«Проблемы невербальной коммуникации»Цель дисциплины: изложение основных проблем и тем невербальной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией; развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений невербального коммуникативного поведения в различных культурах; формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.Содержание дисциплины.Тема 1. Введение. Теоретические и методологические основы невербальной коммуникации. Определение предмета и объекта невербальной коммуникации как науки, ее функции и задачи. Введение основного понятийного аппарата: процесс общения, вербальная, невербальная коммуникация, кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика. Составление краткого терминологического словаря базовых понятий.Тема 2. Коммуникативный процесс как единство вербальной и невербальной систем. Рассмотрения коммуникативного процесса. Специфические особенности и отличия вербальной и невербальной коммуникации. Взаимодействие вербальных и невербальных элементов коммуникации в речевом акте.Тема 3. Знаковая природа невербальных компонентов. Определение «знака». Классификация знаков по способу выражения значения и характеру смысловой нагруженности: иконические знаки, знаки-индексы, знаки символы. Знаковая система невербальной коммуникации: оптико-кинесическая система, паралингвистическая и экстралингвистическая система, организация пространства и времени коммуникативного процесса. Тема 4. Функции невербальных средств общения. Эмотивная, волюнтативная, коммуникативная, апелятивная и репрезентативная функции невербальных знаков. Функции жестов педагогическом процессе. Различные классификации функций невербальных средств общения^ Тема 5. Невербальные элементы коммуникации: кинесика Понятие кинесики. Классификация жестов, их особенности, отличительные черты: жесты-иллюстраторы; конвенциональные жесты; модальные жесты; жесты, используемые в различных ритуалах. Поза, мимика, походка, окулистика. Назначение кинесических элементов коммуникации.^ Тема 6. Невербальные элементы коммуникации: паралингвистика. Понятие паралингвистики. Классификация паравербальных средств: скорость речи, громкость, артикуляция, высота голоса, режим речи. Экстралингвистические средства: вдох, смех, плач, кашель. Назначение паравербальных средств коммуникации. ^ Тема 6. Невербальные элементы коммуникации: такесика. Понятие такесики. Классификация тактильных элементов коммуникации: профессиональные прикосновения, ритуальные прикосновения, дружеские, любовные прикосновения. Назначение тактильных элементов коммуникации. Понятие сенсорики.^ Тема 7. Невербальные элементы коммуникации: проксемика. Понятие проксемики. Классификация проксемических элементов крммуникации: интимная зона, личная зона, социальная зона, публичная зона. Понятие хронемики. Полихронная и монохронная модели использования времени.^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ОПК-6). Магистрант также должен овладеть следующими специальными компетенциями: - владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке (СК-1); - способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке (СК-2); - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения в соответствии с социо - и лингвокультурными особенностями изучаемого иностранного языка (СК-3); - владеет знаниями о языковом строе в целом и отдельных языковых уровнях: фонетической системе, грамматической системе, словарном составе, стилистических особенностях (СК-4).5. Разработчики: Кустова Анна Евгеньевна, доцент кафедры романских языков ИИЯ УрГПУ, канд. пед. наук, доцент Эксперт: Сергеева Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры немецкого языка и методики его преподавания УрГПУ