«Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии»Содержание. Введение стр. 3 Глава I: Теоретические основы метода проектов в системе общеобразовательного учреждения Особенности эстетического воспитания на современном этапе развития общества стр.10 Метод проектов в процессе общеобразовательной деятельности школы стр.21 Условия эффективного эстетического воспитания школьников в рамках проектной деятельности стр.35 Выводы по первой главе стр.45 Глава II: Возможности проектной деятельности в эстетическом воспитании школьников Цели и задачи экспериментальной работы стр.46 Специфика организации эстетического воспитания в рамках проектной деятельности стр.57 Сравнительный анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы стр.65 Выводы по второй главе стр.76 Заключение стр.78 Список литературы стр.81 Приложение Введение На современном этапе развития, общество предъявляет образованию задачу подготовки разносторонне образованной, творческой, морально и физически здоровой личности. Существующее противоречие между уровнем образования и воспитания молодого специалиста и требованиями общества приводят к плохой адаптации человека в новых условиях, коллективе. Школьная педагогика в процессе воспитания и обучения ориентируется на следующие принципы: «гуманитарный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающим, свободе, родине, семье», чем на данный момент занимается нравственное и трудовое воспитание. Соблюдение этих принципов должно обеспечить оптимальные условия для разностороннего развития личности ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, формирования у него универсальных способностей. Эта цель ставится перед системой образования как приоритетная, тем самым упускается то, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности национальную и мировую культуру, успешную адаптацию в профессиональной среде, а значит и качественное применение полученных знаний. А это можно достигнуть только при хорошем эстетическом воспитании личности. Но, к сожалению, считается, что эстетическое воспитание школьников можно достигнуть и косвенным путем: в процессе изучения предметов, проведении культурно-развлекательных мероприятий и т.д. Качество эстетического воспитания школьников зависит от того, какие методы обучения и воспитания применяются. Выдающимися педагогами и психологами, были разработаны условия, принципы, критерии и методы обучения и воспитания, позволяющие существенно повысить качество эстетического воспитания школьников. Однако, совершенствование обучения опять же предусматривает второстепенность эстетической направленности личности. В то время, как должны существовать методы, напрямую связанные с эстетическим воспитанием школьников. Мы считаем, что эстетическое воспитание будет более эффективным, при условии предоставлении учащимся возможности самостоятельно «открывать» законы красоты и гармонии и применять их в процессе собственной творческой деятельности. Таким образом, проводится более качественное получение и усвоение знаний, а также, развитие кругозора учащихся и воспитание чувств. В 20-е годы XX века в США Д.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком был описан метод проектов. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. В России же идеи проектного обучения возникли еще в 1905 году. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко, но недостаточно продуманно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден[36, 65]. В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». Часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе или о подготовке к каком-то внеклассном мероприятии. Тогда как технология метода проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. В то же время, не смотря на столь широкое распространение метода проектов в российских школах, оказалось, что его можно включить в процесс обучения далеко не всех предметов. Это обусловлено как большим объемом материала, не всегда подходящего для самостоятельного обучения школьников из-за высокой загруженности, так и невозможностью практического применения полученных знаний из-за специфики предмета. Наилучшим предметом для использования метода проектов мы считаем урок технологии. Именно на уроке технологии учащиеся могут в максимальном объеме воплотить свои творческие фантазии, провести исследование в области изучения той или иной темы, а также применить свои знания на практике. Кроме того, урок технологии является прекрасной возможностью для применения на практике знаний, полученных в ходе изучения других предметов школьного курса и собственного жизненного опыта. В России теория и практика эстетического воспитания в своём развитии опираются на концепции М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, П.Е.Георгиевского, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, П.А.Флоренс-кого, Ф.Шиллера и др., определяющие процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. Развитием метода проекта в России занимались такие педагоги и психологи, как Безрукова Н.С., Горбатов Д.С., Олешкевич Д.И., Пидкасис-тый П.И., Полат Е.С. и другие. Проектная деятельность рассматривается ими как связь теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе работы с этим методом у учащихся развивается техническое мышление, творческие способности, повышается качество технологической подготовки, и формируются исследовательские качества. Кроме того, с помощью метода проектов более успешно реализуется задача социализации и социальной адаптации учащегося. Таким образом, обучающие и развивающие свойства метода проектов успешно используются в современной системе образования, тогда как использование проекта как метода эстетического воспитания школьников изучено мало. Все вышесказанное привело нас к мысли о необходимости выявить возможности метода проектов в процессе эстетического воспитания школьников на уроках технологии. Решение этой проблемы определило тему работы: «Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии». Цель работы: исследование возможностей метода проектов в обеспечении условий для эффективного эстетического воспитания школьников на уроках технологии. Объект исследования: процесс эстетического воспитания школьников. Предмет исследования: метод проектов, как средство эффективного эстетического воспитания школьников. Гипотеза исследования: предполагается, что использование метода проектов в эстетическом воспитании школьников является успешным, если: учтены психологические особенности детей подросткового возраста в эстетическом восприятии окружающего мира; при выборе средств и методов обучения учтены особенности эстетического воспитания школьников на современном этапе развития общества; учтены особенности применения метода проектов на уроке технологии. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: изучить особенности эстетического восприятия детей младшего школьного, подросткового и старшего подросткового возрастов; изучить теоретические основы использования метода проектов в обучающих и развивающих целях в рамках уроков технологии; изучить условия эффективного эстетического воспитания школьников в процессе проектной деятельности; изучить уровень эстетического воспитания школьников на основании теоретических исследований и результатов констатирующего эксперимента составить программу эстетического воспитания школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии; провести исследование влияния метода проектов на эстетическое воспитание школьников; проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать выводы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого–педагогической литературы; диагностические методы: метод наблюдения, метод экспертных оценок, тестирование; количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Методологической базой исследования является положение педагогики и психологии о том, что эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности; приобщение учащихся к красоте духовно обогащает их, способствует стремлению школьников создавать прекрасное в трудовой, игровой, спортивной и других видах деятельности (Коджаспирова Г.М., Макаренко А.С., Подласый И.П., Шацкий С.Т.); метод проектов позволяет обеспечить качественное усвоение учебного материала каждым учеником на доступном ему уровне (Пидкасистый П.И., Полат Е.С.). Научная новизна работы заключается в том, что обоснована актуальность эстетического воспитания школьников на современном этапе развития общества, выявлены условия эффективного эстетического воспитания школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии, уточнение понятия «эстетическое воспитание школьников». Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа эстетического воспитания в процессе проектной деятельности школьников на уроках технологии, которая может быть успешно применена в практической деятельности учителей технологии; а также составлен и апробирован тест, позволяющий выявить уровень эстетического воспитания школьников (на основании развития эстетического вкуса). Опытно-экспериментальной базой исследования выступали учащиеся шестых и седьмых классов МОУ СОШ № 138 г. Челябинска. Всего на разных этапах исследования приняли участие 43 подростка. Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап (сентябрь 2003 г. - май 2004г.) – поисковый. Проведение констатирующего этапа эксперимента. Изучение и теоретический анализ методологической, педагогической и психологической литературы по проблемам исследования. Второй этап (сентябрь 2004 г. – февраль 2005 г.) – опытно–экспериментальный. Разработка и апробация отдельных блоков экспериментальной программы. Проведение формирующего эксперимента. Третий этап (март 2005 г. – май 2005 г.) – обобщающий. Анализ полученных результатов. Формулирование выводов, оформление результатов исследования. Работа имеет следующую структуру: Введение, отражающее обоснование выбора темы, ее актуальность, цель, выдвинутую гипотезу, задачи исследования теоретическую и практическую значимость проделанной работы. Глава I: «Теоретические основы метода проектов в системе общеобразовательного учреждения», в котором выявлены особенности эстетического воспитания школьников на современном этапе развития общества; доказана необходимость эстетического воспитания личности; определена эффективность применения метода проектов как метода обучения; определены условия эффективного эстетического воспитания школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии. Глава II: «Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности», в которой приведено описание базы исследования и критерии ее выбора; обоснование выбора использованных в процессе экспериментальной деятельности методик; данные констатирующего этапа эксперимента; содержание и обоснование формирующего этапа эксперимента; описание результатов, их анализ и полученные выводы. Заключение, в котором подведены итоги проделанной работы, намечены перспективы дальнейшего исследования по проблеме. Список использованной литературы Приложение, содержащее описание использованных в процессе экспериментальной деятельности методик.Глава I: Теоретические основы метода проектов в системе общеобразовательного учреждения§1.Особенности воспитания школьников на современном этапе развития обществаРеформа системы образования внесла множество изменений в процесс обучения и воспитания школьников, ориентируясь, прежде всего, на требования, предъявляемые обществом к человеку «нового века», а именно: конкурентоспособность, целеустремленность, коммуникабельность, мобильность и профессионализм. Особая роль в формировании такой личности отводится системе общего (начального) образования. Образовательный процесс, организованный в этих учреждениях способен удовлетворить потребности общества и государства в получении высококвалифицированных специалистов и достойных граждан своей страны.В итоге же оказывается, что наличие только профессиональных качеств является недостаточным для успешной адаптации человека в современном обществе, а также его нормальной жизнедеятельности. Для достижения такого результата необходимо нравственное и эстетическое развитие личности. Наиболее важным из них мы считаем именно эстетическое воспитание, так как нравы в обществе со временем меняются, а направления в культуре все больше становятся признаками времени, тогда как отличить прекрасное от безобразного, а комическое от трагического необходимо всегда.Проблема эстетического воспитания личности давно волнует педагогов и психологов всего мира. Огромный вклад в изучение этой проблемы внесли: Бахтин М.М., Выготский Л.С., Георгиевский П.Е., Каптерев П.Ф., Коджаспирова Г.М., Лихачёв Д.С., Лосев А.Ф., Лотман М.Ю, Макаренко А.С., Подласый И.П., ., Толстых А.В., Флоренский П.А., Шацкий С.Т., Шиллер Ф., Толстых А.В. Разумеется, эстетическое воспитание не сводится только к воспитанию чувств. Оно предполагает также и другие аспекты – познавательный, образовательный, творческий и так далее. Вместе с тем, воспитание чувств – главная цель эстетического воспитания. В то же время цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен, так как насильственное присвоение человеку каких-либо норм и правил приведет скорее к обратному эффекту. Наиболее простой и доступный путь к открытию прекрасного в человеке лежит через творчество, так как только в творчестве человек реализует свои истинные желания и потребности[34]. Но это творчество также должно подчиняться нормам, принятым в обществе. Верное понимание эстетического воспитания имеет большое значение. Существует множество определений термина «эстетическое воспитание». Выделим из них, на наш взгляд, наиболее точные:Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле эстетическое воспитание - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки[72].Эстетическое воспитание школьников – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, способного жить и творить по «законам красоты»[4,58]. Эстетическое воспитание - процесс формирования эстетического восприятия через вовлечение объекта воспитания и обучения в активную управляемую творческую деятельность [15]. Эстетическое воспитание - система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [23, 451].Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры[71]. Проанализировав перечисленные выше определения можно заключить, что: эстетическое воспитание – процесс, формирования творчески активной личности, с целью развития в нем способности воспринимать, анализировать и создавать эстетические и гармонические объекты и явления в природе и искусстве посредством воздействия различных методов воспитания и обучения, как со стороны воспитателя, так и со стороны воспитуемого. Нормы и принципы эстетического воспитания регламентируются наукой эстетикой. Слово эстетика, в переводе с греческого (aisthetikos), означает чувственно воспринимаемый, имеющий отношение к чувственному восприятию. В этимологии слова, таким образом, раскрывается то важное обстоятельство, что эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей[31]. Эстетика рассматривает не только сущность объективно – существующего прекрасного в жизни и искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно – чувственный характер и составляет специфику эстетического сознания.Вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие личности. Это связано с обогащением личности художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучением начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве; развитием с помощью занятий искусством природные силы и психические свойства личности: музыкального слуха, художественной зоркости, творческого воображения, оригинального мышления; воспитанием эстетических чувств; сформированием устойчивого эстетического сознания. Таким образом, все перечисленные качества составляют целостность эстетического воспитания. Но как бы то ни было понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий: эстетическое сознание, эстетическое развитие, эстетический интерес, эстетическая потребность, эстетическая культура, эстетические отношения.Эстетическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства[70]. Эстетическое развитие – процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей[70].Существенным показателем эстетического отношения человека к миру являются эстетические интересы и потребности. Психологи определяют «интерес» как направленность личности на определенные предметы и явления. Эстетический интерес – это направленность мыслей, чувств на такие объекты, которые привлекают своей красотой, вызывают эмоционально-оценочное отношение.Эстетическая потребность – одна из высших человеческих потребностей, связанная с удовлетворением особых духовных запросов, лишенных какого бы то ни было утилитарного содержания, запросов в области прекрасного[28,283]. Важное значение, в структуре личности, имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением мировоззренческих позиций индивида, его взглядов, потребностей, идеалов является его эстетический вкус, то есть способность отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Формирование эстетической культуры – процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности[28,282-284]. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Показателем эстетического развития школьника является наличие у него эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение к действительности характеризуется, прежде всего, тем, какая жизнь представляется ему как самая привлекательная, желанная. По своей структуре эстетическое отношение – категория сложная, состоящая из трех компонентов: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое суждение.Эстетическое восприятие – начальный момент в формировании эстетического отношения к действительности. Оно выражается в общей наблюдательности, в способности человека замечать прекрасное вокруг себя, обращать на него внимание. Эстетическое восприятие не представляет собой акт чисто рационалистического порядка. Оно всегда выражает переживание человеком своего соприкосновения с прекрасным и потому неразрывно связано с чувствами. Эстетическими чувствами называются чувства и эмоциональные состояния, возникающие в процессе восприятия прекрасного и выражающее отношение человека к прекрасному. Эстетические чувства способны укрепляться в поведении и характере человека, становятся настоятельной потребностью и привычкой, превращаются в устойчивые особенности его личности. В этом случае мы и можем говорить об эстетических чувствах, как об одном из составных компонентов эстетического отношения человека к действительности.Третьим компонентом эстетического отношения к действительности, к искусству является эстетическое суждение, то есть, способность человека правильно воспринимать и оценивать прекрасное.Эстетический идеал – наиболее полная и законченная форма эстетического суждения. В нем выражается суждение о совершенной красоте человека и общества. Эстетический идеал – это цель, к достижению которой мы стремимся, и вместе с тем это основной критерий, с позиции которого мы оцениваем окружающую действительность, личность человека, его поведение и поступки. Идеал отличается большой силой действенности, он побуждает человека творить во имя его осуществления.На базе конкретных эстетических восприятий, эстетических чувств, идеалов, суждений и понятий о прекрасном формируется эстетический вкус.Эстетический вкус – устойчивое эмоционально-оценочное отношение человека к прекрасному, носящее избирательный характер[4,59].В соответствии с особенностями развития и воспитания у каждого человека вырабатывается свой личный вкус в той или иной области. Это не означает, что общество не оказывает влияния на формирование эстетических вкусов, и что о вкусах нельзя спорить и не нужно заниматься их воспитанием. Это означает, что воспитание вкусов не должно сводиться к их нивелированию под общее требование и моду. Наша задача в этом отношении – воспитывать человека, который не стремился бы слепо следовать моде, а умел бы сознательно брать из нее все лучшее, наиболее соответствующее его идеалам, потребностям и склонностям.Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются понятия художественное образование и художественное воспитание. Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного, в том числе самодеятельного творчества. Эстетическое воспитание имеет непосредственное отношение и к социальному процессу обмена художественно-эстетическими ценностями между народами. Это недостаточно изученное и управляемое свойство эстетического воспитания приобретает особое значение в связи с быстрым развитием различных форм обмена и информации между народами, в связи со стремительным ростом международного туризма и т.д.Ещё одно специфическое свойство эстетического воспитания состоит в том, что оно может служить важнейшим средством эстетико-художественного познания, влиять на развитие образного, как правило, ассоциативного мышления, и вообще всего интеллекта человека. В процессе эстетического воспитания осуществляется накопление и передача от поколения к поколению чувственно-эмоционального опыта человечества, чувственно материализованных в произведениях искусства представлений о прекрасном, совершенном, гармоничном. В ходе этого процесса совершается отбор, усвоение и интеллектуальное и эмоциональное закрепление данного опыта в соответствии с основным содержанием образа жизни людей. В процессе эстетического воспитания через чувства, эмоциональные состояния, настроения формируются деятельность и убеждения индивида, происходит его приобщение к определенному социуму, составляющему среду существования человека и создающему условия для его каждодневной жизнедеятельности.Воспитание эстетического вкуса предполагает развитие у школьников восприимчивости к прекрасному, а также иммунитета ко всему безобразному, уродливому. Решение этой задачи осуществляется различными способами.Первый способ – создание красивой обстановки учения, труда, быта воспитанников. Второй способ – формирование эстетического идеала, стимулирующее сознательное стремление к совершенной красоте. Третий способ воспитания вкуса – сопоставление и анализ красивого и уродливого, критика всяких извращений в области эстетики.Четвертый способ – вооружение школьников способами анализа эстетических явлений, развитие самостоятельных суждений и оценок.пятый способ – выполнение школьниками практических заданий с учетом принципов эстетического воспитания. Все перечисленные пути воспитания эстетического вкуса взаимосвязаны и перекликаются. Таким образом, следует вывод, что применяться они должны комплексно. Для наиболее успешного достижения этой цели необходимо подчеркнуть, по крайней мере, две особенности осуществления эстетического воспитания в современных условиях.Первая особенность - педагогическая. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Эстетическое воспитание в раннем детстве есть не только средство формирования отношения к действительности, но и одновременно и нравственного, и умственного воспитания. Вторая особенность – собственно эстетическая. Эстетика как наука, а вместе с ней и эстетическое воспитание сегодня перешагнули границы искусства. Искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание - основным средством формирования эстетического отношения к миру. Вместе с тем эстетическая мысль все более серьёзное внимание уделяет эстетике труда, человека, общественных отношений, природы человеческой деятельности. Процесс формирования эстетического идеала у детей, их эстетического отношения к общественным идеалам проходит две стадии. Они неразрывно связаны между собой, обуславливают друг друга. Одна из них заключается в том, что в ходе жизни ребенок усваивает определенные социальные установки, наряду с которыми воспитатели стремятся целенаправленно сформировать его представления об идеале. Такое формирование осуществляется, прежде всего, с помощью вербально - изобразительных средств. Вербально образное формирование эстетического идеала имеет для духовной жизни и практического поведения подростков и юношества огромное значение. В сознании ребят формируются определенные образы, складываются планы поведения и отношения к жизни.Другая стадия – стадия реального, практического воплощения идеальных стремлений в жизнь, ответственности перед обществом и собственной совестью за их воплощение.Методологически важным для эстетики является также объективное требование эстетического освоения мира с помощью самых разнообразных видов человеческой деятельности, прежде всего через производственную, трудовую, всю общественно полезную, бытовую, игровую и конечно, художественно-творческую деятельность. Эстетическое освоение человеком мира проявляется в художественной форме, в различных видах искусства, являющихся особой, специфической формой общественного сознания. Эстетическое воспитание выполняет в общей системе всестороннего, гармоничного развития человека прежде всего свои прямые функции. Во всех видах деятельности эстетическое воспитание выявляет содержащийся в них эстетический элемент и превращает его в средство эстетического развития, образования формирования человека.Эстетическое воспитание, выполняя свою прямую функцию формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, одновременно, параллельно вносит свой вклад в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию идеологии и нравственности человека, расширяет его познания о мире общества и природы. А многообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, формированию трудовых навыков и умений, нравственных качеств целеустремленности, воли, мужества, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Вовлечение детей в творческую импровизацию воспитывает у них также неоценимое качество: творческий подход к любому виду деятельности. Критический взгляд на привычные представления, продукты творческой деятельности.Помимо прямых функций в общей системе всестороннего, гармоничного развития личности эстетическое воспитание выполняет немало функций косвенных. В частности, эстетически воспитанный человек способен организовать деятельность окружающих, влиять на их мысли и поведение; а усвоенные им законы красоты и гармонии являются наиболее активным и эффективным стимулятором деятельности. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всесторонне развитой личности, сто подтверждает необходимость исследования в области эффективных методов эстетического воспитания школьников на современном этапе развития общества.В эстетическом воспитании школьников следует сделать упор на вербально-образное формирование эстетического идеала, т.к. оно имеет огромное значение для духовной жизни и практического поведения подростков и юношества.В процессе эстетического воспитания формируется деятельность и убеждения индивида, происходит его приобщение к социуму, а значит, обеспечивается успешность дальнейшей социальной адаптации.Эстетическое воспитание осуществляется с помощью самых разнообразных видов деятельности: производственной, трудовой, общественно-полезной, бытовой, игровое и художественно-творческой.Поскольку эстетическое воспитание является индивидуальным процессом для каждой личности, следовательно, необходимо применять методы, позволяющие контролировать процесс эстетического воспитания каждого ребенка. В связи с этим, мы считаем необходимым перейти к исследованию возможности применения метода проекта в эстетическом воспитании школьников.§2. Метод проектов как фактор эффективного эстетического воспитания школьниковНовые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране, создания возможностей для реализации и развития прогрессивных технологий. Новая интерпретация целей и задач трудового обучения, в которых эстетическая составляющая играет немаловажную роль потребовала использования нового комплекса форм и методов работы со школьниками. Педагогическая технология стала многооперационной. На вооружении современного учителя труда, а теперь «учителя технологии», появился проект, как метод обучения, и в то же время - это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетья в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания[36,65-66]. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко, но недостаточно продуманно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Изменения произошли лишь в пост перестроечный период, когда вместе с изменением политической и экономической ситуацией в стране пришел черед менять и образовательную систему. Суть метода проектов состоит в том, что ученик самостоятельно ставит цели и задачи, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует, на основе опытной, лабораторной, практической работы выводит новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады и рефераты, содержащие свои выводы, обобщения, решения. Учитель – организатор. Ученики должны работать самостоятельно. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяют педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную и творческую деятельность. Поэтому одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе обучения сегодня и является метод проектов. Существует множество определений, раскрывающих сущность метода проектов: И.Чечель: «Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования)»[39]. Е.С.Полат: «Метод проектов - обобщенная модель определенного способа достижения познавательной деятельности»[27]. Но наиболее полное, на наш взгляд определение предлагает В.Д. Симоненко: «Метод проектов (от греческого - путь исследования) - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на твор