Билет № 1«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. А. Жуковского «Светлана».С какой целью автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?Билет № 2Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)*.Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель».В чем смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?Билет № 3Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?Билет № 4Тематика и образы романтической поэзии В. А. Жуковского.Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). * Вопросы билетов, связанные с творчеством поэтов, раскрываются на примере не менее 2 стихотворений по выбору выпускника (экзаменуемый имеет право расширить число рассматриваемых текстов). Вопросы билетов, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по желанию выпускника).Билет № 5Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась?(По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»).Билет № 6Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от Ума».Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл.За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»).Билет № 7Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»).Билет № 8Тема «дружества» и образы друзей в лирике А. С. Пушкина.Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» как средство характеристики героини.Что значит «жить» для главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?Билет № 9Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина.Образ «ретивого начальника» в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»).Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).Билет № 10Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина.Сцена бала и её место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала».Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?Билет № 11«Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).Билет № 12Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне».Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»).Билет № 13Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землёю…».Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).Билет № 14Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).Билет № 15Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М. Ю. Лермонтова.Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как его это характеризует? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»).Билет № 16Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова.Монолог Чацкого «А судьи кто?...» и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина?Билет № 17Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).Почему рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?Билет № 18Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Тема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия».Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».Билет № 19Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Философская тематика стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования.Билет № 20Тема судьбы и её развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога».Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это её характеризует? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».Билет № 21Своеобразие конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов.Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?Билет № 22Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»).Билет № 23Помещичья Русь и её представители в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А. С. Пушкина «Выстрел»).Билет № 24Образ Чичикова и тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».Прославление воинского подвига в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (глава «Поединок»).Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? ( По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).Билет № 25Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова.Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?