Современное образование в глобальном обществе А.И. Науменкоканд. экон. наук, доцент кафедры информатики и математики САФБДОбразование в XX в. стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований. Однако традиционные формы обучения уже не справляются со все возрастающим потоком новой информации и требованиями к уровню знаний, навыков и умений работников прежних и вновь создаваемых сфер деятельности человека, поэтому и в сфере образования происходят кардинальные изменения. Новые информационные технологии, все больше проникая в сферу образования, предоставляют средства и возможности для внедрения новых подходов. Технологический базис информационных технологий позволяет реализовать новые формы образовательного процесса – обучение на расстоянии или, иначе, дистанционное обучение (ДО). ДО, сформировавшееся на базе новых технологий в конце XX ст., стало одной из наиболее эффективных и перспективных форм подготовки специалистов. Активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным ответом системы образования на происходящие в мире процессы глобализации, интеграции, либерализации, движения к информационному сообществу. В Европе и Америке создаются консорциумы ведущих университетов, представляющих широкий спектр дистанционных образовательных услуг. Так, Ассоциация дистанционного обучения в США объединяет в своем составе более пяти тысяч учебных заведений. Под эгидой ЮНЕСКО ведется работа по организации обучения вне зависимости от границ и временных ограничений – в виртуальном распределенном университете. В России и многих других странах дистанционные формы обучения на базе современных информационных и телекоммуникационных (ИТ) технологий до недавнего времени широко не применялись в основном из-за недостаточного распространения в сфере образования технических средств, новых технологий. Сейчас в России есть все предпосылки для использования ДО в образовании, даже наметилось отставание реализации идей ДО от технических возможностей. Общество в целом пребывает пока в состоянии эйфории от поверхностно воспринимаемых возможностей ДО. Эта эйфория связана с достижениями в сфере телекоммуникаций и, прежде всего, с широким охватом сети Интернет. Понимание ДО с точки зрения технических достижений порождает поверхностное понимание проблематики; суть современного ДО многие понимают как трансляцию лекций через Интернет, в ходе которых учащиеся могли бы задавать вопросы лектору. Однако попытки использовать традиционные методы обучения на новой технологической основе нередко выглядят как «забивание гвоздей микроскопом». Несмотря на очевидные успехи международного ДО, можно выделить и присущие ему проблемы, в частности: разница во времени на больших территориях; языковая проблема коммуникации и образовательных стандартов; выработка приоритетов, когда национальные интересы и культурные традиции различны; качество курсов и программного обеспечения; проблемы стратегического планирования, решение вопросов: кому, какие, где и каким образом предоставить курсы; проблема признания уровней ДО классическими университетами (проблема эквивалентности дистанционных курсов традиционным). Видеоконференции посредством сети Интернет, интерактивное цифровое телевидение, используемое некоторыми передовыми университетами, конечно, являются достаточно важными, но все же не главными элементами ДО. Главное же – организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью профессорско-преподавательского состава (ППС) и учащихся в пространстве, но и возможностью обучения в любое удобное время. Системы ДО обеспечивают принципиально новый уровень доступности образования при сохранении качества. Препятствием для широкого внедрения систем ДО является и отсутствие проработанных учебно-методических комплексов (УМК), методик, включая структурные, методические и организационные, построенных на новых методологических идеях и подходах. В современном обществе знание все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует не только хорошего содержания, но и хорошей упаковки и соответствующих способов продвижения. Преподаватель как носитель знания в традиционном учебном процессе в современном мире технологий уже не удовлетворяет этим требованиям. Что же идет на смену традиционным формам обучения, в чем достоинства высокотехнологического обучения и в чем недостатки обучения без непосредственного контакта с наставником, учителем, педагогом? По данным опросов, проводимых в учебных заведениях, более половины американских преподавателей считают, что результаты ДО не уступают (или даже превосходят) результатам традиционных занятий. В данной статье проведена систематизация некоторых аспектов названной проблематики по ряду основополагающих вопросов, возникающих в процессе разработки систем ДО и подготовки к проведению дистанционных занятий.Тенденции развития образования Принцип «образование длиною в жизнь» делает этот вид деятельности базовым для любого человека нашего времени. Тем важнее задача постоянной модернизации самого образования как для конкурентоспособности страны, так и для продукта сферы образования – ее выпускников, специалистов, и не столько в мировом масштабе, сколько на региональном рынке труда. Анализ текущего состояния в разрезе данной проблематики позволяет выделить факторы, влияющие на рынок образования в современной России. Общемировые тенденции развития, в основе которых лежат процессы глобализации, международного разделения труда, повышенной мобильности населения существенно влияют на ситуацию с развитием образования в России.^ 1. Интеграция образования Наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни не обошло и сферу образования. Господствующие в мире процессы и тенденции касаются всех стран, и это подчеркивает глобальность происходящих изменений. Устойчивость системы международного образования достигается вследствие постоянного воспроизводства своих структурных элементов и норм, регулирующих ее функционирование. Для ее устойчивости в изменяющемся мире необходимо постоянное развитие, приспособление к новым условиям, хотя эта система и относительно автономна по отношению к другим системам: экономическим, политическим и социальным. Интернационализация образования – это объективный процесс. Содержание национальных систем образования корректируется под так называемые «мировые стандарты», вырабатываемые мировой педагогической практикой, наукой и техникой. Образование из категории национальных программ отдельных стран переходит в категорию мировых приоритетов. ^ 2. Изменение статуса и роли образования Расширение сферы и изменение статуса образования сопровождается обострениями проблем, которые свидетельствуют о кризисе в этой сфере. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине XX в., с началом информационной революции и формированием нового типа общественного устройства – открытого информационного сообщества. Это выдвигает информацию и знание на передний план социального и экономического развития мира. Осознание проблем и изменения в образовательной системе в процессе поиска путей преодоления этого кризиса в последние десятилетия происходят на фоне смены технологий при формировании современной образовательной системы.^ 3. Знания – основной источник стоимости в информационном обществе По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Знание начинает занимать ключевые позиции в развитии общества, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких сфер, как образование и экономика. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования1. Если в 60-х гг. в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х гг. в подавляющем большинстве стран государственные затраты на образование сокращались. Приобретение новых знаний, информации, навыков и умений, ориентация на их обновление и развитие становится определяющими характеристиками работников. Новый тип экономического развития информационного общества часто вызывает необходимость смены профессии, регулярного повышения квалификации (до нескольких раз в течение жизни). Сфера образования в таком обществе переплетена с экономической, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой экономического развития. Во многих развитых странах понимают, что поддержка социальной сферы, в первую очередь, образования и здравоохранения, необходимы с позиций развития человеческой личности. Но не только это: она необходима и для формирования производственной сферы, где человек – основа всего. Поэтому доля государственных расходов на образование в развитых странах значительно выше, чем в России. В условиях кризиса российской экономики в 1990-е гг. сфера образования пострадала достаточно сильно, и за годы вхождения в рыночные отношения позиции в сфере образования были утрачены. Основная причина этого – недофинансирование системы образования, причем масштабы таковы, что приводят к негативным социально-экономическим последствиям (рис. 1) [1].^ Рис. 1. Динамика расходов бюджета на образование (в постоянных ценах)Эта тенденция усиливается общими экономическими проблемами государства. Доля расходов на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете имеют явную тенденцию к снижению: с 6 % в 1992 г. до 3,7 % в 2007 г., и в 2008–2010 гг. эта ситуация не изменится к лучшему (табл. 1). Такой уровень финансирования – основа неконкурентоспособности нашего образования.^ Таблица 1Прогнозируемая динамика расходов бюджета РФ на образование Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Расходы, направляемые Федеральному агентству по образованию, млрд руб.* 216,51 225,81 214,36 206,57 Доля в общих расходах бюджета, % 3,70 3,91 3,27 2,92 * Источник данных: О федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон от 19.12.06 г. № 238-ФЗ (ред. 23.11.07 г.); О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24.07.07 г. № 198-ФЗ (ред. от 01.12.07 г.).Сопоставьте социальную направленность структуры расходов бюджета Великобритании в 2006/07 финансовом году (рис. 2): на социальные выплаты выделено 177 млрд фунт. ст., на здравоохранение – 96 млрд. фунт. ст., образование – 73 млрд фунт. ст. – это более 13 % расходной части бюджета. По уровню финансирования образования (включая государственные и негосударственные расходы, по доле потребления ВВП на 1 учащегося) Россия отстает от стран всех доходных групп (не только развитых), и это отставание в наибольшей степени затрагивает профессиональное образование (рис. 3) и в наименьшей – дошкольное [3, c. 29].Рис. 2. Бюджетные расходы Великобритании в 2006/07 фин. г.*Источник данных: Минфин Великобритании [2].Рис. 3. Расходы на образование по ППС в расчете на 1 учащегося, 2003/04 уч. г. дол. США4. Превращение знания в товар Развитие рыночных отношений в сфере образования превращает знания в основной общественный капитал. Возрастание выгод, связанных с получением знаний, состоит в том, что выгодополучателем является человек, который потребляет этот товар, а также общество в целом и конкретные предприятия. Данное обстоятельство является основанием для смешанного финансирования образования, хотя и разновеликого; к примеру, прямые расходы предприятий в 2004 г. составили 16 млрд руб. (0,1 % ВВП), а расходы населения – 326 млрд руб. (1,9 % ВВП) [4]. Понимание значимости образования – общемировая тенденция. Знания становятся хорошо продаваемым товаром, уровень частных расходов на образование в России достаточно высок. Если в 1995 г. из поступивших в государственные вузы России только 15 % обучались за плату, то в 2000 г. – уже 44 % [5], в 2002/03 учебном году – 51 % (с учетом негосударственных вузов – 55 %) [6]; в 2004 г. эта доля выросла с 51 % до 53,9 % [7] (хотя число студентов, обучающихся за счет средств бюджета, не снижалось)2. Это понимание и поиск источников финансирования системы образования во многих странах привели к появлению не только национальных, но и мирового рынка образовательных услуг, причем, весьма значительного3. Так, в середине 90-х гг., совокупная стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд дол. в год, что сопоставимо с размером бюджета некоторых государств. Значительной долей рынка владеют наиболее «продвинутые» в этой сфере страны – США и Великобритания. К примеру, в указанной сумме 18 млрд дол. – доля США, которые проводят целенаправленную работу по привлечению иностранных студентов в свои вузы. В 1991 г. доход только НТУ (NTU, National Technological University) США составил 13,5 млн дол., к 1995 г. через Систему публичного телевещания (PBS-TV, стартовавшая в 1990 г.) в США обучалось более миллиона студентов. В 2002/03 г. около 350 тыс. американцев, которые учатся исключительно дистанционно, платили в год за онлайновые курсы 1,75 млрд дол., совокупный оборот рынка ДО в США составлял 4,5 млрд дол. К 2005 г. затраты на ДО в США должны были увеличиться до 12 млрд дол. (по данным IDC). В России кроме оплаты обучения в вузе, значительные средства тратятся на преодоление барьера «школа – вуз»: по данным исследований, на эти цели, к примеру, в 2002 г. было израсходовано почти 45 млрд руб.^ 5. Образование – необходимый фактор преодоления отсталости Переход от индустриального общества к информационному обостряет проблему неравномерного развития и отсталости многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный, создают двойной технологический разрыв. Если такое положение сохранится, то асимметрия развития мирового сообщества усилится. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала всех стран, в том числе развивающихся, тем самым выдвигая сферу образования на первый план общественного развития. В своем докладе глава группы ЮНЕСКО по образованию, Жак Делор прямо указывал на катастрофическое отставание некоторых регионов: «Во всем мире базовое образование должно охватить 900 млн взрослых, являющихся неграмотными, и 130 млн детей, не посещающих школу, а также более 100 млн детей, преждевременно покидающих школу» [8]. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в разделе рынка образования, но и, главным образом, преодолению социально-экономического разрыва, необходимо использование новых технологий как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни развивающихся стран. А это требует не только современных технических систем, но и определенных знаний, навыков, умений, соответствующего образовательного уровня граждан. От решения проблем образования, которые в развивающихся странах в последние десятилетия еще более углубились в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят перспективы социально-экономического развития стран, решения глобальной проблемы преодоления их отставания. Становление гражданина – важнейшая задача системы образования, отвечающая интересам общества. Если страна в несколько раз меньше других тратит на образование, трудно представить, что по конкурентоспособности они будут сопоставимы. Информация и теоретические знания в информационном обществе все больше становятся стратегическим ресурсом и, наряду с уровнем образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.Современное содержание и понимание образования Предпосылки реформирования образования На уровне принятия мировой системы ценностей в образовании Россия готова к реформированию (программные заявления политиков, лидеров российского образования и пр.), но на уровне практической реализации и конкретных механизмов наблюдается недостаток методических средств. Сравним хотя бы уровень финансирования – ежегодно дефицит стоимости образовательного компонента в России составляет около 250 млрд руб. По охвату населения образованием разного уровня Россия занимает ведущее место в мире – доля россиян с образованием не ниже среднего профессионального составляет 55 %, что в два раза превышает средние показатели по странам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, включает 29 стран). Участие населения в среднем и высшем профессиональном образовании также на высоком уровне – 63,67 % (в странах ОЭСР – в среднем 25,11 %). Однако по такой характеристике как «средняя ожидаемая продолжительность обучения» (число лет, которое проведет ребенок в системе образования при сложившихся структуре и уровне охвата), Россия отстает от развитых стран на 2–2,5 года [3, c. 17, c. 23]. Актуален и вопрос качества образования. Несмотря на присоединение России к Болонскому процессу [9], который призван повысить гибкость и эффективность высшего образования, на программы двухуровневой модели, в нашей стране перешло менее 30 % вузов, а в таких странах как Финляндия, Исландия, Нидерланды, Норвегия и Великобритания – около 90 %. В основе успешной конкуренции лежит сравнение себя с лидерами и поиск оптимальных решений возникающих задач. Поэтому сравнительный анализ российской системы образования с системами образования других стран может помочь определить наши конкурентные преимущества и увидеть, в каких областях мы должны учиться у других. Кроме указанных выше тенденций, в мировой образовательной системе происходит изменение самой сути образования, смещаются акценты, на первый план выходят новые оценки целей образования.^ Расширение понятия образования Образование все менее отождествляется со школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность трактуется ныне как образовательная, если она имеет целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых навыков и умений, а неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки традиционной школьной (вузовской) системы. Как отмечалось в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», образование не должно ограничиваться стенами школы. Все учреждения, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях[10]. Образовательные функции выполняют различные социальные институты, а не только школы и вузы. Крупные предприятия, как правило, имеют подразделения, занимающиеся подбором, подготовкой и переподготовкой кадров.^ Изменение содержания образования Российские школьники имеют высокий уровень овладения предметными знаниями по математике и естественным наукам (химия, физика, биология), сравнимые с результатами лидирующих стран (по данным исследования PIRLS 2006 г. «Progress in International Reading Literacy Study» – «Изучение качества чтения и понимания текста»), но значительно отстают от своих сверстников в умении применять эти знания на практике, заниматься продуктивными видами деятельности, работать с источниками информации. Еще хуже обстоит дело с пониманием нехудожественной и естественнонаучной литературы. Последствия недостатка социальных и практических навыков достаточно ясны, тогда как позитивные последствия сохранения очень большого объема комплекса естественных наук не столь очевидны. Для повышения конкурентоспособности российской школы при разработке методик и учебников важно обратить внимание на зоны качественного отставания. С этой точки зрения показательны выводы исследования «^ Program for International Students Assessment» (PISA, «Программа международной оценки учащихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии») в части сравнения школьников по таким показателям как способность слышать чужое мнение, понимать и интерпретировать тексты (в том числе – СМИ), подходить к решению нестандартной жизненной задачи и обосновывать свою точку зрения. Самые высокие результаты по всем разделам – у Финляндии, Кореи, Гонконга, Канады; школьники России – на 33–37-м местах (из 57 стран). Сравнительная структура обязательной (национальной) части учебного плана для учащихся в возрасте 12–14 лет государственных образовательных учреждений России и стран ОЭСР, весьма показательна (табл. 2). ^ Таблица 2 Распределение аудиторной нагрузки по образовательным областям в 2004/05 уч. г., %* Страны с подушевым ВВП, тыс. дол. Чтение, письмо и литература Математика Естественные науки Социальные дисциплины Современные иностранные языки Технология Искусство Физическое воспитание Практические и производственные навыки Другие образоват. области Свыше 25 15 14 10 12 13 5 8 9 3 10 От 15 до 25 12 11 15 13 10 3 7 7 4 19 Ниже 15 15 15 17 11 9 6 6 6 7 10 Россия 19 17 27 10 10 5 5 7 – – * Данные по странам см.: Взгляд на образование: показатели ОЭСР – Выпуск 2006 [11].Отметим: вариативная составляющая учебного плана (по выбору) в странах ОЭСР составляет 10 % (в среднем), в российской школе в обязательном учебном плане выбор для школьников практически не применяется. Говоря о высшей школе, следует исходить из той же посылки: качество высшего образования не может определяться лидирующими университетами, но их показатели дают представление о качестве элиты специалистов. Первая десятка российских вузов в международных рейтингах оказывается далеко не на первых ролях: в 2006 г. только МГУ и СПбГУ вошли в эти рейтинги, занимая соответственно 93-е и 164-е места из двухсот [12], в 2007 г. они спустились в рейтинге 400 лучших уже на 231-е и 239-е места, соответственно [13], их потеснили университеты Азии: Японии (24 вуза, 13 из них в рейтинге выше) Китая (8 вузов, 7 – выше), Кореи (7, 2 – выше), Гонконга (5, 4 – выше), Тайваня (4), Таиланда (2), Индии, Индонезии (по 3). Современный мир непредсказуем, и не вполне ясно, каким по содержанию и по форме должно быть образование. Вследствие быстрого изменения сферы профессиональной занятости и неопределенности тенденций таких изменений профессиональное образование приобретет фрагментарный характер. Распространение получают компактные учебные программы, технологичные, операциональные и прагматические; а по мере приближения общества к постиндустриальному типу профессиональная ориентированность системы образования будет нарастать. Другая направленность образования – интеграция предметного содержания при изучении различных дисциплин; основная технология обучения – системный подход к образованию в целом, включением междисциплинарных модулей, концентрация не на предмете, а на проекте. При изучении дисциплин – обучающая работа для получения практических навыков в образовательном процессе с учетом целеполагания и взаимодействия учащихся («работа в команде», элементы результативности и конкуренции). ^ Компетенция как содержание образования В образовании учащихся можно выделить интеллектуальную и навыковую составляющие. В зарубежном высшем образовании прослеживается прагматическая направленность, образовательным результатом становится компетенция4. Этим термином обозначают комплекс знаний и умений, относящихся к сфере деятельности индивидуума; он содержит различные аспекты, такие как механизмы самоопределения в ситуации (оценка ситуации, целеполагание, действие и др.) и прочие мотивационные составляющие. В России образование ориентировано на освоение общеучебных навыков, поэтому сегодня для интеграции отечественных специалистов в мировую систему и реализации компетентного подхода (соответственно, и всей образовательной системы) необходим международный опыт. По мнению отечественных экспертов-работодателей и представителей сферы образования, большинство молодых специалистов в России неспособно к квалифицированной работе в сфере своей профессиональной подготовки без дополнительного образования. Выпускники часто не имеют опыта работы в реальной производственной ситуации, заметен явный дефицит необходимых знаний, умений и навыков, которые востребованы на производстве. Неумение позиционировать себя на рынке труда как самостоятельного агента, отсутствие коммуникативных навыков и необходимого для взрослого человека уровня личностной зрелости, неадекватное представление о собственной рыночной стоимости и о реалиях производственного окружения – типичные черты выпускника российского вуза5. Отмечаются также низкие управленческие навыки, в том числе навыки самоорганизации, отсутствие умения и готовности работать в команде, понять поставленную задачу и мобилизовать ресурсы для ее осуществления, отсутствие понимания структуры и направления деятельности организации, каналов и форм внутриорганизационного взаимодействия. И это связано не столько с личностными факторами, как с системными, обусловленными особенностями сложившейся системы высшего образования, несоответствия учебного комплекса программно-технических средств (ПТС) и оборудования и производственного, а также статичного академического и реального, гораздо более динамичного, информационного окружения. Все эти претензии перекликается с интегральным «качеством выпускника», его статусом, поэтому перед образовательными учреждениями ставится задача формирования выпускника, обладающего инициативностью, самоуверенностью, гражданственностью и коммуникативностью. Использование информационных технологий в учебном процессе помогает воспитанию личности с навыками межличностных коммуникаций. Однако некоторые зарубежные исследователи отмечают: – понимание компетентности, лежащее в основании «новой философии профессиональной подготовки», слишком узкое, оно не предполагает глубокой интеллектуальной компетентности, необходимой для формирования гибкой рабочей силы, соответствующей новой экономике; – получение учащимися реального практического опыта вместо гибкого академического знания приводит к ограничению возможностей личностного развития, так как фокус учебных курсов очень узок и направлен на развитие профессиональной компетентности лишь в конкретной специальности [14]. Важнейшей целью глобального процесса реформирования высшего образования является стремление сделать образование практичным и операциональным, максимально приближенным к требованиям рынка труда. Профессиональное образование становится ориентированным на потребителя больше, чем ранее; это делает обучающегося участником непрерывного образования и зависимым от постоянной переподготовки в будущем. Последние десятилетия характерны ускоренной сменой технологий и обновления знаний в различных сферах деятельности человека. Непрерывное обучение в течение всей жизни становится и все более необходимым.^ Концепция непрерывного образования Президент корпорации GM: «Нам нужны специалисты не с 4-х и даже с 6-летним, а с 40-летним образованием». Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает; знания, получаемые в вузе, за время учебы значительно устаревают. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили проблему образования взрослых, ее роль в современном мире. Произошло радикальное изменение взглядов на эту проблему, которая сейчас рассматривается как путь преодоления кризиса образовательной системы для формирования адекватной современному обществу системы образования, цель которой – не только профессиональное соответствие, но и всестороннее развитие личности. Поэтому люди, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. На рис. 4 представлен график участия в дополнительном образовании взрослых разных стран: можно заметить, что к дополнительному образованию в России отношение «весьма прохладное», доля участия незначительна. Несмотря на то, что развитие непрерывного образования в России декларировано еще в 2004 г. как один из пяти приоритетов развития образования, Россия значительно уступает большинству европейских стран как по участию в непрерывном образовании, так и по активности самообразования. Необходимость непрерывного образования понимают во многих развитых странах, стимулируя обучение граждан на протяжении всей жизни, создавая учебные заведения по переподготовке или для получения новой специальности. Опыт этих стран показывает, что основной вклад в развитие непрерывного образования вносят регионы, муниципалитеты, ассоциации граждан.^ Переход от концепции функциональной подготовки к развитию личности Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование умения учиться, самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных информационных технологий. ^ Рис. 4 Участие в дополнительном образовании в течение последних 12 мес. (2006/07 уч.г., % от числа опрошенных в возрасте 25–64 лет) * Источник данных: по странам Европы – Евростат, 2005 г. [15], по Норвегии и Великобритании – отсутствуют, по России – Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ, 2006 г. [16].Направленность современной концепции предполагает и самообразование. Участие граждан разных стран в непрерывном процессе самообразования в течение последних 12 месяцев показано на рис. 5 [3, с. 5].^ Рис. 5 Занятие самообразованием в течение последних 12 месяцев (2006/07 уч.г., % от числа опрошенных в возрасте 25–64 лет) * Источник данных: по странам Европы – Евростат, 2005 г., по России – Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ, 2006 г. Новая концепция образования предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Для этого должны быть разработаны различные образовательные программы в соответствии с индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Результаты обследований показывают, что мы значительно уступаем большинству европейских стран как по участию в непрерывном образовании, так и по активности самообразования (рис. 4, 5). При этом, как следует из данных обследования внутрифирменной подготовки, одной из причин такого положения является не только низкая активность государства, но и нашего бизнеса (по сравнению с другими странами) в обучении кадров. Но в современном мире и этого недостаточно; необходима не только профессиональная переподготовка, но и всестороннее развитие личности.^ Способы и цели оценивания Интеграционная направленность современного образования меняет точку зрения на учителя; позиция учителя в классе – организатор и координатор процесса обучения, транслятор знаний; позиция ученика – обучаемый; характер взаимодействия между ними – субъект-объектный или субъект-субъектный. Основная функция оценивания в современном образовании – анализ и выявление особенностей протекания процесса обучения и внесение соответствующих поправок, то есть обратная связь, которая позволяет учителю оценить процесс по времени, по аспектам оценивания, по отношению к личности учащегося, по типам учебных целей и т.д. Способы оценивания: тесты, оценивающие личностный рост, приращение знаний и пр. Ожидаемый результат – развивающаяся, «растущая» личность.^ Воспитание гражданина Задача современного образования – посредством изменения методов обучения повлиять на учебную позицию (посредством использования активных форм), способствовать развитию навыков самообучения и коммуникаций. За последние 10 лет показатель международной мобильности студентов достиг в 2005 г. 2,7 млн. чел.; по оценкам и прогнозам, общие показатели международной студенческой мобильности к 2020 г. должны составить 5,8 млн. чел. Процессы интеграции в современном мире, вовлечение в н