А. С. Грибоедов(1795 или 1794 — 1829) Драматург происходил из старинного дворянского рода. Отец его, Сергей Иванович, гвардейский офицер, мать, Настасья Федоровна, — из знатного рода. Грибоедов получил прекрасное образование и с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал латинский и греческий, впоследствии еще — персидский, арабский и турецкий. Он также отлично играл на фортепьяно и был автором нескольких музыкальных произведений. Летние месяцы юноша проводил у богатого дяди А. Ф. Грибоедова в имении Хмелита, Смоленской губернии, в аристократической среде; встречался там с семействами Якушкиных, Пестелей и других будущих общественных деятелей. В Москве Грибоедовы были связаны родством с Одоевскими, Паскевичами, Римскими-Корсаковыми, Нарышкиными и знакомы с огромным кругом столичного барства. Около 1803 г. Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, а в 1806 г. в возрасте 11 лет принят в Московский университет, прошел курс трех факультетов — словесного, юридического и физико-математического — и в 1812 г. был подготовлен к возведению в звание доктора прав. В пансионе и университете Грибоедов мог общаться со многими будущими декабристами: И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым, Никитой и Артамоном Муравьевыми, В. Ф. Раевским, С. П. Трубецким, А. И. Якубовичем. Побывал Грибоедов и на военной службе: в 1812 г. он добровольно зачислился корнетом в Московский гусарский полк. По окончании войны вышел в отставку и в 1817 г. был принят на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге, там встречался с Пушкиным и Кюхельбекером. В петербургских общественных и литературных кругах Грибоедов вращался среди членов нарождающихся тайных организаций: ^ П. И. Пестелем и П. Я. Чаадаевым. Творчество Грибоедова, его комедия «Горе от ума» органически связаны с политическими движениями его времени. Грибоедов поселился в Петербурге в 1815 г., когда тон там давали вернувшиеся из заграничных походов либерально настроенные офицеры. В 1816 г. возникла мысль о тайных обществах, началось освобождение крестьян в Прибалтийском крае, а Н. И. Тургенев в Петербурге пропагандирует крестьянскую реформу и для России. В 1817 г. сформировался Союз Спасения, в 1818 г. — Союз Благоденствия, получает конституцию Польша. Владея многими языками, обладая превосходной памятью, Грибоедов располагал обширнейшими познаниями в литературах Запада, славянства, Востока, внимательно изучал мастерство античных и западноевропейских драматургов. Кровно близко Грибоедову было творчество русских писателей, прежде всего Фонвизина с его комедиями, богатыми реализмом. Близки Грибоедову и Радищев с его революционной настроенностью и сатирические нравоописательные журналы Новикова, и реалистические басни-сатиры Крылова. Все лучшее что, находил Грибоедов в мировой и национальной литературе, было принято им на вооружение его мастерства. Создание комедии «Горе от ума» было начато Грибоедовым на Кавказе, где он служил в должности секретаря по иностранной части при генерале Ермолове, герое Отечественной войны 1812 г., человеке большой культуры и личного обаяния, настроенном оппозиционно к придворной знати и бюрократии. В феврале 1823 г. драматург выхлопотал для себя отпуск и в начале марта был уже в Москве. Здесь он прочитал своему другу С. Н. Бегичеву первые два акта «Горя от ума». С сентября работа продолжалась снова в Москве, где Грибоедов жил у того же Бегичева. В московских литературных кругах он читает свою комедию. Опасаясь, что московская цензура не разрешит печатание комедии, сатирически изображающей московское барское общество, в июне 1824 г. Грибоедов поехал в Петербург.«Горе от ума» — стихотворная комедия А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии. В «Горе от ума» заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества. ^ Художественная форма «Горя от ума» обнаруживает резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «легкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры. Реалистической формы требовала для своего изображения сама русская жизнь, необычайно осложнявшаяся, наполнявшаяся богатым содержанием, обострением политической борьбы.^ Смысл конфликта комедии В центре комедии - столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает еще один — коллективный, образ барского общества. Это было большим достижением социального, политически направленного реализма. Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, воспитала Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов, — яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит». Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. В гостиной собирается как бы летучий митинг, целый суд над Чацким. Суд над Чацким и упоминаемыми в репликах его единомышленниками — кульминация социальной драмы. В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. Драматург-реалист не только проявил при этом глубокое понимание связей прошлого с настоящим, но и предвидел ближайшее будущее, обусловленное соотношением борющихся сил: на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами. Комедия преисполнена отголосками тогдашней общественной жизни: упоминаются «ученый комитет», преследовавший книги и распространение просвещения, итальянские карбонарии, толки о «камерах», т. е. о палатах депутатов, о Байроне, «волтерьянстве» и многое другое. Есть резкие выпады против злоупотреблений крепостного права, против «Нестора негодяев знатных», выменявшего «толпу слуг» на «борзые три собаки»; против барина-театрала, согнавшего в крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей». Наряду с одой «Вольность» и «Деревней» Пушкина, гражданской лирикой, «думами» и поэмами Рылеева, сатирическая комедия «Горе от ума» стала буквально поэтической декларацией декабристов. Декабристы в Петербурге списывали ее целой группой под общую диктовку и развозили по провинции. Читатели того и более позднего времени воспринимали «Горе от ума» как смелый памфлет, сатиру. Некоторая недоговоренность и неясность осталась в образе Софьи. Образ Софьи был задуман драматургом смело и сложно — как сочетание наносной сентиментальности с глубокой натурой. С высоким психологическим реализмом показывает автор развращающее влияние социальной среды, определившей многое в поведении Софьи и в ее душевной катастрофе, в позднем и безнадежном раскаянии.^ Внесценические персонажи Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в «Горе от ума» есть еще вереница образов, воссоздаваемых в беседах и монологах; без них не закончена была бы картина грибоедовской Москвы, не полон был бы идейный состав пьесы: мадам Розье, танцмейстер Гильоме, вельможный Максим Петрович, брат Скалозуба, московские старички и дамы, чахоточный «книгам враг», княгиня Ласова, Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, Лахмотьев Алексей и, наконец, держащая в страхе всю Москву «княгиня Марья Алексевна». Мастерским приемом реплик и беглых упоминаний драматург вычерчивает один за другим эти мимолетные образы и насыщает ими наше сознание. «Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве, от раннего утра, когда «все в доме поднялось», «стук, ходьба, метут и убирают», и до поздней ночи, когда в парадных сенях «последняя лампа гаснет», — изображена с удивительной полнотой и правдивостью. И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»: драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов.^ Грибоедов первый в русской литературе создал психологическую драму. Диалог Софьи и Лизы, диалог Чацкого и Софьи в первом действии; эпизод обморока Софьи во втором действии и назревающая ее враждебность к Чацкому; гениально созданное драматургом объяснение Чацкого и Софьи в начале третьего действия, 300 небольшой монолог Чацкого в начале четвертого действия об итогах московского дня; наконец, сцена разоблачения Молчалина, когда раскрывается ошибка сердца Софьи, ее прозрение и душевная сила, — вот элементы и эпизоды психологической драмы.^ Язык комедии Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи. Речь персонажей мастерски индивидуализирована: у Скалозуба она складывается из отрывочных слов и коротких фраз, пересыпана грубыми военными словечками; Молчалин немногословен и выбирает жеманные обороты; замечательно выдержана речь Хлёстовой — большой московской барыни, умной и бывалой, но примитивной по культуре, матери-командирши в богатых барских гостиных, близкой, однако, по хозяйственным отношениям к деревне. Речи Чацкого и Софьи должны были выразить сложную гамму чувств, чуждых остальным персонажам: любовь, ревность, душевную боль, гражданскую скорбь, негодование, иронию, сарказм. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты». Свободный стих комедии – разностопный ямб - относится к лучшим образцам метрики этого рода (наряду с баснями Крылова).^ Многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми: Счастливые часов не наблюдают; Свежо предание, а верится с трудом; Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; Чины людьми даются, а люди могут обмануться; Подписано, так с плеч долой; В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов. И дым Отечества нам сладок и приятен; Блажен, кто верует, тепло ему на свете; Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом?; Дома новы, но предрассудки стары; Ах, злые языки страшнее пистолета; Всё врут календари; Служить бы рад, прислуживаться тошно; Шел в комнату, попал в другую; Кто беден, тот тебе не пара; А судьи кто? Карету мне! Карету! Ученье — вот чума, ученость — вот причина; Времен Очаковских и покоренья Крыма; Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали! В мои лета не должно сметь свое су- ждение иметь. Господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородским. Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой. Грех не беда, молва не хороша. Герой не моего романа.^ Попытки публикации, оценки Чтобы увидеть свое творение на сцене и в печати, Грибоедов готов был идти на уступки, на переделки и смягчения текста. С трудом удалось опубликовать только некоторые явления первого акта и сильно урезанный третий акт комедии. В январе 1825 ближайший друг Пушкина по Лицею декабрист И. И. Пущин привез поэту в Михайловское список "Горя от ума". Из письма Пушкина А. А. Бестужеву: «Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить: Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным…Цель его (комедии) —характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно… Молчалин не довольно резко подл… сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый,—вот черты истинно комического гения.—Теперь вопрос. В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и. напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека—с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. ежду мастерскими чертами этой прелестной комедии — недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину — прелестна! — и как натурально!... О стихах я не говорю, половина — должны войти в пословицу.» Критические статьи о комедии не стихали. Главный спор возник вокруг образа Чацкого: умен ли он? положительный ли это герой или просто фразер? Спорили и о драматической форме комедии.^ Белинский о комедии «Это благороднейшее, гуманическое (гуманистическое) произведение, энергический (при этом еще первый) протест против гнусной… действительности, против чиновников, взяточников, бар - развратников, против светского общества, против невежества, добровольного холопства…». . "Горе от ума" имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества». Белинский называл комедию протестом против людей, «в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни — чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства и которых апатическая, сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва... ".^ И. А. Гончаров статья «Мильон терзаний» 1872 г. Гончаров восстанавливает в его художественных правах образ Чацкого, к которому он относится с теплым сочувствием, как к живому лицу, которое «несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина… Он искренний и горячий деятель», писал Гончаров. В сценическом развитии пьесы Гончаров выделяет две линии: 1) любовную драму Чацкого, «горячий поединок» с Софьей — «самое живое действие, комедию в тесном смысле, в которой принимают близкое участие два лица, Молчалин и Лиза», и 2) общественную драму, «другую борьбу важную и серьезную, целую битву» — между Чацким и фамусовским обществом. «Мильон терзаний» сложился для Чацкого из его сердечной неудачи и вражды косного общества». И. А. Гончаров видел в комедии Грибоедова две драмы, общественную и психологическую, уравновешенные композиционно и по содержанию. Характеристика Софьи составляет еще одну важную заслугу Гончарова как критика. «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Не даром ее любил и Чацкий». Чацкий — воин, «и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва» 36; «Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.^ М. А. Лившиц (выдающийся мыслитель-марксист) о комедии …возмущение Чацкого вызвано главным образом ничтожеством нравственной жизни его собственного сословия, то есть отрицательным влиянием крепостного права на все русское общество снизу доверху… Отвращение к низкопоклонству перед властью, вышестоящими, сознание собственного достоинства, идея равенства достойных, неотделимая от чувства чести и свободная от лакейской зависти, - эти прекрасные черты дворянской культуры в отличие от феодальной спеси и бюрократического хамства чиновников известны еще со времен гражданских войн эпохи Возрождения. Горе от ума есть прежде всего горе от отсутствия его у ближних. Главная сила, действующая в ненавидимой Грибоедовым общественной системе, - раболепство. Оно и выталкивает на поверхность дураков, отбрасывая в сторону честных людей, желающих служить делу, а не лицам. Каждый Фамусов ищет себе своего Молчалина, который должен быть глупее его или по крайней мере притворяться полным ничтожеством, сохраняя на дне своей мелкой душонки примитивную хитрость дикаря. Таким образом, господствующий образ жизни превращался в отбор дураков. Социальное противоречие, отрывающее официальный мир от большинства, образующего тело нации, дополняется низкопоклонством светского общества перед иностранными нравами и платьем, которое еще более отделяет дворян от народа. "Горе от ума" - комедия, в которой ум пылко борется с глупостью, и эта борьба не только одним дуракам кажется чистейшим сумасбродством. Чацкий на самом деле остается в дураках, он - "благородный сумасшедший».^ 14 декабря в жизни Грибоедова 14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание на Сенатской площади. Это недолгое событие тем не менее сыграло огромную роль в русской истории. Закончилась целая эпоха – «дней Александровых прекрасное начало» - и началась эпоха Николая Первого, во всем отличная от предыдущей. После разгрома восстания начались аресты. В январе 1826 был арестован и Грибоедов в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам (со многими из которых был знаком лично). Но считается, что Ермолов дал время поэту уничтожить некоторые опасные бумаги, Грибоедов был привезён в Петербург и сумел доказать непринадлежность к тайному обществу.^ Дипломатическая победа В сентябре 1826 Грибоедов вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность, приняв участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Здесь он был назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.^ Трагическая гибель 30 января 1829 года толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Погиб и Грибоедов. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. На могиле мужа вдова поэта Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».