Реферат по предмету "Разное"


Ii письма из германии

ЧАСТЬ IIПИСЬМА ИЗ ГЕРМАНИИВо вторую часть второго тома включены письма, посылавшиеся архиепископу Иоанну из Германии. Объем переписки здесь оказывается невелик. Кроме митрополита Евлогия, писавшего рижскому Владыке еще в то время, когда он находился в Берлине (эти письма включены в первую часть, поскольку не было смысла отделять их от основного — парижского — корпуса текстов), находившихся в Германии корреспондентов всего было два — по крайней мере, из тех чьи письма представляют интерес для публикации. В первый раздел второй части включены письма епископа (позже архиепископа) Тихона (Лященко). Выпускник Киевской духовной академии (завершил курс в 1909 г.), после окончания был ее инспектором. В 1914 пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита. В 1919 эмигрировал из России; был настоятелем православной церкви в Софии, затем в Берлине. С 1924 — епископ Берлинский, первоначально викарий митрополита Евлогия, затем перешел в Карловацкую юрисдикцию, образовавшую в Германии самостоятельную епархию. Берлинскую кафедру занимал до 1938 г., затем пребывал на покое. Скончался 11 февраля 1945 г. Его переписка с архиепископом Иоанном продолжалась недолгое время. Всего сохранилось три письма, относящихся к 1924-1925 гг. Второй раздел составляют письма профессора Иринарха Александровича Стратонова. И.А. Стратонов окончил историко-филологический факультет Казанского Университета, по окончании в нем же преподавал русскую историю. В 1922 г был выслан из России, поселился в Берлине, где продолжал заниматься научной деятельностью. В то же время он живо интересовался церковно-общественной жизнью русской эмиграции, принимал в ней активное участие и откликался на нее как историк и как публицист. Погиб в фашистском концлагере в 1942. Ему принадлежат книги: «Документы Всероссийской Патриаршей Церкви» (1927), «Развитие церковной смуты» (1928) и «Русская церковная смута 1921-1931» (1932). Последняя переиздана в России в сб.: «Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ столетии» (М., 1995). Письма И.А.Стратонова к архиепископу Иоанну написаны между 1922 и 1930 гг. Их содержание прежде всего связано с событиями русской заграничной церковной жизни, но также они и в целом отражают мироощущение, характерное для русской эмиграции 1920-х гг. Как И.А.Стратонов, так и архиепископ Иоанн напряженно следят за событиями, происходящими в России, переживают за судьбы близких знакомых, оставшихся в российских пределах, томящихся и гибнущих в тюрьмах, лагерях и ссылках; болеют душою за судьбу России и Русской Церкви. Не меньшие тревоги вызывают у них также разделения и расколы, неизбежно возникавшие в эмигрантской среде. Основной материал второго раздела дополнен приложениями. Первую их часть составляет «Прошение» И.А.Стратонова о материальной помощи, поданное на имя архиепископа Иоанна как председателя Шведской комиссии Красного креста. Вторую часть составляют сохранившиеся в архиве копии двух ответных писем архиепископа Иоанна к И.А.Стратонову (или же, скорее, их черновики).^ IПисьма епископа Берлинского Тихона к архиепископу Иоанну1 22 XI/5 XII 1924/ № 429 Ваше Высокопреосвященство Глубокочтимый и Дорогой Владыко! Приношу Вам хотя и позднюю, но глубокую благодарность за конфиденциальные сведения о Николае Соловье1. Благодаря Вашему письму я успел подготовить свою паству по вопросу об отношении к этому лицу настолько, что когда Н явился в мое отсутствие, то хотя его вздумали использовать некоторые монархисты, однако скоро увидели правильность моих отзывов о нем и скоро отошли от него. Ко мне он, вероятно, по тем же причинам не явился, хотя был в 70 кил от меня (в Мюнхене, а я был в замке у герц Лейхтенбергского), и меня не дождавшись внезапно выехал из Германии. На Соборе епископов в Сремских Карловцах постановлено по моему докладу принять его как мирянина. Из письма дочери прот Добрянского2 (принятого вместе с зятем д Красноумовым3 в сущем сане и получившего вр место в лагере для беженцев под Берлином) видно, что Н покаялся пред сов иерархами, получил прощение от Евдокима4 и вся задержка его переезда из Канады в С-Франциско на кафедру в 700 $, которые пока еще почему-то не высылает ему Кедровский5. Впрочем, в газете я читал о нем два совершенно противоположных сообщения. В одном из них говорится, что Кедровский сам предложил ему покаяться, но Н отказался и терпит нужду и гонение от ам большевиков, угрожающих будто бы даже его жизни. Но источник этих сведений я не знаю, а сообщенное дочерью о Добрянского слышано ею от правой руки Кедровского прот . Пользуясь Вашим разрешением, я обращаюсь к Вам с большой просьбой. На соборе епископов, после оч больших трений с м Евлогием6 постановлено уничтожить автономию Зап-Евр Округа. В жизнь провести это постановление согласились только после утверждения онаго Св Патриархом. Указа от него, конечно, мы не имеем основания ожидать. А потому решено довести до сведения Его Святейшества это постановление и просить, дабы он при двух авторитетных для м Евлогия и м Антония7 лицах высказал свое отношение к этому постановлению по сему больному вопросу, а эти свидетели могли бы за своею подписью сообщить это м Антонию. Острота данного вопроса в том, что м Евлогий подпал под влияние левой части эмиграции, которая опасна не политическими, а церковными своими красноречиями. Булгаков, Карташев, Бердяев и подобные богословы всецело захватили его в свои руки, и он упоенный их гимнами проводит в жизнь Церкви их богословские взгляды. Теперь он организовал в Париже (!) Дух. Академию (!). Он же еще раньше утвердил устав Общества (почти ) Софии. Это нечто вроде ордена иезуитоа в правосл. Церкви.8 Пользуясь своею автономией, он делает все это и мн другое не только без ведома, но и вопреки желаниям и взглядам м Антония. Св же Патриарху он дает неправильные сведения о заграничной церкви. Это обнаружилось, и на Соборе постановлено, чтобы м Евлогий копию своих писем к Патриарху присылал м Антонию. Так вот я и обращаюсь к Вам с просьбой. Не можете ли Вы помочь Собору доставить Св Патриарху это постановление и получить означенным образом патриаршую резолюцию. Пишу это я только от себя и по своему почину, а если получу от Вас согласие, то тогда м Антоний сам напишет Вам об этом, т к едва ли у него есть верный путь для сношения с Св Патриархом. Простите, Владыко, что коснулся больного места церковной жизни за границей. Б м, Вы очень уважаете м Евлогия, и Вас обидит то, что я сообщил, но мне самому так больно при виде наших неладов в нашей иерархии за границей, что и до сих пор я не могу переварить тяжелых впечатлений, полученных на соборе. А это выливается и в этом письме невольно. Простите и помолитесь, да укрепит Господь наш корабль церковный, влачимый волнами житейскими, грязными и бурными! А Церковь в Америке далеко еще больше нуждается в таких молитвах. Мы стали на сторону м Платона9 в надежде, что поддержанный авторитетом Собора он хоть что-нибудь сможет внести для успокоения разбушевавшихся страстей. Но сможет ли? Пишите, дорогой Владыко, что слышите Вы о церковной жизни в России. На соборе я узнал, что ректор нашей Академии, преосв Василий10, жив, после 9 м ссылки вернулся в Киев в сане архиеп и с крестом на клобуке. А я давно уже поминал его за упокой! Слава Господу. Прошу Ваших св молитв. Вашего Высокопреосвященства собрат и послушник еп Тихон.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 26. Л. 162-163. Автограф.2 Ваше Высокопреосвященство, Глубокочтимый и Дорогой Владыко! Вы, вероятно, следите по газетам за деяниями «архиепископа» Николая (Соловья), и Вам, вероятно, известно, что он не только не подчинился определению Архиер Собора в Сремских Карловцах, но организовал в Монтевидео самостоятельный приход и совершил уже несколько рукоположений. Среди его поклонников есть и люди очень религиозные, просвещенные и авторитетные в эмигрантских русских кругах. Их особенно укрепляет в преданности Соловью предъявляемое им письмо какой-то группы 48 епископов, при сем прилагаемое. Этим письмом смущены даже некоторые члены моей паствы. А потому, посылая его Вам, я покорнейше прошу Вас: нельзя ли навести справки об этих «48», как они себя называют в этом документе. Нет ли действительно в России кроме тихоновцев и живцов еще третьей группы, признающей Патриарха, но не подчиняющейся его Синоду, а теперь — его Местоблюстителю. Я надеюсь, что Вам возможно добыть материал для дальнейшего разоблачения этого «Соловья». Не установилась ли у Вас более правильная и постоянная связь с Местоблюстителем11? Быть может его не так стесняют в переписке, как стесняли Святейшего. Если есть возможность, нужно бы бороться с распространяемою даже в России, как мне говорили приехавшие из Москвы, ложью о каких-то автокефальных стремлениях заграничного епископата, а тем более — м Антония. Он гостил больше недели у меня на обратном пути из Лондона вместе с управляющим канцелярией Синода Махараблидзе, и для меня малопонятно, откуда могут идти эти грязные сплетни, которыми наполняются парижские газеты по этому вопросу. Конечно, со временем вся эта ложь рассеется, но пока она очень смущает не только эмиграцию, но и верующих в России. Скорбно, что Владыки наши, вокруг имен которых свиваются эти сплетни, не желают реагировать на них: один считает выше своего достоинства возражать12, а другой13 почему-то не считает нужным «цыкнуть» на нескольких человек из своих «верноподанных» (на долго ли?), а те ради не Иисуса, а ради «хлеба куса» зарабатывают в мутной воде пятаки со строки... Но еще не так плохо, если это так просто объясняется. Нет ли целей более глубоких, коварных? Не работают ли тут те же руки, что и в России в деле созидания разных «церквей» и расколов? Мир церковный за границей кому-то не по душе! Помогите же дорогой Владыко, заграничной русской Церкви разоблачить эту ложь, распространяемую даже в России. Я буду очень благодарен Вашему Высокопреосвященству, если Вы сочтете возможным хотя изредка делиться со мной новостями церковной жизни в России, которые к Вам скорее и чаще доходят, чем ко мне. Прошу Ваших св молитв. Преданный Вам епископ Тихон 13/26 IX 1925. N 523 Berlin/ Nachod Str. 10.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 42. Автограф.3 25.Х/7.XI 1925 Ваше Высокопреосвященство, Глубокочтимый и дорогой Владыко! При исключительном богатстве русских издательств за границей, к сожалению, книги религиозно-нравственного содержания почти не выходят из печати. А между тем нужда в них остро чувствуется русскими людьми, возвращающимися к Церкви и желающими пополнить свои знания в области веры. Идя навстречу этой потребности, я организовал при берлинском приходском совете Издательский Комитет, который в первую очередь думает напечатать Четьи Минеи в сокращенном сравнительно с Синод изданием виде: листов по 10 мелкой печати на месяц. Думаю, что в этой книге нуждаются не только миряне, но и каждый священник, каждая церковная (приходская) библиотека. А потому я обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой не отказать сделать соответствующие распоряжения о высылке мне списка подведомственных Вам русских приходов с указанием подробных адресов их настоятелей для рассылки им предложений подписаться на это издание. Пока еще контракт с типографией не заключен, но по предварительному подсчету едва ли все издание будет стоить больше 4 дол за год. Я буду очень благодарен, если Вы порекомендуете хорошей типографии в Риге обратиться ко мне с предложением цен на печатание этого издания, т к в Германии теперь стоят оч высокие цены на печать. Очень возможно, что придется печатать не в Германии. Спасибо Вам, дорогой Владыко, за исчерпывающий ответ относительно письма 48 к Соловью. Теперь последний закончил уже свой круг, вернувшись публично к живцам и стервецам. Но о 48 нужно все-таки навести справки. Я думаю, что как и всегда в истории Церкви между двумя лагерями есть и среднее течение (полуариане)14. Нужно бы и его нам знать. На днях прочел, что Борис Можайский15 ушел от м Петра и организовал какую-то свою группу живцов! Спасибо за сведения о родном Киеве. К сожалению, о Белоликове16 я доподлинно знаю, что он состоит секретарем синода у живцов: я сам читал подлинный документ этого синода с подписью Белоликова (руку его я оч хорошо знаю). Мне стыдно сказать: это был мой любимый ученик, а потом сотрудник и единомышленник не только в Академии, но и на поприще церковно-общественном, вместе с блаж памяти С.Т.Голубевым17. Как мы обманывались!! И не прозрели этого мерзавца!! А о 18 всегда колебался и вилял хвостом. М Антоний тоже получил сведения о Киевской академии и призывает к пожертвованиям голодающим профессорам (в «Н Вр»). Нужно бы как-нибудь организовать эту помощь, чтобы она дошла до них и чтобы они не пострадали за нее. Если что новое дошло до Вас из Москвы о церковной жизни, сообщите. Прошу ваших св молитв. Вашего Высокопреосвященства покорный слуга епископ Тихон.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 52. Автограф. Письмо написано на официальном бланке епископа берлинского Тихона.IIПисьма профессора И.А.Стратонова к архиепископу Иоанну1 Berlin, W. 64. Nürnbergst. 1. Pension Baiert 1922, XII, 23 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Владыко. Простите, что не написал Вам до сих пор. Вначале не было здесь м Евлогия и исполнить Ваши поручения не мог. С приездом его все передал и Ваше поручение, Вму Антонию изложил все обстоятельства письменно, и это письмо владыка взял с собой, т к он предполагает быть там. В Антоний получил разрешение поселиться на Афоне19, и, по-видимому, м Евлогий переедет на его место. Пока он уехал в Париж, куда и перенесено епархиальное управление. Здесь пока ничего особенного нет. В Берлине существует два рус прихода: городской и Тегельский, на кладбище20. Первый имел церковь ранее в посольском доме, теперь дом передан русс властям и церковь закрыта, община арендует зал у немецк Кр Креста, где устроено подобие церкви и имеет небольшое помещение в одной русс гимназии, где устроена часовня. Первое помещение доступно только по субботам и воскресеньям, а второе всегда. Поэтому первым пользуются только для воскресных служб. Евдокии писал, но ответа не имею. Не знаю ничего о Владыке Кирилле21. Если знаете, то не будете ли любезны черкнуть и мне весточку. Владыка Евлогий обещался для него и Отца22 послать посылки в Россию. Примите Владыка мое поздравление с праздником Рождества Христова и мои лучшие пожелания Вам. Прося Ваших молитв, благословения, имею честь быть послушником Вашего Высокопреосвященства. И.А.СтратоновЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 26. Л. 112. Автограф.2 24 7/I 13 № Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Прежде всего, позвольте поздравить Вас с наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом и просить Вас принять мои лучшие пожелания. Прошло уже более года, как я, изгнанник из России, проездом посетил Ваше Высокопреосвященство, Вас в Вашем кафедральном городе. Как много утекло воды за это время в церковной жизни России. Святейший был освобожден23. С его освобождением связан провал всей живоцерковной интриги24. С освобождением нашего Патриарха многие святители получили свободу. Не получил свободы только наш Казанский митрополит Кирилл. Я знал его прежний адрес. Но в настоящее время слышно, что место его ссылки изменено. Если Вашему Высокопреосвященству известен его адрес, то прошу не отказать в сообщении мне его. За Ваше любезное сообщение вперед приношу Вам благодарность. Считаю кроме того своим долгом предупредить Вас, что в Риге часто бывает сенатор А.В. Бельгард25. По его словам он принимает какое-то участие в церковной жизни Латвии. По отношению к нему необходима сугубая осторожность со стороны церковной власти. Сейчас здесь идет упорная борьба между епархиальным управлением и Бельардом из-за братского имущества, которое совершенно разорено. В этом несомненно повинны сотрудники Бельгарда. Не без греха и со стороны А.В. Считаю своим долгом предупредить Вас об этом в целях возможного развертывания его деятельности. Особенно вредным человеком был управляющий домом Alexanderheim . Он переехал на жительство в Ригу. Думаю, что он церковными делами у Вас не будет заниматься. Поэтому об нем молчу. Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства и остаюсь Вашим послушником. Проф И.А.Стратонов. P.S. Если у Вас есть связь с м Евдокией, то напишите ей от меня привет. Мой адрес: Deutschland, Berlin, Borsigwalde, Wittestr. 24.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 26. Л. 219. Автограф.3 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Христос Воскресе! Приветствую Вас с величайшим из наших праздников и от всей души желаю Вам всего наилучшего. Слышал я, что, Ваше Высокопреосвященство, Вы имели случай побывать в Москве26. Очень и очень хотелось бы многое знать. Но буду удовлетворен, если не сочтете за труд, поставить меня в известность о том, что сами найдете возможным сообщить мне из того, что стало Вам известно. Недавно в Берлине был митрополит Евлогий. Он держится по отношению к Святейшему совершенно лояльно. Считает себя ставленником и послушником нашего Патриарха. Скоро в Берлине предстоит архиерейская хиротония. Настоятелем Берлинского прихода состоит архимандрит Тихон, бывший инспектор Киевской духовной академии. В настоящий момент получил указ Синода (заграничного) о возведении его в сан епископа. Говорят, что Святейший о своевременности возведения архим Тихона в высший сан высказался совершенно определенно, хотя официально это возведение состоится на основании указа Синода. Прошу Вас, Владыка, еще раз принять мои приветы и лучшие пожелания. Прошу Ваших молитв и благословения и остаюсь послушником Вашего Высокопреосвященства И.А.Стратонов P.S. Очень прошу сообщить мне, что Вам известно о владыке Кирилле (Казанском) и особенно его адрес. Мой адрес: Deutschland, Berlin, Borsigwalde, Wittestr. 24.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 29. Л. 114. Автограф. Письмо не датировано, однако по упоминанию в нем предстоящей епископской хиротонии архим. Тихона (Лященко), состоявшейся 11 мая 1924 года, можно довольно точно установить время его написания — оно написано в канун Пасхи, которая в 1924 г. праздновалась 27 апреля.4 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Позвольте поздравить Вас с наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом и пожелать Вам всего наилучшего. Как известно Вашему Высокопреосвященству, в Карловцах в октябре был епископский собор, на котором м пр поднимался вопрос о провозглашении автокефалии заграничной Церкви и отделении, хотя бы временно от патриарха. Этот вопрос был поставлен в кулуарах. Однако значительное большинство епископов этот вопрос даже не решилось поставить на обсуждение в официальном заседании. Не меньше волновавшим членов собора был ворос о признании в к Кирилла Влад27 императором. Несмотря на то, что эта мысль также имела сторонников, однако и она не стала предметом суждения собора. У нас в Тегеле в ноябре был проездом из Карловцев в Лондон арх Анастасий28, с которым я много говорил и вынес впечатление, что он теперь искренний сторонник Святейшего. Некоторую автокефальность, по-видимому, защищает митрополит Антоний, который теперь тоже очень сдал. К сожалению, владыки карловацкие поздно пришли к мысли признать Церковь в самой России: они думали, что если они убежали, то по ту сторону границы уже не осталось ничего ценного, что стоило бы беречь. Теперь, по-видимому, настроение и там переменилось. К числу автокефалистов принадлежит и митрополит Платон. Вот и все, что знаю из жизни загранич церкви. Не знаете ли чего о церковных делах в России, о Святейшем и владыке Кирилле. Прося Ваших молитв и благословения, имею честь быть Вашим послушником И.А.СтратоновЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 29. Л. 52-53. Автограф. Письмо не датировано, но его со всей определенностью можно отнести к концу декабря 1924 г. или началу января 1925 г. (в канун Рождества), поскольку в нем явно идет речь о заграничном Церковном Соборе 4-17 октября (ст. ст.) 1924 г. Именно тогда и прозвучал вопрос об отделении заграничной Русской Церкви от Московской Патриархии.5 Христос Воскресе! Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Поздравляю вас с праздником Св Пасхи, от души желаю Вашему Высокопреосвященству всего наилучшего. К великому празднику нас всех постигло тягчайшее испытание: не стало Святейшего. Беспокойство за судьбы родной Церкви невольно овладевает, когда сознаешь, как много у Русской Церкви внешних и внутренних врагов, и невольно боишься, чтобы они не воспользовались этим переходным моментом для нанесения нового удара по Церкви. Далеко обстоит дело, не стоят благополучно и за пределами Совет России. Мне дподлинно известно, что некоторые круги питают мысль об отделении заграничной церкви от российской церковной власти. Они питали эти мысли и тогда, когда был жив Святейший. Настоящий момент для них удобен, чтобы снова поднять этот вопрос: ведь не стало лица, которое бы могло покрыть своим личным авторитетом церковное единение. Я очень и очень боюсь новых испытаний. Сейчас собираюсь ехать в Париж. Пробуду там до конца Пасхи и постараюсь влиять, чтобы признание общей церковной власти прошло в духе единения со всей Русской Церковью! Владыка митрополит безусловно лояльнейший человек по отношению к всей церковной власти. К сожалению, нельзя того же сказать о многих других. И наш Берлинский епископ в этом направлении . Очень и очень прошу Ваше Высокопреосвященство сообщить мне самые подробные, какие только можете, сведения об организации церковного управления в Москве и те основания, на которых оно так или иначе организовано. М б, сам Святейший распорядился относительно ближайшего времени и т.д.? Мне очень важно обо всем этом иметь подробные сведения. А Вы, Ваше Высокопреосвященство, до сих пор не оставляли меня такими сведениями, да и больше других находитесь в курсе дела. Если найдете возможным, то сообщите мне по адресу: Франция, Paris, rue Daru 12. Monsier Eugenius Vdovenko (Вдовенко) pour professeur Stratonov. Заранее приношу Вам самую глубокую благодарность! Ваше Высокопреосвященства нижайший послушник И.А.Стратонов P.S. Не имеете ли сведений о владыке Кирилле?ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 29. Л. 13. Автограф. Письмо не датировано, но время его написания легко устанавливается — после смерти Патриарха Тихона (7.04.1925) и в канун или же сразу после Пасхи, которая праздновалась в 1925 г. 19 апреля.6 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Ваше весьма интересное письмо получил. Однако оно меня не застало в Париже. Было мне переслано в Берлин. Сведения, изложенные в нем, мною тотчас были сообщены митрополиту Евлогию. Он переживает ужасные минуты в предчувствии того, что за границей произойдет форменный раскол Церкви. Есть слухи, что мит Антоний приезжает в Париж. Очевидно, для оказания давления на мит Евлогия, который желает сохранить единение с Росс Церковью. В Карловцах уже прошлой осенью поднимался вопрос от временной автокефалии. Теперь для этого еще больше поводов при отсутствии причин и прав на это. Владыка Евлогий так дручен, что мне его просто было жаль. Поэтому я, м б, не сделал всего, что можно было бы сделать в целях удержания его от солидарности с Карловацким Синодом на случай осложнений. Однако мы договорились до того, что он в случае чего уйдет с архиерейского собора и не подчинится Синоду. Мы условились, что он опору будет искать в этом случае в Вас, Владыко, и во Владыке Елеферии29. Как бы Вы посмотрели на это. И как бы Вы отнеслись, если бы пришлось выступить за единение Русской Церкви. Ужасно стало тревожно и неизвестно, что происходит там, в России. Здесь циркулируют слухи, что в самое последнее время перед смертью Святейшего подготавлялось соглашение с властями по поводу трех пунктов: 1) преподавания Закона Божия в школах, 2) открытия нескольки духовных учебных заведений, 3) ликвидация «живой церкви» в целом. Не знаю, насколько это правда! Во всяком случае убедительно прошу Ваше Высокопреосвященство, возможно по части, сообщить мне о российских делах. Приношу Вам еще раз глубокую благодарность за сведения и посылаю Вам определения Карловацкого Синода, последовавшие в связи с смертию Святейшего. Прося молитв и благословения Вашего Высокопреосвященства, имею честь быть Вашим послушником И.А.Стратонов 3 / V 925 Берлин Berlin, Borsigwalde, Wittestr. 24.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 22. Автограф.7 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Получил Ваше интересное, как и всегда, письмо. Думаю, что если у Вас прервались сношения с Москвой, то они у Вас же скорее и восстановятся. Поэтому очень и очень прошу Вас, как только что будете знать, не откажитесь сообщить и мне. Тревоги мои за Русскую Церковь, и особенно в обход ее с заграничного фланга, у меня не только не улеглись, но, наоборот, еще увеличились. Из прилагаемых к сему документов Вы увидите отношение заграничного Синода к центральной власти еще при жизни Патриарха. Что можно ждать теперь от заграничных архиереев, само собой понятно. Начало внутренней усобицы среди заграничных архиереев уже произошло. Еп Тихон, сторонник мит Антония, распространяет здесь письмо последнего на имя архиеп Кентерберийского. В этом письме, которого мне до сих пор не удалось получить (в случае получения я его немедленно перешлю и Вам), мит Антоний доказывает свое главенство над всей заграничной церковью и делает выпады против м Евлогия. Письмо это со стороны мит Антония появилось по следующему поводу: арх Кентерб по случаю смерти Пат Тихона выразил свое соболезнование письмом на имя мит Евлогия как местного епархиального архиерея и следовател в пределах своей епархии — представителя и церковной власти; это и показалось очень обидно мит Антонию. Таково будто бы содержание этого письма и обстоятельства его появления. Из протоколов Собора Вы увидите, что там допущены по отношению к Св такие выражения, при общей якобы преданности ему, что не приходится ничему удивляться. Один из молодых епископов в Белграде (или Карловцах) прямо заявил на панихиде по Святейшем, что необходимо в эмиграции избрать своего патриарха и предложил, пока провинциально, кандидатуру м Антония, который присутствовал за богослужением и ничего не возражал против такой агитации, как и не в подходяш условиях (см. рукоп № 1357 – 21 мая 1925). Ваше Высокопреосвященство, если будете иметь возможность, то перешлите мною копии в Москву. Об этом очень Вас прошу. Там должны знать, что здесь происходит. Само собою разумеется, все эти сведения будут там полезны. Как только буду иметь что-ли, сейчас же Вам отпишу. Прошу Ваших молитв и благословения. Ваш И.А.Стратонов 26 / V 1925ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 27. Л. 24. Автограф.8 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Я уже Вам писал, что у нас циркулирует какое-то письмо мит Антония на имя архиепископа Кентерберийского. В настоящее время я получил копию этого письма. Экземпляр этой копии и препровождаю Вам. Если найдете возможным и целесообразным, направьте ее в наш церковный центр. Очень прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, изложить мне Ваше мнение по поводу этого письма, которое, мне представляется, не вполне правильно истолковывает факты и отношение Святейшего к Карловацкому Синоду и Соборам. Говорят, что кроме этого письма разослана архиереям анкета с просьбой высказаться, не находят ли они нужным в качестве местоблюстителя патриаршего престола объявить мит Антония, который, как известно, потерял уже значение первого после Патриарха иерарха Русской Церкви. Это действие окончательно, по моему мнению, если оно состоится, уронит авторитет Русской Церкви и особенно заграничных архиереев. Ваше Высокопреосвященство, я решаюсь беспокоить Вас одной просьбой. У нас в Тегеле был настоятель прот Дмитрий Троицкий. Он перевелся затем в Сербию. В настоящее время он хворает: болезнь сердца. Ему белградские профессоры советуют перейти куда-либо в равнинную страну. Он очень соскучился о русской церковности, каковой совершенно нет у сербов. Окончил он курс Казанской Духовной Семинарии. Ему лет около 40. Его здесь очень ценили. Да и мои личные впечатления от него самые лучшие. Не можете ли Вы его устроить в Вашей епархии? Если бы это было можно, то не откажите черкнуть об этом. Что нового известно Вам из России. Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник, просящий Ваших молитв и благословения И.А.Стратонов 28.VI. 925.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 45. Л. 30. Автограф.9 Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова и от всей души желаю Вам всего наилучшего. Тяжелым был истекающий 1925 г в жизни русской церкви в России и за границей. Но он проходит. Будет ли легче наступающий? Я очень рад, что между Вами и м Евлогием завязалась переписка. За это лето и осень я с ним виделся несколько раз и видел, как Владыка Евлогий ценит Ваши письма. Ему необходима поддержка, т к приходится работать в исключительно трудных условиях. Карловацкие деятели ему причиняют массу огорчений и ставят его иногда в совершенно невыносимые условия работы. М Евлогий приказывает поминать местоблюстителя, а Синод пишет, что для признания м Петра у него нет никаких оснований. М Евлогий циркулярно предписывает приходам как церковным организациям воздержаться от выборов на политический зарубежный Съезд; Синод благословляет участие приходов в таких выборах. Монархисты травят по этому поводу и др повод м Евлогия. В конце октября м Евлогий получил некоторые указания непосредственно от м Петра. Это еще больше его укрепило. В Берлине появился иеромонах Гавриил30, который был у Вас в Риге. Что можете об нем написать, Владыко? Имеете ли какие-либо сведения из России и как сами живете? Очень давно не имел Ваших интересных писем о русских делах и нижайше прошу Вас известить меня о том, что знаете. Владыка, не нашли ли бы Вы полезным предстоящим летом встретиться с м Евлогием и арх Елевферием для обсуждения вопросов, касающихся Ваших епархий вообще. Такое совещание особо верных Российской Церкви иерархов, мне кажется, могло бы иметь значение и для Карловцев. Весна и лето как-то особенно много выдвигают недоуменных вопросов и трудных положений. Прося Ваших святых молитв и благословения, имею честь быть Вашим послушником И.А.СтратоновЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 29. Л. 11. Автограф. Письмо не датировано, но в связи с упоминанием в нем о впечатлениях, которые оставил «истекающий» 1925 год, его можно датировать концом декабря 1925 г. или началом января 1926 (поскольку автор в переписке с архиеп. Иоанном мог пользоваться календарным исчислением старого стиля).10 Ваше Высокопреосвященство. У меня с митрополитом Антонием вышел разговор, в котором я коснулся упоминания Патриаршего Синода, на что мне м Антоний и еп Тихон заявили, что при Патриархе более не было никакого Синода. Иначе бы вмешался в церковную жизнь после смерти Патриарха. Они утверждали это и по отношению к 1922 г. Но относительно того времени я мог с достоверностью сказать, что Синод тогда существовал, и мог даже назвать его членов. Не знаете ли Вы что по этому вопросу? Очень обяжете, если черкнете хотя немного. Ваш покорный слуга И.А.Стратонов.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 58. Л. 211. Автограф. Письмо не датировано, но по его содержанию его можно вероятнее всего отнести к 1926 г. Описанный здесь разговор скорее всего мог произойти во время подготовки или проведения зарубежного Церковного Собора 1926 г.11 Мой адрес: Berlin W. 62. 11 b./ Witte Prof. Stratonow. Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. Приветствую Вас с праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом и желаю Вам всего наилучшего. Тяжелым был истекающий 1926 г. В этом году сбылись все мои предположения и предостережения о позиции Карловацких архиереев. Уже с конца 1925 г местный еп Тихон с ведома Карловцев, а м б, и по поручению их стал меня соблазнять всякими житейскими благами, чтобы публично высказался за признание Карловацкого Собора и Синода, причем он в разговоре говорил о праве Собора в Карловцах даже судить местоблюстителя Патриаршего Престола. Всячески старался восстановить меня и против м Евлогия. Мне не было возможности пойти по пути предложенному. Будучи высланным отчасти как активный Тихоновец, мог ли я променять свое первородство на Карловацкю чечевичную (хотя бы и реальную) похлебку. После многих собеседований, в которых применялись самые гнуснейшие приемы ЧК, я не выдержал и открыто высказал свою точку зрения, что Карловацкие учреждения по сравнению с Московскими ничто и что для меня не может быть вопроса, на чью сторону встать, если разгорится борьба. Тогда разными угрозами желали добиться моего нейтралитета. И это им не удалось. Тогда были пущены в ход гнуснейшая клевета и провокация. Я, желая оставаться в области строго принципиальной борьбы, не подал вида, что меня эта клевета забывает, и когда мне представили соответствующий материал для дискредитирования моих противников, я его совершенно отверг. Все германские приходы разделили мою точку зрения. Лишь ничтожная группа приверженцев Высшего М Совета осталась с Тихоном и Карловчанами. Многие из членов этого учреждения перешли на нашу сторону и сообщили, как велика была злоба в противоположном лагере. Ваше Высокопреосвященство, у Вас действует автономия и автономные церковные органы. Не будете ли добры сообщить мне положение об автономии и органах церковного управления в Вашей Церкви. Мне очень это нужно. Очень интересуюсь и Вашей точкой зрения на церковную смуту. Не откажитесь сообщить и о церковных новостях из России. М Евлогий во многом виноват и сам. Но он поставлен Св Патриархом и его приходится поддерживать. Прося Ваших молитв и святительского благословения, имею честь быть послушником Ваше Высокопреосвященства. И.А.Стратонов P.S. Не можете ли сообщить мне сведения о иеромонахе Гаврииле, бывшем у Вас в Риге и служившем в часовне. Единственный сторонник еп Тихона из всего германского клира.ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. № 29. Л. 85. Автограф. Письмо не датировано, но аналогично письму № 9 оно может быть отнесено к концу декабря 1926 г. или началу января 1927 г.12 Ва


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шпора Гистология (ЯГМА)
Реферат Діагностика пізнавальних можливостей учнів у навчанні історії
Реферат Срок выплаты страхового возмещения. Правомерные действия, освобождающие от обязанности возмещения причиненного вреда
Реферат Вхождение Северного Причерноморья Крыма и Правобережной Украины в состав России
Реферат Философские проблемы современной техники в работах К. Ясперса
Реферат Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры
Реферат Аналіз регуляторного впливу рішення Нікопольської міської ради «Про затвердження Положення про Нікопольський територіальний центр соціального обслуговування (надання соціальних послуг) у новій редакції»
Реферат Договор на выполнение работ подряд на основе материалов УП Минский вагоноремонтный завод
Реферат Испанский язык сегодня и завтра
Реферат Теория информатика
Реферат Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя "Ревизор"
Реферат Зачем нам нужны налоги
Реферат «Очарованный странник» Н.С. Лескова
Реферат Учение Уильяма Стэнли Джевонса (1835 - 1882) и развитие его идей Френсисом Исидро Эджуортом (1845
Реферат Понятие и система экологического права