Консультация для педагогов«Театральная деятельность в ДОУ» Составила: Старший воспитатель МДОУ ЦРР «Детский сад Рябинка» Лампман В.Е.Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский писал:«Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основыего творческой деятельности»Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач: ^ Познавательное развитие Социальное развитие Речевое развитие Эстетическое развитие Развитие движений - развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата. - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;- развитие эмоций;- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. - содействие развитию монологической и диалогической речи;- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами). - приобщение к высокохудожественной литературе;- развитие воображения;- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;- создание выразительного художественного образа;Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов. - согласование действий и сопровождающейих речи;- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;- выразительность исполнения основных видов движений. Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.^ Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес. По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми. Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организованные действия и отношения. Отличие театрализованных игр от сюжетно-ролевых заключается в том, что театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру.^ Виды театров для всех возрастных групп 1 младшаягруппа 2 младшая группа Средняягруппа Старшая группа Подготовительная к школе группа Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д. Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения. Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами. * Гапит – деревянный стержень. * кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка. * куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью. * кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.