Стрессоустойчивость личности. Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые
ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: а)психофизиологического к. (тип, свойства нервной системы), б) мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости отт того, какие мотивы побуждают
его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость), в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций, г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации, д) проф.подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач, е) интеллектуального компонента - оценка требований ситуации,
прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. Более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в
системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости.
Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса. Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.
Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей
сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется. Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду. Выделяют три основных фактора, влияющих на стрессовые состояния: физиологический, поведенческий и субъективный. Л.А. Китаев-Смык добавляет к этому перечню социально-психологический фактор, в первую очередь изменения
в общении, а также психологический фактор стресса. Выделяют след. этапы в процессе развития стрессоустойчивости. 1) Интерпретация и оценка ситуации. Интерпретируются и оцениваются: а)требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию,здоровью,авторитету и др.), б) возможности организма и личности, в) соотношение требований ситуации и возможностей человека.
Кроме некоторых физиологических стрессоров, все другие не действуют на человека напрямую, непосредственно воздействует образ стрессора, интерпретация стрессора, ситуации. 2) Оценка(анализ) стрессовых изменений в своем организме. Часто "мишенью" стрессорного воздействия явл. какая-либо отдельная система организма или сфера личности. Начальные стрессовые сдвиги могут быть вызваны расстройством или травмой одного органа,
повыш. нагрузкой на 1 сферу личности (напр. информац. перегрузка), потерей или изменением 1 личностно значимой связи, значимого соц. качества. Затем разворачиваются множественные реакции, наступают разнообр, последствия. 3) Наиб. важным этапом явл. адаптационный процесс. В нем может доминировать одно из трех направлений: а) противодействие б) приспособление в) уход от стрессорного воздействия. Направленность адаптационной активности определяется, с одной стороны, природой
стрессорного воздействия, спецификой ситуации, а с др особенностями личности, резервами организма. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и т.д. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации.
В критич. ситуациях поведение личности, облад. стрессоустойчивостью, в целом осущ. по след. схеме: задача - актуализируемый ею мотив -осуществление действий, ведущих к реализации этого мотива - осознание трудностей - негативная эмоциональная реакция - поиск способов преодоления трудностей - снижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования. Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:
1) по силе: шоковые(внезапные), подострые(кратковременные,но эмоц.значимые), хронические (длительные). 2) по значимости для личности (значимые и незначимые) 3) по направленности информации (привносящие или лишающие ее) 4) по разрешимости 5) по длительности Неблагоприятные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека. Умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека
За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрессогенные ситуации. Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Т.е. один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В современных трудах ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием
тех или иных "стратегий совладания". Успешное переживание трудной жизненной ситуации разнообразно по своей фабуле, и, соответственно, различными являются стратегии совладания человека с трудностями. (Стратегия самоконтроля, поиска соц. поддержки, принятия ответственности, стратегия избегания, позитивной переоценки и др. В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса.
Интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных и социальных характеристик человека, кооторые являются существенной детерминантой поведения его в стрессе. Установлены возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. По сравнению с молодыми людьми пожилые люди исп. менее энергичные формы совладанеия. Мол. люди - активные стратегии. Пож. л пассивные.
Мужчины - либо ничего не делают, либо идут на прямое активное действие. Женщины - пассивная стратегия или поиск помощи. Степень реакции на стрессовые события лиц среднего возраста намного выше, чем у пожилых людей. Как показывают исследования, возраст и пол человека влияют на то, как он реагирует на стресс. Канадские исследователи из Института исследований сердца Монреаля и Университета
Монреаля говорят, что мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые ситуации, причем различие происходит не только на психологическом, но и на физиологическом уровнях. Используемая литература и интернет-ресурсы: Губачёв Ю. М Иовлев Б. В Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л 1976. Газиева М.З. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения.
2008 г. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М 1995. Андреева Г.М. Социальная психология. М 2005. http://www.i-u.ru/biblio http://news.ukrhome.net http://www.nostress.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |