Тема: « ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ»Цели урока:---учебные: 1.Знакомство с новыми терминами «демография», «демограф», «кризис», «естественный прирост», «депопуляция», «естественное движение населения».2.Дать анализ динамике численности населения России.3.Познакомить учащихся с основными видами естественного прироста.---развивающие: 1.Развивать умения самостоятельно проводить картографические и статистические исследования.2.Формировать умения анализировать половозрастные пирамиды.3.Составлять демографические прогнозы.4.Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.---воспитательные: 1.Выработка у учащихся здоровых ценностных ориентаций.2.Активизация нравственно-психологических аспектов рождаемости в России. 3.Пропаганда здорового образа жизни.4.Выявление значения современной демографической ситуации с точки зрения перспектив исторического и экономического развития России в 3 тысячелетии. Тип урока: исследование. Оборудование:1.График ЕДН с 1927 года.2.Карта k Рождаемости в России в 1990-1996 г.г.3.Карта k Смертности в России в 1990-1996 г.г.4.Карта Е.Прироста в России в 1990-1996 г.г.5.Таблица 2 «Изменение численности населения в России»Новые понятия (на доске) :-- ДЕМОГРАФИЯ-- ЕДН ( естественное движение населения)-- ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ-- ДЕПОПУЛЯЦИЯ-- ЭМАНСИПАЦИЯ-- ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИССодержание урока: 1. Изучение численности населения России ( табл.2, табл.8 )2. ЕДН (график ЕДН с 1927 года, рис.10, карты k Рождаемости и k Смертности за 1990-1996 г )3. Естественный прирост населения и его виды (табл.9, карта k Естественного прироста за 1990-1996 г.г.; «Русский крест», формула Естественного прироста)4. Естественный прирост, причины его изменения в России (схема «Факторы», «Прогнозы»)5. Анализ полововозрастной пирамиды в России (рис. 11, с.33)Домашнее задание: П.5, Эссе на тему: 1. Ваш демографический прогноз и его перспективы на 1-е полугодие 21 столетия. 2. Депопуляция как необъявленная война против России и ее геополитические последствия.Ход урока.Вводное слово учителя.---Сегодня мы начинаем изучение животрепещущей темы в современной России «Численность и естественный прирост населения в России». ( Знакомство с планом на доске)В ходе урока: 1. Мы должны ответить на вопрос: Почему эта тема для России столь животрепещущая в настоящее время?2. Попытаться сделать демографический прогноз и выявить его демографические перспективы как для нации в целом, так и для государственности Российской.3. Оценить при данной ситуации возможности России с точки зрения ее исторического и экономического развития.Письменное д/задание эссе на основе дискуссионных вопросов.В процессе знакомства с содержанием урока вы, наверно, отметили появление новых незнакомых ранее терминов.Работа со словарем: чаще всего встречается слово ДЕМОГРАФИЯ.ДЕМОГРАФИЯ- наука, занимающаяся проблемами народонаселения и его воспроизвод-ства (пополнение за счет новых поколений).Наиболее полные демографические сведения о численности населения страны, его составеобычно получают при переписях.Первые переписи проводились еще в Царской России.Запись на доске: 1-я перепись (1897 г.) – 67,5 млн. человек 2-я перепись (1910 г.) – 90,0 млн. человекДанные переписей в послереволюционной России (1917 г.) отражает нам табл.8 на с.31учебника. В некоторые учебники не вошли данные последней переписи 2002 года,по которой в России насчитывается уже 145,2 млн. человек. Данные за 2005 год – 142 млн. человек.Итак, мы можем подвести итог всем высказываниям: «Какая животрепещущая проблема ярко выражена в России?»Ответ: идет процесс сокращения численности населения.В демографии этот процесс называется «демографический кризис».Работа со словарем: демографический кризис. Изменения в численности населения прежде всего связано с особенностями ЕДН (естественного движения населения).Работа с понятием: в П.5, на с.30 найдите определение понятия («под карандаш» на дом)ЕДН - изменения в соотношении численности родившихся и умерших жителей страны.Анализ графика 1 . ЕДН за 1927-1996 г.г. в Российской Федерации. (находятся у каждого ученика на столеДавайте проанализируем сложившуюся в России ситуацию по ЕДН=================================================================1.Какие тенденции наблюдают в соотно- I 1.В России смертность постепенно возрастает шении k Р и k С за последние 40 лет I рождаемость не растет, а с середины 80-х с 1960 годов? I также начинает интенсивно снижаться, но I k Р остается больше k С. I2.В каком году произошел коренной I 2.В 1991 году k Р= k С. Развал СССР. перелом в динамике ЕДН? I Чем это вызвано? I I Продолжение этого графика в учебнике на с. 30, рис 10 I3.Как ведет себя кривая рождаемости I 3.Кривая смертности стремительно растет, по отношению к кривой смертности I а кривая рождаемости стремительно падает. после 1991 г.? I C 1992 года k Р > k С I4.Были еще в истории России такие I 4.Да. !932-1937 годы. времена? (по графику на столах) I I5.Вспомните исторические события I 5. Голод 1932 года. Что это были за годы для России? I Репрессии 1937 года. I Данных за военные годы нет.=================================================================Вывод: k P Давайте проследим географию ЕДН более конкретно.Как же обстоят дела в регионах России?Опережающее задание: Ребятам перед уроком дается карта с заданием по характеристикеЕДН в субъектах России ( 3 чел. k P, 3 чел.k C)Показ карты на доске.Ребятам давалось опережающее задание: нужно было проследить изменения в регионахза период 1990-1996 г.г. по kP, kC, а также отметить их MAX и MIN показатели.Анализ карт kP в регионах России проводится у доски учащимся по плану, остальные с картами на местах.===================================================================1.Какие изменения произошли в I 1.За 6 лет рождаемость значительно уменьшилась и регионах за период 1990-1996 г I по значениям и по количеству регионов. I Если в 1990 г. в России насчитывалось 15 областей I с очень низкими показателями k P – это были I регионы Центральной России, С-Петербург и I Москва, то в 1996 году – это уже регионы всей I европейской части России и Урала. I2.Где наблюдаются наименьшие I 2.Традиционно настораживает самыми низкими пока показатели k P в России? I зателями – Тульская,Ярославская,Тверская,Смолен- I ская,Мурманская, Нижегородская,Ивановская обл. I Если в 1990 г. – 10-12 %, то в 1996 г. – 6-8 %. I3.Чем можно объяснить эту I 3.Экономический кризис привел к сокращению произ- закономерность? I водства, безработица в промышленных регионах. I Нечерноземье- процесс вымирания деревни. Русские I4.Где в России наблюдается I 4.Ненецкий АО,Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, наибольшие k P? I Эвенкийский,Дагестан, Чечня,Ингушетия,Кабарди I но-Балкария,Карачаево-Черкесия. I5.Почему? I 5.Не меняющийся веками уклад жизни. Религия. I6.Вывод? I 6.В целом k P I России идет в национальных образованиях. I Это – АО, национальные мусульманские кавказские I республики. Падает рождаемость за счет русского I населения Европейской России.( 77 регионов).====================================================================Заметка учителя: На 2003 г. рост k P наблюдается лишь в 12 субъектах, в том числе Москва, Тюменская область.Вопросы для беседы:1.Давайте определим, какие последствия несет для народа России столь длительное сокращение k P?(Необходимо составить причинно-следственную цепочку, расставив карточки с последствиями в логической последовательности)По 1 человеку от ряда работают коллегиально. (Проверка цепочки).Последствия:---уменьшение доли детей---повышение среднего возраста россиян---старение нации---уменьшение населения детородного возраста---увеличение доли пенсионеров---уменьшение трудоспособного населения---увеличение демографической нагрузки на экономически активное население---повышение возраста выхода на пенсию---повышение показателей смертности2. Пока ребята выстраивают цепочку, мы должны установить с вами факторы в той или иной степени влияющие на рождаемость.Что, по-вашему, может повлиять на изменение k P? (заполнение схемы «Факторы рождаемости» вместе с классом)---уровень благосостояния людей---уровень медицинского обслуживания (совершенствование оборудования и технологий)---религиозность (греховность аборта, в мусульманских странах- положение женщины)---эмансипация (уровень вовлечения женщины в производство и общественную жизнь, изменение ее статуса)---уровень экономического развития региона (Москва, Тюмень)---уклад жизни---традиции (возраст вступления в брак,многодетность, в городах k P меньше, чем в селе)---изменение системы ценностей(вместо духовных ценностей семьи – материальные,прак тичные) 1.социальная реализация 2.интерес к работе, образованию 3.карьерный рост---психологические (нет адаптации у населения к рыночным условиям, дефолтам, отсутствуют все гарантии)---нравственно-психологические факторы.На Международном симпозиуме «Россияне в зеркале статистики» этому фактору было уделено особое внимание и отмечалось прежде всего то, что россияне потеряли веру и уверенность в будущем, они лишились идеи, идеалов, а, как известно, идеалы – это основа выживания. С докладом на симпозиуме выступил…………………………………………Главные идеи его речи поведает Багаутдинов Стас.Вопрос: Что вы относите к категории счастливой жизни? (брак, семья, дети, понимание)«Брак слишком совершенное состояние для несовершенного человека» (Никола Шамфор- французский писатель)Переходим к анализу карты k С в регионах России.1.Изменения за 1990-1996 г? I1.Значительный рост показателя смертности по количест- I венным показателям. I Постоянство территорий, где наиболее низкие и наибо- I лее высокие показатели k С I2.MIN k C I 2.Магаданская обл,Саха, Ненецкий АО, Ханты-Мансий- I ский АО, Ямало-Ненецкий,Северокавказские республи I ки, Тюмень, т.е. в регионах, где MAX k P. I3.MAX k C I 3.Псковская,Новгородская,Курская,Воронежская,Орлов- I ская,Тамбовская области. I4.Вывод. I 4.Самая высокая смертность там, где самая низкая рожда- I емость, т.е.в Центральной России, самая низкая смерт- I ность в национальных образованиях.=====================================================================Заметка учителя: Россия по переписи 2002 г. (по схеме) занимает 1-е место в Европе по уровню смертности – 27,9 %, 1-е место по младенческой и детской смертности – 11 %. При среднеевропейской 5,5 % - это результаты относятся как категории «сверхсмертности».Давайте подумаем, каковы факторы столь высокой смертности в истории России.Да, в истории России было несколько социальных потрясений:1. 1914-1919 г.г. – Первая мировая,гражданская война, революция, политика военного Коммунизма.2. 1933-1940г.г. –голод, репрессии (6,5 млн.человек)3. 1941-1845 г.г. – ВОВ (до 15 млн.человек)4. 1985-2006 г.г. - Чем же объяснить феномен сверхсмертности в России на рубеже 20 и 21 веков?Агенство РиФ выделило 13 причин убывания населения (приложение).Академик Львов на Международном симпозиуме подробно остановился на этой проблеме.Прокомментировать его выступление попросим …………….Наряду с ростом k C, фиксируется еще и падение продолжительности жизни россиян.1975 г. – 35 место в мире2004 г. - 142 место,2005 г. - 148 место.Средняя продолжительность Жизни – 65,5 года (2004) Мужчин – 59,1 год ( на 15-19,5 лет меньше) Женщин – 72,5 года (на 8-13 лет меньше)Хотя 40 лет назад меньше не 2 года развитых стран.Наиболее информативным показателем, характеризующим состояние и перспективы воспроизводства населения, является естественный прирост, который рассчитывается как разность между общим показателем Р и общим показателем смертности за определенный период.Показатель формулы : k ЕП = k P - k CТаблица 9 на стр.32 отражает общие k P, С и ЕП Анализ таблицы====================================================================1.С каких годов фиксируется I 1.С 1960 годов (это второе эхо войны) I2.С каких годов растет I 2.С 1980 – х годов смертность? I I3.Какие показатели может I 3.Е.Пр. может быть 2 видов: иметь Е.Пр.? I --- положительный, если k P > k C (до 1991 года) I ---отрицательный, если k P I4.О чем говорит положитель- I 4.Говорит об увеличении численности населения на ный Е.Прирост? I определенной территории. I5.О чем говорит отрицатель- I 5.Население территории уменьшается, убывает в ный Е.Прирост? I количестве. I По данным переписи 2002 года Е.П. 7,4 %===================================================================Рассмотрение эволюции этого показателя за 1990-1996 г.г. приводит к неутешительным выводам.В двух картограммах показано распределение k Е.П. по территории России.Какие изменения вы заметили?=====================================================================1.Какие выводы напрашиваются? I 1.В России становится все больше субъектов, где I фиксируется отрицательный Е.П. I Если в 1990 г. их – 22, то в 1996 – уже 72, I на 2005 год – 77 субъектов. I2.Назовите субъекты с положи- I 2. Название Причины тельным Е.Пр I I I I=====================================================================При таких показателях k P и k C появление отрицательного Е.П. населения в Россиибыло неизбежно, положительный Е.П. может сохраняться лишь по инерции, но только до тех пор, пока не будет исчерпан потенциал демографического роста, накопленный за счет более высокой рождаемости в прошлые годы. Момент истины – переход от положительного Е.П. к естественной убыли населения наступил с 1992 года. А так как Е.П. в России в те времена был основным источником его общего роста, то сразу наступило сокращение численности населения. Когда этот процесс растягивается на десятилетия, то депопуляция становится неизбежной и принимает затяжной характер.Работа с понятием.Депопуляция – длительный процесс естественной убыли населения, приводящий к эволюционному вырождению нации.Этот процесс можно представить графически, демографы называют эту картину«Демографической катастрофой России» или «русский крест»Негативные последствия депопуляции в России несложно предсказать, а точнее просчитать. При сохранении нынешних тенденций население России будет уменьшаться вдвое через каждые 28-30 лет. Как предсказывают ООН и наши демографы, численность населения к 2040 г. будет менее 100 млн. человек.Рождаемость, которая последние 5 лет идет несколько в рост, будет расти до 2013 -15г.г., а с 2015 пойдет на спад, т.к.родителями (мамами)будут становиться сегодняшние 6, 7, 8 – классники, которых сегодня по статистике в 2 раза меньше по численности, чем вас.Какие опасности несет в себе депопуляция?^ ДЛЯ НАЦИИ:--- вымирание русского населения,--- потеря высокого места России в демографической иерархии стран. Если сейчас 8-е место, то к середине века 18-е место.--- сокращение доли россиян в мировом населении до 1 %,--- ассимиляция (смешение с другими нациями).^ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ:--- усложнение внешней политики: 1.слабозаселенная страна граничит с густозаселенны- ми странами,которые время от времени заявляют претензии на российские земли, 2.вызывает беспокойство резкое снижение численнос- ти призывников в армию, это приведет к снятию всех освобождений, отсрочек, проблема защиты границы (професс армия на контр основе) 3.внутреннее положение. Усиление несоответствия количества населения России и площади территорий огромным количеством богатств,нуждающихся в освоении.--- неразвитость поселочной сети.Таким образом,ни по внутренним, ни по экономическим, ни по внешним соображениям убыль населения не отвечает интересам России.Чем можно ответить на демографию,какие контр.меры предпринять?--- восстановление устойчивого, положительного Е.П. населения России.--- приток населения извне, т.е. крупномасштабная иммиграция До 700-900 тыс.чел в год до 2015 года – это нереально Что сильно изменит состав населения (этнический), чревато последствиями: 1.межкультурные напряжения 2.образование национально-этнических анклавов 3.недовольство экономическим и социальным нера венством местного и пришлого населенияАнализ таблицы:==================================================================1.В каком году проведена I 1.В 1926 году – 92,7 млн.чел была перепись в социа I (больше на 2,7 млн. человек) листической России ? I Какая зафиксирована чис I леность? I I2.Почему за прошедшие 16 I 2.На эти годы выпали многие исторические события между 2 и 3 переписью I 1-я Мировая,Революция, гражданская война,политика население прибавилось I «военного коммунизма»,приведшая к сильнейшему столь незначительно? I голоду в 1921 году. I3.Как росла численность I 3.Очень незначительный рост. населения России в 1 I Голод 33-34 г.г, Репрессии 37 г.,ВО война. половине 20 века? I I4.Как в это время росло I 4.Темп роста был в 2 раза больше российского за счет население СССР и I --присоединения новых территорий и почему? I --традиционно высокой рождаемости в азиат.странах I --за годы Советской власти население СССР выросло I на 130 млн.человек I -- в России на 56 I5.Посчитайте, на сколько I увеличилось население I в России за годы I Советской власти? I I6.Какую часть населения I 6. Больше 50 % - 53 % СССР составляло насе I ление России? I I7.Охарактеризуйте динами I 7. Темпы роста и численности населения в послевоенные ку численности населе I годы начали расти до 1989 г., а после 1989 г. численность ния в России во 2 полов I населения пошла на убыль. 20 века. I I8.С какими событиями свя I 8.—Годы перестройки, связанные с переходом на рыночные зано,по-вашему, сокра I отношения, щение численности насе I ---Развал СССР, ления в России? I ---Экономический кризис=====================================================================.