Автор: учитель математики СмирноваНеделя математики в школе.Открытие недели.Учитель. Дорогие ребята! Предстоящая неделя в нашей школе посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике.Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:- логическое мышление;- целеустремлённость, сильную волю;- устойчивое внимание, сосредоточенность;- хорошую память;- умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, классифицировать;- способность к творчеству и научной фантазии;- чувство предвидения;- умение прикидывать и оценивать результаты;- работоспособность;- чёткость и реализм в своих суждениях и выводах;- находчивость и смекалку;- чувство юмора.А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке. «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей»,- говорил Л.Магницкий. «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», - заметил он. Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но всё же открытия, так как каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество порою шло долгие сто и тысячелетия, - тот будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни. Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке – для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения магазина, почты, телеграфа и т. д. В течение недели вам предлагается побывать в роли домохозяйки и составить меню для семьи из 3 человек на один день. Составить калькуляцию и определить, сколько надо этой семье тратить денег на питание в месяц.Норму и калорийность продуктов вы можете узнать из таблицы, которая вывешена в коридоре. Победителя ждёт сюрприз. Великий Карл Гаусс сказал в 18 веке: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики». Леонтий Магницкий в 1703 г. издал первый русский учебник «Арифметика – сиречь наука числительная». На крышке учебника он изобразил храм наук. На троне – царица Математика, колонны храма – прикладные науки: астрономия, алгебра, физика, геология, геометрия, тригонометрия, география, а арифметика – это начальные ступени всего храма: сложение, вычитание, деление, умножение. С 1 по 6 классы в школе вы изучаете арифметику – те ступени, на которых стоит трон царицы Математики, т. е. вы вошли по этим ступеням в храм наук. В 7 классе вы начинаете изучать алгебру, геометрию, физику, и оттого, насколько прочны ваши ступени, будут зависеть ваши успехи в новых науках, в каждой из которых незримо присутствует математика.^ Слово предоставляется Физике( выступают ученики).Математика – это язык, на котором говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звёзд и галактик подчиняются математическим законам. ^ Слово имеет Биология.Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого наблюдения к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы. Этому служит новая наука – математическая биология.^ У нас в гостях наука Химия.Химик – технолог наших дней в своей практической работе использует аппарат высшей математики. Появились такие разделы науки, как: физическая химия, химическая термодинамика и другие.^ Слово просит География.География – интересный предмет, но немыслимый без математики. До второго века нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий учёный Птолемей впервые использовал градусы круга и, применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков. В эфире слышатся позывные «sos!». В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Чтоэто такое? Аэто азимуты. Опять на помощь пришла математика, ведь азимут не что иное, как сектор круга. Гафики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние не прибегнув к математике.^ Предоставляем слово Литературе. Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинённых машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико – математическом. Известный советский математик А. Я. Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина – математик С. В. Ковалевская написала и издала книги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.^ Музыкальная пауза. Песня на мотив «Зайка моя».Плюсик ты мой, я - твой минус, Косинус ты, я – твой синус, Ты аксиома, я – теорема, Следствие ты, а я- лемма. Ма-те-ма-ти-ка моя… Припев: Я ночами плохо сплю, Математику я так люблю, Математику я так давно, давно люблю. Я и днём теперь не сплю, Я и вечером не сплю, Всё учу, учу, учу, учу, учу.Знание ты, я - шпаргалка, Если ты нуль, то я – палка. Ты ордината, то я – абсцисса, Ты уголок, я – биссектриса. Ма – те – ма – ти - ка моя…Частное ты, я –делитель, Ты знаменатель, я – числитель. Ты мой кружок, я – твой сектор, Ты модуль мой, я – твой вектор. Ма – те – ма – ти - ка моя…Сумма моя, а я – разность, Дольная ты, а я – кратность, Гипотенуза ты, я – твой катет, Терминов нам с тобой хватит. Ма – те – ма – ти – ка моя…^ Слово предоставляется Истории. В Сиракузах, в Греции есть площадка Архимеда. Он был не только великий учёный, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал. История помнит многих учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.^ Слово имеет Иностранный язык. В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Н. И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.^ У нас в гостях Рисование. Великий Леонардо да Винчи в 16 веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «тайная вечеря», портрет Моны Лизы ( так называемая «Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.^ Слово просит Физкультура. Ещё в 1660 году великий мастер фехтования испанец Луис Пачена де Нарваес развил теорию фехтования, основанную на математических принципах, в книге «Великие шаги». Сегодня математика настойчиво стучится в спорт. Это и анализ оценок в спорте, и анализ способностей будущих спортсменов, и расчёт допустимых нагрузок и т. д.^ Слово предоставляется Музыке. Музыка тоже имеет свою теорию. Первая теория возникла ещё у древних греков. Она основана на математике. Все звуки располагаются строго очерёдно по ступеням натурального ряда в двенадцатеричной системе. Наша теория музыки основана на дробных числах 1, , , , которые обозначают длительность любой ноты. Эти дроби можно перевести в двоичную систему, которая лежит в основе языка вычислительных машин. Поэтому музыку могут писать и математические машины.Математика достойна того, чтобы о ней слагали стихи и пели песни. Послушаем их. В. З. Треба НАШ ЮНЫЙ ДРУГ! Сегодня вспомнишь формулу Герона, Какую ты не раз писал. Ты вспомнишь также и Ньютона, Бином которого познал.Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед, Сражённый за великие творенья. Пусть вспомнится известный всем Виет, Открывший формулу для уравненья.Тебе знаком талантливый Декарт – Систем координат создатель. Ты знаешь Лобачевского, он, брат, Коперник геометрии, творец, ваятель. Велик и ныне Чебышев – титан, А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»! Талант могучий им был дан, Дана была им гениальная смекалка.Запомни то, что Гаусс всем сказал: «Наука математика – царица всех наук», Не зря поэтому он завещал – Творить в огне трудов и мук.Безмерна роль её в открытии законов, В создании машин, воздушных кораблей, Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов, Каких дала история до наших дней.Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы, может быть! Но будешь ты рабочим, может, и учёным, И будешь честно Родине служить! Песня на мотив «Чему учат в школе?».^ ГИМН МАТЕМАТИКЕ. Уравнения решать, радикалы вычислять – Интересная у алгебры задача! Интегралы добывать, Дробь делить и умножать Постараешься – придёт к тебе удача!Геометрия нужна, но она ведь так сложна! То фигура, то тела - не разберёшься. Аксиомы там нужны, Теоремы так важны, Их учи – и результата ты добьёшься!Все науки хороши Для развития души. Их и сами все вы знаете, конечно, Для развития ума математика нужна, Это было, это будет, это вечно.Заключительное слово учителя. Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!