«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. …Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». В.А.Сухомлинский. Из книги «Сердце отдаю детям».Развитие эмоциональности детей дошкольного возрастачерез песочную терапию. Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка создавать и контролировать эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Л.С.Выготский писал о феномене, «засушенное сердце» (отсутствие чувства) наблюдавшемся у современников и связанном с воспитанием не потеряло актуальности и в наше время. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Из опыта работы можно заметить, что дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Современные родители заняты своими проблемами, работой и не могут выкроить нескольких минут, чтобы просто поговорить с ребенком, почитать ему сказку, поиграть. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Ребятишки не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда и возникают проблемы общения между сверстниками и взрослыми. Поэтому ребенок замыкается в себе со своими страхами и проблемами, черпает новые впечатления, прильнув к телевизору. Но ведь живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувствительную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения. Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор далеко не во всех детских садах имеется такая служба. Развитие эмоциональной сферы дошкольников способствует формированию ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей) – что является оценкой результативности и качества дошкольного образования. Я считаю, что каждому воспитателю нужно быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы актуальна и важна. Опыт моей работы с детьми показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с младшего возраста по принципу: «Играть – развивая, развивать – играя». Дошкольники с удовольствием играют, решая тем самым свои эмоциональные проблемы, дают выход своим естественным положительным и отрицательным проявлениям, обучаются управлению широким спектром эмоций и чувств.^ Цель работы: Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста.Задачи: Научить свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания и чувства через песочную терапию. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. В группе мы со своими детьми для раскрепощения эмоциональной сферы, лучшему усвоению языка эмоций проводим развивающие занятия с элементами йоги и дыхательной гимнастики (снятие стресса), этюды, рассматриваем рисунки и фотографии, сочиняем истории, рисуем, слушаем музыку, играем в игры-пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», а также играем с песком. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций мне на занятиях помогает «песочная терапия» (Игры с песком). Принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг швейцарским психологом и философом. Его ученица Дора Калфф создала метод «песочная терапия». Игра с песком, как консультативная методика была описана педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. «Песочная терапия» - это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Песок – необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Смешанный с водой, песок становиться более темным и приобретает качество земли. Песок становиться устойчивым и ему можно придать форму. Можно сказать, что ребенку на полчаса предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Сегодня многие детские дошкольные учреждения имеют ванночки для песка, но как эффективно их использовать, пока еще знают не многие. Для организации процесса песочной терапии на участке и в группе должна быть песочница, вода и коллекция миниатюрных фигур. Набор игрушек может быть самым разнообразным: животные, люди, деревья, здания, мосты, транспорт и многое другое. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Мы постепенно накапливаем и расширяем свою коллекцию игрушек. Организуя игры в песочнице, я стремлюсь соблюдать важные принципы: Безопасность Самостоятельность и инициативность Активность ведущего взрослого Предупреждение открытых конфликтов между детьми Результативность. Как происходит организация игрового процесса:Демонстрация песочницы. Показать голубое дно песочницы – оно символизирует воду, а голубые борта – небо. Рассказать детям, что можно построить любой ландшафт.Демонстрация коллекции фигурок. Предложить детям рассмотреть, подержать в руках фигурки. Рассказать детям, что они могут использовать разные фигурки для создания своего мира.^ Знакомство детей с правилами игры на песке. Чтобы не допускать конфликтов (бросания песком друг в друга, разрушения построек) необходимо научить дошкольников бережному отношению к песку и друг другу с помощью ритуала. Детям рассказывается, что в песочнице живет властелин песка – Песочный человечек. Он очень веселый, забавный и знает много игр. Песочный человечек редко показывается людям, но если соблюдать правила поведения, то можно его увидеть. Раскрыть свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы, которые он приготовил в виде карточек-моделей. Дети вместе с воспитателем повторяют правила работы с песком. (В песочнице нельзя драться, кусаться, песком кидаться). Соблюдение правил игры отслеживается при помощи этого забавного персонажа. ^ Формирование темы занятия, инструкций к играм, содержание занятия. Сказочный герой (Песочный человечек, а также Буратино, Волшебник, Листовички и др.) задают тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ и введение ребенка в проблему и ее разрешения. Он ведет игровой процесс, анализирует результаты творческих работ, подбадривает каждого ребенка. 5.^ Завершение занятия, ритуал выхода. Ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок и говорят слова благодарности песку, за то, что стали мудрее, добрее, затем прощаются с персонажем. Во время работы по данной теме мною было разработано: Перспективное тематическое планирование, конспекты занятий. Наглядный и дидактический материал. Картотека игр и упражнений на эмоциональное развитие детей. Схемы-модели для игр в песочнице. Для определения уровня состояния эмоциональной сферы дошкольников мною была проведена диагностика по методикам: «Кактус», «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста», «Методика изучения особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции», «Эмоционально-личностный тест «Сказка», а также наблюдения, которые позволили в конце учебного года увидеть, что дети стали более уверенными в своих возможностях, снизилось чувство агрессивности в игре, появилось доброжелательное отношение друг к другу. Работа над этой темой показала эффективность описанного подхода. Результатом моей работы по данной теме явились показатели сформированности ключевых компетенций: Компетенции 2008-2009 уч.год2 младш. группа 2009-2010 уч.годСредняя группа Социальная 49,7% 88% Коммуникативная 56,5%, 88,4 Деятельностная 34,7% 73% Информационная 52,1%, 88,4% Здоровьесберегающая 52,1%, 84,6% Заметно повысился уровень коммуникативных способностей (положительное отношение друг к другу, к взрослым, к окружающим) и, как результат в нашей группе высокая посещаемость детей 2009 год – 182,6 дет. дня, что выше среднегородского показателя (180 норма). Эффективность метода «Песочная терапия» позитивно влияют на эмоциональное самочувствие всех детей группы. В процесс «песочной терапии» были вовлечены и родители. Таким образом, у родителей появился интерес к общению с детьми, и проникаются всеми детскими проблемами. Они стали принимают активное участие в жизни группы и детского сада. Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, его внутреннее состояние окрашено положительными эмоциями, и он знает, что справиться с любой ситуацией внутри себя – это придает ему уверенность. Таким образом, была решена проблема в развитии эмоциональной сферы ребенка.Литература Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. Вердербер Р. Психология общения. – С-Пб, 2003. Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – С-Пб, 2008. Маклаков А.Г. Общая психология. – С-Пб, 2008. Журнал «Дошкольная воспитание», №6 2008, («О социально эмоциональном развитие дошкольников»). Журнал «Дошкольная педагогика», №3 20002. Журнал «Обруч», №6 2005, («Кувшин эмоций»). «Справочник старшего воспитателя», №3 2009.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии» - С-Пб, 2002.