаще всего создание фиктивных коммерческих структур имеет целью последующее перечисление на их счета денежных сумм, полученных в качестве кредита. В последнее время правоохранительные органы Украины столкнулись с таким экономико-криминальным феноменом, который получил условное название «конвертационный центр». Конвертационный центр представляет собой сеть зарегистрированных в установленном законом порядке предприятий, созданных ОПГ не для занятия уставной предпринимательской деятельностью, а для проведения теневых финансово-хозяйственных операций, в частности, для незаконной конвертации гривны в СКВ. По мнению специалистов через счета таких фиктивных структур в Украине ежегодно в зарубежные банки переводятся сотни миллионов долларов США. Участившиеся в последнее время случаи выявления правоохранительными органами в ряде регионов конвертационных центров свидетельствует о значительном распространении данной преступной технологии, которая в большей свей части остается латентной. Анализ практики расследования деятельности фиктивных коммерческих структур показывает, что основное внимание правоохранительные органы уделяют доказыванию виновности учредителей и должностных лиц этих предприятий. В то же время вне поля их зрения остаются «клиенты» фиктивных предприятий. Вопрос о привлечении к ответственности руководителей предприятий, организаций и учреждений, чьи денежные средства были незаконно «переброшены» через счета лжепредприятий, как правило, не ставится. В материалах уголовных дел довольно часто фигурирует формулировка «не установленные следствием лица». Объясняется такое положение, вероятно, несколькими причинами и, в частности, некоторой проблемностью уголовно-правовой квалификации действий таких должностных лиц и доказывания их виновности. С учетом изложенного можно констатировать, что в механизме преступной деятельности с использованием фиктивных предприятий на первый план выдвигается цель экономических преступников – создание условий для уклонения от ответственности за откровенно преступную деятельность руководителей «настоящих» предприятий различных форм собственности. Достигается это путем перекладывания ответственности на учредителей и руководителей существующего только на бумаге субъекта предпринимательской деятельности. Фактически фиктивные коммерческие структуры выполняют посреднические функции, забирая на себя все виды ответственности и не имея при этом собственных материальных ценностей и финансовых ресурсов, а зачастую и физических лиц, способных нести эту ответственность. Подобного рода «услуги» заняли прочное место на рынке и пользуются высоким спросом среди руководителей предприятий и организаций различных форм собственности.^ Фальсификация учредительных документов для сокрытия действительной цели создаваемого предприятия и затруднения установления виновных лиц. Учредителями фиктивных предприятий, как правило, являются подставные лица. С этой целью довольно часто используются документы представителей малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, лиц без постоянного местожительства), похищенные или поддельные документы. Следует отметить, что подготовку «пакета» документов, необходимых для регистрации предприятия, зачастую осуществляют квалифицированные юристы – сотрудники юридических фирм. Руководители этих фирм нередко являются членами организованных преступных групп, которые и создают сеть фиктивных фирм. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что в подготовке фиктивных учредительных документов существенную роль играют нотариусы, которые заверяют подписи «учредителей» на основании утерянных (проданных) гражданами или поддельных паспортов, не проверяя их подлинность. Как правило, вопрос о лишении лицензий частных нотариусов и привлечения их к ответственности за допущенные нарушения следователями не ставится.Назначение на должности в фиктивных структурах некомпетентных, ранее судимых, психически больных, материально зависящих или психологически слабых лиц с переложением на них ответственности за содеянные правонарушения. Предлагая таким лицам официальные должности с относительно большой заработной платой, преступники соблазняют их тем, что ничего делать не нужно - только подписывать бумаги. При этом денежные средства и материальные ценности фактически контролируются действительными организаторами преступлений и часто хранятся на счетах иных предприятий. Всю работу на предприятии организаторы преступления действительно выполняют сами, указывая назначенным на руководящие должности лицам какие документы и когда необходимо подписывать. Таким образом, юридическая ответственность за противоправные действия полностью возлагается на таких “должностных” лиц. Поэтому, на допросах во время расследования по уголовным делам данной категории организаторы экономических преступлений занимают позицию, выражаемую заявлением типа: «к деятельности данного предприятия я никакого отношения не имею». Но принципиальная возможность доказывания виновности организаторов все же существует через установление следующих фактов: а) ведения именно этими лицами переговоров с партнерами о заключении договоров; б) оформления различных документов служащими фиктивного предприятия по их указанию; в) хранения печатей и штампов фиктивных предприятий у этих лиц; г) выплаты заработной платы служащим фиктивных предприятий именно этими лицами.^ Заключение разнообразных фиктивных хозяйственных договоров. Этот прием используется для маскировки перечисления денежных средств со счета одного предприятия на счет иного (от одного соучастника к другому). Таким образом, преступным связям придается видимость связей хозяйственных, что преследует цель вывода из-под угрозы привлечения к уголовной ответственности основных соучастников экономического преступления. Перечисленные приемы могут иметь самостоятельное уголовно-правовое значение - содержать самостоятельный состав преступления, что требует отдельной квалификации и доказывания во время расследования. Изучение механизма создания и использования фиктивных предприятий представляется важным для выявления и расследования многих экономических преступлений. Опубликована в ж. Российская юстиция, 2001, № 6, с.54-55.