Реферат по предмету "Психология"


Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «ЧГПУ»)
ОТДЕЛЕНИЕЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАОЧНОЕОТДЕЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПОПРЕДМЕТУ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА:« МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ВЫПОЛНИЛ:
ПРОВЕРИЛ:
ЧЕЛЯБИНСК
2007

Содержание
 
Введение
1.Возрастные особенности развития моторики
2. Развитие основныхдвижений
2.1 Контроль за движениемголовы
2.2 Сидение
2.3 Движения рук
3. Развитие моторики
3.1 Движения рук
3.2 Ползание
3.3 Ходьба
4. Развитие мелкоймоторики
5. Тематический план посенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни
Заключение
Список литературы

Введение
Известно, чтобольшой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительныйанализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практическиедействия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Формированиеу слепых дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основеассоциаций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для ихпознавательной деятельности, но и для полноценного психического развития.
Опыткоррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь снедоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности,цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5 — 7 лет этопротекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все,то маленький слепой ребенок (2 — 4 лет), не понимая того, что с ним происходит,также испытывает чувство глубокого душевного дискомфорта. Такое состояниенередко усугубляется неправильными действиями взрослых, выражающих в егоприсутствии свою оценку ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективностиего будущего.
Вся системакоррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей со зрительнойпатологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранныханализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная,обонятельная, вкусовая чувствительность).
С помощьюосязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок можетприобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться ираздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у негосамостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без постороннейпомощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и сточки зрения психологического комфорта.
Рольслухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизничеловека с глубоким нарушением зрения велика. Люди, имеющие нарушения зрения (снезначительным остаточным зрением или полной слепотой), могут по интонацииголоса, по особенностям речевого общения совершенно точно определить душевноесостояние, понять, какое настроение, как бы человек ни старался его скрыть.
Тифлопедагогическаяпрактика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании иобучении дошкольников с зрительной патологией различной степени тяжести(слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностейпознания окружающего мира детей каждой из названных категорий, а также общихособенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.
Одна из такихособенностей — дети не имеют реальных представлений о предметах и явленияхокружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваиваютмеханически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениямиокружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарномзапасе у них нет четких, конкретных представлений. В задачу тифлопедагогавходит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями,используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Так, принаблюдении за птицами на территории детского сада детей учили различать крикиптиц; на занятиях по ознакомлению, например, с кошкой они не только внимательнозрительно-осязательно обследовали животное, но и играли с кошкой, кормили ее.

1. Возрастные особенностиразвития моторикиВозраст  Навыки поведения Развитие общей моторики Развитие тонкой моторики 3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес); на вытянутые руки (5 мес); поднимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес); садится (6 мес). Хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес), держит в каждой руке по предмету (6 мес).  6-12 мес Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес); уверенно стоит без опоры и приседает, делает несколько шагов без опоры и падает (11 мес); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес). Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес). Манипулирует 2-3 предметами (8 мес); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес); вкладывает пальцы в отверстия под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес). Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес). Вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой, расческой (12 мес). 1-2 года Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда. Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на вы соте от пола 15-20 см. Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. 2-3 года Учится бегать, ходить на нос-1 ках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки. Может поднять игрушку с пола, перешагивает через препятствие или через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга, попадает по мячу ногой, прыгает на двух ногах. Открывает ящик и oпрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Повторяет штрих, повторяет по показу вертикальные и круглые линии.  3-4 года Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из 9 кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища (головонога). 4-5 лет Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной или другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. Может скользить на двух ногах. Рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки, застегивает пуговицы. Копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды.  5-6 лет Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной или другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей, катается на лыжах. /> /> /> />

2.Развитие основных движений
В первыемесяцы жизни слепого, как и зрячего, развитие руки, умение захватывать иотпускать предмет формируется вне зависимости от участия зрения.Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движенийребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов,определяющие способ действия с ними.
Объективныесвойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресскоординационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникаютна достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагаютвзаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражениисвойств предметов и узнавании их имеет развитие оптико-кинестетических восприятий,т. е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и вформировании зрительных образов. Упражнение и развитие двигательного аппаратамладенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механическиханализаторов. Прикосновение, поглаживание и давление на кожу вызывают у ребенкаразнообразные движения.
В четыре-пятьмесяцев как у слепых, так и у зрячих детей быстро прогрессируют тактильнаячувствительность и кинестезия, т. е. осязательная и двигательнаячувствительности. Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базекоторых формируется сложная система произвольных движений манипулирования.Однако в дальнейшем у зрячих происходит изменение взаимоотношений между зрениеми осязанием, зрением и координацией движений. Новое образующееся единствозрения и гаптики развивается за счет господства зрительного образа иопосредования им кинестетики и гаптики. Этому способствует переход зрячегоребенка в сидячее положение, обеспечивающее лучшие условия для координации рукии глаза. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормальновидящего ребенка усиливается. У слепого же отсутствие координирующей икорригирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух руки мелких движений пальцев.
Именноотсутствие зрительной коррекции ограничивает развитие тонкой моторики рукслепого, поскольку для нее очень важна координирующая роль зрения. Вследствиеотсутствия зрения ребенок спонтанно не протягивает руку к предмету, чтобы егосхватить. Ребенок может легко стать пассивным, если не давать ему исследоватьосязательно предметы окружения. Важную роль играет здесь становлениекоординации «рот — рука» или «рука — рука».
Младенец созначительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает осуществовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движенияк ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову,садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научитьсяэтим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том жевозрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.
Родителям,воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобыупражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно иправильно и чтобы они доставляли ему удовольствие.
Лежа на спинев кроватке, ребенок с недостатками зрения не может ничему научиться. Оннастолько нетребователен, что занятая мать может оставлять его одного до техпор, пока ребенок доволен. Между тем проходит несколько месяцев, и у родителейвозникает тревога из-за того, что малыш не прогрессирует в своем развитии, какэто происходит со зрячим ребенком. В связи с этим очень часто слепой ребеноксеми, а порой и восьми месяцев неспособен держать голову, игрушку в руке простопотому, что родители не знали, что они должны были его этому научить.
Часто детей снарушением зрения, отставанием в моторном развитии и навязчивыми движениямисчитают умственно отсталыми и неспособными к обучению, несмотря на нормальныйинтеллект, именно потому, что в раннем возрасте им не были созданы условиявосприятия объектов для обучения движению к ним. Ведь слепого ребенка многомуиз того, чем овладевает зрячий, подражая взрослому, приходится учить.
2.1Контроль за движением головы
Родителидолжны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и«занимательными» упражнения в держании головки вверх. Малышу всегдаприятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда онлежит на животе, и он скоро начинает поднимать свою головку и переворачиватьсяс одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят,— это не только приятно,но и говорит им о том, что их любят.
Прикосновениещеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают,приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головкой,двигая ее то к щеке взрослого, то обратно. Находиться на руках у матери илиотца, прижимаясь к лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать вкроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызываетжелание быть вместе с людьми.
Необходимокласть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривая с ним, слегкапохлопывая, упражнять его в держании головки вверх. Можно положить малыша ксебе на грудь, разговаривать с ним, и его головка будет подниматься на голос.
В три-четыренедели можно обучать ребенка контролировать движения головы. Иногда родителисчитают, что их ребенок слишком хрупкий, чтобы держать голову, и они продолжаютподдерживать ее до десяти-двенадцати месяцев, когда берут его на руки. Специальныерюкзаки, при помощи которых можно укрепить ребенка на груди или на спине, даютвозможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями,чувствовать запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голосов.Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний обокружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке.
Начиная стрех месяцев, ребенок должен два или три раза в день лежать на полу на животе,с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбадривать в держании головки вверх,при стремлении подняться на локотках. В это время с ним надо говорить, игратьдля того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие и звучащиеинтересные игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Ихнеобходимо разложить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками.
Перевертываниесо спины на живот. Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежатьтолько на спине.
Срединаилучших упражнений по воспитанию навыка управлять головой мы можем назватьследующие.
-          Положение- лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым сигналом илиголосом.
-          Положитьребёнка на животик. Придерживать его за шею и одновременно разговаривать с ним.Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать ребёнка движениями рукпо шее.
-          Положитьребёнка на животик на коврик на столе и гладить его по спине с тем, чтобы онвыпрямлял голову и туловище.
-          Когдаребёнок лежит на животике на столе, давать ему держаться за пальцы и говорить онеобходимости поднять голову и спину.
-          Положитьребёнка на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и привлекатьего внимание разговором с ним или каким-либо предметом, издающим определённыезвуки.
-          Положитьребёнка на животик на колени или на плечо взрослого и одновременноразговаривать с ребёнком, привлекая этим его внимание.

2.2Сидение
Дети снарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как их зрячие сверстникипытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различныеинтересные предметы.
 Слепомуребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он несможет узнать что-либо новое.
Слепыемладенцы, не получая зрительной информации от окружающего, не знают, где верх,где низ, и должны научиться этому. До того, как слепой малыш сможетсамостоятельно сидеть, он должен научиться балансировать с помощью мускульногочувства без зрительного контроля. Когда он еще очень мал (в возрасте от шестидо восьми недель), следует сажать его себе на колени так, чтобы он спинойопирался на тело матери, и постепенно малыш привыкнет находиться в сидячемположении, ему это будет нравиться.
В четыремесяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в товремя когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Онбудет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее оннаучится балансировать, держась только за чей-нибудь палец.
В шестьмесяцев ребенок может сидеть некоторое время в углу манежа. Манеж можнозаменить картонной коробкой и возить ребенка на полу, играя в машинку.
В семь-восемьмесяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые нескольконедель привязывайте его к спинке стула пеленкой или полотенцем через грудь ипод мышками. Как только он закончил есть, снимите его со стула, иначе он будетассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызваннымиограничением его движений.
Ко времени отвосьми до одиннадцати месяцев ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, безподдержки, и научиться садиться из лежачего положения и ложиться.
Вот некоторыеупражнения для занятий с ребенком:
-           Учитьребёнка хвататься за пальцы рук взрослого или за руки и тянуть его до положения“ сидя ”. Эти упражнения будут проводиться постепенно, и по мере того, какспина укрепляется – удлиняется время сидения ребёнка.
-          Помогатьребёнку находиться в сидячем положении, держа его за руки. Затем положитьребёнка на спину, вновь поднять его в положение “ сидя ”. Поднимать ребёнка,поочерёдно держа его то за одну, то за другую руку.
-          Подушкудержать в воздухе и на неё посадить ребёнка, придав подушке соответствующуюформу. Это делается для того, чтобы у ребёнка создалось впечатление, что онсидит сам.
-          Посадитьребёнка на стул и наклонить стул, оставить сидеть ребёнка до тех пор, пока онне устанет. По мере того, как ребёнок сможет поднимать свою голову от спинкистула на несколько сантиметров, стул можно поднимать во всё более вертикальноеположение.
-          Взятьребёнка за талию / ребёнок в положении стоя / так, чтобы спина ребёнкаприслонялась к груди взрослого. Нужно при этом стараться, чтобы ребёнок держалспину прямо. Это упражнение поможет ребёнку укреплять спинные мышцы –обязательное условие для того, чтобы ребёнок мог сидеть.
-          Посадитьребёнка на твёрдую поверхность так, чтобы он опирался на ладони, и начатьсильно толкать его с левой и правой стороны. Это нужно для того, чтобы ребёнокнаучился опираться сначала на одну, затем на другую руку.
-          Посадитьребёнка на твёрдую поверхность. Толкать ребёнка таким образом, чтобы он былвынужден опираться на руки. Это нужно ребёнку, чтобы не упасть. Сначалавзрослый может помогать ребёнку, поддерживая его своей рукой.
Оченьважно создать климат доверия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя вбезопасности и учился бы выполнять эти упражнения без опоры.
-          Когдаребёнок сможет самостоятельно сидеть, он попытается изменить это положение.Нужно проследить, сможет ли ребёнок вновь сесть.
2.3Движения рук
Зрячийребенок в возрасте около четырех месяцев обнаруживает, что у него есть руки.Определенное время он находит это очень забавным и интересным, наблюдая, какони двигаются. Потом он открывает для себя, что может свести их вместе. Этодает ему новые возможности в развитии движений. Он играет руками, сжимает иразжимает кулачки.
Некоторыеслепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогатьслепому ребенку: играть с ним в игры типа «Сорока-сорока»,разговаривая с ним, загибать его пальчики, поднимать ручки, его пальчикомщекотать ладошку, во время купания ручками ребенка похлопать по воде, погладитьего ручкой животик.
Ребенка можнонаучить держать легкую игрушку, специально сконструированные меленькиепогремушки, пластиковые колечки, подвешенные на нити. Очень большой или оченьтяжелой игрушкой ребенок может ушибиться. Постоянная смена игрушек, находящихсярядом с малышом во время его бодрствования, вызывает у него поисковые движения.Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на своюи двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукойребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: «Вот она,уточка, ты ее нашел». Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшаяигрушка рядом и ее можно найти. Родители должны помнить, что единственнаявозможность для слепого ребенка знать, что объекты (например, игрушки)находятся рядом,— это ощупать или услышать их. Прикосновение и отыскивание —основные навыки, необходимые в познании окружающего мира.
Примерно ввозрасте семи-восьми месяцев малыш начнет брать игрушки в рот. К этому временион должен держать в руках и есть печенье, сухарь, яблоко и т. д.
Детей созрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна,когда издает звук, а также когда предмет заинтересует их вкусом, запахом илиинтересной формой.
 Родителидолжны быть изобретательны в подборе предметов для игры. Легкие маленькиепогремушки, большие пирамидки, пластиковые формы, диски на короткой цепочке,маленькие и большие резиновые игрушки, бусы на крепких нитях, музыкальныеигрушки, качалки, кухонный инвентарь — все это возбуждает ребенка, он стараетсяпотрогать все руками, схватить.
Пушистыемеховые игрушки в раннем возрасте отпугивают ребенка, он боится их трогать. Нок четырем-пяти годам пушистые меховые игрушки, изображающие зверей, становятсяодними из самых любимых.

3.Развитие моторики
После шестимесяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстниковв развитии движений, хотя развитие моторики в период от года до двух летявляется у слепых детей наиболее результативным.
Слепые детипрактически овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первыепопытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие,— к концу первогогода жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начатьсамостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от одного до двух лет.Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязньнеизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремлениеходить самостоятельно. Поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должностать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигаетсяобеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, ккоторому ребенок испытывает доверие.
Становлениеходьбы, которая, по мнению М. И. Сеченова, является дробным анализаторомпространства и времени, способствует развитию восприятия пространства в раннемдетстве. Передвижение — есть упражнение мышечного чувства, школапространственного видения, развитие дробного анализатора пространства. Никакимдругим способом человек не может познать расстояние, местоположение предметаотносительно наблюдателя, как только движением рук, корпуса, передвижением.
Самостоятельноеосвоение пространства как у слепого, так и у зрячего изменяет функциональноепреобразование всей структуры пространственной ориентировки ребенка,увеличивает поле его активной деятельности, открывает пути к самостоятельномудостижению желаемых предметов.
Само по себевертикальное положение не открывает больших возможностей в познании внешнегомира. Необходимо включение ребенка в активную деятельность с предметами,наполняющими пространство. В функциональном преобразовании структурыпространственной ориентировки у зрячего и слепого ребенка мышечное чувство,развивающееся в процессе овладения предметными действиями, все болеезадействуется статико-динамической регуляцией, т. е. связями с ощущениемравновесия и ускорения. Это происходит у нормально видящего ребенка между годоми тремя годами жизни, когда закрепляется стереотип вертикального положениятела.
Затянувшеесястановление вертикального положения и самостоятельного передвижения слепого,боязнь нового пространства, новых предметов задерживает образование иукрепление связи «предмет—действие», не способствует выделениюсвойств этих предметов. Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении,такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляетсяжелание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая илиподходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом ивсем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо тогочтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет кребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается по сравнению сразвитием локомоций зрячего этого же возраста. Если ребенок не ползает, то он струдом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами.Однако с восьми-десяти месяцев развитие моторики слепого становится болееосознанным. Постепенно трудности преодолеваются, и слепой ребенок начинаетходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяятяжесть тела движениями спины, таза и т. д. Умение переносить тяжесть тела наноски предупреждает развитие плоскостопия, являющегося частым явлением вфизическом развитии слепого ребенка.
Еще однаособенность в развитии движения слепого ребенка—это отсутствие свободы движенийрук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей врезультате неуверенности. Для того чтобы снять напряженность, нужно создатьстабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядкепредметы и игрушки, которыми пользуется ребенок, помочь ему приобрести реальныепрактические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолениинеуверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку.Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать емусамостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряжение придвижении. Слепой ребенок длительное время несамостоятелен и зависит от взрослыхв передвижении в пространстве, а следовательно, и недостаточно активен впознании окружающего мира. Сами движения слепого нуждаются в серьезнойкоррекции, иначе они не смогут служить базой компенсации слепоты. Поэтому,чтобы компенсация осуществлялась наиболее продуктивно, необходимы не толькосензитивность в развитии данной функции, но и отсутствие прямого влияния илинезначительное влияние слепоты на данную функцию.
3.1Вставание
Обычно в триили четыре месяца родители держат малыша вертикально, упирая его ножки в своиколени. Около семи месяцев ребенок начинает вставать на ножки.
Детей снарушением зрения необходимо стимулировать для того, чтобы они началисамостоятельно вставать. Так, например, отец и десятимесячный малыш вместечитают газету. Отец шутливо комментирует какие-либо события, а малыш стоит наножках между отцовскими коленями и слушает, пытаясь дотянуться до газеты, илипросто перебирает ножками по полу.
Еслиразложить игрушки по всей длине дивана, то малыша можно поставить на пол так,чтобы взрослый мог придерживать его своими коленями, или прислонить малышагрудью к дивану.
Возможностьпостоять на стуле или диване около окна доставляет ребенку с остаточным зрениемогромное удовольствие, так как он может следить за солнечными лучами исолнечными зайчиками — слепому ребенку приятно ощущать прохладное гладкоестекло и тепло солнца.
После того,как ребенок начнет самостоятельно вставать на ножки, пройдет достаточно многовремени до первых самостоятельных шагов. Не следует его принуждать ксамостоятельному хождению, так как у него выработается негативная реакция, и онбудет всячески избегать ходить самостоятельно. Прежде чем ребенок сможетходить, он должен научиться ползать. Но многие дети (в том числе и слепые)минуют стадию ползания. Не нужно видеть в этом какие-либо отклонения.
Детей сглубокими нарушениями зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначалеребенку необходимо показать, как найти опору ручками, затем как, опираясьруками о край стула или журнального столика, встать. Если малыш научилсявставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях,приподнимая его. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставатьсамостоятельно.
 Необходимотакже научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно показать ему, каксгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем надругое. И, наконец, он легко сможет сесть сам.
3.2Ползание
Слепые детидовольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родителине покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координациядвижений, чем у детей, миновавших эту стадию.
Ползать внезнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Если ребенок играет на полунесколько месяцев, он способен перекатываться к дивану, стенке, под стол и т. д.
Когда малышлежит на животе на гладком полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая,то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях искользить по полу. Затем можно показать ребенку, как упираться ногамипоочередно и ползти на звук голоса матери.
Ребенок снезначительным остаточным зрением может самостоятельно научиться приподниматьсяна локтях, вставать на четвереньки, а затем на ноги. Но он еще самостоятельноне ходит. Каждая семья вырабатывает свои собственные приемы, которые побуждаютребенка к движению. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потомотводить ее на несколько сантиметров, подбадривая малыша в его стремлениисхватить игрушку, говоря: «иди к маме», «иди к папе».
Хорошопостелить на полу одеяло, простыню и позвенеть новой игрушкой: колокольчиками,мячом, поиграть на детском пианино и помочь ребенку сделать первые движения.
Показываяребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее, родители учатребенка владеть своим телом. Он должен научиться взбираться по лестнице лицомвперед и опускаться назад в том же положении. Например, мать садится начетвертую ступеньку лестницы с журналом или книгой, а малыш может 15-20 минутзаниматься упражнениями на лестнице: подниматься и спускаться по ней.
-           Положитьребёнка на животик. Взять какую-нибудь звуковую игрушку и извлекать из неёзвуки для того, чтобы привлечь внимание ребёнка. Дать ему потрогать игрушку.Убрать игрушку или отставить на такое расстояние, чтобы ребёнок не мог до неёдотянуться. Если ребёнку нужна помощь, то помочь ему двигаться, поддерживая егоза ноги.
-          Еслиребёнок при ползании опирается на животик, то ему нужно помочь подняться припомощи его собственных рук и колен. Одну руку подставить под его животик.Другой рукой приподнять его спину так, чтобы ребёнок встал на колени.
-          Поставитьребёнка на четвереньки и дать ему почувствовать, что он держится на своихсобственных руках и ногах. В этом упражнении можно опираться на ногу взрослого,сидящего на полу. Можно также использовать подушку, валик и т.д.
-          Когдаребёнок уже находится в положении готовом для ползания / на четвереньках/,подставим одну руку под его животик, другой рукой будем поддерживать ребёнка заспину. Таким образом, поможем ребёнку сохранить равновесие, / чтобы он неотрывал руки и ноги от пола /.
3.3Ходьба
Прежде, чемзрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Этоостается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуациязначительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым неучат зрячего. Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобык моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошобалансировать. До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки —он не готов к самостоятельной ходьбе.
Ребенка надотакже учить попеременно двигать ногами, поскольку он не видит, как ходят другиелюди. Родители часто находят ряд приемов и способов, чтобы показать малышу, какнадо ходить, например, ставят ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигаетсяпо комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время какдругой держит его за ручки и т. д. Слепой ребенок обычно идет на голосродителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат егоходить.
Ориентировка.С первыми шагами ребенка окружающий его мир значительно расширяется. Родителидолжны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы вдоме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно бытьострых углов. Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз, кактолько он покачнется или упадет. Малыш должен научиться сам преодолевать первыетрудности. Конечно, если он сильно ушибся, испугался или не может самостоятельновыйти из затруднительного положения, следует ему помочь. Необходимо хвалитьребенка за успешно выполненное самостоятельное действие (сам поднялся, пошел ит. д.).
Ребенканеобходимо приучать ходить в ванную, спальню, гостиную, кухню вместо того,чтобы носить его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясьего плеча, и по мере надобности направляет его. Выучив путь из комнаты в кухню,ванную, туалет и т. д., ребенок начнет ходить, не натыкаясь на предметы. Сэтого момента малыш может самостоятельно передвигаться по квартире.
Большинстводетей начинают ходить самостоятельно к полутора годам. Это зависит от ихфизических данных, темперамента, а также от помощи и заботы, которые ониполучают в семье.
Начинатьможно с таких упражнений:
-          Когдаребёнок уже может стоять и держаться на ногах, взять его за пояс и побуждать кмелким прыжкам. Нужно стараться, чтобы эти прыжки превратились в некую игру.
-          Привязатькакую-нибудь звуковую игрушку к кроватке ребёнка или любой другой мебели навысоте рук ребёнка. Привязать нужно так, чтобы игрушка привлекала его внимание.Побуждать ребёнка к тому, чтобы он тянулся к игрушке и взял её.
-          Побуждатьребёнка к тому, чтобы он опирался на какую-нибудь мебель.
-          Ребёнкапоставить на ноги и дать ему приказ “ иди ”. Одновременно взять его за бёдра ипобуждать к движениям, чтобы он начал делать шажки.
-          Ребёнокв положении стоя, мы берём его подмышки для того, чтобы он делал маленькиешажки. Слегка приподнимаем ребёнка за одну подмышку с тем, чтобы он поочерёдно переносилсвою тяжесть с одной ножки на другую, таким образом, высвобождая ту ножку,которая впереди.
-          Побудитьребёнка идти к человеку, который находится близко от него. Ребёнок можетдвигаться с помощью опоры, если это необходимо. Это может быть, например,палка, которую держат горизонтально два человека.
Ходитьнужно начинать медленно. Это помогает ребёнку приобрести понятие о ходьбе.Также необходимо осуществлять связь ходьбы с другими видами движений.
Позднеенужно учить ребёнка поднимать одну ногу, при этом держаться на другой, сохраняяравновесие.
-          Непозволять ребёнку ходить самостоятельно до тех пор, пока он не будет к этомуготов.
-          Некоторымдетям легче ходить боком. Ребёнок держится за мебель. Нужно привлекать еговнимание звуковой игрушкой или хлопками. Стараться, чтобы ребёнок шёл зазвуком. Если это необходимо, то взять одну его ножку и направить её внаправлении источника звука. В ту же сторону направить руки ребёнка.
-          Длятого, чтобы ребёнок при ходьбе поворачивался в сторону, где стоит взрослый,необходимо разговаривать с ним. Ребёнок должен пойти по направлению к голосу.Также нужно привлекать внимание ребёнка другими звуковыми средствами: текущейводой, шумом уличного движения, стуком различных предметов, звуками, которыеиздают различные животные. Это должно помочь ребёнку различать направлениекаждого из звуков.
-          Черезвсю комнату натянуть верёвку на уровне пояса ребёнка. Можно помогать ребёнкудвигаться держась за верёвку.
-          Когдаребёнок научится ходить, он будет готов к тому, чтобы подниматься и спускатьсяпо лестнице. Сначала он будет спускаться сидя, затем стоя, держась за перила,спустится с одной ступеньки на другую и таким же образом поднимется.
-          Нужноподниматься или спускаться по лестнице, держа ребёнка за руку. Ребёнок другойрукой должен держаться за стенку или за перила лестницы.
-          Слепыедети должны научиться приседать. Когда ребёнок стоит, показать ему звуковуюигрушку, сказать, чтобы он её потрогал. Затем бросить игрушку на пол под егоноги. Ребёнку необходимо будет присесть, чтобы поднять игрушку.
-          Длятого, чтобы ребёнок приседал, нужно использовать каждодневные ситуации.Ситуации, когда ребёнок должен поднять с пола вещи, дотронуться до своихботинок, прикоснуться к ногам взрослого и т.д.

4.Развитие мелкой моторики
Принарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии,снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации руки глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержкаразвития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушениязрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения,связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкийуровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладениипрактическими навыками и навыками письма и чтения.
Поэтому детис нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошоразвитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степеникомпенсирует недостаточность зрения.
В связи сэтим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зренияуделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальныхкоррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитиюзрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязанияи мелкой моторики и т.д.
Чаще проводятсякомбинированные занятия, так как на них можно решать комплекстифлопедагогических задач, включаются в занятия с детьми различные двигательныедействия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий,игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение,развивать мелкую моторику.
В литературепо воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленныхна развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений дляглаз. Вот, например, Мишустина И.С. предлагает упражнения, которые удобнопроводить в кабинете, группе детского сада, так как работает тифлопедагогом вДОУ № 40 Центрального района. Эти упражнения одновременно влияют на развитиезрения и развивают мелкую мускулатуру рук:
упражнения смячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковомбассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке;игры на осязание.
Использованиекомплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимаетнапряжение, активно упражняет зрение, тем самым развиваетзрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
Разноцветныеприщепки на сетке
Цель.Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственныхориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилиембельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы:сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.
Описаниеработы
Ребенокподходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учительпредлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами,прицеплять на сетку со следующими заданиями:
Прикреплениеприщепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.
Прикреплениепредмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками,буквы, цифры).
Заданиенеобходимо связывать с различными пространственными установками. Например:«Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)
В разных исходныхположениях: на коленях, на четвереньках.
Пальчиковыйбассейн
Цель. Развитиемелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: вбольшой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробказакрыта, для рук сделаны отверстия.
Описаниеработы
Задания.Пальчиковая гимнастика.
Коза(вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)
Очки(вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянныйсоединить)
Пауки (пальцысогнуты, медленно передвигаются)
Потешка «Этотпальчик» — Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку поочереди разгибают их, начиная с большого пальца.
Диагностическиепробы
Поискпредметов различной фактуры, величины, формы.
Загадки.
Занятия в«Шариковом бассейне»
Коррекционнаянаправленность упражнений реализуется в специальных заданиях:
— сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых,зеленых);
— рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;
— подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
— бросаниешариков вверх и сопровождение их взором;
— подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа вбассейне, зарывшись в шарики;
— перекладывание шариков из одной руки в другую из положения сидя, лежа,зарывшись в шарики;
— катаниешариков в ладонях из положения сидя;
— упор нашариках руками в положении лежа на животе;
— разбиваниешариков правой, левой рукой в положении сидя;
— отодвиганиешариков рукой вправо (влево) в положении сидя, стоя;
— перебрасываниешариков из одной руки в другую;
— подниманиешариков ногами вверх из положения сидя, лежа;
— подбрасывание шариков ногами из положения лежа;
— отталкивание шариков ногами к барьеру бассейна одной, двумя ногами в положениисидя, лежа;
— собираниешариков ногами в положении сидя;
— катаниешариков вправо-влево из положения сидя;
— катаниешариков ногами в положении стоя;
— отодвиганиешариков двумя руками вправо (влево) поверх шариков и зарывшись в них;
— подтягивание ног к себе, отбрасывание шариков в положении лежа;
— поворачивание с бока на бок, разгребая шарики;
— передвижение по бассейну, сначала сверху шариков, затем зарывшись;
— ныряние вшарики;
— релаксация(лежа в шариках).
Такиеупражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в концезанятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут.Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебнойфизкультурой.

5.Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни
 
ФОРМА
Знакомство сгеометрическими фигурами:
— первичноезнакомство с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, овал,квадрат, прямоугольник, шар, куб);
— накоплениесенсорного опыта, обследование фигур с помощью разных анализаторов.
Сопоставлениеформы предметов с геометрическими образцами:
— Сравнение игруппировка фигур (абстрагирование от цвета и величины;
— Игровыеупражнения с целью развития у детей умения зрительно расчленить форму предметана части и воссоздать предмет из частей.
ВЕЛИЧИНА
Обучениеспособам сравнения предметов:
— накоплениесенсорного опыта, определение размера предмета (большой, поменьше, маленький);
— сравнениепредметов способом наложения и приложения;
— сравнениепредметов по длине;
— сравнениепредметов по высоте;
— сравнениепредметов по ширине;
— сравнениепредметов по толщине;
— введение вактивный словарь понятий «большой, поменьше, маленький, больше, меньше,длиннее, короче, одинаковые, выше, ниже, толще, тоньше, размер предмета».
Обучениеустановлению отношений между тремя предметами по размерам: выстраивание ряда спостепенным изменением величины с ориентировкой на образец; обучение приемупопарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменениемвеличины.
Подбор игруппировка предметов по заданному признаку:
— выбор срединескольких предметов такого же по образцу;
— классификация предметов с учетом одного качественного признака;
— классификация предметов с учетом нескольких качественных признаков.
ОРИЕНТИРОВКА ВПРОСТРАНСТВЕ
Определениепространственного положения предметов относительно себя:
— повторениеназваний частей тела и лица;
— обучениеопределению на себе различных сторон и одновременные упражнения в различениивзаимообратных направлений (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад);
— закреплениеправильного использования в активной речи точного значения предлогов(в-на-под-за-перед);
Обучениеумению передвигаться в заданном направлении:
— передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией;
— формированиепредставлений (ближе-дальше, близко-далеко, высоко-низко);
— переноснавыков пространственной ориентировки на плоскость листа
— закреплениеправильного использования предлогов (в-на-под-за-перед-между).

Заключение
В заключениихочется отметить, что ребенку, который плохо видит или совсем не видит, нужнобольше времени для того, чтобы научиться пользоваться собственным телом. Таккак первые три года жизни в развитии ребёнка наблюдается тесная взаимосвязьмежду психикой и моторикой такие авторы как Дюпре называют это психомоторнымипараллелизмами, многие из методов, которые используют в ранней стимуляции,являются психомоторными.
В ребёнке этипараллелизмы развиваются спонтанно, но слепой ребёнок не всё может восприниматьв окружающем мире самостоятельно из-за дефекта зрения. Поэтому необходимоиспользовать эти методы, чтобы помочь ребёнку развивать гармоническиепараллелизмы.

Списоклитературы
1.    Брамбринг МихаэльВоспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Уч. Пособие.- М.:«Академия», 2003.-143 с.
2.    Подколзина Е.Н. Некоторыеособенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// ЖурналДефектология, 2001 №2
3.   СолнцеваЛ.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. — М.:«Налоговый вестник», 2004. — 320 с.
4.   СолнцеваЛ. И. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепыхи слабовидящих // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. — М.,2003. — С. 194-201.
5.    Справочник раннейстимуляции слепых детей. Сборник / Под ред. Сесеня, пер. с исп. Языка. –Мадрид, 1988
6.    И.С. МишустинаСенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения
7.    Л. И. Солнцева, С. М.Хорош — Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.