Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Мораль героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Дружківськагімназія «Інтелект»
Реферат
зпредмету: «Зарубіжна література»
натему: «Мораль героїв роману О.С. Пушкіна «Євгеній Онегін»
Виконав: учень 9-Б класу
Ярмоленко Максим
2010р.

Содержание
1.Роль «Евгения Онегина» в русской литературе
2.Образ Евгения Онегина
3.Роман Пушкина о Пушкине
Литература

1. Роль «Евгения Онегина» в русской литературе
Великая русская литература, за каких-нибудьтридцать-сорок лет занявшая одно из первых мест среди старейших европейскихлитератур, складывалась, и самым интенсивным образом осваивая их опыт, но инезыблемо опираясь на традиции собственного национального духовного развития,где всегда играл особую роль подвиг выдающейся личности. Гениальные русскиеписатели, начиная с Пушкина, хотя это имело место и прежде, учась у европейскихмастеров, становились и оппонентами их. Тут прежде всего следует указать наПушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. Европа, вглядываясь в русскуюлитературу, сказочно возвышающуюся в духовном развитии человечества, былаошеломлена русским романом. В русском романе европейский читатель, привыкший кроману, начиная в особенности с 17 столетия, разглядел что-то небывалое: в немглавенствующее место занял исповедальный элемент. Его герой преимущественноличность, а потом уже тип. И это началось с Онегина, Герцену принадлежатследующие слова об Онегине:
«Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самойсмерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего недоводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет онстарик, а к старости он молодеет благодаря любви».
От Онегина ведут свою родословною все основные герои всехосновных русских романов, — и Печорин, и Рудин, и Базаров, и Пьер Безухов, иАндрей Болконский, и Иван Карамазов, и Райский, и даже Обломов. В Онегине — корень их всех. Однако Онегин и возвышается над ними всеми.
Недаром Герцен чувствовал родство таких людей, как онсам, не с Печориным, а с Онегиным.
«… Все мы в большей или меньшей степени Онегины, еслитолько не предпочитаем быть чиновниками или помещиками».

2. Образ Евгения Онегина
Создавая роман, Пушкин отказался от романтическогогероя-одиночки. Его Онегин — обыкновенный человек, а не исключительнаяличность. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника,представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственнуюжизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненныеблагородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. Впоследующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценитБелинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственнуюфизиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видетьдоказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».
Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь»лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенныйисторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим,приобретал огромное общественное значение.
Образ Онегина — отправная точка в развитии главного героярусского романа.
Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показавразочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин.Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Посвоему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры игувернантки. Сначала его воспитывала «мадам»; потом «monsieur ее сменил».Француз, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моральюстрогой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Ученье его былоповерхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говоритьпо-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни.Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог «безпринужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатокахранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданныхэпиграмм».
Евгений Онегин критически относился к действительности,был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давалсвою оценку.
Изумительную характеристику дал Онегину Достоевский, содной стороны как человеку своего круга и времени, а с другой – преломившему всебе вечные свойства человеческой натуры. Онегин понял, какие душевные ранынанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского из-за пустяковогонедоразумения. Вследствие этого в его уме и сердце зарождается сомнение нестолько в своих душевных силах, сколько в способностях управлять ими.
«Начинаются его мучения, его долгая агония. Проходитмолодость. Он здоров, силы его просятся наружу. Что делать? За что взяться?Сознание шепчет ему, что он пустой человек, злобная ирония шевелится в душеего, и в то же время он сознает, что он не пустой человек: разве пустой может страдать?Пустой занялся бы картами, деньгами, чванством, волокитством. Чего же онстрадает? Оттого, что нельзя ничего делать? Нет, это страдание достанетсядругой эпохе. Он страдает еще только тем, что не знает даже, что уважать, хотятвердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить. Но он озлобился,и не уважает ни себя, ни мыслей своих: не уважает даже самую жажду жизни иистины, которая в нем; он чувствует, что хоть она и сильна, но он ничем для неене пожертвовал, — и он с иронией спрашивает: чем же ей жертвовать, да и зачем?Он становится эгоистом и между тем смеется над собой, что даже и эгоистом бытьне может. О, если бы он был настоящим эгоистом, он бы успокоился!»
Конечный вывод Достоевского об Онегине: «это дитя эпохи,это вся эпоха».
Да, разумеется, Онегин представляет собою свою эру. НоОнегин прежде всего проникает в себя, устанавливая, таким образом, своюнесовместимость с другими. А это ведет к тому, что для Онегина особенно важнопрояснить собственную человеческую сущность. Двигаясь в этом направлении, оноказывается в положении человека, для которого первая тайна на свете – он сам,его общезначимая единственность. Его трагедия в том, что он – один. Где жевыход для него? Только в нем самом. Лишь при осознании того, что ты один на свете,но именно как человек в полном смысле слова, тебе, рано или поздно, скореепоздно, чем рано, откроется путь к другим, как человеку, неотъемлемому отдругих.
Очень трудно, в сущности невозможно, было Пушкинузакончить свой роман в стихах, о том свидетельствует какой-то насильственныйобрыв его:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
3. Роман Пушкина о Пушкине
Автор оставляет героя на перепутье, в полнойрастерянности. И это как раз говорит в пользу того, что в намерение автора невходило подбросить герою спасительную веревочку, так как он считает, что перваяобязанность человека – самому строить свою судьбу, без особенных расчетов на то,что кто-то выведет его на дорогу, когда он собьется с дороги. Не случайноПушкин расстается со своим героем «в минуту злую для него». Вернувшись к нему в«Отрывках из путешествия Онегина», он лишь подтвердил, что тайна Онегинаосталась не до конца раскрытой и что, как ни заманчиво погружаться в нее, допоследнего ее дна все равно не добраться ни автору, ни герою. Вот Онегин наКавказе, в местах, столь близких душе и сердцу Пушкина. Особенное вниманиеОнегина привлекли целебные источники, у которых ищут облегчения больные, даже кним пробуждается зависть у него:
Питая горьки размышленья,
Среди печальной их семьи,
Онегин взором сожаленья
Глядит на дымные струи
И мыслит, грустью отуманен:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,
Зачем, как тульский заседатель,
Я не лежу в параличе?
Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? – ах, создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!
С Онегина принято начинать летосчисление «лишнегочеловека» в изображении русской литературы. Это и так, но еще более не так.Образ Онегина – отправная точка в развитии главного героя русского романа.
О чем бы Пушкин не писал, он непременно пишет и о себе; вто же время, сколько бы ни был занят собою, он всегда занят целым миром.
Приступив к работе над «Онегиным», даже успев написатьнесколько глав, Пушкин, однако не говорит об «Онегине» как о романе, а называетего в предисловии к публикуемой первой главе большим стихотворением,оговариваясь, что оно «вероятно не будет окончено». Стало быть, в «Онегине»Пушкин ставил задачу, разрешать которую собирался всю жизнь. Так оно,собственно и получилось: роман не окончен, но оборван, как порою обрывается жизньчеловека в самом расцвете ее.
«Онегин» имеет прямое отношение к романам, переходящим висповедь, а то и в трактат, излагающий взгляд автора на те или иные сторонычеловеческого бытия. Словом, в «Онегине» весь Пушкин со всеми егопредставлениями о себе и своем назначении, как и о целом мире, начиная сближайшего окружения и кончая вопросами, к которым было приковано вниманиелучших умов на протяжении всей истории человечества.
«Евгений Онегин» — не только роман Пушкина, но и роман оПушкине. И хотя он окончен, однако мог бы и продолжаться. Ибо все на этом светеравно возможно, как и неотвратимо.

Литература
1.Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. – Л. Сов.писатель, 1986. – 512 с.
2.Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах. Т.І.М., «Худож. Лит.», 1978. –751 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие педагогики в России
Реферат Н.Е.Жуковский и Императорское техническое училище
Реферат Vii. Расселение индоевропейцев, тюрков и финно-угров в Восточной Европе
Реферат Всесторонний Доход (english)
Реферат CCCР во время ВОВ
Реферат Локк
Реферат Исследование двухконтурной цепи связи генератора с нагрузкой
Реферат Конюшня на 20 спортивных лошадей
Реферат Как измерить качество речевой связи
Реферат Североафриканская кампания во второй мировой войне и роль в ней фельдмаршала Эрвина Роммеля
Реферат Одномерные и двумерные массивы (таблицы)
Реферат Отечественные историки о государе Иване IV Грозном. Н.М. Карамзин
Реферат Украина в 40-50 гг. XX века /Укр./
Реферат О возможностях физической нереализуемости космологической и гравитационной сингулярностей в общей
Реферат Королевство Кастилии и Леона в XI - XIII вв. Реконкиста