Реферат по предмету "Разное"


«Содержание и задачи психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях»

«Содержание и задачи психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях»Нурмухаметова А.А.Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развитияНа исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек, так или иначе психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец. Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии. Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий. На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение. На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям. Оказание экстренной психологической помощи в частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются: безотлагательность; приближенность к месту событий; ожидание, что нормальное состояние восстановится; единство и простота психологического воздействия. Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства. Например, недавние происшествия в поселке Урман Иглинского района Республики Башкортостан еще раз показали, что в чрезвычайных ситуациях оказание психологической помощи населению необходимо. Создавшаяся в данной экстремальной ситуации паника вызывала большую опасность: люди не знали куда идти, с чувством растерянности бежали в сторону леса; некоторые находились в состоянии острого эмоционального шока, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии; кто-то впадал в истерику, люди кричали, звали своих родных, порой памятуя, что они находятся на работе в городе. Эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности. При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики. Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи на протяжении более 15 оказывает психологическую помощь населению республики Башкортостан, в том числе и населению, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации. Центр имеет комплекс методов и методик психологической работы с отдаленными последствиями экстремальных ситуаций. Эти ситуации характеризуются прежде всего экстремальным воздействием на психику человека, вызывающими у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью ситуации. Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретно травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, хотя в психологической картине ПТСР специфика травматического стрессора (военные действия, насилие и т.д.), несомненно, находит отражение. Однако главным является то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности. Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях. Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные и техногенные катастрофы.Основной задачей бригады психологов, консультантов Телефона Доверия государственного автономного учреждения Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи на месте происшествия, куда они выезжали по звонку Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан являлась выполнение базовых функций: – практическая: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению; – координационная: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными службами. Поэтому бригада психологов Центра осуществляла содействие в ликвидации последствий, а именно, оказывала психологическую помощь населению, дежурила на телефоне доверия МЧС, а также был проведен ряд организационных мероприятий по сбору психологов социально-психологических центров и служб иных ведомств для оказания наиболее полного психологического сопровождения населения, оказавшегося в чрезвычайной ситуации. Более 50 психологов социально-психологических центров и служб, находящихся в ведении Министерства молодежной политики и спорта РБ и Министерства образования РБ, было задействовано для ликвидации посттравматических стрессовых расстройств. За период введенного чрезвычайного положения только специалисты Центра осуществили: - психологическую помощь и поддержку пострадавших – 150 человек, - работа по горячей линии МЧС – 113 человек. В настоящее время проводятся приемы по реабилитации граждан на базе центра, перенесших психологическую травму, вследствие вышеуказанной чрезвычайной ситуации. К сожалению, в республике отсутствует отлаженная система оказания психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях центрами и службами различных ведомств. Мы предлагаем разработать проект системы оповещения служб и центров психологической помощи, на базе которых должны быть организованы мобильные группы для оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Разработать критерии деятельности данных групп, определить координирующий орган, закрепить транспортное средство за мобильными группами, создать совет из числа специалистов различных ведомств по работе в чрезвычайных ситуациях. Организацию системы оказания психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях утвердить постановлением Правительства Республики Башкортостан. В свою очередь наш центр готов оказать помощь в обучении специалистов вышеуказанных групп.Мы предлагаем в резолюцию конференции следующие пункты:МЧС РБ организовать Совет по межведомственному взаимодействию в случаях ЧС, разработать положение по данному Совету и схему межведомственного взаимодействия в случае ЧС,Просить Правительство РБ утвердить вышеназванный СоветВо всех муниципальных образованиях Распоряжением главы Администрации сформировать мобильные группы экстренного реагирования (психологов и психотерапевтов) для работы в условиях ЧС. Данные с контактными телефонами руководителей групп должны постоянно обновляться и находиться в Главном управлении МЧС России по РБ.Определить схему вызова мобильных групп психологов экстренного реагирования, сформированных в центрах и службах психологической помощи различных ведомств, утвержденных внутренними приказами учреждений.МЧС и ГАУ РЦСППСДМ провести обучение специалистов (психологов, психотерапевтов…) по оказанию психологической помощи населению в случае чрезвычайной ситуации.МЧС разработать и утвердить эскиз единой формы или знаков отличия для специалистов – психологов, работающих во время ЧС.Закрепить за мобильными группами автотранспортные средства, в которых можно было оказывать первую психологическую помощь в полевых условиях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.