«Партнерское взаимодействие педагога-психолога и администрации (воспитателей) в интересах собственного развития и решения профессиональных задач».Арюкова С.Ф., руководитель МО психологов ДОУг.Астрахани С каждым годом растет число педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Во многих образовательных учреждениях сегодня действуют психологические службы. Однако, со времени введения должности педагога-психолога проблем становится не меньше, как можно было ожидать, а еще больше. Скорее всего это говорит как о возрастании способности к рефлексии профессиональной деятельности, так и о закономерном кризисе роста, возможно затянувшемся.Известно, что педагог-психолог системы образования имеет двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям .Хотелось бы остановиться на проблемах взаимодействия педагога-психолога с администрацией образовательного учреждения и месте педагога-психолога в структуре учреждения. Основные проблемы взаимодействия педагога-психолога в образовательном учреждении, на наш взгляд, заключаются в выборе стратегии его деятельности — от полной автономности педагога-психолога в учреждении до крайней зависимости от администрации. Администрация отмечает, что нередко пришедший в ОУ педагог-психолог произвольно определяет направления и формы своей работы, не учитывая запросы администрации и других специалистов, не считаясь со спецификой данного учреждения. В связи с этим возникают вопросы у других участников образовательного процесса по поводу того, чем же занимается педагог- психолог в ДОУ. Администрация учреждения, сталкиваясь с такой работой психолога, не стремится впоследствии заполнять имеющуюся ставку психолога. Причины этого различны. Хотелось бы обозначить некоторые из них:профессионально-личностная неадекватность — отсутствие необходимого культурного и нравственного уровня у молодых педагогов- психологов, пришедших на работу в ОУ; низкая профессиональная компетентность, выражающаяся в защитной самоуверенной позиции начинающего специалиста, лишающей его гибкости (а в статусе начинающего при неудачном первом опыте многие остаются слишком долго) На самом деле складывается парадоксальная ситуация: при колоссальном количественном росте практических психологов и их активной деятельности во всех сферах нашей жизни психологическая культура общества в целом, да и самой системы образования в частности, остается крайне низкой. Это, вероятно, тесно связано с недостатком культуры у самих представителей нашей профессии. А ведь именно на них лежит ответственность за формирование этой самой культуры и в школе, и в ДОУ. Нередко педагоги-психологи не могут психологически грамотно выстроить свое взаимодействие в коллективе, что приводит к недовольству и жалобам со стороны педагогов, родителей и администрации. Можно выделить целый ряд причин этого явления, в основе которых лежит, прежде всего, недостаток не только психологической, но и общей культуры специалистов. Ведь психологическая культура складывается из двух компонентов — психологических знаний и общей культуры человека. Сейчас в нашем обществе больше востребован первый компонент. Этот перекос видится и в построении всей образовательной деятельности. Мало кто задается вопросом: какова основная цель дошкольного образования? Порой начинает казаться, что она состоит в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к поступлению в школу. Педагог-психолог, работающий в ДОУ, должен уметь предвидеть последствия тех или иных перекосов в образовательной политике, т.к. он находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов, детей, их родителей, поэтому он должен видеть каждого воспитанника или педагога не самого по себе, а в сложной системе взаимодействия.. Поэтому на то, чтобы установить в этой системе этичные и профессиональные отношения, у психолога уходит не один год.А между тем на психологе лежит большая ответственность, поскольку именно он выступает посредником между администрацией, педагогами, детьми и их родителями. Еще одна больная тема— взаимоотношения педагога-психолога и педагогов. Беседуя со многими руководителями и педагогами я пришла к выводу, что основная причина непонимания между этими специалистами — отсутствие доверия друг к другу. А завоевать это доверие должен сам педагог- психолог. Для этого ему нужно обладать определенными личностными качествами: быть активным, самостоятельным и толерантным. Для сотрудничества педагога-психолога и педколлектива необходимо повышать психологическую компетентность воспитателей и специалистов, чтобы работа педагога-психолога, его рекомендации воспринимались квалифицированно. В то же время и самому педагогу-психологу необходимо повышать свой личностный рост, развивать самообразование, самосовершенствование, индивидуальный стиль работы, профессиональные навыки, профессиональное мастерство.^ Следующим препятствием на пути педагога-психолога ОУ может стать неправильная (малоэффективная) тактика взаимодействия с родителями воспитанников. Причина большинства проблем во взаимодействии педагога-психолога с родителями заключается в неправильной позиции психолога, который уверен в том, что родители обязаны серьезно и внимательно относиться к тем проблемам, которые он выявляет у ребенка. В действительности же родители вовсе не рады тому, что их ребенку ставят какой-то диагноз, и часто негативно относятся как с самому психологу, так и к предлагаемой им помощи. Здесь, на наш взгляд, очень важно заинтересовать родителей перспективами развития ребенка. Анализируя многолетний опыт работы наших лучших педагогов-психологов, можно отметить их профессиональный подход к психологическому просвещению родителей. Очень интересен в плане изучения опыт работы педагога-психолога МДОУ№ 28 Носовой Т.А. Надеемся познакомиться с ним в ходе представления результатов работы творческой группы по работе с родителями, которую Татьяна Александровна организовала и успешно ею руководит. Также сошлюсь на собственный опыт: огромный интерес у родителей вызвала такая форма взаимодействия, как «Родительский лекторий». Ежегодно в каждой возрастной группе я провожу с ними лекции- беседы по проблеме возраста. Так, например, начиная с ясельной группы, приучаю родителей к мысли, что они и только они являются основными воспитателями ребенка и несут ответственность за их, а значит и свою судьбу в будущем. Также в ясельной группе мы говорим о сложностях адаптации и привычке кусаться у маленьких детей. Самая востребованная тема у родителей младших групп- «Кризис 3-х лет». Очень часто родители не знают, как себя вести с ребенком и сами провоцируют вспышки гнева малыша. В средней группе приходит время поговорить о детской агрессивности и гиперактивности. Что делать? Как себя вести, чтобы ребенок был добрым и ласковым с детьми и взрослыми? Как отличить простую активность ребенка от гиперактивности? В старших группах начинают проявляться такие особенности формирования эмоционально-волевой сферы, как тревожность, страхи, застенчиваость. Тут также не обойтись без профессиональной помощи самим родителям. Ну и , конечно, в подготовительной группе очень важно рассказать родителям о социально-психологической готовности к школе, чтобы познакомить их с основными ее компонентами и помочь в выборе ОУ для дальнейшего обучения ребенка. А для того, чтобы научить родителей, важно очень много знать самому. Значит, повышение профессиональной культуры педагога- психолога невозможно без обучения эффективным технологиям взаимодействия не только со всеми участниками процесса образования, но и внутри самого профессионального сообщества. В этой связи, я считаю, важна роль нашего профессионального общения в рамках методического объединения. Благодаря усилиям Н.В.Сулеймановой наше МО существует уже седьмой год и мы стараемся, чтобы наше профессиональное общение было полезным и способствовало сплочению коллектива, выработке единого педагогического кредо, общих традиций, выявлению, обобщению и распространению психолого-педагогического опыта, обмену ценными психологическими находками, стимулированию творчества профессиональной деятельности педагога- психолога. Продолжают работать 2 творческие группы: «Работа с родителями» и «Одаренные дети». Основным направлением работы по выявлению детской одаренности мы выбрали кружковую работу. Если нам все удастся выполнить в срок, то к концу этого учебного года наша творческая группа представит в черновом варианте «Программу кружковой работы с одаренными детьми» по нескольким направлениям: творческое конструирование, театральная деятельность и музыкальная одаренность. Но основой занятий по каждому виду одаренности будет решение задач, развивающих образное мышление и воображение и активизирующих творческие и познавательные способности ребенка.