А.М.СазыкинТуристские потоки и экономика туризма ИндииОпубликовано: Россия – Индия. 2009. Политика, экономика, религия, филология, этнология, туризм, сельское хозяйство, образование, музыковедение: материалы исследований, посвященные 10-летию Индийского образовательного центра.- Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010.- С.134-145.Индия не входит в число ведущих туристских стран мира. Но в своём регионе (туристский регион «Южная Азия» по версии Всемирной туристской организации) она занимает лидирующие позиции. Важную роль в развитии туристского бизнеса Индии играют её богатые и разнообразные рекреационные ресурсы, как природные, так, ещё в большей степени, культурно-исторические. С древних времен Индия обрела ореол богатой, но таинственной и недосягаемой земли. В средние века малоизвестные территории, путь в которые лежал через районы, заселённые арабами, назвали «Индиями», понимая под этим северо-восточную Африку, южную и юго-восточную Азию – земли, откуда в Европу попадали экзотические товары: пряности, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, ковры, драгоценности. Впоследствии это название ошибочно распространили и на открытые Христофором Колумбом территории Америки. История Индии неоднократно переживала взлеты и падения. Несмотря на нашествия персов, моголов и европейцев, страна сохраняла свою самобытность, обогащая ее новыми иноземными элементами. Индия - единственная страна, сохранившая древнюю религию первой цивилизации – индуизм. И хотя индуизм не относится к мировым религиям, т.к. его последователи почти полностью сконцентрированы в одной стране, по численности верующих она уступает только христианству. Индуизм это не только религия, но и философская система в отношении к жизни. Традиции индуизма пронизывают все составляющие культуры этой древней страны (литературу, архитектуру, изобразительное искусство) и быт многих населяющих её народов. Кроме того, Индия родина древнейшей из мировых религий - буддизма, основной ареал распространения которой находится в восточной и юго-восточной Азии. В разных районах индуистской в целом Индии живут последователи иных религиозных направлений – джайнизма, сикхизма, зороастризма, христианства. Многоконфессиональность страны, многочисленность местных и значимых на глобальном уровне религиозных центров представляет ресурсную основу внутреннего и международного паломничества и познавательного туризма. Природа Индии, несущая на себе отпечаток значительного влияния человека, тем не менее, сохраняет черты, обусловливающие высокую туристскую привлекательность. На территории страны находятся высочайшие горы мира. Здесь сохранилась богатая своеобразная флора и фауна, представленная многими редкими, исчезающими и эндемичными видами. Для охраны природных богатств и одновременно развития регулируемого экологического и познавательного туризма в стране учреждены национальные парки. Жаркий климат, тёплые моря, песчаные пляжи, коралловые острова и рифы круглый год могут быть доступны для туристов из разных стран мира. Сочетание культурно-исторических и природных ресурсов делает Индию одной из наиболее привлекательных для туристов стран мира. Тем более удивительно, что она по уровню развития туризма значительно уступает многим странам с худшими туристскими ресурсами, среди которых можно назвать известные центры туризма: Таиланд, Индонезия, Сянган (КНР), Сингапур, Болгария и другие. По числу иностранных туристов, посещающих страну, Индия занимает 41 место в мире, по доходам от международного туризма - 22 позицию. Значительное отставание страны в мировой туристской индустрии кажется тем более странным, что туризм здесь зародился еще в колониальную эпоху. Многие современные курорты и туристские центры появились ещё в Британской Индии. Отметим, что туристский интерес англичан к этой стране сохраняется до сих пор (рис. 1). Этому способствуют не только исторически сложившиеся связи между Великобританией и её бывшей колонией, но и широкое распространение в Индии английского языка. Отсутствие языкового барьера создает для англичан наиболее комфортные условия во время зарубежного путешествия. Рис. 1. Страны-лидеры по туристическим прибытиям в Индию в 2008 г. (Nationality-wise…,2008) Развитие туризма в Индии сдерживают следующие факторы. К числу наиболее важных относится политическая нестабильность как в ряде районов самой Индии, так и в соседних странах Южной Азии (Шри-Ланка, Мьянма, Непал, Пакистан). Территориальные споры между Индией и Пакистаном относительно принадлежности Кашмира (часть территории индийского штата Джамму и Кашмир) неоднократно приводили к вооружённым конфликтам между странами. Встречаются в Индии проявления сепаратизма (Пенджаб) и терроризма. Так, 26 ноября 2008 г. пакистанские террористы захватили престижный отель «Тадж-Махал» (его постояльцы превратились в заложников) и железнодорожный вокзал в крупнейшем городе страны Мумбаи. В результате акции погибли 183 человека, в том числе 22 иностранца. Это стало основной причиной снижения в 2008 г. темпов роста потока туристов в Индию. Известны конфликты на религиозной почве. Например, в 1992 г. в селении Айодхья (штат Уттар-Прадеш) индуисты снесли мечеть, построенную моголами на священном для индуистов месте. В результате - волна противостояния и кровопролития по всей стране. Имидж Индии как небезопасной для туризма страны усиливают многочисленные сообщения о технических катастрофах (обрушения больших зданий, аварии на транспорте), случаях инфекционных заболеваний и природных бедствиях. Так 21 октября 2009 г. вблизи Агры, одного из главных туристских центров страны, столкнулись два поезда, погибло 15 человек. В начале октября 2009 г. на озере в штате Керала потерпело крушение прогулочное судно, утонули 42 туриста. В июне и сентябре того же года в горных районах штата Джамму и Кашмир произошли одинаковые трагедии – упали в ущелье автобусы, погибло более 20 человек. Существенно влияют на туристскую посещаемость Индии некоторые особенности её рекреационно-географического положения (Сазыкин, Глушко, 2007). В первую очередь это - удаленность от основных туристских рынков мира – европейского и американского. А также от стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в которых, благодаря экономическому росту сформировались значительные рынки выездного туризма (Япония, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Китай). Только с Китаем Индия имеет протяжённую общую границу. Однако она пролегает вдоль малонаселённых и экономически отсталых районов обеих стран, к тому же проходит по высокогорьям. Поэтому даже соседний Китай не входит в десятку стран главных поставщиков туристов в Индию (рис. 1). Все остальные страны-соседи Индии отличаются невысоким уровнем социально-экономического развития и преобладанием бедного населения. При том, что в развитых туристских регионах (Европа, Америка, АТР) и странах до 80% туристического потока приходится на соседние территории, для Индии доля внутрирегионального туризма составляет всего 20% (рис. 2) и даже имеет тенденцию к снижению (в 1998 г. – 24%). Большая часть иностранных туристов приезжает в Индию издалека (87,1% в 2006 г.), пользуясь преимущественно воздушным транспортом, что определяет значительные туристские расходы на путешествие. Рис. 2. Распределение въездного потока в Индию по регионам выезда в 1998 и 2008 гг. (Annul report…, 2009) Долгое время в числе иностранных туристов, посещающих Индию, доминировали англичане. Выше отмечены причины, способствовавшие этому. Со временем доля туристов из Великобритании во въездном туристском потоке Индии стала снижаться. В 2001 г. она составляла 16%., а в 2008 г. - 14,7%. В 2007 г. англичане уступили первую позицию туристам из США, которые традиционно занимали второе место среди иностранных туристов, приезжающих в Индию. При этом наиболее значительный прирост туристов в Индию демонстрируют такие страны как Республика Корея, Австралия, Германия, Канада; для них отмечено увеличение туристского потока в период с 2001-08 гг. в 2,5-2,9 раза. Но наиболее поразительные результаты продемонстрировал Китай: число туристов из этой страны выросло в 7,1 раза. В настоящее время не всегда в полной мере могут быть использованы для развития туризма некоторые природные преимущества страны. Например, возможности развития круизного туризма ограничиваются положением Индии в стороне от мировых круизных маршрутов. Для формирования новых маршрутов вдалеке от потенциальных потребителей этого быстро развивающегося вида отдыха (жители США, Германии, Италии, Франции и других развитых стран) важным является не только природное своеобразие акватории и территории, но и наличие на пути маршрута портовых городов, отличающихся значительным культурно-историческим потенциалом. Большинство портов Индии (Мумбаи, Ченнаи, Колката) относительно молоды, выросли в колониальный период, многие достопримечательности в них созданы англичанами. Английские архитекторы, хоть стремились учесть местные архитектурные и культурные традиции, но не смогли избежать значительного влияния собственной цивилизации. Военно-политическая ситуация в бассейне Индийского океана и соседних с Индией странах (Иран, Ирак, Пакистан, Бангладеш, Мьянма), подчас небезопасная для туризма, также ограничивает интерес туристского бизнеса к круизам в береговой зоне Индии. Некоторые природные особенности Индии также оказывают негативное воздействие на развитие туризма. Это относится к сезонности. Во время летнего муссона (май-август) устанавливается жаркая и душная погода, которую трудно переносить за пределами помещений с кондиционированным воздухом. Это делает летний период малопривлекательным для посещения Индии с целями туризма (рис.3). Это с одной стороны. С другой – погодные условия зимней Индии наиболее подходят для туристской поездки: тепло (+18°С), сухо, солнечно. Однако и в это время Индия не выдерживает конкуренции с другими странами экваториально-тропического пояса с аналогичной сезонностью, но более развитыми в туристском отношении (Египет, Таиланд, Малайзия, Филиппины). Следует учитывать и то, что пик отпусков и каникул в странах северного полушария приходится все-таки на лето, что также ограничивает туристские поездки, особенно на значительное расстояние в мае-августе. В мае в Индию приезжает туристов в два раза меньше чем в декабре-январе. Рис.3. Сезонность прибытий в Индию Высокие туристские расходы для поездки в Индию также негативно сказывается на уровне посещения страны. В среднем в 2008 г. туристская поездка в Индию обошлась в 2189 долл. (без учёта транспортных расходов). Значительные туристские расходы обусловлены продолжительностью пребывания в стране, которая, в свою очередь зависит от удалённости Индии и желанием туристов посетить многочисленные экскурсии, познакомиться с большим числом достопримечательностей, расположенных в разных, нередко удалённых, районах страны. Длительность пребывания в стране, а также ориентация в сервисе на обеспеченного западного туриста - важные факторы удорожания поездки в Индию с целью туризма. В последние время расходы туристов в Индии растут особенно быстро, для примера, в 2001 г. один иностранный турист в среднем потратил 1199 дол. Относительно позднее экономическое развитие Индии также ограничивало въездной и выездной потоки, в том числе совершаемые с деловыми целями. Экономические прогнозы выделяют Индию как одну из ведущих стран мира по темпам роста ВВП на ближайшие десятилетия. Вероятно рост экономических показателей в туризме (рис.4-5) за последние годы есть отражение социально-экономического прогресса страны в целом, а также следствие внимания правительства к туристской отрасли. Переломный момент в становлении индийского туризма пришелся на 2003 г., первый год после принятия в 2002 г. государственной программы его развития. Рис.4. Динамика въездного и выездного туристских потоков Индию Рис. 5. Динамика туристского баланса Такой шаг позволил изменить отмечавшуюся ранее негативную тенденцию сокращения в стране туристского сальдо, которое в 2002 г. из-за превышения туристских расходов над доходами, стало отрицательным – 346 млн. долларов. К 2008 г. уже положительное туристское сальдо достигло рекордной для страны величины в 2,5 млрд. долл. Некоторое сокращение туристских прибытий и доходов от туризма в 2009 г. вызвано международным экономическим кризисом и последствиями теракта в Мумбаи. В целом, однако, туризм пока играет незначительную роль в экономике страны: доля туризма в товарном экспорте составляет всего 5,9% (2008 г.), что ниже среднемирового показателя - 6,1%. В 2009 г. из-за значительного сокращения экспорта, вызванного экономическим кризисом, данный показатель в Индии существенно вырос и составил 6,9% (среднемировой тоже возрос – 7,2%). Доля расходов на туризм в сравнении с товарным импортом еще ниже – 2,5%. Из-за огромной численности населения показатели доходности туризма в расчете на одного жителя страны тем более мизерны и являются одними из самых низких в мире: 9,9 долларов. Показатель интенсивности прибытий в Индии (количество иностранных туристов на душу населения) также один из самых низких в мире – 0,004. Для сравнения, многие страны Европы имеют значения более единицы, мировой лидер - Андорра - около 50. Основная часть туристов прибывает в Индию самолетом (87,1%), доля сухопутного транспорта в обслуживании туристских потоков составляет 12,3%, морского - 0,6%. Главными воротами страны являются международные аэропорты Дели (32%) и Мумбаи (23,3%), таким образом, они обслуживают более половины туристского потока. Большая часть туристов посещают Индию с целью отдыха - 95,3%. На другие туристские цели (образовательные, деловые, лечебные, паломничество) приходится менее 5%. Экономический рост будет способствовать росту числа деловых поездок. В настоящее время наиболее высокая доля туристов, посещающих Индию с деловыми целями, характерна для Германии (13,2%) и Японии (12,1%). Среди туристов преобладают мужчины (55,7%). Возрастная структура туристов следующая (2001 г.). Основная возрастная группа 35-44-летние (19,5%), также высока доля 25-34 и 45-54-летних (соответственно 19,5% и 19,4%). Доля туристов старших возрастных категорий снижается: 55-64-летние – 11,5%, пенсионеры (старше 65 лет) – 7,7%. Прогнозируется возрастание доли лиц «третьего возраста». Доля детей (0-14 лет) и молодежи (15-24 года) невысока – 7,2% и 10,0% соответственно. Иностранные туристы неравномерно посещают разные районы Индии. По посещаемости лидируют Дели (2,3 млн. посещений), штаты Махараштра (2,1), Тамилнад (2,0), Уттар-Прадеш (1,6), Раджахстан (1,5). Здесь располагаются наиболее известные и аттрактивные объекты и знаменитый туристский «треугольник» - Дели, Агра, Джайпур. Наибольший интерес туристы проявляют к следующим объектам туристско-экскурсионного показа: Красный форт (3,1 млн.) и Кутб-Минар (1,7 млн.) в Дели, Чарминар ( 1,0 млн.), форт Голгонда (0,7 млн.) в Хайдарабаде. Однако по интенсивности туризма распределение индийских территорий иное. На первом месте маленький штат Гоа – 0,2, далее следуют Даман и Диу – 0,07, Дели и Сикким - 0,06, Химачал-Прадеш – 0,02, Раджахстан и Тамилнад - 0,01. В последние годы в Индии достаточно быстро развивается внутренний туризм. В 1996 г. жители страны совершили всего 140 млн. поездок, а в 2008 г. 563 млн. Однако это означает, что поездки совершает лишь половина населения страны, в развитых странах население отличается большей туристской мобильностью и в течение года совершает до 3-5 поездок. Наибольшей туристской подвижностью в Индии отличаются состоятельные люди и жители больших городов. Итак, в Индии существует противоречие между ресурсными возможностями туристической индустрии и уровнем её развития. Однако низкие относительные показатели туризма указывают на его высокую потенциальность; это характерно как для внутреннего, так и международного въездного туризма. Если перспективы международного въездного туризма Индии в дальнейшем будет продолжать зависеть от многочисленных, в том числе внешних факторов, то быстрое развитие выездного туризма в связи с ростом деловой активности и благосостояния населения можно уверенно прогнозировать. Появление на мировой карте нового рынка выездного туризма уже обратило внимание ученых, а Всемирная туристская организация Организации Объединенных Наций уже дала детальный анализ этого явления (India, 2006). С 1996 по 2007 гг. количество зарубежных туристских поездок из Индии выросло в 3 раза, темпы его роста выше, чем во въездном туризме (рис. 4). Интенсивность убытий (доля населения, выезжающая за границу в течение года) однако очень низкая – 0,9%. Для развитых стран этот показатель может быть больше, чем 100% (Сингапур). В тоже время скромность данного показателя является признаком высокой потенциальности выездного туризма Индии. Индийский турист на одну зарубежную туристскую поездку тратит 750-850 долл. при среднемировом показателе примерно 1000 долл. Это обусловлено пока невысокими доходами населения Индии. Следует учитывать, что по финансовым причинам большая часть жителей вообще не может приобщиться к туризму, тем более за пределами страны. География выездного международного туризма Индии существенно отличается от въездного (рис.6). Самое популярное направление – Сингапур. Его индийские туристы посещают чаще всего с деловыми целями (включая шопинг). Кроме того, в Сингапуре исторически сформировалась значительная индийская диаспора; один из государственных языков Сингапура – тамильский (широко распространён на юге Индии, штат Тамилнад). Безусловно, притягательность городу-государству обеспечивает его транспортно-географическое положение (транзитность, крупный международный аэро- и морской порт). В выездном потоке направления Восточной и Юго-Восточной Азии преобладают. Это не только Сингапур, но также Китай, Таиланд, Гонконг (особый административный район Китая), Малайзия. Эти территории отличает быстрый экономический рост, а цели их посещения индийскими туристами нередко деловые. В общей сложности более половины (52%) всех поездок из Индии в страны Восточной и Юго-Восточной Азии совершаются с деловыми целями. В целом структура выездного потока по целям посещения выглядит следующим образом: отдых – 33%, бизнес – 30%, шопинг – 30%, другое – 5%. Деловые поездки индийскими туристами совершаются не только в страны бассейна Тихого океана. На европейском направлении выделяется Германия: доля деловых поездок достигает 80%. Около 58% поездок в США также относятся к бизнес-туризму. Доля соседних стран, имеющих с Индией сухопутную границу, в выездном потоке очень низкая; исключение составляет Китай. В целом отмечается высокая дисперсность выездного потока: в нём нет четко выраженных лидеров (обычно на 3-4 страны приходится более половины всего потока туристов, выезжающих из той или иной страны) и очень высока доля «других» стран. Из удаленных стран в 10-ку лидеров по посещаемости индийскими туристами входят США и Канада, и нет ни одной европейской страны. Рис.6. Направления индийского выездного туризма (India, 2006) В зарубежные поездки туристы из Индии предпочитают отправляться группами – 60% (в мире растёт число индивидуальных поездок). При первых зарубежных путешествиях поездках их доля достигает 70%. Средняя продолжительность зарубежной поездки составляет 12-15 дней (India, 2006). Правительство Индии оценивает туризм как один из приоритетов экономического развития страны. Неоднократно предпринимались попытки осуществления соответствующих программ в его поддержку (1982, 1992 гг.) В настоящее время государственная программа содействия туризму включает 6 основных направлений (6S): услуги (swegat), информация (suchana), туристские формальности (suvidna), безопасность туризма (saraksha), сотрудничество (sahyog), туристская инфраструктура (samrachana). Большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в туристскую индустрию, внедрение новых технологий, особенно в области информации, коммуникаций. Планируется упрощение туристических формальностей, в частности выдача виз по прибытии в страну сроком не менее чем на 15 дней. Выделены 25 туристических экономических зон, обладающих наиболее высоким потенциалом для развития туризма. Разработаны проекты по поддержке туризма в горных штатах северной Индии и созданию рекреационных зон на островах. К числу важных мероприятий, которые будут способствовать улучшению туристского имиджа страны, относятся также меры по улучшению санитарно-гигиенической обстановки, развитию транспортной сети и инфраструктуры (сеть пунктов питания, заправки, ремонта на автомобильных дорогах, улучшение воздушного сообщения, повышение комфортабельности на железнодорожном транспорте, охрана достопримечательностей, развитие рекламно-информационного обеспечения туризма). При этом туризм в Индии рассматривается как многостороння деятельность, включающая усилия государства, частного бизнеса, общественных фондов. Создана государственная корпорация по развитию туризма Парятан-Бхаван (Paryatan Bhavan) (National Tourism…, 2003). ЛитератураСазыкин А.М., Глушко А.А. Туристические ресурсы Индии.- Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007.- 140 с.Annul report ministry of tourism 2008-2009 // Ministry of Tourism Government of India [http://www.tourism.gov.in/annualreportE08-09.pdf]Important facts about Indian Tourism 2008 // sladeshare [http://www.slideshare.net/IndianMosaic/indian-tourism-data]India. The Asia and the Pacific Intra-regional Outbound Series.- Madrid: WTO, 2006.- 92 p. Nationality-wise foreign tourist arrivals in India, 2006-2008 // Ministry of Tourism Government of India [http://www.tourism.gov.in]National Tourism Policy // Ministry of Tourism Government of India [http://www.tourism.gov.in/policy/Tourismpolicy.pdf]