РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯОрловская область, Ливенский районМуниципальное общеобразовательное учреждение«Речицкая средняя общеобразовательная школа» Адрес: 303804, Орловская область, Ливенский район, с. Речица, ул.Центральная,д.44 Телефон: 6-31-63 ОКПО ОГРН 1025702456010 ИНН/КПП 5715003320/571501001РЕФЕРАТ на тему: «Формы и методы организации познавательной деятельности на уроках биологии» Подготовила: БАСКАКОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА2010 годУровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН. Начиная обучение, последовательно отрабатываю со школьниками навыки усвоения материала, то есть: навыки работы с рисунками текста; навыки работы с терминами; навыки работы с вопросами текста; навыки выполнения и оформления таблиц, схем; навыки выполнения лабораторно- практических работ, самонаблюдений и исследований; навыки выполнения биологических задач и экспериментов; навыки составления тезисов по докладам; навыки ведения рабочих тетрадей; навыки работы с видео и киноматериалом; навыки работы с кодотранспорантами; навыки работы в коллективе; навыки работы с тестами; навыки работы с творческим материалом. Естественно для решения этих задач необходимо подходить с точки зрения и внешней и внутренней дифференциации. При изложении нового материала выделяю следующие уровни: Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в тоже время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базисный стандарт. Второй уровень: Дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень увеличивает объем сведений, помогает глубже понять материал, делает общую картину более цельной. Третий уровень: Развивающие сведения. Существенно углубляют материал, дают его логическое обоснование, открывают перспективу творчества. Данный уровень позволяет проявить себя в самостоятельной работе. Например: на уроке излагаю материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая акцент на стандартном минимуме. Затем идет закрепление. Самостоятельная фронтальная работа с частичным выбором уровня знаний. На этом этапе отслеживается дифференциация учащихся на уровне усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме “диалога”, привлекая сильную группу детей для разбора заданий с более слабыми учащимися, т.е. работа консультантов в парах (добиваясь усвоения первого уровня). Третий уровень преподавания предполагает дополнения к объяснению обобщающие повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимися (карточки- задания, кроссворды, ребусы, загадки). При обобщении и повторении материала широко применяю методику выбора учащимися разноуровневых заданий. При внедрении уровневых заданий учитываю: - реальность, посильность и доступность заданий для учащихся. - уровень обучения определяется глубиной содержания образования. - минимальный уровень стандарт биологического образования. Для организации урока использую следующие формы: А) работа в группах; Б) работа в режиме диалога; В) семинарско-зачетная система; Г) внеурочные индивидуальные дополнительные занятия; Д) работа с биологическими терминами; Е) нестандартные формы: конференции, КВН, викторины, диспуты, исследования. В МОУ Березовской СОШ реализуется педагогическая технология внешней дифференциации учащихся по общим способностям, по частным способностям, по не способностям. Дифференциация по общим способностям происходит на основании общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счет соответствующих технологий обучения. Трудность для учителя состоит в том, что параллель в школе одна, и наполняемость в классах невелика, в одном классе обучаются ученики с разным уровнем обучаемости. При составлении поурочных планов разрабатываю разноуровневое планирование, в котором отрабатываю формы и методы, деятельность учащихся на уроке и т.д. Пример: 6-й класс при изучении раздела “Отдел покрытосеменные растения” тема “Семейства класса двудольные растения” в классе общего уровня данную тему предлагаю учащимся следующим образом: I. Контроль знаний о покрытосеменных и их жизненных формах, о многообразии, строении, роли в природе и жизни человека. Работа в группах Карточка-задание 1 (первый уровень) (7 тип программы). Как вы думаете, почему классы однодольные и двудольные получили такое название. Определите, какие из изображенных частей растений характерны для однодольных, а какие для двудольных. Перерисуйте в тетрадь и сделайте подписи ко всем арабским и римским цифрам (Приложение 1 а). Карточка – задание 2 (обычный уровень). В тетради запишите названия растений изображенных на рисунке. (Приложение 1 б). Укажите класс к которому эти растения относятся. Проверьте себя по ответам и поставьте оценку: нет ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; Карточка-задание 3 (продвинутый уровень). Зашифруйте двудольные и однодольные растения буквами “Д” и “О” и около каждой буквы запишите номера тезисов, характерных для растений этого класса. II. Тезисы. 1.В зародыше семени имеется две семядоли. 2. Число чашелистиков, лепестков и тычинок чаще всего кратное трем. 3. Жилкование листа дуговое или параллельное (сетчатое как исключение) 4. В зародыше семени одна семядоля. 5. Число чашелистиков, лепестков и тычинок чаще всего кратное четырем или пяти. 6. Сосудисто-волокнистые пучки расположены в стебле строго по кругу между корой и древесиной имеется камбий. 7.Камбия нет. Сосудисто-волокнистые пучки разбросаны по стеблю. 8.Мочковатый тип корневой системы. 9. Стержневой тип корневой системы. 10.Жилкование листа сетчатое (дуговое как исключение). Карточка-задание 4 (дополнительно). 1.Самыми главными признаками, характеризующими голосеменные растения, являются: семязачаток, спермий, ветроопыляемость, пыльцевая трубка, семена, древесный стебель. У покрытосеменных кроме этих есть и другие признаки, отличающие их от голосеменных. Какие? 2. В каких условиях обитают покрытосеменные растения? Назовите представителей покрытосеменных растений? III. Выступают докладчики с темами: Семейства класса Двудольные растения по плану: характеристика; представители; значение распространение. IV.Учащиеся во время докладов работают с программными картами. V. Анализ выполненных заданий. Вызывается учащийся к доске, ему предлагается проанализировать работу своего одноклассника. VI. Индивидуально: составить опорный конспект “Двудольные”- в котором дана информация о 4 семействах по плану: количество видов, жизненные формы, строение соцветий, плодов, цветков. Затем, работая в парах, обмениваются мнением друг с другом. Консультанты просматривают и выбирают лучшие (Приложение 2). VII. Контроль по усвоению знаний провожу с точки зрения дифференциации. Письменные работы провожу не часто, но считаю их включение в учебный процесс необходимым, время регламентирую. Итоговая проверка. Пример: Разноуровневая контрольная работа Цель: Отработать вопросы практического значения знаний по систематике растений и подвести учащихся к пониманию и значению систематики, отображающей степень родства различных растений по их сходству или различию. 1 вариант. 1.Отберите из предложенного гербария представителей одного семейства. Назовите признаки, по которым эти растения можно отнести к одному семейству? 2. Из перечня признаков выпишите те из них, по которым растения относят к семейству крестоцветных: А – плод костянкаБ – Ч5 Л5 Т ПВ – Ч4 Л4 Т4+2 П1Г – плод стручокД – соцветие корзинкаЕ – соцветие кисть 2 вариант 1. Рассмотрите живые растения или гербарные образцы и заполните таблицу. Название растений Тип корневой системы Жилкование листьев Как определить, к какому классу относят данные растения? 2. Из перечня признаков выпишите те, которые характерны для растений семейства бобовых (мотыльковых) А – плод стручокБ - плод бобВ – сетчатое жилкование листьевГ – Ч5 Л5 Т5 П1Д – Ч5 Л5(2+(2)+1) Т9+1 П1 3. Какие культурные и дикорастущие растения семейства злаков вы знаете? 3 вариант. По каким общим признакам растения семейства розоцветных и растения семейства пасленовых объединяют в один класс. Назовите этот класс растений и перечислите признаки этого класса по плану: А) тип корневой системы;Б) жилкование листьев;В) количество семядолей у зародыша. Распределите перечисленные растения по семействам: редька дикая; паслен черный; горох посевной; белена черная; хрен деревенский; табак душистый; акация желтая. Какое значение систематика имеет для биологической науки. Тестирование: Признаки отдела покрытосеменных: А) – стержневая корневая система;Б) – корень, побег, цветок, плод с семенами;В) – корневище;Г) – побег, корень, семя. Признаки класса двудольных: А) – плод ягод;Б) – плод зерновка;В) – стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев;Г) – корень, побег, цветок, плод с семенами. Растения семейства пасленовых: А) – овес, рожь, пшеница;Б) – томат, дурман, белена, картофель;В) – редька, репа, капуста;Г) – астра, василек, одуванчик. Ядовитые растения: А) – дурман обыкновенный;Б) – пастушья сумка;В) – черный паслен;Г) – горчица полевая. На родство растений одного семейства указывает: А) – их способность к фотосинтезу;Б) – использование кислорода для дыхания;В) – общие признаки в строении их цветка;Г) – произрастание на одной территории; Растения, семейства злаков имеют А) – листья сложные; Б) – стебель соломина; В) – плод стручок; Г) – плод зерновка. Наиболее крупная систематическая единица: А)- отдел; Б) – царство; В) – вид; Г) – семейство. Систематическая категория, объединяющая виды:А) – класс; Б) – род; В) – семейство; Г) – отряд. Признаки отдела голосеменных: А) – размножаются спорами; Б) – размножаются семенами; В) – семена защищены плодами; Г) – плод не образует. Наличие хлорофилла – признак: А) – царства растений; Б) – отдела покрытосеменных; В) – семейства злаков; Г) – класса двудольных. На уроках 1 уровня использую методику выполнения работ по образцу подробный инструктаж. Работая с первичным материалом на 1 уровне, имеет смысл многократного повторения (проговаривание, рисунки, опорные конспекты) Пример: 8-й класс. Человек и его здоровье. Нервная система. При актуализации опорных знаний учащихся часто применяю уплотненный опрос по следующей схеме. 1. Работа у доски. Изобразите поперечное сечение спинного мозга и расскажите по рисунку о строении спинного мозга. 2. Работа с карточками (дифференцированные). Карточка. Уровень – стандарт (1). 1) Определите отделы нервной системы. Нервная система человека. 2) Какими частями нервных клеток образовано серое вещество; белое вещество. Карточка №1. (Уровень общий) 1. Что такое рефлекс? 2. Почему и как происходит выделение у человека слюны при попадании в рот соли? 3. Нарисуйте и подпишите схему дуги этого рефлекса. Карточка. Уровень развивающий (III) Из перечня / 1-12 / выберите и зашифруйте ответы на вопросы /1-ХV/: 1. Раздражитель. 2. Сократимость. 3. Возбудимость. 4. Возбуждение. 5. Проводимость.6. Рефлекс. 7. Торможение. 8. Белое вещество. 9. Серое вещество.10.Спинномозговые нервы.11.Передний корешок нерва.12. Задний корешок нерва. Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике биологии. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней [2]. Из всего многообразия путей активизации обучения на уроках остановимся на одном – активизации познавательного интереса и эмоционального отношения, учащихся к урокам биологии. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. [2] Методисты выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся. Первый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения. Второй уровень развития познавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный компонент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на подростков должно состоять в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию би6логических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер. Третий, наиболее высокий уровень развития познавательных интересов, связан с стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззрёнческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов — волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно формировать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у подростков. [4] Все это надо иметь в виду при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам биологии, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные. Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку: идущие от его содержания; вызываемые характером и видами деятельности учеников на уроке; вытекающие из их отношений с учителем и друг другом на уроке. Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью учителя используют произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся. Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше познать и полюбить природу родного края. Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление. Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы. Способствует интересу к уроку и такой стиль отношений между учителем и учащимися, который создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу урока, когда учитель проявляет убежденность и эрудицию, поощряет даже маленькие успехи слабого ученика, поддерживает у каждого веру в свои силы. Немалую роль играют и отношения с одноклассниками, дисциплина во время урока. С целью формирования познавательного интереса учащихся, активации их на уроках биологии используются различные приемы. В методике биологии методические приемы рассматриваются как отдельные действия учителя или учащегося, входящие в состав методов. С помощью методических приемов увеличиваются возможности вариативного применения методов, повышается их эффективность [1] Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации. Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует опыт, отдельные кадры диафильма или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса. Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию. Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Приемы создания проблемной ситуации разнообразны и требуют отдельного разговора. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью. Методические приемы, активизирующие деятельностью учащихся используются на разных этапах урока: на этапе проверки домашнего задания; на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу; на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала; на этапе воспроизведения полученных знаний; на этане домашнего задания. Важнейший путь активизации обучения биологии в современной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока. Проведение наблюдений в природе во время экскурсий, на приусадебном участке, за комнатными растениями, домашними животными, результаты летних заданий, работы в кружках, самостоятельное чтение учащимися дополнительной литературы [4]. Теперь, когда в арсенале преподавателя есть ИКТ, такая внеурочная деятельность учащихся превращается в ученические проекты, которые являются предметом гордости учеников и вызывают огромнейший интерес к биологии. Метод проектов является эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы, усложняются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе; если реализуется вся последовательность работы – от ее замысла, формулировки темы и цели до защиты, рефлексии и самооценки; если роль учителя меняется от этапа к этапу. Учебно-познавательные мотивы формируются быстрее, если использовать для этого специальную систему учебной деятельности. Она включает в себя: Деятельность под руководством учителя. На всех ее этапах ученик работает с помощью учителя. Помощь состоит в многочисленных вопросах, заданиях, упражнениях на анализ и перестройку учебной деятельности ученика. Самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия учителя, но по его заданию. Для нее выделяется или урочное, или дополнительное время. Самообразовательная деятельность – ведется учеником без руководства учителя в соответствии с собственными задачами, мотивами и целями. Происходит на разных уровнях; сопутствует школьной учебной деятельности; имеет место эпизодически в соответствии с задачами и целями ученика; представляет собой систематическую работу по самообразованию и самовоспитанию[5]. Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний, умений и навыков.Список литературы Зверев И. Д., Мягкова. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. М .: «Просвещение», 1985. Максимова В. Н., Ковалева Г. Е. и др. Современный урок биологии. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1985. Квасова Л. С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников.// Биология в школе. – М., 1998. - №3. – с:36-40 Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе. – М., 2007. - № 6. – с.:35-38. Шамардина Т. В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся.// Директор школы. – М., 2007. - №4. – с:57-62.