ОГЛАВЛЕНИЕ.1 ПОНЯТИЕТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ. 32. ВИДЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ. 53. СТАДИИ ПРОЦЕССА ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ. 84. факторытрудовой адаптации. 10ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА. 121 Понятие адаптация от лат. adapto -приспособляю заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровлениек окружающей среде.
Трудовая адаптация это социальный процессосвоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие отбиологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействиедруг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. В данной ситуациивозможны 3 пути развития событий v личностьв большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутсянезначительными,v средаокажет большее воздействие на личность, при этом возможно изменение поведенияличности,v сопоставимоевзаимное влияние
личности и среды друг на друга. Поступая на работу, человекактивно включается в систему профессиональных и социально-психологическихотношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальныероли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями изадачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебнымпредписаниям данного предприятия или учреждения.Однако при поступлении на работучеловек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения,
всоответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организацииданного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач,предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуясвои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют,приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесструдовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация двухстороннийпроцесс между личностью и новой для нее социальной средой.
Адаптированность человекав конкретной трудовой среде проявляется v в его поведении,v в показателях трудовой деятельности,эффективности труда его количестве, качестве ,v в усвоении социальной информации и еепрактической реализации,v в росте всех видов активности трудовой,общественно политической, познавательной ,v удовлетворенности различными сторонами трудовойдеятельности содержанием труда, заработной платой, организацией труда,условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностьюобщеобразовательного и профессионального
роста и т.д. 2. ВИДЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ. 1. Профессиональная адаптация выражается в определенномуровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формированиинекоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивогоположительного отношения работника к своей профессии. Профессиональнаяадаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой,приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых длякачественного выполнения трудовых обязанностей.2.
Социально-психологическая адаптация заключается восвоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации,вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивномвзаимодействии с членами организации. Это включение работника в системувзаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни,ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получаетинформацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых иличных взаимоотношений в группе, о
социально-психологической позиции отдельныхчленов группы. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотноситсяс его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оцениваетсяим. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям, онаоценивается положительно, работник начинает принимать групповые нормы,постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией.
Входе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизньорганизации, участвует в ней, у него устанавливаются положительныевзаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. Тоесть новый работник вживается в коллектив, осваивает системы ценностей,устанавливает связи и вступает в отношения с остальными членами коллектива ит.д.3. Общественно-организационная адаптация означаетосвоение новыми членами трудового коллектива структуры
организационной системы,системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда иотдыха и т.д.4. Культурно-бытовая адаптация это участие новых членовколлектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях внерабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культурыпроизводства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членоворганизации, члены которой связаны не только отношениями по работе, но исовместным досугом.5. Психофизиологическая адаптация это процесс освоениячеловеком
совокупности условий труда. В современном производстве моральностареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормыпроизводственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда ибыта работников, появление все большего количества удобных и современныхквартир, одежды, предметов туалета не может не сказаться на производственнойдеятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменениясубъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических
норм комфорта, ритматруда и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что длярабочих вопросы, связанные с санитарно-гигиеническими нормами комфорта, весьмаактуальны.Также трудовая адаптация делитсяна v первичную при первоначальномвхождении работника в производственную среду v вторичную при смене рабочегоместа без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды .Она имеет сложную структуру ипредставляет собой единство профессиональной, социально-психологической,
общественно-ор ганизационной и культурно-бытовой адаптации. 3. СТАДИИПРОЦЕССА ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ. В процессе трудовой адаптацииработник проходит следующие стадии 1. Стадия ознакомления, на которой работникполучает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различныхдействий, о нормах поведения в коллективе.2. Стадия приспособления на этом этапеработник переориентируется, признавая главные элементы новой системы
ценностей,но пока продолжает сохранять многие свои установки.3. Стадия ассимиляции, когда осуществляетсяполное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.4. Идентификация, когда личные целиработника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы,акционерного общества, кооператива и т.д. По характеруидентификации различают 3 категории работников v безразличные,v частично идентифицированные,
v полностью идентифицированные. Ядро любой трудовой организациисоставляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядросоставляют не подхалимы, а наиболее квалифицированные и добросовестныеработники. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срокадаптации для разных категорий работников составляет от одного до трех лет.Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней, вызывает явлениепроизводственной и социальной дезорганизации.4. факторытрудовой адаптации.
Факторы трудовой адаптации это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса.Факторы делятся на субъективные иобъективные.Объективные этофакторы в трудовой организации связанные с производственным процессом ,которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда,механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиеническиеусловия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслеваяспециализация и т.д.
К субъективным личностным факторам относятся v социально-демографические характеристикиработника пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальноеположение и т.д. v социально-психологические уровень притязаний,готовность трудится, практичность, быстрота ориентации в производственнойситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность,восприятие самого себя и способность формировать у других чувствоответственности и т.д. v социологические степень профессиональногоинтереса,
степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности икачестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования ит.д. .ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА.1. Ромашов О.В.Социология труда Учеб. пособие. М. Гардарики, 1999. 320с.2. ЕникеевМ.И Кочетков О.Л.Общая, социальная и юридическая психология. Краткийэнциклопедический словарь. М. Юридическая литература,
1997. 448 с.3. ВеснинВ.Р.Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровойработе М. Юристъ, 1998. 496 с.4. КарповА.В.Психология менеджмента. Учеб. пособие. М. Гардарики,1996. 584 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |