М О У Гридинская основная общеобразовательная школа. « Истоки » 5 класс урок на тему « Путешествие в мир иконы « Живоначальная Троица » Учитель: Петрина Е.Н.Тема занятия: Икона « Живоначальная Троица». Цель: Донести до учащихся духовный смысл иконы, которая является вершиной русских иконописных традиций. Познакомить с русским живописцем Андреем Рублёвым. Научить с помощью языка символов и красок раскрывать сюжет и идею. Воспитать уважение к православным традициям.Оборудование: Иллюстрация с картины Рублёва « Пресвятая Троица» Красный угол в крестьянских хоромах (имитация красного угла с иконами). Запись колокольного звона. Колокольчик. Иллюстрации учащихся. Слова из Библии: « И пребывает сил три: Вера, Надежда, Любовь. Но любви из них больше.^ Ход занятия. Звучит музыка, учащиеся входят в кабинет рассаживаются по местам. Учитель читает отрывок из Н.Гумилёва: Точно благовест твой, весна По весёлым идёт полям, А весною на крыльях сна Прилетают ангелы к нам.^ Беседа с классом. Присоединение учащихся к теме. - Посмотрите вокруг себя и скажите , и скажите что необычного в кабинете. ( В углу у доски полка с иконами) - Как это место называлось в крестьянских хоромах? - Что такое икона? Икона это окно в духовный мир. В ней библейский сюжет. Это та же Библия , только написанная не словами , а красками. Икона учит любви и единению. Крестьянские хоромы , Красный угол – чудо. - Какие ещё чудеса вы знаете? ( учащиеся показывают рисунки и вешают их на доску. 3.^ Новая тема. Учитель обращает внимание на иллюстрацию с картины Рублёва. Это тоже одно из чудес России. А почему? – Вот на этот вопрос мы и попробуем ответить. Сергий Радонежский в Житии писал :…( дети читают в тетради его слова на стр. 3. А учитель – слова на доске.).Рассказы о С. Радонежском, Рублёве, подготовленные учащимися .Работа над определениями к слову Троица. С. Радонежский и сам Рублёв называют Троицу Пресвятой. - Почему Пресвятая , а не просто Святая ? Какое значение придаёт приставка «пре» слову «Святая» ? 6. ^ Рассматривание иконы. Что сразу бросается в глаза при первом беглом взгляде на икону ? Почему это ангелы? Какого цвета крылья у ангелов ? Чем они похожи ? Чем отличаются герои ? ( чтение стр. 81-82 учебника).^ 7 Работа в тетради – активное занятие « Звенящие краски иконы»8.Продолжение беседы. - О чём они могут беседовать ? ( табличка со словом соборность). -Какие позы у героев ? ( табличка со словом трон ). - Что в руках у них ? (табличка со словом жезл ). - Что на столе ? ( табличка со словами жертвенная чаша , престол). - Где видны круглые формы ? ( табличка со словом нимб ). - Что окружат ангелов ?^ 9. Работа в тетради -активное занятие. « Путешествие в мир иконы» ( стр. 5)10. Ресурсный круг. - Почему Рублёвская «Пресвятая Троица » - это чудо ? ( Начать так « Я отношу икону « Святая Троица» к одному из чудес России, т. как ….) Передаём колокольчик.11. Составим свой круг чудес. Бог Отец , Бог Сын , Бог дух святой изображены Рублёвым как обычные люди. Следовательно , человек – это чудо ( пишем это слово вверху над рисунками).Дом , Семья , Храм – всё это объединяет любовь и согласие ( соборность, которые характеризуют Троицу )Д.З. тетрадь стр. 4 задание 3.