«Царь Иван Грозный с опричником»Художник М.И.Авилов Художник изобразил на картине одного из самых известных царей земли Русской – Ивана IV, прозванного Грозным за свою политику и нрав, со своими опричниками. Картина отражает один из наиболее страшных периодов внутренней политики русских царей в истории нашей страны, периода, когда государством управляла метла. Иван Грозный отличался непомерным властолюбием и маниакальной подозрительностью. С детства Иван свято верил в безграничность царской власти. Любое ослушание расценивал как преступление. Он подавлял несогласных с ним силой, главным своим методом он сделал террор и превратил самодержавную власть царя в открытую тиранию. В 1560 году Иван IV разогнал «Избранную Раду» и стал править абсолютно самолично. Пытаясь столкнуть высшее сословие с городскими низами, он заявил, что отказывается от царства из-за измен бояр и духовенства, и удалился в Александровскую слободу. А когда его призвали обратно, в чем он не сомневался, он заявил о своем праве казнить изменников по собственному усмотрению. А чтобы эффективнее проводить свою политику, он разделил все государство на две части: земщину и опричнину. «Опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») была личным царским владением. В нее Иван забрал центральные и северные районы страны, наиболее доходные и развитые в хозяйственном отношении. На смену старому дворянству приходили новые люди. В опричнине была даже своя собственная Боярская Дума. По сути своей, опричнина становилась государством в государстве. «Земщину» – всю остальную территорию Руси, Иван обложил налогом в 100 тысяч рублей и на эти деньги содержал опричное войско. Опричное войско Иван создал для своей охраны и поддержки. Поначалу в него входило около 1000 человек. Но число их постоянно росло. В опричники пошли не только бояре и дворяне, но и всевозможные авантюристы, в том числе и иностранного происхождения. Главное, что роднило их – личная преданность царю и полная зависимость от него. Опричники жили в Александровской слободе, имея общие богослужение и общие трапезы. Между церковной службой и обильной трапезой царь наведывался в застенок, и, как писал опричник – ливонец Элерт Крузе, «никогда не выглядел он более веселым и не беседует более весело, чем тогда, когда он присутствует при мучениях и пытках». Да и самих опричников князь Андрей Михайлович Курбский – принципиальный враг Ивана Грозного – назвал «кромешниками», обыграв слово «кромешный», означающее адскую тюрьму, и, таким образом, представляя опричное войско силою ада, а самого Ивана – сатаной, ибо именно он стоял во главе этого войска. Опричники действительно всем своим видом олицетворяли «кромешную тьму». Они одевались во все черное, а к седлам своих коней привешивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и метлы, чтобы «выметать» из страны измену. В стране начался беспредельный террор. По приказу царя опричники громили усадьбы бояр и крестьянские дворы. Они грабили, убивали и насиловали. Кровь лилась рекой. Не удивительно, что одно только слово «опричнина» вызывала у людей неистовый и безумный страх. Художник изобразил именно такой застывший страх на лице крестьянина, который встретил на своем пути опричников во главе с грозным царем. Этот страх простолюдина широко контрастирует с упивающемся своей властью и страхом окружающих людей, царем.