Реферат по предмету "Финансовые науки"


Федеральный бюджет. Состав доходов и расходов

Министерство образования Российской Федерации
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Калининградский Филиал

Контрольная работа
По дисциплине «Финансы»
Тема:
Федеральный бюджет. Состав доходов и расходов
Факультет Экономики и финансов
Курс 3, группа СФз-07
Студент Тимофеев Дмитрий
Преподаватель Колобутина И.А.к. п. н., доцент
Калининград 2008

Содержание
Введение
1. Федеральный бюджет
2. Доходы федерального бюджета
2.1 Подоходный налог
2.2 Налог на добавленную стоимость и акцизы
2.3 Налоги и платежи за пользование природными ресурсами
2.4 Таможенные пошлины
2.5 Налог на прибыль организаций
2.6 Единый налог на вмененный доход
2.7 Налоговая система в целом
3. Расходы Федерального бюджета
3.1 Расходы бюджета на социально-культурные нужды
3.2 Государственный долг РФ
3.3 Военные расходы государственного бюджета
3.4 Расходы бюджета на управление
3.5 Расходы на науку и на охрануокружающей среды
3.6 Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
4. Баланс, профицит и дефицит
4.1 Дефицит Федерального бюджета
4.2 Источники финансирования дефицита
4.3 Бюджет с профицитом
5. Федеральный бюджет на 2008-2010 гг
5.1 Доходная часть бюджета 2008-2010 гг
5.2 Расходная часть бюджета 2008-2010гг
6. Недостатки Российского бюджета
Заключение
Использованная литература
Приложение
Введение
Бюджет появился практически в одно время с государством, нотолько с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемогопарламентом. Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеномфинансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документафинансы приобретают всеобщий характер.
Через бюджет государство образует и используетобщегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через негогосударство организует перераспределение общественного продукта дляудовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств междупроизводственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами,отраслями и т.п.). Причем Федеральный бюджет — это зеркальное отражениенациональных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т.е. внем зафиксирована политика данной правящей элиты, которая выработала компромиссмежду различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил.
Тема федерального бюджета актуальна сейчас и будет актуальнадо тех пор, пока существует государство.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федеральногобюджета, анализу его статей дохода и расхода, — как в общем плане, так и ссовременной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи даннойработы.
Задачи работы: раскрыть суть, дать основные определениябюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту. Рассмотретьформирование доходной и расходной частей бюджета, охарактеризовать сегодняшнеесостояние федерального бюджета.
При написании курсовой работы использовались научные работыв области экономики, специальная учебно-преподовательская литература дляэкономических ВУЗов, современная периодика, электронные ресурсы глобальнойинформационной сети (Интернет).
1. Федеральный бюджет
У государства, выступающего в лице соответствующих органоввласти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями инаселением многообразные финансовые отношения. Специфика рассматриваемых намиотношений состоит в том, что они возникают в распределительном процессе исвязаны с формированием и использованием централизованного фонда денежныхсредств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Такиеотношения называются бюджетными. Совокупность бюджетных отношений составляетпонятие государственного бюджета.
Т. е. государственный бюджет объединяет главные доходы ирасходы государства. Другими словами бюджет — единство основных финансовыхкатегорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в ихдействии. Государственный бюджет является особой экономической формойперераспределительных отношений и занимает центральное место в составегосударственных финансов.
Интересно, что под термином «госбюджет», «федеральныйбюджет», различают разные понятия. Как экономическая категория этосовокупность отношений. Так же это централизованный фонд государства и, крометого, документ, финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.
Как экономическая категория госбюджет выполняетраспределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходитконцентрация денежных средств в руках государства и их использование вобщегосударственных целях. Основу распределительной функции составляет чистыйдоход участников общественного производства, а иногда и национальные богатства.С помощью второй функции становится возможным определить, насколькосвоевременно и полно финансы поступают в распоряжение государства, эффективноли они используются. Здесь основу составляет само движение бюджетных ресурсов,отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходныхзначений.
2. Доходы федерального бюджета
Само понятие — бюджет — близко и понятно каждому человеку, втом числе и россиянину. Кошелек — это самое простое и доступноеслово-эквивалент для слова «бюджет». Только федеральный бюджет этокошелёк целой страны. И как у человека существуют доходы и расходы, так ибюджет имеет статьи доходов и расходов. Доходы бюджета — это частьцентрализованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполненийего функций.
Сущность бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетныедоходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта иодновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в рукахгосударства ресурсов.
Среди доходов различают налоговые и неналоговые доходы. Этоосновные источники дохода государства, кроме займов и эмиссии денег. Налоговыедоходы говорят сами за себя. А под неналоговыми подразумеваются доходы отвнешнеэкономической деятельности, платежи за пользование природными ресурсами,доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административныеплатежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба государству и прочиененалоговые доходы.
Естественно, что основными доходами бюджетной системыбольшинства стран, здесь — Российской Федерации, являются налоги и сборы. Подналогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемыйс налогоплательщика (в форме отчуждения принадлежащих ему на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств) в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Так,например, (по сообщению информационного агентства Regnumот 19.11.2007) основная масса администрируемых ФНС России доходов федеральногобюджета 2007 года обеспечена поступлениями НДС (38%) и налога на добычуполезных ископаемых (29%). Что составило 3 074,7 млрд. рублей от — 6890.15 млрд.рублей — доходов в бюджет на тот момент времени.
Кто же платит налоги и сборы? Из вопроса вытекает ответ — налогоплательщики и плательщики сборов. То есть предприятия и физические лица,на которых по закону возложена обязанность уплаты налоги и (или) сборы. В томчисле и мы с Вами. Необходимо упомянуть о налоговой базе: что, собственнооблагается налогами и сборами? Налоговая база представляет собой стоимостную,физическую или иную характеристику объекта налогообложения за вычетом разрешенныхзаконодательством налоговых льгот, если таковые имеются. Объектаминалогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованныхтоваров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание,имеющее стоимостную или физическую характеристику, если законодательствосвязывает с ним (основанием) возникновение обязанностей по уплате налога. Величинаналоговых начислений на единицу измерения налоговой базы — налоговая ставка. Ставкиналога, а соответственно и сами налоги, подразделяются на регрессивные,пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятиядохода уменьшается при возрастании дохода. Для пропорциональных налоговприменяется одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. А припрогрессивном налогообложении ставка налога повышается при возрастании дохода.
Все налоги подразделяются, кроме того, на прямые и косвенные.Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходовналогоплательщика. К ним относят подоходный налог с населения, налог на прибылькорпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги — это налоги,взимаемые в ценах товаров и услуг. Они включают налог на добавленную стоимость,акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.
2.1 Подоходный налог
Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечиваетподоходный налог с населения — от 25 до 45% общей суммы доходовгосударственного бюджета. Взимается по прогрессивным налоговым ставкам. Причемпри обложении применяется необлагаемый минимум, т.е. часть доходаналогоплательщика не подлежит обложению. Размер этой части определяетсяналоговым законодательством.
Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен вXX веке. Изначально широкие слои населения не являлисьплательщиками этого налога, поскольку был установлен высокий необлагаемыйминимум. Превращение подоходного налога в массовый произошло в годы второймировой войны. Был резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговыельготы по семейному положению. Так в США, для сравнения, подоходным налогомбыло охвачено в 1940 г. — 8 млн. человек, а в 1980-х гг. — 100 млн. человек.
В России подоходный налог был введен в 1916 г., в периоднатурализации был практически отменен, при НЭПе взимание возобновилось (1922 г),в 1943 был введен новый подоходный налог и изменения устанавливались путемвнесения изменений в указ Президиума Верховного Совета. Подоходный налог сфизических лиц в России действует с 01.01.1992 г., а с 01.01.2001 г. — налог надоходы физических лиц (НДФЛ). Его плательщиками выступают граждане РФ,иностранные граждане и лица без гражданства. При определении размера налоговойбазы плательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов: стандартныеналоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты,профессиональные налоговые вычеты.
2.2 Налог на добавленную стоимость и акцизы
Первоначально с началом реформ в России в бурные 90-е годынасчитывалось 17 федеральных налогов. Позже в 1994 г. Были отменены налог надоходы банков и доходы страховых компаний (они стали уплачивать налог наприбыль, как другие предприятия), а в 1996 был упразднен специальный налог спредприятий отдельных отраслей. В настоящее время действует 10 федеральных налогов,основные из которых: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, НДПИ.
Среди косвенных налогов наибольшее значение имеют налог надобавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. НДС в РФ взимается с1 января 1992 года. В соответствии с законодательством РФ налог на добавленнуюстоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленнойстоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разницамежду стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальныхзатрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Официально НДСвзимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками еговыступают покупатели товаров, т.е. широкие слои населения, т.к НДСценообразующий элемент. На его величину автоматически повышаются цены товаров.
Конечно, из правил всегда бывают исключения. И от НДСосвобождаются операции связанные с обращением российской валюты, передачатоваров, носящая инвестиционный характер, реализация медицинских товаров инекоторые другие операции.
Также через цены товаров и услуг взимаются акцизы. Акциз — вРФ — федеральный налог, взимаемый с организаций и иных лиц, если они совершаютподлежащие налогообложению операции с подакцизными товарами и (или) подакцизнымминеральным сырьем. Их сущность и природа сходна с налогом на добавленнуюстоимость. Перечень подакцизных товаров устанавливается государством. Помимоакцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизына предметы массового потребления. Печально известна попытка царя АлексеяМихайловича установить высокий акциз на соль, которая закончилась его отменой врезультате народных «соляных» бунтов.
 2.3 Налоги и платежи за пользование природнымиресурсами
Государство в лице его полномочных органов заинтересовано втом, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менееравномерно и планомерно. Для этого служат рентные платежи за природные ресурсы,цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями.
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи заприродные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни изних вносятся из прибыли, другие за счет себестоимости. Значение названныхплатежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль,ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использованиесоответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызванавозросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения вхозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко небезграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.
По итогам I квартала 2008 г в структуре доходовконсолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов, сборы и регулярные платежи за пользование природнымиресурсами составили 12%.
2.4 Таможенные пошлины
Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые государством спровозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотреннымтаможенным тарифом. По объекту обложения различают ввозимые таможенные пошлины,вывозимые (экспортные таможенные пошлины) и транзитные таможенные платежи. Пометоду исчисления различают адвалорные, специальные и комбинированныетаможенные платежи.
В соответствии с БК РФ таможенные пошлины и сборы с 2005года отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета. И если говорить обэкспортных пошлинах, то они стимулируют поставки товара на внутренний рынок засчет снижения прибылей при экспорте. Причем политика России в отношенииэкспортных пошлин направлена на их повышение. В частности с 1 июня 2008 г. вРоссии вступает в силу новая ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть.Размер пошлины повышается на $58 до рекордного значения — $398,1 за тонну.
В отношении импортных пошлин политика Правительства РФсводится к тому, что на некоторые ввозимые товары пошлины будут повышаться, надругие — понижаться и их размер должен колебаться от 5 до 30%.
 2.5 Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибылиорганизации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.). Прибыль для целейданного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании заминусом суммы установленных вычетов и скидок. В России налог официальноназывается «Налог на прибыль организаций» (с 1 января 2002 годарегулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ). Согласно ст.246 Налогового Кодексаналогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российскиеорганизации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФчерез постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников вРоссии. Базовая ставка составляет 24%: 6,5% — зачисляется в федеральный бюджет,17,5% — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Процедураопределения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и частоотличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российскомбухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вестидва учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).
 2.6 Единый налог на вмененный доход
Кроме уже перечисленных налогов, существует единый налог навмененный доход. Единый налог на вмененный доход — единый налог дляопределенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом “О единомналоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. Плательщикамиединого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сферах,указанных в ст.3 Федерального закона. Ставка единого налога установлена вразмере 20% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетомставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих нарезультаты предпринимательской деятельности. Также с учетом повышающих (понижающих)коэффициентов базовой доходности, которые установлены в зависимости от: типанаселенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность; местаосуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр,окраина, транспортная развязка и др.); характера местности (тип автомагистралии др.). Учитывается также: осуществляется ли деятельность вне населенногопункта. Зависимость от удаленности места осуществления предпринимательскойдеятельности от транспортных развязок; удаленность места осуществленияпредпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта; характерреализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг); ассортиментреализуемой продукции — всё это тоже учитывается при обложении ЕНВД. Не говоряуже о качестве предоставляемых услуг; сезонности; суточности работы; качествезанимаемого помещения; производительности используемого оборудования; возможностииспользования дополнительной инфраструктуры; инфляции; количестве видовдеятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
 2.7 Налоговая система в целом
Укреплению доходной части бюджета все более и болееспособствует Бюджетный кодекс РФ, который, совершенствуясь, должен улучшатьурегулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса, правоотношений,возникающих между субъектами. Важное значение принадлежит Налоговому КодексуРФ, который призван преодолеть негативные стороны в российском налоговомзаконодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а такжезафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства.
Как следует из таблицы-приложения, основное место вфедеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).В 1997-2000 гг. на них приходилось от 62 до 66% общей суммы доходовфедерального бюджета, в2001 г. — 75%, а в 2002-2007 гг. — соответственно 72%,75, 72, 71, 63 и 64%.
Необходимо отметить, что действующая налоговая системануждается в дальнейшем совершенствовании. К основным ее недостаткам можноотнести сложность исчисления налогов, их фискальный характер и плохуюсобираемость. Фактически аккумулируется около 70% налогов против утверждаемыхсумм. Слабо используется регулирующая и стимулирующая функции налогов, особеннов части налогообложения производственных предприятий, что тормозит их развитие.
Основными направлениями дальнейшего совершенствованияналоговой системы остаются:
повышение стабильности, обеспечивающей единство,непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов иналоговых платежей;
облегчение налогового бремени производителей продукции (работ,услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определенияналогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровеньсобираемости налогов;
укрепление налогового федерализма, в т. ч. установлениеминимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджетыразных уровней, имея в виду достижение сбалансированности доходов с расходнымиобязательствами.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция купрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем,проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетныхдокументов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумываниетого, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговымже органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяетуменьшить число работников в финансовых органах.
Как обстоят дела в России? Как сообщает www/Sostav.ru/news26,05,08 премьер Владимир Путин провел первое заседание президиумаправительства. Главной его темой стала налоговая политика России на ближайшиенесколько лет. Глава правительства предложил внести изменения взаконодательство, касающиеся снижения налоговой нагрузки не только для бизнеса,но и для физических лиц. Еще одним предложением премьера стало сокращениепредоставления налоговой отчетности малым бизнесом. В настоящее время онасдается ежеквартально. «Считаю, что предприятия малого бизнеса должныпредоставлять налоговую отчетность не чаще одного раза в год», — сказалВладимир Путин.
До конца сентября предпринимательским объединениям иминистерству финансов предстоит согласовать сценарий снижения налогов в2009-2010 годах. Это означает, что уже в 2008 году должны быть принятысущественные поправки в налоговое законодательство, разработка которых начнетсянепосредственно после сентябрьских согласований.
3. Расходы Федерального бюджета
Расходы государственного бюджета — это экономическиеотношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средствгосударства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальномуназначениям. Расходы федерального бюджета выполняют функцииполитического, социального и хозяйственного регулирования. Расходыгосударственных финансов отражают отношения между государством и получателямибюджетных средств. Часть этих отношений имеют непосредственно денежноевыражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредитыи т.д.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органамивласти их получателям, не имеет для них непосредственно денежное выражение (расходына здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетногофинансирования, к основным принципам которого относятся:
достижения максимального эффекта при минимуме затрат;
целевой характер использования бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств в меру выполненияпроизводственных показателей и с учетом использования ранее отпущенныхассигнований;
безвозвратность бюджетных ассигнований.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования внастоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачибюджетных кредитов. Проценты при этом либо не взимаются, либо взимаются понизким ставкам. Бюджетные кредиты выдаются по специальным распоряжениямПравительства РФ на выполнение конкретных целевых программ развития.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты,связанные с финансированием материального производства и содержаниемнепроизводственной сферы;
по функциональному назначению — на расходы, обеспечивающиереализацию функций общегосударственного характера, на финансирование народногохозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, на расходы на правоохранительнуюдеятельность и обеспечение безопасности, на жилищно-коммунальное хозяйство,межбюджетные трансферты. Каждая из групп расходов делится по ведомственномупризнаку.
Начиная с бюджета 2005 года и последующие годы,функциональная классификация расходов включает 11 разделов:
общегосударственные вопросы;
национальная оборона;
национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
национальная экономика;
жилищно-коммунальное хозяйство;
охрана окружающей среды;
образование;
культура, кинематография, средства массовой информации;
здравоохранение и спорт;
социальная политика;
межбюджетные трансферты.
При анализе расходов бюджета можно выделять текущие расходыи расходы капитального характера. Основная часть средств приходится на текущиерасходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственныхслужащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам игосударственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальныевложения в основные фонды, капитальное строительство и капитальный ремонт.
Как следует из таблицы (см. приложение 2), расходыфедерального бюджета включают в себя такие основные группы затрат, какгосударственная поддержка отдельных видов экономической деятельности,финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны,правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, финансоваяподдержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На нихприходится в рассматриваемых бюджетах две трети всех расходов.
Использование бюджетных средств для финансированиякапитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения,реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Этоинвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики, созданиеотносительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстройотдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых и целевых программпо развитию высокотехнологических видов производства, мероприятий, связанных ссоциальным развитием сельской местности, со строительством жилья длявоеннослужащих, строительством вузов, интернатов для детей-инвалидов, детскихдомов.3.1 Расходы бюджета на социально-культурные нужды
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются наоснове принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы поконкретным мероприятиям и видам затрат. Основной принцип расходования бюджетныхсредств — строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение невправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Составным элементом планирования и финансирования расходовна социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженнаяв определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретнойпотребности. Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многихфакторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростомзаработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностейпо финансированию расходов в местных бюджетах.
В соответствии с законодательством Р.Ф. сфера образованияпризнана приоритетной.
 3.2 Государственный долг РФ
Государственный долг РФ — долговые обязательства РФ передфизическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектами международного права.
Как положительную тенденцию можно рассматривать сокращениерасходов на погашение и обслуживание государственного долга. Для наглядности: с2002 года, когда доля этих расходов составляла 14,6% общих расходов, мы дошлидо 2,9% в 2007 году, что вызвано значительным уменьшением внешнего долга.
 3.3 Военные расходы государственного бюджета
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общийразмер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешнихфакторов: международной обстановки; протяженности и характера границ,обусловленных размерами территории страны; современного развития военного делаи состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностейстраны.
Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включаютв основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В ихсостав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупкувооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство,научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплатупенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Важной характерной чертойвоенных расходов является их тесная связь с политикой, причем очень труднонайти первопричину.
Внешне военным расходам предшествуют идеологические либополитические разногласия между странами, но на самом деле в основе военныхрасходов мирного времени гораздо больше экономических причин — стабильный рыноксбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собойидеально привлекательную сферу деятельности для государства. К тому же, доопределенного времени Российская Федерация занимала одну из ведущих позиций намировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военногорынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии,представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушитьэкономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этойпричины в обозримом будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет наразрушение своей военной промышленности.
Запрещение отдельных видов вооружений в современном мире нив коей мере не означает ощутимое сокращение военных расходов. Опыт России посокращению отраслей, работавших на военные нужды, и сокращению численностиармии показывает, что без соответствующего финансирования это приводит ккатастрофическим последствиям.
Как бы не спорили сторонники и противники военных расходов,их объем во многом будет зависеть, прежде всего, от степени реальной угрозывоенного нападения. В 2007 году доля расходов на национальную оборону составила15% всех расходов федерального бюджета. На сегодняшний день Россияпоследовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов ивыполняет ряд международных договоров по сокращению вооружений.
Ассигнования на правоохранительную деятельность инациональную безопасность достигают 12,2% всей расходной части бюджета 2007года. Официальные источники объясняют это состоянием криминогенной обстановки иразрешением межнациональных конфликтов.
/>/>/>/>/> 3.4 Расходы бюджета на управление
В 2007 году на обеспечение деятельности финансовых,налоговых, таможенных органов и органов надзора направлено 3,45% всех расходовфедерального бюджета — порядка 188,7 млрд. рублей.
Расходы на управление включают в себя следующие группырасходов:
На содержание органов государственной власти. Выступают вкачестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционногосуда;
На содержание правоохранительных органов, судов и органовпрокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
На содержание органов государственной власти. Включаютзатраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительныхи исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления,дипломатических учреждений и других ведомств;
На проведение выборов и референдумов. Включают в себя всезатраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей ипроведение референдумов;
Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетныхрасходов.
Наличие специфической управленческой деятельностигосударства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают кжизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы являютсяматериально-финансовой базой деятельности государственных органов, которыеосуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходовявляется наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаютсяпостоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки ихрезультативности, с другой. Фактически же расходы на управление значительнопревышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетныхфондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаютсяисследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.
Сюда же можно отнести расходы на международную деятельность,которые включают затраты по неторговым операциям, в том числе — содержаниероссийских учреждений и представительств за границей, уплата членских взносов вмеждународные организации и другое.
 3.5 Расходы на науку и на охрану окружающей среды
Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остаетсяважнейшей составной частью государственного управления научно-техническимпрогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств наэти цели. На фоне военных и управленческих расходов ничтожно мала сумма расходовфедерального бюджета на фундаментальные исследования и содействиенаучно-техническому прогрессу — в 2007 это около 1% от общей суммы расходовбюджета.
Для более рационального использования бюджетных средствприоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в частиосуществления фундаментальных исследований, проводимых Российскими академияминаук, а также расходов, предусмотренных на реализацию федеральных целевыхпрограмм. В качестве приоритетных программ определены:
• Федеральная космическая программа России;
• Развитие гражданской авиации до 2000 г.;
• Индустрия детского питания;
• Развитие медицинской промышленности;
• и ряд других.
Предусматриваются ассигнования на укрепление берегов рек идругих водоемов, противопаводковые работы, ремонт дамб, расчистку устья рек,очистку водохранилищ, содержание насосных станций и гидротехническихсооружений, а также на другие мероприятия по воспроизводству, охране ивосстановлению водных объектов и обеспечению на этой основе населения ипредприятий и организаций качественной водой.
 3.6 Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
Как отрасль включает ряд подотраслей:
Жилищное хозяйство
Водопроводно-канализационное хозяйство
Топливно-энергетическое хозяйство
Городской пассажирский транспорт
Гостиницы
Благоустройство населенных мест
Источниками финансирования расходов на содержание и развитиеЖКХ являются, в том числе, бюджетные средства. Бюджетные средства коммунальнымпредприятиям поступают в виде дотаций:
на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населениюуслуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);
на капитальные вложения (водопроводно-канализационноехозяйство, городской пассажирский транспорт, дороги);
на оплату производственных работ и оказанных населеннымместам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий).
Как сообщает РИА Новости (от 27 мая 2008 г) — замглавыМинэкономразвития А. Клепач заявил на заседании Российской трехстороннейкомиссии по урегулированию социально-трудовых отношений: "…правительствоРФ предусмотрит в обязательном порядке в федеральном бюджете на 2009-2011 годынеобходимые средства для компенсации растущих расходов населения по оплатеуслуг ЖКХ. Нужны будут дополнительные компенсационные меры, мы обязаны их включитьв ориентировки трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы. Расходы населения наоплату услуг ЖКХ в связи с постоянным ростом тарифов в сфере ЖКХ неизбежноувеличатся. В настоящее время в среднем по России расходы на услуги ЖКХсоставляют где-то около 7% всех расходов населения. К 2011 году это увеличитсядо 8%, что соответствует среднеевропейскому уровню — ниже, чем в Германии, новыше, чем в Швеции".
4. Баланс, профицит и дефицит
Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит идефицит. Баланс бюджета — равенство его доходов расходам; профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами; дефицит бюджета — превышениерасходов бюджета над его доходами.
Доходы и расходы органов государственной власти в принципемогут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, небывает и имеет место дефицит или профицит.
Бюджет с дефицитом представляет собой бюджет, у которогорасходы превышают доходы. Это состояние бюджета свидетельствует о недостаточноэффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствуетинфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансированиягосударственных потребностей.
Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которогодоходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государствоне разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решатьзадачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующихдополнительного финансирования.
В частности бюджет с профицитом формируется в последние годыв РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляютоколо 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государствоне использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основныхфондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.
4.1 ДефицитФедерального бюджета
Дефицит государственного бюджета — превышение расходов ичистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов,определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансоворганов власти и квалификации доходов и расходов. Такой концептуальный подход кпонятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственногоуправления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведениягосударственной политики кредиты за счёт доходов, официальных трансфертов исумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговыхобязательств и без уменьшения объёма ликвидных средств. Исходя из этогопринципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистоекредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходовнад расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит — с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которогоравна дефициту, но имеет противоположный знак.
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов наддоходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спадыпроизводства.
Войны требуют использования ресурсов на вооружение исодержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военныхдействий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансированиеэтих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии ивыпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеетсвои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду иразвитию производства. Эмиссия новых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговыхобязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом,что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытиядефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады,стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальныйдоход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В тоже время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итогевозникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растёт дефицит.
Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговыхдоходов, федеральный бюджет Российской Федерации постоянно до 2000 г. продолжалоставаться резко дефицитным. Размер дефицита составлял в 1997 г.3,6% к ВВП (93,2млрд. руб.), в 1998 г. — (86,5 млрд. руб) 3,2% к ВВП, в 1999 г. — (53 млрд. руб)1,2% к ВВП.
В 2000 г. в соответствии с Федеральным закономпредусматривалось снижение дефицита федерального бюджета до 1,08% к ВВП. Фактическифинансовый год был завершен с профицитом. Эти средства — 89 млрд. руб. — были (всоответствии с ФЗ от 25.12.2000 г. № 145 " О внесении изменений…") направленына замещение поступлений из внешних источников финансирования дефицитафедерального бюджета и на погашении государственного долга.
Федеральный бюджет 2001 г. впервые за годы реформ былутвержден без дефицита, а на 2002-2006 гг. — с профицитом. Доходы федеральногобюджета на 2007 год были запланированы в размере 6965.3 млрд. рублей (22,3процента ВВП), а его расходы должны были возрасти до 5463,5 млрд. рублей (17,5процента). Это означало, что расходы федерального бюджета увеличатся на 26процентов в номинальном выражении. Особенно значительное увеличение расходовбыло предусмотрено на национальную экономику, государственный аппарат исоциальную сферу (здравоохранение и образование). Увеличение, однако, составилотолько 0,9 процента ВВП.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных странс развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условияхотносительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты нерассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели.
 4.2 Источники финансирования дефицита
Источники финансирования дефицита утверждают органызаконодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очереднойфинансовый год по основным видам привлечённых средств. Кредиты Центральногобанка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектовФедерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытиядефицита бюджета. К источникам финансирования федерального бюджета относятвнутренние и внешние источники.
Внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитныхорганизаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путём эмиссии ценныхбумаг в валюте РФ;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровнейбюджетной системы РФ;
поступления от продажи имущества, находящегося вгосударственной собственности;
суммы превышения доходов над расходами по государственнымзапасам и резервам;
изменения остатка средств на счетах по учёту средствфедерального бюджета;
Внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валютепутём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
привлечённые Россией кредиты правительств иностранныхгосударств, банков и компаний, международных финансовых организаций, предоставленныев иностранной валюте;
иные источники внешнего финансирования дефицита федеральногобюджета.
Конкретный состав иных источников внутреннего и внешнегофинансирования дефицита федерального бюджета (и бюджетов субъектов РФ) предусмотреныстатьями 94, 95 и 96 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. №63ФЗ).
Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следуетупомянуть, что в мировой практике широко используется привлечение в странуиностранного капитала в виде инвестиций. С его помощью решается сразу несколькозадач экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенныена финансирование капитальных вложений, расширяется база для производстватоваров и услуг, появляются новые налогоплательщики, улучшается состояние платежногобаланса.
Основными задачами политики в области финансированиядефицита федерального бюджета состоят в продолжении курса на его неинфляционноепокрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований.
 4.3 Бюджет с профицитом
Долгое время профицитный бюджет был несбыточной мечтойроссийского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низкихнефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышениедоходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только с 1999года дефицит постепенно трансформировался в профицит. Причины тому:
влияние мировой экономики;
рост налоговых доходов;
рост ВВП;
снижение государственного долга.
Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решениеодной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периодыденежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального доходастраны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз,когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете. Вусловиях образования бюджетных излишков, государственные органы могутиспользовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либоснизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса вобращении и стимулируется инфляция.
К проблемам запаса профицита можно отнести — бухгалтерскую имакроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитнымиденьгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем. Каквариант — они могут быть использованы для чистого приобретения секторомгосударственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплатыдолговых обязательств (как говорилось выше). Но как это сделать, и какиеотрасли экономики действительно способны гарантировать сохранение накопленийсейчас в России никто не знает.
5. Федеральный бюджет на 2008-2010 гг
В соответствии с новым бюджетным законодательством, с 2008года в стране действует трехлетний бюджет (Федеральный закон от 24 июля 2007 г.№ 198-ФЗ). Правительством РФ планируется, что трехлетний бюджет долженспособствовать созданию необходимых условий для поддержания экономическойстабильности в стране и позитивным образом отразиться на развитии экономики вцелом. Важными положениями бюджета на 2008-2010 гг. являются: выравниваниефинансового обеспечения регионов, децентрализация полномочий и стимулированиеинициативы снизу. Сделан акцент на долгосрочную устойчивость развитияэкономики, ее диверсификацию и инновационный характер. С этой целью созданыИнвестфонд, Фонд содействия реформирования ЖКХ, Корпорация нанотехнологий,Российская венчурная компания и другие фонды развития. Задачей региональныхорганов остается своевременное обоснованное представление Правительствуинвестиционных проектов, на реализацию которых будут выделяться средства изэтих фондов. Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год иплановый период приведены в таблице 3 приложения.
 5.1 Доходная часть бюджета 2008-2010 гг
Формирование доходов бюджета осуществлялось на основесценарных условий социально-экономического развития РФ, основных направленийналоговой и бюджетной политики на 2008-2010 гг. А также учитывались оценкипоступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году. Было учтено действующееналоговое законодательство и одобренные основные направления налоговойполитики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательствоРФ о налогах и сборах, вступающих в действие с 2008 года. Это:
освобождение от налогообложения налогом на прибыльорганизаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российскойорганизации в российской или иностранной организации выплачивающей дивиденды (№76-ФЗ от 16 мая 2007г);
снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15%по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимисяналоговыми резидентами Российской федерации (№76-ФЗ от 16 мая 2007г);
установление налогового периода по налогу НДС для всех налогоплательщиковнезависимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал(ФЗ №137 от 27 июня 2006 г);
изменение ставок акцизов по подакцизным товарам (ФЗ№75 от 16мая 2007 г).
Судя по таблице доходов (таблица 4 приложения) федеральногобюджета на ближайшие три года, основное место в этой структуре занимаютпоступления от пяти основных доходных источников. А именно: налог на прибыльорганизаций, налог на добавленную стоимость на реализуемые в России товары (услуги),НДС на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ, налог на добычу полезныхископаемых и таможенные пошлины.
В качестве дополнительных доходов предусматриваетсяиспользование, в частности, доходов от улучшения администрирования налоговыхсборов, от приватизации государственного имущества, от продажи активов компанииЮКОС (для погашения долгов перед государством).
 5.2 Расходная часть бюджета 2008-2010 гг
Бюджет на 2008-2010 гг. должен способствовать созданиюнеобходимых условий для поддержания экономической стабильности в стране ипозитивным образом отразиться на развитии экономики в целом и на социальнойсфере, учитывая заложенные параметры расходной части бюджета и приоритеты. Распределениебюджетных ассигнований на 2008 г. и плановый период по разделам и классификациирасходов бюджета показано в таблице 5 приложения.
Что касается расходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.,то следует особо отметить новый механизм управления нефтегазовыми доходами. Стабилизационныйфонд прекратил свое существование в прежнем виде. Зато были созданы Резервный иФонд будущих поколений. Резервный фонд предназначен для минимизации рисковэкономики в случае резкого снижения на мировых рынках цен на нефть и природныйгаз. В Фонд будущих поколений направляются все остальные нефтегазовые доходы сцелью повышения качества жизни и развития экономики.
Предполагается, что новый механизм позволит существенноснизить зависимость бюджетной системы от внешней конъюнктуры, сделать бюджетныерасходы стабильными и предсказуемыми в долгосрочной перспективе. Достигаетсяэто за счет перевода части природных активов в финансовую форму и за счетчастичного замещения выпадающих бюджетных доходов нефтегазовым трансфертом. Причемодновременно с этим планируется, что доля нефтегазовых трансфертов в ВВП год отгода будет снижаться в связи с прогнозируемым падением (начиная с 2011 г) нефтегазовыхдоходов федерального бюджета. По оценкам Агентства энергетической информацииСША, к 2015 г. они упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. — до 3,2% ВВП против6,8% в 2008 г. и 5,2% в 2010 г. (см. табл.3 приложения). Исходя из указанныхобстоятельств, планируется необходимый размер Резервного фонда и Фонда будущихпоколений.
При этом исключительно важно не только накопить вдостаточных размерах упомянутые фонды, но и выгодно разместить их средства вгосударственных и корпоративных ценных бумагах ведущих стран мировой экономики,чтобы полученный инвестиционный доход позволял компенсировать сокращающиеся поступлениянефтегазовых доходов.
В теории планируется, что полученный от вложений доход (проценты)Фонда будущих поколений будет направляться — одна часть на программы ветхогожилья, капитальный ремонт, а также развитие автодорожной сети. Другая накапитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционногофонда Российской венчурной компании, Роснанотех, Российские технологии и др. Планируетсяза счет вложений в эти компании решение таких важнейших задач в экономике, какустранение инфраструктурных ограничений роста, повышение эффективности использованияприродных ресурсов, модернизация и развитие высокотехнологичных промышленныхпроизводств. И третья часть (но не одна треть) полученных прибылей будетнаправляться на формирование «пенсионного капитала» граждан,накапливающегося на персональных накопительных счетах в Пенсионном фонде, напокрытие дефицита Пенсионного фонда страны.
6. Недостатки Российского бюджета
Весь материал (информация), послуживший источником для этогораздела моей работы взят из тезисов выступления Председателя Счетной палатыРоссийской Федерации С.В. Степашина на пленарном заседании Государственной Думыо проекте изменений в федеральный бюджет на 2008-2010 годы (г. Москва, 11 июня2008 года). Причем замечания, высказанные С.В. Степашиным по бюджету 2008-2010гг., так же применительны и к Российскому бюджету в целом. Итак, недостаткифедерального бюджета РФ.
Во-первых, это занижение ряда базовых макроэкономическихпоказателей при подготовке проекта бюджета и, прежде всего цен на нефть, объемаВВП и темпов инфляции повторяется из года в год и то, что это носит системныйхарактер. Т.е. все всё знают о реальном положении дел, но очень хочетсяположительной динамики и перспективы для нашей экономики не так хороши как ихпреподносят официальные источники.
Во-вторых, законодательное утверждение бюджета на три годапредъявляет качественно новые требования к точности и обоснованностимакроэкономического прогнозирования. Однако подготовленный в Правительствезаконопроект о стратегическом планировании до сих пор не внесен вГосударственную Думу, так как находится на согласовании в Минфине. Наисполнении расходной части бюджета негативно сказывается несвоевременноепринятие нормативных актов. До настоящего времени не принято 6 нормативныхправовых актов по реализации закона о бюджете, разработка которых должна бытьзавершена еще в конце прошлого года. Другими словами волокита и огромнаябюрократическая машина задерживают принятие правовой и нормативнойобоснованности для экономических операций и более полного исполненияФедерального бюджета.
В-третьих, можно из года в год констатировать недостаточнуюпрозрачность процесса внесения изменений в закон о бюджете. Так, по 7 ФЦПзапланированы ассигнования выше, чем в паспортах программ, утвержденныхпостановлением Правительства. За первые 4 месяца текущего года главнымираспорядителями было внесено более 5 тысяч изменений на сумму 830 млрд. рублейили 44% от произведенных кассовых расходов. Так, МВД России внесено 153изменения, Росздравом — 147, Рособразованием — 358. По предложению главныхраспорядителей в законопроекте предлагается предусмотреть сокращение ужеутвержденных в законе о бюджете расходов в сумме 90 млрд. рублей. Примечательно,что такая «экономия» предусматривается, в том числе в таких сферахкак ЖКХ — 1,4 млрд. рублей, лесное хозяйство — 0,5 млрд. рублей и среднеепрофессиональное образование — 0,2 млрд. рублей. Это не те сферы, где нужно«экономить» бюджетные средства.
В-четвертых, негативная тенденция роста доли неисполненныхрасходов по отношению к законодательно утвержденным показателям. И если в 2006году данный показатель составлял 3,3%, то в 2007 году — уже 8,3%. По состояниюна 1 июня 2008 года, остатки средств федерального бюджета без учета средствРезервного фонда и Фонда национального благосостояния составили 2,3 трлн. рублейи увеличились с начала года в 2 раза. Особенно тревожной является ситуация сисполнением инвестиционных расходов. Так, в 1 квартале кассовое исполнениерасходов по ФЦП составило всего 6% от уточненной росписи. Ситуация с исполнениемФАИП является еще более сложной. По итогам первого квартала кассовое исполнениеэтого вида расходов составило лишь 3% от уточненной росписи.
Получается, что там, где даже и есть законодательная базадля выполнения принятых решений по исполнению, в частности расходной части,бюджета, эти решения не исполняются в утвержденном объеме. В итоге финансовыесредства аккумулируются в государственных фондах — при этом, не только непринося пользы (читай — прибыли) для страны, но и обесцениваясь под действиеминфляции.
Таким образом, несмотря на положительную динамику экономическогороста, вытекающую на основании сообщений СМИ, остается множество проблем приисполнении федерального бюджета, и что самое страшное — многие из них носятсистематический характер.
Заключение
Обобщая все вышесказанное можно отметить, чтогосударственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главнымсредством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальнуювозможность осуществления властных полномочий, дает государству реальнуюэкономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всеголишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемыхдругой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранныйгосударством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению косуществляемой властью экономической политике является производным продуктом,он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельнойроли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимыхгосударству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяетналоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направлениярасходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям итерриториям, является конкретным выражением экономической политики государства.Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннеговалового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулированияэкономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовыекатегории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), являетсяведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важнуюэкономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Российский федеральный бюджет несет в себе ряд особенностейскорее негативного характера. Это недостаточная прозрачность, недостаточнаяправовая база для исполнения бюджета и как следствие неполное исполнение посбору налогов. Существенно снижает эффективность исполнения бюджета по-прежнемузатененность экономики, достаточно большая бюрократическая машина и высокаястепень коррумпированности на всех уровнях власти. Таким образом, одной изприоритетных задач бюджетной политики на современном этапе является дальнейшееповышение эффективности и прозрачности бюджетных расходов. Необходимо, со стороныПравительства, навести порядок в учете имущества казны (куда относятся ипринадлежащие государству пакеты акций) и повышения эффективности управленияэтим имуществом. Так же необходимо усилить контроль над исполнением расходов поотношению к законодательно утвержденным показателям, в том числе надинвестиционными расходами. Очень важно своевременное принятие нормативных актов,другими словами важна оптимизация работы законодательных органов власти.
Как общий итог работы уместно привести цитату из выступленияПрезидента страны Дмитрия Медведева на Красноярском инвестиционном форуме вфеврале текущего года — «мы должны скорректировать политику управлениябюджетными и валютными резервами, чтобы результатом управления была не толькоих сохранность, но и более ощутимая польза для экономики».
Сказано верно, причем, я думаю, определяющими словами здесьявляются: «скорректировать», «сохранность», «польза».Осталось дождаться применения этого понимания на практике.
Использованная литература
1. Библиотечка Российской газеты,выпуск № 20, 2007.
2. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации. — М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2005г. 208с. Раздел IV, Гл.13ст.92-94.
3. Бюджетная система России / Подред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. «Бюджетная система России: учебникдля студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям». Под ред.Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007
5. Нешитой А.С. Финансы: учебник. — М.:Изд/торг/корпорация «Дашков и К», 2008
6. Современный финансово-кредитныйсловарь/П. р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. — М.: ИНФРА-М, 2002
7. «Финансы и кредит». Учебноепособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.
8. www.ach.gov.ru -официальный сайт Счетной палаты РФ
9. www.rg.ru — официальный сайт «Российской газеты»
10. www.rian.ru — сайт новостей «РИА Новости»
11. www.government.ru — сайт Правительства Российской Федерации
12. www.wikipedia.org -свободная энциклопедия Интернета
13. www.roskazna.ru — сайт Федерального Казначейства РФ
Приложение
Таблица 1. Структурадоходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2007 гг. Виды расходов 2006 — ожид. 2007 — план Сумма в млрд руб. % к Сумма в млрд руб. % к ВВП общему итогу ВВП общему итогу 1 2 3 4 5 6 7 Доходы всего 6159,1 22,6 100,0 6965,3 22,3 100,0 Налоговые доходы — всего 3579,9 13,2 58,1 4243,0 13,6 60,9 из них:             налог на прибыль организации 451,3 1,7 7,3 580,4 1,85 8,3 ЕСН, зачисл. В фед. Бюджет 310,4 1,1 5,0 368,8 1,2 5,3 НДС на товары и услуги, реализуемые на территории РФ и ввозимые 1534,5 5,6 24,9 2071,8 6,6 29,7 акцизы на товары и услуги, производимые на территории РФ и ввозимые 107,5 0,4 1,7 126,7 0,4 1,8 налоги, сборы (регулярные платежи) за пользование природными ресурсами 1151,2 4,2 18,7 1069,0 3,4 15,3 в том числе НДПИ 1127,7 4,1 18,3 1037,7 3,3 14,9 водный налог 13,8 0,05 0,2 13,8 0,04 0,2 гос. пошлина и сборы 25,0 0,1 0,4 26,3 0,08 0,4 Неналоговые доходы — всего 2579,2 9,4 41,9 2722,0 8,7 39,1 из них:             доходы от ВЭД 2321,1 8,5 37,7 2455,1 7,9 35,24 в том числе таможенные пошлины 2261,5 8,3 36,7 2394,2 7,7 34,4 доходы от использ. имущ., наход. в гос. и мун. собственности 113,3 0,4 1,8 99,8 0,3 1,43 платежи за польз. прир. ресурсами 33,8 0,12 0,6 37,4 0,1 0,54 доходы от пл. услуг и компенсации затрат государства 93,1 0,34 1,5 118,7 0,4 1,7 доходы от продажи мат. и немат. активов 1,6 - 0,02 2,2 - 0,03 адм. платежи и сборы 16,3 0,06 0,3 3,8 0,01 0,05 штрафы, санкции, возм. ущерба 2,2 - 0,03 прочие ненал. доходы 2,8 0,01 0,04
Таблица 2. Структурарасходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2007 гг. Виды расходов 2006 — ожид. 2007 — план Сумма, млрд руб. % к Сумма, млрд руб. % к ВВП общему итогу ВВП общему итогу 1 2 3 4 5 6 7 Расходы, всего 4324,1 15,9 100,0 5463,5 17,5 100,0 Из них:             Общегосударственные вопросы 642,1 2,4 14,8 808,2 2,6 14,8 в том числе:             обсл. гос. и муниципального долга 198,5 0,7 4,6 156,8 0,5 2,9 обеспечение деят. фин., нал., там. орг. и надзора 125,1 0,4 2,9 188,7 0,6 3,45 фундаментальные исследования 38,6 0,14 0,9 48,5 0,16 0,9 Национальная оборона 659,1 2,4 15,2 822,0 2,6 15,0 Нац. безопасность и правоохран. деятельность 539,5 2,0 12,5 662,9 2,1 12,2 Национальная экономика 346,8 1,3 8,0 497,2 1,6 9,1 ЖКХ 53,5 0,2 1, 20 53,0 0,2 1,0 Охрана окружающей среды 6,4 ------ 0,1 8,1 ----- 0,15 Образование 208,1 0,8 4,8 277,9 0,9 5,1 Культура, кинематограф и СМИ 51,2 0,2 1,2 67,8 0,2 1,2 Здравоохранение и спорт 156,2 0,6 3,6 206,4 0,7 3,8 Соц. Политика 217,3 0,8 5,0 215,6 0,7 3,9 в том числе:             пенс. обеспечение 155,0 0,6 3,6 164,9 0,53 3,0 соц. обеспечение 41,0 0,15 0,9 40,9 0,13 0,7 Межбюджетные трансферты 1443,7 5,3 33,4 1844,3 5,9 33,7 в том числе:             фин. помощь бюджетам и др. 542,1 2,0 12,5 512,4 1,6 9,4 трансферты внебюджетным фондам 901,6 3,3 20,9 106,4 3,4 19,3 Дефицит (-), профицит (+) +1835 6,7 х +1501,8 4,8 х
 
Таблица 3. Основныехарактеристики федерального бюджета на 2008-2010 гг. (млрд. руб.)Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Сумма в% к ВВП Сумма в% к ВВП Сумма в% к ВВП 1 2 3 4 5 6 7 Доходы — всего 6644,4 19,0 7465,4 18,8 8090,0 18,1 В том числе: нефтегазовые доходы 2383,1 6,8 2351,9 5,9 2348,3 5,2 Расходы — всего 6570,3 18,8 7451,1 18,8 8090,0 18,1 В том числе: нефтегазовый трансферт 2135,0 6,1 2103,6 5,3 2016,0 4,5 условно утверждаемые расходы х х 186,0 0,5 404,5 0,9 Профицит (+), Дефицит (-) +74,1 0,2 +14,3 0,03 х х Нормативная величина Резервного фонда 3500,0 10,0 3969,0 10,0 4480,0 10,0 Прогнозируемая величина Резервного фонда на 1 февраля 3381,9 9,7 3709,2 9,3 4129,7 9,2 Прогнозируемая величина Фонда будущих поколений на 1 февраля 481,53 1,4 492,73 1, 20 504,43 1,1 Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на конец года 1824,7 5,2 2275,8 5,7 2856,8 6,4 Верхний предел государственного внешнего долга РФ на конец года 43,3 млрд долл. Или 32,1 млрд евро 3,1 43,9 млрд долл. Или 32,3 млрд евро 2,9 45 млрд долл. Или 33 мдрд евро 2,7 Курс доллара на конец года, руб. 25,3 х 26,1 х 26,9 х Цена на нефть, долл. за баррель  до 62 х до 57 х 56,0 х
Таблица 4. Структура доходов федерального бюджетаРоссийской
Федерации за 2008-2010 гг. Виды доходов 2008 г. 2009 г.   сумма, млрд руб. в% к Сумма, млрд руб. в% к Сумма, млрд руб. в% к ВВП общему итогу ВВП общему итогу ВВП общему итогу Доходы — всего 6644,4 19,0 100,0 7465,4 18,8 100,0 8090,0 18,1 100,0 Из общего объема доходов:                   Налог на прибыль организаций 524,8 1,5 7,9 577,2 1,45 7,7 635,0 1,42 7,8 НДС на товары (работы, услуги): реализуемые на территории РФ 1296,2 3,7 32,6 1791,2 4,51 37,5 2072,3 4,6 39,8 и ввозимые на территорию РФ 872,3 2,5 1006,4 2,54 1149,4 2,57 НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) 868,5 2,5 13,1 851,9 2,15 11,4 849,9 1,9 10,5 Таможенные пошлины 2050,7 5,85 30,9 2086,7 5,26 28,0 2130,0 4,75 26,3
Таблица 5. Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета  на 2008 г. иплановый период по разделам классификации расходов бюджета. Виды расходов 2008 г. 2009 г.   сумма, млрд руб. в% к Сумма, млрд руб. в% к Сумма, млрд руб. в% к ВВП общему итогу ВВП общему итогу ВВП общему итогу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Расходы — всего 6570,3 18,8 100,0 7451,1 18,8 100,0 8090,0 18,1 100,0 Из них: общегосударственные вопросы 828,8 2,4 12,6 899,8 2,3 12,1 963,1 2,1 11,9 в том числе: обслуживание государственного и муниципального долга 187,8 0,53 2,85 212,6 0,53 2,85 247,1 0,55 3,0 обеспечение деятельности финансовых налоговых и таможенных органов надзора 198,4 0,56 3,0 211,5 0,53 2,83 217,9 0,48 2,7 фундаментальные исследования 57,2 0,16 0,9 68,1 0,17 0,9 82,8 0,2 1,0 Национальная оборона 509,1 1,45 7,7 566,7 1,4 7,6 596,2 1,3 7,4 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 521,8 1,5 7,9 642,6 1,6 8,6 693,5 1,5 8,6 Национальная экономика 702,3 2,0 10,7 789,6 2,0 10,6 528,6 1,2 6,5 ЖКХ 54,6 0,15 0,8 56,3 0,14 0,75 51,8 0,1 0,64 Охрана окружающей среды 6,3 0,02 0,14 10,2 0,02 0,13 11,0 0,02 0,13 Образование 307,2 0,9 4,7 313,6 0,8 4,2 339,8 0,8 4,2 Культура, кинематограф и СМИ 83,8 0,2 1,3 73,0 0,2 1,0 67,6 0,2 0,83 Здравоохранение и спорт 211,7 0,6 3,2 245,2 0,6 3,3 295,4 0,7 3,6 Социальная политика 270,9 0,8 4,1 342,7 0,9 4,6 396,5 0,9 4,9 в том числе: пенсионное обеспечение 181,0 0,5 2,75 225,2 0,56 3,0 262,5 0,6 3,2 социальное обеспечение 81,7 0,23 1,24 108,7 0,27 1,45 124,8 0,27 1,5 Межбюджетные трансферты: 2281,6 6,5 34,7 2423,1 6,1 32,6 2721,0 6,1 33,6 в том числе: дотации и субсидии бюджетам субъектов РФ 692,7 2,0 10,5 6932,4 1,74 9,3 645,3 1,4 8,0 трансферты бюджетам внебюджетных фондов 1355,3 3,9 20,6 1515,9 3,8 20,3 1841,0 4,1 22,8 Условно утвержденные расходы: ----- ---- ---- 186,3 0,5 2,5 404,5 0,9 5,0
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра Экономических дисциплин и менеджмента
Дисциплина: Экономическая теория
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Фамилия: ……………………………………………………………
Имя: …………………………………………………………………
Отчество: …….………………………………………………………
Факультет ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ, группа
Руководитель курсовой работы: Колобутина Ирина Анатольевна,кандидат педагогических наук
Тема работы: Федеральный бюджет. Состав доходов и расходов.
Утверждена на заседании кафедры…………………………2008 г.,
Протокол № ……………………………………………………………
Целевая установка: ……………………………………………………
Основные вопросы, подлежащие разработке:
1. ………………………………………………………………………..
2. ………………………………………………………………………..
3. ……………………………………………………………………….
4. ……………………………………………………………………….
Основная литература:
……………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………….

График выполнения курсовой работы№ Выполнение работы и мероприятия Срок исполнения Дата консультаций Отметка о выполнении и подпись руководителя 1 Выдача задания на курсовую работу       2 Представление курсовой работы на кафедру    
Дата защиты курсовой работы: ………………………………………
Оценка курсовой работы: ……………………………………………
Научный руководитель: ………………………………………………
Подпись сотрудника отделатестирования и контроля качества:
…………………………………………………………………………..
Подпись заведующего кафедрой:
……………………………………………………………………………


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.