Реферат по предмету "Разное"


«Стандартный»

БУДУЩЕЕ НАШЕГО ПРОШЛОГОСодержаниеСОКРАЩЕНИЯ 6ПРЕДИСЛОВИЕ 7Вступительная глава 111. Паломничество 142. Угощение 143. Войны христиан 154. Элементы теории относительности в метафизике 225. Каковы наши мысли, такова и наша жизнь 296. В чем счастье? 337. Богословие и практика 428. Что такое любовь? 449. Любовь не знает правил 5310. Творцы и музейщики 5711. Первопричины церковных проблем 6012. О Церкви в России 6713. Об Элладской Церкви 7214. О благодатности Московской Патриархии 7615. Католичество и Кафоличность 8016. О подмене понятий, послушании, соблазнах 8217. Важность в христианстве 8818. Истоки и основы монашества 9019. Монашеский постриг 10020. Необходимость аскезы для всех христиан 10521. Об обетах 10922. Отношения Церкви и монашества 11223. Чем спасается человек 12124. Простота веры в первохристианской Церкви 12125. Об обрядах, правилах и канонах 12226. Монашество и его подмены 12927. Современное монашество и монастыри 13628. Христианство одно 13929. О послушании и непослушании 14030. Искажение Истины 14131. Закон о чрезвычайной ситуации 14432. Особенности современного мира 14733. А если чуда не происходит? 14934. «Стандартный» случай 15335. Что надо знать каждой девочке 16536. Что надо знать каждому мальчику 16637. О монастырях в современном мире 16738. Троице-Сергиева Лавра – образцовый монастырь 16939. Церковный традиционализм и обновленчество 17940. О последнем Российском Императоре 18541. Когда еврей милей 19942. О власти епископов 20243. О власти церковной и мирской 204^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОДЫ 210ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 215СОКРАЩЕНИЯ РУССКИЕ + старец = паломник Арх. Архимандрит Архиеп. Архиепископ БТ Богословские Труды вып. выпуск Еп. епископ Прот. Протоиерей, Протопресвитер проф. профессор св. святой Свящ. Священник ССХ Свободное слово христианина т. том ПЛ Проповеднический листок ПЧ Пастырское чтение ТКДА Труды Киевской Духовной Академии прп. преподобный (святой в монашеском чине) ОВЦС ^ Отдел внешних церковных связей (ранее назывался не «связей», а «сношений»)Московского Патриархата МП Московская Патриархия РПЦ Русская Православная Церковь М. Москва СПб. Санкт-Петербург, Петроград СМИ средства массовой информации ГРЕЧЕСКИЕ Α.Π.Θ. Αριστοτέλειο Πανεπιστήµιο Θεσσαλονίκης άγ. άγιος αι. αιώνας αρ. αριθµός Αρχιεπ. Αρχιεπίσκοπος Αρχιµ. Αρχιµανδρίτης β. βιβλίο εκδ. εκδόσεις Πρεσβύτ. Πρεσβύτερος Πρωτ. Πρωτοπρεσβύτερος σ. σελίδα τ. τόµος ДРУГИЕ DOP Dumbarton Oaks Papers OC Orients Christianus OCA Orientalia Christiana Analecta OCP Orientalia Christiana Periodica PG Ελληνική Πατρολογία. J. P. Migne,Patrologiae cursus completus. Series Graeca,Париж – Montrouge 1857 - 1912. SC Sources Chrétiennes, sous la direction de C.Modesert, Париж 1942 и далее. St. Saint vol. Volume ПРЕДИСЛОВИЕ В предлагаемой небольшой работе рассматриваются некоторые актуальные вопросы современной церковной и политической жизни. Автор уже написал и издал несколько книг и каждый раз убеждался, что это дело неблагодарное. Изложенные здесь идеи вынашивались много лет, но автор не решался их записать и опубликовать. Долго я ждал и надеялся, что найдется человек, который сделает это лучше, правильнее, объективнее. Конечно, мне попадалось много замечательных трудов современных авторов на созвучные темы, но все же там освещались не все интересующие меня вопросы или не в том объеме или не совсем так, как представляется мне. Поэтому приходится браться за дело самому, с надеждой, что этот небольшой труд принесет кому-нибудь духовную пользу, прояснит некоторые недоуменные вопросы. А тем умникам, которым «все ясно» скажем, что на самом деле «не все так просто». В ходе работы было использовано большое количество источников на русском и греческом языках. В значительной степени это труд обобщающий множество работ и монографий по узким темам, но в то же время некоторые суждения и решения здесь прозвучат впервые. Можно сказать, что этот опыт – первый шаг по пути широкого обобщения современных духовных проблем. В православной литературе и, особенно в интернете имеется значительное количество работ по узким вопросам. Между тем, и само развитие монографической литературы стоит в прямой зависимости от параллельного роста обобщающих работ. А они то, как раз представляют сравнительную редкость, как, быть может, потому, что дарования синтетического характера, вообще говоря, встречаются реже, чем аналитические, так и потому, что обобщающие работы имеют некоторые неудобства для их авторов. Работы такого характера гораздо более чем монографии, открыты для возражений: захватывая широкую область, они по необходимости соприкасаются с массой возможных в данной области споров и разногласий и в то же время не имеют возможности обосновывать проводимые взгляды так детально, как это делается в монографиях. Чем больше такие работы будят мысль, тем более вызывают и разномыслий. Кроме того, центр тяжести таких работ не в констатации отдельных фактов, а в общих концепциях, идейном освещении фактов, представлении и понимании общего хода истории. Эта сторона дела дает больше места субъективизму и, следовательно, разногласиям, чем анализ деталей. Поклонники факта, пожалуй, могут даже сказать, что такого рода работы не дают ничего нового в сравнении с уже известным, и только сводят разбросанное в одно место. Но такой взгляд был бы глубоко несправедливым: архитектор не делает кирпичи, но создавая из готовых блоков величественные здания, он творит нечто новое. Работы общего характера – это подлинное творчество в лучшем смысле этого слова. В большинстве работ, посвященных истории Церкви, богослужения, Соборов, канонического права и т. д. только собираются факты, и зачастую нет самого главного, того, что превращает ряд фактов в историю – то есть интерпретации, философского осмысления и выявления причин, приведших к тем или иным историческим событиям. В данной работе мы попытаемся «докопаться до самого дна», понять первоистоки и первопричины знаменательных явлений в жизни Церкви. Трудно делать что-то впервые, и мы надеемся, что в будущем затронутые здесь темы будут исследованы более детально и основательно. Поэтому некоторые вопросы здесь только формулируются, даются лишь намеки на их решение. В этом тоже есть польза, ведь нахождение и формулировка правильных общих и направляющих вопросов имеет первостепенную важность т. к. они будят мысль и определяют дальнейшую работу исследователей. Для того чтобы лучше можно было понять приводимые суждения, сопровождаем их различными примерами. Не хочется обременять читателя большим объемом текста, но далеко не всегда удается сократить примеры, которые необходимы, как вспомогательная иллюстрация мысли автора. Иногда используемый материал помещается без ссылки и без кавычек, поскольку в нем что-то меняется или добавляется. А если каждый раз проводить четкое разграничение добавлений автора от цитаты, то это сделает повествование слишком громоздким. В связи с этим мы не защищаем авторским правом свою книгу и предоставляем полную свободу всем желающим ее копировать и воспроизводить любыми способами. Поскольку «копирайта» нету, она может свободно «гулять» по интернету. Спектр затронутых тем очень широкий, многие вопросы взаимно переплетаются и не всегда возможно четко разделить темы и рассортировать их «по полочкам». Поэтому изложение ведется строго в хаотическом порядке, в форме непринужденного разговора двух людей, допускающей смешение тем и возвращение к одному и тому же вопросу по нескольку раз. Кое-что из предлагаемых здесь идей и суждений может показаться противоречащим традиционным взглядам, так что некоторые ревнители поспешат обвинить автора в «еретичестве и отступничестве». Поэтому ко всем таким ревнителям обращаюсь со следующей просьбой. Не спешите в порыве ревности не по разуму рвать на себе тельняшку или лифчик и бросаться на автора с гранатой. Исследуйте Писания и Православное Предание. Обоснуйте объективно, чем и чему, по вашему мнению, противоречат мои выводы. Причем смотрите не только на букву, но и на контекст Священного Писания, канонов, типиконов и т.д. А то ведь и диавол зачастую приводит цитаты из Священного Писания, канонов и др., чтобы ввести человека в заблуждение, ссылаясь на букву не к месту, не ко времени, в другом контексте. Можно ожидать непонимание и упреки от большинства читателей-обывателей, которым возможно покажутся странными некоторые утверждения, приводимые ниже. Однако прошу заметить, что здесь приводятся мнения экспертов, которые знают тему, ее теорию и практику, все ее внутренние и внешние стороны, зачастую неведомые непосвященным. Автор не хотел кого-то переубедить или заставить принять свою точку зрения. Если кто-либо расширит свой кругозор и найдет здесь для себя ответы на недоуменные вопросы (о которых часто пишут, но первопричины и истоки их почти никто не раскрывает), то автору будет не жаль потраченного времени. В книге будут критически рассматриваться проблемы современного христианства, и, в частности, современного монашества, кому-то может показаться, что автор является противником монашества. Поэтому заранее отвечу, что я глубоко почитаю и уважаю древних и современных подвижников благочестия. Однако приходится признать тот факт, что ныне «оскуде преподобный, и умалишася истины от сынов человеческих» (Пс. 11, 2). Моя критика адресована современным «умницам и ревнителям» (зачастую имеющим весьма поверхностные представления о монашестве), которые не понимают, что важность – в христианстве, а не в монашестве. Своими «благими» пожеланиями они приносят большой вред Церкви и лишают спасения тех, кто по ошибке и по неведению попал в монастырь. Да, это парадоксально, но не я первый об этом говорю. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что монашество не дано нашему времени (это написано еще 150 лет назад) и в будущем монашества тоже не будет. Послушайте хотя бы свт. Игнатия (Брянчанинова), он ведь святой и образцовый монах: «Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно – великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду» (Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 50). «Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве» (Избранные письма, «Письма к родным и друзьям», п. 503). Еще в Предисловиях принято говорить, что автор предлагает свое произведение на суд общества. Нет. Не суда общества я требую этой книгой! Я требую внимания общества к поднимаемым мною темам. Нельзя судить, пока не пересмотрены сами основания, на которых судят. Общество, которое “судило” книги, подобные моей, увы, не всегда было судьей нелицеприятным, а моя книга как раз касается этого существенного обстоятельства. Она касается деликатного обстоятельства, именно того, как судило наше общество; судило ли оно действительно правильно, не было ли оно “судьей неправедным”, и в чем причины этой неправедности? Больше того, я должен поставить вопрос: было ли это “судящее общество” православным обществом? Вот почему я не требую “суда общества”. Я не писатель и не историк и не богослов, который находит упоение в радости слов, и за покровом этой красивой радости забывает страдание простых христиан, находящихся без духовной поддержки. Я и не журналист, который ищет ослепительных парадоксов, соблазнительных сенсаций и сомнительного успеха скандала. Нет, автор не принадлежит ни к одной из этих категорий людей. Эта книга написана человеком, который своей заветной целью ставит благо нашей Святой и Истинной Православной веры. Я призываю внимание православных людей к вопросам, которые вызывают общие разногласия и распри. Я требую себе слова и внимания по самому главному пункту: Православие находится под чужим влиянием, мы находимся в чужих руках! От этого все несчастия Православной Церкви! Конечно, эта книга не может быть тем, что называется научной книгой, то есть книгой, облеченной в научные формулировки и снабженной так называемым “научным аппаратом”. Боюсь, что за этим научным авторитетом, от которого прилипал у многих людей язык к гортани (Пс. 136, 6), зачастую скрывался доныне самый неприкрытый соблазн! Боюсь, что именно этот научный авторитет преступно вел к молчанию простой и трезвой критики действительного положения нашей Родины и Церкви. Но я в то же время, конечно, скорблю, что моя книга не научна; я очень сожалею о том, что ее написал я, а не кто-либо из ученых русских людей, облеченных этим самым “научным авторитетом”; если бы он к этому авторитету присоединил и истину, если бы он в ученых и обоснованных формулировках сказал то, что у нас всех давно на уме и на языке, – это было бы триумфом православного русского духа! Но, увы! “Ученые” этим делом не занимаются. Но пусть я неуч, пусть я “дремучий дикарь”, я должен был написать эту книгу, так как сами ученые упорно не хотят говорить о том, что в ней заключается. Эта книга – книга борьбы за истину, от которой народу так долго отводят глаза! Вопросы, которые поставлены в этой книге, давно вышли из подспудного, потайного существования, они стоят перед всем миром, горят, как свеча наверху горы. – В чем же дело? В чем причина кризиса Православной Церкви последних веков? Где причина несчастий современного мира? ^ Вступительная глава Прежде чем писать (или читать) какую-нибудь книгу автор и читатели должны объяснить сами себе и друг другу для чего нужно данную книгу писать (или читать), чтобы не тратить время зря. В ученых кругах принято предварять книгу Введением, где бы был указан замысел автора и мотивирован принятый в сочинении план, поименована литература предмета и хоть отчасти определено положение издаваемого труда в ряду этой литературы. Здесь мы ответим только на первый из трех вопросов: объясним читателю ученые замыслы автора и отчасти определим характер работы. На два другие указанные сейчас требования, заметим только, что мы иногда использовали «кирпичики» из работ других авторов, но либо значительно их обрабатывали и перефразировали, либо в интеграле выкладывали из них некое новое архитектурное сооружение. Я не могу сравнить его ни с чем другим, просто мне не встречалась подобная литература. Что касается первого вопроса – замысла автора, то он заключается в обозначении принципиальных – ключевых проблем духовной и политической жизни. Попытаемся понять философию истории, какие мотивы и факторы рождают те или иные явления. В устоявшихся и однозначных мнениях мы выявим неопределенность, и, наоборот, там, где царит неопределенность, попытаемся выявить закономерности. К уже существующим зданиям исторических и религиозных стереотипов подойдем с тяжелым молотом критики, проверим их на прочность, и если какой-то кирпич или блок не разобьется, используем его для своего здания. Почему мы ведем речь одновременно и о духовной и о политической жизни? Это связано с тем, что для человека верующего духовная и политическая жизнь взаимнопереходящи, верующему далеко не безразлична и общественно-политическая ситуация и государственное устройство, он не может отстраниться от общественных проблем. Так было всегда: религии создавали и разрушали целые государства, и, наоборот, государственная власть поддерживала или искореняла религию. Политика – это жизнь, даже чисто этимологически это так: «полития» по-гречески означает «общественную деятельность, поведение, гражданскую позицию». Возможно, на некоторые вопросы не получится ответить в полной мере. Но и без ответа сама формулировка вопроса имеет свою ценность: правильно сформулировать хорошую задачу бывает сложнее, чем ее решить. Когда я был школьником и участвовал в международной олимпиаде по физике, мне запомнилась встреча с академиком Прохоровым, одним из изобретателей лазера. Он сказал, что прежде ему приходилось решать задачи и отвечать на вопросы, а когда он стал академиком и нобелевским лауреатом, потребовалось самому формулировать задачи, и это оказалось намного труднее. Изложение ведется в форме беседы двух священнослужителей на Афоне. Такой стиль выбран не случайно. Так легче читать, а для автора намного легче писать. Это не научный трактат, поэтому автор имеет право на ошибку. Доказательствами автору можно себя не затруднять – в обычном разговоре мы ведь не часто приводим ссылки на доказательную базу. Кроме того, упертые люди все равно будут противоречить и при наличии доказательств, а кто ищет истину, тот сам найдет подтверждение сказанного здесь. Также политкорректность и вежливость не являются обязательными атрибутами данного изложения – под действием эмоций ведь можно сказать и резкие слова, тем более в простой беседе за рюмкой чая. Конечно, святые отцы всегда делали различие между грехом и человеком. Грех надо ненавидеть, а человека любить и желать ему спасения. Святой Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) лечил и принимал всех независимо от идеологии, религиозных убеждений и поступков. Мы тоже, следуя заповеди Христа, стремимся любить даже врагов и хотим, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Хотелось бы даже бандитов называть не бандитами, но заблудшими чадами Божьими. Однако если критиковать и каждый раз делать такого типа оговорки, что мы на самом деле всех любим и с любовью критикуем, то текст станет очень комичным. Поэтому будем называть вещи своими именами, ведь и Христос и апостолы и св. отцы иногда говорили резкие слова. «Змии, порождения ехидны, волки, лисицы, стена подбеленная» и другие подобные выражения (для того времени крайне оскорбительные и «неполиткорректные») сказаны в Новом Завете в адрес священноначалия и религиозных лидеров. Христианин должен любить даже врагов, но ведь иногда врагов надо и убивать, любя, для защиты веры, Родины, родных и близких. В числе христианских святых есть множество воинов, убивавших врагов, причем далеко не всегда по религиозным мотивам. Поэтому мы считаем необходимыми некоторые наши «невежливые» высказывания в адрес «врагов народа» и Церкви. Также не хотелось бы их называть по именам, чтобы лишний раз не обличать. Но во что тогда превратится историческая повесть, если в ней не будет имен? Будет просто в собрание басен и чтобы этого не произошло, мы упомянем хотя бы немногие имена. В общем, мы оставляем за собой право на ошибку, эмоциональную и фактологичекую свободу, но будем стараться не ошибаться, писать вежливо и обоснованно. Мы возьмем на себя смелость делать парадоксальные высказывания и толкования. Будут представлены идеи абсолютно оригинальные, которые нигде мы не встречали. Тем более, все высказанное впервые, рискует подвергнуться критике. Поэтому мы заранее просим не критиковать, а исправлять, написать лучше, объективно и обоснованно. В интернете на сайте http://proskiniuma.org будет представлен электронный вариант книги, постоянно редактируемый и дополняемый. Там же будет форма обратной связи, мы будем весьма признательны за любые замечания и предложения. А если мирянин иль клирик здесь скучает – пусть покинет с миром наш круг, чем попусту сидеть и от безделия шуметь. Пускай уж лучше прочь идет. Пред свиньями бросает тот свой жемчуг, кто с таким вот людом общается. И всяк, кто любит попрыжки разные, попевки, угодные бесстыжим девкам, превыше блага для души, пусть удалиться поспешит. Как жаба прочь убраться рада весной от сада с виноградом, когда лоза цветы приносит, ибо совсем не переносит благоухания цветов. Так и среди людей таков найдется не один бездельник, с той жабой сходный, в самом деле. Благоуханье им мешает. И, если кто-то возвещает Господне слово, кое дух врачует и ласкает слух, шуметь, как свиньи, начинают и прочь подальше убегают. Дела таких безумцев плохи, и знания в них нет ни крохи. Охотней, чем подобным людям, рассказывать я свиньям буду. Скучна им книжица моя – ибо не больше, чем свинья, в ней разумеют и о спасеньи не радеют. Им дела нет ни до чего. Корм для свиньи милей всего, корыто ей дороже злата. Безумцы сами виноваты: они так любят чепуху, что чушь у них и на слуху. Написана не для таких людишек эта книга, знайте. При них ее не доставайте. Серебряных ее застежек для них не следует тревожить. Но тем, кто телом и душой, стремится к истине святой, предпочитая небылицам и пустозвонству всякий раз разумности и правды глас, послужит книга день и ночь, уныние прогонит прочь, на правые стези наставит и точки все над «i» расставит.Паломничество Немного лет тому назад, туда, где спеет духовный виноград, поехал я в сад Богородицы, святой Афон. И ныне он дарами Божьими почтен. Как всегда, я путешествовал один. Посетив несколько монастырей, я поднялся в храм Успения Божией Матери (Панагия) и на самую на вершину Афона - в храм Преображения. Удивительное зрелище открывается оттуда. Видна панорама всей Горы с монастырями и под тобой проплывают облака, почти как на Эвересте. Кажется, что находишься на небесах... На самом деле высота там небольшая, всего 2033 м., но в силу погодных условий облака находятся еще ниже, где-то на уровне полутора километров. В храме Преображения часто бывают русские паломники, они принесли много богослужебных книг на славянском языке. Прочитав там акафист Божией Матери, я в тот же день пошел в обратный путь. Уже смеркалось, когда я добрался до монашеских келий, затерянных в лесу. У первой попавшейся двери я дернул за веревочку и позвонил в колокольчик. Вышел какой-то монах, и я попросил его приютить меня на одну ночку. На келье был еще один гость, пожилой грек, протоиерей с материка. О себе он не рассказал, даже имени векам не передал, а я постеснялся спросить. Мы проговорили с ним до утра. Воспоминания об этом разговоре (с последующими своими дополнениями) я и привожу ниже.Угощение Келья находилась в ущелье исихастов: с двух сторон скалистые горы, а внизу море. Был поздний летний вечер, но полная луна – ночное светило, позволяла видеть все вокруг. Вечернее и ночное время в Греции по-своему прекрасны. Воздух насыщен ароматами кипариса, гардении и ночных цветов. Все располагает к молитве, созерцанию и размышлению. Я вышел на балкон кельи с видом на море. Там уже был один священник грек. Вообще греки очень любят сидеть на балкончике, пить кофе и созерцать природу. По афонской традиции нам предложили угощение: лукум, воду и немного «ýзо» (греческую виноградную водку). Лукум мне понравился, он был не совсем обычный, приготовлен из инжира с орешками и обсыпан кокосовой стружкой. Я запил его водой, а свою рюмку с «ýзо» предложил греку. + «Если ты не пьешь водку, значит ты не русский», – заметил грек. = Я русский, поэтому и не пью водку», – возразил я. У греков, французов, грузин и других народов, издревле употребляющих алкогольные напитки, в организме есть специальные ферменты, нейтрализующие алкогольный яд. А у русских и других северных народов, нет такого иммунитета к алкоголю. Поэтому, что для грека или француза полезно, то для русского смерть. Я бы уже давно спился, если бы мог пить. Но в мои школьные годы активно велась антиалкогольная пропаганда (я имею ввиду «сухой закон» при Горби, а сейчас все наоборот) и я в свое время твердо решил никогда не пить, чтобы были здоровые дети. И не пил ничего алкогольного, даже шампанское и пиво. Первый раз попробовал красное вино в 26 лет в монастыре на Рождество или Пасху, не помню уже, т.к. думал, что в монастыре ничего плохого не предложат. Но т.к. с молодости не привык, у меня уже нет никакого интереса к вину. Сейчас в храме я сам себе начальник и никто не контролирует, могу пить бесплатно и сколько угодно очень хорошее вино. Однако потребляю только Святой Потир по долгу службы. И вообще, монахи ведь, как дети, а детям алкоголь противопоказан.????? ????????Войны христиан+ Понятно, однако, у нас, наверное, есть более интересные темы для обсуждения. Может, вы сами расскажете что-нибудь умное или зададите вопрос? = Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава Богу, у нас не мудрено блеснуть... Но мне сейчас не до «умных» высказываний, у меня есть один недоуменный вопрос. Вопрос этот практический, плавно переходящий в теоретический. В качестве одного из вариантов своей дальнейшей деятельности я рассматриваю службу священником в армии. Издревле военная служба считалась у христиан гражданским и духовным подвигом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Многие святые были воинами. Но не все так просто. Свт. Афанасий Великий в послании к Аммуну говорит: «Не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно». А свт. Василий Великий в 13-м правиле говорит: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения святых Таин»1. «Итак, если и войны и следующие за ними убийства суть отрасли преступления произвольных страстей, то без сомнения необходимо, чтобы и проводящие жизнь в сражениях и обагряющие свои руки в крови иноплеменников прежде очистились врачеством покаяния и огнем его попалили соединенные с таковым занятием скверны, и таким образом приступили к таинствам нового Адама»2. В современном мире быть полковым священником гораздо сложнее, чем когда-либо. В отличие от приходского, должен не только объяснять солдатам смысл порой бессмысленной войны (игры политиков), но и благословлять (или не благословлять) их на ратные подвиги. Существуют молитвенные чины освящения оружия и военной техники. А кто знает, будет ли угодно Богу убиение людей из этого «освященного» оружия? Политические игры порой очень мутные. Вопрос серьезный, и священник должен подойти к нему со всей ответственностью, ведь речь идет о жизни и смерти. Благословляя военных на ратные подвиги, священник тем самым благословляет их отдавать свои жизни и забирать чужие. А ради чего, порой бывает трудно понять. В Афганистане советское командование (жидомасоны) приказывало убивать мирных жителей, и там погибло намного больше афганских женщин и детей, чем афганских военных. В России сейчас словами о демократии прикрывается реальный жидовский фашизм, который хуже немецкого. Русских солдат зачастую посылают на убой, а искалеченным войной бойцам государство никак не помогает. В Чечне с иудейской жестокостью и цинизмом командование предавало русских военных, чеченцы их расстреливали, как цыплят. Боевики знали позывные, места расположения точек, где находились и маршруты передвижения войск, даже их точные координаты. Из-за откровенного предательства командования русские попадали в засаду и несли жуткие потери: целые батальоны были отданы на растерзание. Солдатам не дано право размышлять над приказами. А что делать полковому священнику? Хотя он лично не участвует в боевых операциях, тем не менее, он должен иметь определенное отношение ко всему, что там происходит. Еще сложнее ситуация, когда и с той и с другой стороны есть христиане. Христос заповедал любить даже врагов (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27; Лк. 6, 35) а тут получается, что христиане убивают христиан – полный абсурд. Если станет очевидно, что война несправедлива, или христиане там убивают христиан, может ли священник сказать солдатам не воевать, т.е. нарушить присягу и дезертировать? В качестве иллюстрации расскажу о ситуации вокруг прошедшей грузино-абхазской войны (1992-1993 годов). До начала этой войны канонические границы Грузинской православной Церкви распространялись на Абхазию. Священники Сухумской и Пицундской епархий (грузины, абхазы) вместе молились, служили литургии, говорили: «Христос посреди нас». По каноническим правилам они поминали за богослужением своих архиереев (грузин). Но пришла война (чисто политическая игра, не имеющая ничего общего с церковными делами), и вот уже вчерашние друзья и сомолитвенники смотрят сквозь цель прицела и молятся одному Богу (sic!), чтобы помог им убивать друг друга! С одной и с другой стороны священники читают одни и те же молитвы над оружием, и вполне могло случиться такое: абхазский поп освятил гранатомет, а грузинский – миномет, и оба погибли от «благословленного» оружия противника. Меня больше интересует «обратная сторона медали»: как там, в ином мире они обнимутся ли, скажут ли «Христос посреди нас», или будут продолжать «мочить» друг друга? И как там, «небесная канцелярия» реагирует на одинаковые молитвы о победе над врагом обеих враждующих сторон? С тех пор минуло 20 лет. Церковная ситуация никак не изменилась. Это ситуация «холодной церковной войны»: в Абхазии не принимают священников-грузин и даже не поминают на службе грузинских архиереев (т.е. не канонично служат Литургию), а грузины отвечают бойкотом и «православным» интердиктом, запрещая клирикам других Поместных Церквей служить в Абхазии. Между тем, если священники из Грузии и Абхазии встретятся на богослужении где-нибудь на «нейтральной полосе», например на Афоне, они по литургическому чину обнимутся и скажут: «Христос посреди нас»! Но уехав к себе на Родину, они снова готовы убивать друг друга и благословлять других на убийство. Не логично как-то! Более того, абхазы-христиане воюют не только с грузинами-христианами, но уже и между собой разделились на две враждующие группировки!3 А тем временем простые светские люди на бытовом уровне предпринимают попытки по примирению абхазов и грузин4. Какое-то непонятное Православие на Кавказе5: христиане друг с другом враждуют, а неверующие мирятся. Очевидно, что власть и деньги православным поделить куда сложнее, чем атеистам. А с Грузией и у России был недавно военный конфликт, но, несмотря на это, верующие обеих стран поддерживают добрые братские отношения. Мы ведь понимаем, что война – это грязные политические игры. Тем более священник в армии сталкивается с проблемой: благословлять ли солдат убивать других и рисковать своей жизнью, когда истинные мотивы и цели войны сомнительны (официальные СМИ всегда лгут), а в лагере противника могут быть такие же христиане. Еще один пример. В Японии с 1870 г. была учреждена православная духовная миссия трудам русского миссионера архиепископа Николая (Касаткина). В 1970 г. архиепископ Николай был причислен к лику святых с именованием «равноапостольный». Первое время Японская Церковь была митрополией Русской Церкви, и лишь сравнительно недавно (10 апреля 1970 г.) получила статус Автономной. Япония не раз воевала с Россией (и СССР), но в отношениях с православными японцами мы не держим друг на друга зла (как абхазы с грузинами), и это нормально и понятно. Мне непонятен следующий исторический казус. Когда началась русско-японская война 1905 г. архиепископ Николай благословил своей японской пастве молиться о победе Японии, а сам перестал участвовать в общественных богослужениях и келейно молился о победе России6. Непонятно как-то: тут уже христиане из одного храма молятся одному Богу о противоположных вещах. Кто-нибудь объяснит это безумие? А в России тоже молились о победе. И в сражениях христиане убивали христиан. Ведь там не разберешь, кто какой веры: может быть и в рукопашной, друг друга укокошили отважно. В Древней Церкви «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32), а теперь граждане Неба, составляющие одну христианскую «единодушную» семью, убивают друг друга по «гражданскому долгу», т.е. своим земным преданием отменяют заповедь Божию! Хороши наставления равноапостольного, ставящего любовь к соотечественникам превыше любви к христианам! Интересно, как там, в ином мире, христиане, убившие друг друга, будут ли друг друга любить? Если нет, то им не место в раю, если да, то как это возможно если они не любили друг друга на земле? Исторического материала на эту тему существует немало: христиане воюют с христианами уже больше тысячи лет. Достаточно вспомнить хотя бы войны Византии с балканскими славянами-христианами. Последние полтора века христиане в основном принуждаются убивать друг друга, по гражданскому долгу, находясь в нехристианских государствах. Никак тут не получится отдавать «кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21; Мк. 12, 17; Лк. 20, 25). Возникает дилемма: возможно либо одно, либо другое. И странное дело, христиане, как правило, в таких случаях делают выбор в пользу кесаря, т.е. Церкви поддерживают то государство, в котором находятся. Я этого не могу понять, почему так происходит, что христиане, призванные «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), не имеющие на земле своего «постоянного града, но ищущие будущего» (Евр. 13, 14), братья по вере, в спокойное время молятся друг за друга, когда же случится война, исполняют волю нехристианского государства, идут убивать друг друга и в храмах молятся о победе «своей» страны. Но ведь истина одна и максимум только одно из воюющих государств ведет справедливую войну. Молитвы о его победе еще имеют смысл, а молитвы в поддержку другой страны будут только в грех (Пс. 108, 7). Так что же делать: нарушить присягу, дезертировать из Армии или с любовью убивать братьев христиан по другую сторону фронта (ведь узнать их и отделить от нехристиан не получится)? К Богу идут одинаковые молитвы о поражении врагов от обеих враждующих сторон. Не является ли это все религиозным безумием? В церковных кругах нет вразумительного объяснения данной ситуации, каждый понимает по-своему, царит полный хаос. Афонские монахи, в том числе святые афонские старцы7, радушно принимали на Афоне фашистских солдат и были на их стороне, в то время как православные греки в остальной части Греции насмерть воевали против фашизма. Братия афонского Пантелеимонова монастыря послала в свое время Гитлеру поздравительную телеграмму по случаю его успехов в завоевании Советского Союза. Также иерархи Русской Зарубежной Церкви8 поддерживали и благословляли Гитлера, а верующие в России (Московского Патриархата) воевали за Родину, за Сталина. В каждой из воюющих сторон были христиане, которые убивали друг друга, были священники, которые благословляли это убийство, читали одни и те же молитвы о победе, освящали оружие и знамена. Были и «хамелеоны», переходившие на другую сторону. Например, маленький Леша Ридигер вместе с отцом-священником Михаилом работали на гестапо в оккупированной фашистами Эстонии9. Вместе они ходили по фашистским концентрационным лагерям и вербовали русских военнопленных служить у А. А. Власова, перешедшего к гитлеровцам генерала Красной Армии и главы Русской освободительной армии (РОА)10. Когда же советские войска заняли Эстонию, Ридигеры быстро переметнулись и стали служить в НКВД. Трудно чем-то оправдать цинизм ситуации, когда шутники с Лубянки назначили в 1986 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексия Ридигера. Будущий патриарх «окормлял» блокадников, в которых стреляли пушки, освященные отцом «окормляющего», и люди целовали руку сына человека, благословлявшего убийц их отцов11.+ К сожалению, я в этой теме не очень-то разбираюсь, так что наверно придется написать книгу, чтобы самому понять. На самом деле это все лишь частные случаи разобщенности и отчужденности христиан в наше время. Взять хотя бы для примера отношения Поместных Церквей. Тексты официальных д


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.