Министерство Высшего Профессионального Образования РФ.Российский Государственный Гуманитарный Университет.Институт Психологии.Сорокин Александр Алексеевич,I курс, 1группа.Явление и понятие установки. Виды установок,экспериментальные исследования установок. Москва, 1999 год. Явление,описываемое понятием установка , привлекало внимание исследователей не одинраз.
Например, исследовали побуждающий характер предметов, говорили об акцепторе действия и образепотребного будущего , социальные психологи Г.Оллпот, Остром, Рокич одно времяопределяли предмет своей науки как изучение социальных установок и это было бытолько только начало перечисления. Однако по замечанию Узнадзе, это явление небыло понято и использовано в науке в должной мере, несмотря на то, что оноимеет первостепенное значение для понимания поведения.
Вопрос о том, какое реальное психологическое явление стоитза понятием первичная установка , нуждается в специальном анализе, так какконкретно-психологическое содержание первичной установки скрыто абстрактнымсодержанием этого понятия. Что же такое первичная установка универсальныйабстрактный принцип, неведомая подпсихическая сфера или жеконкретно-психологическое явление, играющее вполне определенную роль вдеятельности субъекта? Последуемза Д.Н.Узнадзе и попытаемся разобраться, как возникает установка, какую рольона играет в психической
деятельности. Поформулировке Узнадзе установка это готовность, предрасположенностьсубъекта к восприятию будущих событий и действиям в определ нном направлении обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующейдеятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Ясно сказано, что речь ид т о готовности,а не о навыке. Навык относится к периоду осуществления действия, а установка к периоду предшествующему осуществлению.
Если установкудопустимо называть функцией, то тогда это функция моторного характера.Вообще есть суждения, что это нечто, но никак не частныйпсихологический процесс, правда это нечто носит центральныйхарактер, так как позволяет выполнить практически любое действие. Установкавозникает при взаимодействии индивида со средой, при встрече потребности сситуацией е удовлетворения на базе установки, выражающей состояние всегосубъекта как такового, деятельность же может быть активизирована
помимо участиячеловеческих эмоциональных и волевых актов. Кстати,я должен упомянуть, что хоть основной и фундаментальный вклад в теориюустановки и вв л Узнадзе, но вс же изначально данное понятие было введенонемецкими психологами для обозначения фактораобусловленного прошлым опытом. Узнадзе создал категориюустановки скорее с целью преодоления постулата непосредственности методологической предпосылки в традиционной психологии, прежде всего впсихологии сознания интроспективной
и бихевиоризме. Однако установка это всего лишькорневое понятие, если серь зно говорить о тех или иных установках, необходимоконкретизировать их вид. Это очень важный момент, потому что он сводитрассуждения от пространственно-абстрактных к точностно - пунктуальным. В разныхисточниках даны если не противоречивые сведения по этому вопросу, то во всякомслучае одинаковые в целом, но абсолютно разные в мелочах. А из мелочей строитсяцелое.
Есть упоминания о установках моторных, установках перцептивных,установках умственных, установках социальных. Но вс это лишьвторостепенные факторы, они лишь включаются в основные понятия. С личной точкизрения я бы разделил установки на два лагеря , это осознаваемые и неосознаваемые.Как видно из названия, осознаваемыеустановки нам понятны, потому что мы их реально созна м, а следовательноможем корректировать. Я думаю, что неошибусь если отнесу к осознаваемым установкам 1
Установки смысловые которые выражают проявляющеесяв деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный. Онисодержат а Информационный компонент взгляды на мир и образ того, кчему человек стремится. б Эмоционально-оценочный компонент антипатиии симпатии к значимым объектам. в Поведенческий компонент готовностьдействовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный. Функции же таковы а Функцияинструментальная с их помощью индивид приобщается к системе норм иценностей
данной социальной среды. б Функция самозащиты они помогаютсохранить статус-кво личности в напряж нных ситуациях. в Функцияценностно-экспрессивная они помогают самоутверждению личности. г Функцияпознавательная они выражаются в стремлении личности привести в системусодержащиеся в них смыслы личностных знаний, норм или ценностей. Со временемтакие установки переходят в разряд черт характера. В отличие отнижепривед нных установок целевых и операциональных, изменяющихся в ходеобучения под влиянием
речевых воздействий, инструкций, их изменение всегдаобусловлено изменением самой деятельности субъекта.2 Установки целевые данный вид установок вызывается цельюи определяет устойчивый характер протекания действия. При прерываниидействия они проявляются в виде динамических тенденций к завершениюпрерванного действия.3 Установки операциональные появляются в ходе решениязадачи на базе уч та условий наличной ситуации и вероятностного прогнозированияэтих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях.
Ониобнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр. Теперь перейд м кнеосознаваемым установкам. В некоторых источниках пишется, чтоони гораздо интереснее осознаваемых. Так как ещ предстоитосветить экспериментальные исследования установок, то лучше это сделать попутнос разбором данного подпункта, потому что таким образом читающему на примеребудет легче разглядеть их особенности. Для данного вида установок характернопроявление двух иллюзий 1
Иллюзии контрастной. 2 Иллюзии ассимилятивной. Теперьбудет незаменим классический пример. В лабораторных опытах Узнадзе испытуемомув руки давали шары, предположим больший в левую, а меньший в правую. И просилиоценить объ м шаров, на что испытуемый безошибочно давал ответ кто больше, акто меньше. Этот однообразный и унылый опыт дублировался до 15 раз и наконец на16 раз ему давали абсолютно одинаковые шары и опять просили сравнить их объ мы.Здесь выявилось, что на контрольной пробе испытуемый ошибочно
оценивал шары. Онвоспринимал их снова, как разные по объ му. Почему Да потому что оценкапроизводилась на базе фиксированной установки. Однообразныедействия утомляли человека, и он делал оценки уже не столько анализируя каждыйпоследующий раз, сколько полагая, что ничего нового произойти в данном случаене может и действия так и останутся одними и теми же. Зафиксировавшаясяустановка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла,
илинаправляла, перцептивный процесс испытуемые как правило говорили,что в левой руке шар меньше. Такая ошибка была названа контрастнаяиллюзия, но иногда ответы совпадали с ответами установочных проб, тогдаговорили о ассимилятивной иллюзии. Видимо вявлениях неосознаваемой установки проявляется особая, досознательная формапсихики ранняя генетически и функционально ступень развития любогосознательного процесса.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |