Реферат по предмету "Разное"


«Саратовская государственная академия права»

На правах рукописи Ерёмина Мария Александровна КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОВИНЦИЙ КАНАДЫ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ12.00.02 – конституционное право; муниципальное правоАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наукСаратов 2011 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права». ^ Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Кабышев Владимир Терентьевич ^ Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Кряжков Владимир Алексеевич доктор юридических наук, профессор^ Мамонов Вадим Васильевич Ведущая организация: ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» (юридический факультет) Защита состоится 14 марта 2011 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, ауд. 102. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права».Автореферат разослан «___» февраля 2011 г.Ученый секретарьДиссертационного совета, кандидат юридических наук О.С. Ростова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы диссертационного исследования. Мировой опыт свидетельствует о том, что в современную эпоху из различных моделей территориальной организации государств именно федеративная модель имеет устойчивую тенденцию к развитию. Очевидным проявлением глобализации является расширение круга участников международных отношений. Среди них заметное место занимают субъекты сложносоставных государств, проявляющие высокую активность в сфере международного сотрудничества, включая внешнеэкономические вопросы. Анализируя историю развития мирового хозяйства, можно отметить, что на современном этапе оно вступило в качественно новую стадию, которую называют интеграционной. Безусловно, интеграция и глобализация охватывают практически все страны. 26 января 2011 г., выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, глава Российского государства отметил, что глобализация сделала мир ещё более взаимозависимым, и Россия должна предпринять все шаги, чтобы глобальное развитие стало устойчивым1. Во многих государствах происходит децентрализация управления, в т.ч. в сфере внешнеэкономического сотрудничества. Многие полномочия в данной сфере переходят на региональный уровень. Мир сегодня стал более динамичным, государства и международные организации с трудом приспосабливаются к быстрым изменениям. Регионы лучше адаптируются к изменениям в общественных процессах и на этой основе могут оперативнее принимать важные решения, учитывая гораздо меньшее количество уровней согласования. Сегодня, когда весь мир (в т.ч. и Россия) переживает последствия финансово-экономического кризиса, было бы нецелесообразным возлагать обязанность по ликвидации его последствий только на само государство, пренебрегая теми возможностями, которыми обладают субъекты ряда федераций. Российская Федерация является ведущей мировой державой и одновременно крупным федеративным государством, регионы которого обладают значительным социально-экономическим потенциалом и активно участвуют во внешнеэкономическом сотрудничестве. Деятельность субъектов РФ по развитию сложного комплекса региональных внешнеэкономических связей оказывает непосредственное влияние на общее развитие страны и соответствует национальным интересам России. Как отмечает В.Т. Кабышев, единственным путём для будущего развития Российского государства является «путь интегрирования, объединения всех земель, частей огромного геополитического пространства»2. Однако такая интеграция может быть осуществлена лишь на основе взаимодействия центра и регионов. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 июля 2008 г. № Пр-1440, отмечается, что развитие регионального сотрудничества должно способствовать установлению взаимовыгодных партнерских отношений России с зарубежными странами и регионами в торгово-экономической и иных областях и успешному продвижению внешнеэкономических интересов России, укреплению международных позиций России1. Намеченная Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 2008 г. задача активизации действий во внешнеэкономической политике и продолжения интеграции в мировую экономику была подтверждена и более детально сформулирована также в Стратегии 2020. Так, в рамках приоритетных направлений развития субъектов РФ государством сделана ставка на мощную инфраструктурную связь с рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, что обеспечит России лидерство в интеграционных процессах и постепенно сделает её одним из глобальных центров мирохозяйственных связей2. В послании Федеральному Собранию РФ 2010 г. глава государства особо подчеркнул, что в каждом субъекте РФ должна быть разработана «внятная программа улучшения инвестиционного климата», что позволит значительно повысить роль регионов в решении ключевых экономических задач государства3. Эффективная реализация огромного потенциала, заложенного Конституцией РФ 1993 г. в сфере осуществления принципов федерализма, невозможна без анализа опыта федераций, прошедших в своем развитии не одно столетие. В этом смысле представляет большой интерес федеративная история Канады, ведущая отсчет с 1867 г. Опыт этого уникального государства имеет исключительное значение для осуществления эффективной государственной политики в многонациональном и поликультурном обществе, для наиболее полного обеспечения реализации социально-экономических прав человека. В условиях современной глобализации, интеграции и модернизации всех сфер общественной и государственной жизни именно субъектам федеративных государств должна отводиться центральная роль в осуществлении внешнеэкономических связей. Федеративной системой Канады накоплен ценный опыт и по согласованию интересов центра и провинций во внешнеэкономической сфере, что вместе с грамотно проводимой провинциями политикой позволило этой стране выйти на одну из ведущих позиций в мировой экономике. Бесспорно, активное и успешное участие провинций во внешнеэкономической деятельности Канадской федерации способствовало повышению уровня благосостояния канадских граждан, соблюдение и реализация прав которых не только юридически, но и фактически является одним их важнейших приоритетов канадской внутренней политики и высшей ценностью государства. Практика регулирования и содействия развитию экономики и внешнеэкономических связей провинций в Канаде представляет большой интерес для России в силу определённой схожести. Так же как и Российская Федерация, Канада занимает огромную, но малозаселённую территорию. Сегодня Канада, как и Россия, решает сложные задачи по переходу на инновационную модель развития. Как и канадские провинции, многие российские регионы стремятся к большей самостоятельности от федерального центра в сфере реализации внешнеэкономического потенциала. В течение почти полутора столетий Канадская федерация следует по самобытному историческому пути. Благодаря политической эволюции и отдалённости от очагов крупнейших военных конфликтов Канада смогла реализовать потенциал демократического федерализма с большей отдачей. Необходимо отметить, что странам Запада (в т.ч. и Канаде) для становления рыночной экономики и правового государства потребовалось несколько сотен лет, России же приходится преодолевать это в кратчайшие сроки. Изучение опыта Канады на региональном уровне имеет не только познавательное, но и практическое значение для обеспечения устойчивого роста и успеха проводимых реформ в нашей стране, в т.ч. во внешнеэкономической сфере. Поэтому сравнительный конституционно-правовой анализ основ внешнеэкономических связей регионов России и Канады позволяет не только выявить сходное и отличное в федеративных системах двух стран и способах вертикального разграничения предметов ведения и полномочий, но и выработать новые пути и направления дальнейшего совершенствования механизма осуществления внешнеэкономических связей субъектами РФ, обеспечения прав человека в социально-экономической сфере, повышения уровня жизни населения в целом, защиты национальных интересов на фоне развивающихся процессов глобализации и регионализации. Поэтому не случайно канадско-российские отношения, становление которых произошло еще в 40-х гг. ХХ в., перешли на новый этап внешнеэкономического (в т.ч. межрегионального) сотрудничества, получив новый импульс в ходе государственного визита В.В. Путина в Канаду в 2000 г. На одной из пресс-конференций министр Канадского правительства заявил о твердых намерениях Канады укреплять сотрудничество с Россией по всем направлениям1. Необходимо отметить и тот факт, что в настоящее время идет интенсивный процесс укрепления двусторонних договорных отношений между субъектами РФ и провинциями Канады1. 2010 г. стал особо насыщенным с точки зрения внешнеэкономического сотрудничества между нашими странами. Так, на седьмой по счету за 2010 год встрече министра иностранных дел России с министром иностранных дел Канады в Москве 16 сентября 2010 г. были намечены новые перспективы расширения взаимного экономического сотрудничества с упором на инвестиции2. Обозначенный комплекс вопросов подтверждает актуальность темы настоящего диссертационного исследования.^ Степень научной разработанности темы исследования. Тема диссертационного исследования носит комплексный и многоплановый характер. Специфика работы состоит в рассмотрении широкого спектра проблем, возникающих при осуществлении субъектами РФ и провинциями Канады внешнеэкономических связей, в частности проблем международной (внешнеэкономической) правосубъектности членов федераций, разграничения предметов ведения в вопросе осуществления внешних связей между федерацией и входящими в ее состав членами. Комплексный характер исследования выявил необходимость обращения к литературе, освещающей различные аспекты рассматриваемой проблемы. Теоретико-философскую и методологическую основу исследования составили работы А.С. Автономова, Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, О.С. Иоффе, Н.М. Коркунова, В.Л. Кулапова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, Л.А. Морозовой, В.С. Нерсесянца, О.Ю. Рыбакова, И.Н. Сенякина, М.С. Строговича, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, М.Д. Шаргородского, Г.Ф. Шершеневича, Л.С. Явича и др. Прочный теоретический фундамент работы заложили монографии и научные статьи представителей российского конституционного права: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Л.И. Глухаревой, В.В. Гошуляка, В.Д. Зорькина, Т.Д. Зражевской, В.Т. Кабышева, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, Г.Н. Комковой, В.И. Крусса, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В. Невинского, Ж.И. Овсепян, Т.М. Пряхиной, В.В. Полянского, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, Т.Я. Хабриевой, Б.С. Эбзеева. Важное место в исследовании заняли работы по проблемам российского федерализма, включая вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральной властью и органами государственной власти субъектов РФ: М.В. Глигич-Золотарёвой, Н.М. Добрынина, Б.Л. Железнова, Т.В. Заметиной, Л.М. Карапетяна, Ю.В. Кима, М.Н. Марченко, И.А. Конюховой, М.С. Саликова, И.Н. Сенякина, В.Е. Чиркина и др. Существует значительное число общетеоретических работ, затрагивающих вопросы международной правосубъектности субъектов федераций вообще и во внешнеэкономической сфере в частности. Среди них: монографии М.Ю. Алексеева, Э.Х. де Аречаги, Г.М. Вельяминова, А.А. Ковалева, Т.П. Колпаковой, И.Д. Левина, И.И. Лукашука, Б. Мастерса, В.В. Пустогарова, В.Л. Толстых, М.Х. Фарукшина, Ю.И. Федоровой, Н. Филлипова, С.В. Черниченко. Важнейшую роль для настоящего исследования сыграли научные разработки учёных-специалистов в области конституционного права зарубежных стран, среди которых следует особо выделить: А.С. Автономова, И.А. Алебастрову, Г.Н. Андрееву, К.В. Арановского, Р.В. Енгибаряна, Е.В. Колесникова, Ю.И. Лейбо, В.В. Маклакова, А.А. Мишина, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина. Особое место среди работ российских исследователей канадского федерализма, представляющих значительную ценность при исследовании темы, занимают труды Я.Е. Борисова, С.Ю. Данилова, И.М. Денеки, И.Н. Ившиной, С.В. Кабышева, В.А. Качанова, Н.Ю. Козловой, А.И. Лидина, А.А. Мелкумова, А.М. Осавелюка, Т.Н. Тимашовой, В.Е. Шило. Теоретической основой диссертационного исследования послужили также положения и выводы ученых в области мировой экономики, международных экономических отношений, региональной экономики, в частности Л. Вардомского, А. Гранберга, Л. Смирнягина, И. Спиридонова. Зарубежная школа исследований становления и развития канадского федерализма представлена работами канадских и американских авторов. Среди них концептуальное значение имеют работы И. Бернье, Э. Блэка, А.Дайси, Р. Доусона, Х. Кир, Дж. Киф, К. Кукучи, Р. Кьюминга, Б.Р. Кэттнер, П. Лесли, Ф.Л. Мортона, А. Меррита, Д. Мэллори, Н. Нэвитта, Я. Робинсона, Р. Симеона, Д. Смайли, Р. Уоттса, И. Фельдмана, Д. Хиггинса, Р. Чеффинса. Ценный вклад в разработку проблемы разграничения полномочий между федеральными и провинциальными органами власти в контексте канадского федерализма внесли комплексные монографические исследования, посвященные анализу важнейших судебных прецедентов Судебного Комитета Тайного Совета Великобритании для Канады, Верховного Суда Канады, написанные судьёй в отставке Верховного Суда Канады, выдающимся канадским юристом, видным научным деятелем Б. Ласкиным, а также первым толкователем и автором некоторых значимых поправок к Конституции Канады А.Г.Ф. Лефроем.^ Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих по поводу конституционно-правовой регламентации реализации права субъектов РФ и провинций Канады на осуществление внешнеэкономических связей.^ Предмет исследования составляют совокупность конституционных и законодательных положений, закрепляющих право субъектов РФ и провинций Канады на осуществление внешнеэкономических связей, а также комплекс проблем, связанных с практикой их реализации в условиях глобализации.^ Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в комплексном сравнительном анализе конституционных основ внешнеэкономических связей субъектов РФ и провинций Канады в условиях глобализации и модернизации всех сфер государственной и общественной жизни и выработке на этой основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства. Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач: изучить генезис права субъектов федерации на осуществление внешнеэкономических связей в России и Канаде; выявить исторические предпосылки обладания субъектами России и провинциями Канады права на осуществление внешнеэкономических связей; определить сущность и направления внешнеэкономических связей в Российской Федерации и Канаде; дать определение и раскрыть содержание таких понятий, как «внешнеэкономические связи субъектов федераций» и «международные связи субъектов федераций», а также провести их разграничение; раскрыть содержание термина «внешнеэкономические связи» применительно к субъектам России и провинциям Канады; определить границы внешнеэкономической правосубъектности регионов России и Канады как в международном праве, так и на уровне национального законодательства; рассмотреть основные аспекты реализации права на осуществление внешнеэкономических связей субъектами в РФ и провинциями в Канаде; определить место и роль решений Конституционного Суда РФ, Судебного комитета Тайного совета Великобритании и Верховного Суда Канады в регулировании права на осуществление внешнеэкономических связей на региональном уровне; выявить основные формы осуществления внешнеэкономических связей субъектами двух федераций и раскрыть их содержание.^ Методологическую основу исследования составили современные методы познания, разработанные и апробированные юридической наукой на практике. Среди них: общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать анализируемые политические и социально-правовые явления в динамике их развития, взаимодействии и противоречии друг с другом, метод единства исторического и логического, системно-структурный, функциональный, статистический, социологический. Были также применены частнонаучные методы: формально-юридический и сравнительный. Особое место среди методов исследования занимают сравнительно-правовой и сравнительно-исторический. Кроме того, был широко использован сравнительный анализ конституционного законодательства и конституционно-правовых отношений двух федераций и их составных частей, который позволил сформулировать закономерности становления и развития исследуемых государственно-правовых явлений, выявить сходства и различия в конституционно-правовой регламентации реализации права указанных субъектов на осуществление внешнеэкономических связей с целью выявления методов эффективного достижения желаемых результатов.^ Нормативная и эмпирическая база исследования основывается на положениях Конституции РФ и Конституции Канады, международно-правовых актах, федеральном законодательстве двух государств (в том числе Актах Парламента Великобритании и Канады), подзаконных правовых актах, практике Конституционного Суда РФ, Судебного комитета Тайного совета Великобритании и Верховного Суда Канады, связанных с вопросами разграничения предметов ведения и полномочий в области осуществления внешних связей между федерациями и их составными частями в указанных государствах. Автором использованы конституции и иные нормативно-правовые акты Советского государства, законодательные акты некоторых субъектов РФ, законодательство легислатур провинций Канады.^ Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-теоретиков, правоведов, экономистов, затрагивающие различные аспекты рассматриваемой проблемы, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие вопросы понятия, содержания, истории развития и форм реализации субъектами федеративных государств внешнеэкономических связей. Комплексность работы потребовала от автора обращения к истории права, конституционному праву зарубежных стран, международному праву, экономической теории, политологии. Основополагающее значение для раскрытия темы диссертационного исследования, безусловно, имели научные труды, исследования канадских ученых, специалистов в области федерализма и международных отношений. Особую роль в разработке темы диссертационного исследования сыграли стенограммы, материалы и документы Конституционного совещания 1993 г.^ Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы на современном этапе развития конституционного права, а также намеченными целью и задачами и заключается в том, что диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование конституционно-правовых основ внешнеэкономических связей субъектов РФ и провинций Канады. Специфика исследования заключается в детальном юридическом анализе и авторской трактовке ряда конституционных понятий с учётом данных ряда отраслей наук. Автор один из первых в сравнительном конституционно-правовом аспекте проанализировал и обобщил вопросы осуществления внешнеэкономических связей в двух федеративных государствах. Для этого было исследовано законодательство Российской Федерации и Канады, практика высших судебных инстанций обоих государств в разрешении противоречий и споров о разграничении компетенции между федеральным и региональным уровнями власти России и Канады при осуществлении международных экономических связей (Конституционного Суда РФ, Судебного комитета Тайного совета Великобритании и Верховного Суда Канады). Было прослежено осуществление внешнеэкономических связей субъектами России и провинциями Канады в процессе их исторического и конституционного развития, определены предпосылки возникновения этих прав у субъектов федераций. Предпринята попытка исследовать содержание внешнеэкономических связей субъектов в каждом из государств. Проведен анализ основных форм осуществления субъектами РФ и канадскими провинциями такого рода связей, который показал, что, несмотря на недостаточную писаную конституционную регламентацию прав провинций Канады в этой области, они более активно и масштабно, чем субъекты России, внедрены в мирохозяйственные международные связи. Учитывая сложность и многогранность проблемы, автор не стремился к постановке и рассмотрению всех аспектов выбранной темы. Работа посвящена исследованию, прежде всего, конституционно-правовых вопросов, имеющих большое теоретическое и практическое значение. Безусловно, теоретические размышления имеют лишь рекомендательную ценность.^ На защиту выносятся следующие основные положения, являющиеся новыми или характеризующиеся элементами новизны: 1. Конституция РФ 1993 г. существенно расширила возможности субъектов Российского государства в сфере осуществления внешнеэкономических связей по сравнению с советским периодом. Лишь после её принятия субъекты стали обладать правом ведения внешнеэкономическими связями совместно с Федерацией. Напротив, международная деятельность канадских провинций имеет длительную историю и чрезвычайно разнообразна в своих проявлениях, несмотря на отсутствие в Конституции Канады 1982 г. положения о праве провинций на осуществление такой деятельности. Внешнеэкономические связи субъектов России и провинций Канады имеют много общего: субъекты сотрудничества, многоплановость структуры взаимоотношений, схожие природно-климатические условия, обширные приполярные зоны, низкая средняя плотность населения, большая протяженность коммуникаций, топливно-сырьевая, экспортная ориентация экономики. 2. В отличие от образований унитарного государства компетенция субъекта федерации, в частности в сфере осуществления внешнеэкономических связей, рассматривается как конституционно-правовая категория. Участие субъектов федеративных государств во внешнеэкономической сфере характеризуется согласительной природой (носит консенсуальный характер), если договор федерации затрагивает вопросы, находящиеся в ведении субъекта федерации. Специфика компетенции субъектов сложносоставных государств в вопросах осуществления внешнеэкономических связей позволяет им влиять на договорные отношения государства гораздо в большей мере, чем на них влияют административно-территориальные единицы в унитарных государствах. 3. Дается авторское определение понятия «внешнеэкономические связи субъектов федерации», под которыми понимается международная деятельность субъектов федерации неполитического характера во внешнеторговой, инвестиционной, туристической, научно-технической, валютно-финансовой сферах, а также в области транспорта, связи, энергетики и иных внешнеэкономических областях. Необходимо разграничивать понятия «международные связи» и «внешнеэкономические связи». Для обозначения внешнеэкономических, научных, культурных, образовательных, экологических, гуманитарных связей (как разновидностей внешних неполитических связей) в текущем законодательстве логичнее было бы заменить существующий термин «международные и внешнеэкономические связи» на «международные связи неполитического характера» или «внешние связи неполитического характера», чтобы исключить из них собственно международные связи (дипломатические, военные, политические, оборонные), которые члены федерации осуществлять не вправе. Абстрактность конституционных норм в данном вопросе требует урегулирования его на уровне закона во избежание неадекватного толкования конституционных норм. 4. Анализ правовой природы внешнеэкономических связей субъектов РФ и провинций Канады позволил диссертанту сформулировать следующие их сущностные признаки: 1) данный вид связей осуществляется субъектами федеративных государств (их органами власти) непосредственно; 2) внешнеэкономические связи устанавливаются субъектами федераций с иностранными государствами (их органами власти), с субъектами иностранных сложносоставных государств, с административно-территориальными единицами иностранных государств; 3) возможность участия субъектов федераций во внешнеэкономических связях и пределы такого участия устанавливаются исключительно внутригосударственным правом; 4) объем внешнеэкономических связей субъектов федераций определяется на основании федеральной Конституции, федерального законодательства (Россия и Канада), а также посредством вынесения судебных решений (Канада); 5) внешнеэкономические связи субъектов осуществляются путем заключения внешнеэкономических договоров и соглашений, участия в международных организациях и официальных деловых визитов должностных лиц субъектов; 6) содержанием данных связей субъектов федерации выступает деятельность специально уполномоченных на то органов власти и должностных лиц субъектов федерации по реализации экономического потенциала и интересов, а также основных направлений экономического развития субъекта в рамках полномочий, предоставляемых федеральным законодательством. 5. Одна из особенностей института внешнеэкономических связей канадских провинций, в отличие от субъектов РФ – его децентрализованный характер. В отсутствие письменных конституционных и статутных предписаний определяющее воздействие на развитие отношений в сфере внешнеэкономических связей канадских провинций оказывают сложившиеся конституционные, правовые и политические обычаи и традиции, а также судебные прецеденты. Автором выведена закономерность в следовании британской традиции неписаных конституций также на уровне провинций, где отсутствуют кодифицированные источники, которые бы закрепляли за провинциями права во внешнеэкономической сфере. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» в Российской Федерации споры о компетенции между федерацией и её субъектами в экономической области не выносятся на рассмотрение органа конституционного юстиции. Их призван разрешать Высший Арбитражный Суд РФ. При возникновении таких споров указанные судебные органы не взаимодействуют между собой, что нередко приводит к использованию неформальных процедур для снятия противоречий между Федерацией и субъектами. В отличие от России в Канаде рассмотрение споров о разграничении предметов ведения и полномочий в любой из перечисленных в Конституции Канады сфер, в т.ч. в экономической, осуществляет Верховный Суд Канады, являющийся её высшим судебным органом. Автор обосновывает, что специализация судебной власти в России (т.е. структурная обособленность её ветвей) в подобных случаях не способствует эффективному разрешению экономических споров. 6. Анализ важнейших прецедентов Судебного Комитета Тайного Совета Великобритании по Канаде и пришедшего ему на смену Верховного Суда Канады в вопросе регулирования внешнеэкономических связей и разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и провинциями в данной области позволил автору сделать вывод о том, что в силу исторических особенностей формирования Канадской Федерации действующая Конституция Канады в ст. 132 дифференцирует договорное регулирование на осуществляемое во времена господства Британской Империи и осуществляемое после обретения Канадой независимости. В отсутствие в ст. 91 и 92 Конституции Канады четкого положения о праве Федерации или провинций на заключение международных договоров во внешнеэкономической области ст. 132, хотя и косвенно, но всё же наделяет правом заключать такого рода договоры как Канаду, так и её провинции, что служит постоянным источником конфликтов и разногласий. 7. Особенностью функционирования внешнеэкономического механизма в Канаде является осуществление политики «кооперативного федерализма» при формировании единого внешнеэкономического курса, предполагающей тесное взаимодействие провинций и центральной власти при осуществлении международной экономической деятельности в рамках проведения специальных федерально-провинциальных консультаций для гармонизации различных подходов и интересов в данной сфере. В отличие от Канады функции координатора в Российской Федерации лишь частично выполняются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Государственным Советом при Президенте РФ и Советом глав субъектов РФ. Роль федерации в России носит не координирующий, а, скорее, контролирующий характер. В условиях усиления унитаристских тенденций и контролирующей роли федерации согласование федеральных и региональных внешнеэкономических интересов не всегда представляется возможным. Обосновывается необходимость формирования в России специального координирующего (координационного) органа, который бы имел непосредственной целью своей деятельности создание механизмов взаимодействия и координации между федеральными органами власти и субъектами РФ при осуществлении внешнеэкономических связей, и принятия соответствующего акта, определяющего статус данного органа, его компетенцию. Учреждение подобного органа могло бы способствовать в некоторой степени ослаблению централизующего начала в Российском государстве и предоставило бы субъектам РФ возможность более активного развития, укрепив тем самым экономические позиции России в целом. 8. Автором предлагается классификация внешнеэкономических связей субъектов федеративного государства, исходя из следующих оснований: в зависимости от статуса субъекта отношений, с которым осуществляются внешнеэкономические связи: внешнеэкономические связи с иностранными государствами (их органами государственной власти), внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, внешнеэкономические связи с территориальными образованиями унитарных государств; с учетом географического расположения субъекта отношения, с которым осуществляется экономическое сотрудничество: внешнеэкономические связи с соседними иностранными государствами (субъектами федераций, территориальными единицами унитарных государств), т.е. приграничное сотрудничество; внешнеэкономические связи с географически отдаленными государствами (субъектами федераций, территориальными единицами унитарных государств); по содержанию внешнеэкономических связей: внешнеторговые (товарами (энергетика, сельскохозяйственная продукция, автомобили, иное оборудование); услугами)); инвестиционные (в промышленный сектор, в сельскохозяйственный сектор, вложение инвестиций, привлечение инвестиций); туристические; валютно-кредитные и финансовые. Разработана Концепция развития внешнеэкономических связей субъектов РФ, содержание которой включает в себя следующие семь разделов: общие положения; международные экономические связи субъектов Российской Федерации в рамках национальной внешней политики России; предпосылки развития внешнеэкономических связей субъектов РФ; стратегия развития внешнеэкономических связей субъектов РФ (включает: принципы региональной внешнеэкономической стратегии России, приоритетные направления развития внешнеэкономических связей субъектов России); международный маркетинг субъектов РФ; информационное сопровождение внешнеэкономических связей субъектов РФ; формирование и реализация Концепции, а также сделаны предложения по совершенствованию ст. 2 и 11 Федерального закона от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».^ Теоретическая и практическая значимость работы заключается в развитии научного понимания конституционно-правовых основ внешнеэкономических связей субъектов РФ и провинций Канады; в возможности использования содержащихся в диссертации научных выводов и предложений для дальнейшего развития конституционного права; в предложениях по совершенствованию конституционно-правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу осуществления субъектами федеративных государств внешнеэкономических связей. Результаты исследования, сформулированные на основе всестороннего анализа и обобщения научных данных и материалов практики, могут быть востребованы в законотворческой деятельности, а также в практической деятельности субъектов РФ при реализации ими внешнеэкономических связей. Особую ценность имеет опыт осуществления внешнеэкономических связей провинциями Канады для России, наметившей курс на дальнейшую модернизацию, инновационное развитие всех сфер жизнедеятельности российского общества и государства, чему в немалой степени призваны способствовать именно регионы России. Основные теоретические выводы исследования могут быть также использованы в учебном процессе при преподавании и подготовке курса лекций по конституционному праву России, конституционному праву зарубежных стран, спецкурса по проблемам федерализма, а также при разработке учебно-методических пособий. Материалы диссертационного исследования расширяют конституционно-правовые основания для дальнейших теоретических разработок в сфере осуществления внешнеэкономических связей субъектами РФ и провинциями Канады и могут послужить основой для последующих научных изысканий в этой области.^ Апробация результатов исследования. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность диссертационного исследования; определяется степень научной разработанности темы; указываются объект и предмет, цель и задачи исследования, его методологическая основа, теоретическая и эмпирическая базы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; подтверждается научная новизна и практическая значимость полученных диссертантом выводов; приводятся сведения об апробации результатов проведенного исследования. Первая глава «Теоретические и исторические основы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и провинций Канады», состоящая из двух параграфов, посвящена теоретическому и историко-правовому исследованию возникновения, развития и законодательной регламентации права на осуществление внешнеэкономических связей субъектами таких федеративных государств, как Российская Федерация и Канада, а также анализу правовой природы и сущностных признаков внешнеэкономических связей, осуществляемых субъектами данных федераций. Первый параграф «Внешнеэкономические связи субъектов в Российской Федерации и провинций в Канаде в системе федеративных отношений: понятие, правовая природа, значение» посвящен конституционно-правовому и международно-правовому анализу права субъектов федеративных государств на осуществление внешнеэкономических связей в рамках теории федерализма, с учётом доктрин различных отраслевых правовых наук и научных воззрений специалистов, в частности в области международного пра


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.