ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Основы социального прогнозирования» на тему «Прогнозирование развития здравоохранения на примере муниципального образования Наро-Фоминского муниципального района Московской области» Исполнитель: Фокеева О.В. Специальность ГиМУ Группа 518 № зачетной книжки 02 мгб 2665 Руководитель: Артемов С.В.Москва 2006 Содержание: Стр. Введение. 2 1. Роль здравоохранения в социальной сфере, в повышении уровня и качества жизни населения 5 1.1. Характеристика здравоохранения как объекта прогнозирования.1.2. Система показателей прогноза здравоохранения 69 2.Основные направления совершенствования системы управления и планирования в здравоохранении 13 2.1. Правовые основы системы управления охраной здоровья населения на муниципальном уровне и структура управления здравоохранением. 13 2.2. Система единого стратегического и тактического планирования в здравоохранении. 15 2.3. Характеристика медицинских учреждений на муниципальном уровне. 16 2.4. Основные проблемы развития здравоохранения 17 3. Анализ современного состояния здравоохранения муниципального образования. 20 3.1. Анализ развития здравоохранения в РФ, МО и муниципальном образовании 20 3.2. Тенденции развития здравоохранения на муниципальном уровне и направления их совершенствования и пути изменения. 27 3.3. Факторы, влияющие на прогнозные показатели развития здравоохранения. 28 4. Прогнозные показатели развития здравоохранения (расчеты отдельных показателей развития здравоохранения и анализ). 31 Заключение 37 Список литературы. 38 ВВЕДЕНИЕ Здравоохранение представляет собой динамично развивающуюся отрасль: постоянно разрабатываются новые лекарственные препараты и методы лечения, появляется возможность лечить ранее неизлечимые болезни. Однако все это приводит к удорожанию медицинских услуг. Демографические сдвиги, происходящие в современном обществе в подавляющем большинстве развитых стран мира, характеризуются ростом ожидаемой продолжительности жизни, а также снижением смертности и рождаемости. Результатом данных процессов является старение населения и рост коэффициента демографической нагрузки, что, в свою очередь, также приводит к дополнительной нагрузке на бюджет соответствующего государства, поскольку требует ежегодного увеличения средств, выделяемых на социальное обеспечение и, в частности, на медицинское обслуживание. В данной ситуации особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности системы финансирования здравоохранения. Управление системой медицинского обслуживания населения является важнейшим направлением социальной политики местной администрации, определяющей комфортность проживания населения на территории. Для формирования комплексной программы развития, оптимизации ресурсного обеспечения необходимо понять структуру объекта и рычаги воздействия на него со стороны местной администрации, исследовать состояния и спрогнозировать развитие системы здравоохранения. Основным источником финансирования здравоохранения остается обязательное медицинское страхование (ОМС)1. Реальные поступления по программе ОМС определяются установленными нормативами, зависят от численности населения и поступлений от страхователей, а также фактического количества обратившихся. В части ОМС местная администрация выполняет, прежде всего, функции контроля соблюдения законодательно установленных правил накопления и использования средств. Механизмом привлечения дополнительных ресурсов является добровольное медицинское страхование (ДМС)2. Для его задействования необходимо определить наиболее эффективные формы ДМС, выделить факторы мотивации участия в программах ДМС физических лиц и корпоративных клиентов, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентно способность местных медицинских учреждений и их услуг. Цель данной работы – проанализировать развития здравоохранения на примере муниципального образования «Наро-Фоминский муниципальный район Московской области» и обосновать важнейшие направления его совершенствования. Исходя из этого, основные задачи, которые я поставила перед собой, является следующее:Оценить роль здравоохранения в социальной сфере, в повышения уровня и качества жизни населения.Проанализировать современное состояние здравоохранения в муниципальном образовании.Рассмотреть тенденции развития здравоохранения и пути их совершенствования. Анализ развития здравоохранения является актуальной задачей, так как в данной отрасли наблюдаются проблемы управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Началом решения перечисленных проблем стало выступление 5 сентября 2005 г., на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета В.В. Путина. Он заявил3: «Здравоохранение, образование, жилье. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала….Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России». Данное заявление нашло отражение в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р. С этого момента правительство взяло курс на внедрение в жизнь приоритетных национальных проектов, одним из которых стал национальный проект «Здоровье». В моей работе представлены четыре главы. В первой главе рассказывается о роли здравоохранения, во второй главе рассматриваются структура его управлением и социально-экономические показатели, в третьей главе дан сравнительный анализ развития и тенденции, пути изменения, в четвертой главе – даются расчеты прогнозных показателей и их анализ. В заключении представлены выводы. Объектом моей работы является охрана здоровья населения муниципального образования «Наро-Фоминский муниципальный район Московской области», а предметом анализ развития здравоохранения.^ 1. Роль здравоохранения в социальной сфере, в повышении уровня и качества жизни населения Выступая на заседании президиума Госсовета 2 апреля 2003 года Президент РФ отметил4: «Обязательное медицинское страхование – это сложная и социально чувствительная сфера. Поэтому все принимаемые решения должны быть обоснованными и просчитанными. Только тогда они смогут реально повысить уровень нашей медицины, обеспечить ее доступность для самых широких слоев общества. Хотел бы в связи с этим обратить внимание на ряд принципиальных моментов. Первое – это укрепление финансовой базы страхования. Нам важно создать работающую схему, обеспечивающую баланс ресурсов и обязательств системы медицинского страхования. Жизнь показала непродуктивность финансирования лечебных учреждений по количеству койко-мест и численности персонала. Здесь нужен иной критерий – оказание услуг конкретному человеку. Полагаю, это будет выгодно всем – и пациентам, и медикам. Второе направление – это единая система стандартов, на которую должна опираться страховая медицина. При этом особенно важно определить гарантированный набор медицинской помощи для пенсионеров и детей. Третье, что следует учитывать, это гарантии равенства прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Нужно стремиться к тому, чтобы она была одинаковой по объему во всех субъектах Федерации. И, конечно, каждый гражданин должен быть проинформирован, какие бесплатные услуги и в каких учреждениях он имеет право получать». По данным Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения)5, высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%)6, болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн человек. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е7. На решение важнейших проблем здравоохранения направлены: 1. Приоритетный национальный проект «Здоровье» на федеральном уровне. 2. Московская областная программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. 3. Областные целевые программы по вопросам здравоохранения: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2003-2007 годы»; «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области на 2003-2008 годы»; «Дети Подмосковья»; «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их незаконному обороту на территории Московской области на 2002- 2004 годы». «О мерах по предупреждению распространения в Московской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002 – 2007 годы 4. Муниципальная целевая программа «Социальная поддержка населения Наро-Фоминского района»^ 1.1.Характеристика здравоохранения как объекта прогнозирования Что представляет собою объект прогнозирования, т.е. какова структура сферы здравоохранения в Московской области и муниципальном образовании? Медицинские учреждения в средних и даже крупных городах, как правило, представлены многопрофильной поликлиникой (лечебно-профилактическое учреждение - ЛПУ), стоматологией, несколькими или одним стационаром, пунктом скорой медицинской помощи. В систему здравоохранения Московской области (рис.1)8 входят также аппарат управления данной сферой (например, Комитет здравоохранения), центр госсанэпидемнадзора, возглавляемый главным санитарным врачом, аптеки (в т.ч. расположенные при поликлиниках), врачебно-фельдшерские центры предприятий, организаций и учреждений. На территории Московской области могут быть также расположены медицинские образовательные учреждения, научно-исследовательские центры, частные фирмы, оказывающие медицинские услуги. В отношении учреждений здравоохранения органы местного самоуправления имеют следующие рычаги управления9: осуществляют антимонопольный контроль; создают организационно-экономические условия для развития частной системы оказания медицинских услуг (местные органы при этом содействуют подбору помещения, рассчитывают ставки арендной платы, определяют льготы и пр.); непосредственно осуществляют или координируют контроль качества медицинских услуг, оказываемых населению учреждениями государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, а также практикующими врачами; могут осуществлять контроль целевого расходования средств, поступающих от населения или территориального фонда ОМС в страховые организации (например, некоторые страховщики привлекают резервы ОМС для оплаты возмещений по ДМС); являются пользователями аналитических отчетов, содержащих выводы: о тенденциях и причинно-следственных связях медико-демографической ситуации в Московской области (рождаемость, смертность и ее причины); об общей заболеваемости и ее структуре в статике и динамике, в общем по Московской области, в разрезе отдельных районов, промышленных предприятий и учреждений (например, мониторинг здоровья детей дошкольного возраста, первоклассников и выпускников): данные по «управляемым инфекциям», заболеваемость которыми зависит от прививочной работы и др. Полученные сведения используются местными администрациями для принятия управленческих решений в области экологии, строительства, развития новых производств и т.д. регулируют цены и льготы при расчетах со страховыми организациями (для муниципальных ЛПУ, работающих в системе ДМС), предприятиями, населением; финансируют в соответствии с законодательством функционирование ряда медицинских учреждений; рассматривают обращения об оказании разовой материально-технической помощи бюджетным учреждениям здравоохранения Система здравоохранения Управление здравоохранения Центры государственного санитарно-эпидемиоло- гического надзора Амбулаторно-поликлинические учреждения Стационары Научно-исследовательские учреждения Станции скорой помощи Многопрофильные (поликлиники, больницы) Медицинские высшие и средние учебные заведения Специализированные (диспансеры, родильные дома, женские консультации, стоматологические клиники, реабилитационные центры, психоневрологические дома, госпитали, диагностические центры) Санаторно-оздоровительные учреждения (санатории-профилактории, пансионаты и пр.) Врачебно-фельдшерские пункты 1. на крупных промыш-ленных предприятиях; аптеки 2. в детских садах; 3. в школах; 4. в учреждениях социальной защиты; 5. в домах престарелых; 6.в домах отдыха; 7. в др.организациях Частные лечебные организации (офтальмологические центры, стоматологии, хосписы. рис.1. Построение системы здравоохранения на территории Московской области Источниками финансирования здравоохранения Московской области являются10: перечисление страховых медицинских организаций как оплата за предоставленные медицинские услуги застрахованным по: базовой программе обязательного медицинского страхования (амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь), добровольному медицинскому страхованию, осуществляемому гражданами и предприятиями. средств федерального бюджета на оплату медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, в т.ч. дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Минсоцразвития РФ; расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь по перечню. бюджетные расходы всех уровней на льготное лекарственное обеспечение и протезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, детскими санаториями и другими специализированными медучреждениями; добровольные взносы и пожертвования юридических (например, обществами красного креста) и физических лиц; банковские кредиты и другие формы привлечения инвестиций (например, в форме лизинга медицинского оборудования) - только для небюджетных учреждений; оплата населением платных услуг (частных стоматологий, центров планирования семьи, клиник и пр.). Бюджет на здравоохранение Московской области зависит от подушевых нормативов, отражающих размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека, формируется органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания в соответствии с методическими рекомендациями. Основным источником финансирования государственных учреждений здравоохранения являются страховые возмещения по программе ОМС. Средством балансирования центров убытков и создание профит-центров в системе здравоохранения является добровольное медицинское страхование (ДМС), которое может выражаться в различных формах. Развитие ДМС ограничено платежеспособностью населения. Мировой опыт показывает, что медицинская страховка покупается с готовностью, если ее стоимость составляет менее 5%11 годового дохода страхователей. Поэтому важно мотивировать и привлечь в ДМС корпоративных клиентов. С другой стороны, цены на услуги по системе ДМС, аналогичные входящим в программу ОМС, могут регламентироваться органами местного управления.^ 1.2. Система показателей прогноза здравоохранения При определении основных показателей развития здравоохранения на плановый период привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, а также сведения о состоянии здоровья населения, расчетные данные о действующей сети лечебно-профилактических, санитарно-профилактических, аптечных санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха с разбивкой этих данных по формам собственности, городской и сельской местности. Осуществляется анализ возможностей отечественной медицинской промышленности, уровни медицинского обслуживания по регионам страны, определяются районы и виды лечебной помощи, которые должны получить преимущественное развитие в плановом периоде. Основными показателями, используемыми в плановых расчетах являются: число больничных коек, эффективность их использования, количество врачебных должностей. Число больничных коек и врачебных должностей в определенной мере позволяет судить о состоянии обеспеченности населения важнейшими видами медицинской (амбулаторно-поликлинической и больничной помощи). Вместе с тем, эти показатели используются при планировании развития сети медицинских учреждений, определении численности обслуживаемого персонала, для выделения материально-технических и финансовых ресурсов. «Больничная койка» и «Врачебная должность» являются исходными для определения ассигнований, расхода медикаментов, оборудования, инвентаря, продуктов питания и других предметов снабжения, а также нормативов медицинского снабжения. Обеспеченность населения больничными койками определяется на 10000 жителей на конец планируемого периода. Показателем сети амбулаторно-поликлинических учреждений является их мощность, измеряемая числом посещений в смену. Потребность населения в больничных койках для каждого субъекта федерации рекомендуется определить по формуле12: где: К — число среднегодовых коек; Н — численность населения; Р — уровень госпитализации населения; П — среднее число дней пребывания больного на койке; Д — число дней использования койки в году. Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (т.е. их пропускная способность) на плановый период определяется исходя из принятых на указанный период норматива мощности этих учреждений в смену в расчете на 100 или 10000 жителей и численности населения. При отсутствии этого норматива — на основании планируемых на данный период норматива числа врачебных посещений в расчете на одного жителя в год, численность населения, числа дней работы амбулаторно-поликлинических учреждений в году и коэффициента сменности их работы в день. Расчет может производиться по следующей формуле13: или , где: М — мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену; А — норматив мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в смену в расчете на 1000 или 10000 жителей; Н — численность населения; В — норматив числа посещений на одного жителя в год; Д — число дней работы амбулаторно-поликлинических учреждений в году; К — коэффициент сменности работы амбулаторно-поликлинических учреждений в день. Развитие сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений предусматривается за счет их нового строительства. Поэтому прирост сети этих учреждений должен соответствовать или быть больше их вывода (в связи с необходимостью замены пришедших в негодность зданий больниц, диспансеров, родильных домов, поликлиник, амбулаторий). Число врачебных должностей на плановый период определяется по нормативам на принятые приросты сети здравоохранения и численности населения с учетом ожидаемого наличия врачей, а базисного года — по занятым должностям (включая должности, временно занятые средним медицинским персоналом). Объемы медицинской помощи, предоставляемой населению субъекта РФ бесплатно, определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек (на год)14: Амбулаторно-поликлиническая помощь (норматив посещений – 9198, в т.ч. по базовой программе – 8458 посещений; норматив количества дней лечения в дневных стационарах, в стационарах дневного пребывания и стационарах на дому – 749, в т.ч. по базовой программе – 619 дней). Стационарная помощь (норматив объема помощи составляет 2812,5 койко-дня, в т.ч. по базовой программе – 1942,5 койко-дня). Скорая медицинская помощь (норматив – 318 вызовов). В таблицу 1 поместим все основные показатели здравоохранения. Основные показатели здравоохранения приведены в таблице1.15. Таблица1. Основные показатели здравоохранения. № Показатель 1. Численность врачей всего, тыс. на 10000 населения 2. Численность среднего медицинского персонала всего, тыс. на 10000 населения 3. Число больничных учреждений, тыс. 4. Число больничных коек всего, тыс. на 10000 населения 5. Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, тыс. 6. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену) всего, тыс. на 10000 населения 7. Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и число учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, тыс. 8. Число фельдшерско-акушерских пунктов, тыс. Цены на услуги в системе ДМС рассчитываются по формуле16: где: S - действующий тариф на услугу по городской программе ОМС;ki -коэффициент, учитывающий затраты ЛПУ, связанные с эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования и другой уставной деятельностью, и дифференцирующийся в зависимости от возраста пациента, оказываемых услуг (патолого-анатомические, стоматологические, амбулаторно-поликлинические); N - нормативный срок лечения пациента; Т - количество койко-дней сверх нормативного пребывания;k2i - надбавки, устанавливаемые в процентном отношении к сумме затрат, указанных выше, за условия повышенной комфортности, предоставляемые по желанию пациента, например, одноместная палата - 25% (k2=0,25), телевизор - 10% (k2=0,1) и пр; R - предельный норматив рентабельности;D - дополнительные услуги за предоставляемый транспорт, привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост, индивидуальное питание и др. (оплачиваются по счету, выставляемому пациенту по факту оказанных услуг). Прогнозирование по основным показателям здравоохранения можно выполнить методами Скользящего среднего, экспоненциального сглаживания, методом регрессии. В данной работе использовался метод регрессии заложенный в виде функций табличного редактора Excel. Каждый из методов регрессии оценивает взаимосвязь фактических данных наблюдений и других параметров, которые зачастую являются показателями того, когда были сделаны эти наблюдения. Это могут быть как числовые значения каждого результата наблюдения во временном ряду, так и дата наблюдения. Приведем описание работы с функциями ТЕНДЕНЦИЯ, РОСТ. Составление линейных прогнозов: функция ТЕНДЕНЦИЯ Использование функции рабочего листа ТЕНДЕНЦИЯ — это самый простой способ вычисления регрессионного анализа. Предположим, результаты ваших наблюдений внесены в ячейки А2:А4, а годы расположены в ячейках В2:В7. Выделите ячейки С2:С7 и введите следующую формулу, используя формулу массива:^ =ТЕНДЕНЦИЯ (А2:А4;В2:В4;В2:В7) Первый аргумент — А2:А4— определяет данные наблюдений базовой линии (известные-значения-у); второй аргумент — В2:В4 — определяет временные моменты, в которые эти данные были получены (известные-значения-х). Значение В2:В7 является новым значением-Х и определяет время, которое связывается с перспективной оценкой. Excel вернет в ячейки С5:С7 прогноз на временные моменты с 2007 по 2009 годы. Данный прогноз будет базироваться на связи между данными наблюдений базовой линии диапазона А2:А4. Составление нелинейного прогноза: функция РОСТ Функция ТЕНДЕНЦИЯ вычисляет прогнозы, основанные на линейной связи между результатом наблюдения и временем, когда это наблюдение было зафиксировано. Однако, если линия резко изгибается в одном из направлений, то это означает, что взаимосвязь показателей носит нелинейный характер. Существует большое количество типов данных, которые изменяются во времени нелинейным способом. В случае нелинейной взаимосвязи функция Excel РОСТ поможет получить более точную картину направления развития здравоохранения, чем функция ТЕНДЕНЦИЯ.^ 2. Основные направления совершенствования системы управления и планирования в здравоохранении ^ 2.1. Правовые основы системы управления охраной здоровья населения на муниципальном уровне и структура управления здравоохранением Согласно статьи 15 пункта 12 №131-ФЗ17 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится «Организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Структура управления здравоохранением в Московской области притерепела изменения и на данный момент основным принципом формирования является единство целей деятельности на областном и муниципальном уровнях. В 2001 году Главное управление здравоохранением Московской области преобразовано в Министерство здравоохранения Московской области. С Министерством здравоохранения Московской области согласовываются кандидатуры на должности руководителей муниципальных органов управления здравоохранением. Структура и численность муниципальных органов управления здравоохранением формируются в соответствии с методическими рекомендациями Главного управления здравоохранением и Управления государственной и муниципальной службы Московской области «О формировании органов управления здравоохранением администраций муниципальных образований» от 20.11.2000 г. №1-45/1402 исх. При Министерстве создан отдел взаимодействия с муниципальными образованиями для координации работы муниципальных органов здравоохранения. Проведена интеграция нескольких муниципальных систем оказания медицинской помощи в единое медицинское образование – медицинский округ. В настоящее время в области созданы 12 медицинских округов, возглавляемые Координационными советами. Координация межотраслевой, межведомственной деятельности в области здравоохранения осуществляется Координационным советом по охране здоровья при Губернаторе Московской области18, Координационным советом по делам инвалидов при Правительстве Московской области19; Московскими областными межведомственными Комиссиями: по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, по безопасности дорожного движения. С 2000 года заключаются и реализуются трехсторонние соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Правительством Московской области по вопросам обеспечения населения медицинской помощью. Министерством здравоохранения Российской Федерации оказывается помощь в реализации мероприятий федеральных целевых программ в сфере здравоохранения на территории Московской области, организуется лечение больных в учреждениях здравоохранения федерального уровня, проводится подготовка специалистов в федеральных учебных заведениях, осуществляется проведение прикладных медицинских исследований и др. Проводятся коллегии Министерства здравоохранения Московской области в целях совершенствования организации медицинской и лекарственной помощи населению, решения вопросов управления и финансирования учреждений и организаций здравоохранения. На уровне Наро-Фоминского муниципального района, как сказано выше, управление здравоохранением осуществляет Комитет по охране здоровья населения Наро-Фоминского муниципального района в рамках 11 Медицинского округа Московской области. Сеть муниципальных лечебно-профилактических учреждений представлена 7 районными больницами20, специализированной стоматологической поликлиникой, станцией «Скорой медицинской помощи», 12 амбулаторий, 21 фельдшерско-акушерский пункт. Стационарная медицинская помощь оказывается по 23 профилям. В районе проводится работа по привидению уровня медицинского облуживания в соответствии с потребностями населения, дальнейшему развитию материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.^ 2.2. Система единого стратегического и тактического планирования в здравоохранении Основой системы является ежегодно утверждаемая Правительством Московской области комплексная программа социально-экономического развития Московской области на соответствующий финансовый год и принимается Московской областной Думой Закон «О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области»21. С 2000 года с учетом целей социально-экономического развития Московской области, федеральных программ, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов в здравоохранении и оценки эффективности их использования, формируются Московская областная программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, областные целевые программы по вопросам здравоохранения за счет финансовых средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджетов всех уровней. Совершенствуется областная законодательная и нормативно-правовая база здравоохранения. Начиная с 2001г. расходы бюджетов здравоохранения муниципальных образований Московской области, а с 2002 г. и областного бюджета здравоохранения, формируются на основе нормативов бюджетной обеспеченности, ежегодно утверждаемых законодательно. Принят закон Московской области «О здравоохранении в Московской области»22, устанавливающий принципы государственного регулирования и финансово-экономическую основу деятельности областной системы здравоохранения и ее субъектов, основы управления отраслью как единой системой. Осуществляется планомерная подготовка и восполнение врачебных кадров, проводится целевое направление абитуриентов для обучения в высшие медицинские учебные заведения. За последние годы число учебных заведений, с которыми заключаются договоры о целевой подготовке специалистов, увеличилось в два раза. Во исполнение постановления Правительства Московской области «О подготовке врачебных кадров для Московской области»23 создан Московский медицинский факультет в Московском государственном медико-стоматологическом университете, где по целевым направлениям обучаются 90 студентов за счет средств областного бюджета.^ 2.3. Характеристика медицинских учреждений на муниципальном уровне Население Наро-Фоминского муниципального района обслуживают24: 1. МУЗ «Наро-Фоминская районная больница №1» 2. МУЗ «Петровская районная больница №3» 3. МУЗ «Районная больница №5» пос. Селятино 4. МУЗ «Апрелевская районная больница №6» 5. МУЗ «Кокошкинская больница №2» 6. МУЗ «Верейская районная больница №4» 7. Районный роддом. Мощность стационаров составляет 1165 коек, в составе больниц 12 амбулаторий, 21 ФАП. Специализированную медицинскую помощь оказывает МУЗ «Наро-Фоминская станция скорой медицинской помощи» с пятью подстанциями, МУЗ «Наро-Фоминский противотуберкулезный диспансер» на 50 коек, МУЗ «Наро-Фоминская станция переливания крови», МУЗ «Наро-Фоминская стоматологическая поликлиника». Для лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений в районе работают 15 аптек, 12 аптечных пунктов, 11 аптечных киосков различных форм собственности. Лечение больных, страдающих онкологическими заболеваниями, проводятся в МРНЦ РАМН г. Обнинск, по договору между администрацией Наро-Фоминского района и МРНЦ РАМН, для ликвидаторов ЧС пролонгирован договор на лечение их в клиниках Института Курортологии Министерства здравоохранения РФ. В целях обеспечения доступности медицинской помощи организованы выездные медицинские осмотры сельского населения, возрождена практика выездных приемов узкими специалистами. Район активно сотрудничает с Московским областным детским диагностическим центром и МОНИКИ, специалисты которых ведут прием населения на базе муниципальных учреждений. В Наро-Фоминском районе функционирует 5 раздаточных пунктов детского молочного питания. В деятельности ЛПУ активно развивается профилактическое направление. На реализацию мероприятий по охране здоровья населения в рамках муниципальной целевой программы «Дополнительная поддержка жителей Наро-Фоминского района на 2005год»25 израсходовано 6228,5 тыс. руб., в том числе: на проведение вакцино-профилактики против гриппа и ОРВИ – 1,7 млн. руб.; на лечение больных в Медицинском радиологическом научном центре г. Обнинска – 769,7 тыс. руб.; 3,1 млн. руб. на приобретение детского молочного питания детям до 2 лет.^ 2.4. Основные проблемы развития здравоохранения Необходимость в реформировании российской системы здравоохранения на д