Реферат по предмету "Разное"


А. М. Психоанимационная терапия

Васютин А.М.Психоанимационная терапия.Уважаемые коллеги!В данной работе я хочу поделиться с вами своими новыми наработками по проведению лечения с помощью инициированной проекции символов (ИПС). Первыми работами, которые подтвердили эффективность ИПС, скорее всего, являются работы Эрнста Джонса. Он заметил, что его знаменитая пациентка Анна О.Брейер, если ей представлялась возможность во время индуцированного или самогипноза воспроизводить неприятные события дня, включавшие устрашающие галлюцинации, после этого чувствовала значительное облегчение. Джонс назвал это техникой катарсиса. Той или иной формой ИПС занимались Г.Силберер, Л.Франк, К.Тучек. Да и технику свободных ассоциаций З.Фрейда, в общем и целом можно назвать инициированной проекцией символа. Не остался в стороне от этого и К.Юнг со своей техникой активного воображения. Она аналогична ИПС за исключением того, что Юнг настраивал своих пациентов визуализировать в одиночестве. Возможно, Юнг боялся, что присутствие терапевта нарушит спонтанность визуализации. Однако эксперименты показали, что верно обратное, если, конечно же, психолог достаточно подготовлен, чтобы помочь визуализации вспомогательными символами тогда, когда визуализация «увязает» или становится слишком устрашающей. В настоящее время самыми известными методами, основанными на ИПС, являются кататимно-имагинативная психотерапия (и ее российский вариант – символдрама), психосинтез и эмоционально-образная психотерапия. Я уже много лет работал с одним из ее методов - Символдрамой. А познакомил меня с нею, как и, наверное, большинство других психотерапевтов в нашей стране, Я.Обухов. И я ему за это очень благодарен! Он с немецкой дотошностью, перенятой, видимо, у самого Лейнера, излагал материал в очень понятной форме. Я считаю символдраму (СД) одним из самых интересных и потенциально очень мощных современных методов лечения с помощью инициированной проекции символов. Но она до настоящего времени на самом деле не была методом психотерапии. Так как она разработана на основе психоанализа, то несет все его «родимые пятна». Как мы прекрасно знаем, в психоанализе еще со времен Фрейда считалось, что главное: это осознать – откуда болезнь идет и с чем, с каким событием жизни, она связана? И когда происходило осознание, считалось, что работа закончена. Конечно, это в какой-то степени работало, иначе психоанализ не смог бы так долго находиться на психотерапевтическом Олимпе. Но это позволяет нам вполне определенно утверждать, что психоанализ не является психотерапией, а только анализом. СД является прекрасным методом диагностики, и неплохим - анализа. Можно вполне определенно сказать, что нет более всеобъемлющего проективного теста. Но терапевтическая часть в ней развита очень слабо. И результаты, которые получают психотерапевты, работающие по этому методу, приходят или только после очень длительного лечения. Или не приходят вообще! Я это знаю на опыте тех моих коллег, которые работают так, как предлагал Лейнер, и которые месяцами практически не сдвигаются с места в плане получения терапевтических результатов. И мне эта направленность СД в первую очередь на анализ, совершенно не нравилась. Также мы должны учитывать, что российский менталитет несет сильный компонент магического мышления (склонен к мистическому и иррациональному объяснению явлений). И поэтому ИКП по Лейнеру очень хорошо подходит рациональным европейцам. Я.Обухов на одной из конференций отметил, что немецкое кататимно-имагинативное сообщество стареет – там всего двое человек младше 45 лет. И пациенты у них из стареющей нации. И эмоции и у тех и у тех давно отбушевали – остается сухой анализ. Наша нация молодая и нам некогда годами ходить к психоаналитику. Надо помогать человеку быстро и эффективно! И нам нужно что-то более динамическое и эмоциональное. Для этого я создал Психохирургию. И один из ее компонентов – психоанимация, которую я вам представляю на этих страницах.Я никогда не проводил сеансы так, как положено в СД. Я не просил пациентов нарисовать то, что они видели во время сессии. И не просил их дать интерпретации нарисованного. Но я уверен, что даже если бы я полностью работал так, как предлагал Лейнер, результаты работы были бы слабоваты. Только лечение с помощью СД для того, чтобы решить проблемы пациентов, недостаточно. И мне приходилось для получения приемлемых и быстрых результатов в лечении пользоваться методами Психохирургии. Но сейчас, с разработкой мною новых подходов, пользоваться при лечении пациентов только инициированной проекцией символов, становится вполне реальным. Мне представляется, что работая с символами, Лейнер встал перед проблемой – что делать после того, как человек в течение нескольких минут поработал с мотивом? И он предложил тому нарисовать то, что представлял во время работы с мотивом. А потом они вместе анализировали этот рисунок и так далее и тому подобное. Таким образом, занималось время и производился анализ. Что приводило в той или иной мере к осознанию пациентом причин его болезни. И я тоже столкнулся с этим: я предлагаю мотив, человек работает некоторое время и завершает его. А так как я отношусь к рисованию пациентами рисунков как к детскому лепету, то я не знал – что дальше делать? Я, естественно, давал еще один мотив, еще один…. И в результате родилась идея связать мотивы в цепочки, которые можно сделать специфическими, когда один мотив создает условия для успешной работы с другим. А тот – с другим. Ведь любая проблема или же болезнь не связана только с каким-то одним аспектом жизни. Наиболее ярко это видно на примере алкоголизма. Есть факторы, которые являются почвой, на которой провоцирующий фактор расцветает пышным цветом болезни. Есть факторы и события жизни, которые вроде бы не влияют прямо на появление симптоматики. Но они дают энергию, которой «пользуется» болезнь. Например, к таковым факторам могут относиться страхи, которые человек пережил в детстве, чувство отверженности родителями и так далее. И при лечении людей с зависимостью от алкоголя, я даю не только базовые символ-образы, которые воздействуют на само влечение, но и корректирующие его психику. Хорошо иллюстрирует это следующая аналогия. Можно заварить корень валерианы так, как советует фармакопея – положить одну ложку корня, залить 200 граммами кипятка, настоять 20 минут и пить. Но можно ту же самую дозу положить в пол-литровый термос, залить кипятком и настаивать ночь. Результат: доза действующего вещества в два раза меньше, а эффект в два раза больше из-за того, что при таком приготовлении в раствор выходит не только само действующее вещество, но и корректирующие, поддерживающие, смягчающие, дополняющие вещества, что приводит к резкому повышению эффекта действия и снижению побочных эффектов. Так и с цепочками символов: кроме основного символ-образа даются такие, которые корректируют все кажущиеся второстепенными при этой болезни факторы. Но все вместе создает своеобразный кумулятивный эффект, который быстро прожигает «броню» болезни и уничтожает ее. Результат использования цепочек символ-образов не является только суммой техник, но приводит к появлению нового качества терапии. Их использование приводит к усилению эффекта работы в арифметической (а может быть даже в геометрической) прогрессии. Если в моей авторской технике «Машина времени» пациенты при прикосновении к эмоционально-значимым событиям своей жизни очень часто испытывают сильные эмоции и плачут (освободившийся вместе с «занозой» гной изливается в виде слез и иной раз в больших количествах), то при работе с цепочками символ-образов все идет чуть ли не играючись для пациентов. Изменения происходят без резкого выброса отрицательных эмоций и внешне очень легко для пациентов. Чаще всего, когда проблема решается с помощью работы с символами, эмоции не выплескиваются наружу, а тихо перерабатываются внутри и как бы рассасываются. Также я решил, что в этом случае называть образы, которые появляются при работе, мотивами не совсем корректно. Этот термин относится к СД и я решил назвать те образы, которые использую при работе с цепочками символ-образами. А саму терапию с их помощью Психоанимационной терапией. Ведь действительно в этом случае я инициирую с помощью цепочки символ-образов создание пациентом своеобразного лечебного фильма.Используя психоанимацию можно забраться очень глубоко в психику пациента, вскрыть многие слои ржавых психологических защит. И делается это легко, просто и красиво, на МНОГО порядков быстрее, чем это можно сделать при помощи психоанализа. Можно сказать, что психоанимационная терапия является хирургической формой инициированной проекции символов. И для меня она стала еще одним, очень мощным инструментом, входящим в мой метод психотерапии – Психохирургию.При правильном применении с помощью психоанимации можно корректировать психику на очень глубоком уровне, добираться до самых глубоких подавленных комплексов. Психоанимационная терапия способна удалить психологические «занозы», которые связаны с самым ранним детством. При этом работа с символ-образами совершенно безопасна потому, что психотерапевт работает только с тем материалом, который предоставляет бессознательное. ^ Глава первая,в которой я изложу некоторые теоретические вопросы инициированной проекции символов.Эта книга написана для профессионалов, то есть для психотерапевтов, работающих по методу ИПС. Поэтому я не буду говорить об общеизвестных вещах, которые прекрасно изложены в книгах Х.Лейнера и Я.Обухова. Я изложу свое понимание теоретических основ ИПС. Я не отрицаю психоаналитической интерпретации материала, полученного от пациента. Но с моей точки зрения объяснять то, что происходит в психике человека при такой работе только психоаналитически, слишком узко и претенциозно. Мы все видим сны! И понимаем, что они что-то, иногда очень серьезное, означают. Сны являются посылками из бессознательного, направленными сознанию. Но, к сожалению, эти «посылки» написаны на тарабарском языке. Люди во все времена пытались составить словарь этого языка. Многочисленные сонники – бестолковый и даже вредный результат этой работы. В своей книге «Толкование сновидений» З.Фрейд практически без всяких оговорок исходил из того, что в сновидениях представлены тенденции желаний. Но так как эти желания запретные, то они вынуждены появляться перед сознанием только в символических сновидениях. В соответствии с этим в них образно зашифрована серьезная информация. И благодаря работам Фрейда и других психологов принципы расшифровки снов стали понятными. И чаще всего мы их можем понять. Но если бессознательное пользуется символическим языком для взаимодействия с сознанием, то, наверное, оно это делает и для внутренней коммуникации. И перепрограммировать его лучше всего при помощи этого языка. Логично предположить, что если мы будем передавать информацию с помощью образов, оно поймет нас быстрее и легче изменит свою деятельность. Я думаю, что примерно такие умозаключения делали все ученые и психотерапевты, которые занимались инициированной проекцией символов. Исследованиями установлено, что символы обрабатываются в правом полушарии. Также считается, что психосоматическая симптоматика тоже зарождается в правом полушарии. М.Эриксон и Э.Росси предположили, что поскольку «симптомы являются сообщениями на языке правого полушария, то использование метафор и символов позволит напрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке». Клинический опыт показал, что источник большинства психологических нарушений лежит в психологическом пространстве на инфантильном или примитивном, и в основном, на предсознательном уровне. На этом уровне мышление как раз и происходит в основном на языке символов, И таким образом понятно, что неразрешенные конфликты детства наилучшим образом и наиболее простым способом разрешаются при помощи работы с этими символами. Академик Л.Г.Выготский утверждал, что язык символов возникает уже на первом году жизни ребенка. Видимо растущий и набирающий опыт человечек начинает захлебываться в информации, которая поступает через органы чувств. И изобретает некие символы, каждый из которых является обобщенным обозначением целого пласта личностного опыта. В основе языка универсальных символов лежат свойства нашего тела, ощущений и разума. Именно он, этот язык универсальных символов, и есть единственный общий язык, созданный человечеством. Как показывают исследования, он практически одинаков у всех народов и рас. О.Ранк и Х.Закс считают, что: «Символ – это последнее, благодаря особой пригодности для прикрытия бессознательного и благодаря своему приспособлению к новым содержаниям сознания, предпочтительно используемое повсюду средство выражения вытесненного. Мы понимаем под этим особый способ непрямого изложения, который отличается от близких к нему других способов непрямого изложения – притч, метафор, намеков и других форм изложения мысли по типу ребуса (образной загадки). Символ представляет собой в определенной степени идеальное сочетание всех этих средств выражения. Это замещающее наглядное средство выражения чего-то скрытого, с чем у него есть какие-то общие очевидные признаки и с чем его объединяют какие-то общие внутренние ассоциативные связи. Символ стремится свести абстрактную понятийную категорию в наглядную. Это сближает его с примитивным мышлением. Благодаря этой близости символобразование в значительной степени относится к области бессознательного, но как компромиссное образование ни в коей мере не лишено сознательных детерминант, которые в различном соотношении значительно определяют образование и понимание символов». Символ, как и метафора, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Слово или образ становятся символическими, когда подразумевают нечто большее, чем передаваемое или очевидное и непосредственное значение. За ним скрывается более глубокий «бессознательный» смысл, который не поддается точному определению или исчерпывающему объяснению. Попытки сделать это почти всегда (особенно без глубокого знания того, как функционирует психика) обречены на провал. Когда сознание исследует символ, оно натыкается на понятия, лежащие вне пределов рационального понимания. Отсюда становится понятным, почему метафорический подход к терапии дает результат гораздо быстрее, чем психоаналитический метод. При нем телесный язык правого полушария сначала переводится в абстрактные модели левого полушария, которые уже потом каким-то образом должны обратно воздействовать на правое полушарие, чтобы изменить симптоматику. А символы и метафора работает напрямую. Р.Ассаджоли выделил три важнейшие функции символов: -Они являются аккумуляторами, вместилищами и хранилищами динамического психического напряжения и заряда. -Символы осуществляют трансформацию психической энергии. -С качественной точки зрения символы можно рассматривать как образы и знаки разного рода психологических реальностей. По его мнению символы – законченная система сбора, хранения, трансформации и использования энергий. Символы, с точки зрения Р.Ассаджоли, имеют интегрирующее значение сами по себе, то есть они интегрируют само бессознательное, а также его с сознательными элементами психики. С его точки зрения главной задачей в работе с символами является выбор тех из них, которые сразу или после нескольких пробных экспериментов оказываются наиболее полезными и плодотворными для саморазвития. И выбор используемого символа связан с конкретно стоящей перед нами задачей. Ассаджиоли считает, что символы инициируют проекцию с более глубоких уровней личности, чем большинство проективных тестов. Поэтому диагностические результаты, вытекающие из проекции являются более очевидными и диагностически значимыми. Они могут быть экспериментально обоснованы с большей гарантией, чем другие проективные диагностические тесты. И, самое главное, они непосредственно применимы в терапии без промежуточного анализа и интерпретации. Образы, которые появляются в ответ на стимулы, действительно напоминают сновидения, так как мы видим невероятные сочетания уже виденных образов и пережитых ситуаций. Но только в этом случае, в отличии от сна, сознание активно участвует в этом процессе, а не является лишь пассивным наблюдателем действа. И эти образы отличаются от символов снов своей сравнительной простотой и ясностью содержания. Когда я обучаю пациентов саморегуляции, то объясняю – зачем нужно для того, чтобы саморегулятивные усилия сработали, входить в трансовое состояние, примерно так: «Все корни проблем и болезней, от которых страдает человек, находятся в его бессознательном. А инструменты и возможности для удаления этих «корней» находятся у сознания. Но между ними находится психосоматический барьер. И когда человек входит в трансовое состояние, этот барьер снимается. И появляется пространство, где инструменты сознательного получают доступ к «корням» болезни. Человек в этом состоянии делает самовнушения. А наше бессознательное безусловно подчиняется самовнушениям, если они повышают адаптивность человека. Поняв – что хочет сознание, бессознательное послушно производит изменения во внутреннем пространстве. Что приводит к удалению этих «корней»!» То же самое происходит при психоанимационной работе. Во время проведения сеанса образуется некое пространство, в котором происходит свободное взаимодействие и обмен информацией между тремя участниками: 1 Я, бессознательным и психотерапевтом. Это происходит на некой грани между сознанием и бессознательным, как бы на лобном месте психики, где сходятся все заинтересованные стороны. Образуется некое виртуальное пространство, в котором возможно волшебство преображения. Например, психотерапевт предлагает представить человеку поляну. Поляна в общих чертах является символом «поля жизни» данного человека. У пациента тут же появляется визуальный образ некой поляны. И этот образ далеко не случаен! Человек в своей жизни видел тысячи полян. А появляется такая, которая является символическим отражением отношения бессознательного к жизни. И если общее отношение (сознательное и бессознательное) к жизни более-менее нормальное, то появится поляна, заросшая зеленой травой, погода будет солнечная и так далее. Эксперименты показали, что между символом и стоящим за ним бессознательным эмоциональным конфликтом устанавливается тесная функциональная связь. Символический язык может использоваться бессознательным для обхода социальных запретов, когда нужно довести до индивидуума какую - либо информацию, но сделать это прямо нельзя из-за запрета Сверх-Я осознавать эту потребность. По этому поводу Э.Джонс сказал: «Только то, что вытеснено, нуждается в символическом представлении. Этот принцип считается краеугольным камнем психоаналитической теории символики».Если же человек перед этим пережил какой-то крах, то может появиться поляна с полностью сожженной травой (как это было у моего пациента-бизнесмена, который во время кризиса 1998 года полностью потерял свое состояние). Бессознательное выдает на «лобное место» некий образ и внимательно наблюдает – что с этим образом делает сознание. И те изменения, которые пациент делает с символ-образом, оно воспринимает как некие самовнушения, которые надо выполнять. Оно понимает из действий сознания, что мир изменился и оно хочет, чтобы бессознательное приспособилось к этим изменениям! Таким образом, если человек во время сеанса видит какой-то образ, то он всегда является символическим выражением какого-то бессознательного материала внутри него. Например, одна моя пациентка, один из пары близнецов, во время путешествия вверх, против течения реки, пришла к роднику. А рядом был второй точно такой же родник, воды которого сливались с первым родником. И в этом роднике вода была намного чище, чем в ее роднике. В реальности ее сестра – симбионт, была намного более успешна в социальном плане. После лечения моя пациентка вышла замуж и уехала в Америку. А сестра тоже пришла на лечение, так как в результате успеха сестры почувствовала себя социально менее успешной, чем та. И она ТОЖЕ увидела два родничка! Опять же, с попытками человека улучшить свою жизнь все не так просто. Бессознательное выполняет Родительские программы: «Жить нужно так-то и так-то! И это хорошо!» Но зачастую эти родительские представления – как надо достойно прожить свою жизнь, сильно устарели, особенно в наше время. И человек хочет жить по-другому, и все время пытается сделать свою жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Но очень часто все его попытки обламываются, так как они противоречат Приказам Родителей. И надо убедить бессознательное в том, что эти установки неадекватны и здорово мешают выживанию. И что надо от них отказаться! Понятно, что эту информацию надо подавать на понятном бессознательному языке и так, чтобы эта информация дошла. Для этого нужно, чтобы человек был в трансе – или самонаведенном или созданном психотерапевтом. Если после предъявления символ-образа человек работает с ними и меняет их к лучшему, то это по закону обратной связи неизбежно приводит к изменению той части бессознательного, с которой связан этот символ-образ. Это говорит о том, что изменилось содержание, которое наполняло эти образы. Лучше всего это можно понять при помощи такой аналогии: у розы – корни розы. Если же корни от пиона, то на них не может вырасти роза – вырастет цветок пиона. Если же мы из этого цветка пиона делаем розу, то и корни обязательно изменятся – станут розовыми. Это изменение происходит в безопасном режиме, так как при этом механизмы Сверх-Я не включаются. Они организованы примитивно и прямолинейно и не воспринимают символы как проявление психотравмирующей ситуации. Сопротивление при работе с символ-образами обходится, так как Сверх-Я не воспринимает это как угрозу. И вследствие этого (без помехи с его стороны) психика сама себя лечит! Мы прекрасно знаем на основе работ Фрейда и его последователей, что Сверх-Я является внутренним охранником, системой безопасности и сохранения статуса-кво. Оно не допускает сознание к тому или иному факту биографии, включая для этого механизмы сопротивления. Связано это с тем, что оно смотрит на это событие в архиве памяти и видит там гриф «Совершенно секретно!» И пусть даже с взрослой позиции наш тогдашний грех смешон, но Сверх-Я четко, как архивариус, выполняет инструкции. И блокирует осознание, которое и могло бы изменить отношение к этому «греху». То есть символы являются чуть ли не единственной возможностью обойти тиранию Сверх-Я в целях изменения установок ради достижения успеха или выживания. Во время работы с символ-образами отсекаются также и привычные логические ассоциативные цепочки сознания. Вследствие этого внутренние барьеры падают и в этом котле благополучно перевариваются и кости раннего воспитания, и сухожилия установок и твердое мясо привычек. Все здоровые части психики бросаются на помощь Внутреннему Ребенку, не стесненные ограничениями, накладываемыми Сверх-Я. Мы не продираемся сквозь защиты для того, чтобы осознать проблему (как это происходит – в мягкой форме – в психоанализе. Психоанализ медленно и верно «приучает» бессознательное к проникновению сознания в скрываемый материал, как бы проводит «десенсибилизацию» Сверх_Я). При работе с символ-образами мы зачастую даже не знаем – что же зашифровано у данного человека под данным символом. Если этот символ-образ несет негативный компонент, то пациент просто меняет его на более адаптивный, не заморачиваясь на том – что он символизирует? Но даже в этом случае это зачастую имеет удивительно высокую терапевтическую эффективность. Лечение с помощью психоанимаци может компенсировать фрустрированные потребности, которые зафиксировались в том или ином периоде жизни. В результате у человека увеличивается количество выборов, что дает ему возможность более гибко реагировать на обстоятельства жизни.Во время психоанимационной работы может происходить предметизация и перемещение содержания образов от полной фантазии до реально обусловленных представлений. Как сказал один мой пациент: как только я объяснил серийный сон, он прекратил мне сниться. И это действительно так из-за того, что симптом – это прерванный рассказ. Если человек проговорит это, то симптом исчезает.В ходе курса психотерапии мы видим постепенное уменьшение иррационально архаических элементов, свидетельствующее о более зрелом отображении, стоящем ближе к действительности. Фантастические решения проблем и феномены преобразования отступают на задний план. После предложения символ-образа мы получаем те или иные образы. Вначале они в большей степени продукция сознания на начальном предсознательном материале. Но затем у человека появляется ощущение что его несет, он полностью отключается от постороннего. Это Внутренний Ребенок перехватывает инициативу и начинает предъявлять свои горести и обиды. Таким образом, мы во время сеанса играем в пинг-понг с Внутренним Ребенком. Мы даем ему символ-образы, а он с энтузиазмом хватается за возможность выплеснуть через них свои обиды. А затем к этому процессу втайне от нас подключается Взрослый с его взрослой, оплодотворяющей сексуальной энергией. И вследствие этого Внутренний Ребенок не только избавляется от инкапсулированных в нем отрицательных эмоций и страхов, но и освобождается от наложенных запретов, успокаивается, его энергия канализируется в новое русло. Образно говоря, этим процессом мы вынимаем занозы из его задницы, создаем ему новые, более широкие границы для существования. Таким образом, лечение с помощью психоанимации создает ресурсные места для Внутреннего Ребенка. Тот мир, в котором он жил, содержал массу обид и страхов. В процессе работы эти обиды удаляются вместе с инкапсулированной с ними психической энергией. И это приводит к тому, что они перестают быть источником раздражения для Внутреннего Ребенка. Во время сеанса иногда происходит освобождение чувств и аффектов вплоть до катарсиса с моторными реакциями дыхания, мимики и так далее. Если во время сессии появляются слезы, это значит, что мы касаемся очень значимых событий и через работу с символами эмоционально завершаем их. Это напоминает освобождение гнойника, который возникает вокруг занозы, при его хирургическом вскрытии. Сдержанные или же вынужденно нереализованные эмоции, находившиеся в бессознательном в виде незавершенного гештальта, выходят наружу в наиболее удобной для них форме – слез облегчения. Эти слезы как бы не «настоящие». Это подтверждается тем, что пациенты после сеанса обычно чувствуют облегчение и улыбаются. Мы знаем, что незавершенные гештальты блокируются в бессознательном. Если подавленного материала было очень много или же его интенсивность была очень большой, это требовало для его удержания огромной энергии. И организм, в конце концов, оставался на энергетической «мели», что проявлялось у человека в астении, апатии и тому подобных вещах. В результате освобождения от этих «заноз» резко увеличивается энергетика организма. Мне представляется, что работа с цепочками символов позволяет изменить фундаментальные параметры психики, которые на основе прошлых событий сформировались не совсем адекватными. И это в той или иной мере меняет архетипическую структуру психики. На этом новом фундаменте потом постепенно отстраивается уже не такое кособокое здание. Но такая перестройка психики требует огромного количества сеансов, что редко удается сделать.Когда я предлагаю человеку представить символ-образ Горы, то через этот образ человек получает доступ ко всем возможностям горы. Он начинает работать с архетипом горы и через это получает пласт всех возможных вариантов своего поведения, связанных с символ-образом Горы, которые он может реализовать. И из этого «шведского стола» он выбирает такую «гору», которая поможет ему оптимизировать свой потенциал, стимулировать свое развитие и изменить реальное поведение в жизни. Еще одна аналогия, которая помогает понять смысл этой работы: Мы даем пациенту черно-белый рисунок. А он сам расцвечивает его в свои цвета. Такую работу можно назвать эвельвентной (по греч. разворачивающей) психотерапией. То есть она помогает пациенту, используя свой потенциал, перейти из «окукленного» состояния в «бабочку». И выполнить свою самую главную цель, ради которой он появился на белый свет.Положительные изменения, которые пациент производит работая с символ-образами, приводят не только к разрешению внутренних конфликтов, но и к изменению внешнего поведения. В результате меняется не только «ландшафт души», но и карта мира. Это помогает человеку в его реальной жизни освободиться от тех или иных поведенческих ограничений. Например, у одного моего пациента, которого я лечил от булимии, вследствие «окукливания» порвались все дружеские связи. Во время движения по реке вниз, он вышел к морю, искупался в нем и лег на песок загорать. И на мой вопрос о том, что теперь ему хотелось бы сделать, он ответил, что хотел бы пригласить сюда друзей. Он позвонил им по мобильному телефону и сказал, что они согласились и скоро приедут. И на мой вопрос о том, как он собирается их встречать, ответил, что это очень близкие друзья, приедут - там решим. Я же ему сказал, что в нашей культуре принято встречать гостей накрытым столом и что даже очень близким друзьям иногда надо показать, что их ждут, что к их приходу готовятся. И он приготовил стол, нажарил шашлыков. И когда друзья пришли, они закатили прекрасную вечеринку на берегу моря. И это практически сразу же отразилось на его реальной жизни: через несколько дней он позвонил друзьям по институту, пошел с ними на дискотеку и т.д. и т.п. Работа с символ-образами – это проведение своеобразных образных самовнушений. В психосинтезе считается, что работа с образом, например, алмаза, приводит к гармонизации внутреннего пространства. А это безусловно говорит, что работа с этим образом дает некие команды бессознательному. И их можно считать самовнушениями, которые даются на понятном бессознательному языке. Бессознательное, безусловно, готово подчиняться сознательным приказам, конечно, если они разумны и направлены на самосохранение и улучшение жизни. Если человек попытается использовать остановку сердца для самоубийства, оно, конечно же, не подчинится. Но если оно решит, что сознание идет в правильную сторону, оно, безусловно, поможет ему. При открытом психосоматическом канале образные самовнушения очень хорошо и быстро проникают в бессознательное. А так как они поданы на понятном языке, то они безусловно выполняются. В результате очень эффективно и быстро меняется тактика и стратегия реагирования бессознательного на обстоятельства жизни. В настоящее время доказано, что нашему бессознательному все равно – реальность то, что видят глаза или же это ярко-воображенное действо. Лейнер считал, что психика воспринимает воображаемый мир точно таким же образом, как и реальный. Это очень хорошо видно на примере детей, когда они наглядятся страшных мультиков. Потом они начинают бояться темных комнат, боятся спать одни, так как думают, что все эти чудища, которых они видели на экране, могут прятаться под кроватью. Их бессознательное организовано еще так примитивно, что воспринимает то, что глаза видят на экране, как реальность. Это очень важный аспект, который объясняет – почему работа с символ-образами дает такой хороший результат. Наше бессознательное мыслит мистически. И фантастические образы, которые даются в символ-образах, оно воспринимает как реальность. И если я предлагаю пациенту, страдающему социофобией, зайти в Волшебный магазин и найти Тайное оружие, то через это действо бессознательное получает сообщение, что теперь ЕСТЬ защита на случай непредвиденных ситуаций. И ТЕПЕРЬ не надо продуцировать у 1 Я страх. И эта работа похожа на работу с 25-м кадром. При этой технологии в каждый 25-й кадр вкладывается информация, которая не осознается. Но которая воспринимается бессознательным и начинает выполняться. Так и в случае работы с символ-образами: они несут некие посылы на изменение базовых бессознательных установок. А Сверх-Я не блокирует их, так как не считает их угрозой. Работа с символ-образами приводит к тому, что то событие, которое Сверх-Я считало невозможным к осознанию и на основе которого оно блокировало то или иное поведение человека, меняется, становится другим. И когда человек начинает делать его, это поведение, Сверх-Я обращается к тому событию, на основе которого оно блокировало это поведение и видит, что оно изменилось! И Сверх-Я вынуждено в своих действиях основываться уже на этой – новой – реальности. Эти изменения приводят к тому, что меняются и установки Сверх-Я. И оно разрешает это поведение. Человек, работая с символ-образом и меняя его, через это сообщает бессознательному: «Я хочу быть таким!» Бессознательное, как я уже говорил, готово безусловно подчиняться сознательным установкам, если они разумны и направлены на самосохранение. И если оно решает, что это образное самовнушение полезно, оно говорит: «Есть!» и начинает его выполнять. Получив ориентиры, оно строит новый внутренний образ Я – «Я такой!» После этого оно воздействует на поведение 1 Я, чтобы оно в общении с другими людьми действовало именно так. Таким образом, посылы, которые пациент дает с помощью символ-образов, превращаются в реальность. Понятно, что изменение этих внутренних установок будет проявляться в субмодальностях поведения пациента, в оговорках и так далее и тому подобное. И всем становится ясно, что человек изменился и по-другому себя позиционирует. И все начинают относиться к нему именно так и строить с ним такие отношения, которые соответствуют его внутренним установкам. Люди относятся к нам не так, как мы ведем себя на сознательном уровне. А так, как мы себя бессознательно позиционируем. После знаменитой книги Э.Берна «Игры, в которые играют люди», это стало очевидно каждому профессионалу. Если мужчина бессознательно говорит: «Я маленький мальчик и ищу себе «маму», то очень скоро рядом с ним появится женщина, которая тоже бессознательно возьмет на себя эту роль. И когда мужчина – пациент с помощью символ-образов перепрограммирует свое бессознательное, то может быстро построить взрослые отношения с любимой женщиной. Правда, если у него в это время есть отношения с такой «мамой», это может привести к развалу таких отношений.Глава вторая,в которой я расскажу о используемых мною символ-образах и о том – какой посыл они дают бессознательному.В этой главе я приведу список тех символ-образов, которые использую в своей работе. Когда пациент начинает работать с каким-нибудь из них, то через изменение этого символ-образа он дает вполне определенные сигналы-команды бессознательному. И я приведу смысл послания бессознательному, который оно получает при этой работе.^ Символ-образ: «Цветок».Работа с этим символ-образом позволяет пациенту улучшить взаимодействие с самим собой. Цветок на символическом языке означает – «Я и мое отношение к себе». Когда человек начинает работать с этим символ-образом, он работает со своим актуальным психическим состоянием. Символ-образ также является диагностическим – может ли с человеком работать по этому методу психотерапии.Послание бессознательному, которое оно получает в результате работы с этим символ-образом и его изменения: Я познаю себя, учусь сам с собой взаимодействовать и становлюсь из-за этого более гармоничным.Инструкция пациенту: «Где-то на поляне растет особенный цветок, не такой, как другие. Вам хочет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Акт расследования несчастного случая
Реферат Восточная Сибирь 2
Реферат Конструкция и методика расчёта индукционных вакуумных печей
Реферат Дистрибутивний аналіз Методика безпосередніх складників Трансформаційний аналіз методи лінгвістичних
Реферат Идеология либерализма и её влияние на современные политические процессы
Реферат Тиристорные преобразователи частоты назначение типы структурная схема Коротко о частотно-регулируемом
Реферат Suppose U Stood Facing A Wall Of
Реферат Принципы фонемологии
Реферат Физическая культура и профессиональная деятельность
Реферат Європейська валютна система і проблеми Європейського союзу
Реферат Анализ современного состояния банковской системы Российской Федерации
Реферат Детско-родительские отношения 2
Реферат Первая мировая война 1914 1918
Реферат 65 –й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Реферат Академические программы ef от 16 лет и старше Школы в сердце ведущих городов мира