а также с видным французским идеалистом той эпохи Мальбраншем. Настоящая подборка философских текстов Локка содержит прежде «сего отрывки из его «Опыта». Они печатаются по I тому «Избранных философских произведений» Д. Локка (М., 1960). Затем даны отрывки из полемики Локка с одним из сторонников Мальбранша, а также с епископом Стиллингфлитом. Они публикуются по II тому тех же произведений. Вступительный текст и примечания принадлежат Г. А. Заиченко. Подбор фрагментов сделан И. С. Нарским.локкДжон Локк (1632—1704) — великий английский философ и политический деятель. Родился в семье судейского чиновника. Учился в Оксфордском университете и по окончании его некоторое время преподавал там. Б 1667 г. поступил на службу к лорду Эшли (графу Шефтсбери), видному политическому деятелю Англии той эпохи, виднейшему лидеру противников режима, реставрацни. Локк стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолютизма в Англии, занимал некоторое кргмн административные должности. Б процессе этой борьбы неоднократно был вынужден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Не прекращая все это время научной деятельности в качестве естествоиспытателя и философа, Локк становится наиболее видным политическим идеологом партии вигов. Вскоре после «славной революции» 1688 г., когда английским королем стал нидерландский штатгальтер Вильгельм Оранский, Локк возвращается в Англию и выпускает здесь один за другим свои философские и политические труды, разработанные им ранее (все они написаны по-английски). Важнейший ив них — знаменитый и обширный «Опыт о человеческом разуме», появившийся в Лондоне в 1690 г. (автор работал над ним в общей сложности около 20 лет). Примерно одновременно были опубликованы «Письма о веротерпимости», «Трактаты о государственном правлении», а затем и ряд других произведений. Большое философское значение для этой эпохи имела полемика Локка с епископом Стиллинефлитом, 412^ ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕКНИГА ПЕРВАЯГЛАВА ПЕРВАЯВВЕДЕНИЕ 1. [...] Разум, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая сам себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его своим собственным объектом. [...] 3. Метод. [...] Во-первых, я исследую происхождение тех идей, или понятий (или как вам будет угодно паивать их), которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их. Во-вторых, я постараюсь показать, к какому познанию приходит разум через эти идеи, а также показать достоверность, очевидность и объем этого познания. В-третьих, я исследую природу и основания веры или мнения. Под этим я разумею наше согласие с каким-нибудь предложением, как с истинным, хотя относительно его истинности мы не имеем достоверного или «число» на том основании, что имена этих вещей и их идеи являются в человечестве столь общепринятыми п общеизвестными. С другой стороны, недостаток; такого имени или отсутствие в человеческой душе такого понятия так же мало является доводом против бытия божьего, как мало может служить доказательством того, что в мире нет магнита, то обстоятельство, что большая часть человечества не имеет ни понятия о подобной вещи, ни имени для нее (I, стр. 113—115). 25. ^ Откуда мнение о врожденных принципах. — Когда люди нашли несколько общих предложений, в которых не могли сомневаться сразу, как только их попили, это, на мой взгляд, прямо и легко вело к заключению, что они врождены. Будучи однажды принято, но избавило ленивого от труда искать и остановило сомневающегося в его исследованиях, касающихся всего, что было однажды названо врожденным. А для домогавшихся роли ученых и учителей было немалой выгодой установить в качестве принципа принципов то положение, что нельзя подвергать сомнению принципы, ибо, установив раз принцип, что есть врожденные принципы, они поставили своих последователей в необходимость принять некоторые учения как такие принципы, освобождая их от пользования собственным разумом и способностью суждения и заставляя их принимать нем па веру и на слово, без дальнейшего исследования. При такой слепой доверчивости легче было ими управлять. п сделать их полезными для тех, у кого было уменим п кто имел задачу наставлять их и руководить ими. Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и заставлять других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить. целям учителя, — это немалая власть человека над человеком (I, стр. 126).^ КНИГА ВТОРАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБ ИДЕЯХ ВООБЩЕ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ1. Идея есть объект мышления. — Так как каждый человек сознает то, что он мыслит, и так как находящиеся в уме идеи есть то, чем занят ум во время мышления, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные идеи, как, например, выражаемые слонами «белизна», «твердость», «сладость», «мышление», «движение», «человек», «слон», «войско», «опьянение» и др. Прежде всего, стало быть, нужно исследовать, как человек приходит к идеям. [...] 2. ^ Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. — Предположим, что душа есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом она получает их? Откуда она приобретает тот обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение разрисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает она весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Нот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь. 3. ^ Объект ощущения есть один источник идей. — Во-первых, наши чувства, будучи обращены к отдельным чувственно воспринимаемым предметам, доставляют уму разные отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разнообразными путями, которыми эти предметы действуют на них. Таким образом мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает к нем яти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идеи, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум, я и называю «ощущением». 4. ^ Деятельность нашею ума - другой их источник. — Во-вторых, другой источник, из которого опыт снабжает разум идеями, есть внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Когда ум начинает размышлять и рассматривать эту деятельность, они доставляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Таковы восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание и вся многообразная деятельность нашего ума. Когда мы сознаем и замечаем их в себе, то получаем от них в своем разуме такие же отличные друг от друга идеи, как и те, которые мы приобретаем от тел, действующих на наши чувства. Этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя, и хотя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван «внутренним чувством». Но, называя первый источник «ощущением», я называю второй «рефлексией», потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи рефлексии о своей собственной деятельности внутри себя (I, стр. 128—129). 23. Если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: «Когда он впервые получает ощущение». Гак как в душе не бывает признака идей до доставления их чувствами, то я понимаю, что идеи и разуме одновременны с ощущением, т. е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними Объектами, впервые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами «восприятием, воспоминанием, размышлением, рассуждением» и т. д.^ ГЛАВА ВТОРАЯ О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ 1. Несложные представления. — Чтобы лучше понять природу, характер и какова область нашего знания, нужно обратить, серьезное внимание на одно обстоятельство, касающееся наших идей, — на то, что в их числе одни — простые, а другие» — сложные. [...] Холод и твердость, которые человек ощущает в куске льда, — такие же отличные друг от друга идеи в уме, как запах и белизна лилии или вкус сахара и запах розы. Для человека ничто не может быть очевиднее ясного и отличного от других восприятия таких простых идей. Каждая такая идея, будучи сама по себе несложной, содержит в себе только однообразное представление или восприятие в уме, не распадающуюся на различные идеи (I, стр. 140—142).^ ГЛАВА ШЕСТАЯ О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ РЕФЛЕКСИИ 1. Простые идеи рефлексии — это действия ума в отношении его o других идей. — Получая извне упомянутые в предыдущих главах идеи, душа, обращая свой взор вовнутрь, на себя, и наблюдая свои действия в отношении своих идей, получает отсюда другие идеи, которые так же способны быть объектами ее созерцания, как и идеи, воспринимаемые от внешних вещей.^ 2. Идею восприятия и идею воли мы получаем от рефлексии. - Два главных вида деятельности души, которые чаще всего исследуются и настолько часто встречаются, что каждый, кто желает, может заметить их в себе самом, — это восприятие или мышление и желание или хотение. Сила мышления называется «разумом», а сила желания называется 419 «волею»; обе эти силы ума именуются «способностями». О некоторых модусах (видах) этих простых идей рефлексии, каковы вспоминание, различение, рассуждение, суждение, познавание, пера и т.д., я буду иметь случай говорить позже.^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ ДАЛЬНЕЙШИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАШИХ ПРОСТЫХ ИДЕЯХ Все, что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю «идеею»; способность, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю «качеством» предмета, в которомэта способность находится. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтомусилы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятсяв снежном коме, я называю «качествами», а поскольку онисуть ощущения или восприятия в нашем разуме, я называюих «идеями». Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, я понимаю под ними те качества впредметах, которые вызывают в нас идеи.^ Первичные качества. — Среди рассматриваемых таким образом качеств в телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в каком бы оно ни было состоянии, такие, которые никак не удается отделить от тела привсех его изменениях, какую бы силу ни применить к нему,такие, которые чувства постоянно находят в каждой частицематерии достаточного для восприятия объема, а ум находит,что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя быона была меньше той, которая может быть воспринята нашими чувствами [...|. Эти качества тела я называю первоначальными или первичными. Мне кажется, мы можем заметить, что они порождают в нас простые идеи, т.о. плотность,протяженность, форму, движение или покой, и число. 10. ^ Вторичные качества. Во-вторых. Такие качества, какцвета, звуки, вкусы и т. д., которые на деле не находятсяв самих вещах, но представляют собой силы, вызывающиев нас различные ощущения своими первичными качествами,т. е. объемом, формой, сцеплением и движением своих незаметных частиц, я называю вторичными качествами. К нимможно бы присоединить третий вид, признаваемый лишь засилы, хотя это реальные качества в предмете в такой жестепени, как и те, которые я, приноравливаясь к обычномуспособу выражения, называю качествами, но для различения — вторичными качествами. Ибо сила огня производить новую окраску или густоту в воске или глине через свои первичные качества — такое же качество огня, как и его силапорождать во мне новую идею или ощущение теплоты илигорения, которого я раньше не испытывал, через то же самыесвои первичные качества, т. е. объем, сцепление и движениесвоих незаметных частиц. 420