Трансперсональная психология – специфика направления и подготовка специалистов Бревде Геннадий Михайлович Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие его источника в каждом обучающемся. Трансперсональная психология - направление, фокусирующее внимание на глубинных областях психики, процессах развития личности и динамики сознания, философски переосмысляющее и научно обосновывающее
представления, опыт и психотехнологии мировых духовных традиций. Объект исследовательских и практических парадигм и проектов трансперсональной психологии - творческий, самосовершенствующийся, стремящийся к полной и адекватной реализации своих возможностей, человек. Трансперсональная психология стала интенсивно развиваться в 70-е годы, сначала в рамках гуманистического подхода, а затем выделилась в самостоятельное направление психологической науки и практики.
К моменту возникновения гуманистического и трансперсонального направлений в психологии и психотерапии эффективно применялись и интенсивно развивались различные подходы, исследовательские и практические методы, техники, инструменты. Однако, объектом изучения и воздействия этих методов и инструментов все более и более становилась не личность как таковая, а та или иная (зачастую, квантифицированная) модель опирающегося на поле сознания Эго. В основном же, работа исследователей и практиков была направлена
на обособленный – в их представлениях, но отнюдь не в реальной жизни – конструкт или процесс психики. За рамки этой работы были вынесены базовые, априорные (изначально, еще до рождения человека присутствующие в его психике) коллективные паттерны бессознательного. Без внимания оставались также глубинные смыслы социального контекста, обуславливающие столь важные компоненты реализации личностного потенциала, как харизматичность, востребованность, успешность.
Для среднего обывателя западной цивилизации - в том числе, и психолога - шокирующим было откровение о том, что нечто, воспринимаемое им как свое Я – не только «отнюдь не вся психика» (Юнг) – но и «отнюдь не Я»; о том, что в его психической деятельности доминирует бессознательное, регламентирующее направленность и напряженность потоков психоэмоциональной энергии, интенсивные и экстремальные переживания, творческие процессы, аффекты. Базальный внутренний конфликт – разрыв между сознанием и бессознательным – стал распространенным
(если не тотальным) явлением. Его последствия: с одной стороны, неврозы, депрессии, экзистенциальные фрустрации, разрушительные для личности суррогаты интеграции поверхностных и глубинных слоев бытия (алкоголизм, наркомания, участие в псевдорелигиозных сообществах), с другой - стихийно возникавшие и патологизировавшиеся переживания мистического и квазидуховного опыта. Распространенность базального конфликта и необходимость противодействовать его последствиям привели к тому, что учеными и специалистами психологии, философии,
социологии и медицины были поставлены задачи - вернее, ученые и специалисты оказались поставленными перед упомянутыми задачами - не только разработка, но и верная формулировка которых предусматривала смещение внимания к недоступным сознанию или закрытым от него регионам психики. Объектом глубинной психологии (психоанализа, аналитической психологии, гуманистической и трансперсональной школ) становится уже не личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и
действий - а идивид - «обособленное, нечленимое единство, некая целостность, включающая – по необходимости - как незримую область бессознательного, так и сознание» (Юнг). Психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний – только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный (холистический, интегральный) подход открывает
успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей – символ веры, начертанный на знамени трансперсональной психологии. Понятия “цель” τελό ς и “целое” τελε ιός этимологически связаны. Достижение цели одновременно означает и завершение действия, восхождение к полноте, совершенству, красоте. Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное, симметричное, прекрасное целое.
Согласно представлениям аналитической, гуманистической и трансперсональной психологии, личность - форма проявления, неотъемлемая автономная часть мирового единства. Конфликтные напряжения между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и его экзистенциальным контекстом, средой жизнедеятельности - свидетельствуют о том, что данный индивидуум не интегрирован (не собран, не целеустремлен, не гармоничен), что его намерения и стратегии не интегральны (не соотнесены
со структурами и процессами мира как целого). На устранение этих напряжений, восстановление целостности личности и интеграцию ее в мировое единство направлены теоретические поиски и практические усилия интегральной психологии. Интегральная (интегративная) психология - обобщение в широком понятийном и методологическом контексте, закономерное развитие трансперсональных подходов, принципов, идей, разработок. Различие в названиях интегрального - интегративного направления обусловлены даже не восприятием и отображением
разных ракурсов единого созерцаемого, но различием манер и интенций созерцания, профессиональными предпочтениями называющего. Интегральный – обладающий единством, признающий целостность основополагающим принципом деятельности. Интегративный – синтезирующий, ведущий к целостности. Мировоззренческим оком интегральной психологии является принцип единства, согласно которому и психика, и физический мир, и их совокупность - сложные, открытые, многоуровневые, самоорганизующиеся системы
части, которые имеют смысл только в их отношении к целому. Любая интегральная психотехника, в основе которой – принцип единства, является, или в ходе своего развития и усовершенствования с необходимостью становится интегративной. С другой стороны, эффективность интегративного метода или подхода определяется его интегральностью. Интегральная (интегративная) психология - система опирающихся на принцип единства теорий, концепций,
моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к целостности - единству с миром и самим собой, меньшей конфликтности, раздробленности сознания, переживаний, поведения, и, как следствие, к гармоничной полноценной жизни и успешной самореализации. Психотерапевтическая мастерская Трансперсональный подход в практике психологического консультирования и психокоррекции>> Понимание структуры, аспектов, паттернов, свойств и процессов этой целостности,
путей и способов ее восстановления (индивидуации), умение успешно действовать в ее контексте – концептуальное ядро и необходимое условие работы интегрального психолога, вне зависимости от того, в какой области теории или практики он специализируется. По сути дела, интегральная психология – методологическая основа построения и применения технологий работы с людьми (консультирование, тренинги, групповые дискуссии, дыхательные, арт-терапевтические, телесно-ориентированные техники).
Практические методы интегральной психологии и программ интегрального развития личности включают в себя широкий спектр разнообразных по принципам и подходам, но дополнительных по сути своей, техник, - в фокусе которых – личность как таковая, а не отдельные ее свойства, процессы, проблемы; - осуществляющих комплексное и всестороннее воздействие на человека (тело, сознание, бессознательная психика); - использующих непроявленный личностный ресурсный потенциал; - направленных не столько на достижение целостности индивида, но и на
реорганизацию, интеграцию его экзистенциального контекста, полную и адекватную самореализацию его, как личности, в социуме. Применяя эти методы и техники, специалист по интегральной психологии не упускает из виду, что любая теория, концепция, терапевтический миф, направление, форма психокоррекции, учение, идея, житейское суждение - при кажущейся зачастую их полноте и универсальности, являются справедливыми лишь отчасти, что сценарий каждого интегративного процесса уникален.
Интегральные психотехники не могут быть формализованы, растиражированы. Использование методов интегральной психологии – это, прежде всего, их творческая разработка – а, зачастую и вдохновенная импровизация - для каждого конкретного случая. Интегративная психология и ее основа – целостное мировосприятие – не совокупность сведений и навыков, не свод правил, но философская и психологическая интенция, имеющая практическое применение, стиль профессионального
мышления, знание особого рода, образ жизни. Получение этого интегрального знания, переход к новому мировосприятию, изменение образа жизни возможно в процессе, состоящем из трех необходимых компонент: - опыт целостности (его переживание, осмысление и интеграция); - восстановление внутриличностного единства (индивидуация, самопознание); - практика интегративной деятельности в социуме. Как говорят, «язык не поворачивается» назвать этот процесс «дополнительным образованием» или «профессиональной
подготовкой» - но, тем не менее, о профессии интегративного психолога можно говорить только как о результате этого процесса. Требование к образовательным программам по интегративной психологии, реализующим этот процесс, не могут не быть высокими. Эти программы должны быть программами «нового поколения» или нового уровня профессиональной подготовки не только психологов и психотерапевтов, но и специалистов любых иных профессий, предусматривающих работу с людьми. Краеугольный камень этих программ (в противовес дихотомии
специального и системного образования) - продуктивный синтез направленности на подготовку практикующих специалистов - и полимодального, комплексного, системного, целостного подхода. Упомянутые программы должны также сочетать высокий профессиональный уровень представления и легкость освоения материала. Еще одно, немаловажное требование – восхождение от обыденности к высшим, бытийным ценностям и глубинным смыслам, поиск и понимание места этих ценностей и смыслов в экзистенциальном контексте.
Программы интегрального образования развивают креативность, подготавливают и настраивают главный (может быть, единственный) инструмент – личность - специалиста интегративной психологии, которая должна быть, во-первых, целостной, а во-вторых, способной не только ставить и решать венчурные, инновационные задачи, но и справляться с обыденными в соответствии с парадигмами творческой разработки и применения интегральных психотехник. Без подготовки этого инструмента овладение любыми навыками, методами и приемами трансперсонального
и, тем более, интегрального арсенала будет, в лучшем случае, бесполезным. Здесь вполне уместно вспомнить рассуждение Поля Феерабенда об «антиметодологии» как основе прогресса или привести замечательное высказывание Абрахама Маслоу: «если психологию сводить к набору правил и методик, то в чем будет ее отличие от игры в шахматы или лечения зубов». В образовательных программах по интегральной психологии даже освоение теоретической базы предусмотрено
не в форме сообщения и заучивания необходимых сведений, а в форме тренинга, самостоятельной творческой работы с материалом программ. Специалист, получивший профессиональную подготовку по направлению «Интегративная психология», способен непосредственно после выпуска не только взяться за сложные задачи психологической практики, но и предложить более высокий, даже по сравнению с системным – интегральный – уровень их решения. Такой специалист, независимо от профессии и рода деятельности (консультирование, психокоррекция, работа
с персоналом, PR, менеджмент) - становится эксклюзивным, востебованным, высокооплачиваемым. В Книге «Веданта – религия будущего» Вивекананда рассказывает притчу об Учителе, который предлагает ученику, увлекающемуся чтением сакральной литературы, выжать книгу о дождях и получить, таким образом, влагу дождевых капель. Смысл и сверхзадача обучения интегральной психологии – не пересказ повествований об интегральном знании и даже не передача его живительных капель, но открытие
его источника в каждом обучающемся. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |