Управление образованием исполнительного комитетаБугульминского муниципального районаРеспублики ТатарстанМуниципальное общеобразовательное учреждениелицей №2«Творчество А. П. Чехова»(Урок литературы в форме суаре, 10 класс)Сулейманова Г.Ш. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категорииБугульмаТема: «Суаре у Ольги Ивановны». Литературная вечеринка, знакомящая с творчеством А. П. Чехова.Цель урока Донести до ребят своеобразие творчества А. П. Чехова. Помочь учащимся увидеть живого писателя. Почувствовать далекую эпоху, понять и уяснить его отношение к людям, обществу, его место в литературе. Развитие монопологической речи. Воспитание чувство гордости за свою русскую литературу, интереса к творчеству А. П. Чехова.^ Ход урока Действующие лица: Хозяйка суаре: Ольга Ивановна Дымова. Гости: Екатерина Ивановна Туркина («Ионыч»), Анна Петровна («Душечка»), художница, поэтесса, гитарист.Зрители сидят за столами; приходящие гости будут подсаживаться к ним, чтобы создавалось впечатление общей вечеринки, а не спектакля, здесь открыто и доброжелательно все общаются друг с другом. (Появляется Ольга Ивановна).^ Ольга Ивановна. Сегодня у меня вечер визитов. Кто будет? Да все свои. Это мы добрые друзья и знакомые, вам они вам они тоже хорошо известны. Но открою один секрет: они не совсем обыкновенные люди. Каждый из них чем-то замечателен. Я вообще быстро знакомлюсь со знаменитыми людьми. Стоит только кому-нибудь прославиться, как я знакомлюсь с ним, в тот же день дружусь и приглашаю к себе. Я боготворю знаменитых людей, горжусь ими. И вот раз в неделю у меня бывают такие милые вечеринки, где мы развлекаемся: читаем, слушаем музыку и говорим о театре, о литературе, о знакомых. Надеюсь, вы узнали меня? (Ольга Ивановна Дымова из рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья»). А вот и первые гости. Добрый день, моя дорогая! Какие новости? Слышала, Дмитрий Ионыч сделал Вам предложение!^ Екатерина Ивановна. Да, Дмитрий Ионыч сделал мне вчера предложение!Ольга Ивановна. Ну, что Вы, что Вы! Быть его женой не могу, хотя и уважаю его. Но больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку. Ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносимой. Сделаться женой – о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки!(Екатерина Ивановна садится за фортепиано, исполняет романс «Белой акации гроздья душистые» на стихи А. Пугачева. После романса появляется следующая героиня).Ольга Семеновна. Ольга Ивановна, дамы, господа, как я рада вас видеть!^ Ольга Ивановна. Милая моя, я тоже рада! Слышала, что вы опять счастливы. Как поживает ваш супруг?Ольга Семеновна. Благодарю, Ольга Ивановна. Мы с Ванечкой все в театре, целыми днями! Только в театре можно получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным. Но разве публика понимает это?! ей нужен балаган! Вчера у нас шел «Фауст наизнанку», и почти все ложи были пусты, а если бы мы с Ванечкой поставили какую-нибудь пошлость, то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра (к зрителям) мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду», приходите непременно!^ Ольга Ивановна. Будем, непременно будем. А вам (к зрителям) позвольте представить… Да, это Душечка – так мы называем нашу Ольгу Семеновну.(Появляется Поэтесса и Художница).Ольга Ивановна. Господа, рекомендую вам наших знаменитостей в области изящных искусств… Подлинные современницы А. П. Чехова – художница Е. С. Кругликова и поэтесса Глафира Галина.(Входит Анна Петровна).Анна Петровна. Добрый вечер, Оленька! Добрый вечер, господа!(Обнимаются, целуются).Ольга Ивановна. А вот и вы! Мы уж заждались!^ Анна Петровна. У меня такая новость! На пасху мой Модест Алексеевич получил Анну второй степени. Когда он пришел благодарить, Его сиятельство изволили пошутить: «Значит, у вас теперь три Анны – одна в петлице, две – на шее».^ Ольга Ивановна. Да, изящно выразился Его сиятельство. Поздравляю Вас от души. Теперь остается лишь ожидать появления на свет маленького Владимира. Сударыни, у меня для вас тоже новость: мы с Рябовским на той неделе ездили в гости к Николаю Ивановичу. Вы ведь знаете, у него теперь свое имение. Вечером, когда пили чай, кухарка подала полную тарелку ягод. Видели бы в эту минуту Николая Ивановича! Он засмеялся, потом минуту молча смотрел на тарелку со слезами! Он не мог говорить от волнения! Потом положил в рот одну ягодку, поглядел на нас с торжеством ребенка и сказал: «Как вкусно!». Я, конечно же, попробовала. Боже, как было кисло и жестко. Но я видела счастливого человека, мечта которого осуществилась так очевидно. Он получил то, что хотел, и был доволен судьбой и самим собой. Как мало надо человеку для счастья! Нет, я бы так не смогла. Мне кажется это скучным.^ Анна Петровна. Да, скучно, скучно. Вообще у нас в городе скучно.Ольга Семеновна. Что вы, Анна Петровна! Напротив, ведь у нас есть библиотека, театр, клуб. Бывают балы. Наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомство.^ Ольга Ивановна (к зрителям). Кого же имеет в виду Ольга Семеновна? (Семью Туркиных из рассказа «Ионыч»). Сударыни, а что там случилось у Шумилиных?Анна Петровна. У Шумилиных? У них расстроилась Наденькина с Андреем Андреевичем свадьба. И с чего бы это вдруг? Ей ведь уже 23 года, и она так страстно мечтала выйти замуж!^ Ольга Семеновна. И не говорите! Такая хорошая семья! Нина Ивановна, мать Наденьки, так чудно играет на рояле, правда, не так, как Екатерина Ивановна.Ольга Ивановна. (К зрителям). А почему же все-таки свадьба расстроилась? (Надя внезапно уехала в Петербург). Тут, конечно, не обошлось без Саши, но она все же странная какая-то. Взяла и уехала. Удивительно, право.Поэтесса. Что ж тут удивительного? Вот у нас в городе был действительно странный учитель греческого языка. Он был замечателен тем, что всегда, даже в хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле, и, когда он вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике. И лицо, казалось, тоже было в чехольчике…^ Ольга Ивановна. Да, удивительный мужчина.Екатерина Ивановна. Сударыни, могу завершить вас, мужчины все таковы! Что-нибудь да выдумают. Вы знаете, я встретила как-то на днях нашего общего знакомого… Собственно, я была с визитом у одной дамы и случайно услышала его рассказ… Так вот. В том уезде, где ваше, Ольга Ивановна, и наше имение, вдова бывшего уездного предводителя каждый год в феврале устраивает поминки по мужу. Собирает его друзей, знакомых и сослуживцев. А поскольку её покойный муж был поклонником Бахуса, - что его и погубило, - то на поминках никогда не подают спиртных напитков. Так ведь что они придумали?! Они спрятали бутылки с горячительным у себя в шубах! И вот весь обед они то за носовым платком, оставленным в кармане шубы, выходят, то поглядеть на чью-то новую шубу… Вот так и устроились!^ Ольга Ивановна. Сударыня, вы, не о Хрумове ли говорите?Екатерина Ивановна. О нем, разумеется! А поминки устраивает известная вам Любовь Петровна Завзятова.^ Ольга Ивановна. Ну, тогда, дорогие мои, я вас позабавлю ещё больше!Все. Что такое?! Как же это?!Ольга Ивановна. А так: ведь Любовь Петровна и моя хорошая знакомая! Мы, когда живем в имении, часто у них бываем. Ещё с тех времен, когда Трифон Львович был жив, царство ему небесное. Так вот, получила я от нее письмо, в котором описывается то же самое событие. (Читает письмо). «Сегодня, по примеру прошлых лет, у меня была панихида. Были на панихиде вес мои соседи. Народ грубый. Простой, но какие сердца! Угостила я их на славу, но. Как и в те годы, горячительных напитков – ни капли! С тех пор, как умер мой муж от излишеств, я дала себе клятву: водворить в нашем уезде трезвость и тем самым искупить его грехи. Отец Евмений в восторге от моей затеи и помогает и словом и делом. Ах, мон Шер, если бы ты знала, как любят меня мои медведи! Председатель земской управы Марфуткин после обеда припал к моей руке, долго держал её у своих губ и. смешно замотав головой, заплакал: много чувства, но нет слов! Отец Евмений, этот чудный старикашечка, подсел ко мне и, слезливо глядя на меня, лепетал долго что-то, как дитя. Я не поняла его слов, но понять искреннее чувство я умею. Исправник, тот красивый мужчина, о котором я тебе писала, стал передо мной на колени. Хотел прочесть стихи своего сочинения (Он у нас поэт), но … не хватило сил, покачнулся и упал… С великаном сделалась истерика… Можешь представить мой восторг! ..» Ну, а дальше о другом.^ Ольга Семеновна. Забавная история! А вот мы с Ванечкой были вчера у отставного генерал – майора Булдеева, да неудачно: у него очень зубы болели. Что мы только ему не советовали! И табачную копоть к зубу приложить, и полоскать рот скипидаром или керосином. Ехать к доктору и рвать зуб Булдеев отказался. И туту его приказчик посоветовал послать телеграмму к Якову Василичу в Саратов, чтоб заговорил он этот больной зуб. Яков Василич, говорят, может даже на расстоянии заговаривать зубы. Да, уж и послание составили. Но приказчик забыл фамилию лекаря.^ Ольга Ивановна. Я тоже слышала об этом лекаре. Говорят, он бывший акцизный. Зубы, заговаривает – первый сорт. Отвернется к окну. Пошепчет, плюнет – и как рукой сняло. Но как же его фамилия? Простойте, такая ещё простая фамилия, словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет! Постойте, Жеребцов, кажется. (К зрителям). Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая, из головы вылетело. (Овсов, «Лошадиная фамилия»).^ Анна Петровна. Сударыни, а какую прелесть я заказала своей портнихе! Манто из драпрауля, называется «Сара», в честь Сары Бернар! Здесь (указывает на грудь) и по низу, цветы, к нему шляпку дымковую и по ней рюши из шелкового тюля!^ Все. Какая прелесть! Как оригинально! А какой же цвет манто?Анна Петровна. Ярко-лиловыйВсе. Вам, милочка, этот цвет к лицу! Как будет мило!^ Ольга Ивановна. А вы слышали, что у нас в городе несравненная Сара Бернар? Надо непременно достать ложу на все спектакли!Ольга Семеновна. И не советую: время потратите попусту – все равно уже ничего не достать!^ Ольга Ивановна. Неужели?Художница. А мы ходим в театр два раза в день! Смотрим, слушаем и недослушаемся и недосмотримся до чего-нибудь особенного. Все как-то сверх ожидания обыкновенно и обыкновенно до безобразия! Смотрим, не мигая, на Сару Бернар, впиваемся глазами в её лицо. Стараемся, во что бы то ни стало увидеть в ней что-нибудь, кроме хорошей артистки. Чудаки мы! Раздразнили нас многообещающие заграничные рекламы. А в ней ведь огонька нет, который один в состоянии трогать нас до горючих слез, до обморока! Ах, да вся игра есть ни что иное, как безукоризненно и умно заученный урок. Каждый её шаг – глубоко обдуманный фокус!Поэтесса. А труппа, разъезжающая с Сарой! Ни то и, пожалуй, ни се.^ Ольга Ивановна. Но. Сударыни! Мне кажется. Что французы держатся восхитительно! Они не чувствуют себя лишними на сцене, знают, куда девать руки, и не стушевываются друг друга. Не то. Что наши.(Появляются Музыкант и Певица).Ольга Ивановна. А вот и он! Это мой сюрприз для вас! (Представляет Музыканта и Певицу, исполнительницу модных романсов. Музыкант играет музыку Ф. Шопена или П. Чайковского, композиторов, так любимых Чеховым. Певица исполняет романс «Ночь светла» на муз. М. Шишкина). Какое чудесное исполнение! Вам понравилось. Сударыни? Ах, какая прелесть! Браво!^ Все. Браво! (Аплодируют)Ольга Ивановна. Вы знаете мою слабость к знаменитым людям. Поэтому наша известная Поэтесса свои стихи читает сначала у нас! Дорогая, я знаю, что у вас есть что-то новенькое…Поэтесса. Право, я не знаю… Мне кажется, ещ1 много недоделок, надо поработать над размером.^ Ольга Ивановна. Ну, голубушка, пожалуйста! Так не терпится услышать!Поэтесса. Хорошо, пожалуйста, вот это.Осенним вечером Когда угрюмый дождь стучит в мое окно И лампы огонек так ласково мерцает, Я думаю о том, кто в этой тьме блуждает, Кому найти приют всю ночь не суждено. О, если б я могла ту лампу, как маяк, Поставить на окно, как вызов ночи темной, И гостем бы вошел ко мне брат мой бездомный, Оставив за собой осенний дождь и мрак! Но мы – условности трусливые рабы – Ни ярко чувствовать, ни жить мы не умеем, И голову поднять свободно не посмеем Из-под ярма приличий и судьбы.(Глафира Галина, 1901 г.)Ольга Ивановна. Как чудно! Сколько чувства! Какая искренность!^ Все. Чудно!Ольга Ивановна. Я восхищаюсь вами, дорогая! А сейчас ещё один сюрприз. Вы знаете, как нынче модно вырезать силуэты. И, конечно же, у меня в гостях самая известная мастерица силуэтов, Художница. Вы видели её работы в столичных журналах. Я уверена, что у неё есть новые работы.Художница. С удовольствием… Тем более, что они и вправду совсем новые: я их сделала сейчас, только что, сидя у вас на вечере. (Показывает свои работы: силуэты хозяйки, гостей, участников вечера. Можно их сделать заранее).Ольга Ивановна. Господа, кто-нибудь читал новый рассказ Чехова? Рекомендую, замечательный писатель!^ Анна Петровна. Что вы говорите, Ольга Ивановна! Кажется, нельзя себе представить скучнее персонажей Чехова! Мелочнее дел, которыми они занимаются! Какая серая жизнь, какие тусклые лица! Где и зачем откопал их автор?^ Ольга Семеновна. Но это же о нас с вами! Он смеется над нами?!Ольга Ивановна. Он любит нас! Он сочувствует нам! Вот послушайте. (Читает рассказ «Неудача»). Вот так..(Звонит в колокольчик. Появляется горничная.).Дашенька, чай готов?Даша. Готов, барыня, извольте.^ Ольга Ивановна. Господа, чай готов, извольте к столу!(После чаепития звучит романс «Мой костер в тумане светит…», муз. С. Булатова, ст. Я. Полонского).Литература Богданович Е., Из жизни А. П. Чехова. Дом в Кудрино. – М.6 Московский рабочий, 1986. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе 19 века. – М.: Книга, 1989. Рассказы А. П. Чехова. – Любое издание. Русские песни и романсы. – М.: Художественная литература, 1989.ПриложениеРомансыМой костер в тумане светит…Ст. Я Полонского Муз. С. БулатоваМой костер в тумане светит, Искры гаснут на лету, Ночью нас никто не встретит, Мы простимся на мосту.Ночь пройдет, и спозаранок В степь далеко, милый мой, Я уйду с толпой цыганок За кибиткой кочевой.На прощанье шаль с каймою Ты на мне узлом стяни. Как концы её, с тобою Мы сходились в эти дни.Кто-то мне судьбу предскажет? Кто-то завтра, милый мой, На груди моей развяжет Узел, стянутый тобой?Вспоминай, коли другая, Друга милого любя, Будет песни петь, играя На коленях у тебя.^ Повторить 1-й куплет.Ночь светлаСт. м. Языкова Муз. М. ШишкинаНочь светла, над рекою тихо светит луна И блестит серебром голубая волна. Темный лес… Там в тиши изумрудных ветвей Звонких песен своих не поем соловей.Милый друг, нежный друг, я, как прежде, любя, В эту ночь при луне вспоминаю тебя. В эту ночь при луне, на чужой стороне, Милый друг, нежный друг, помни ты обо мне.Под луной расцвели голубые цветы. Этот свет голубой – это в сердце мечты. К тебе грезой лечу, твое имя твержу, При луне, в тишине, я с цветами грущу. Ночь светла, над рекой тихо светит луна И блестит серебром голубая волна.^ Белой акации гроздья душистыеСт. А. Пугачева Муз. Неизвестного автораБелой акации гроздья душистые Вновь ароматы полны, Вновь разливается песнь соловьиная В тихом сиянье, сиянье луны. Помнишь ли лето: под белой акацией Слушали песнь соловья?.. Тихо шептала мне чудная. Светлая: «Милый, навеки, навеки твоя!» Годы давно прошли, страсти остыли, Молодость жизни прошла… Белой акации запаха нежного Мне не забыть, не забыть никогда…Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Образы женщин в творчестве А. П. Чехова».