Реферат по предмету "Разное"


«Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»«Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».Автор: Конкина Елена Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад «Березка»п. Сатинка 2011 г.В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям БлейкМой педагогический стаж 24 года в МДОУ «Берёзка» Сампурского района. Наш детский сад реализует комплексную программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой. В течение всей работы в детском саду стремилась создать свою определённую систему воспитания и обучения детей. Большое значение стараюсь уделять развитию их психических процессов (воображению, мышлению, памяти и т.д.), умственных способностей, эмоций, сопереживанию, находчивости, любознательности, коммуникабельности. Стремлюсь установить контакт с каждым ребёнком, с учётом его индивидуальных способностей, выступать в роли помощника, партнера не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной; не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, демонстрировать расположенность и симпатию к ребёнку, с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата. Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Я обратила внимание на то, что все дети рисуют, но у кого-то получается хорошо, у кого – то не очень. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков неплохой – они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работе детей не было фантазии и творчества. Я решила применить диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и световосприятия у детей, выявить уровень технических навыков и умений и построить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребенком. Это помогло в дальнейшем выбрать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Поэтому я поставила перед собой цель развивать в детях творческий потенциал, специальные способности, позволяющие им самим реализоваться в различных формах и видах творческой деятельности, используя средства изобразительного искусства. Основные задачи я выделила следующие: *Формировать интерес к изобразительной деятельности. *Привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов традиционного и нетрадиционного рисования и развитие специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму; *Учить создавать грамотные и красивые работы, радоваться результатам своего труда и труда товарищей, воспитывать интерес и мотивированную потребность к изобразительному творчеству; *Развивать воображение у детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; *Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; *Способствовать развитию личности через самовыражение в изобразительном творчестве. В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством окружающего мира. Бытует мнение, что рисование - это развлечение, это не серьезно. Но история показывает, что все художники – мыслители, чем талантливее художник, тем больше он философ. В подтверждение этой мысли приведу слова Огюста Родена: «Искусство создано для того, чтобы человечество помнило, для чего оно живет». Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Именно в детских рисунках отражаются их впечатления, переживания, тревоги, мечты. Способность выбрать свое решение рисунка зависит от систематической работы педагога по ознакомлению детей с окружающим в пределах зоны ближайшего развития и его перспективы (Л.С.Выготский). Как бы там не было, согласитесь: наши дети живут не в самом гармоничном мире, а современные технологии образования не помогают им обрести себя. В Федеральных государственных требованиях говориться, что общность задач, состоящих в эпоху глобализации перед современным сообществом, определила направленность решения проблемы интеграции дошкольного образования. ФГТ предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста и направлены на формирование общей культуры развития физических, и интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Занятия художественного творчества строятся так, чтобы у каждого была возможность проявить себя, выразить свои творческие возможности в рисунке. Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Такие занятия я проводила 1 раз в неделю с подгруппой или (в младшем возрасте) индивидуальной формой организации. Обучение детей рисованию проходило по разработанному мной перспективному плану. План состоит из 3 этапов, каждый из которых соответствует возрастной группе - младшей, средней, старшей и направлен на решение творческих задач. Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образец, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в планирование, изменяются по принципу нарастания сложности исполнения изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. При планировании работы, учитывала, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу. Из опыта работы заметила, что иногда можно встретить детей, которые производят впечатление настоящих художников. Их рисунки представляют целые картины с оригинальным сюжетом. При этом достаточно высокой оказывается и техника выполнения – уверенные и четкие линии, разнообразная палитра цветов. В результате детального изучения изобразительной деятельности этих детей обнаружила, что они в состоянии выполнить одну-две картины, которые ими повзаимствованны из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной памяти. Однако сознательное построение рисунка и, тем более, проявления творчества в их работе не наблюдалось. Изучая работы, статьи столкнулась с интересным материалом российских педагогов «креативная терапия», где указывается на то, что необходимо направлять свою работу на развитие творческих способностей детей. В своей работе у детей стараюсь развивать детскую фантазию по средствам изобразительного искусства; умение увидеть мир с помощью различных техник рисования, при этом важно содержание работы и то, что хотел изобразить ребенок, как он сможет объяснить нарисованное. Фантазируя , дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны. А что видим мы на самом деле? Темное пятно и линии… И смысл изображения понятен только маленькому художнику. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. На занятиях учу детей различным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изобразительности. Любое занятие по рисованию провожу в игровой форме. Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами - это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Если игра включена в процесс изобразительного творчества, то она: *увеличивает его привлекательность для детей; *совершенствует детское творчество (знание об общих свойствах сходных предметов позволяет овладевать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним, при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по - новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Эта взаимосвязь осуществлялась нами в русле нашей Концепции развития художественно-творческих способностей детей в разнообразных видах художественной деятельности, основой которых являются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально- положительное отношение к объектам, имеющим, эстетическую ценность. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность и средство развития личности ребенка. Исходя из особенностей игры и изобразительной деятельности, выделим такие приемы, как обыгрывание различных предметов (игрушек), рисунка в процессе его выполнения и уже законченного. С детьми 3-4 лет использую развернутые игровые действия с игрушкой. Это вызвано тем, что рисунки, выполненные трехлетками, не всегда узнаваемы, а действия с игрушкой, близкие к реальным, будят детское воображение, помогают оживить образ. Создавая игровые мотивы отдельных действий, когда интерес детей вызывается любимой или новой игрушкой, игровым действием, традиционно используемым «сюрпризным» моментом. Игровые моменты, наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные, сами по себе не очень интересные изобразительные действия, но, усвоение которых необходимо и возможно только при повторении. Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинаться. Например, перед занятием по стене зеркалом пускаем солнечные «зайчики», а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик «прыгнул» на большой лист бумаги. Воспитатель набрал на кисть желтой краски - и «поймал» солнечного зайчика. Потом зайчиков «ловили» дети, с начала на этом листе, а затем каждый на своем. Рисование детей 3-4 лет по большему счету представляют собой повторение и закрепление пройденного материала младшего возраста (2-3лет). Дети продолжают рисовать преимущественно гуашью, карандашами, фломастерами и совершенствуют свои навыки комбинирования прямых линий с мазками и замкнутыми контурами. К окончанию обучения в младшей группе ребенок умеет держать кисть, карандаш, фломастер, а также уверенно изображать простейшие фигуры. Сюжеты для рисования могут быть следующие: «Воздушные шарики»; «Мыльные пузыри» - закрепление навыков рисования замкнутого контура; «Мячик», «Снеговик» - закрашивание замкнутого контура; «Елка» - вертикальная прямая линия и «косые» ветки. Применяются такие игровые упражнения: «Пришьем к новому платью куклы Кати пуговицы», «Отремонтируем машине колеса», «В небе солнышко живет» - помочь освоить круговые движения рукой. В младшем возрасте ввожу детей в мир творчества, предлагаю им нарисовать свое представление об окружающем мире, постепенно ориентирую в мире цвета, форм, линий. Когда у ребенка пробудиться интерес к рисованию, он сам будет стараться все делать правильно. Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть изобразительными техниками, воспринимать форму и композицию. Для этого уже в младшей группе стараюсь заинтересовать ребенка творческим процессом на основе «жизненности», (т.е. наблюдение окружающего мира) объединяющего все виды детской деятельности. Чтобы каждое занятие было эмоциональным, включаю в него игровые моменты, разнообразные и красочные наглядные материалы, тематические литературные произведения, музыкальное сопровождение. Дети с 4-5лет (средняя группа) более усидчивые и наблюдательные, поэтому в рисунке больше появляется мелких деталей. Кроме того, учу детей рисовать различными красками так, чтобы рисунок был более реалистичным. Делаю акцент на изображение, на одном рисунке - сразу несколько предметов. Например, если раньше была одна елка, то теперь еловый лес или солнце с облаками. Дети рисуют овощи, фрукты, деревья в разное время года и схематично изображают человека. Дети с удовольствием пририсовывают к своим пейзажам, скажем, гуляющих по лесу маму с папой. Детям от 4 до 5 лет предлагаю следующие сюжеты рисования: «Зима», «Весна», «Осень»- выполненные гуашью. Деревья с коричневым стволом и кроной (закрашенным овалом) подходящего цвета, «Грибы» (шляпка и ножка закрашены разными цветами), «Новый год» (закрашенная гуашью елка, украшенная разноцветными шарами), «Дом» (контур дома с окнами и дверью). Ребенок старшего дошкольного возраста более осознанно выделяет эстетические качества предметов, обладают хорошими навыками рисования, любознательностью и достаточно широким кругозором. Рука дошкольника развита в достаточной степени для того, чтобы рисовать карандашом, кистью. Помимо этого широко практикую такой прием: ребенок рисует контуры предмета карандашом, а затем аккуратно закрашивает его гуашью. В старшей группе дети уже, не плохо, рисуют отдельные предметы и не сложные сюжеты. Теперь внимание надо сосредоточить на большей детализации предметов и правильному их расположению на рисунке. Если на рисунке изображено два домика, то тот, который больше, будет находиться ближе, а меньший по размеру домик, расположенный в верхней части рисунка, находится как бы в отдалении. Дети учатся рисовать людей и животных, обращаю внимание ребенка на необходимость соблюдения пропорций. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.д. Поясню эту мысль: идет занятие, дети рисуют яблоки, и, если кто - то, выполнив задание, решает самостоятельно дорисовать ему листик, или закрасить яблоко другим цветом (желтым, зеленым), для него это уже творческое решение. По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. Ребенку старшего дошкольного возраста доступно понимание многих выразительных средств, используемых художником. В иллюстрациях к сказке «Снегурочка» художник А.Пахомов выделяет образ Снегурочки при помощи цвета - все окружающие ее люди и предметы имеют реальную окраску, в то время как Снегурочка изображена голубым цветом. Это помогает подчеркнуть ее нежность, хрупкость, сказочность. Дети могут понять, что сказочный образ требует особых изобразительных форм, цвета. Также по картинам дети знакомятся с различными композиционными приемами построения изображения - передачей первого и второго планов, выбором формата. Репродукции, произведения книжной графики и другие произведения искусства после рассматривания размещаются на специально отведенной для этого полке на уровне глаз детей. Произведения декоративно - прикладного искусства, предоставляются в расположении детей, чтобы они имели возможность взаимодействовать с ними ( в то время, когда захотят). В последующие дни, неоднократно к новому эстетическому объекту, продолжаем вместе с детьми рассматривать его. Такая работа может продолжаться до тех пор, пока дети не утратят к этому объекту интерес. Игра «От какого дерева лист», проведенная непосредственно перед занятием изобразительным творчеством, например, рисование с натуры осенних листьев в старшей группе может расширить кругозор воспитанников. Играя, дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов, их переходы из одного в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) организую перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства. Знакомя детей с различными видами изобразительного искусства, столкнулась со следующими проблемами: в декоративно – прикладном рисовании дети затрудняются в составлении узоров и орнаментов на различных шаблонах, нарушают основной закон - определенный ритм чередования составляющих элементов. Эти проблемы решала с помощью дидактических игр по изобразительной деятельности. Представленные игры направлены на ознакомление детей старшего возраста с декоративно – прикладным творчеством. В основе игр: «Художественный салон», «Найди лишнее», «Магазин сувениров» и т.д. лежат традиционные принципы, но их содержание – освоение особенностей декоративно – прикладного искусства. Дети уже «вошли» в мир искусства, они могут разбираться в цвете и понимают его оттенки, имеют определенные навыки рисования. В этом возрасте делаю основной акцент в обучении на многообразии цвета и его сочетаний. Цвет выбран ведущим средством организации творческого процесса, а также продолжается знакомство с графическими техниками. Стараюсь не ограничивать детей временем выполнения работы. Если ребенок не успел сделать ее за одно занятие, предлагаю ему закончить работу позже; дети, привыкая к этому режиму, не торопятся завершить ее в любом случае, наспех, а продуманно работают над образом, вдохновляясь иногда новыми замыслами. Свободное творчество подводит итог всей предыдущей работы в становлении детского творчества. Дети к этому времени уже обладают значительными знаниями об окружающем мире, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы в различных художественно – графических техниках. Стараюсь не мешать ребенку в создании рисунка, не навязывать ему свои варианты выполнения, а чутко и умело стараюсь способствовать творческому процессу. Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Коллективная работа, как правило, очень тщательно продумывается, а этапы ее согласуются. Использование на занятиях музыкальных и поэтических образов, способствует художественно – творческой активности детей. Она начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа. Также в работе использую нетрадиционную технику рисования. Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что – то свое, необычное. Одним из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – это рисование пальчиком, ладошкой, тычком жесткой полусухой кистью, смятой бумагой, свеча или восковые мелки с акварелью, кляксография, кляксография с трубочкой и другими. В развитии детского творчества следует отметить немаловажную роль родителей, которых я активно привлекаю к совместной работе. Убеждаю их в том, что они должны быть помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений, для этого: *Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство. *У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге. *Сюжет и качество исполнения рисунка не должно подвергаться критике. *Рисунки, отобранные самими детьми, нужно повесить в удобном месте и попросить ребенка прокомментировать их. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность. Главным результатом своей работы по развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства считаю работы своих детей, которые стали осмысленнее, разнообразнее и носят более творческий характер. В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками. Детям очень нравится использовать разнообразные техники для выражения своих чувств, эмоций, своей индивидуальности, что положительно влияет на развитие памяти, мышления, речи, индивидуальности каждого ребенка. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.