Реферат по предмету "Разное"


«Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина»

Государственное учреждение культуры«Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина» http://www.kaverin.ru Государственный комитет Псковский области по культуре Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. КаверинаУМНЫЕ СКАЗКИ. Вып. 2 (Практика сказкотерапии в работе с юношеством)Псков 200978.39У 54 Составитель: Пашкевич Т.В., ведущий методист ПОБДЮКомпьютерный набор, оформление: Пашкевич Т.В.Умные сказки. Вып. 2. Сказкотерапия в работе с юношеством / сост. Т.В. Пашкевич. – Псков, 2009. – с. 16ПредисловиеЮность нам дана для того, чтобы смотреть на мир чистым взглядом и познавать его с открытой душой. Еще нет подозрительности, лукавства, лицемерия, еще каждое мгновение ново и неповторимо, хочется многое понять и осмыслить. Нельзя избежать первых ошибок, заблуждений, страданий, которые могут принести первая любовь, ссора с лучшим другом, с родителями. Познавая действительность, юность приобретает опыт выживания и стремится вперед, увлекаемая полетом фантазии, мысли, желаний. Однажды Юноша повстречал на своем пути Старца и, оттолкнув его, прошел мимо. Старец посмотрел вслед Юноше и взмахнул рукой. Юноша в одно мгновение превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать звуки окружающего мира. - Что со мной? – всполошился Юноша. – Почему мне так плохо, где моя молодость? - Она прошла, - ответил Старец, - а ты и не заметил, потому что прошел мимо главного в жизни. - А что главное в жизни? – спросил Юноша. - Мудрость! - Сделай так, Старец, чтобы ко мне вернулась молодость, и я обещаю всю жизнь познавать мир, обретая мудрость. ^ Использование сказок в работес подростками и старшеклассниками Некоторые считают, что жизнь – это одно, а сказки – это нечто нереальное. Но на самом деле, сказки – это часть жизни, это одна из форм жизни. Конечно, погружение в мир сказок переключает наше восприятие от других забот, но потом мы возвращаемся к проблемам «реального» мира с некоторым новым опытом, новым отношением. Факт заключается в том, что сказки меняют нашу жизнь, они несут некую магию, некую мистерию – в лучших смыслах этих слов. До и после сказки наш мир немного разный. Что-то произошло, пока появлялась сказка. В наших душах? В мире? В наших взаимоотношениях с людьми и обстоятельствами? Специалисты считают, что наиболее удачной формой работы с подростками и старшеклассниками в целях развития самосознания являются тренинговые упражнения, использующих скрытые ресурсысурсы психосурсы психологической сказки.Упражнение: «Знакомство» Цель: расширение представлений участников о самих себе как о талантливых, уникальных, способных к внутреннему росту личностях. Приветствие: Группа приветствует друг друга какими-либо жестами, в дальнейшем все обсуждения происходят в кругу. Инструкция: «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь». Упражнение: «Сказочный педсовет» Задачи: ▪ развитие способности видеть ситуацию с разных сторон; ▪ выработка различных моделей поведения в реальной жизни с помощью сказки. Необходимые материалы: карточки с названиями ска­зочных персонажей. «Королевский Двор» «Мы с вами путешествовали, со­здавали Волшебную Страну, населяли ее сказочными героями. Сегодня вы сами превратитесь в сказочных героев, жителей Сказочной Страны».Каждому участнику дается карточка с названием какого-либо сказочного персонажа. Карточки раздаются так, чтобы в итоге число мужских и женских персонажей получилось рав­ным. Среди сказочных персонажей обязательно должен быть король, так как он становится ведущим игры. Количество кар­точек должно быть не менее 20 штук, для того чтобы их можно было перемешать в произвольном порядке. «Сейчас мы все попали на Королевский Двор, и вам нужно представиться: кто вы, откуда прибыли, чем можете быть по­лезны и т. п. (Участники представляются.) Мы познакомились друг с другом и теперь давайте решим: какая же проблема собрала нас здесь?»Выбирается какой-нибудь персонаж из присутствующих, проблема, связанная с ним, после чего Король начинает игру. Игра продолжается до тех пор, пока заявленная проблема не будет решена так, чтобы решение устраивало всех членов Ко­ролевского Двора и персонажа, из-за которого она возникла. Деролинг (выход из роли и/или игровой ситуации) Каждый участник произносит фразу «Я не (имя персонажа), я - (собственное имя)». Затем участники игры обсуждают, что происходило: ▪ Какие чувства испытывал проблемный персонаж? ▪ Какие чувства испытывали остальные члены Королевско­го Двора? (Можно предложить высказаться по кругу каждому.) ▪ Было ли найдено оптимальное решение проблемы? ▪ Было ли сложно принимать участие в обсуждении про­блемы? Если да, то почему?Упражнение: «Выбор пристанища для души»   Инструкция ведущего: - Сегодня мы с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической, почти сказочной истории. Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоявшие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, длившееся три года. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи – для человеческих тел. Оно рассыпало человеческие тела на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел в силу своей организации вновь собирались вместе в нужную структуру, и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с телами птиц или зверей, ни с цветами или деревьями, ни с какими другими неживыми предметами. Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным. И тогда было найдено решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что поскольку кроме человеческих тел все остальные тела и предметы сохранятся, следует найти способ «переселить» в них души людей на те три года, в течение которых будет действовать излучение. А когда излучение прекратится и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души в принадлежащие им тела. Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и в конце концов справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу или животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения. Представьте себе, что и вы, как и другие люди, оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление?) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести те три года, в течение которых ваше тело будет рассыпано на атомы. Чье тело или какой предмет вы выбрали бы, окажись в такой ситуации? Участники группы задумываются. Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает: - Не следует забывать и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении. Дается пятнадцать минут на то, чтобы написать маленькое сочинение о том, в какое животное, птицу, рыбу, растение или какой-то предмет участник тренинга хотел бы превратится. Необходимо объяснить в этом сочинении, почему сделан именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде? Важно, чтобы подростки писали сочинения самостоятельно, не мешая друг другу и не подглядывая в чужой текст. Драматическая ситуация, предложенная ведущим в этом упражнении, обычно глубоко затрагивает участников, заставляет переживать довольно сильные эмоции. Для усиления эффекта погружения в ситуацию во время написания подростками сочинений можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты. Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему. Ведущий продолжает: – Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец, время действия излучения миновало. Ученые начали работу по возвращению душ в принадлежащие им тела. По текстам записок они стали разыскивать каждого из вас. Давайте поможем им в этом. Попробуем определить по содержанию сочинений, кто их написал. Я буду зачитывать тексты, а вы высказывайтесь – кто, по-вашему, автор каждого из них. Если вы услышали собственное сочинение, не подавайте виду, дайте возможность порассуждать другим. Перетасовав листы, ведущий по очереди зачитывает сочинения участников, не называя авторов. Если группа смешанная по половому признаку, то ведущему следует так переформулировать некоторые предложения, чтобы не было ясно из текста, кто автор – мальчик или девочка. Например, вместо начального предложения «Я хотел (хотела) бы превратиться в…» ведущий может сказать: «Автор этого сочинения хотел бы превратиться в…». Это затруднит угадывание и придаст большее оживление процедуре. Интересно, что во многих группах определение авторства сочинений происходит достаточно быстро и безошибочно. Когда все участники группы найдены, ведущий поздравляет всех с возвращением в свои тела.^ После завершения упражнения следует обсудить такие вопросы:○ Что помогало вам определить автора сочинения?○ Какие сочинения понравились вам больше всего? Что именно в них привлекает?○ Какие превращения оказались для вас неожиданными?○ Кого вы видели в образе не того существа или предмета, который выбрал сам человек, а совершенно по-другому? Почему?○ Можно ли считать, что выбор человеком временного пристанища для своей души многое говорит о самом человеке? Упражнение позволяет участникам по-новому взглянуть на себя, свои качества, определиться в своих жизненных позициях и ценностях. Обсуждение этой игры может вывести на разговор об очень серьезных вещах. В качестве иллюстраций приведем отрывки из некоторых сочинений подростков – участников игры. ...«Я бы хотел превратиться в птицу, лучше всего в орла. Почему? Потому что у него есть возможность передвигаться по миру, бывать в новых землях. Ведь сверху можно увидеть так много интересного. Быть растением или камнем скучно. Придется три года находиться на одном и том же месте и сдвинуться невозможно. А орел свободен и независим, я хотел бы тоже стать независимым – хотя бы на три года. А потом можно снова вернуться в свое тело». ...«Если бы нужно было в кого-нибудь «переселить» свою душу, я бы стала рекой. Я вообще очень люблю воду, а тут можно самой стать водой. Река может быть спокойной и бурной, быстрой, стремительной и неторопливой. У нее может быть разный, многосторонний характер. А самое главное – река полезна всем: водой она питает корни растений, дает пристанище рыбам, утоляет жажду животных. А ведь среди рыб, растений и животных наверняка будет много превращенных людей. Значит, я смогу быть нужной людям даже в эти три года, пока люди не имеют своих тел». ...«Я стану кошкой – пушистой, изящной, красивой кошкой. Мне это сразу стало ясно, потому что я люблю и понимаю кошек. Мне даже кажется, что когда-то в прошлой жизни я сама уже была кошкой. Я, по-моему, по характеру похожа на кошку: на ласку отвечаю добром, но пренебрежительного отношения не потерплю, могу и поцарапать. В кошке есть какое-то благородство, аристократизм. В теле кошки я легко смогу провести три года. А может быть, потом я и не захочу возвращаться в человеческое тело». ...«Чемодан. Да, я стал бы чемоданом. Это вещь прочная, надежная, три года точно выдержит. У чемодана есть преимущества. В нем можно сохранить много нужных вещей. А если там будут книги, то мне три года не будет скучно, я буду читать. В чемодане может оказаться много чего интересного. Я все сумею сохранить, и когда настанет срок, я порадую людей, вернув им нужные и ценные предметы».Упражнение: «Размышления о долге и проблеме выбора»У одной девушки был жених, который отправился в военный поход. Перед походом влюбленные дали друг другу слово, и девушка обещала жениху, что будет его ждать и не выйдет замуж ни за кого другого. Долгое время от юноши не было никаких извес­тий, но потом дошел слух, что он погиб. Девушка все равно считала себя связанной словом и продол­жала отказывать всем претендентам на ее руку. Но тут к девушке посватался соседний барон, который когда-то спас жизнь ее отцу. Отец умолял девушку выйти за барона замуж, и она не сразу, но согласи­лась. Было уже сшито подвенечное платье, позваны гос­ти, приготовлен пир, но в день, на который была на­значена свадьба, от первого жениха девушки пришло известие, что он не умер, но смертельно ранен и ле­жит при смерти в одном из соседних замков. Ему уже было известно, что его невеста выходит замуж за дру­гого, но он ее не осуждал, лишь просил, чтобы она приехала попрощаться с ним перед смертью. Девушка пошла с письмом к отцу, но отец сказал, что не разрешает ей ехать, что это неприлично и что на свадьбу уже собрались гости, а он обязан барону жизнью и не может нанести ему такое унижение. Девушка упрашивала отца, она его умоляла и обе­щала, что скоро вернется и что свадьба не отменяется, а будет только отложена. В конце концов отец дрог­нул и сказал, что если ее отпустит барон, то и он, отец, не будет против. Тогда девушка пошла с письмом к барону, упала перед ним на колени, и рассказала ему о своей первой любви. Она обещала, что лишь простится с умира­ющим и сразу вернется. Барон ее отпустил, но поста­вил одно условие: девушка должна была попросить разрешения у гостей, ведь многие приехали издалека, потратили на дорогу последние деньги, приехать в другой раз они уже не смогут. Люди ждут праздника, а она собирается лишить их радости. Но если гости ее отпустят, то и он, барон, согласен. Девушка пошла к гостям и рассказала им свою ис­торию, они ей посочувствовали и готовы были ее от­пустить, но тоже поставили ей условие: в замке жил повар, который знал невесту с детства и всю жизнь мечтал, как на ее свадьбе он удивит всех своим искус­ством. Но если свадьба отложится, у него перестоится соус и зачерствеет жаркое и весь его труд пропадет. Гости сказали невесте, что если повар ее отпустит, то и они тоже не будут возражать. После этого девушка побежала к повару и приня­лась умолять его, чтобы он ее отпустил. И повар со­гласился. Теперь девушка могла, наконец, ехать к своему воз­любленному. Не теряя ни минуты, она, как была в подвенечном платье, вскочила на козлы свадебной ка­реты и отправилась в путь. Дорогой на нее напали разбойники. Они отобрали у нее лошадей и карету, забрали драгоценности и соби­рались уже снять с нее богатое свадебное платье. Девушка заплакала и рассказала разбойникам, что она спешит к своему умирающему жениху, которого считала погибшим, что из-за этого пришлось отло­жить свадьбу с другим женихом, и что ее ждут столько людей. Выслушав эту историю, разбойники растрога­лись, вернули девушке ее имущество и отпустили с миром. Наконец она подъехала к замку, где ждал ее умира­ющий жених. Дело было к вечеру, смеркалось, а от замка ее отделяла река. Перевозчик спал, она его разбудила, но он сказал, что не может ее перевезти, по­тому что за свое исцеление дал обет Святой Деве, что будет спать только один раз в три дня, но сейчас ему пришлось перевозить армию, и он не спал уже больше трех дней. Еще он сказал, что у него темно в глазах, что весло падает у него из рук, а если он согласится ее перевезти, то они утонут. Но девушка стала его умолять, говоря, что жених может умереть, не попрощавшись с ней, и перевозчик сжалился над девушкой и перевез ее через реку. Когда же она прибыла в замок, то ее встретил на пороге жених, который признался, что его смертель­ная болезнь была лишь придуманной им уловкой. Молодой человек уговаривал девушку не возвращать­ся к отцу, а уехать вместе с ним - у него уже и лошади были готовы, все было продумано. Но девушка отвечала, что она не может бежать с ним, несмотря на то, что она его любит, потому что слишком много людей пошли на жертвы ради нее, слишком многим она обещала вернуться. Печальный жених вынужден был согласиться с ней. И она вернулась домой. Работа в группе. Итак, в этой истории, кроме девушки, есть сле­дующие действующие лица: отец, барон, гости, по­вар, разбойники, перевозчик, жених - все они при­несли жертвы. Какая жертва, на ваш взгляд, была наибольшей, какую из жертв труднее всего было принести?Упражнение: «ТЕРЕМОК»Представленная ниже игра может быть отнесена к процедурам, применяемым в тренингах убеждающего воздействия. Она позволяет подростку самостоятельно поискать индивидуальные, наиболее подходящие именно ему способы и приемы убеждающего воздействия, учитывающие его уникальность. Вместе с тем, цели игры могут быть более широкими. Так, игра помогает развить умения распознавать фальшь в поведении человека, замечать изменения в особенностях поведения, тренирует способность находить нестандартные решения в сложных ситуациях, а также развивает навыки актерского мастерства и умения следовать заданной роли. Основываясь на хорошо известном сказочном сюжете, игра включает интригу и в силу непредсказуемости развития событий является эмоционально насыщенной и увлекательной. Игра предполагает 8 участников. Если число участников больше, то часть членов группы окажется в роли заинтересованных наблюдателей и экспертов. 1 этап. Введение в игру. Ведущий: Все вы с детства хорошо знаете сказку "Теремок". Помните, как там разворачивались события? Сначала комар (в некоторых вариантах - мышка) находил в поле теремок и, выяснив, что в нем никто не живет, занимал свободную жилплощадь. Затем по очереди появлялись разные зверюшки, которые поселялись в теремке: муха, лягушка, заяц, лиса, волк… Однако конец благополучному и мирному сосуществованию жильцов теремка положил медведь, который то ли в силу своей агрессивности, то ли просто по глупости, не соотнеся габариты своего тела с размерами теремка, разрушил хрупкое здание. Но причины такого поведения нас уже интересовать не будут. Важно, что жители теремка должны обезопасить себя от чреватого трагедией вторжения медведя. Иными словами, лучше всего его вообще не пускать. 2 этап. Распределение ролей.Ведущий заранее готовит два комплекта по 8 карточек. На каждой карточке из первого комплекта написана сказочная роль и дана краткая инструкция (см. приложение). В инструкции описаны характерные особенности доставшейся роли и общая стратегия поведения в теремке: кто является для каждого зверя предпочтительным соседом, а кого селить рядом никак не желательно. Второй комплект - карточки с номерами, которые задают порядок "поселения" в теремке. В отличие от сюжета сказки, в котором этот порядок жестко задан, в игре очередность занятия является случайной. Ведущий раздает игрокам карточки из обоих комплектов "рубашкой" вверх. Переворачивать карточки можно только по команде ведущего. При этом другие игроки не должны знать, какая роль кому досталась. После знакомства с содержанием карточки из первого комплекта прячутся участниками в карманы. Ведущий: Каждая роль имеет свои особенности, задающие правила поведения. На карточках написано, кого вам нежелательно пускать в теремок, а кого, напротив, очень рекомендуется. При этом всем нужно позаботиться, чтобы в теремок не попал медведь. Когда придет ваша очередь проситься в теремок, вы объявите, кем вы являетесь. Единственное исключение - игрок, которому досталась роль медведя. Он ни в коем случае не должен раскрывать себя до конца игры. Зато он может выдать себя за любого другого зверя. И тут уж самим жителям теремка нужно будет догадаться, кто из двух одинаковых зверей является настоящим. Итак, у кого из вас оказалась цифра "один"? Вот у нас и первый житель теремка!^ 3 этап. Заселение теремка.Теремок можно соорудить из стульев или каким-либо символическим образом ограничить пространство (например, с помощью веревки). Первый житель теремка, заняв место в этом пространстве, объявляет о том, кто он такой. Возможна ситуация, когда первым номером окажется игрок, которому досталась роль медведя. Тут уж ничего не поделаешь: игру нужно начинать заново и произвести пересдачу карточек. Во всех других случаях игра продолжается: второй номер подходит к теремку и спрашивает: "Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?". Разворачивается диалог, в процессе которого гость называет себя. В зависимости от инструкции, игрок, уже находящийся в теремке, либо пускает гостя, либо нет. На его решение также влияет наличие или отсутствие подозрения, что новоприбывший является замаскированным медведем. Если гостя не пускают в теремок, то он пока отходит в сторону, уступая место следующему игроку. У него (как и у других будущих "отвергнутых") есть шанс пробиться в теремок позже, когда в теремке появятся новые жильцы, часть из которых будет заинтересована - согласно инструкции - в его заселении.Гостям придется приложить немало усилий для убеждения жильцов теремка в своей необходимости этому общежитию. Да и самим жильцам придется поспорить друг с другом: ведь у них разные интересы! Кто-то желает, например, чтобы мышка тоже оказалась в теремке, а кто-то - категорически против. Да и какой выбор сделать, если, например, на место в теремке претендуют сразу две лисы и очевидно, что одна из них на самом деле – медведь? Вопрос состоит в том, чтобы догадаться - какая?Ведущий может драматизировать ситуацию (это рекомендуется делать не во всех случаях) и заявить, что у жителей теремка есть возможность "переиграть" свое решение и выселить того игрока, чье поведение натолкнуло их на подозрение в "медвежатости". Фактически в такой ситуации могут разыграться подлинно социодраматические коллизии.^ 4 этап. Завершение игры.Игра заканчивается, когда после споров и препирательств звери, наконец, определяют "главного подозреваемого" – медведя и объявляют, что именно этого гостя они решили не пускать в теремок. Тогда ведущий может объявить о последнем этапе игры – раскрытии ролей и завершении. В этот момент и становится ясно, удалось ли участникам игры добиться главной цели - уберечь себя от вторжения медведя.^ Необходимо обсудить следующие вопросы:- Для кого исполняемая роль оказалась трудной? Для кого - легкой?- Было ли для вас естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?- Совпадает ли описание вашей роли с вашим обычным поведением в реальной жизни?- Какие способы убеждения своих партнеров вы использовали?- Почему вы сразу поверили одним из исполнителей, а другим – нет?- Что в поведении каждого из них вызывало доверие?- Какое поведение показалось вам подозрительным?- Какие способы убеждения являются, по вашему мнению, наиболее продуктивными? Почему?- Какие способы убеждения нельзя считать слишком эффективными? Почему?В процессе обсуждения полезно обратить внимание участников на то, какие позиции занимали гости, стремясь попасть в теремок, и как они действовали в случае отказа со стороны уже вселившихся жильцов. Некоторые, возможно, начинали заискивать, "прогибаться", умолять пустить их, "давя на жалость". Иными словами, становились в психологическую позицию "снизу". Другие, наоборот, начинали возмущаться, требовать, проявлять ярость, гнев или даже прямую агрессию: становились в позицию "сверху". Наиболее успешными, по-видимому, окажутся те, кто, демонстрируя доброжелательность в отношении других, не слишком настойчив и не пытается "давить" на партнеров.Ни в коем случае фиксация неэффективного поведения не должна превращаться в обвинение в адрес исполнителей. Игроков "защищает" необходимость следовать доставшейся роли. Важно, чтобы для всех участников игры стало очевидной преимущество во многих жизненных ситуациях психологической позиции "на равных".Работа со сказкой: И. Панькин «Откуда у моряков взялась сила» Методические рекомендацииЦель занятия – установить связь между текстом сказки и жизненным опытом старшеклассников, способствовать осознанию подростком самого себя как части семьи, своих прав и обя­занностей перед родителями; помочь в понимании мотивов поведения героев сказки. Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья. Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля. Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил: - Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений. Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море. Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришёл Нептун! - Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он. Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море. Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие. Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми. Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше. Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам: - Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки! Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав. Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали: - Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца. Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту. Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей. Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек. Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них. Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей. Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери - не возвращаются сыновья. Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю. - Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок. И опять он закатился в страшном смехе. Тогда женщины воскликнули: - Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам. Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой. Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели. ^ Беседа - обсуждение В сказке – легенде о матерях женщины отдают свою силу и красоту ради благополучия детей. ▪ К чему призывает автор по отношению к своим матерям?(Чтить, помнить, любить и заботиться о своих родителях). ▪ Подумайте и скажите, какую важную для всех истину передает автор в легенде?(Отдавать детям самое наилучшее - любовь, доброту и тепло, поддерживать в трудные минуты). ▪ Какие чувства вы испытали? ▪ Что вам запомнилось больше всего? ▪ Какие мысли возникли в связи с этим? Мы сегодня много говорили о высоком назначении женщины, о матери. Я думаю, что у каждого из вас сегодня чувство тепла, нежности переполнили вас. Скажите, часто ли вы признаетесь в любви своим матерям? Запомните, от каждого нежного слова, каждого признания, поцелуя сердца ваших мам будут крепнуть, лица молодеть, а силы прибавляться. Помните об этом!ПослесловиеВ душе каждого из нас живет сказка, поддерживая нас в череде будней. Но она скромна, и негромко заявляет о своем существовании. Поэтому некоторые думают, что ее нет... Однако стоит только позволить себе остановиться, закрыть глаза, как волшебство и чудеса нашей души становятся явью. Образы, мысли и чувства, которые мы забираем с собой из сказки, живущей внутри нас, - это то, что дает нам силы и возможность созидать реальное будущее...Список использованной литературы1. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003. – 144 с. 2. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2006. – 325 с. 3. Камаева, Т.В. Сказкотерапия в детской библиотеке: опыт работы / Т.В. Камаева // Читай-город. – 2006. - №9. – с. 26 – 41. 4. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.: ил. 5. Лучшие сказки http://ratings.7ya.ru 6.Панькин И.Ф. Легенды о матерях / И. Панькин. – М.: Дет. лит., 1988. – 31 с.: ил. – (Книга за книгой). 7. Пахомова, О. Тест святого Мартина / О. Пахомова // Школьный психолог. – 2005. - № 9. – с. 46 - 47. 8. Сакович, И.А. Практика сказкотерапии / И.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.Приложение 1 Муха – постоянно что-то говорит, надоедлива, но не настойчива в своих взглядах. Не заинтересована в заселении в теремок волка (большой, может ее раздавить) и медведя, симпатизирует комару (благодаря К.Чуковскому). Комар – ведет себя упрямо и агрессивно, настаивает на своем, не слушая других. Категорически против заселения в теремок лягушки (она может его съесть) и медведя. Готов принять в теремке мышку (ее легче всего покусать). Мышка – очень подвижна и пуглива, своего мнения почти не высказывает. Против заселения в теремок лисы (та может ее съесть) и медведя. Хотела бы, чтобы в теремке жила лягушка, поскольку она наиболее близка по размеру. Лягушка – нетороплива, взвешивает решения и старается убедить других. Против заселения в теремок зайца (ревнует, что он дальше прыгает) и медведя. Готова принять в теремке муху (обед с доставкой на дом). Заяц – робок, застенчив, готов согласиться с любым мнением. Против соседства с комаром (нет-нет, да укусит) и медведем. Согласен с заселением в теремок волка (авось, защитит от лисы). Лиса – хитра, дипломатична, находчива, ведет себя гибко. Умеет добиться своего. Против заселения в теремок мухи (уж очень надоедлива) и медведя. А вообще-то хотела бы жить в теремке единолично. Волк – спокоен, сдержан, мнение веско и убедительно. Против соседства с мышкой (шуршит постоянно) и медведя. Согласен с заселением в теремок зайца (но зря тот надеется на защиту от лисы – волк просто сам любит рагу). Медведь – вынужден скрывать, кто он на самом деле. Может выдать себя за любого из зверей: комара, муху, мышку, лягушку, зайца, лису или волка.Приложение 2^ Лучшие книги по мнению читателей «Сказки и картинки В.Сутеева» «Сказки про слоненка Ланченкара» «Алиса в Стране чудес»Владимир Сутеев  Тенчой  Льюис Кэролл  Балл: 9,1 Балл: 9,1 Балл: 8,9 «Айболит, Мойдодыр и другие «Гарри Поттер и Дары Смерти» «Винни-Пух и все-все все»сказки», Корней Чук


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.