Реферат по предмету "Разное"


А. П. Чехов Фрагмент из письма писателя, приведенный в эпиграфах, заставляет задуматься, в какой степени биографические факты отраже­ны в творчестве Чехова, из чего сотканы таганрогские мотивы в расска­зах нашего

Н. Комиссарова, 11 «Б». Руководитель Т.И. РозбицкаяТаганрогские мотивы в творчестве А.П.Чехова Говорю Вам по совести, искренно, эти люди родились в моей голове не изморской пены, не из предвзятых идей,не из «умственности», не случайно.Они результат наблюдения и изучения жизни. А.П. ЧеховФрагмент из письма писателя, приведенный в эпиграфах, заставляет задуматься, в какой степени биографические факты отраже­ны в творчестве Чехова, из чего сотканы таганрогские мотивы в расска­зах нашего соотечествен­ника. Ответы на эти вопросы должны помочь проникнуть в творческую лабораторию писателя; дело это довольно трудное. Как известно, в основу художественного произведения писателя-реалиста ложится определенный жизненный материал, но явления действительности художниками «интерпретируются» по-разному – в зависимости от мировоззрения, творческого метода, писательской индивидуальности. Проанализируем рассказы, написанные в период с 1880 по 1887гг., т.к. именно в них таганрогские мотивы звучат особенно ярко, хотя встречаются они и в более поздних произведениях. Кроме того, именно в ранних произведениях отражены наиболее яркие впечатления о жизни и быте провинциального южного города, созданы колоритные, характерные образы, в которых таганрожцы узнавали самих себя. 8 августа 1879г. в Москву приехал никому не известный моло­дой человек, только что окончивший гимназию в одном из провинци­альных южных городов. Звали его Антон Чехов. Он собирался посту­пать на медицинский факультет университета, увлекался театром, литературой и уже пробовал писать. 9 марта 1880г., через полгода после приезда, в юмористичес­ком журнале «Стрекоза» были опубликованы его первые рассказы «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в рома­нах, повестях и т.п.». В это же время Антон Павлович сотрудничает и с юмористическими журналами «Осколки», «Будильник», посылая не только рассказы, но и «мелочишки», т.е. надписи к забав­ным рисункам, анекдоты, пародии на рекламные объявления и кален­дари. Первый раз родной город писателя упоминается в «Календаре» «Будильника» в 1882г. (март-апрель). В 1883г. Чехов пишет рассказ «Приданое». Герой рас­сказа приезжает в город, авто­ром не названный, и заходит в дом полковницы Никамасовой. «Это, впрочем, не дом, а домик. Он мал, в один маленький этаж и в три окна. Оштукатуренный в белый цвет, с черепичной кры­шей и ободранной трубой, он весь утонул в зелени шелковиц, акаций и тополей. Его не видно за зеленью. Эта масса зелени не мешает ему, впрочем, быть го­родским домиком. Его широкий двор стоит в ряд с другими, то­же широкими зелеными двора­ми. Никто по этой улице никог­да не ходит, редко кто ездит». Я воспринимаю этот фрагмент как описание одной из старых таганрогских улочек. Масса деталей указывает на это: типичные для Таганрога акации, шелковицы и тополя, широкие дворы. Да и сам домик характерен. Имелись в старом Таганроге каменные, кирпичные, деревянные здания, но большинство жителей обитало именно в таких мазанках разного размера – в зависимости от благосостояния семьи. Окраины Таганрога можно узнать в рассказе «Нахлебники». «Он прошел всю улицу и очутился в поле. До хутора было верст 10-12. Он шел по сухой дороге, глядел на городское стадо, лениво жевавшее желтую траву. Изба Игната стояла на Выгоне, в шагах 100 от шлаг­баума». Возможно, читателя удивит сочетание «городское стадо», но ничего удивительного в этом нет. Во времена Чехова по улицам города действительно свободно бродили свиньи, козы, куры. Держали таган­рожцы и коров, т.к. многие жители еще вчера были крестьянами, а занимаясь извозом или сапожным ремеслом, по-прежнему были привя­заны к земле, обрабатывая поля и огороды, которые начина­лись сразу за шлагбаумом. Шлагбаум указывал границу Таганрога. В рассказе «В рождественскую ночь» красочно изображены природные явления, характерные для Азовского моря и Таганрогского залива.«Женщина глядела вдаль, где зиял простор, залитый глубоким, непроницаемым мраком. Не было видно ни звезд, ни моря, покрытого снегом, ни огней, шел сильный дождь. Где-то там, в этой непроницае­мой тьме, верст за пять, за десять или даже больше, должен был быть в это время ее муж, помещик Литвинов, со своею рыболовной артелью. Если метель в последние два дня на море не засыпала снегом Литви­нова и его рыбаков, то они спешат теперь к берегу. Море вздулось и, говорят, скоро начнет ломать лед. Лед не вынесет такого ветра.… Сквозь вой ветров можно было расслышать звон. Это звонили наверху в рыбачьей деревушке, на ветхой колокольне. Люди, застигнутые в море метелью, а потом дождем, должны были ехать на этот звон – соломинка, за которую хватается утопающий». Александр Чехов в «Записках случайного туриста» вспоминал, что в их детстве такой ночной звон далеко раздавался, чтобы «указать путь нескольким ватагам рыбаков, застигнутым бурей на льду». В 1869г. семья Чеховых переез­жает в нижний этаж большого двухэтажно­го здания, где находится лавка. Павел Его­рович считал, что сыновья должны стать купцами, как и он, потому им надо с детст­ва привыкать к тонкостям торгового дела. И маленький мальчик часами изнывал от скуки в отцовской лавке, при которой существовала аптека без разре­шения началь­ства. Павел Егорович, не имевший медицинс­кого образования, храб­ро изготавливал лекар­ст­ва и продавал их. Это были доволь­но дико­винные снадобья, кото­рые та­ганрожцы брали «от го­ловы», «от живо­та», «от всех болезней». Врача Че­хова воспоми­нания об этих лекарствах ужа­сали – ведь в их сос­тав вхо­дили яды – сулема и стрижник. Теперь посмотрим, чем лечится герой рассказа «Из дневника помощника бухгалтера»: «…имбиря 2 золотника, калгана 1½ золот­ника, острой водки 1 дол., семибратней крови – 5 дол., все смешать, настоять на литре водки и принимать от катара натощак. Швейцар Помсий посоветовал от катара сулему употреблять». Калган (трава), острая водка (азотная кислота), семибратная кровь, толченый коралл, сулема широко применялись в лекарствен­ных средствах Павла Егоровича. В рассказе «Дачные правила», который был напечатан летом 1844г., молодой автор весело советует: «Если ты влюблен, то возьми ½ Александрийского листа, штоф водки, ложку скипидара, ¼ фунта семибратной крови, смешать все это и употребить в один при­сест. Причиненная этим средством болезнь заставить тебя выехать из дачи в город за врачебной помощью и тебе будет не до любви». Слаби­тельный Александрийский лист также продавали в лавке отца Чехова. Но и это еще не все! Воспомина­ния об отцовской лавке отра­зились в рассказе «Надлежащие меры». Несколь­кими емкими штриха­ми А.П. Чехов изо­бразил деятельность санитарной комис­сии, посещаю­щей лавки и магазины. Кроме работы в лавке, у Анто­ши, Алексан­дра и Николая была еще одна принудительная обязанность – участие в церковном хоре отца. Павел Егорович, очень талантл­ивый человек (впрочем, как и вся его семья), прекрасно рисовал, пел, играл на скрип­ке. Будучи верующим и любя музыку, он и создал церковный хор из кузнецов. Кузнецы были также большими любителями музыки и пения, ходили по церквям во главе с Павлом Егоровичем и бесплатно испол­няли церковные службы. А брат Павла Егоровича, Митрофан Егорович, не имеющий взрослых детей, пригла­шал профессиональных певчих. Одно из таких богослужений у дяди, по свидетельству Ми­хаила Чехо­ва, описано в рассказе «У предво­дительши»: «Из кадила струился си­ний дымок и играл в косом солнечном луче; зажженные свечи слабо потрескивают. Тихое, сначала резкое и оглушительное, вскоре, когда певчие мало-помалу приспособляются к акустическим условиям ком­нат, делается тихим, стройным. Мотивы все печальные, задушевные». Театр, как и гим­назия, был старей­шим и известнейшим на юге Рос­сии. На сцене его играли прекрасные акте­ры, не только таганрог­ские, но и приезжающие на гастро­ли из Москвы и Петербурга. Видел Таганрог и прослав­ленных итальянских тра­гиков – Тамазо Сальвинии и Росси де Руджиери. В 1885г. Чехов написал рас­сказ «Живая хронология». Действие его происходит в 80-х гг., но герои вспоми­нают о том, что было 12 лет назад, в гимназические годы Чехова. «Прежде наш город был счастливее. Ни одной зимы не проходило без того, чтобы ни приезжала какая-нибудь звезда. Бывали и знаменитые актеры, и певцы, а ныне… Кроме фокусников да шарман­щиков никто не наезжает. Никакого эстетического удовольствия. Живем как в лесу. Да-с… А помните, ваше превосходительство, того итальянского тра­гика… как его? Еще такой брюнет высокий… Луиджи Эрнесто де Руджиеро. Талант замечательный. Сила. Одно слово скажет, бывало, и театр ходором ходит. Приезжал сюда, чтоб не соврать, лет 12 тому назад…» В 1885г. культурная жизнь Таганрога замирает, как и торговля, но в городе еще помнили Росси де Руджиеро. Вероятно, он и послужил прототипом трагика Руджиеро. Таганрогские мотивы можно найти и в рассказах «Тяжелые люди» и «Необыкновенный», в которых воссоздана гнетущая обстанов­ка, царившая в семье Чеховых, и в рассказах «Капитанский мундир», «Лев и солнце», «В вагоне»,в которых находим упоминание о внезапно разбогатевшем таганрожце Полякове, и в рассказах «Вишневый сад», «Случай с классикой», «Ванька», «Свадебный сезон», «И то и се», «Ариадна», «Огни», «Ионыч», «Человек в футляре»… В своей работе я обратилась к 40 рассказам молодого Антона Павловича Чехова. Они очень разные: есть здесь и незначительные мелочишки, и произведения, ставшие образцом юмористических и сатирических рассказов, вошедшие в золотой фонд не только русской, но мировой литературы. Но общим является одно – все они, так или иначе, связаны с нашим городом. Каждый выдающийся писатель принадлежит не только своей родине, но и стране, миру. Но читателей, особенно земля­ков, всегда интересует вопрос: как в творчестве писателя отразилась память о родных местах. Важен этот вопрос и для таганрожцев. Я попыталась на него ответить. Один из современников Чехова говорил, что если бы Россия каким-то чудом исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским рассказам ее можно было бы восстановить до мельчайших подробностей заново. После проведения исследовательской работы я в этом абсолютно уверена. «Куда бы я ни поехал – за границу ли, в Крым или на Кавказ, – Таганрог я не миную…» (М.Е.Чехову, 31 янв. 1885 г. Москва)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Элементы водного режима подсолнечника в зависимости от факторов среды
Реферат Партийные системы
Реферат Правовые проблемы института «приемной семьи»
Реферат Смысл как «функциональный орган» личности
Реферат Жизненные стимулы биосистем
Реферат Ремонт зарядного устройства телефона
Реферат Сцены счастья в романах Достоевского
Реферат Редкие виды растений и животных Краснодарского края и Кубани
Реферат Эстетическое воспитание через детский фольклор
Реферат Психосоматические аспекты развития синдрома эмоционального выгорания
Реферат Повышенный аппетит
Реферат Виды издержек производства постоянные, переменные и общие, средние и предельные издержки
Реферат Как долго длится лето для зоопланктона Онежского озера?
Реферат Ричард Ливингстон и Карл Мангейм о проблеме совершенствования духовного образования
Реферат Изучение теории личности и межличностных отношений