Реферат по предмету "Разное"


«Теория воспитания» в системе религиозного народовластия

«Теория воспитания» в системе религиозного народовластияДоктор Рахматуллах Марзуки1ВведениеОбучение и воспитание или образование (Education) в широком смысле означает своего рода планированное формирование и направление мыслей, взглядов, поведения нового поколения, одним из основных целей которого является ознакомление детей и юношества с культурой и ценностями общества во всех его аспектах. Естественно, любая общественная система нуждается в программах и специфических способах объединения своих членов на почве культуры и цивилизации. Хорас Манн убежден, что либерально-демократическая система нуждается в образованных граждан, которые, познавая законы общественного процесса, относятся к ним уважительно (1). С этой точки зрения органы образования считаются основными защитниками либерально-демократической общественной системы. Следовательно, если считать, что либерально демократические системы нуждаются в наличии органов образования, то система религиозного народовластия также испытывает нужду в «теории» и «органах образования», способных содействовать распространению и укреплению ее ценностей. С этой целью образовательная система и школы могут прививать у учащихся знания, взгляды, ценности, навыки и поведенческие нормы, в которых нуждается система религиозного народовластия и, таким образом, принять эффективные меры для формирования культуры народовластия. Целенаправленное и эффективное завершение этой работы со стороны образовательных органов нуждается в составлении и предложении конкретной «воспитательной теории», основанной на «идее религиозного народовластия». В данной статье с обзорным взглядом на теорию религиозного народовластия будем анализировать «компоненты теории воспитания».^ Образование в общественных системах Значение, а также социальная и культурная роль образования всегда находились в центре внимания мыслителей, философов и знатоков теории воспитания. С точки зрения Платона, власть – это ничто иное, как воспитание, и, в конечном счете, ничто иное, как прививание совокупности знаний и мудростей у граждан страны (2). А Аристотель уверен, что воспитание и обучение (образование) граждан должно быть организовано согласно принципам и ценностям соответствующего общества, и это – сила, которая может стать причиной укрепления и долговечности социальной системы (3). Фараби придерживается мнения, согласно которому обучение и воспитание членов общества может играть эффективную роль в процветании искомой социальной системы или «города благочестивых» (4). С точки зрения Джона Дьюи устойчивость и долговечность демократии (народовластия) зависит от того, насколько соответствующие ей особенности развиваются посредством системы образования. На его взгляд, народовластие в каждом поколении должна рождаться заново, а повивальной бабкой при этом является образование (5). Основные культурные и социальные функции и роли образования могут состояться из таких компонентов как воспитание духа коллективизма, знакомство нового поколения с достижениями общественной культуры, формирование единства и социальной сплоченности и создание необходимых условий для формирования гражданских институтов в будущем. Выполнение этой миссии зависит от целей, структуры и формы образовательных систем, которые подчинены ценностям соответствующих обществ. Ганс (Hans, 1976) в ходе сравнительного анализа пришел к такому выводу, что системы образования таких стран, как США, Англия, Китай, Германия, Франция и Советского Союза (бывшего) направляются согласно идеологической мотивации и гражданских мечтаний этих обществ (6). Даже сегодня основная цель образования в Китайской Народной Республике состоит в гарантировании власти коммунистической партии и создания общественной поддержки официальной идеологии и существующих ценностей (Yao, 1993) (7). На взгляд Майкла Аппела (Michael Appel, 1975), большинство учащихся американских школ находятся под влиянием воззрений, цель которых является обеспечение легитимности правящей общественной системы (8). Кроме того, предпринимаются попытки прививать у учащихся уверенность в том, что американский образ жизни является лучшим в мире (9). Бразильский воспитатель Пауло Фрейре (Paulo, Freire) убежден, что в капиталистической системе школы используются как средство для укрепления правящей системы, а воспитание не используется для воспитания учащихся в духе критического и творческого подхода к социальным реалиям (Marder, 2000). По этой причине Джордж Кантс (George Counts), Теодор Бремелд (Theodor Brameld) и другие мыслители придерживаются мнения, согласно которому образование, в основном, не является нейтральным и без определенной ориентации, наоборот, оно находится в зависимости от социальной системы. Кажется, что во всех образовательных системах, наряду с культурной ролью образовательных институтов, в той или иной степени наблюдается и консервативный подход, направленный на защиту существующих ценностей и общественных систем. Хотя этот подход может встречаться с различными степенями интенсивности, тем не менее, он используется в тех же различных степенях как средство для поддержания консервативных целей. С точки зрения Дьюи школы обладают, как консервативными компонентами для передачи культурного наследия общества, так и компонентами перестройки для реформирования или изменения культуры. На его взгляд, школы являются особыми местами, для преднамеренного введения нового поколения область участия в гражданской жизни и наряду с передачей культурного наследия стремятся и к перестройке этого наследия (12). Школы, по мнению Дьюи, выступают важнейшим «образующим общество» фактором и таким образом, что процесс участия в жизни общества на основе народовластия передается на более широкие общественные пласты (13). Народовластие – это процесс участия, нуждающийся в активном участии каждого индивида в жизни общества. В этом плане школы, кроме передачи ценностей и фундаментальных знаний, еще могут служить основой для расширения гражданских прав и борьбы против социальных неравенств и проблем. Джордж Кантс убежден, что в центре внимания программы демократического воспитания американского общества должны находиться две крупные цели – формирование демократических традиций, наклонностей и связей, а также получение необходимых знаний для осознанного участия в жизни демократического общества; вместе с тем, эта программа должна прививать у учащихся верность к демократическим методам (14). Естественно, что культурные и социальные цели являются из числа самых главных задач школ и других образовательных учреждений, и каждая общественная система, в частности, и религиозное народовластие нуждается в воспитании соответствующих нравственных и социальных особенностей. И образовательные учреждения могут путем воспитания учащихся в духе этих гражданских качеств сыграть важную роль в укреплении культуры народовластия. С этой позиции образование может быть трактовано как культурное явление или ключ к обновлениям и изменениям общества. То есть, все, к чему стремится общество, может быть посредством образования поставлено на службу нового поколения. Система образования, будучи отражателем общественных преобразований, может быть двигателем проведения реформ и сыграть важную роль в осуществлении социальных и культурных изменений (15). Кроме того, можно отметить, что народовластие является лишь государственной системой. В этом плане оно выступает еще в качестве культуры и основного образа жизни. По мнению Дьюи, народовластие исчезло в тех странах, в которых оно обладало лишь только политическую природу и не находило выхода в общее жизненное пространство народа. То есть в этих странах народовластие ограничивалось выбором представителей и межпартийными распрями (16). Очевидно, что если народовластие, не превращается в образ жизни или в культуру, то оно будет недолговечным. В области культурного созидания школы могут предоставить учащимся возможность демократического участия, чтоб их наклонности и личностные ориентиры формировались в атмосфере народовластия и чтобы они посредством школьного микроклимата стали членами большого общества. ^ Идея и система религиозного народовластия Идея религиозного народовластия исходит из политической позиции Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), основоположника нового гражданского общества в Иране. На основе этой идеи выдвинуты новый взгляд на политику, ее определении, цели власти, и роли народа, которые далее нами будут кратко рассмотрены. С точки зрения Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) политика является «неотъемлемой частью исламской идейной системы и мировоззрения». На его взгляд, политика означает наставление человека и общества на путь соблюдения божественных предписаний (17). В этом смысле исламская политика, власть и гражданская система являются единственным средством наставления человека на путь сближения с Богом и на этом пути истинна, справедливость и наставление являются основополагающими принципами. На этой основной идеал и роль гражданской и политической системы ислама состоят из «наставления и воспитания». Имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) выступал за признание смешанности природы политики, культуры и религии (18). С его точки зрения исламские предписания вечны, незыблемы и подлежат соблюдению, в ином случае цели ислама будут неосуществимыми. На взгляд Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), «Очевидно, что необходимость наличия власти подчинена целям распространения справедливости, воспитания, обучения, обеспечения стабильности в обществе и устранения гнета» (19). Вкратце можно сказать, что с позиции Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) формирование исламского правления является необходимой мерой и средством для осуществления справедливости и социального равенства с целью создания необходимых условий для движения человека в направление к Господу, и достижения желаемого совершенства, то есть «близости с Богом». Имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), акцентируя внимание на божественную легитимность власти и на то, что власть - это божественная ответственность, вместе с тем, придавал большое значение роли народа во власти. Он в этом плане заявляет, что: «Мы подчиняемся любым решениям народа. Мы не имеем права, Всевышний Господь не дал нам права, Пророк ислама не дал нам права навязать чего-либо нашему народу» (20). Настойчивое упоминания Имама (да будет с ним милость Аллаха) о роли народа в гражданской системе ислама связаны с тем, что, во-первых, опора на божественную легитимность не может быть поводом для игнорирования права народа и непризнания его мнения. Во-вторых, ислам стремиться к наставлению членов общества на путь истины и при подобном стремлении невозможно пренебрегать мнениями людей. Настойчивые упоминания о роли народа в мыслях Имама (да будет с ним милость Аллах!) пользуются огромной важностью, и он считает, что без участия и волеизъявления народа правильное управление государством невозможно (21). Он, во-первых, считает, что право распоряжаться своей судьбой и участвовать в управление обществом является достоянием всех социальных групп, а не отдельных лиц или групп, во-вторых, интерпретирует вмешательство народа в управлении делами общества в качестве его религиозно права, а также его обязанности по шариату. То есть народ, не только имеет право участия в управлении делами общества, но подобное участие является еще и его религиозной обязанностью (22). На взгляд Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), народ должен принимать активное участие в политические дела, а так же и контролировать эти дела (23). Имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) считает организацию общего контроля средством защиты ислама и исламской республики и на основе обязательного принципа повеления исповедимого и запрещение отвергаемого характеризует этот контроль в качестве общей обязанности народа. В этом отношении он заявляет, что: «Народ обязан контролировать работу всех органов власти с верху до низов, и при обнаружении ошибок и отклонений принять меры по их устранению» (24). Имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) считает выявление проблем и использование созидающей критики средством достижения счастья и обеспечения развития общества и заявляет: «Я говорил о созидающей критике. Эту критику не следует понимать в смысле противостояния… Уместная и созидающая критика становится причиной процветания общества. Критика, если она правдива, становится основой для наставления на путь истины. Никто не должен считать себя не подлежащим критике» (25). Теория Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) о божественно-народной легитимности или о религиозном народовластии в кратком обобщении находило свое отражение в рамках гражданского общества Исламской Республики Иран. Компоненты этой теории также отражались, как в названии этого гражданского общества, то есть «Исламская Республика», так и в регламенте его работы – «Конституции ИРИ». Поэтому Имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) стал инициатором и основоположником системы, в котором воплощены как божественная легитимность, так и воля народа и народная легитимность. То есть Имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) воспринимает народовластие в смысле опоры на желания и волю народа. Имам создал и выдвинул новое понимание этого явления - народовластие, основанное на духовность и веру или религиозное народовластие. «Теория воспитания» в системе религиозного народовластия Как уже было изложено, образование сыграть заметную роль в процессе создания условий культурного созидания в целях строительства идеального цивилизованного общества. Кроме того, воспитание является нормативным актом, тесно связанным с ценностями, взглядами и потребностями общества. Другими словами, теория воспитания в любом обществе находится под влиянием убеждений, Ценностей и идеалов этого общества. Теория, в целом, понимается как распространенная совокупность логически связанных определений и понятий, которые выражают упорядоченный взгляд на вопросы и явления (Zais, 1976) (26). Данное определение теории предлагает стратегию для координации соответствующих действий. С точки зрения Айзнера воспитательные теории, в основном, являются нормативными и ценностными теориями, в которых используется метод споров и убеждения (Eisner, 1979) (27). Пратт считает воспитательные теории путеводителем практики, и он убежден, что эти теории отличаются от чисто научных и интеллектуальных учений (Pratt, 1980) (28). Халпин придерживается позиции, согласно которой воспитательные теории являются ценностными учениями, и занимаются определением того, «что следует делать?» (Halpin, 1985) (29). Вкратце следует отметить, что теории в области воспитания имеют нормативный, культурный и зависимый и, в большинстве своем, рекомендательный характер, то есть они выступают в качестве совокупности принципов и методов, служащих ориентиром для действия. Далее будет предпринята попытка на основе логических аргументаций, основанных на теории религиозного народовластия, применять по отношению к нему (религиозному народовластию) «теорию воспитания», чтобы на ее основе можно было определить ориентиры образовательной системы цивилизованного общества религиозного народовластия. Ибо всякая общественная система для своего успешного функционирования должна разработать свою теорию в социальной, культурной, экономической, образовательной и иных областях. Без этого добиться существенного успеха в осуществлении идей, мыслей и новых систем невозможно. Как уже было отмечено, согласно основанной на идеалах ориентации идеи религиозного народовластия, основная цель системы религиозного народовластия заключается в создании необходимых условий для наставления индивида и общества на путь истины и их возвышения согласно божественным заветам. Исламское воспитание в его широком понимании также направлено на создание необходимых условий для наставления и всестороннего совершенствования нового поколения путем предоставления знаний, формирования у него необходимых взглядов и поведенческих норм. С этой позиции следует сказать, что цивилизованная система религиозного народовластия и религиозное воспитание преследуют единую цель, то есть они обладают общую цель, направленную на наставление человека общества на путь истины и обеспечение их возвышения и совершенствования на основе божественных предписаний. Но каждый из них осуществляет общую цель в рамках особой и присущей ему совокупности мер и действий. Согласно теории религиозного народовластия цель воспитания в его культурных и социальных аспектах должна заключаться в воспитании сведущих и преданных исламским ценностям граждан, являющихся ответственными, обладающих необходимыми навыками и умением для участия в общественных делах. Плодом подобного воспитания станут люди, которые, обладая необходимыми знаниями об исламской системе, проявляют согласованные действия и наклонности, соответствующие этой системе. Эти люди будут способны на основе желаемых воззрений, ценностей и идеалов критически оценить создавшееся политическое и общественное положение. С этой точки зрения следует сказать, что воспитание критического мышления учащихся в процессе образования является одной из важных целей воспитания в духе народовластия (Gutmann, 1989) (30). Внимание к этому вопросу говорит о том, что при воспитании и воспитательном подходе в системе религиозного народовластия не исключено и присутствие своего рода минимального консерватизма, вызванного необходимостью распространения и изучения предполагаемых ценностей. Но следует признать, что в воспитательном подходе религиозного народовластия в центре внимания находятся не только консервативные функции образовательного процесса, но и еще и критические, реформистские и даже (в некоторых случаях для избегания политических и культурных промахов) «революционные» его функции. Кроме того, следует отметить, что предполагаемое религиозным народовластием воспитание, не ограничиваясь чисто культурными и политическими аспектами, основывается на социально-религиозных факторах. Другими словами, источником и конечной целью общественной жизни, а также культурного воспитания в системе религиозного народовластия служит приверженность к Богу. То есть, при исламском воспитании «духовный компонент» будет находиться внутри процесса воспитания и общественной практики и необходимо, чтобы общественные и политические обучения и поведения были ориентированы на религиозные и божественные аспекты. В этом смысле одна из основных целей воспитания в системе религиозного народовластия состоит в религиозное и божественное наставление воспитания во всех культурных, идейных и других аспектах. Одним из необходимых требований воспитания, вытекающей из идеи религиозного народовластия является воспитание инициативных лиц, склонных к участию в общественной жизни, критикующих, имеющих религиозный и прогрессивный взгляд на общественную жизнь. Внимание к вопросам ответственности и участия лиц в общественной жизни само по себе означает своего рода внимание к достоинствам и свободам человека. Подобное внимание постоянно становится объектом поддержки и акцентирования со стороны ислама и идеи религиозного народовластия. Возможность воспитания у людей подобных качеств является выразителем возможности института образования сыграть важную роль в процессе формирования норм культурных ценностей в общественных отношениях и общественной жизни. Это означает, что школы и другие образовательные учреждения могут в соответствии с идеями системы религиозного народовластия сыграть основную роль в формировании общественной культуры. В качестве компонентов формирования этой культуры выступают такие меры, как воспитание чувства общественного доверия, соответствие желаний нового поколения общественным интересам, предложение рациональных представлений об отношениях власти и народа. К этим компонентам относятся также передача необходимых политических и социальных знаний, оказание помощи для внутреннего осознания общественных ценностей, воспитание нового поколения в духе чуткого отношения к своей политической и социальной жизни, воспитание инициативных людей с активной гражданской позицией. Другими словами, с точки зрения «идеи воспитания религиозного народовластия», мы должны стремиться к воспитанию таких людей, которые в своих отношениях к общественной жизни были активными, ответственными и критичными. С этой точки зрения процесс образования в обществе с религиозным народовластием должен поощрять и координировать культурные аспекты системы религиозного народовластия особенно для новых и грядущих поколений. Ибо система религиозного народовластия нуждается в динамичности, непрерывности, ценностной ориентации и постоянной корректировке в целях устранения возможных крупных и мелких промахов. А этот цель достижима только при постоянном господстве подлинной культуры религиозного народовластия, которая осуществляется посредством различных способов воспитания. Поэтому выдвижение основных способов воспитания относительно желаемых культурных и политических отношений внутри исламского общества и стремление к обеспечению научности и реализуемости упомянутых ценностей и воспитательных способов выступают в качестве очень важной меры. Следует признать, что наше новое и молодое общество религиозного народовластия в области распространения и укрепления своих ценностей нуждается в «новом воспитательном движении». Это движение, которое находится под влиянием широких общественных позиций, вытекающих из позиции неизбежности проведения общественных преобразований. В этом плане необходимо изложение фундаментального вопроса: - Какое «идеальное общество» и какая «форма гражданства» для нас являются желательными в процессе воспитания гражданина в обществе религиозного народовластия? Если мы, действительно, стремимся к культурным воспитательным методам, учениям и власти культуры, основанные на религиозном народовластии, то должны в этом плане приступить к составлению образовательных и культурных программ. Если мы стремимся к идеальному и желаемому обществу, то должны в школах приступить к изучению способствующих нам в этом деле вопросов. Если мы желаем на основе ценностей религиозного народовластия воспитать грядущие поколения активными и ответственными лицами, то должны поместить их в школах и аудиториях, у которых в процессе обучения царствует дух отношений народовластия. Это означает, что в процессе обучения учащихся, их присутствия на занятиях должен царствовать дух учения, ценностей и наклонностей, основанных на религиозном народовластии. Кроме того, процесс образования состоит из идейных, научных, эстетических, физических, этических, религиозных и культурных воспитательных компонентов. И воспитание не может быть организовано с опорой только на одного из этих компонентов и в отрыве от общих позиций и нормативных особенностей образования. Культурное воспитание характеризуется в качестве одного из компонентов воспитания в исламском мировоззрении и религиозном обучении. Вкратце следует отметить, что целевая установка (Aim) культурного воспитания в теории религиозного народовластия означает наличие религиозного подхода относительно наставления и духовного возвышения индивида и общества. То есть целевая установка и общий подход (Approach) культурного воспитания при религиозном народовластии являются божественными и направлены на духовное развитие и назидание человека. Общие целевые задачи (Goals) культурного воспитания в системе религиозного народовластия состоят в воспитание грамотных, преданных политическим ценностям ислама лиц и прививание в них чувства ответственности, активности при участии в жизни общества и необходимых культурных навыков. На основе идеи религиозного народовластия развитие чувства ответственности и контроль людей над областью культурных вопросов являются из числа важных и необходимых задач. То есть, новое поколение должно воспитываться так, чтобы оно было способно к оценке и критике действий существующей общественной системы с учетом ценностей и желаемого целевого положения. С этой позиции желаемыми направлениями в обучении и культурном воспитании в системе религиозного воспитания являются такие направления, как коллективное участие (Participative), активное, критическое и оценочное, которые способствуют развитию чувства ответственности, коллективистского отношения и преданности нового поколения к своим гражданским и политическим обязанностям. Объективные цели культурного воспитания в таких областях, как познавательная, позиционно-эмоциональная и практическая должны быть определены в соответствии с идеалами и общими целями культурного воспитания в системе религиозного народовластия, и учебные программы также должны быть составлены согласно этим целям. Под познавательной областью понимается та часть образовательных целей, в поле зрения которой входят информированность, получение знаний об идее и системе религиозного народовластия, и для достижения которой в учебных программах должны быть представлены соответствующие возможности. А позиционно-эмоциональная область включает в себя относительно устойчивые увлечения, взгляды и наклонности, которые должны воспитываться у учащихся. Эти тенденции вместе с познавательными целями являются из числа важных и основных факторов, определяющих поведения и действия людей. Создание стимула и увлечения относительно культурных вопросов, усиление склонностей к сотрудничеству с другими людьми, склонности к защите системы и культурных ценностей религиозного народовластия также входят в число этих эмоциональных целей. Область навыков и практики включает в себя возможности, способности и поведения, освоение которых входит в число задач учащихся. Некоторые из этих навыков содержат, в частности, умение и возможности изложения взглядов относительно культурных вопросов, развитие возможностей интеллектуального противостояния кризисам, политическим и культурным эксцессам, а также умение участвовать в различных направлениях общественной жизни, формирование которых должно быть составной частью учебной программы школ. Содержимое и учебный материал должны включить в себя упомянутые объективные цели. Некоторые аспекты содержания состоят, в частности, из определения политики и религиозного правления, представления и определения системы религиозного народовластия, сравнения системы религиозного народовластия с другими общественными и политическими системами, разъяснения и рассуждения относительно ответственности и роли народа в гражданском обществе и представления конституции. В целом, содержание должно быть представлено с учетом предоставления возможности для получения желаемой и рациональной информации, сведений о соответствующих взглядах и тенденциях и для освоения предполагаемых поведений и навыков. Кроме того, путем «составления теоретической рамки воспитания в системе религиозного народовластия», предоставляется возможность для сравнения создавшегося положения и тем самим создается условие для реформирования учебных программ в этом плане. Вкратце следует отметить, что в рассуждениях данной статьи относительно теории воспитания в системе религиозного народовластия вопросы, такие как идеалы воспитания, общие целы воспитания и его объективные целы были рассмотрены в рамках трех познавательных областей – эмоциональной, навыков и практики, а также содержимое и учебный материал. Данная теория была рассмотрена в кратком изложении, и, естественно, она нуждается в более детальном рассмотрении. Но даже при подобном кратком рассмотрение есть возможность сравнительного анализа и сравнения этой теории с другими теориями культурного воспитания, такими как критической теории, консервативной теории и демократической теории. Во всяком случае, следует признать, что «воспитательная теория религиозного народовластия» является из числа теорий, которые вполне рассматриваемы в спектре других теорий, она может быть объектом рассмотрения, внимания и обдумывания и на уровне современной и мировой литературы. ^ Итоги и выводы Институт образования является не только «культурным», но еще и «созидающим культуру» институтом. Ибо он способен путем обновления взглядов, знаний и навыков выступить провозвестником достижения нового общества. Другими словами, образование должен быть в состоянии путем обновления и преобразования присущей ему культуры, а так же с опорой на воспитание новой культуры стремиться к осуществлению нового гражданского общества или, как минимум, двигаться в направлении этого общества. Приводимые в данной статье рассуждения говорят о том, что институт образования является не только формируемым, но еще и формирующим институтом, который, будучи творцом изменений, может сыграть эффективную роль в создании новой и желаемой культуры, основанной на «теории религиозного народовластия». Естественно, подобное видение будущего со стороны институтов образования выступает своего рода гарантом непрерывности процесса движения общества и грядущих поколений в направлении «культуры религиозного народовластия». То есть школы путем воспитания и внедрения ценностей, взглядов и поведений, соответствующих гражданскому обществу религиозного народовластия, одновременно с повышением показателя безопасности общества, ликвидируют и всякие культурные и политические разрывы между поколениями. Образование на этой основе может путем составления и реализации «учебных программ социального и общего обучения» школ разработать подлинный опыт культурного созидания, преемственности идей и системы религиозного народовластия. Ибо культура и система религиозного народовластия остро нуждаются в возрастании информированности и знания общества относительно своих принципов и ценностей. То есть школы могут путем предоставления необходимых обучений способствовать сохранению и увековечению культурных ценностей. Внедрение или распространение системы или совокупности убеждений посредством школ также распространить пределы легитимности социальных систем до будущих поколений. Во всяком случае, образование является, если не «достаточным», то, как минимум, «необходимым» условием преемственности и сохранения системы религиозного образования. Школы могут путем целенаправленного использования миллионов часов жизни двадцатимиллионного общества учащихся страны сыграть важную роль в обеспечении легитимности особых форм общественной и культурной жизни. Вкратце можно признать, что явное чествование и возвеличивание системы народовластия и религиозной республики, без планирования и серьезного стремления для осуществления его принципов и ценностей посредством аппаратов культурного воздействия, означает выставлять ее на посмешище. К сожалению, анализ создавшегося положения в области культурного и политического воспитания в системе образования Исламской Республики Иран свидетельствует о том, что в этом плане никаких теоретических разъяснений и регулярных программирований, способствующих распространению культуры религиозного народовластия, не ведется (31). Очевидно, что для обеспечения активного участия народа в политической жизни общества и утверждения в жизни общества культурных ценностей религиозного народовластия следует пользоваться всеми официальными, неофициальными и общими средствами. Этими средствами могут быть, в частности, семья, средства массовой информации и партии. Но следует признать, что самим главным и важнейшим путем обеспечения подобного участия является утверждение в общественной жизни ценностей, тенденций, навыков, поведений, использование эффективных и действенных институтов воспитания, такие как школы и общеобразовательных центров, которые в свою очередь нуждаются теоретическом обосновании и координированных научных программ, отвечающих требованиям системы религиозного народовластия. Литература: -Аристотель. Политика (Сийасат) (Перевод на фарси Хамида ‘Инайата), т. 3, Тегеран, Издательство «Амузеше Энкилабе Ислами», 1371 х.с. -Фастер, Майкл. Боги политической мысли (Ходавандане андишейе сийаси) (Перевод на фарси Джавада Шейх ул-Ислами), т. 1, ч. 1, Тегеран, «Амире Кабир», 1361 х.с. -Кадери, Хатам. Политические мысли в исламе и Иране (Андишехайе сийаси дар ислам ва Иран), Тегеран, «Самт», 1378 х.с. -Готек, Джералд. Философские школы и воспитательные идеи (Макатебе фалсафи ва арайе тарбийати) (Перевод на фарси Мхаммада Джа’фара Паксерешт), Тегеран, «Самт», 1380 х.с. -Dewey, John (1916). Democracy and education. New York: free Press. -Morrish, Ivor (1979). The Sociology of education. George allen and umwin ltd, London. -Yao, renlai (1993). A study of the Political education, section of the people’s republic of China’s national college entance examinagion. EED dissertation research project. University of Massachusetts. U.S.A. -Apple, M.W. (1975). The hidden curriculum and the nature of conflict. Curriculum theorizing. William pinar (ed). Mccutchan Pub. Corporation, U.S.A. -Hursh, D.W. and E. Wayne Ross (2000). Democratic social education. Falmer press, New York and London. -Putnam, H. and Anna Ruth Putnam (1993). Education for democracy. Educational theory, 43. No. 4. -Ryba, R (ed) (1997). Education, democracy and development: an international perspective. Kluwer academic publishers, Boston and London. -Имам Хомейни. Страница света (Сахифейе нур) т. 13, Тегеран, издателсьтво министерства культуры и исламской ориентации. Сс. 217-218. -Имам Хомейни. Правление факиха (Исламское правление) (Велаяте факих (Хокумате ислами)), Тегеран, Центр по изданию произведений Имама Хомейни. с. 23. -Имам Хомейни. Положение и компетенция правящего факиха (Шу’ун ва ихтийарате валийе факих), Тегеран, Издательство Министерства культуры и исламской ориентации, с. 24. -Имам Хомейни. Страница света (Схифейе нур), т. 10, с. 181. (та же книга т. 18, сю83). -Имам Хомейни. Страница света (Сахифейе нур), т. 19, с. 239. - Имам Хомейни. Страница света (Сахифейе нур), т. 9, с. 136. -Хасани, Мухаммад Хасан. Обновление общества с позиции Имама Хомейни (Навсазийе джаме’а аз дидгахе Имам Хомейни), Тегеран, «’Орудж», 1377 х.с., с. 96. -Имам Хаменеи. Доктрина Исламской революции с позиции Имама Хомейни (Айине инкелабе ислами аз дидгахе Имам Хомейни), Тегеран, «’Орудж», 1377 х.с., с. 355. А также «Страница света», т. 13, с. 70. -Имам Хомейни, Страница света, т. 21, с. 48, и т. 3, с. 53. -Марзуки, Рахматуллах. Политическое воспитание в системе образования Исламской Республики Иран (Тарбийате сийаси дар незаме амузеш ва парвареше Джомхурийе Исламийе Иран), докторская диссертация, факультет гуманитарных наук Тегеранского педагогического университета, Тегеран, 1379 х.с.^ Основы религиозного народовластияМухаммад Мешкат1Определение народовластия Слово «демократия», будучи эквивалентным слову «народовластие», состоит из двух греческих терминов - «демос» («народ») и «кратос» («власть»), и означает власть народа. Но с учетом того, что полное единодушие народа – явление очень редкое, то можно считать, что демократия является синонимом «власти большинства».2 Точнее говоря, идеалом народовластия является осуществление двух принципов: участие членов общества в принятии коллективных решений и их равноправие в этом отношении. Эти два принципа выступают в качестве мерила демократичности любого общества.^ Определение и возможность осуществления религиозного народовластия Религиозное народовластие означает участие всех членов общества в процессе принятия общих решений и равное их пользование этим правом в рамках предписаний шариата. Но возможно ли осуществление подобного понятия, подразумевающее власть Бога и власть народа? Некоторые авторы, выступающие сторонниками религии, а друг


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.