Министерство культуры Российской Федерации Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств Кафедра Психологии Дипломный проект Тревожность как предпосылка возникновения конфликта Выполнила студентка II курса Коу Седкл Валериевна Специализации Практический психолог Научный руководитель Ларкина
Нина Владимировна Улан-Удэ, 2003г. Оглавление Введение3Глава 1 Теоретическое обоснование природы конфликта и тревожности1. Природа конфликта2. Тревожность как один из аспектов психического состояния людей12Глава 2 Исследование тревожности и конфликта 1. Тест Д. Тейлор Определение уровня личностной тревожности182.2.
Анкета признаков и состояния тревоги Ч.Д. Спилбергера3. Тест Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса4. Методика рисуночной фрустации С. Розенцвейга.5. Упражнения Дж. Рейнуотер26Заключение28Список используемой литературы29 Введение Исследования проблем конфликта и способов их разрешения требуют фундаментальных усилий ученных
различных специальностей на Западе в течение многих десятилетий, особенно в конце 20 века, данное научное направление получило серьезное развитие. Родоначальником специальных теорий конфликтов явились основные труды Г. Зиммель, К. Багудинг, Л. Козер, существенно продвинули теорию конфликта, распространив ее на организационные взаимодействия. Проблема конфликтов в социальной психологии рассматривалась М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсоном, М. Смелсером,
Р. Дарендорфом. Среди российских авторов, разрабатывающих методы исследования конфликтов, следует назвать Ф.М. Бородкина, А.К. Зайцеву, по этой проблеме создано немало работ таких психологов, как А.А. Ершова, И.М. Кичанова, Э.А. Орлову, Л.А. Потровскую, Г.Л. Смолина, С.В. Дворяк и др. Предмет исследования тревожность как фактор, предопределяющий возникновения конфликта. Объект исследования 11 А класс школы 2 Возраст от 16 до 17 лет.
Руководитель Иванова Ольга Петровна. Задачи 1. Выявление зависимости между двумя переменными. 2. Выявление людей, предрасположенных к конфликту. 3. Выявление уровня тревожности. 4. Снижение уровня тревожности. Гипотеза исследования К конфликту предрасположены люди с высоким уровнем тревожности Цель работы Исследование природы конфликта и установление определенных закономерностей в его развитии
в зависимости от уровня тревожности, выработка методов психологической защиты. Исследования работы предполагают использование методов тестирования тест К. Томаса, С Тейлора, шкал самооценки Ч. Спилберга, методики рисуночной фрустации С. Розенцвейга, корреляционный анализ Глава 1 Теоретическое обоснование природы конфликта и тревожности 1. Природа конфликта О. В. Решетникова считает, что конфликт в переводе с латыни это столкновение противоположно
направленных тенденций в психике человека внутри личностный конфликт во взаимоотношениях людей межличностный конфликт во взаимоотношениях между группами межгрупповой конфликт. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Развитие конфликта происходит по такой схеме конфликтная ситуация повод конфликт. Под конфликтом понимается ситуация, в которой сталкиваются несовпадающие интересы, мотивы, точки зрения,
позиции одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения цели у всех различны. Американский социолог Б. Вул выделял характерные черты конфликта неопределенность исхода, т.е. ни один из участников конфликта не знает решений, которые принимают другие участники конфликта, различие целей отражающие как несовпадение интересов различных сторон, так и интересы одного и того же лица, образ действий каждой из сторон. Элементами любого конфликта являются участники, их несовпадающие интересы
и взгляды, и объект конфликта спорный вопрос. Цели, интересы, мотивы участников движущая сила конфликта. Стремление каждой из сторон к их реализации и создают неповторимую и сложную ситуацию, где проявляются личности, сталкиваются характеры, совершается определенный нравственный выбор. Анализ целей оппонентов ключ к пониманию и прогнозу участников конфликтной ситуации. По мнению Б. Вула конфликты могут выполнять самые различные функции, как позитивные, так и негативные.
К позитивным функциям относятся разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними факторами, стимулирование к развитию, снятие синдрома покорности у подчиненных, диагностика возможностей оппонента. Негативные функции большие материальные и психологические затраты на участие в конфликте, увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, представление о побежденных
группах как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в процессе работы, после завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений. Б. Вул считает, что существует четыре основных типа конфликта внутри личностный, межличностный, между личность и группой, межгрупповой. Внутриличностный конфликт. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы
внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми потребности, мотивы, ценности, чувства. Этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какие решения примет человек и примет ли вообще. Межличностный конфликт это один из самых распространенных типов конфликта. Межличностный конфликт это ситуация в которой люди либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг
с другом, либо в острой конкурентной борьбе одновременно стремясь к достижению одной и той же цели, которая может стать достоянием лишь одной из конфликтующих сторон. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои собственные нормы поведения, характер общения. Каждый член такой группы обязан их соблюдать. Можно выделить конфликт между группой и личностью не членом группы, а также внутригрупповые конфликты
между группой и одним из ее членов. Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты, частым примером межгруппового конфликта приводят разногласия между высшим более низким уровнем управления, между линейным и штабным персоналом. Попытаемся препарировать конфликт. Причины конфликта не всегда лежат на поверхности.
О.В. Решетникова считает, что конфликт можно разделить на реалистические и нереалистические. Цель предметных конфликтов добиться конкретного результата. Они могут развиваться как в конструктивном, так и в деструктивном направлениях. Беспредметные конфликты имеют своей целью освободиться от напряжения. Они могут развиваться лишь в деструктивном направлении.
Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства своей деятельности, правильно оценивают свои возможности, оценку и реакцию оппонента. При этом ощущается неудовлетворенность собой, оппонентом, предметом совместной деятельности, беседой. Можно выделить две основные группы признаков конструктивной фазы конфликта 1. В стиле ведения разговора повышенный эмоциональный тон, ориентация на себя и свои интересы, игнорирование
реакции партнера, способность обратной связи. 2. В неречевых характеристиках поведения уход от разговора, совместной деятельности или некачественное выполнение, попытки сгладить негативные результаты или последствия деятельности, напряженной самоконтроль поведения, специфические неречевые реакции, указывающие на отрицательное отношение к разговору, напряжение, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики, жестикуляции. Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов
друг другом, способами решения проблемы, продуктивностью совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность становиться неуправляемой. Эта фаза может быть разделена на 2 стадии Первая стадия деструктивной фазы характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердится за его счет, необоснованностью критических замечаний, пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес.
Эти реакции осознаются оппонентом как личные оскорбления и вызывают механизмы защиты и противодействия со стороны. Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется повышение активности оппонентов при снижении самоконтроля, нарушение восприятия реакций партнера вплоть полного непонимания слов и жестов, уход от проблемы, предмета спора и перехода на личные оскорбления. На этом этапе стороны не в состоянии самостоятельно вернуться к конструктивному разрешению конфликта.
Процесс становиться неуправляемым, необратимым. В рамках этого общего разрешения можно выделить и другие разновидности По степени проявления признаков - открытые и скрытые. По степени интенсивности интенсивные и стертые. По временной протяженности кратковременные и затяжные. По статусному соотношению вертикальные и горизонтальные. После оценки и анализа конфликтной ситуации начинается процедура поиска выбора линии и стратегии поведения.
В действительности, на это уходит доли секунды. Поведение любого человека в конфликтной ситуации Г.Н. Сартан подразделяет на два основных направления конструктивное поведение, защитное поведение. У одного и того же человека мы можем найти признаки и конструктивного и защитного поведения одновременно, но все же какой-то из них является преобладающим. Конструктивное поведение. При нем обе стороны или одна из сторон, сознав ситуацию, меняет стратегию,
свое поведение. Одна из сторон начинает анализировать и находить причину конфликта или в исходных данных сложившейся ситуации, или в своих индивидуальных особенностях слабой воли, недостаточности профессионализма, знаний, умений. Тогда действия будут направлены на устранение препятствий мешающих гармоничному контакту. Основные условия конструктивного выхода из конфликта 1. Соотнесение всех своих действий по отношению к оппоненту с конечным результатом
Зачем я это делаю, Чего я хочу добиться 2. Оценка действий оппонента с точки зрения того, как они влияют на развитие конфликта. 3. Постоянный самоанализ Ошибочный результат, что нужно сделать Как реальный результат, какие были допущены ошибки в видении ситуации, в выборе стратегии и средств. Конфликты сами по себе неизбежны, и это не обязательно что-то плохое. Негативным, и тем самым деструктивным может быть не конфликт, а поведение в конфликтной ситуации.
Защитное поведение возникает в том случае, когда одна сторона не видит реальных путей для решения спорного вопроса. Усиливается негативное состояние, усиливается психологическое напряжение. Среди наиболее типичных способов защитного поведения психологи выделяют агрессию непосредственную или замаскированную, проекцию собственные проблемы переносятся во вне, уход от неприятной ситуации вытеснение ее, замену цели, психологическую разрядку. Защитная реакция возникает у человека всякий раз, когда возникает
та или иная ситуация, задевающая внутренне Я человека, отрицательно сказывающаяся на его самочувствии. В том случае, если человек не имеет возможности или просто не умеет построить свое поведение конструктивно, восстановив тем самым уважение к себе, он начинает вести себя неадекватно, наблюдается подавленность, агрессия, отстраненность. А. Фрейд дочь З. Фрейда считала, что цель психологической защиты - снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта.
Психологическая защита не разрешает конфликта, а она лишь снижает уровень тревоги. Советский психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, что процесс психологической защиты носит в большинстве случаев несознательный характер. По своей сути это отрицание реальности, бегство от нее, самообман. Очень важная роль принадлежит выбору стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Стиль определяется той мерой, которой вы собираетесь удостоверить собственные интересы действуя пассивно
или активно и интересы другой стороны действуя совместно или индивидуально. О.В. Решетникова выделяет стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества и компромисса. Человек, использующий стиль конкуренции, обычно весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим определенным путем. Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда вы обладаете определенной властью и уверены, что ваше решение в данной ситуации правильно.
Однако это не тот стиль, который следовало бы использовать в личных отношениях. Когда вы хотите ладить с людьми, поскольку он может вызвать у них чувство отчуждения. Стиль уклонения реализуется, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Он приемлем, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на
нее, когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Стиль уклонения рекомендуется использовать также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым, и предпочитаете правоту оппонента, или когда этот человек обладает большой властью. Стиль приспособления уступка. Один из оппонентов может отказаться от своей позиции и согласиться с мнением другой стороны. Стиль приспособления приемлем, если вы действуете совместно с противоположной
стороной, не пытаетесь отстаивать свои личные интересы. Он хорош, когда исход дела чрезвычайно важен для оппонента и не очень существенен для вас или когда вы не можете одержать вверх из-за обладания малой властью. Этот стиль сотрудничества совместное участие обеих сторон в разрешении конфликтной ситуации. Следуя стилю сотрудничества, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы,
но стараетесь при этом и сотрудничать с оппонентом. Этот стиль требует более продуктивной работы в сравнении с другими подходами к конфликту, поскольку вы молча выкладываете на стол нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем совместно обсуждаете их. Стиль компромисса партнеры в ходе взаимодействия путем взаимных уступок вырабатывают решение, устраивающее обе стороны. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же.
Компромисс часто служит удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-то решению. Как правило, компромисс дает лучший результат для той стороны, которая обладает большой властью. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях цениться высоко, так как уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро преодолеть конфликт. Какие личные особенности могут являться субъективными предпосылками конфликта.
Во-первых, это такие психологические черты, по которым партнеры резко отличаются между собой мобильность, доминантность недоминантность в общении, те стремления к лидерству и подчинению, а также экстраверсию. Большую роль в возникновении и обострении конфликтов играют такие индивидуальные особенности личности, как самооценка и уровень притязаний. Людей по признаку конфликтности можно разделить на две группы первая для этой группы людей конфликтность не свойство характера, а свойство конкретной ситуации.
Это, так направленные ситуационно-конфликтные личности. Их готовность в отдельных случаях идти на конфликт является больше отсутствием иного выхода в самой ситуации, чем свойством характера. Поведение таких личностей в конфликте предполагает логический анализ позиций каждой из сторон. Все эти качества позволяют или выйти из конфликта с наименьшими затратами сил, времени и нервной энергии. Вторая группа людей - те, для которых конфликтность постоянное свойство
их поведения, вытекающее из особенностей характера. В пределах этой группы психологи Бардин В.М. и др. выделяют 4 разновидности личности демонстративные, ригидные, не управляемые, сверхточные. Г. Н. Сартан выделяет категорию людей психологически стабильных, для которых конфликт средство достижения, каких либо целей целенаправленно конфликтные личности. Такой человек рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей, часто выступает активной
стороной в развязывании конфликтов. 1.2. Тревожность как один из аспектов психологического состояния людей. Тревожность связана с ожиданием личностью социальных успехов или неудач. Тревожность рассматривается и как состояние, и как свойство личности, определяемая свойствами нервной системы. С позиции психоаналитической теории, тревожность это болезненное переживание, сигнализирующее об опасности или угрозе личности. В состоянии свободно плавающей тревоги индивид не способен связать
свое состояние напряжения, с каким либо фактором внешней среды, напротив, в состоянии страха источник напряжения человеку известен. У Фрейда было две теории тревоги. Согласно первой, тревога рассматривалась как следствие сексуальных неразделенных импульсов. В более поздней теории тревога понималась как болезненная теория, которая служит сигналом опасности, угрожающей Я. В этом случае тревога является функцией
Я, предупреждающая Я об опасности, чтобы оно могло действовать. Психоаналитическая теория тревожности исходит из того, что в какой-то момент человек пережил травму, событие, причинившее ему вред или нанесшее ущерб. Тревога представляет собой повторение более раннего травматического переживания, но в ослабленном виде. Таким образом, тревожность в настоящем связана с более ранним переживанием опасности.
З. Фрейд выделил несколько типов невротических симптомов у своих пациентов истерическую тревожность, при которой чрезмерное чувство тревоги связано с определенными людьми или ситуациями невроз тревожности, при котором чувство тревоги является очень сильным, по разным и не связанным с какими-то конкретными людьми или условиями конверсионную истерию, при которой неосознаваемые фантазии проявляют себя в виде эмоциональных взрывов. З. Фрейд считал, что физические болезни, такие как мышечные боли и т.д могут
провоцировать так называемые органические неврозы. Фрейдисты полагают, что, несмотря на высокую вариативную природу этих симптомов, они имеют ряд общих черт. Во-первых, пациент чувствует необычный симптом тревогу, но не может определить причину своего состояния. Во-вторых, фрейдисты верят, что все эти симптомы имеют свои корни в Ид, или, точнее, в некотором конфликте между Ид и Эго, активизирующее механизмы защиты.
Тревога у одного автора может обозначать то же самое, что нейротицизм у другого или негативный аффект у третьего. М. Айзенк рассматривал нейротицизм как фактор эмоциональности индивидуумы, имеющие высокие оценки этой черты будут склонны выдавать крайне эмоциональные реакции слезы, страх на жизненные события, которые более стойких индивидуумов могут оставлять эмоционально безразличными. Поэтому, можно предположить, что нейротицизм отражает мозговую структуру, индивидуальные различия чувствительности
первой системы к высшим стимулам. Лимбическая система- это система тесно связанных структур, включающая, гипоталамус, гипрокамы, миндалину сингулярную извилину и перегородку, расположенные в направлениях основания мозга. Айзенк иногда пользуется термином вищеральный мозг. Он воздействует на симпатический отдел автономной нервной системы, который известен как механизм реакции борьбы и бегства, поскольку его активация может рассматриваться как подготовка организма к одному из
видов поведения. Активация симпатической нервной системы, приводит к усилению частоты сердечных сокращений, увеличению частоты дыхания, усилению притока крови к мышцам, возрастанию потоотделения и к уменьшению кровоснабжения кишечника и некоторых других органов, которые не включаются в обеспечение срочной физической активности. Наряду с этим переживаются негативные эмоции страх, гнев или тревога. Понятие тревоги и нейротицизма тесно связаны, поскольку тревога рассматривается как сочетание нейротицизма
и экстраверсии низких уровней. Айзенк термины тревога и нейротицизм использует как взаимозаменяемые. Люди, имеющие высокий уровень тревожности, должны продуцировать более эмоциональные физиологические ответы на умеренно стрессовые стимулы, нежели индивидуумы, имеющие низкие уровни тревоги. Теория тревожности, разработанная Греем, предполагает участие определенных компонентов лимбической системы в совокупности с фронтальными долями коры головного мозга и их связями со стволом головного
мозга. Исследования Д. Грея, посвященные тревоге, первоначально были сосредоточены на изучение того, как действуют вещества, снижающие уровень тревоги. В действительности есть четкие доказательства, того, что различные перепады, снижающие тревогу, воздействуют на часть лимбической системы мозга, которая известна как септо-гиппокампальная система Джефри Грейк мог заявить об этом, обнаружив, снижающие тревогу препараты и хирургическое вмешательство
в эту область мозга вызывают почти идентичные изменения в поведении. Он предположил, что тревога возникает, когда мы сталкиваемся с новизной, т.е. когда окружение начинает изменяться не в соответствии с ожиданиями. Ч.Д. Спилберг предполагает, что состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию, несущую в себе актуальные или потенциальные элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и применяться
во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. Термин тревога или точнее, тревожность используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении.
Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Лазарус определяет тревогу как реакцию, основанную на оценке угрозы. Это определение тревоги дает представление о комплексном процессе, вызывающем стресс, конструктивную оценку тревоги, последующую переоценку, механизмы перекрытия, преодоления стресса и стрессовую реакцию. Процесс характеризует определенные поведенческие и физиологические проявления.
В концепцию тревоги как процесса включаются понятия стресса, угрозы, состояние и свойства тревоги в качестве основных составляющих концепции. В исследованиях состояния тревоги в наибольшей степени использованы исследования активности автономной нервной системы. Соответствующие данные отражены в обзорах Левита, Мак-Рейнолдса, Маркса. Наиболее распространенными критериями можно считать кожно-гальваническую реакцию
и применение частоты сердечных сокращений. Используется также величина кровяного давления, активность мышц, температура поверхности тела и параметры дыхания. Среди первых попыток выделить критерии состояния тревоги на основании самоанализа и самооценки можно выделить исследования Кэттела, Шейра, Цукермана. Распространенным методом выявления субъективных и феномелогических компонентов состояния тревоги является аффективный опросник
Цукермана. Среди других методик можно упомянуть профиль настроений Мак-Нейр и шкалу реактивной личностной тревожности Спилбергер. Эти методы предназначены для измерения, склонности испытывать тревогу в различных ситуациях, связанных с социальными взаимодействиями людей. В ряде исследования Ходжер, Феллинг, Спилбергер выявили, что предрасположенность к боязни, относительно независима от тенденции
к возрастанию состояния тревоги. Спилбергер при описании тревоги как процесса считает, что существенным является не только отчетливое разделение понятия стресса и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности. Мартенг утверждает, что психологический стресс в соответствии с концепцией Кофи и Эппли представляет собой субстанциональный синоним понятия состояния тревоги по Спилберг еру. Каррон также приравнивает стресс к состоянию тревоги.
Лазарус в контексте рассмотрения тревоги как процесса, относит стресс к состояние тревоги к одним и тем же процессуальным компонентам. Дж. А. Келли определяет тревогу следующим образом тревожность есть признание того, что события, с которыми приходится сталкиваться, лежат за пределами зоны применимости имеющейся системы конструктов конструкт способ восприятия, конструирования событий. Тревожно, когда оказываешься без конструктов, когда теряешь контроль, за структурой событий.
Люди закрываются от тревоги различными способами. Сталкиваясь с событиями, которые они не могут интерпретировать, т.е. с теми событиями, которые лежат за пределами их конструктов. А.В. Петровский рассматривает тревожность как черту личности, повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или вымышленных опасностей. Тревожность это склонность индивида переживать тревогу.
Тревожность обычно повышена при тяжелых соматических или психических заболеваниях, а также у здоровых людей переживающих последствия психологической травмы. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Р.С. Немов считает, что тревожность это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических, сложных ситуациях.
В. С. Агеев определяет тревожность свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущений беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживаний реальных и предполагаемых упущений по поводу имевших место или возможных событий, обладающих субъективными или общественным значением. Тревожность присуща всем людям, но у одних это свойство развито слабо и не связана с большой частью из поступков и действий, у других наоборот, затрагивает почти все области жизнедеятельности.
Как свойство личности тревожность относится к мотивационной среде и поддерживает активность человека в отношении контроля над своими поступками и действиями, стимулирует выработку и усвоение новых, более адекватных среде программ поведения. Переживания тревожности в значительной степени определяет эффективность различных видов профессиональной деятельности, успешность адаптации. Таким образом, в ходе проведенного теоретического анализа литературы было выявлено, что проблема конфликта
и тревожности достаточно разработана. Были найдены необходимые источники литературы. В ходе анализа выявлено, что конфликт рассматривается в трудах многих ученных, как столкновение противоположно направленных тенденций, ситуация в которой сталкиваются несовместимые интересы, мотивы, точки зрения одного или нескольких участников. Тревожность рассматривается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.
Тревожность рассматривается как личностное образование и как свойство темперамента, определенное слабостью нервных процессов. Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имеет природную основу, складывающуюся прижизненно, в результате действий различных факторов. Глава 2 Исследование тревожности и конфликта. 2.1. Тест Д. Тейлор Определение уровня личностной тревожности
С целью подтверждения гипотезы исследования необходимо провести практическое исследование, которое предполагает применение методик, таких как Тест Д. Тейлор Определение уровня личностной тревожности, шкалы самооценки Ч. Спилбергера, тест К. Томаса Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации, Методика регулярной фрустации С. Розенцвейга. Многочисленные открытия Д. Тейлор распространяются на несколько не связанных между собой, однако, в их основе лежит общая тема
индивидуальное различия в свойствах и мотивах личности, которые оказывают важное влияние на повседневное поведение. Тест Д. Тейлор состоит из 50 вопросов и ключа для интерпретации ответов. Можно ответить Да, Нет, Не знаю. Ключ к тесту показатели тревожности Вы ответили Да на вопросы 14-50. Вы ответили Нет на вопросы 1-13. Нужно подсчитать количество совпадений ответов с ключом.
Каждый ответ, совпадений с ключом, оценивается в 1 балл, при неправильном ответе 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом От 0 до 6 баллов малая тревожность. От 7 до 20 баллов средняя тревожность. От 21 и выше высокая тревожность. 12345678910111213141516Кол-во баллов3610032724123102583293 Изменение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обрисовывает
поведение субъекта. Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно
широкий веер ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личности, тревожность активируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для престижа, самооценки, самоуважению. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемым эмоциям напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.
Это состояние возникает, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. 2.2. Анкета признаков и состояния тревоги Ч.Д. Спилбергера Основные исследования Ч.Д. Спилбергера проводились в области клинической психологии и психологии здоровья.
Больше всего его привлекало изучение эмоций стрессов и управление ими. Его работа в этой области внесла огромный вклад в психологию, а издаваемая им серия книг Стресс и эмоция считается основным справочным изданием. Основным из главных вкладов Спилбергера является разработанная им в 1960г. анкета признаков и состояния тревоги. Большинство из известных методов изучение тревожности позволяет оценивать только либо личностную
тревожность, либо состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, дифференцированно принять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. Она была создана на основании анализа 177 показателей, собранных на основе репрезентативной выборки студентов колледжа. С помощью этой методики можно определить состояние и признаки тревоги.
На русском языке его шкала адаптирована Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал включает в себя инструкции и 40 вопросов суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности. Исследования могут, проводится как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает испытуемым, что
они должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности, определяющие напряженность состояния. 12345678910111213141516Л.т. С.т. Л.т.низкая8 чел.50С.т.низкая9 чел.56,25средняя4 чел.25средняя3 чел.18,75высокая4 чел.25высокая4 чел.25 2.3. Тест Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса К. Д. Томас изучал социальные установки и их взаимосвязь с принципами восприятия и обучения.
Интерес к этническим предрассудкам и межгрупповым конфликтам позволил ему прийти к выводу о том, что социально-организационные факторы и универсальные биологические закономерности человеческой природы преобладают над индивидуальными различиями. Эти исследования он сочетал с изучением группового отбора в биологической и культурной эволюции. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на применение традиционного отношения к конфликтам.
Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин решение конфликтов, он подчеркивал, что этот термин подчеркивает, что конфликт можно и необходимо разрешать. Целью решения конфликта, таком образом, было достижение бесконфликтной ситуации, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было выбрано, по мнению
К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами осознанием тщетности усилий по полной ликвидации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с ликвидации конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на существующих аспектах изучения конфликтов, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются
более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает приемлемой двухмерную модель решения конфликтов, основополагающим критерием в которой является кооперация, связанная, с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным критериям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов Соревнование конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Приспособление, означающее противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Компромисс Избежание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К. Томас считает, что избежания конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, при таких формах поведения, как конкуренция приспособление, компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромисс, и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Тест Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации,
позволяет выявить типичные форма поведения в конфликтных ситуациях. Эта методика адаптирована Н. В. Гришиным. В тесте 30 вопросов, в котором респонденту предлагается выбрать то среднее, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. При обработке результатов, по которому, из пяти разделов подсчитывается количество ответов совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой
формы поведения. Среди тестируемых выявлено, что 4 человека более склонны к соперничеству, 11 человек склонны к сотрудничеству. Для 12 наиболее предпочитаемым является компромисс, для 2 человек избежание. соперничествосотрудничествокомпромиссизб ежаниеприспособление Наиболее характерные способы реагирования Способсоперничествосотрудничествокомпром иссизбежаниеприспособлениеКол-во, чел.411122- Наиболее характерные способы реагирования
Способсоперничествосотрудничествокомпром иссизбежаниеприспособлениеКол-во, чел.54269 2.4. Методика рисуночной фрустации С. Розенцвейга. Стимулирующая ситуация этого метода, предложенная С. Розенцвейгом в 1944 году, заключается в схематичном контурном изучении рисунка, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персоны могут различаться по полу, возрасту и прочими характеристиками.
Общим же для всех рисунков является настроение персонажа во фрустационной ситуации. Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица находящиеся во фрустационной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на 2 основные группы 1. Ситуации Препятствия. В этих случаях какие-либо препятствия, персоны, предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций рисунки номер 1,3,4,6,8,9,11,12,14,15,18,20,22,23,24. 2.
Ситуации Обвинения. Субъект при том служит объектом обвинения. Их восемь рисунки номер 2,5,7,10,16,17,19,21. Между этими типами имеется связь, так как ситуация, обвинения, где фактор был в свою очередь, фрустирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию обвинения как ситуацию препятствия и наоборот. Процедура организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции. Инструкция. На каждом рисунке изображены два или несколько человек.
Человек с лева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на месте ответить под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой, действуйте по возможности быстрее. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев направления реакции и типа реакции. Реакция направлена на живое или неживое окружение, в форме подчеркивания степени фрустирующей ситуации,
в форме очуждения внешней причины фрустации, или выявления в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию. Реакция направлена субъектом на самого себя, испытуемый принимает фрустационную ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет ответственность на себя за направление данной ситуации. Фрустирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать.
Реакции различаются также с точки зрения их типов Тип реакции с фиксацией на препятствия. В ответе испытуемого, вызывающего фрустацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения. Тип реакции с фиксацией на самозащите. Главную роль в ответе испытуемого принимает защита своего Я, отмечает, что ответственность за фрустацию никому не может быть приписана.
Тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребностей. Ответ направлен на решение проблем, реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации. Из сочетания таких шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Для обозначения направления реакции пользуются буквами E,I,M. Е экстрапутивные. I интропутивные. М гимпутивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами ОD с фиксацией на препятствия, ЕD с фиксацией на самозащиту, NP с фиксацией на удовлетворение потребностей, GCR - степень социальной адаптации. Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со Стандартными среднестатистическими реакциями. EIMODEDNPGCRнорма8-11,55-8,56,5-9,53,5-6 ,510-146- ,53188,53214141278428
В результате проведенного исследования, выявлено, что из 4-х испытуемых E высокая, I,M низкая, то на основании того можно предполагать, что субъект во фрустационной манере и очень редко в интропутивной. То есть можно предполагать, что они предъявляют повышенное требование к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки. Оценка ED выше это означает слабую уязвимую личность.
Реакции субъекта сосредоточены на защите своего Я. Испытуемые имеют низкие проценты GCR, то можно предполагать, что у них недостаточно адаптированы к своему социальному окружению. 2.5. Упражнения Дж. Рейнуотер Людям с высокой личностной тревожностью свойственно испытывать в очень частых ситуациях опасения, страх. Особенно это проявляется в конфликтах, приводящих к стрессу.
Д. Рейнуотер, предполагает ряд упражнений для того, чтобы снять высокий уровень напряженности. Они формируют у человека психологическую защиту. Эмоционально коррективное переживание. Запишите тревожащий вас эпизод в виде небольшого рассказа, написанного в настоящее время от первого лица. Попытайтесь, как можно более точно передать все события, восстановите все диалоги. Запишите свои чувства. Затем перепишите историю так как вы хотели бы ее увидеть.
Оживление приятных воспоминаний. Вспомните то время своей жизни, когда Вы были уверены, что по-настоящему любимы, выберите какой-нибудь эпизод того периода и заново переживите его во всех деталях. Вспомните моменты, когда Вы испытывали какие-то острые переживаниябыли влюблены Вас озарило вдохновениеВыберите один из таких высших пиков Вашей жизни и постарайтесь пережить его заново. Теперь попытайтесь выделить существенные особенности
этого состояния. Что мешает Вам испытывать эти чувства Храм тишины Проделав это упражнение, Вы сами поймете, какие моменты Вашей жизни могут оказаться полезными. Вообразите себя, гуляющим, на окраине многолюдного города. Постарайтесь почувствовать, как Ваши ноги шагают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, на выражение их лиц фигуры.
Заметьте, что некоторые люди выглядят встревожено, другие спокойны и счастливы. Обратите внимание на транспорт, его скорость, шумгудят автомобили. Вы увидели знакомого человека Вы подойдете и поприветствуете этого человека или пройдете мимо Пройдя немного, Вы заметите большое здание это храм. Большая вывеска гласит Храм тишины. Вы понимаете, что это храм, где не слышны никакие звуки, где не
было произнесено ни одного слова. Вы открываете тяжелые старые деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же, оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной Когда захотите покинуть здание, толкните двери и выйдете наружу. Как вы себя чувствуете Запишите дорогу, которая ведет в Храм тишины, чтобы Вы смогли вернуться сюда, когда захотите.
После упражнений было проведено повторное тестирование людей методикой Д. Тейлор Определение уровня личностной тревожности. Результат повторного тестирования показывают, что произошло снижение уровня тревожности. Заключение В ходе теоретического анализа и проведения исследовательской работы нами подтверждено предположение о том, что к конфликту больше предрасположены люди с высоким уровнем тревожности.
Мы выявили, что люди с высоким уровнем тревожности в конфликтных ситуациях предпочитают больше всего соперничество, они недостаточно адаптированы к своему окружению. Они предъявляют повышенные требования к окружающим, это может служить признаком завышенной самооценки. Людям с высоким уровнем тревожности был предложен ряд упражнений Дж. Рейнуотер, которые снизили уровень тревожности и выработали механизм психологической защиты.
Список используемой литературы 1. Введение в общую теорию конфликтов Дмитриев А. В Кудрявцев В.Н, Кудрявцев С.Н. М 1993 г. 2. Социология труда. Дикарева А.А. Мирская М.И. М 1989 3. Социологический словарь. Минск, 1991 4. Социальный конфликт. Запрудский Ю.Г. Ростов нД 1992. 5. Управление и само менеджмент в конфликтных ситуациях профессор
Сперанский И. М 1995 г 6. Психология управления Учебное издание . Самыгин С. И. 7. Ростов на Дону Изд. Феникс 1997 г. 8. Экономическая психология Китов А. И. М 1987 г. 9. Психология словарь М 90 г. Политиздат. 10. Подготовка старшеклассников к семейной жизни Ковалев С.В. М 91 г. Просвещение. 11. Методы психологического исследования личности
Морозов С.М. К 92 г. 12. Учителям и родителям и психологии подростка, под ред. Аракелова Г.Г М 90 г Просвещение. 13. Конфликты, пути их преодоление, Скотт Д. К 91 г Внешториздат. 14. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей Д.Карнеги, К 90 г Наукова думка. 15. Я-ты-мы Мелибруда Е М 86 г Прогресс. 16. Думай, богатей Шостром Э М 95 г
Парадокс. 17. Элементарная педагогика Слуцкий В.И. М 92 г Просвещение. 18. 4-х этапный метод разрешения конфликтов Дин-Дон США. Выступление перед аспирантами Киевского Государственного университета, 1993 г. 19. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М.М.Рыбакова М 91 г Просвещение. 20. Анти-Карнеги или человек манипулятор
Эверест Шостром, М 92 г Дубль-В, Дельта-У. 21. Донцов А.И. Психология коллектива. 22. Гришина Н.В. Я и другие общение в трудовом коллективе. 23. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. 24. Робер М.А Тимман М.С. Психология индивида м группы. 25. Вопросы психологии Р.С.Немов, А.Г.Шестаков Сплоченность как фактор групповой эффективности,
N3 1981 г. 26. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. 27. Кричевский Р.Л. Вопросы психологии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |