Выступление начальника ГУ Управление госэкспертизы РБ И.М.Штынды на коллегии Госстроя РБ на тему:«Работа ГУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан по совершенствованию процесса проведения государственной экспертизы проектной документации по сокращению сроков ее проведения»г.Уфа 21.06.2011 г.1. Основные направления деятельности Государственное учреждение Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан создано распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 02.04.2007 г. № 312-р для осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных ч.4.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отдельными решениями Правительства Республики Башкортостан ГУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан переданы дополнительные полномочия: постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2010 г. № 175 – по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением бюджетных средств, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 427 от 18.05.2009 г. и от 18.10.2010 г. № 845; распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 19.04.2007 г. № 380-р – по выдаче справок-заключений по объектам капитального ремонта зданий и сооружений социально-культурного назначения, финансируемых за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 04.10.2010 г. № 1074-р ГУ Управление госэкспертизы РБ передано в ведение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.2. Финансово-экономическое состояние и анализ деятельности Управления за период 01.01.2011 – 01.05.2011 годаГосударственным заданием на оказание государственной услуги на 2011 год утвержден объем оказываемой ГУ Управление госэкспертизы РБ государственной услуги на общую сумму 92376 тыс.рублей. Финансово-экономическое состояние ГУ Управление госэкспертизы РБ по состоянию на 01.05.2011 г.: - объём оказанных государственных услуг – 35,1 млн.руб.; - дебиторская задолженность – 16,9 млн.руб.; - кредиторская задолженность – 34,8 млн.руб.; - балансовая прибыль – 17,7 млн.руб.За период с 01.01.2011 г. по 01.05.2011 г. Управлением рассмотрено 459 ед. проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе на новое строительство – 350 ед., реконструкцию – 67 ед., капитальный ремонт – 40 ед., результатов инженерных изысканий – 2 ед. По рассмотренной документации выдано 185 положительных заключений (40,3%), 274 отрицательных заключений (59,7%). Общая заявленная сметная стоимость строительства по объектам, представленным на государственную экспертизу составляла – 23млрд.912 млн. руб. в текущем уровне цен, в том числе по объектам, получившим положительные заключения – 9млрд.547 млн. руб. в текущем уровне цен. В результате проведенной экспертизы, за счет совершенствования проектных решений и исключения необоснованных затрат по документации получившей положительные заключения, по объектам бюджетного финансирования, сметная стоимость составила 8млрд.579 млн. руб. в текущем уровне цен. При этом достигнуто снижение заявленной стоимости строительства на 899,6 млн. руб. в текущем уровне цен или на 9,6 %, при одновременном увеличении на 115,83 млн. руб.3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности Управления - изменение организационно-правовой формы и организационной структуры Управления; - утверждение административного регламента предоставления государственной услуги и установление стандартов ее качества; - целенаправленная кадровая политика; - внедрение электронного документооборота и контроля; - поэтапный переход на предоставление государственной услуги в электронном виде; - сокращение сроков предоставления государственной услуги.4. Изменение организационно-правовой формы и организационной структуры УправленияСогласно Федеральному закону от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в целях повышения эффективности предоставления государственной услуги по проведению экспертизы проектов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий предусматривается изменение существующей организационно-правовой формы Управления путём преобразования его в государственное автономное учреждение. Возможность проведения государственной экспертизы автономными учреждениями предусмотрена ч.4.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В настоящее время проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о преобразовании Управления согласовывается в заинтересованных министерствах. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение осуществляет основную деятельность согласно уставу и государственному заданию, утвержденному учредителем. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется за счет оказания разрешенных платных услуг. Преобразование Управления в государственное автономное учреждение позволит: создать предпосылки для повышения качества предоставления государственной услуги и сокращения сроков её предоставления; внедрить элементы рыночной экономики в деятельность государственного учреждения; активизировать развитие материальной базы государственного учреждения за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования, в том числе за счёт предоставления иных услуг; привлечь для работы в учреждении высокопрофессиональных кадров; создать условия для финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности; повысить конкурентоспособность учреждения в случае внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части приравнивания статуса результатов государственной и негосударственной экспертиз; повысить эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. В целях совершенствования организации процесса управления Учреждением и и в связи с переходом на новую организационно-правовую форму необходимо внести изменения в существующую организационную структуру Управления. Переутверждение организационной структуры учреждения позволит: улучшить управляемость и контроль за персоналом; оптимизировать списочный состав персонала путем пересмотра соотношения численности экспертов и вспомогательных должностей.5. Утверждение административного регламента предоставления государственной услуги и установление стандартов ее качества Согласно ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом. Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 21.10.2010 г. № 16 в перечне государственных услуг Госстроя РБ определена государственная услуга «Проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства через уполномоченное государственное учреждение Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан». В настоящее время административный регламент основной деятельности ГУ Управление госэкспертизы Республики Башкортостан находится на утверждении в Госстрое РБ. Утверждение Административного регламента позволит: упорядочить административные процедуры, связанные с процессом взаимодействия работников Управления с заказчиками и проектными организациями; применить новые формы документов, позволяющие устранить необходимость неоднократного представления идентичной информации; сократить сроки исполнения предоставления государственной услуги, а также сроки исполнения отдельных административных процедур в процессе исполнения предоставления государственной услуги. 6. Целенаправленная кадровая политика Повышение качества предоставления государственной услуги напрямую связано и с вопросами кадровой политики Управления. В рамках её совершенствования работу необходимо проводить по следующим направлениям: замещение вакантных должностей по направлениям деятельности государственных экспертов в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с привлечением квалифицированных специалистов из проектных организаций, организаций-заказчиков, подрядных организаций путем размещения информации на интернет-сайте Управления и печатных изданиях; формирование кадрового резерва экспертов Управления за счет перспективных работников проектных и изыскательских организаций, государственных органов исполнительной власти; аттестация государственных экспертов и повышение квалификации специалистов; обмен опытом с иными учреждениями, осуществляющими свою деятельность в сфере градостроительства. В настоящее время существует потребность в специалистах по инженерным изысканиям, сметной документации, отоплению и вентиляции, технологическим решениям, мероприятиям по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, дорожному хозяйству. Планомерная и последовательная подготовка специалистов, способных качественно выполнять функции по проведению государственной экспертизы, также позволит своевременно обеспечить замещение вакантных должностей в Управлении специалистами необходимой квалификации. В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 13.04.2009 г. № 133 «Об аттестации государственных экспертов» в целях обеспечения необходимого уровня квалификации экспертов, достаточного для компетентного проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в 2011 году необходимо направить на аттестацию для получения статуса государственного эксперта специалистов Управления, принятых на работу в течение 2009-2011 гг., по следующим направлениям деятельности: конструктивные решения, технологические решения, водоснабжение и канализация. Постоянные изменения законодательной, нормативной и правовой базы градостроительной деятельности, переход в ближайшее время на применение в отечественном строительстве зарубежного опыта и эффективных проектных решений, применяемых при строительстве зданий и сооружений в европейских государствах, предъявляют повышенные требования к квалификации специалистов, проводящих государственную экспертизу. Высокая квалификация специалистов должна поддерживаться и развиваться на протяжении всей их трудовой деятельности. В этой связи становится актуальным вопрос повышения квалификации специалистов Управления, которое проводится в формах участия в конференциях и круглых столах в рамках специализированных выставок, совещаниях, организуемых Минрегионом РФ, Союзом строительных экспертов и другими организациями, обучения на курсах повышения квалификации и семинарах с участием специалистов специализированных учебных заведений. Необходимо своевременно оценивать профессиональные знания, умения и навыки не только специалистов-экспертов, но и работников, обеспечивающих финансовое, информационное и документационное сопровождение проведения экспертизы. В связи с этим в Управлении необходимо проводить обучение рядовых работников и руководителей разных уровней. Это становится более актуальным в связи с внедрением в Управлении электронного документооборота и предстоящим переходом на предоставление государственной услуги в том числе и в электронном виде. В рамках повышения профессионального уровня специалистов-экспертов ввести в практику работы Управления регулярный обмен опытом со специалистами органов экспертизы субъектов РФ. Эта потребность возникает в связи с тем, что в результате про ведения государственной экспертизы выявляются многочисленные разночтения в трактовке нормативной и законодательной базы проектирования, строительства и принимаемых проектных решений. Обобщение полезного опыта в вопросах экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, полученного в результате обмена опытом, позволят свести к минимуму неоднозначное толкование авторами проектных решений и экспертами противоречий нормативных документов и положений нового законодательства, что положительно скажется на качестве проектной документации и предоставляемых Управлением услуг. 7. Внедрение электронного документооборота и контроляВнедрение электронного документооборота и контроля за сроками исполнения административных процедур процесса предоставления государственной услуги позволит провести качественную подготовку к переходу к предоставлению государственной услуги в электронном виде и обеспечит: эффективное управление процессами движения документов; создание корпоративного электронного документооборота, в том числе единой базы документарной информации, позволяющей исключить возможность дублирования документов; внедрение системы поиска документов, позволяющей находить документ, обладая ограниченной информацией о нём; централизованное хранение документов, организацию электронного архива документов; повышение контроля исполнения работ по документам; повышение производительности работы специалистов Управления; сокращение времени процедур согласования документов и принятия решений; облегчение доступа к информации для принятия управленческих решений; оперативный доступ к документам и отчетной информации; повышение исполнительской дисциплины; снижение финансовых затрат на документооборот и делопроизводство; информационную безопасность учреждения. внедрение электронного учета входящей и исходящей корреспонденции, электронного контроля за сроками исполнения поручений и договорных обязательств; переход на альтернативный прием заявлений на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в электронном виде; переход на прием заявлений на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости и сметной документации в электронном виде. Главный результат автоматизации документооборота Управления это систематизация работы с документами, поступающими от заявителя в Управление, существенная оптимизация всех административных процедур, связанных с предоставлением государственной услуги в электронном виде, и как следствие сокращение сроков принятия управленческих решений и повышение качества предоставления государственной услуги в целом. 8. Поэтапный переход на предоставление государственной услуги в электронном видеВ соответствии с Концепцией развития «Электронного Правительства», особое внимание в стране уделяется внедрению информационных технологий в сферу государственного управления, в частности оказанию государственных услуг в электронном виде. Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 1555-р определены 5 этапов постепенного перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде, с завершением последнего этапа к 01.01.2014 г. Переход на предоставление услуг должна быть обеспечена возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг. Реализация услуги по проведению госэкспертизы в электронном виде обеспечит: возможность заявителей оперативно получать государственную услугу; снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счёт реализации принципа «единого окна»; возможность использования межведомственных согласований при исполнении предоставления государственной услуги без участия заявителя; получение от заявителя документов в электронном виде. 9. Сокращение сроков предоставления государственной услугиСогласно ч.7 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 3 месяца. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза: результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации; проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2010 г. № 982-р в целях совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов по оптимизации мероприятий по снижению административных барьеров при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получении разрешения на строительство объектов капитального строительства, в том числе: сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением жилых объектов) до 60 дней с закреплением возможности заказчика устранять замечания в течение срока проведения такой экспертизы. В настоящее время Управлением при заключении договоров на проведение экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости, в целях повышения качества предоставляемой государственной услуги, в том числе за счет сокращения сроков, предусматривается: проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам жилищного строительства – 45 календарных дней; по иным объектам капитального строительства – до 60 календарных дней; по объектам социально-культурного назначения, финансируемых за счет бюджета Республики Башкортостан – до 30 календарных дней; проведения проверки достоверности определения сметной стоимости до 30 дней; рассмотрения и выдачи справок-заключений по документации на капитальный ремонт объектов, финансируемых за счет бюджета Республики Башкортостан – до 2 календарных дней. При проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости заказчикам предоставляется возможность устранять замечания экспертов в течение срока проведения такой экспертизы или проверки достоверности.