Реферат по предмету "Этика"


Понятие и предмет этики как науки

Введение
 
Англиюи Францию называют обыкновенно: «классическими странами этикета». Однакородиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество,поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. ОГермании и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишьИталия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянскогообщества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов кдуху нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в другихстранах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу жебросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способностиукрашать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекаетсяв другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германиисвирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянствоневежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою.Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавалиникаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но дажегнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.
Корочеговоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, афеодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новойкультуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родинойэтикета.
Понятиеоб этикете. Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительногопо времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюденияэтих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибонельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенныхограничений.
Этикет– слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К немуотносятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современныйэтикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до нашихдней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку онисоблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но ипредставителями самых различных социально-политических систем, существующих всовременном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки идополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ееисторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различаютнесколько видов этикета, основным из которых являются: – придворный этикет – строгорегламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;– дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальныхлиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах,переговорах; – воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манерповедения военнослужащих во всех сферах их деятельности; – общегражданскийэтикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданамипри общении друг с другом.
Большинствоправил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иноймере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикетадипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них илинарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальнымпредставителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
Современныйэтикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местахи на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах,церемониях, переговорах.
Итак,этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственностиморали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами всоответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – вобласти моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовойцелесообразности – в области культуры материальной.
 

1.      Предмети назначение этики как науки
Этика(rpe4. etnika, от etnos) – привычка, нрав) – философская наука, объектомизучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языкепримерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов непроводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает этислова синонимами.
Следуетсказать, что и слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль», и«нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, опедагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы инравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественнойжизни. И все же слово «этика» в настоящее время чаще используется дляобозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять этукатегорию.
Этикавыясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природуи внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитиенравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Какфилософская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества,когда происходит отдаление духовно-практической деятельности иматериально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практическиезнания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормойповедения человека является «золотое правило» нравственности. Его наиболеераспространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так,как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. «Золотоеправило» уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (Вучении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера идр.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстаетв виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Вособую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который ввел и сам термин вназвание своих работ: «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика». Онразделил все науки на три большие группы или категории: теоретические(умозрительные), практические и творческие (созидательные). К первым Аристотельотнес философию, математику и физику, ко вторым – этику и политику, а к третьим– искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наукапредставляет собой учение о нравственности, о привитии человекудеятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь вобщественной жизни, а затем и в личной. Она учит (и приучает) практическимправилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственностьнаправлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей,особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижениечеловеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и ее назначения.Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует своеповедение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре изле, должном ищущем и т.д.
Тотсодержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существеннозависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философскихсистемах. Например, Гераклит учил, что все совершается по логосу. Отсюда,естественно, было и предположение о том, что поведение человека тогдаоказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется сзаконом, естественной необходимостью.
Вдальнейшем происходит углубление и изменение представлений о нравственномидеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественнойнеобходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установлениякультуры, все то, что составляет иную, вторую, не – вещную природу. Сама эта«вторая природа» предстает как результат выбора и продукт творчества,активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А этоозначает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным,должен руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то(судьбу, оракулов, учителей и т.д.). Нравственность это то, что относится ко«второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому,что характеризует человека как общественное, а не природное существо.
Моральнымикачествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зренияспособности жить в обществе. Они формируются в практическом общении исовместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество,умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость,дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе этикачества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, чтослужит укреплению общества и государства.
Спереходом от полисной организации общественной жизни к крупнымгосударственно-политическим образованиям типа империи А. Македонскоговозникают новые представления о нравственности и добродетели. Неустойчивостьжизненных условий, неуверенность в завтрашнем дне, зависимость судьбыиндивидов, их жизненного успеха и счастья не только от личных добродетелей, нои малопредсказуемых жизненных обстоятельств вызвали представления онравственности как субъективном состоянии. Многие философы стали утверждать,что нравственность есть некая внутренняя установка, которая не зависит отповедения людей и противостоит им. Широкое распространение получилипредставления о нравственности, развиваемые стоицизмом, эпикуризмом искептицизмом. Стоики, например, понимали под моральностью внутренний покой,достигаемый в результате равнодушно-стойкого отношения к миру. Эпикуризм считалчто счастье человека составляют чувственные и духовные удовольствия,спокойствие и невозмутимость. Скептицизм доказывал необходимостьприниципиального воздержания от определенных суждений, поскольку нормальнымпсихологическим состоянием человека является неуверенность и сомнение.
Многиетакие представления о морали вошли и философию более позднего времени. При этомможет показаться, что изучение морали – дело достаточно простое, поскольку оназаключена в каждом из нас, точнее, постоянно обнаруживает себя в человеческихвзаимоотношениях. Это не электроны или гены, для ее изучения не требуетсядорогостоящая специальная аппаратура. Мораль легко обнаруживается, чтоназывается, невооруженным взглядом. Но попробуйте разобраться в своемсобственном моральном сознании, дать пример, определение тому, что вы считаетедобром, а что злом, и очень скоро убедитесь, что нравственные проблемы не стольбанальны, как представляются на первый взгляд. Философы убедительно доказалиэто. В частности, весьма поверхностным, рискованным и даже опасным являетсяприсущее для большинства людей, не склонных к размышлениям на отвлеченные темы,утверждение: «Добро – это хорошее, зло – это плохое». Следовательно, к хорошемунужно стремиться, нужно его приумножать, а с плохим – бороться. В мире многозла, потому что с ними плохо борются. Как показал русский философ С.Л. Франк,имея в виду такой подход: «все горе и зло», царящее на земле, все потокипролитой крови и слез, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере на 99%,суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либосвященные принципы, которые надлежит насадить на земле, и воли к беспощадномуистреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловленадействием откровенно злой, непосредственно преступной и своекорыстной воли».
Почемуже так получается? Почему «благие намерения» борьбы со злом «ведут в ад?»Ответы на эти вопросы предполагают знание природы морали, противоречий еевозникновения, развития и функционирования.
Преждевсего надо отметить нормативный характер морали. Она воплощается в нормах иправилах, регулирующих поведение людей, их взаимоотношения.
Делов том, что во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы вопределенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом.Эта потребность и реализуется практически посредством норм морали. Ихобязующаяся сила для каждого отдельного человека основывается на воздействиимассового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и надругих формах практически выраженной воли общества, провляющейся в сложившихсяв данном обществе нравах. Примером таких норм и правил может служитьобнаруженный у самих разных народов обычай, который иногда называют закономталиона: виновный должен понести наказание, равное по силе преступлению («окоза око», «зуб за зуб» и, конечно, «смерть за смерть».
Весьмапоказателен и имевший место в более позднее время феодальный кодекс чести исвязанные с ним рыцарские поединки и дворянские дуэли.
Важнейшейцелью морали является согласование личного интереса с общественным,регулирование поступков людей таким образом, чтобы они служили общему благу.Данная функция морали хорошо известна. Например, французскийфилософ-материалист XVIII века Гельвеций писал, что счастье или несчастьенарода зависит исключительно от соответствия или несоответствия интересовчастных лиц интересам общественным. Древнегреческий мыслитель Пифагорутверждал, что две вещи делают человека подобным богам: жить на благо обществуи говорить правду. Благо общества – верховный закон.
Идеяслужения общему благу получила свое конкретное воплощение в правилеколлективизма. Оно является важнейшим принципом морали и предполагаетпостоянную направленность личности на осуществление общего блага, сочетание вее проведении личных и общественных интересов.
Коллективизмне исчерпывает цели морального регулирования. Мораль направлена на осуществлениееще одной цели, имя которой гуманизм (человечность). Идея гуманизма получаетбольшое распространение и теоретическое развитие, начиная с эпохи Возрождения.Суть этой идеи наиболее четко выразил И. Кант: «…Человек и вообще всякоеразумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средстводля любого применения со стороны той или другой воли…». Человек – цель сама посебе, человек – высшая, ни с чем не сравнимая ценность, человека нужно любить иуважать, его счастье должно стать конечной целью общественного развития – всеэти положения этической теории выражают фундаментальные цели моральногорегулирования.
Коллективизми гуманизм как основные цели морального регулирования органично взаимосвязанымежду собой. Это двуединая цель али. Если в коллективизме личный интерес как быподчинен общественному, а личность – обществу, то в гуманизме наоборот,общественное подчинено личному, а общество личности, благо и счастье которойстановится конечной целью общественного развития. Тем самым мораль сочетаетобщественные и личные интересы.
Этикане только формулирует цели морального регулирования, но и определяет способыдостижения своих целей. Она выясняет как, какими способами согласуется личный иобщественный интересы, на что опирается мораль, что вообще побуждает человекабыть моральным. Прежде всего надо отметить, что мораль, регулируя человеческиеотношения, опирается не на силу государственной власти а на силу сознания, наубеждение. Более конкретно можно сказать, что мораль держится как бы на трехважнейших основаниях.
Во-первых,это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в средеданного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционныенормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовногомира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этомформулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так вседелают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды такпоступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь безусвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять,«что такое хорошо и «что такое плохо».
Во-вторых,мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения однихпоступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает еесоблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с однойстороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятсяследствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонногособлюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд,пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
Наконец,в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, напонимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этимопределяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет местотогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история.Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом,аморальном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение нанего не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь,приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкийуровень сознательности. («Кого честь не берет, того палка проймет», – говоритодна из пословиц).
Указанныетри обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Дляморали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особоезначение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственногоповедения.
Такимобразом, мораль является одним из важнейших социальных регуляторов. Онавключает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способомраскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческойличности.

2.      Основныепонятия этики
 
2.1 Хорошиеманеры
 
Однимиз основных принципов современной жизни является поддержание нормальныхотношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередьуважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости исдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, каквежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться сгрубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь втом, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры– способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человекапоходка, жестикуляция и даже мимика.
Вобществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умениеконтролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь ввыражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде,грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, впренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другимлюдям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, внамеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии,употреблении унизительных кличек прозвищ.
Манерыотносятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикетподразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям,безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себяучтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращенияк старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведениеза столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общимитребованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательнымусловием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней,превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалениюувиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видитечто-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтутневеждой.
 
2.2 Вежливость
 
Всемизвестны выражения: «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительнаявежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческомукачеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в своюпротивоположность.
Эмерсонопределяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающимнас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
Ксожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего нестоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.» Истинная вежливостьможет быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней,бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которымичеловеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественныхместах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость можетперейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще – обязательнаябаза вежливости. Подлинная культура поведения – там, где поступки человека вовсех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственныхпринципов морали и соответствуют им.
Одним изглавных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этомговорит Д. Карнега. «Большинство людей не запоминают имен по той причине,что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить,неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданийв том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем ФранклинРузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскреситьв памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф. Рузвельтзнал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способовзавоевать расположение окружающих – это запомнить их имена и внушить имсознание собственной значительности».
 
2.3 Тактичностьи чуткость
 
Тактичностьи чуткость Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание,глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умениеих понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость илинаоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость – этои чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебныхотношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов ипоступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста,пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствиепосторонних.
Уважениек другим – обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами.Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании нектонебрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п.Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинаетвысказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком.О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что емухватает его только на себя». Самоуважение без уважения к другим неизбежновырождается в самомнение, чванство, высокомерие.
Культураповедения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению квышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своимобязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости,тактичности по отношению к руководителю. То же – по отношению к сослуживцам.Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаетели вы им самим тем же.
Тактичность,чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определятьреакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаяхсамокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это нетолько не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящихлюдей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту – скромность.
 
2.4Скромность
«Человек,который говорит только о себе, только о себе и думает утверждает Д. Карнеги.– А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен. Оннекультурен, как бы высокообразован он ни был».
Скромныйчеловек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, неподчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никакихпривилегий, особых удобств, услуг.
Вместес тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью.Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываютсянамного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно,что спором убедить в своей правоте невозможно.
Д. Карнегипишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонациейили жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что онне прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вынанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию ичувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанестиответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение.» Приводится такой факт: в периодсвоего пребывания в Белом доме Т. Рузвельт однажды признался, что если быон был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не мог бы желать ничеголучшего. «Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самыхвыдающихся людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?» – спрашиваетД. Карнеги и заключает: «Если вы не можете быть уверены в своей правотехотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что онине правы».
Идействительно, вам, наверное, приходилось быть свидетелем как кто-то третий,наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумениюдружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точкузрения обоих спорщиков.
Никогдане следует начинать с заявления «Я вам докажу то-то и то-то». Это равносильнотому, считают психологи, чтобы сказать: «Я умнее вас, я собираюсь кое-что вамсказать и заставить вас изменить свое мнение». Это вызов. Это порождает увашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде,чем вы начали спор.
Чтобычто-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобыникто этого и не почувствовал.
Д. Карнегисчитает одним из золотых правил следующее: «Людей надо учить так, как если бывы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые». Спокойствие,дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошопродуманная контраргументация, основанная на точных фактах – вот решение этогопротиворечия между требованиями «хорошего тона» при дискуссиях и твердости вотстаивании своего мнения.
Внаше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многихусловностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это – одно из знаменийвремени: темпы жизни, изменившиеся, и продолжающие быстро меняться социальнобытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много изтого, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчаспоказаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданскогоэтикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу.Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, аглавное благожелательность по отношению к людям, – вот качества, которыебезотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомыс какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует наЗемле великое множество.


Заключение
 
Помере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одниправила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным,становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являютсяабсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, бытьуместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормыэтикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характернеписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а чтонет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основныенормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил ивзаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, егонравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя вобществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов,способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивыевзаимоотношения.
Следуетотметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии снормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлиннаявежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом,чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иныхобстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, нисловом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
Ксожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один – на людях,другой – дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы,предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Этоговорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Интеллигентностьне только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется втысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно застолом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокругсебя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность– это терпимое отношение к миру и к людям.
Воснове всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку,чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается вманерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Ненадо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительногоотношения к другим.


Литература
 
1. Демидов Н.В. Деловой протокол иэтикет.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях иизречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.
3. Маккензи Р.А., Ловушка времени. Каксделать больше за меньшее время. – М.: Молодая гвардия, 1991
4. Основы этических знаний /под ред.профессора М.Н. Росенко. Изд. «Лань», 1998.
5. Отрывной календарь, 1994 г.
6. Плотин. О бессмертии души // Вопросыфилософии. 1994. №3
7. Соловьев Э.Я. Этикет деловогочеловека.
8. Юрьев, Владимирский. Правила светскойжизни и этикета.
9. Ягодинский В., Как себя вестиВоспитание школьников, N2,1990 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка стоимости предприятия МУП "Книжный мир"
Реферат Противодействие торговле людьми
Реферат Работа деталей трактора
Реферат Содержание и методическое обеспечение формирования языковой компетенции учащихся средней школы
Реферат Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц
Реферат Ценные бумаги как объекты гражданских прав
Реферат Эволюция вселенной. Рождение галактик
Реферат Мужество и героизм советских солдат в годы Великой Отечественной во
Реферат Особенности имущественных отношений супругов
Реферат Покровский Добринский монастырь
Реферат Чытанне як адзін з асноўных этапаў вывучэння мастацкага твора ў школе
Реферат Оценка коммерческого успеха фирмы
Реферат оценка стоимости бизнеса 4
Реферат Легкое дыхание 2
Реферат Проблема счастья и долга в романе "Евгений Онегин"