Реферат по предмету "Разное"


А. Е. Петров Петров Андрей Евгеньевич

№3, 2004 г. © А.Е. ПетровПЕРЕВЕРНУТАЯ ИСТОРИЯ.ЛЖЕНАУЧНЫЕ МОДЕЛИ ПРОШЛОГО А.Е. Петров Петров Андрей Евгеньевич - кандидат исторических наук, ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН.http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/PETROFOM.HTM Российское общество на рубеже XX - XXI вв. весьма своеобразно отреагировало на вызовы времени. Крах идеологического пресса и рыночная экономика самым естественным образом способствовали расцвету лженаучной индустрии. Высокий уровень спроса на паранаучную и сенсационную продукцию лишь на первый взгляд может показаться удивительным явлением. Советское прошлое оставило в наследство, с одной стороны, поголовную грамотность населения, а с другой - очень поверхностное владение "поголовно грамотным населением" основами наук хотя бы на уровне учебника средней школы. Грандиозная масса учившихся, но не образованных людей в эпоху крушения привычного политического строя, потрясения социальных связей и идеалов, общей нестабильности представляет собой очень привлекательный рынок, на который выплескиваются различные лженаучные "продукты". Люди, нисколько не утратившие крестьянского недоверия к окружающему миру, вдруг стали пристально всматриваться в небо в поисках НЛО, цеплять на руки всемогущие циркониевые браслеты, покупать недешевые приборы для исцеления сразу от всех болезней, заряжать воду у радиоприемников, разыскивать энергетические столбы, бьющие прямо из космоса. Как ни странно, высокий спрос на псевдонаучную продукцию отчасти связан с укоренившимся в умах наших сограждан большим почтением к достижениям науки советской. Именно поэтому авторы лженаучных проектов активно используют терминологию и внешний антураж физики, химии, биологии, медицины и прочих наук, оставаясь на деле весьма далекими от реальной науки дилетантами, а их "открытия" не имеют никакого отношения к славным страницам истории познания. Именно в этой психологической тонкости сокрыто главное различие между лженаучными построениями в естественных и гуманитарных областях Если различные псевдо-физические, биологические, химические, энергетические и прочие проекты маскируются под ультрановые "академические" разработки, то лженаучные теории в гуманитарной сфере, строго наоборот, подаются под видом разоблачения "насквозь лживой официальной науки". Ученые-гуманитарии, по мнению таких авторов, на протяжении веков хранят некую сокровенную тайну и никому о ней не рассказывают, потому что истина может открыть глаза всем несправедливо пострадавшим от этого заговора молчания. Высокую миссию обнаружения скрываемой истины и берут на себя такие "подвижники науки", как А. Фоменко, М. Аджи, М. Кремо, Э. Мулдашев, почитатели "Влесовой книги" и псевдоязыческих древностей, В. Суворов (Резун) и др. Все они безоглядно вступают в поединок с "закостеневшими" и не признающими "гениальных открытий" академическими "поденщиками". Такая позиция встречает понимание у обывателя. Ведь еще недавно каждый человек с высшим образованием на первом курсе вынужден был сдавать Историю КПСС - предмет, выросший из сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)". Все прекрасно знают, что содержание этого курса "колебалось вместе с линией партии". В недоверии к ученым-гуманитариям и заключен источник благоволения к каждой новой квазинаучной гипотезе. Однако доверчивые потребители интеллектуальной (а заодно и псевдоинтеллектуальной) продукции, как правило, не подозревают о том, что их новые фавориты - авторы "сенсационных открытий" - лгут едва ли не на каждой странице, а самостоятельно проверить полученные сведения не могут. Ведь кроме априорного воспоминания о том, что историческая, философская и политэкономическая науки в Советском Союзе являлись прерогативой идеологического отдела ЦК, мало кто в состоянии вспомнить хоть какие-то подробности из пройденных еще в школьные годы курсов древней и средневековой истории. В "климате всеобщего доверия" широко распространено и еще одно заблуждение. Считается, что в отличие от химии или физики, которыми могут заниматься лишь специально обученные этому ремеслу люди, знающие формулы и умеющие работать с приборами и реактивами, для занятия гуманитарными науками требуются лишь навыки чтения и письма. В сущности, навыки письма необходимы лишь для того, чтобы донести свое открытие до общественности. При этом организация мыслительного процесса отходит на второй план. Это ошибка. Дело, конечно, не в ограниченности отдельных людей, а в профессиональных навыках. Профессиональное занятие любыми гуманитарными исследованиями требует не меньшей, а в части чтения специальной литературы большей подготовки, нежели в большинстве естественных и технических наук. Профессионал уже по методике получения факта отличит дилетанта от коллеги. Но все это малоизвестно. Столь же малоизвестны в обществе многочисленные выступления историков в печати (в подавляющем большинстве специальной и малотиражной), убедительно разоблачающие недобросовестность целого ряда популярных авторов, практикующих на ниве истории. Тем не менее сенсационные открытия, расцвечивание "белых пятен" в истории и т.д. и т.п. по-прежнему привлекают своей доступностью и оппозиционерским шармом. ^ ИСХОДНЫЕ ИМПУЛЬСЫ ЛЖЕНАУЧНЫХ МОДЕЛЕЙ Создатель одной из самых растиражированных лженаучных концепций М. Аджи откровенно признал: “Каждая новая ложь, как известно, горше предыдущей. Но только не в России. Новая "трактовка" событий здесь лишь усиливает желание придумать еще более новую и красивую ее интерпретацию” [2]. Этот тезис отчасти поясняет исходный импульс, способствовавший рождению и расцвету абсурдных теорий в гуманитарных науках в течение последних двух десятилетий. В критической литературе всю массу лженаучных проектов предлагается делить на две группы, которые М.Ю. Неборский охарактеризовал как "добросовестные и недобросовестные заблуждения". Появление "недобросовестных" теорий диктуется соображениями, далекими от науки, или прямо выполняет определенный политический заказ [3]. Такую классификацию следует признать верной лишь в общих чертах. Идеологическая заданность, обусловленная чувствами социальной и национальной ущемленности, очень часто является катализатором авторской активности и одновременно мерилом истины в массе дилетантских исканий, не преследующих ни коммерческих, ни политических выгод. Такие творения, как правило, навязывают одностороннюю авторскую оценку и истину. Очень часто любители истории и философии, натолкнувшись в произвольно взятой литературе на пару однотипных или равнопорядковых фактов или явлений, пытаются выстроить закономерность. Все остальные факты, как правило, "притягиваются за уши". Множество таких проектов, "открытий" и "новых взглядов" гуляет по редакциям столичных журналов. Они стопками лежат в отделах писем Администрации Президента и Правительства, ежедневно приходят в Российскую академию наук. Вместе с тем все эти кустарные "красивые интерпретации" могут стать основой для рождения вполне индустриальных монстров, наподобие "Новой хронологии" или "исследований", использующих брэнд "Влесова книга". Каждая из бытующих ныне "классических" лженаучных серий, когда-то начиналась с подобного кустарного поиска субъективной истины. Поэтому я и считаю классификацию данного явления на "добросовестные" и "недобросовестные" заблуждения не вполне удачной. Думаю, более точным будет эволюционное описание существования подобных теорий. Всю массу направленных в Нобелевский комитет и Президенту России "открытий", общих закономерностей, расшифровок тайн, прочтений сокрытых в известных всем текстах фактов можно сопоставить с икринками или массой головастиков. Лишь некоторые икринки становятся рыбами, а части головастиков удается стать лягушками. Так и в лженаучных построениях следует различать зародышевый дилетантский этап и период развитого, растиражированного шествия "теории" в общество. Естественно, вырастая, такая особь социализируется, поэтому по мере "взросления" любая лженаучная чушь приобретает политические, националистические либо коммерческие черты, актуальные для ее авторов и заказчиков. Если лженаучные гипотезы первого уровня можно в полной мере считать дилетантскими, то проекты второго, "развитого" уровня, нисколько не утратив своей дилетантской основы, приобретают еще один существенный признак. Как правило, на растиражированные гипотезы уже имеются критические отклики специалистов. В подавляющем большинстве случаев специалисты подвергают критике как раз те положения, на которых основана вся псевдонаучная теория, и реальное исправление таких "недочетов" автором должно приводить к отказу от всей выдвинутой концепции. Однако псевдоученые, игнорируя либо преднамеренно искажая смысл сделанных специалистами замечаний, продолжают пропагандировать свои открытия, издавать и переиздавать "результаты своих исследований", даже не пытаясь устранить очевидные несоответствия. Такое поведение во все времена оценивалось как шарлатанство. Появление в действиях авторов дилетантских исторических построений черт шарлатанства - ясное указание на степень развитости лженаучного проекта и его опасности для общества. ^ КАК "ВЗРЫВАЮТ" МОЗГ Рассмотрим подробнее некоторые технологические особенности создания и устройства лженаучных построений, паразитирующих на исторической науке. Следует отметить, что если антинаучная концепция не носит глобального характера, не переворачивает представлений о ходе истории в целом, то по крайней мере она обязательно касается какого-нибудь значительного, поворотного события или знаковой личности. Всем известно, что на льду Чудского озера Александр Невский разбил немецких рыцарей, но подробностей никто не помнит. Все знают, что была тяжелейшая Великая Отечественная война, что Германия являлась агрессором и Советский Союз лишь через полтора года смог переломить ход военных действий, а затем одержать победу. Однако нюансы - удел специалистов. И вдруг на обывателя, как обухом по голове, сваливается "открытие" - битвы на Чудском озере не было вовсе, или - "неудачи советских войск в 1941-1942 гг. связаны с тем, что СССР готовился к нападению на Европу и не ожидал превентивного удара". Все эти "открытия" приправлены ссылками, цитатами из авторитетных источников и т.д. Как быть обывателю? Ошарашивающая "истина", переворачивающая систему привычных представлений, - обязательный атрибут лженаучных теорий. Без этого элемента лженаучная концепция лишена смысла: тогда она не вступает в непримиримое противоречие с академической наукой. Переворачивание или полное разрушение исторических представлений, являющихся частью социальной и культурной памяти, в каждом случае предполагают рождение мифа [4]. Под мифами и мифологией в данном случае понимается один из древнейших, апробированный временем тип социального кодирования, свойственный не только традиционному обществу, но и всем этапам развития человеческой цивилизации. Мифы живут, умирают и заново возникают, однако степень их значимости меняется. Значение исторической мифологии было осознано в XX в. исторической школой "Анналов" (Л. Февр), а позднее И. Хейзингой, С. Хантингтоном и Ф. Фукуямой. Принципиальным является установление того факта, что в основе идеологических систем лежит характерный для мифа принцип упрощения, схематизации сложных духовных, социальных или естественно-научных явлений. В истории человечества мифы часто связаны с установкой на манипулирование сознанием и, соответственно, поступками людей при помощи специальных стереотипов идеологического мышления. Мифологизированное сознание одномерно, оно не знает полутонов. Мифы не дают возможности для их опровержения, поэтому упрощенное мифологическое мышление стремится не только к абсолютной "правде", но и не допускает иных толкований. В любом обществе мифология такого типа связана с антигуманными проявлениями [5]. Кроме того, мифы и мифология выполняют функцию социально-психологической компенсации, которая в эпохи социальных кризисов начинает действовать на уровне коллективной интуиции, смягчая удары современных обществу катаклизмов и ломку привычного социопсихологического уклада. Особым аспектом современной мифологии является сознательная, целенаправленная деятельность государственной и других статусных элит - миф давно зарекомендовал себя как действенный инструмент мифологизации общественного сознания "сверху". Как правило, объектами атаки псевдонаучных мифотворцев становятся наиболее мифологизированные исторические события и представления. Возникает своего рода производное мифотворчество, даже тогда, когда новый миф полностью отвергает предшествующий. Важной особенностью лженаучного мифотворчества является то, что, разрушая прежнюю мифологическую оболочку, новый миф отрицает и тот объект, который скрывался за этой оболочкой. Хотя от псевдонаучного вторжения не застраховано ни одно историческое событие, наиболее причудливым трансформациям, безусловно, подвергаются ключевые события истории, такие, например, как Куликовская битва. Великая Отечественная война, подвиги Александра Невского. Они просто "обречены" на многократные "переосмысления" и сенсационные "переоткрытия". Ведь трудно построить рассчитанную на массовый спрос гипотезу, взяв за основу, скажем, предоставление крестьянам права выкупа на свободу с землей при продаже за долги имений помещиков в 1847 г. Многие из потенциальных потребителей лженаучного продукта не только не в состоянии оценить значимость этого события, они даже могут не знать, что такой указ имел место. ^ МЕТОДИКИ "НАХОЖДЕНИЯ" НЕДОСТАЮЩИХ ФАКТОВ Методика отбора и интерпретации исторических фактов у всех авторов псевдоисторических построений очень похожа. Растиражированность концепции не играет здесь никакой роли. И неизвестные дилетанты, и авторы распродаваемых бестселлеров демонстрируют поразительное сходство методик. Главная цель работы с источником у таких авторов состоит в получении фактов, укладывающихся в предложенную концепцию. Очень часто псевдоученые намеренно или по незнанию не могут отличить исторический источник от исторического исследования или даже художественного осмысления. В результате мнение писателя ставится в один ряд с сообщением летописи или Посольской книги. Гипотеза выдается за доказанный факт, и на его основе выстраивается целая цепь логических следствий. Рассмотрим примеры. Сенсационные разоблачения В. Суворовым (Резуном) агрессивных планов Сталина накануне Великой Отечественной войны впервые вышли в свет в России в 1992 г. грандиозным тиражом б 320 тыс. экземпляров [6]. "Исторические открытия" преподносятся автором в гипертрофированной, экзальтированной форме. Если "неготовность", то обязательно "полная", "нехватка" - "чудовищная" и "катастрофическая", "трусость" - "всеобщая", "академии, ученые, учебники, эксперты" - обязательно "все в мире". Книги В. Суворова, как и творения других его "собратьев по цеху", проникнуты весьма специфическим отношением к источникам, которое можно выразить формулой: "Что надо, то и вижу"! Соответственно, все то, что не укладывается в заданные концепцией рамки, этими авторами просто не замечается. Так, в книге В. Суворова "Беру свои слова обратно" большой раздел посвящен разоблачению "насквозь лживых воспоминаний" маршала Г.К. Жукова. И вдруг в "потоке маршальской лжи" автор выхватил важнейшее (и, видимо, правдивое) упоминание о том, что советским танковым корпусам не хватало 16,5 тыс. танков новейших типов. Этот факт при том, что германские войска вторглись в Советский Союз, имея всего 4 тыс. бронемашин, привел в недоумение автора, задавшегося вопросом: а сколько же было танков в этих недоукомплектованных корпусах? В. Суворов считает, что их было не то в три, не то в два раза больше, чем у немцев. Налицо, с одной стороны, агрессивные планы Сталина накануне войны, создавшего мощный броневой кулак, а с другой стороны - профнепригодность советских полководцев, которые не сумели воспользоваться явным превосходством в оснащении. Все эти выводы проиллюстрированы скрупулезными подсчетами, согласно которым гитлеровские войска вступили в войну едва ли не вообще без танков необходимого качества: все машины были либо слишком легкие, либо маломощные и медленные и уж во всяком случае - старые. Как только руководство вермахта решилось вступить в войну с такой техникой? Разве что оно, как и В. Суворов, осознавало необходимость нанесения упреждающего удара по коммунистическому агрессору? В подсчетах советской бронетехники за танки считаются сотни так называемых танкеток, оснащенных одним или двумя пулеметами и двигателем от грузового автомобиля. Броню таких "железных монстров" пробивала пуля из снайперской винтовки. В то же время оказались неучтенными тысячи бронетранспортеров вермахта. Теперь уже не секрет, что против 3 тыс. полностью оснащенных и исправных немецких танков в западных округах Советского Союза было сосредоточено около 9 тыс. танков. Однако немногим более 2 тыс. из них были полностью готовы к бою, остальные либо простаивали без горючего и боеприпасов, либо в силу ветхости являлись негодными к эксплуатации. Тысячи танков, сосредоточенных на Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии, не могли помочь Красной Армии в июне 1941 г. Существовали даже механизированные соединения с несколькими тракторами в составе. Этих фактов В. Суворов замечать уже не хочет, ибо они не вписываются в его концепцию. А ведь именно об этом и писал Г.К. Жуков в том контексте, из которого В. Суворов выдернул цитату. Весной 1941 г. была принята концепция развития механизированных корпусов. Было решено создать 20 таких соединений и укомплектовать их 32 тыс. танков. При этом предполагалось использовать свыше 15 тыс. старых машин и требовалось еще свыше 16 тыс. танков новых образцов. Это за три месяца до войны! Если хотите, концептуальные рассуждения маршала В. Суворов воспринял как оперативные данные и построил целую трагическую повесть вокруг цифр 16 и 32 тыс. [7]. Тенденциозный отбор фактов, подтасовки и ложь потребовались автору для иллюстрации уже готового и сформулированного им еще до начала "исследования" вывода: коммунистический Советский Союз - самая агрессивная страна в мире, готовившая насильственное распространение коммунизма по всему демократическому миру. Если бы не превентивный удар Гитлера, пожертвовавшего судьбой Германии в неравной борьбе с колоссальным монстром РККА, весь мир был бы порабощен Сталиным. Искусство ниспровергателя устоявшихся истин требует жертв, и ими, как правило, становятся "неугодные" факты, свидетельства и документы. Пренебрежительное отношение к совокупности источников по проблеме - отличительная черта всех псевдоисторических писаний, от дилетантских гипотез до многотиражных монстров. Сходство методик поражает. Приведу в качестве другого примера гипотезу не столь раскрученного, как В. Суворов, автора. Историк-любитель А. Подъяпольский создал "локальную", по сравнению с В. Суворовым или А.Т. Фоменко, теорию о подвигах Александра Невского. Эта работа - одна из многих, сочиненных в жанре "фолк-хистори", и главный вывод автора (а соответственно, и основной критерий отбора исторического материала) состоит в том, что Ледового побоища 1242 г. не было. Князь Александр Невский, по мнению автора, был не просто талантливым полководцем, а гением. В этом вся штука. Гению для победы не нужно военных столкновений. Зная все особенности военного строя рыцарей, он выманил их на подтаявший лед, изменив береговую линию озера. Как? Очень просто. Русские воины высадили посреди озера, прямо в лед, заранее срубленные кустарники и деревья. Не подозревавшие о подвохе ливонцы попались в ловушку и провалились под лед. Русские воины тем временем ринулись отважно вылавливать высшее командование Ордена, чтобы заключить с ним мир. Часть войска бросилась преследовать сопровождавшую рыцарей чудь. Но при этом дальновидный князь велел не убивать предков будущих представителей братской союзной республики, а только ранить копьями чуть ниже спины. В результате все участники конфликта договорились молчать о произошедшем. Рыцари по всей Европе рассказывали о жестокой битве, в которой они проиграли численно превосходящему противнику, князь Александр пожинал лавры победителя крестоносцев, ну а оскорбленная чудь, полежав недельку-другую на животах и залечив позорные раны, предпочла забыть о том эпизоде навсегда [8]. Сочинение А. Подъяпольского примечательно лишь тем, что, несмотря на небольшой объем, в нем наличествует весь ассортимент типичных методических приемов "народной", правдоискательной исторической литературы. Здесь - и обвинения в адрес учебников об умолчании важнейших, с точки зрения автора, фактов; и стремление "поставить историков на уши"; и применение псевдофизических или псевдоматематических методов (резонансные колебания); и неповторимая логика исследования с перевернутыми причинно-следственными связями, когда догадка возводится в степень достоверного вывода, а на основе этой теперь уже истины выстраивается целый пучок следствий; есть в сочинении и отголоски теории заговора. Реальное положение дел в исторической науке вовсе не так бедственно, как это представляют авторы подобных "историко-спасительных" исследований. Несмотря на срок давности и скудость сведений о событиях древности, наиболее существенные факты ученым известны. Порою же удается узнать и уникальные подробности о жизни наших далеких предков. Невская битва 1240 г. и Чудское побоище 1242 г. не исключение. Однако находки и открытия ученых-историков зачастую не доходят до широкой публики. Обычно какая-либо археологическая или архивная находка позволяет сделать лишь уточнения, дополнить событие прошлого небольшим штрихом, сумма которых только и может дать более целостную историческую картину. Такие "корректировки", "ряды уточнений", источниковедческие разъяснения с отсылками к "вариантам внутри редакций", "особенностям списков и их взаимоотношениям с протографом" не выдерживают конкуренции с псевдонаучными откровениями в современном информационном мире с его темпом подачи и "глубиной" анализа новостей. Лжеистория несет простую истину, укладывающуюся в формат 30-секундного новостного телерепортажа: "Сталин хотел вапасть на Гитлера!", "Ледового побоища не было!". В печатной продукции псевдоисториков нет заметно утяжеляющих стиль и отягчающих восприятие "протографов", "редакций" и "вариантов", зато активно используются знакомые по учебникам, книгам и фильмам имена исторических деятелей и названия памятных мест. Куликовская битва - одно из самых "ходовых" событий российской истории на псевдонаучной ярмарке. С этим сражением происходили всевозможные трансформации: и смысловые (не победа русских, а поражение; не борьба с Ордой, а участие во внутриордынских усобицах), и масштабные (от мелкой стычки, до грандиозного вселенского побоища). Наиболее захватывающими являются пространственно-хронологические перемещения. Автор одной такой "перелокализации", Н. Бурланков обнародовал версию, согласно которой Куликовская битва и сражение на Боже - одно и то же событие, состоявшееся в 1378 г. Его "открытие" сродни трактовке Куликовской битвы в "Новой хронологии" А.Т. Фоменко. Две эти версии различаются лишь тем, что А.Т. Фоменко переносит битву на два года вперед, в 1382 г., и проводит ее в Москве, а Н. Бурланков отодвигает ее на два года назад и совмещает с не менее славной битвой на Боже, считая, что две крупные победы русской рати над ордынцами с интервалом в два года - это чересчур! [9] Похоже, что появление версии Н. Бурланкова связано с искренним поиском истины автором-любителем. Правда, поиск этот проходит на уровне натяжек, фантазий, домыслов. Невозможно точно определить, какое именно известие источников стало решающим толчком к перевороту представлений о Куликовской битве и началу движения в противоположную от истины сторону. В построении Н. Бурланкова присутствует весь джентльменский набор, присущий историографическому абсурду, 3десь имеется и "революционная" идея, которая задает характер выборке фактов и источников (все, что не вписывается в концепцию, либо не замечается, либо объявляется подделкой, переделкой и наделяется прочими дефектными характеристиками), присутствует и неповторимый анализ отобранных фактов с переворачиванием сути, есть и новопридумки вкупе со стойким нежеланием отделять существенные признаки от несущественных. Выборочное знакомство с источниками - характерная черта псевдонаучных сочинений. Иногда оно преднамеренное, а иногда связано с невозможностью увидеть весь источниковый комплекс в наиболее адекватном виде. Однако это обстоятельство чаще всего авторов не смущает - видимо, слишком сказывается заданность исследования. Поиск идет не от анализа фактуры к выводам, а в прямо противоположном направлении: к главному выводу подбираются аргументы по принципу "а почему бы и нет?". Помимо натяжек в объяснении поступков действующих лиц событий, в версии Н. Бурланкова присутствуют и откровенные фантазии. Он уверяет, что "Задонщина" и Летописная повесть абсолютно лишены прокиприановских симпатий, что имя митрополита Киприана в них даже не упоминается, а в "Задонщине" отсутствует название "Непрядва". Вопреки утверждению Н. Бурланкова, война с Мамаем началась вовсе не с гибели татарского гарнизона в Нижнем Новгороде, а с объявления Дмитрия Московского о невыплате дани. Археологические находки на Куликовом поле пусть и не обильны, но совершенно определенно свидетельствуют о военных действиях в этом районе. Находки на берегах любезной сердцу автора Вожи заметно скромнее. В неправду всегда нужно добавить абсолютно правдивые и логичные рассуждения. Таковые присутствуют в изобилии и в сочинении Н. Бурланкова: "Вожа - приток Оки, Непрядва - приток Дона". Как с этим не согласиться? Или: "от 11 августа до 8 сентября меньше месяца". Абсолютно точный подсчет. Вот только следует ли из этого, что через весьма короткое время все причастные к описанию исторических событий лица запамятовали, где именно происходило столь эпохальное событие, и помнили лишь, что сражались в августе и на притоке большой реки? По ходу рассуждений Н. Бурланкова получается, что наши представления о битве на Воже-на Дону начали искажать преднамеренно или по ошибке начиная с "Задонщины". Это не так. Факты свидетельствуют, что известия "Задонщины" не противоречат и более ранним сообщениям о Куликовской битве. Значит, искажение произошло еще раньше. Когда? Может быть, уже в 1380 г.? Вместо того чтобы идти биться с татарами, князья, воеводы, книжники собрались все вместе и решили сочинить, как они славно бились с татарами, взяв за основу описание недавней победы на Воже. Да еще и немецких купцов убедили повсюду об этом рассказывать. Среди лжеисторических сочинений явно преобладают концепции, переворачивающие и препарирующие древнюю и средневековую историю. В этом смысле упомянутый выше лженаучный проект В. Суворова (Резуна) выглядит своего рода альбиносом в ряду историографических химер. Ниспровергатели истории, как правило, не рискуют влезать в новую и новейшую историю. Массив источников по истории XVIII, XIX и XX столетий принципиально отличается от сведений, оставшихся от древности и средневековья. При этом совсем не трудно огульно признать все документы по истории древности фальсифицированными. Но пристрастие авторов лженаучных химер к седой древности вызвано еще и тем обстоятельством, что именно там - истоки становления государственности и этногенеза различных народов. Не удивительно, что фальсификаторы пытаются "переиграть" историю уже там - в далеком прошлом. ^ СТЕПНАЯ СИМФОНИЯ Первые ревизии древней истории появились еще в СССР и так или иначе были связаны с недооценкой восточной составляющей евразийской по сути державы. Имеются в виду эссе О. Сулейменова "Аз и я" и многочисленные труды по теории пассионарности Л.Н. Гумилева. Труды Л.Н. Гумилева - неординарное культурное явление, они занимают особое место как в истории науки, так и в истории квазинауки. Эти яркие сочинения, не вписывающиеся в советский идеологический стандарт, открыли для широкого круга читателей огромный мир, простирающийся на восток от Руси. Л.Н. Гумилев разрушил стереотипы восприятия "дикого" Востока не только обыденным сознанием, но и европоцентричным "официальным" взглядом на историю Руси-России [10]. Стремление смотреть на историю России только с точки зрения интересов Степи и степных народов привело Л.Н. Гумилева к использованию методик, характерных для лженаучных сочинений. Центральным пунктом его исторической концепции стала интерпретация монгольского нашествия, которое, по Л.Н. Гумилеву, оказало благотворное влияние и на Русь, и на другие народы Евразии. Такой вывод базируется на основных положениях его теории пассионарности. Древнерусский этнос к XIII в. находился в цикле "обскурации" (термин Л.Н. Гумилева). Эта фаза соответствует "сумеркам этноса", и, соответственно, контакт славянской Руси с находящимися в периоде расцвета монголами был в высшей степени полезным. Жестокого завоевания, согласно Л.Н. Гумилеву, не было, так как у монголов не было для этого достаточной армии (сообщения русских источников о численности монгол - выдумка). Следы же Батыева нашествия, регулярно обнаруживаемые археологами в виде сожженных городов и массовых захоронений ХIII столетия - это остатки усобиц русских князей. Немногочисленные столкновения русских с монголами всегда провоцировались русскими, либо убивавшими мирных монгольских послов, как произошло перед битвой на р. Калка 1223 г., либо возмутительно оскорблявших высокие моральные принципы степных культуртрегеров. К примеру, причиной разорения Москвы в 1382 г., согласно Л.Н. Гумилеву, стало непристойное поведение москвичей на стенах осажденного города. Ярлыки, выдаваемые в Орде зависимым русским князьям, Л.Н. Гумилев называет "пактами о дружбе и ненападении", которые не предполагали реальной зависимости [11]. Естественно, что для обоснования столь надуманной картины автору пришлось прибегнуть к ряду методик из лженаучного арсенала, Вольная интерпретация источников стала фирменным знаком сочинений Л.Н. Гумилева. Главным критерием информативности и подлинности документов прошлого явилось соответствие взглядам автора. В этом смысле характерен пассаж, которым автор дезавуирует не соответствующие его концепции данные археологии: "Возможности археологии ограничены. Эпоху можно определить удовлетворительно, но этнический состав - невозможно" [12]. Столь же выборочно у Л.Н. Гумилева и использование научной литературы. Критика результатов исследований предшественников,  не подтверждающих его концепцию, строится весьма своеобразно: "Оспаривать эту версию можно либо путем скрупулезной проверки деталей источников, либо путем противопоставления собственной версии... Второй путь лучше" [13]. Наконец, теоретик пассионарности просто выдумывал некоторые необходимые ему исторические факты. Самыми нашумевшими примерами стали придуманные им известия об участии монголов в Ледовом побоище и о братании сына Бату-хана Сартака и Александра Невского [14]. Без всего этого арсенала выдумок, натяжек, игнорирования противоречивых данных нельзя было бы выстроить столь умозрительную и схематичную картину, которая представлена Л.Н. Гумилевым. Заимствовав у О. Шпенглера и Н. Данилевского идеи о цикличности исторического развития, он вывел собственный цикл жизни этноса, равный 1200 годам. Откуда взялся именно такой временной отрезок, можно лишь догадываться. Вероятно, в основу легла история Римской империи до падения Рима. Других 12-вековых исторических циклов обнаружить не удалось. Чтобы этот цикл распространить на все прочие этносы, мелькающие на страницах его книг, Л.Н. Гумилев прибегнул к явным натяжкам. Скажем, для того чтобы к приходу монголов на Русь древнерусский этнос находился в фазе "обскурации", автор безо всяких на то оснований относит начало этногенеза славян к I в. н.э. Выстраивая здание своей тенденциозной концепции, автор впадает и в очевидные противоречия. Логические несоответствия видны и в большом, и в малом. Как, например, читателю самостоятельно соотнести утверждения о том, что власть Орды на Русь не распространялась, с многочисленными рассуждениями о благотворном влиянии монгольского владычества на русские земли? С одной стороны, автор утверждает, что "монгольские войска были распылены на мелкие отряды, которые в случае активного сопротивления были бы легко уничтожены. Батый пошел на столь рискованный шаг, очевидно, зная, что этим отрядам серьезная опасность не грозит. Так оно и оказалось. Да и в самом деле, зачем бы русские люди, не только храбрые, но и сметливые, стали подставлять головы противнику, который и сам уйдет" [15]. С другой стороны, он пишет о том, что "сравнительно с Северо-Восточной Русью Юго-Западная (Галицко-Волынское княжество) пострадала от татар гораздо меньше" [16]. Выходит, все же постарадала? Торжок, по мнению Л.Н. Гумилева, пострадал лишь оттого, что не успел капитулировать. Вместе с тем "причиной разгрома (разгрома! - А.П.) Владимира, Чернигова, Киева и других крупных городов была не феодальная раздробленность, а тупость правителей и их советников-бояр, не умевших и не стремившихся организовать оборону" [17]. Так что же все-таки следовало делать - сдаваться или организовывать оборону? Венчает все рассуждения вывод: "Русь монголами не была ни подчинена, ни покорена". Не удивительно, что многочисленные почитатели и последователи Л.Н. Гумилева весьма раскрепощены в своих ссылках на авторитет "мэтра". Цитатами из Л.Н. Гумилева можно подкреплять взаимоисключающие положения. Труды Л.Н. Гумилева, став в свое время "отдушиной" в идеологически и национально закомплексованной стране, мгновенно обрели популярность в регионах нашего мультикультурного государства. Впервые русский историк заговорил об истории народов азиатской части СССР и Великой Степи наравне с историей Руси - России. Татарские учителя предложили преподавать историю по книгам Гумилева. Многие школьные учителя по всей России с пиететом ссылались на авторитет Льва Николаевича. Все это стало вполне естественной реакцией на царившее в обществе разочарование в прежних системах ценностей. За беллетризированным изложением, наличием биосферно-пассионарных умностей, за немарксистской концепцией евразийства, возвращенной на российскую почву, отходили на второй план все несоответствия и противоречия теории Л.Н. Гумилева. Но урожай с посевов фантазера-евразийца оказался не столь безобиден и симпатичен. В начале 90-х годов, когда полным ходом шел "парад суверенитетов", появилась масса гораздо менее талантливой (и в спекулятивном, и в литературном отношении) националистической литературы, во многом опиравшейся на авторитет "великого предшественника". Концепции собственного этновеличия возникли тогда во всех регионах Поволжья, Предуралья и Юга России. Суть таких теорий однотипна и проста: давным-давно (лучше всего до нашей эры) жил-был на этой земле (конкретизируется, на какой именно) наш великий цивилизованный народ; это были высокие, светловолосые, голубоглазые, сильные и смелые люди; культура нашего народа дала миру письменность, великие изобретения и блага цивилизации (перечисление); но тут пришли косматые, дикие, низкорослые, корявые и грубые завоеватели (часто в их роли выступают русские или, как вариант, - "москали") и поработили наших предков [18]. При всем разнообразии возможных вариантов и моделей в приведенной формуле собраны наиболее общие признаки этнополитического мифа, предназначение которого заключается в отображении и придании черт завершенности истинктам, ожиданиям и страхам какого-либо национального движения или политической партии. Такой миф, обладая сильной компенсаторной функцией, особенно востребован в крит


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.