Из опыта работы учителя английского языка НРМОУ «Сингапайская СОШ» Яхиной Айсылу Фаиловны«Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством применения метода проектов» п. Сингапай, 2010г.«Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn»Benjamin Franklin«Скажи мне, и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу»Б.ФранклинВведение. Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода и вычленение ключевых компетенций как результата образования. Одна из задач среднего (общего) образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрению, отличать её от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетенции личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализации в обществе. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на международную арену повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. В настоящее время знание английского языка – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Поэтому преподаванию английского языка в общеобразовательной школе уделяется особое внимание. Вместе с тем возросли и требования к уровню подготовки выпускников. На едином государственном экзамене по английскому языку проверяются не столько знания учащегося, сколько владение языком как средством общения, то, как он решает задачу коммуникации, его умение логично и связанно выразить мысли в письменной и устной форме, с соблюдением норм вежливости и знанием социокультурных реалий иностранного языка. Проведенная мною диагностика по оценке коммуникативной компетенции учащихся позволила выявить низкий уровень развития речевой и языковой компетенций, которые являются основными составляющими коммуникативной компетенции (см. приложение 1). Таким образом, одной из проблем, требующих разрешения, является проблема развития коммуникативной компетенции у учащихся средней общеобразовательной школы. Можно констатировать, что на сегодняшний день традиционные методы обучения не позволяют на должном уровне развивать вышеперечисленные компетенции. Поэтому наравне с традиционными методами преподавания английского языка необходимо использовать и активные методы обучения. Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию следует выделить следующие: технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова, игровые технологии (С.А.Шмаков, М.Ф.Стронин, Т.В.Пукина), проблемное обучение (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Сафонова), информационно-коммуникационные технологии (Е.П.Велихов, Б.С.Гершунский, Е.С.Полат) и др. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов (Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик, Е.С.Полат), который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач. Таким образом, возникает гипотеза: если внедрить метод проектов в процесс преподавания английского языка, то можно развить коммуникативную компетенцию на уровне современных требований.Объектом исследования является коммуникативная компетенция.^ Предмет исследования: развитие коммуникативной компетенции посредством метода проекта.Цель: развитие коммуникативной компетенции посредством применения метода проектов при изучении английского языка.Задачи: Изучить технологию применения метода проектов в образовательном процессе; Разработать пакет диагностик по отслеживанию уровня коммуникативной компетенции; Внедрить метод проектов в образовательный процесс; Обобщить результаты работы.Глава 1. В Концепции модернизации российского образования обозначены цели обучения иностранным языкам как развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка и родной страны; Компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств; Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений. Коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. (Зимняя И.А., Азимов Э.Г., Щукин А.Н.) Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами и навыками проектной деятельности. Современный отечественный методист д.п.н., проф. Е.С.Полат дает следующее определение методу проектов: «Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта». По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении иностранным языкам позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных идей, восприятия и понимания точки зрения других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться средствами иностранного языка в познание окружающего мира. Применение метода проектов решает ряд важных задач: занятия ориентированы на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка; осуществляется самостоятельная познавательная работа в рамках заданной темы; в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности; осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта, строятся речевые коммуникации; повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта; работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, выставку); ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения; повышается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.Классификация проектов (Полат Е.С, 1991г.).Глава 2. В практике своей деятельности я использую метод проекта третий год. Проектная работа - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению его языковых знаний. Учащиеся воспринимают язык как средство формирования и формулирования мысли, как средство межкультурного взаимодействия; знакомятся со страноведческой тематикой, на практике познают особенности функционирования языка в новой для них культуре, формируя и развивая коммуникативную компетенцию. Метод проектов превращает уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. В ходе работы над проектом мы используем следующие ресурсы: Интернет, медиатеку, библиотеку школы и района, а также такие приёмы работы, как изучение дополнительной литературы, анализ данных, опрос и анкетирование одноклассников, родителей, учителей переписка учащихся с тинэйджерами Великобритании. Защита проектов осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. Форму презентации (репортаж, сообщения, ролевая игра, викторина, дискуссия) выбираем с детьми сообща. В курсе иностранного языка метод проектов используется в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе реализации проекта. В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Например: проекты «Если бы я был гидом…» по теме «Достопримечательности Лондона» в 6 классе; «Моё первое собеседование» по теме «Профессии» в 11 классе.^ Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Например: проекты «Наши увлечения» по теме «Досуг и увлечения» в 6 классе; «Английская школа» по теме «Школа. Школьное образование» в 7 классе.Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Например: проекты «В какой школе я хотел бы учиться»; «Правила для учащихся и учителей» по теме «Школа. Школьное образование» в 5 классе; «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология» в 7 классе; «Мой Сингапай» по теме «Мой родной город/посёлок» в 11 классе. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать несколько условий: провокационные вопросы, предлагаемые ученикам, формулируются так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации. Например, работая над проектом «В какой школе я хотел бы учиться», учащимся необходимо было изучить, какие виды школ существует в России и Великобритании, используя не только материалы уроков по данной теме, но и аутентичные тексты и дополнительную литературу из ресурсов сети Интернет. в процесс работы над проектом привлекаются все учащиеся класса, задания каждому предлагаются с учетом уровня его языковой подготовки. Например, при реализации проекта «Мой Сингапай» учащиеся средних учебных способностей собирали материал о родном посёлке на русском языке, составляли словарь – вокабуляр необходимой лексики, делали наброски для презентации в программе Power Point, а учащиеся с высокой языковой подготовкой составляли текст презентации на английском языке. Конечно, работа над этим проектом заключалась и в коллективном обсуждении проблемных вопросов, написание эссе о малой родине и других заданий, обязательных для всех учащихся группы. Результатом работы над проектом стало оформление компьютерной презентации в программе Power Point “My Singapai” и её публичная презентация. Коллективные проекты интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов. Например, учащиеся 7 класса, работая над проектом «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология», советовались с учителями географии и биологии, беседовали с родителями. Однако преимуществом индивидуальных и парных проектов является возможность работать с одарёнными детьми, применять дифференцированный подход в обучении. Например, индивидуальные мини-проекты двух учащихся 4 класса «My tasty ABC» заняли призовые места во всероссийском дистанционном конкурсе «Eat your ABC». Работы детей получили высокую оценку жюри конкурса, а учащиеся пополнили свои портфолио дипломами победителей конкурса всероссийского уровня. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, проводят математические расчёты. В ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения (учащиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит автоматизация навыков монологической и диалогической речи, а значит и развитие коммуникативной компетенции. При разработке критериев для определения уровня сформированности ключевых компетенций учащихся я руководствовалась требованиями к уровню подготовки выпускников по английскому языку, представленными в Федеральном образовательном стандарте, а также рекомендациями С.С.Татарченковой, изложенными в авторском учебно-методическом пособии «Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность». Учитывая специфику метода проектов, наряду с коммуникативной компетенцией, я отслеживаю развитие умения работать с информацией и решать проблемные задачи. Мониторинг проводится 3 раза в год, который показывает повышение уровня коммуникативной компетенции у обучающихся при изучении английского языка.Таблица 1. Критерии оценивания ключевых компетентностей ^ Ключевые компетенции и их показатели Оценка 0 1 2 Отсутствует Частично присутствует ^ Ярко выражена Коммуникативная компетенция Овладение новыми языковыми средствами Устные монологические высказывания Устные диалогические высказывания Письменная презентация Овладение страноведческим материалом Умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств ^ Информационная компетенция Навыки работы с информацией в учебном предмете Навыки работы с дополнительной информацией Навыки работы при использовании КТ, Интернет-ресурсов ^ Решение проблемы Понимание ситуации проблемы Умение сформулировать проблему Таблица 2. Уровень развития коммуникативной компетенции (мах-2 балла) Список учащих ся 2008-2009 учебный год 2009-2010 учебный год 2010-2011 учебный год октябрь декабрь апрель октябрь декабрь апрель октябрь декабрь апрель №1 0,67 0,83 1 0,83 1 1,2 1 1,2 №2 1 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3 1,5 №3 1,5 1,5 1,7 1,5 1,7 1,8 1,7 1,8 ^ Диаграмма 1. Уровень развития коммуникативной компетенции в динамике (%). Наряду с этими показателями можно увидеть, что повысилось и качество знаний учащихся.^ Диаграмма 2. Успеваемость и качество знаний учащихся (%) Технологию метода проектов я использую также во внеклассной деятельности в системе воспитательной работы классного руководителя. Ежегодно мой класс принимает участие в школьном конкурсе социально значимых проектов. В 2008-2009 учебном году проект 5 б класса «Мир имён» занял 2 место, а в 2009-2010 учебном году учащиеся 6 б класса работали над проектом «Моя семья» и стали победителями данного конкурса. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество участников и победителей различных конкурсов и олимпиад по английскому языку: Международный конкурс по английскому языку «Британский Бульдог» Год Количество участников Количество победителей на муниципальном уровне ^ Количество победителей на региональном уровне 2009 21 3 0 2010 27 5 1 Всероссийские дистанционные конкурсы по английскому языку: Год Количество участников Количество победителей 2009 5 0 2010 8 3 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: Год Количество участников Количество победителей 2009 1 0 2010 3 1 Выводы: Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению языком, т.е. развивает коммуникативную компетенцию. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению английского языка, и развивается коммуникативная компетенция. Литература: Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Концепция коммуникативного" обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001. Педагогическое мастерство: сборник методических материалов лучших педагогов-предметников в 2006-2008гг. Выпуск 23/ сост.: В.А.Вьюн, Ю.В.Миллер., Ханты-Мансийск: Полиграфист,2008.-244с. Педагогическое мастерство: сборники инновационных программ городских учителей, победителей конкурсного отбора в номинации «Лучший педагог ОУ ХМАО-Югры». Выпуск 7/ сост.: А.В.Младенцев, Е.А.Терентьев. - Ханты-Мансийск: Полиграфист,2008.-316с. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008. 2. Палаева Л.И. Подготовка учителя к организации проектной деятельности // Метод проектов: теория и практика. Материалы видеоконференции – электронный адрес – http://www.ioso.ru/distant. Палаева Л.И. Подготовительный этап для организации проектной деятельности учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004. – с.339-343. – 0,25 п.л.Интернет-ресурсы:http://festival.1september.ruhttp://www.openclass.ru/lessons/http://pedsovet.orghttp://distant.ioso.ru/ http://www.sch297.ru/school.html?sch002e Яхина Айсылу Фаиловна НРМОУ «Сингапайская СОШ»