Реферат по предмету "Разное"


«Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием сценических методов»

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф) Программа занятий драматического кружка «Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием сценических методов» Цапик Маргарита Алексеевна,педагог-организаторМуниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 VIII вида» г.ПермиВступление.Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это учащиеся с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие умственно- отсталых детей является в настоящее время важнейшей социально- педагогической проблемой. Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтных ситуаций. Такие дети нуждаются в помощи педагога, который бы принимал искренние участие в их судьбе. Специфика работы олигофренопедагога в первую очередь заключается в том, что мы имеем дело с детьми, у которых нарушена не только познавательная деятельность, но и изменена личность в целом. Поэтому проводимая воспитательная работа должна быть систематизирована, целенаправленна и непрерывна. Работа педагога дополнительного образования также должна представлять собой систему педагогических и психологических мероприятий. Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора. Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо-сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности. В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, также необходим комплексный подход к обучению и воспитанию. Для преодоления отклонений в развитии учащихся со специальными нуждами в обучении и воспитании необходима система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность. Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в драматических и театральных кружках, театральных студиях.Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества. Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательных и коррекционных школ. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы нашей программы. Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая в частности на занятиях в драматическом кружке. Актуальность программы «Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием сценических методов» заключается в том, что она направлена на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном драматическом кружке «Искорки» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Данная программа включает в себя в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно - постановочные работы и т.д. В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления. Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный СВ. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немировичем - Данченко, С. В. Образцовым, Н. И. Сац, К.С. Станиславским, Г.А. Товстоноговым, В.О. Топорковым, М.С. Щепкиным, A.M. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В.М. Букатова, И.А. Генераловой, А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др. При разработке программы драматического кружка мы исходили из гипотезы о том, что организация занятий в кружке с использованием комплексного подхода будет способствовать актуализации творческого потенциала детей, коррекции их познавательной сферы, расширению активного и пассивного речевого словаря, развитию коммуникативных навыков, совершенствованию мелкой и общей моторики, формированию позитивной Я - концепции, открытию для учащихся, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, новых перспектив социализации и т.д.Содержание:Пояснительная записка Цели и задачи программы Методологические и теоретические основы программы Учебно-тематический план работы кружка Содержание курса Требования к уровню подготовки учащихся Список литературы Пояснительная запискаВ настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание проблемам детства: разрабатываются федеральные и муниципальные социальные программы, развивается система учреждений, которые оказывают помощь семье и детям. Эти программы и учреждения создаются как системой образования, так и системой социальной защиты или системой здравоохранения. Одна из важнейших задач, которую они ставят перед собой – коррекционно-развивающая работа с детьми и их родителями. Под коррекционно-развивающей работой мы понимаем систему педагогических и психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей и преодолению отклонений в их интеллектуальном развитии. Это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Основной контингент МС (к) ОУ «Школа № 54» – дети и подростки, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом: Дефекты мышления: несформированность логического мышления нарушение познавательной деятельности нечеткое представление об окружающем мире слабость смысловых связей ограниченный кругозор ослабленное творческое воображение Нарушения внимания: узость и недифференцированость восприятия окружающих предметов недостаток наблюдательности трудности в сосредоточении Нарушения памяти: трудности припоминания и воспроизведения разученного материала Недоразвитие речи: ограниченный словарный запас нечеткое произношение некоторых звуков и отдельных слов нарушение мотивации речи Несформированность эмоциональной сферы: в эмоциях отсутствует многообразие и дифференцированность отсутствие инициативы и самостоятельности Выраженное недоразвитие двигательной сферы: нарушения координации угловатость движений нарушения мелкой моторики дефекты мимики, пантомимики и жестов Затруднения в общении с людьми: неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми Для устранения подобных отклонений в развитии детей их необходимо приобщить к таким направлениям творческой деятельности, как музыка, танцы, живопись, театр, прикладное искусство и др. Искусство способствует сохранению личностной целостности ребенка, помогает преодолеть проблемы поведенческого плана, повышает самооценку. Его воздействие основано на актуализации творческого потенциала школьника. Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является «терапия средствами искусства». Она осуществляется на занятиях по сценическому мастерству в драматическом кружке. Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности. Для реализации данных целей нами была разработана программа занятий драматического кружка. ^ Цели и задачи программыЦель программы – развитие и стимулирование двигательных, речевых, социальных и коммуникативных навыков школьников посредством сценических методов (этюдов, миниатюр, монологов, диалогов, театральных постановок и т.д.). Задачи: Воспитательная: - формирование социально приемлемого поведения - сплочение детского коллектива - формирование чувства самоуважения у детей - воспитание творческой активности у детей - воспитание выдержки и наблюдательности Образовательная: - обучение детей ориентированию в сценическом пространстве - повышение общего культурного уровня - ознакомление с основами театроведения - расширение активного и пассивного речевого словаря - изучение основных сценических понятий - обучение приемам запоминания больших текстов - овладение приемами выражения основных видов эмоций Развивающая: - развитие уровня самосознания и самоконтроля - активизация познавательной потребности, воображения - удовлетворение творческих интересов учащихся. Тип программы – комплексная. Продолжительность программы: данная программа рассчитана на три года обучения. Объём программы 324 часа, которые равномерно распределяются в течение всего периода (108 часов в год; занятия проводятся три раза в неделю по 1 часу). Возраст участников кружка от 9 до 16 лет. Нижняя граница возраста объясняется недостаточным развитием умственных способностей у детей для изучения театральной деятельности. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей школьников. Наполняемость группы – 10 - 12 человек. Это обусловлено тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуального развития учеников. В ходе занятий в смешанной группе участники кружка изучают общую тему, при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания. Занятия в драматическом кружке ведутся по программе, включающей пять разделов.^ I Раздел «Основы сценической речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. ^ II Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.^ III Раздел «Актерское мастерство и основы сценической грамоты» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.^ IV Раздел «Постановочно-репетиционные работы». В этом разделе учащимся будут даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке драматических номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно. ^ V Раздел «Концертная деятельность» включает в себя подготовку и показ номеров на общешкольных мероприятиях, а также участие кружка в районном конкурсе литературно-музыкальных композиций, проводимом среди школ в апреле-мае. Основные функции этого раздела: - создает условия для самоприятия, самореализации и самоутверждения ребенка - устанавливает позитивные взаимоотношения ребенка с окружающими - развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует художественный вкус. Концертная деятельность является основной и конечной формой творческой самореализации учащегося. Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого успеха и признания зрителей. Часы занятий по разделам «Постановочно-репетиционные работы» и «Концертная деятельность» будут выстраиваться в соответствии с планом общешкольных мероприятий. Следует отметить, что обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному». Особенностью второго и третьего года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме – одна тема подается в течение года с возрастанием по степени сложности. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.), просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: - вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам); - текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме); - рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы); - итоговый (проводится после завершения всей учебной программы). Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки. Контроль так же может осуществляться в такой форме, как контрольное занятие, зачеты в различной форме, участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.Условия реализации программы-Спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, гимнастические стенки, скамейки и т.д.); -Классная комната - техническое оснащение (магнитофон, телевизор, видеомагнитофон);-Актовый зал с подиумом.^ II. Методологические и теоретические основы программы.В качестве методологической основы нашей программы выступают зарекомендовавшие себя в науке теории личности и деятельности работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., работы по проблемам специальной психологии и психопатологии М.С. Певзнера, К.С. Лебединской и др., труды по искусствоведению К. Станиславского, Б. Захавы, И. Коха, В.М. Букатова, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман, В.И. Немировичем - Данченко, С. В. Образцовым, Н. И. Сац, и др. Как и любая другая, данная программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступить принципы, определяющие построение программы работы: принцип гуманизма – веры в возможности ребенка, субъективного позитивного подхода к перспективам его развития; принцип системности – рассмотрение ребенка как целостного качественно-своеобразного, динамично развивающегося субъекта; принцип практической направленности – учета реальных возможностей ребенка в практических ситуациях; принцип деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; принцип индивидуально-дифференцированного подхода – корректировка содержания и формы коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и основных целей работы; принцип увлеченности и творчества – развитие творческих способностей детей, при этом творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности; принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и обучающейся личности.^ Учебно-тематический план работы драматического кружка.1. Учебно-тематический план первого года занятий сценическим искусством № Наименование разделов и тем Общее количество часов из них, в том числе теоретических занятий практических занятий 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Основы сценической речи 24 5 19 2.1 Вводное занятие 1 1 - 2.2 Культура речи 2 1 1 2.3 Дыхание и голос 10 2 8 2.4 Дикция 11 1 10 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты 24 1 23 3.1 Вводное занятие 1 1 - 3.2 Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах 23 - 23 4. Ритмопластика 25 4 21 4.1 Вводное занятие 1 1 - 4.2 Ритмика 8 1 7 4.3 Пластика 8 1 7 4.4 Танцевальная азбука 8 1 7 5. Репетиционно - постановочные работы 30 1 29 6. Концертная деятельность 2 - 2 7. Итоговое занятие 2 2 - ИТОГО: 108 14 94 2. Учебно-тематический план второго года занятий сценическим искусством № Наименование разделов и тем Общее количество часов из них, в том числе теоретических занятий практических занятий 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Основы сценической речи 20 5 15 2.1 Культура речи 2 1 1 2.2 Дыхание и голос 2 - 2 2.3 Дикция 4 - 4 2.4 Орфоэпия 6 2 4 2.5 Работа над текстом 6 2 4 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты 21 2 19 3.1 Наблюдательность 4 - 4 3.2 Сценическое действие 9 1 8 3.3 Сценическое внимание 8 1 7 4. Ритмопластика 20 2 18 4.1 Ритмика 5 - 5 4.2 Пластика 8 1 7 4.3 Танцевальная азбука 7 1 6 5. Репетиционно - постановочные работы 40 2 38 5.1 Основные этапы работы над театральным действием 40 2 38 6. Концертная деятельность 4 - 4 7. Итоговое занятие 2 2 - ИТОГО: 108 14 94 3. Учебно-тематический план третьего года занятий сценическим искусством № Наименование разделов и тем Общее количество часов из них, в том числе теоретических занятий практических занятий 1. Вводное занятие 1 1 2. Основы сценической речи 16 4 12 2.1 Дыхание и голос 2 - 2 2.2 Дикция 2 - 2 2.3 Орфоэпия 5 2 3 2.4 Работа над текстом 7 2 5 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты 19 2 17 3.1 Сценическое воображение 10 1 9 3.2 Сценическое общение 9 1 8 4. Ритмопластика 19 2 17 4.1 Пластика 9 1 8 4.2 Танцевальная азбука 10 1 9 5. Репетиционно - постановочные работы 45 - 45 5.1 Основные этапы работы над театральным действием 45 - 45 6. Концертная деятельность 6 - 6 7. Итоговое занятие 2 2 ИТОГО: 108 9 99 ^ Темы теоретических и практических занятий по программе.I. Первый год обученияТема 1. Вводное занятие (1 час).Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий в драматическом кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр. Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).Тема 2. Основы сценической речи (24 часа).2.1. Предмет «Сценическая речь» (1 час).Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе работы над сценической речью. 2.2. Культура речи (2 часа).Беседа о вежливости. Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр, упражнений).2.3. Дыхание и голос (10 часов).2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого (фонационного) дыхания. Практические занятия – дыхательная гимнастика:Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания («Приятный запах», «Цветы» и т.д.).Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолетиков» и т.д.).Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики», «Вежливый поклон» и т.д.). 2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.Практические занятия – голосовая разминка:Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин», «Голоса животных» и т.д.).Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).2.4. Дикция (11 часов).Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и участников художественной самодеятельности. Недостатки речи (органические и неорганические). Пути устранения неорганических недостатков речи. Практические занятия:Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик» и т.д.).Артикуляционная гимнастика:Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.).Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты (24 часа).3.1. Вводное занятие (1 час).Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах (23 часа).Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.).Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла:действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.) действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и шарады. упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.).4. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).Тема 4. Ритмопластика (25 часа).4.1. Предмет «Ритмопластика» (1 час).Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий.4.2. Ритмика (8 часа). Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп движения как выразительные средства в искусстве. Практические занятия: 1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма: отстукивание, прохлопывание заданного ритма ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением) построение и переход в колонну, шеренгу, круг прыжки под музыку под скакалку бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча. 2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.). 3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции («Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).4.3. Пластика (8 часов). Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве. Воспитание пластичности. Практические упражнения:Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами, туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.).Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и т.д.).Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.).Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.).Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий («Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).4.4. Танцевальная азбука (8 часов).Понятие «танец». Значение танца в драматическом искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).Практические занятия:Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног на одну и т.д.)Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения («Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).^ Тема 5. Репетиционно – постановочные работы (30 часов).Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером. Практические занятия:Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями. Распределение ролей.Рабочие репетиции.Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей, декораций, реквизита, костюмов и т.д.Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов сценического действия (декораций, костюма, музыки).Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций.Показ номера на общешкольном мероприятии.Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями, обсуждение достоинств и недостатков.Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к общешкольным мероприятиям.^ Тема 6. Концертная деятельность (2 часа).Практические занятия. После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны подготовить и показать два номера – пластический этюд с предметом и драматическую миниатюру (инсценировку)- по выбору педагога.^ Тема 7. Итоговое занятие (2 часа).Заключительная беседа руководителя кружка с разбором работы каждого участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.Второй год обученияТема 1. Вводное занятие (1 час).Ознакомление учащихся с задачами кружка на данный учебный год.Тема 2. Основы сценической речи (20 часа).2.1. Культура речи (2 часа). Беседа о культуре общения. Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.2.2. Дыхание и голос (2 часа).Практические занятия:Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.).Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса («Чистим но


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.