Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкина Научно-методический отдел Фандрайзинговая деятельность в библиотеке Методические рекомендации

Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина Научно-методический отделФандрайзинговая деятельность в библиотекеМетодические рекомендацииТамбов 2007ББК 78.3Ф 21Составитель: библиотекарь НМО Н.В. АверьяноваРедактор: зав. НМО И.С. МажуроваОтв.за выпуск: зам. директора по научной работе Л.Н. ПатринаКомпьютерная вёрстка: библиотекарь НМО Н.В. АверьяноваФандрайзинговая деятельность в библиотеке [Текст] : метод. рек. / Сост. Н.В.Аверьянова; Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А.С. Пушкина. – Тамбов, 2007. – 18с.Содержание1. Виды фандрайзинговой деятельности………………………………………...42. Основные этапы библиотечного фандрайзинга………………………….......53. Благотворительные фонды и программы внебюджетного обеспечения библиотечно-информационной деятельности………………………………......84. Критерии выбора библиотекой потенциального ресурсного донора (грантодателя)……………………………………………………………………10 5. Фандрайзинг в библиотеках Тамбовской области…………………………14Список литературы………………………………………………………………18Список сокращений……………………………………………………………...18^ 1. Виды фандрайзинговой деятельностиВ условиях малобюджетного финансирования современных российских библиотек особую актуальность приобретает максимальное использование в библиотечно-информационной практике различных каналов и форм благотворительной помощи. Западные коллеги давно освоили и успешно реализуют технологию так называемого «фандрайзинга» (увеличение средств, сбора средств), позволяющую эффективно осуществлять поиск ресурсных спонсоров и систематически получать необходимую помощь. Термин «фандрайзинг» - от англ. fand-raising – составлен из двух слов: первое означает финансирование, вкладывание средств в ценные бумаги, а второе – повышение, выращивание; т.е. это умение повышать (увеличивать) своё финансирование. В экономическом словаре находим трактовку понятия «фандрайзинг»- fund-raising-programmes- программа сбора средств, мобилизация капитала. Таким образом, фандрайзинг для библиотек – это поиск и привлечение дополнительных источников финансирования. Поиск внебюджетных источников финансирования (фандрайзинг) становится традиционным аспектом инновационной деятельности для библиотек любого уровня. Бюджетные поступления на протяжении последних десятилетий не покрывают все реальные расходы библиотек, и, чтобы продержаться в XXI веке, необходимо уже сейчас научиться разумно сочетать бюджет и альтернативные источники финансирования. Руководителям отечественных библиотек важно знать правовой режим и чётко представлять возможные варианты благотворительной поддержки. Базовым документом, регулирующим благотворительную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 30.12.2006г.). Гражданско-правовые нормы, связанные с акцией дарения, детально прописаны в специальной главе 32 «Дарение» второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (26.01.1996г.). Полученные библиотекой внебюджетные деньги находятся в её самостоятельном распоряжении, учитываются на отдельном балансе и не подлежат изъятию учредителем. Источники внебюджетных поступлений можно разделить на реализационные и нереализационные. Каналами стабильных реализационных доходов библиотеки являются: возмездные дополнительные библиотечно-информационные и сервисные услуги; хозяйственно-договорная деятельность; взимание платы за бланки учётных форм, читательского билета и требований на литературу. Внебюджетные нереализационные источники дополнительных ресурсных поступлений в библиотеку – это каналы привлечения сверхнормативных средств, которые не предполагают продажу библиотекой конкретных результатов деятельности. Они делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники – это взыскание неустойки в виде штрафа или пени, компенсационные платежи за утрату или порчу документов, арендные отношения с партнёрами. Среди внешних каналов финансирования можно выделить спонсорство и благотворительность. Спонсорство и благотворительность имеют различные цели и мотивацию. Для спонсора это дополнительные возможности рекламы, финансовые выгоды (в том числе через налоговые льготы). Благотворительность не предполагает финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли, его поддержка по существу выражается в дарении. Формы спонсорской поддержки весьма разнообразны. Это могут быть целевые субсидии, возвратные платежи, оплата счетов, целевые закупки, гонорары и т.д. Есть возможность выбрать оптимальные формы сотрудничества. Нужно только помнить, что заинтересованность в реализации совместных проектов должна быть взаимной. Например, сотрудничество с различными творческими организациями (картинными галереями, обществами любителей поэзии и т.д.) не только даёт библиотеке дополнительные средства, но и превращает её в культурный центр, что привлекает к ней дополнительное внимание, в том числе и потенциальных спонсоров. Широкие перспективы заложены в создании на базе библиотек информационных центров, обслуживающих представителей среднего и малого бизнеса. Бизнесмены начинают осознавать необходимость быстрого получения информации и готовы вкладывать деньги в подобные проекты. Один из вариантов сотрудничества может выглядеть таким образом: библиотека предоставляет помещение, первичный фонд справочных материалов и квалифицированные кадры, а другая сторона – оргтехнику и средства на приобретение баз данных и текущее комплектование. Благотворительность в России (в том числе по отношению к библиотекам) в настоящее время развита слабо, однако хотелось бы надеяться, что со временем она станет одним из важных каналов финансирования библиотечной деятельности. Но нельзя забывать, что сама идея внебюджетного финансирования базируется на признании значения библиотек обществом в целом и конкретными гражданами. Многие проблемы современных российских библиотек возникают именно от того, что они не умеют и недостаточно осознают свою значимость в развитии демократического общества, не устанавливают тесных контактов с общественностью. Настало время считать эту работу одной из важнейших забот библиотек. От этого зависят в немалой степени расширение сферы социального влияния, материальные ресурсы, а также будущее библиотек.^ 2. Основные этапы библиотечного фандрайзингаПроцесс библиотечного фандрайзинга состоит из нескольких этапов: идентификации, стратегии, развития, ходатайства, опекунства.Идентификация – это процесс определения потенциальных источников финансирования. Главными источниками дополнительного финансирования для библиотек являются благотворительность и спонсорство. Платные услуги также являются одним из источников дополнительного финансирования. С целью сбора средств в библиотеках проводятся специальные мероприятия. Это могут быть встречи с известными людьми, благотворительные акции, концерты и т.д. Определив источники финансирования и круг благотворителей, необходимо уточнить какой вид помощи предпочтителен для библиотеки. В связи с недостаточным финансированием сегодня для библиотек наиболее актуальным является получение литературы. Каждая библиотека ищет пути сотрудничества с издательствами, книгораспространителями, частными лицами, которые могут дарить книги. Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, проводит анализ предприятий, фирм своего района, чтобы определить и отобрать тех, от кого можно получить помощь. Задача библиотеки – своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний, найти обоюдную заинтересованность. Детальный анализ местных справочников, газет, статистических сборников поможет обнаружить тех, кто уже занимается благотворительностью, рекламирует свою деятельность, имеет большие прибыли и т.д. Для поиска фондов и организаций можно использовать Интернет, непосредственно контактировать с фондами, чтобы знать об объявленных конкурсах. Таким образом, определение источников финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров – это первая ступенька к внебюджетному финансированию.Стратегия – это работа по созданию имиджа и рекламная кампания, планирование тактики привлечения средств. Имидж – это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и складывается долгие годы. Особую роль играет разработка фирменного стиля, предусматривающая создание фирменного знака, слогана, логотипа. На имидж библиотеки работают и выставки, организованные вне её стен, они могут быть платными и готовиться на заказ. Можно участвовать в общественных событиях, проходящих в регионе (местных ярмарках, научных конференциях, юбилеях), и предлагать свои услуги по организации выставок. Всё это будет содействовать популяризации библиотеки. Для рекламы библиотеки нужно создать свой веб-сайт в Интернете. Библиотека должна влиять на своих нынешних и будущих пользователей. Формированию общественного мнения содействуют связи библиотеки со средствами массовой информации. Они должны быть двусторонними. Библиотека должна стать для журналистов надёжным источником информации. Особого внимания требуют те, кто ведёт рубрики культуры, литературные страницы и передачи, с ними нужно установить контакты. Главное, чтобы была обоюдная заинтересованность. Помощь библиотеки журналистам окупится путём бесплатных информационных материалов и созданием положительного имиджа библиотеки. Отношения с представителями средств массовой информации строятся по – разному: а) библиотека сама готовит статьи; б) передаёт информацию о событии, а текст статьи готовится журналистами; в) обращается к читателям, которые помогают написать статью. Библиотека подаёт общие статьи о своей работе и одновременно использует разные поводы, чтобы о ней писали газеты. Это может быть любое событие в библиотеке: поступление новых книг, открытие выставки, проведение вечера и т.п. В зависимости от значимости события выбирается метод подачи материала: небольшая информация, отдельная статья, отдельная страница (например, к юбилею библиотеки). Библиотеки могут проводить пресс-конференции, поводом для которых служит любое событие социального значения – открытие нового зала, введение новой формы обслуживания, получение средств от мецената, спонсора и т.п. На имидж библиотеки влияют экскурсии. Можно договориться с туристическими фирмами о включении библиотеки как обязательного элемента в экскурсии по городу, что особенно актуально для крупных библиотек. Внимание к библиотеке может быть привлечено и путём проведения специальных мероприятий, встреч с известными людьми, презентаций, дней открытых дверей. Информация о библиотеке должна содержаться в телефонных справочниках.Развитие – это подготовка спонсоров и предшествующая работа с ними. Важную роль играет формирование комплекта материалов о библиотеке, который будет вручаться каждому потенциальному спонсору. Здесь должны быть информационные материалы, письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, другие материалы (статьи из прессы). Дизайн и оформление комплекта может отличаться для разных групп спонсоров.Ходатайство – непосредственная просьба помощи и её получение. Умение убедить, доказать необходимость помощи, определить приоритеты является решающим. Методика работы со спонсором строится в зависимости от его возможностей. Важно определить рейтинг спонсора, т.е. его потенциальные финансовые возможности. Наиболее распространённым является письмо-обращение. Оно должно быть коротким (1-3 стр.), объяснять причину обращения, аргументировать необходимость проекта и сущность проблемы, которую он решает, разъяснять цель проекта, его результаты, методы выполнения и бюджет, а также показать возможности библиотеки выполнить проект, её кадровой потенциал и коротко охарактеризовать библиотеку. Письмо-обращение (или предшествующий разговор с представителем организации) должно пробудить заинтересованность в финансировании проекта. В дальнейшем поддерживается постоянная связь со спонсором во время подачи проекта, его рассмотрения, а возможно, и утверждения. В случае отказа в поддержке проекта необходимо выяснить причины и определить все просчёты, чтобы в следующем проекте избежать ошибок. Как при представлении заявки в фонд, так и при обращении к организациям или частным лицам, важным моментом является настойчивость. Редко кто даёт деньги сразу. Обращаться надо несколько раз с повтором через определённое время. Большинство людей принимают решение о помощи потому, что им «надоедают». Не все обращения результативны, на 3-4 ходатайства возможна одна помощь. Просят всегда больше, чем возможно реально получить. Даже если спонсор и имеет желание помочь, необходим талант для того, чтобы сделать его готовым дать средства. Именем спонсора можно назвать выставку, отдел, всю библиотеку и отразить это на памятной доске. Списки тех, кто помогает библиотеке, можно разместить в её помещении, на библиотечной странице в Интернете и т.д. От уровня проведения последнего этапа фандрайзинга зависит расширение числа тех, кто помогает библиотеке. Поддерживая долгосрочные взаимоотношения, заинтересованность дарителей, библиотеке необходимо регулярно поздравлять спонсоров со всеми праздниками, приглашать на различные мероприятия. Целесообразно публиковать благодарственные заметки о дарителях в местной периодической печати, вручать благодарственные письма, заносить имена в Книгу дарителей, оформлять Доску благотворителей, присваивать им звания «Почётный читатель», а также организовывать периодические выставки даров. Одним из перспективных направлений инновационной деятельности в вопросах комплектования являются прямые контакты с издательствами. Самое главное – выйти с ними на контакт и наладить самовывоз. Составление заявок на гранты – ещё один весомый источник внебюджетного финансирования.^ 3. Благотворительные фонды и программы внебюджетного обеспечения библиотечно-информационной деятельностиСегодня в России функционирует обширная сеть иностранных и отечественных фондов и иных благотворительных организаций, поддерживающих научные исследования, образовательные программы.Общая классификация возможных грантодателейГосударственные фонды – это фонды и организации, получающие средства из бюджета государства (например, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). «Получастные фонды» - общественные организации, получающие средства от государственных фондов и распределяющие их по организациям-заявителям. (Например, Национальный фонд защиты демократии, Фонд Евразия).^ Частные фонды – это фонды и некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан, либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Несколько подробнее остановимся на благотворительных фондах, имеющих программы поддержки библиотек. Прежде всего, это Институт «Открытое общество», где Программа поддержки библиотек действует с 1993г. Институт «Открытое общество» осуществляет Программу «Гранты на поездки», активно востребованную библиотечными специалистами, с целью обмена профессиональным опытом, а также Программу «Образование», Программу долгосрочных грантов на научные исследования и др. С 1 января 1998г. действует Мегапроект «Пушкинская библиотека: книги для российских библиотек». Цель – обеспечить новыми актуальными отечественными изданиями библиотеки во всех регионах Российской Федерации. Из отечественных фондов наиболее известен в библиотечной профессиональной среде Библиотечный благотворительный фонд (ББФ) – единственная в нашей стране общественная благотворительная организация, деятельность которой направлена на развитие и поддержку библиотечного дела. ББФ финансирует следующие благотворительные программы: «Молодые в библиотечном деле» (конкурсы, стипендии молодым исследователям); «Инкубатор» информационно-библиотечных и гуманитарных технологий» (содействие развитию новых библиотечно-информационных структур, формирование филиалов Фонда в регионах); «Благотворительное комплектование библиотек России». Другими источниками финансирования проектов в социокультурной сфере являются гранты. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23.08.96 г. № 127 – ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даётся определение гранта: «грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, в том числе международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями». Существуют гранты: - Президента России. Конкурс на присуждение грантов Президента Российской Федерации объявляется Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Цель конкурса – содействие распространению достижений отечественной культуры, приобщение к культурным ценностям различных слоёв населения и поддержание традиций российской многонациональной культуры; - Президентов республик; - глав федеральных округов; - губернаторов; - комитетов по культуре (управлений культуры) администраций субъектов Российской Федерации. В Тамбовской области проводится конкурс на выделение областных грантов на создание пособий, литературно-художественных произведений, проведение акций по популяризации истории тамбовского края и памятных дат России в соответствии с Законом Тамбовской области от 17.09.2004 № 234 – З «О социальном заказе Тамбовской области» (в ред. от 16.09.2005); - государственных организаций (фондов), среди которых Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Российский фонд фундаментальных исследований уже более 10 лет организует следующие конкурсы: инициативных научных проектов; проектов издания монографий, сборников статей и учебных пособий; проектов развития материально-технической базы фундаментальных научных исследований; проектов организации всероссийских и международных конференций, совещаний в нашей стране. Также нельзя недооценивать получение библиотекой дополнительных финансовых средств по линии федеральных целевых программ, региональных (городских) целевых программ.^ Федеральная целевая программа «Культура России» на 2006-2010гг. (см. http:|//www.mkmk.ru/datadocs/inf­­­­­­­­­­_65.doc.) Подпрограмма «Библиотеки России» направлена на ускоренную компьютеризацию библиотек, перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «Либнет», создание сводного каталога библиотек России, Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек.^ Федеральная целевая программа «Электронная Россия», рассчитанная на 8 лет (с 2002 по 2010 гг.), была разработана Минэкономразвития и Мининформсвязи совместно с другими ведомствами в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2001г. Программа позволит сократить отставание России в использовании новых компьютерных технологий. ^ Областная целевая программа «Культура Тамбовской области (2006- 2010) годы» предполагает комплектование фонда документов в государственных библиотеках, оказание помощи в комплектовании краеведческой литературой государственных и муниципальных библиотек области, внедрение системы автоматизации библиотек, оснащение компьютерным оборудованием.^ Информация о грантах, адресах грантообразующих фондов и организаций размещена в Интернете на информационном Интернет-канале NT-INFORM (http://www.rsci.ru).^ 4. Критерии выбора библиотекой потенциального грантодателяВ выборе фондов и благотворительных организаций необходим селективный подход. Среди важнейших критериев выделяются:География. Большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определёнными частями света, регионами, областями.Тематика. Как правило, благотворительный фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики.Тип поддержки. Фонды часто ограничивают типы работы (мероприятий), которые они готовы финансировать: поездки, приобретение оборудования.Тип получателя грантов. Различные источники финансирования ограничивают тип получателей грантов: индивидуальные пользователи, студенты, органы местного самоуправления, учреждения культуры и т.д. Язык обращения. Иностранные фонды, имеющие представительство в России принимают заявки, написанные по-русски. Но даже в этом случае лучше подавать заявки на двух языках. Некоторые фонды предпочитают выдавать «стартовые гранты» организациям, начинающим новые проекты, но не поддерживают одни и те же организации в течение ряда лет. Многие фонды предпочитают выдавать гранты «в складчину», то есть при условии, что кто-то ещё одновременно профинансирует тот же проект. Другие фонды, напротив, требуют, чтобы поддержанные ими проекты не финансировались больше никем.Алгоритм взаимодействия библиотеки с благотворительной организацией (фондом):Анализ идеи собственного проекта;Поиск источников финансирования;Первичное обращение в фонд;Написание краткой заявки;Составление проекта;Подготовка полной заявки и её оформление;Подача заявки в фонд;Участие в конкурсе проектов;Получение ответа фонда;Перечисление денег фондом на расчётный счёт заявителя;Оценка и отчётность. Прокомментируем выделенные этапы. 1. Предполагает получение ответов на вопрос: что предстоит модернизировать, создать, получить в результате для нужд библиотеки. 2. Заключается в систематическом анализе перечня фондов для выявления, какой из них поддержит данную тематику, соответствует ли его интерес намерениям проекта, кому и какие гранты фонд выдавал за последние несколько лет, средний размер выдаваемых грантов и т.д. 3. Происходит после определения библиотекой инвестора или программы поддержки. Форма такого обращения может быть разной: личная встреча, беседа по телефону, письмо-запрос и т.д. 4. Заявка должна содержать объяснение: почему библиотека обратилась именно в этот фонд; в чём состоит необходимость реализации проекта и какова его суть; что предполагается получить в результате и сколько примерно будет стоить работа; почему именно эта библиотека способна реализовать данный проект. 5. Составление проекта – сложный и ответственный этап, особенно если учесть, что фонды часто устанавливают лимит (предельный объём) текстовой части. 6. На этом этапе следует выполнять все требования по формату, которые сформулированы в информационном пакете документов благотворительного фонда. Заявку могут отклонить уже на том основании, что нарушены правила её оформления. Правила оформления и подачи заявок у каждого фонда свои. Например, Институт «Открытое общество» имеет чётко регламентированные единые формы-приложения: информационные и по смете расходов. Описание проекта должно занимать не более пяти страниц и содержать сведения по трём разделам – постановка проблемы; деятельность по реализации проекта, методы и этапы; оценка эффективности проекта. Требуется краткая характеристика специалистов, занятых в организации и осуществлении проекта. Полный комплекс документов подаётся в двух экземплярах в одно из представительств Института. Что касается заявки на грант на поездки Института «Открытое общество», то она принимается только от граждан России и должна поступить в Программу «Гранты на поездки» не позднее, чем за два месяца до планируемой поездки. Организаторам мероприятия необходимо направить в адрес Института «Открытое общество» на имя директора программы письмо (факс) с просьбой профинансировать поездку. Заявка оформляется на русском языке и включает следующие документы: заполненный бланк заявки (ФИО заявителя и его данные), сопроводительное письмо (краткое описание цели поездки). 7. Подача заявки в фонд не требует особых навыков: можно просто отвезти заявку в офис фонда либо отослать по почте. Пересылка материалов по электронной почте, факсу не допускается. 8. На этапе участия в конкурсе проектов следует набраться терпения и ждать извещения о результате рассмотрения заявки. 9. Ответ фонда библиотеке может иметь вид письма с объяснением, почему проект, к сожалению, потерпел фиаско. А может быть в виде почтовой открытки, где напечатан присвоенный проекту индивидуальный номер фонда, а также проставлен штамп «Ваш проект поддержан». 10. Перечисление денег на расчётный счёт библиотеки осуществляется фондом после того, как он получит письмо/факс с указанием банковских реквизитов библиотеки за подписью руководителя проекта и главного бухгалтера. 11. Завершающий этап взаимоотношений с благотворителем, который предваряется непрерывным контролем за ходом выполнения проекта. Предстоит составлять письменные и устные отчёты. Заключительный (финансовый и научный) фактографический отчёт, характеризующий степень достижения целей, представляется в установленный срок по завершению проекта.^ Методика составления библиотекой проекта для получения грантаОбычно рекомендуется следующая структура описания проекта.Резюме – на его основе создаётся общее преставление о предлагаемом проекте. Оно должно быть кратким, ясным.Введение даёт информацию, объясняющую, кто такой соискатель гранта. Целесообразно изложить следующие сведения: - когда начата конкретная деятельность, с какими целями и задачами, на какой стадии находится работа; - насколько широкую финансовую поддержку проект имеет в настоящее время; - в чём уникальность данной библиотеки, её коллектив сотрудников; - какие наиболее значительные достижения имеются у библиотеки в реализации других проектов; - какую поддержку библиотека уже получала от других организаций.Постановка проблемы – требуется логичное обоснование того, почему именно конкретной библиотеке следует поручить решение этой проблемы и почему предлагаемый подход представляется наиболее оптимальным.Цели и задачи проекта. Цели формулируются как общие проблемы, решаемые в рамках проекта. В отличие от целей, задачи должны быть конкретными. Постановка нереальных задач резко снижает шансы на получение гранта.Методы реализации проекта – конкретный набор стратегий и тактических действий и почему именно он выбирается для реализации проекта.Оценка эффекта реализации проекта. Программ может быть оценена в двух аспектах: определение эффективности достижения заявленных целей и решение поставленных задач.Бюджет проекта. Целесообразно рассмотреть следующие три раздела. 1. Персонал (кадры). Здесь перечисляется весь полностью и частично занятый штат по следующей форме: количество персонала; месячный оклад; время действия гранта; требуемая сумма; дотированная сумма. 2. Оборудование. Основное в этом разделе – список оборудования, предполагаемого для использования в рамках проекта. 3. Накладные расходы. Это некие косвенные затраты, не отождествляемые напрямую с реализацией проекта, но тем не менее необходимые для его полноценного обеспечения.Приложения. Помещается фактический материал, который представляется библиотекой на рассмотрение. Бюджет или смета расходов – это самая главная составная часть документа. Эксперты не всегда детально интересуются применяемыми методами реализации проекта, однако бюджет проверяют обязательно. ^ Фандрайзинг в библиотеках Тамбовской областиВ современных условиях библиотеки области ведут поиск дополнительных источников финансирования, стараются решать финансовые проблемы в целях поддержания библиотеки как информационного, культурного и образовательного центра. По итогам 2006г. лидирующее место по использованию фандрайзинга занимает муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Тамбова. От предпринимательской и иной деятельности этой ЦБС получено 279,0 тыс. руб., в том числе от платных услуг 261,0 тыс. руб. На платной основе осуществлялось обслуживание предприятий и организаций. Активно претворялась в жизнь библиотечная программа «Читающий город», предусматривающая продвижение чтения на основе долгосрочного социального партнёрства с местной властью, государственными и общественными организациями, средствами массовой информации, бизнес- сообществом. Примером плодотворного сотрудничества библиотек, детских художественных и общеобразовательных школ можно назвать ежегодный городской конкурс творческих работ «Мне книги открывают мир». В 2006г. в этом конкурсе приняло участие 268 детей. В номинациях конкурса «Языком плаката», «Лучший рисунок», «Прикладное творчество», «Искусством слова и пера» было представлено более 300 творческих работ в разных жанрах: сочинения и стихи, резьба и роспись по дереву, батик, рисунки, посвящённые книгам и литературным героям. Подведение итогов конкурса в День защиты детей стало настоящим театральным действом с литературными персонажами и сказочными героями, в роли которых выступили читатели и сотрудники библиотек. Конкурс поддержали компании «Плюс Гарантия» и «Сигма-С», предоставив для призового фонда детскую литературу на сумму 6,0 тыс. руб. Библиотеки г. Тамбова тесно сотрудничают со средствами массовой информации. В течение года было опубликовано 80 статей, в том числе 12 в центральной российской прессе, показано и озвучено 44 сюжета на телевидении и радио. Готовились пресс-релизы наиболее крупных мероприятий для журналистов. Анонсы мероприятий давала пресс-служба администрации города. В канун тридцатилетия централизованной библиотечной системы г. Тамбова на телеканале «Олимп» прошёл ряд телерепортажей о центральной городской библиотеке имени Н.К. Крупской и её филиалах – библиотеках имени К.В. Плехановой, имени И.А. Крылова, имени А.П. Гайдара, в которых было подробно рассказано об уникальности каждой из них. На протяжении всего года публиковались развёрнутые статьи в местной периодике о деятельности библиотек, давались объявления о социальнозначимых акциях ЦБС. Благодаря партнёрству централизованной библиотечной системы с редакцией областной общественно-политической газеты «Тамбовский курьер» в 2006г. в газете появилось специальное приложение – «Библиотечная палитра», в котором можно найти материалы о наиболее значимых библиотечных событиях, проблемные статьи и рекомендации по чтению. Рубрики «За библиотечной кафедрой», «Хранители мудрости» рассказывают о библиотечной профессии, лучших специалистах ЦБС, об истории библиотек. «Библиотечная афиша» приглашает горожан на мероприятия следующего месяца. Важным шагом на пути привлечения горожан к чтению стало участие сотрудников ЦБС в цикле радиопередач «Ваша семейная библиотека». С августа 2006г. каждый четверг по тамбовскому радио звучат обзоры литературы для взрослых и детей. В эфире областного радио слушатели получают информацию о новинках краеведения, о лучших художественных книгах, знакомятся с изданиями, посвящёнными экологическим проблемам, профилактике вредных привычек и т.д. Помимо рекламы библиотечных фондов, во вступительном слове ведущего радиопередачи обязательно идёт представление каждой библиотеки, что также расширяет представления горожан о сети библиотечных учреждений г. Тамбова. Положительные отклики радиослушателей свидетельствуют о социальной значимости этой работы. Впервые в поддержку чтения объединены усилия библиотек, книгоиздателей и операторов книжного рынка. В рамках проекта «Книжник» состоялись совместные мероприятия ЦБС, сети книжных магазинов «Тамбовкнига» и издательства «АСТ- Москва»: Праздник книги и День знаний в городском парке культуры и отдыха, акция «Брось всё, и читай!», праздник «Суперчитатель года», в летнее время прошла широкомасштабная рекламная акция «Возьмём книгу в XXI век!». Библиотечные специалисты города выступали с обзорами новинок «У книжной полки», «Компас в мире книг», «Лучшие книги для детей», «Страна чудес», «Мозговой штурм» и др. в библиотеках, на зелёных площадках, в загородных лагерях отдыха детей, рекламируя литературу, которая есть и в библиотечных фондах, и на прилавках книжных магазинов. Кроме этого, библиотекари помогли книжным магазинам в проведении анкетирования по изучению читательского спроса, создали электронную презентацию книжной продукции издательства «АСТ». В течение всего времени проведения акции на страницах тамбовских газет шла публикация рекомендательных статей по чтению, подготовленных библиотечными специалистами. Это сотрудничество было обоюдно выгодным. Сеть книжных магазинов оплатила издание рекламных буклетов, плакатов, профинансировала оформление и призовой фонд библиотечных праздников и конкурсных мероприятий, а также, с целью улучшения комплектования, подарила библиотекам города книги самых разных жанров на 26,0 тыс. руб., оформила подписку на газету «Ровесник» для 12-ти библиотек, работающих с детьми и юношеством. Главным итогом акции стало не только пополнение библиотечных фондов наиболее актуальной литературой, но и установление партнёрских отношений с книготорговыми организациями. Библиотека- филиал №1 имени К.В. Плехановой ЦБС г. Тамбова приняла участие в открытом конкурсе на выделение областных грантов на осуществление социально значимых проектов (программ) по познанию истории, культуры, традиций России и тамбовского края населением области. За проект «Библиотека- музей как форма популяризации истории и культуры Тамбовской области» был получен грант в размере 75,0 тыс. руб. Социальное партнёрство помогает не только качественно реализовать свои проекты, но и привлечь внебюджетные средства для укрепления материально-технической базы. Так, например, при поддержке компании «Плюс-Гарантия» состоялось открытие пятого в ЦБС правового центра в библиотеке-филиале №14. Компанией предоставлено компьютерное оборудование, мебель. Этой же компани


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.